ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2024. Т. 24, № 5. С. 86-96.
VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2024, vol. 24, no. 5, pp. 86-96.
Научная статья
УДК 101+378.4+327.3
DOI: 10.37482/2687-1505-V377
Международное, межкультурное и глобальное измерения интернационализации высшего образования: социально-философский подход
Оксана Александровна Береговая
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8357-0583
Аннотация. Тема интернационализации высшего образования получила широкое освещение в последние годы в связи с начавшимися его демократизацией, массовизацией, либерализацией и необходимостью выхода стран в мировое образовательное пространство. Интернационализация высшего образования выступает ведущим трендом в развитии глобальных процессов. Статья посвящена методологическим вопросам изучения данного явления. Интернационализация высшего образования в современных условиях рассматривается в трех измерениях - международном, межкультурном и глобальном - на примерах институционального взаимодействия национальных систем образования, образовательных организаций и участников образовательных отношений. На основе существующих точек зрения предлагается новый методологический подход - комплексное представление интернационализации высшего образования в рамках социальной философии. Последняя позволяет увязать разные аспекты явления и синтезировать наиболее общие и целостные представления. С учетом проведенного анализа интернационализация высшего образования определяется как целенаправленный процесс взаимодействия национальных систем образования на глобальном, международном и межкультурном уровнях с учетом институционального, организационного и межличностного компонентов. Основным выводом статьи служит мысль о том, что интернационализация представляет собой сложное явление и в современных условиях приобрела противоречивый характер. С одной стороны, она рассматривается как стимул для развития национальных систем образования, роли университетов и мотивации обучающихся, а с другой - порождает неравенство в образовании, доминирование одних систем образования над другими, усиление влияния английского языка. Перед российским образованием стоит следующая задача: создать привлекательные возможности для абитуриентов из-за рубежа, учитывая в первую очередь национальные интересы и потребности отечественной системы высшего образования. В статье определены перспективы дальнейшего изучения интернационализации. Ключевые слова: социальная философия, система высшего образования, интернационализация высшего образования, междисциплинарность
Для цитирования: Береговая, О. А. Международное, межкультурное и глобальное измерения интернационализации высшего образования: социально-философский подход / О. А. Береговая // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2024. - Т. 24, № 5. - С. 86-96. - DOI 10.37482/2687-1505-V377.
Original article
International, Intercultural and Global Dimensions of the Internationalization of Higher Education: A Socio-Philosophical Approach
Oksana A. Beregovaya
Siberian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration, Novosibirsk, Russia,
e-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8357-0583
Abstract. The topic of the internationalization of higher education has received wide coverage in recent years due to the democratization, massification and liberalization of higher education and the need for countries to enter the global educational space. Internationalization of higher education is a dominant trend in the development of global processes. The article dwells on the methodological issues of studying this phenomenon. Current internationalization of higher education is considered in three dimensions - international, intercultural and global -using the examples of institutional interaction between national education systems, educational organizations and participants in educational relationships. Based on the existing points of view, a new methodological approach is proposed, i.e. a comprehensive representation of the internationalization of higher education within the framework of social philosophy. The latter allows us to link up different aspects of this phenomenon and synthesize the most common and holistic ideas. The analysis showed that the internationalization of higher education is a purposeful process of interaction between national education systems at the global, international and intercultural levels taking into account institutional, organizational and interpersonal components. The main conclusion of the paper is the idea that internationalization is a complex phenomenon that has become ambivalent. On the one hand, it is considered to be an incentive for the development of national education systems, the role of universities and the motivation of students, and on the other hand, it leads to inequality in education, dominance of some educational systems over others, and greater influence of the English language. Russian education is faced with the task of creating attractive opportunities for applicants from abroad, taking into account, first of all, the national interests and the needs of the Russian higher education system. In addition, the article outlines prospects for further study of internationalization.
