УДК 348.94
Хохлов Александр Игоревич Alexander Khokhlov
Булах Евгений Васильевич Evgeny Bulakh
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
TERMS AND POLITICAL BACKGROUND OF THE OLYMPIC MOVEMENT
Предпринята попытка дать оценку политической ситуации в странах Европы, на фоне которой возникла идея возрождения Олимпийских игр. Охарактеризованы исторические предпосылки Олимпизма, вытекающие из военных действий, развернутых в Европе в описываемый исторический период, в частности, франко-прусской войны и значение поражения в этой войне Второй империи. Оценена роль спортивных обществ Франции в популяризации различных видов спорта в Третьей республике, основанных на идеях реваншизма, когда Франция начала ковать новую, физически развитую армию, перед которой незримо стояла задача когда-нибудь вновь вступить в сражение с армией теперь уже Германского союза, победить ее и вернуть в лоно Франции утраченные в 1871 г. Эльзас и Лотарингию. Описан ход событий, определивший создание международных органов Олимпийского движения, таких как Учредительный конгресс олимпийского движения, Международный олимпийский комитет и их первых лидеров. Дана оценка первому международному олимпийскому документу — Олимпийской хартии, где перечислены основополагающие принципы Олимпизма, которые изменялись, совершенствовались и дополнялись на протяжении XX столетия, и продолжают меняться, совершенствоваться и дополняться по сей день. Раскрывается место и роль идеолога и основателя современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена в создании принципов Олимпизма и дается их анализ
Ключевые слова: политическая ситуация, Франко-прусская война Олимпийские игры, Олимпийская хартия, Международный Олимпийский комитет, принципы Олимпизма
This article attempts to assess the political situation in Europe against which the idea of reviving the Olympic Games. The historical background of Olymp-ism arising from military operations deployed in Europe described the historical period is characterized, in particular, the Franch-Prussian War and the importance of the defeat in the war of the Second Empire. The role of sports associations of France in promoting different sports in the Third Republic, based on the idea of revenge, when France began to forge a new, physical development of the army, before which invisible task was ever re-enter the battle with the army now the German Confederation, beat it and return to the bosom of France lost in 1871, Alsace and Lorraine is investigated. The course of events that determined the creation of international bodies of the Olympic Movement, such as: Founding Congress of the Olympic movement, the International Olympic Committee and its first leaders is described The evaluation to the first International Olympic document — the Olympic Charter is given. It lists the fundamental principles of Olympism, which were changed, improved and supplemented during the XX century, and continues to change, improve and supplemented to this day. The author reveals the place and the role of ideologue and founder of the modern Olympic Games, Pierre de Coubertin in establishing the principles of Olympism and gives their analysis
Key words: political situation, Franch-Prussian war, Olympic Games, Olympic Charter, International Olympic Committee, principles of Olympism
Современное Олимпийское движение, имеющее давнюю и сложную историю, зародилось на фоне исторических событий в странах Европы, определивших дальнейшее мировое развитие. Конкуренция между мировыми державами, военные конфликты предопределили изменения в мировом порядке, а возрожденные Олимпийские игры поменяли культурные ценности, привнесли в политическую ситуацию изучаемого периода тенденции, которые устойчиво развивались весь период истории Олимпийского движения.
В истории Франции было множество войн, глобальных и локальных, коротких и затяжных, завоевательных и оборонительных, на своей территории и вдалеке от национальных границ. Далеко не все они оканчивались победой французского оружия, но всегда влекли за собой активное усвоение пройденного урока.
Во второй половине XIX в. страна оказалась втянута в очередной военный конфликт с Пруссией [1]. С одной стороны, Франция сама жаждала ввязаться в какую-нибудь непродолжительную заварушку и одержать в ней головокружительную победу: так уж получилось, что коллапсирующее правительство Наполеона III видело в этом единственный способ удержаться на плаву и вернуть былую популярность у народа. С другой стороны Пруссия, вернее возглавлявший ее тандем в лице императора Вильгельма I и «железного канцлера» Бисмарка, так ловко заманивали Францию в сети конфликта, что практически ни у кого в Европе не возникало сомнений, кому и для чего нужна очередная война. Ни у кого, кроме французов. Им казалось, что они непобедимы.
Начавшись 19 июля 1970 г., франко-прусская война [3] окончилась через полгода полным поражением Второй империи, причем сам император был пленен еще в сентябре.