Keywords: social philosophy, higher education system, internationalization of higher education, interdisciplinary
For citation: Beregovaya O.A. International, Intercultural and Global Dimensions of the Internationalization of Higher Education: A Socio-Philosophical Approach. VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2024, vol. 24, no. 5, pp. 86-96. DOI: 10.37482/2687-1505-V377
Введение. Глобальная проблематика в современной науке выступает как новый фундаментальный тренд, а исследования в данном направлении осуществляются в междисциплинарном поле. Глобальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической и культурной сферах, носят всеобъемлющий характер, требуют пристального изучения с разных сторон, т. е. интеграции в рамках философского знания.
С конца прошлого века образование массово вышло за пределы стран. Взаимодействие систем образования стало жизненной необходимостью. Высшее образование в мире претерпевает период стремительной трансформации, которая связана с формированием глобальной экономики знаний, куда активно включены университеты. Интеллектуальный капитал становится ведущим источником и драйвером академического лидерства среди ведущих стран мира. Для этого национальным системам требуется поддержание высокого уровня образования и культурных традиций.
С момента появления в начале XIX века в Германии первого исследовательского университета многое изменилось в глобальном масштабе. Во-первых, в последней четверти ХХ века начались массовизация высшего образования и технологические изменения в обществе, приведшие к снижению качества образования [1, с. 12]. Во-вторых, развитие экономики знаний потребовало от университетов конкурентоспособности в условиях глобализации (глобальный английский язык, академическая мобильность и т. п.). Создалось базовое противоречие академической революции. Университет должен, с одной стороны, соответствовать высокому уровню развития экономики знаний (но в условиях массовости это сложно сделать), с другой, понижать свой уровень, чтобы иметь возможность привлекать массово пользователей данной экономики [2, с. 34]. В-третьих, наметился переход от модели университета 3.0 к модели 4.0, что связано с наступлением четвертой промышленной революции, проникновением цифровизации и искусственного интеллекта в высшее образование.
Глобальная архитектура образования стремительно меняется: перемещение обучающихся из одних стран в другие достигло больших масштабов; растет количество филиалов и представительств вузов за рубежом; увеличивается количество международных программ [3]. На мировом рынке образования наблюдается жесткая конкуренция за талантливых студентов из-за рубежа. Получившая активное развитие в последние десятилетия интернационализация проявляется не только во взаимодействии национальных систем образования, но и в конкуренции между ними, противоречиях. В современной геополитической ситуации происходят кардинальные изменения, в частности внутри системы отечественного высшего образования: отказ от Болонской системы, реализация национального проекта «Приоритет 2030», поиск собственной стратегии развития в новых условиях. Некоторые положения пересматриваются с учетом современной обстановки и глобальной повестки дня. Перед российским образованием стоит задача создать привлекательные возможности для абитуриентов из-за рубежа. Объективный процесс глобализации, с одной стороны, вовлекает системы высшего образования в процесс унификации и универсализации, с другой, определяет необходимыми условиями сохранять уникальность и учитывать национальные интересы для удержания привлекательности и значимости на мировой арене.
Обзор литературы. Проблемы трансформации высшего образования в современных условиях нашли широкое отражение в научной литературе. В трудах зарубежных и отечественных исследователей Ф. Альтбаха [4], Х. де Вита [5], Дж. Найт [6], С. Марджинсо-на [7], Д.А. Смолякова [1], В.И. Кудашова [8], В.К. Николаева [3], В.М. Филиппова [9] и др. рассматривается как собственно интернационализация высшего образования, так и ее внутренние и внешние стороны. Главный фокус ученых сосредоточен на онтологических вопросах, касающихся структурных изменений сферы образования под воздействием глобальных экономических, политических и культур-
ных факторов [4, 5, 7, 8]. Интернационализация как глобальное явление реализуется в разных видах (внутренняя, внешняя, электронная и др.), но раскрывается фрагментарно, а не целостно. За редким исключением, практически не изучается история интернационализации - можно назвать только некоторые работы иностранных авторов [1, 5]. Большинство исследований данного явления носит практико-ориентированный и методический характер и, как правило, выполнено в рамках педагогики и экономики. Интернационализации также посвящены труды в области политической науки, но ее дисциплинарные рамки намного шире. Некоторые вопросы могут быть рассмотрены в проблемном поле культурной антропологии, психологии, социологии, международных отношений. В рамках же междисциплинарного подхода, который предлагает социальная философия, это явление практически не осмыслено, несмотря на то, что с интернационализацией связаны такие фундаментальные вопросы, как цели и ценности образования; социокультурная и цивилизационная природа образования, национальные основы образования и его безопасности; взаимодействие общества и образования на глобальном и локальном уровнях. Благодаря методологической и интегративной функциям философии интернационализацию можно описать в разных измерениях, аспектах и на разных уровнях. Социальная философия позволяет увязать разные аспекты явления и синтезировать наиболее общие и целостные представления.
Анализ литературы показал, что есть небольшое количество работ, в которых представлен институциональный подход к изучению сущности интернационализации высшего образования [1], ее мировых концепций, тенденций и вызовов [5], пространственного измерения [7], однако комплексный подход не применялся.
Цель настоящей статьи - комплексно рассмотреть явление интернационализации высшего образования в современных условиях в международном, межкультурном и глобальном измерениях. Из цели проистекают следующие
задачи: показать, что интернационализация высшего образования эволюционировала к настоящему времени в ведущий тренд; раскрыть, как ее определяют исследователи, и представить общее видение процесса; продемонстрировать, как проявляются ее измерения (международное, межкультурное, глобальное) в контексте институционального, организационного и межличностного взаимодействий.
Интернационализация высшего образования как ведущий мировой тренд. Дефиниции термина. Интернационализация высшего образования выступает ведущим трендом в развитии глобальных процессов. В качестве исторического явления она возникла со становлением и развитием университета как социального института, а затем и превращением высшего образования в массовое в международном масштабе.
О сущности термина «интернационализация» ранее уже говорилось в нашей статье [10]. Первоначально данное понятие совпадало с понятием «международное образование». В 1990-е годы понимание термина «интернационализация» вышло за рамки международного образования и его стали связывать с трансформацией высшего образования под воздействием единообразных и одновременных «процессов демократизации, либерализации и открытости образовательных систем, общего модуса нравственной направленности происходящих изменений на глобальном (общецивилизационном) уровне» [10, с. 35], т. е. глобализацией. С появлением последней обозначилась необходимость ее различения с интернационализацией, поскольку это разные понятия. Их главное отличие в том, что интернационализация является специально организованным процессом и имеет четкие цели. Ее действие направлено на сотрудничество и установление отношений между нациями, или организациями, или отдельными лицами [5, 7, 9].
Однако влияние глобализации сказалось: возник неолиберальный вариант интернационализации, который рассматривается как «отражение сложного, хаотичного и непредсказуемого образовательного бизнеса, в котором
приоритет финансовой "прибыли" вытеснил четкие нормативные образовательные и, более того, откровенно идеологические цели» (цит. по: [11, с. 438]). В результате возникла глобальная конкурентная среда высшего образования. Концепцию интернационализации связывают с «организационной теорией, маркетингом, стратегическим менеджментом, международным менеджментом и образованием» (цит. по: [12, с. 37]).
Концепция интернационализации высшего образования также позиционируется как платформа для увеличения числа иностранных студентов и подготовки компетентных выпускников, способных конкурировать и «выживать» в глобализированном мире [12, с. 36]. Иностранные студенты и международная деятельность рассматриваются университетами США, Великобритании, Канады, Австралии, Западной Европы в качестве источника дохода [13, 14]. Гонка за привлечение иностранных студентов привела некоторые европейские университеты в состояние зависимости, в т. ч. и финансовой, от притока данного контингента. Так, например, самая высокая доля иностранных студентов от общего их числа в 2021 году была в Люксембурге - 49 %, в Австралии - 22 %, в 2022 году1 во Франции - 45,5 %2.