Мы не будем останавливаться на результатах той войны, ибо не они являются предметом нашего внимания. Нас интересует один замечательный вывод, который был сделан французской общественностью, занимавшейся поиском причин неожидан-
ного разгрома. Основной причиной поражения двухмиллионной армии была признана... Нет, ни ошибка командования, ни устаревшее вооружение, ни очевидный кризис власти и ни провал мобилизационной компании. Основной причиной поражения была признана. физическая неразвитость французских солдат. Да, именно слабо развитые спортивные навыки помешали им оказаться «быстрее, выше, сильнее» противника.
Эта мысль нашла горячий отклик, не только у простых граждан, но и в правительстве. Третья республика, одержимая идеями реваншизма, активно совершенствовала систему образования, включив в обязательную программу в школах для мальчиков 4 часа занятий по физической культуре в неделю [2]. Франция начала ковать новую, физически развитую армию, перед которой незримо стояла задача когда-нибудь вновь вступить в сражение с армией теперь уже Германского союза, победить ее, и вернуть в лоно Франции утраченные в 1871 г. Эльзас и Лотарингию [1].
Именно в этот период во Франции стал известен один из первых в мире популяризаторов спорта и спортивных соревнований именно в том виде, как их знаем и понимаем мы. Образованный любитель античности, всегда подтянутый и элегантный, обладающий ораторским талантом и большим личным обаянием, страстный спортсмен, с 17 лет выступавший организатором всяческих спортивных клубов и обществ, — Пьер де Фреди барон де Кубертен.
25 октября 1892 г., на очередном собрании Союза французских обществ атлетических видов спорта (УСФСА), главой которого он являлся, де Кубертен заявил, что отныне все его силы будут направлены на достижение единственной цели — возрождение и утверждение в современном мире Олимпийских игр [9].
На пороге своего тридцатилетия отчаянный француз пустился в авантюру, которая либо должна была привести его к полному фиаско, либо прославить в веках.
Нельзя сказать, что это была новая «идея фикс» экстравагантного барона.
Впервые он официально озвучил ее на заседании в Министерстве образования Франции 1 июля 1988 г. [2], где он зачитывал свои предложения по совершенствованию системы физического воспитания французской молодежи. Чиновников не очень впечатлила пылкая речь Кубертена, ее сочли излишне революционной, но. в результате де Кубертену было поручено изучить опыт физического воспитания молодежи в других странах и рассмотреть возможность его применения во Франции. Дважды его просить было не надо. На тот момент де Кубертен уже несколько лет подряд только и делал, что писал письма, статьи, собирал сведения, проводил дни и ночи в бесконечных разъездах, встречаясь со множеством людей, изучал спортивные традиции и новации в США и Англии, и даже начал издавать специальный журнал, посвященный проблемам физической культуры и спорта [6].
В 1889 г., воспользовавшись популярностью проходившей в Париже Всемирной торговой выставки, барон де Кубертен организовал один из первых конгрессов по физической культуре [5].
Активно совмещая исследовательскую деятельность с руководством УСФСА, который родился из созданного в 1887 г. Союза французских обществ бега, неугомонный француз, собрав вокруг себя команду единомышленников, наконец, почувствовал себя готовым к решительным действиям.
16 июня 1894 г. в Париже состоялся Учредительный конгресс олимпийского движения (поначалу он назывался Международным атлетическим конгрессом), на котором присутствовали представители спортивных обществ Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Испании, Нидерландов, России, США и Швеции. Именно на нем было принято решение о проведении в 1896 г. первых в современной истории Олимпийских игр и о месте их проведения — Греция, Афины [6].
Конгрессом утверждена самая первая Олимпийская хартия, разработанная заранее де Кубертеном, избран Международный олимпийский комитет, избран первый президент олимпийского комитета — поэт
Деметриос Викелас [4]. Также решилась судьба следующих Игр, которые должны были состояться спустя четыре года после первых, в 1900 г., в Париже.
И хотя изначально Пьер де Кубертен планировал подарить Первые Олимпийские игры Франции, приурочив их к знаменательному событию — началу нового столетия, его убедили, что возрождение Олимпиад должно случиться в их исторической колыбели, на земле эллинов.
Не смотря на то, что барон де Кубертен всегда ратовал за спорт без границ, за его «международность» и «вненациональное^», утверждая, что соревнуются в первую очередь спортсмены, а не страны, практически сразу же начали проводить общекомандный зачет по медалям. Это позволяло одним странам ощущать некоторое превосходство над другими. Совершенно справедливо беспокоясь, что многие спортсмены попросту потеряют интерес к его детищу, не получая вожделенных наград, барон сформулировал в 1908 г. один из основополагающих принципов Олимпизма: «Не важно выигрывать, важно участвовать!» («L'important dans ces Olympiades, c'est moins d'y gagner que d'y prendre part») [9]. И хотя авторство этой фразы регулярно и не без оснований оспаривается, тем не менее, принципом она стала, будучи произнесенной именно де Кубертеном.
Основополагающие принципы Олим-пизма, наряду с упомянутым выше, нам перечисляет Олимпийская хартия. Они изменялись, совершенствовались и дополнялись на протяжении XX столетия, и продолжают меняться, совершенствоваться и дополняться по сей день (последняя редакция Хартии появилась 9 сентября 2013 г.), но в целом, их определения сохраняются в соответствии с теми, которые задекларировал когда-то Пьер де Кубертен:
«Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от
усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
Цель Олимпизма заключается в том, чтобы поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
Олимпийское движение представляет собой согласованную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике — Олимпийских играх. Символом олимпийского движения являются пять переплетенных колец.
Занятия спортом — одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, что подразумевает взаимопонимание в духе дружбы, солидарности и честной игры.
Любая форма дискриминации в отношении страны или лица — расового, религиозного, политического или иного характера, или по признаку пола — несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению» [4].
И хотя традиционно идеи барона де Кубертена принято называть чистыми и возвышенными, в последние годы все чаще звучат голоса исследователей, призывающих отделять зерна от плевел, и рассматривать историю возрождения и становления Олимпийских игр в системе координат всеобщей истории, которая, как мы помним, ознаменовалась в этот период двумя Мировыми войнами, глобальными географическими и политическими переменами, рождением новых формаций и изменением старых.
То, что «большой» спорт никак не удастся изолировать от влияния политики, было понятно уже в начале XX в. [7]. Во второй
половине столетия политика, не скрываясь, вмешивалась в процесс организации и проведения Игр.
Такие резонансные книги, как «Олим-
О О /~1
пийский кризис. Спорт, политика и моральные основы» Джона Хобермана, «Олимпизм и новый мировой порядок», «Олимпизм и фашизм» Любодрага Симоновича, заставляют обывателя задумываться об обратной стороне олимпийской медали.
Если отбросить на какое-то время все гуманистические идеи, которые прописаны в Хартии МОК, альтруистические призывы к миру всех со всеми, педагогический аспект и пропаганду лозунга «спорт — вне политики» [10], то, как это не цинично звучит, Олимпийские игры, превращаются в очередной механизм манипулирования одних стран другими.
В античные времена Олимпийские игры, в первую очередь, позволяли в короткие сроки провести полную ревизию врагов и друзей принимающей страны. При этом декларируя режим запрета на любые военные действия, принимающая страна гарантировала себе сохранения статус-кво на всех имеющих фронтах и во всех текущих конфликтах [8].
Причем эта ревизия имела смысл только в том случае, если «горячих точек» и вялотекущих конфликтов у объекта более двух-трех, и доступ к ним требовал либо прохождения через третьи страны, либо напрямую касался вовлечения этих третьих стран в конфронтацию.
Наверно, не стоит рассматривать в таком ключе самые первые Олимпийские игры, которые состоялись главным образом благодаря силе воле и неутомимой энергии их организаторов, популяризаторов, частных спонсоров и волонтеров-энтузиастов. Государственное участие в первых Олимпиадах ничтожно мало, а финансовые вливания минимальны. Даже церемонии открытия и закрытия проводились не всегда [9].
Внимание к спортивным соревнованиям медленно, но верно набиравшим популярность у населения, проснулось у правящих элит уже после Первой мировой войны. И это внимание не ослабевает
по сей день. Круг стран, охваченных олимпийским движением, ширится, а значит на шахматной доске появляются новые фигуры. Конечно, большинство из них исполняет роль статистов, и привычно расставлено по краям. Но и фигуры в центре не стоят на месте. За их движением невооруженным взглядом видны геополитические процессы мировой политики.