Сегодня масштабы интернационализации таковы, что необходимо комплексное рассмотрение феномена на основе интегративного философского знания. Разумеется, в рамках настоящей статьи это сделать невозможно, но в ней предлагается методологическое решение для такого анализа.
Обратимся к дефинициям рассматриваемого понятия. По мнению Дж. Найт, «интернационализация - это процесс встраивания международного, межкультурного и глобального измерения в цели, функции и процессы высшего образования» [6, с. 5]. Исследователи
Х. де Вит и Ф. Хантер, пересмотрев формулировку Дж. Найт, дополнили ее определение: это «преднамеренный процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цели, функции и предоставление послесреднего образования в целях повышения качества образования и научных исследований для всех студентов и сотрудников и внесения значимого вклада в общество» [15, с. 3]. Авторы перечисляют международное, межкультурное и глобальное измерения не в совокупности, а как альтернативы. Х. де Вит и Ф. Хантер расширили трактовку образования от высшего до послесреднего, распространив действие интернационализации на другие виды и уровни образования. Слово «преднамеренный» говорит о целевой направленности по отношению к обществу и человеку. Также авторы отразили роль процесса интернационализации в образовании как фактора повышения качества исследований на основе не только конкуренции, но и интеграции. Кроме того, были обозначены целевые аудитории интернационализации.
В.М. Филиппов под интернационализацией понимает «все виды и формы деятельности, осуществляемой отдельными странами и их высшими учебными заведениями, которые предусматривают международное взаимодействие на уровне систем образования, образовательных организаций или отдельных личностей» [9, с. 204]. Интернационализация здесь рассматривается как взаимодействие между странами при сохранении суверенитета национальных систем. Автор выделяет международный, институциональный и межличностный уровни взаимодействия. Ю.В. Попков считает интернационализацию «существенной детер-минантой становления локальных цивилизаций, формирования и развертывания всемирно-исторического процесса как единства многообразного, как противоречивой и развивающейся системы,
'Education at a Glance 2023: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2023. P. 248. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2023_e13bef63-en (дата обращения: 24.03.2024).
29 % EU Graduates Engaged in Mobility Abroad. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-eurostat-news/w/ddn-20231117-1 (дата обращения: 24.03.2024).
каждый элемент которой является условием существования всех других ее элементов» [16, с. 55]. Развивая мысль Ю.В. Попкова в данном направлении, можно говорить о том, что интернационализация - это процесс не только международной интеграции, углубления связей между национальными системами высшего образования, но и становления «единого и многообразного», т. е. проявления глобального как единого и локального как многообразного.
Судя по вышеприведенным определениям, интернационализация носит противоречивый характер, но ее можно рассмотреть комплексно в рамках философии: от международного измерения образования (на уровне взаимодействия национальных систем образования) к глобальному, где межкультурное является срединным уровнем.
Таким образом, предлагается методологический прием - раскрыть явление интернационализации высшего образования как целенаправленный процесс взаимодействия национальных систем образования на разных уровнях: глобальном, международном и межкультурном - с учетом институционального, организационного и межличностного компонентов, а также сформулировать определение понятия интернационализации высшего образования на основе проведенного анализа. Для достижения искомого используются методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и систематизации.
Международное, межкультурное и глобальное измерения интернационализации высшего образования. Каждое измерение рассмотрим на трех уровнях взаимодействия: институциональном, организационном и межличностном. Это даст наиболее полное представление об измерениях и позволит классифицировать формы проявления интернационализации.
Международное измерение интернационализации выражается через институциональное взаимодействие национальных систем образования. Его можно представить в разных аспектах: экономическом, политическом и культурном.
С точки зрения первого аспекта образование - это нематериальный ресурс, а инвестиции в него могут рассматриваться не только как стратегически важные, но и как долгосрочные активы. Наращивание экспортного потенциала системы высшего образования является целью многих стран. Интернационализация способствует стимулированию экономики, повышает степень обеспеченности рынка труда и его качество, уровень доходов вузов. Экономический фактор интернационализации стал ведущим для многих систем образования [3, 4, 10].
Политический аспект взаимодействия заключается в построении странами своей национальной политики в сфере высшего образования с учетом собственных интересов и ценностей, а также с ориентацией на сотрудничество. Политический характер интернационализации отмечен Ф. Альтбахом, который видит в ней «набор разнообразных политических мер и программ, осуществляемых университетами и национальными правительствами в ответ на глобализацию» [4, с. 52]. В этом смысле интернационализация рассматривается как мера содействия внешней политике и отчасти как средство достижения политических целей стран на международной арене [17], что также связано с концепцией высшего образования как компонентой «мягкой силы» нации, которая увеличивает влияние страны на мировой арене и становится ключевым элементом дипломатической стратегии.
Институциональная сторона выражается в международном договорном сотрудничестве, касающемся вопросов признания научных степеней и дипломов о высшем образовании; правил приема на работу иностранных специалистов; визового режима; разработки федеральных целевых программ и национальных проектов по международному сотрудничеству в сфере науки и образования и продвижения российского образования за рубежом [13, с. 157-158].
С точки зрения культурного аспекта интернационализация высшего образования способствует заинтересованности национальных институтов образования в распространении своих социокультурных ценностей и
норм, продвижении языка, сохранении социально-исторической информации и обмене ею.
На международном уровне осуществляется также взаимодействие между образовательными организациями. Разные формы сотрудничества вузов и их интеграции в международное образовательное пространство закреплены в уставных документах и программах развития университетов. Примерами могут служить совместные образовательные программы с зарубежными вузами-партнерами, филиалы и представительства вузов за рубежом, консорциумы с зарубежными вузами-партнерами для совместного обучения и проведения научных исследований. Если говорить о внутренней интернационализации, можно упомянуть введение в образовательные программы международного компонента (изучение международного права, мировой экономики, страноведения и регионоведения и др.).
Межличностное взаимодействие на международном уровне интернационализации представлено всеми видами сотрудничества официальных лиц в сфере образования, деловыми встречами и форумами; участием в государственных программах обмена (преподавателей, студентов, сотрудников организаций сферы образования); членством в международных профессиональных и научных сообществах. Этот уровень взаимодействия лидеров образования и науки можно отнести и к форме народной дипломатии.
Межкультурное измерение подразумевает взаимодействие разных культур в процессе интернационализации. Межкультурный уровень -срединный между глобальным и международным уровнями. Культура - это то, что связывает их воедино. Как уже отмечалось выше, на институциональном уровне происходит взаимодействие систем ценностей национальных систем образования. Стороны, заинтересованные в международной деятельности в сфере образования, нацелены на сохранение национальных приоритетов и реализацию го-
сударственной политики в сфере образования на институциональном уровне. Интернационализация способствует межкультурному взаимопониманию между странами и становлению межкультурного диалога.
На организационном уровне осуществляется интеграция межкультурной составляющей в учебный процесс [18]. В университетах одним из элементов научно-образовательной деятельности становится включение международных и сравнительных аспектов в преподавание и исследования. Осуществляются структурно-организационные изменения: появляются международные службы, интернациональные клубы, тьюторские и волонтерские сообщества помощи иностранным студентам. Инновации в образовательных программах связаны с их интернационализацией за счет иностранных студентов и преподавателей, а также доминированием английского языка в науке и образовании.
Межличностное взаимодействие в межкультурной среде складывается на уровне индивидов как носителей той или иной культуры. Лучшей формой такого общения является диалог культур - взаимодействие между представителями разных культур, а также «активный обмен содержанием культур-контрагентов при сохранении ими своей самобытности»3. Подлинное единство культур и цивилизаций возможно только на пути равноправного диалога, способствующего взаимному обогащению народов.
Одной из универсальных компетенций, которой должны овладеть студенты бакалавриата, является межкультурная. Ей придается большое значение в высшем образовании [19, с. 43], т. к. учебный процесс должен выстраиваться с учетом специфики взаимодействия представителей разных культур. Развитие такого диалога в высшем образовании происходит за счет внеучебной деятельности: разговорные клубы, тематические страновые и интернациональные клубы, языковые курсы и летние языковые школы и лагеря и т. п.
3Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Акад. проект, 2004. С. 132.
Глобальное измерение подразумевает широкий спектр деятельности в области высшего образования во всем мире. Взаимодействие между разными системами образования в глобальном масштабе предполагает создание разного рода институций, которые могут носить транснациональный характер, а также вхождение тех или иных стран в глобальные структуры, связанные с высшим образованием.
Организационное взаимодействие проявляется в создании сетевых сообществ, партнерств, консорциумов между вузами. Примерами такого взаимодействия являются глобальные стратегические альянсы университетов, цель которых - установление отношений для обмена знаниями, технологиями, передовым опытом и ресурсами для повышения качества высшего образования и подготовки конкурентоспособных выпускников. Кроме того, глобальные научные и информационные сети, глобальные рейтинги вузов влияют на национальные системы образования.
Межличностное взаимодействие в глобальном измерении предполагает включенность человека в разные сетевые сообщества, участие в совместных исследовательских проектах глобального масштаба, во встречах, созываемых международными организациями. Глобальная коммуникация поддерживается контактами между людьми в глобальном масштабе на фоне формирующегося мирового образовательного пространства. Включение глобального измерения в высшее образование влияет на социальное развитие личности обучающегося, поскольку мотивирует к пониманию глобальных проблем и приобщению к их решению. Совместное обучение с иностранными студентами открывает возможности для межкультурного общения и диалога культур.
Заключение. Интернационализация носит сложный многоуровневый характер в современном мире. В настоящей статье был предложен методологический ход: рассмотреть интернационализацию не только в зависимости от масштаба проявления, но и на уровне вза-
имодействия (институциональном, организационном, индивидуальном). Были приведены примеры такого сотрудничества. Интернационализация - это целенаправленный процесс взаимодействия национальных систем образования на разных уровнях - глобальном, межкультурном и международном - с учетом институционального, организационного и межличностного компонентов. Можно сказать, что интернационализация высшего образования - многоуровневое явление, которое можно масштабировать для более полного и комплексного изучения.
В качестве перспектив дальнейшего исследования феномена интернационализации можно обозначить несколько идей. Во-первых, интернационализация породила ряд проблем: контроль знаний и их передача; властные отношения в глобальных партнерствах; академический капитал; отсутствие разнообразия, справедливости и инклюзивности в процессе интернационализации [7, 12]; рейтингование университетов; отсутствие признания и уважения знаний коренных народов [20] и др. Так, в статье «Интернационализация китайского высшего образования: является ли это вестерни-зацией?» исследователи ставят под сомнение однонаправленность интернационализации между Китаем и развитым западным миром. Авторы призывают к девестернизации интернационализации [11]. Во-вторых, осуществляется поиск новых моделей интернационализации с упором на национальное своеобразие, уникальность. Некоторые страны пересматривают миграционную политику на основе баланса принципов открытости и закрытости национальной системы образования, учета национальных приоритетов и возможностей [8, 17].
Для России поставлена амбициозная задача создания новой национальной системы высшего образования, которая станет эффективной, гибкой, конкурентоспособной в мировом образовательном пространстве. Условиями успешной интернационализации на институциональном уровне являются национальная стратегия
интернационализации высшего образования и механизмы государственной образовательной политики, в русле которой должны разрабатываться стратегии развития международной деятельности вузов. На организационном уровне конкурентоспособность вуза во внешней среде также выступает условием для успешной интернационализации. На уровне взаимодействия индивидов перспективы интернационализации высшего образования видятся в диалоговых
Список литературы
технологиях, развитии межкультурной коммуникации. Общим направляющим вектором для всех уровней взаимодействия должен быть тот, что нацелен на национальные приоритеты и интересы при успешной интеграции с глобальным и межкультурным. Явление интернационализации требует междисциплинарных исследований и на их основе скоординированных решений в сфере высшего образования на всех уровнях.