Интересно было бы подойти к Олимпийским играм, причем к каждым Играм в отдельности, с юридической парадигмой определения события/действия.
Для начала, ответить на вопрос: «кому это нужно?», охарактеризовать субъект. Второе: «для чего это нужно?», выяснить мотивацию или субъективную сторону дела. Третье: определить объект воздействия, совокупность всех действий и событий, которые должны состояться. И, наконец, четвертое (так называемая, объективная
Литература_
1. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. В 3-х т. М., 1940.
2. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. / Под ред. Галан-зы. М., 1957.
3. Михневич Н.П. Война между Германией и Францией 1870-71. Ч. 1. СПб., 1897.
4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1987. 400 с.
5. Деметр Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и Олимпийского движения. М.: Советский спорт, 2005. 323 с.
6. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. М.: ФиС, 2000. 423 с.
7. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. М.: Советский спорт, 2004. 764 с.
8. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Академия, 2002. 312 с.
сторона): средства достижения целей, рычаги управления и результаты (инвестиции, прибыли, моральные и материальные выгоды).
У каждой Игры будет своя картина, и она напрямую будет зависеть от тех событий, которые происходили в мире в четырех- или двухлетний промежуток времени, прошедший после предыдущих Игр. И станет ясно, что всегда над принципами Олим-пизма, строгим цензором, стоят принципы большой политики.
Конечно, это ни в коем случае не обесценивает Олимпийские соревнования. Их существование однозначно делает мир лучше. Вряд ли кто-то или что-то сможет в ближайшее время взять на себя функции, которые выполняет Олимпиада: пропаганда по всему миру доступного и честного спорта, здорового образа жизни, идеалов добра, любви и взаимопомощи.
_References
1. Bismark O. Mysli i vospominaniya [Thoughts and memories]. In 3 Vols. Moscow, 1940.
2. Konstitutsii i zakonodatelnye akty bur-zhuaznyh gosudarstv XVII-XIX vv. (Constitution and laws of bourgeois states XVII-XIX centuries). Ed. Galanzy. Moscow, 1957.
3. Mihnevich N.P. Voyna mezhdu Germaniey i Frantsiey 1870-71 [The war between Germany and France 1870-71]. Part 1. St.-Petersburg, 1897.
4. Kun L. Vseobshhaya istoriya fizicheskoy kul-tury i sporta [General history of physical culture and sports]. Moscow, 1987. 400 p.
5. Demeter G.S. Ocherki po istorii otechestven-noy fizicheskoy kultury i Olimpiyskogo dvizheniya [Essays on the history of physical culture and Olympic Movement]. Moscow: Soviet Sport, 2005. 323 p.
6. Stolbov V.V., Finogenova L.A., Melnikova N.Yu. Istoriya fizicheskoy kultury i sporta [History of physical education and sport]. Moscow: FIS, 2000. 423 p.
7. Sunik A.B. Rossiyskiy sport i olimpiyskoe dvi-zhenie na rubezhe XIX-XX vekov [Russian sport and Olympic movement at the turn of XIX-XX centuries]. Moscow: Soviet Sport, 2004. 764 p.
8. Goloshchapov B.R. Istoriya fizicheskoy kul-tury i sporta [History of physical culture and sports]. Moscow: Academy, 2002. 312 p.
9. Малов В. Тайны олимпийских игр. М.: Оникс, 2009.
10. Чиглинцев Е.А. Возрождение Олимпийских игр как социально-педагогический проект Пьера де Кубертена // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 3. С. 256-260.
9. Malov V. Tayny olimpiyskih igr [Secrets of Olympic Games]. Moscow: Onyx, 2009.
10. Chiglintsev E.A. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki (Scientific notes of the Kazan State University. Ser.: Humanities), 2008, v. 150, no. 3, pp. 256-260.
Коротко об авторе _
Хохлов А.И., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия Тел.: 8 (3022) 41-64-54
Научные интересы: государственное строительство, социальная политика, история государства и права
_ Briefly about the author
A. Khokhlov, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: state-building, social policy, history of state and law
Булах Е.В., канд. полит. наук, доцент каф. «Политология», Восточный институт — Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
Научные интересы: социальная политика, местное самоуправление
E. Bulakh, candidate of political sciences, assistant professor, Political Sciences department, Eastern Institute — School of Regional and International Investigations, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
Scientific interests: social policy,regional self-government