1. Смоляков Д.А. Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 5. С. 11-37. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37
2. Альтбах Ф.Дж., Райзберг Л., Рамбли Л.Е. Тенденции в глобальном высшем образовании: отслеживание направлений академической революции. М.: РУДН, 2018. 340 с.
3. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высш. образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 149-166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
4. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования: пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. 552 с.
5. де Вит X Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопр. образования. 2019. № 2. С. 8-34. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
6. Knight J. Internationalization of Higher Education: New Directions, New Challenges: 2005 IAU Global Survey Report. Paris: IAU, 2006. 172 p.
7. Marginson S. Space and Scale in Higher Education: The Glonacal Agency Heuristic Revisited // High. Educ. 2022. Vol. 84. Р. 1365-1395. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00955-0
8. Кудашов В.И. Стратегии и сценарии развития высшего образования в условиях глобализации // Философия образования. 2012. № 6(45). С. 78-82.
9. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Междунар. отношения. 2015. Т. 15, № 3. С. 203-211.
10. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 31-43. https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.3
11. Guo Y., Guo S., Yochim L., Liu X. Internationalization of Chinese Higher Education: Is It Westernization? // J. Stud. Int. Educ. 2022. Vol. 26, № 4. Р. 436-453. https://doi.org/10.1177/1028315321990745
12. Munusamy M.M., Hashim A. The Internationalisation of Higher Education: A Networking Based Conceptual Framework // AEI Insights. 2020. Vol. 6, № 1. P. 35-53.
13. Меликян А.В., Железов Б.В. Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы // Вестн. междунар. организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. Т. 7, № 1. С. 156-171.
14. Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш. Развитие системы привлечения иностранных студентов: региональная модель // Унив. управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1. С. 41-51. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.004
15. de Wit H., Hunter F. The Future of Internationalization of Higher Education in Europe // Int. High. Educ. 2015. Vol. 83. P. 2-3. https://doi.org/10.6017/ihe.2015.83.9073
16. Попков Ю.В. Интернационализация как социальный феномен: общее и особенное: дис. ... д-ра филос. наук. Новосибирск, 1999. 257 с.
17. Погорельская А.М., Троицкий Е.Ф., Пакулин В.С. Интернационализация системы высшего образования в Казахстане (2022-2023 гг.): преемственность курса или смена ориентиров? // Высш. образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 68-86. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86
18. LeaskB. Internationalizing the Curriculum in the Disciplines - Imagining New Possibilities // J. Stud. Int. Educ. 2013. Vol. 17, № 2. P. 103-118. https://doi.org/10.1177/1028315312475090
19. Бойко Е.Н., Юрченко М.А., Крылова А.В., Лузарева Э.Ю. Гуманитарные направления подготовки студентов: содержание межкультурного образования // Сиб. учитель. 2023. № 2(147). С. 42-54.
20. Patel F. Deconstructing Internationalization: Advocating Glocalization in International Higher Education // J. Int. Glob. Stud. 2017. Vol. 8, № 2. P. 64-82.
References
1. Smaliakou D. Institutional Conditions of Internationalisation of Higher Education: Mass Higher School. Educ. Sci. J., 2021, vol. 23, no. 5, pp. 11-37 (in Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37
2. Altbach P.G., Reisberg L., Rumbl L.E. Tendentsii v global'nom vysshem obrazovanii: otslezhivanie napravleniy akademicheskoy revolyutsii [Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution]. Moscow, 2018. 340 p.
3. Nikolaev V.K. Exporting Russian Higher Education in the Conditions of a New Reality. High. Educ. Russ., 2022, vol. 31, no. 2, pp. 149-166 (in Russ.). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
4. Altbach P.G. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore, 2016. 332 p. (Russ. ed.: Al'tbakh F.Dzh. Global'nyeperspektivy vysshego obrazovaniya. Moscow, 2018. 552 p.).
5. de Wit H. Evolving Concepts, Trends, and Challenges in the Internationalization of Higher Education in the World. Educ. Stud., 2019, no. 2, рр. 8-34. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
6. Knight J. Internationalization of Higher Education: New Directions, New Challenges: 2005IAU Global Survey Report. Paris, 2006. 172 p.
7. Marginson S. Space and Scale in Higher Education: The Glonacal Agency Heuristic Revisited. High. Educ., 2022, vol. 84, pp. 1365-1395. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00955-0
8. Kudashov V.I. Strategii i stsenarii razvitiya vysshego obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii [The Strategies and Scenarios of the Higher Education Development in the Conditions of Globalization]. Filosofiya obrazovaniya, 2012, no. 6, pp. 78-82.
9. Filippov VM. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: osnovnye tendentsii, problemy i perspektivy [Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects]. VestnikRossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, vol. 15, no. 3, pp. 203-211.
10. Beregovaya O.A., Kudashov VI. Internationalization of Higher Education in the Context of Globalization. Perspect. Sci. Educ., 2019, no. 3, pp. 31-43 (in Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.3
11. Guo Y., Guo S., Yochim L., Liu X. Internationalization of Chinese Higher Education: Is It Westernization? J. Stud. Int. Educ., 2022, vol. 26, no. 4, pp. 436-453. https://doi.org/10.1177/1028315321990745
12. Munusamy M.M., Hashim A. The Internationalisation of Higher Education: A Networking Based Conceptual Framework. AEIInsights, 2020, vol. 6, no. 1, pp. 35-53.
13. Melikyan A.V, Zhelezov B.V Opyt privlecheniya inostrannykh vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov v rossiyskie vuzy [Policy for Attracting Highly Qualified Foreign Specialists into Russian Universities]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika, 2012, vol. 7, no. 1, pp. 156-171.
14. Vashurina E.V, Evdokimova Ya.Sh. Razvitie sistemy privlecheniya inostrannykh studentov: regional'naya model' [Developing Foreign Student Recruitment System: Regional Model]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 1, pp. 41-51. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.004
15. de Wit H., Hunter F. The Future of Internationalization of Higher Education in Europe. Int. High. Educ., 2015, vol. 83, pp. 2-3. https://doi.org/10.6017/ihe.2015.83.9073
16. Popkov Yu.V. Internatsionalizatsiya kak sotsial'nyy fenomen: obshchee i osobennoe [Internationalization as a Social Phenomenon: The Common and the Specific: Diss.]. Novosibirsk, 1999. 257 p.
17. Pogorelskaya A.M., Troitskiy E.F., Pakulin VS. Higher Education Internationalisation in Kazakhstan (2022-2023): Course Continuity or Change in the Focus? High. Educ. Russ., 2024, vol. 33, no. 1, pp. 68-86. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86
18. Leask B. Internationalizing the Curriculum in the Disciplines - Imagining New Possibilities. J. Stud. Int. Educ., 2013, vol. 17, no. 2, pp. 103-118. https://doi.org/10.1177/1028315312475090
19. Boyko E.N., Yurchenko M.A., Krylova A.V, Luzareva E.Yu. Gumanitarnye napravleniya podgotovki studentov: soderzhanie mezhkul'turnogo obrazovaniya [Humanitarian Trends for Student Training in the Context of Intercultural Education]. Sibirskiy uchitel', 2023, no. 2, pp. 42-54.
20. Patel F. Deconstructing Internationalization: Advocating Glocalization in International Higher Education. J. Int. Glob. Stud., 2017, vol. 8, no. 2, pp. 64-82.
Информация об авторе
О.А. Береговая - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6).
Поступила в редакцию 25.03.2024 Одобрена после рецензирования 18.07.2024 Принята к публикации 22.07.2024
Information about the author
Oksana A. Beregovaya, Dr. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Prof. at the Department of International Relations and Humanitarian Cooperation, Siberian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (address: ul. Nizhegorodskaya 6, Novosibirsk, 630102, Russia).
Submitted 25 March 2024 Approved after reviewing 18 July 2024 Accepted for publication 22 July 2024