Научная статья на тему 'Международное инвестирование как фактор экономического развития российской федерации'

Международное инвестирование как фактор экономического развития российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ПОРТФЕЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / DIRECT INVESTMENT / PORTFOLIO INVESTMENT / FOREIGN INVESTOR / ECONOMICAL GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппенко Ольга Вячеславовна

Сформулированы проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Определены структурные требования и организационные условия целесообразности использования иностранного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INVESTMENTS AS FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN FEDERATION

The problems of attraction of foreign investments to russian economics are represented. Structure regulations and organizational conditions of practicability of using foreign capital are defined.

Текст научной работы на тему «Международное инвестирование как фактор экономического развития российской федерации»

О.В. ФИЛИППЕНКО

МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: прямое инвестирование, портфельное инвестирование, иностранный инвестор, экономический рост.

Сформулированы проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Определены структурные требования и организационные условия целесообразности использования иностранного капитала.

O.V. FILIPPENKO INTERNATIONAL INVESTMENTS AS FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN FEDERATION

Key words: direct investment, portfolio investment, foreign investor, economical growth.

The problems of attraction of foreign investments to russian economics are represented. Structure regulations and organizational conditions of practicability of using foreign capital are defined.

Международное инвестирование, которое следует рассматривать как процесс формирования входящих и исходящих потоков перемещения капитала между национальными экономическими системами, необходимо ориентировать на сбалансированное удовлетворение интересов инвестора и реципиента капитала. При этом и та, и другая позиция государства способна обеспечить создание условий экономического роста посредством использования его дополнительных источников либо за счет поступающих из-за рубежа доходов национальных инвесторов, либо путем получения ресурсов, необходимых для развития национальной экономики.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению принципиальных проблем социально-экономического развития страны, к которым следует отнести, в первую очередь, радикальное изменение структуры валового внутреннего продукта. В аспекте решения данной проблемы иностранный капитал может быть использован для активизации инновационной деятельности на основе активизации до сих пор значимого научно-технического потенциала и технологического развития российской экономики, что, в свою очередь, обеспечит рост уровня удовлетворения производственных и личных потребностей, создание спроса на высококвалифицированную рабочую силу и новых рабочих мест, а также внедрение прогрессивных методов управления и организации производства. В то же время, иностранный инвестор может рассчитывать на высокую доходность своих вложений на основе повышения экспортных возможностей, расширения и диверсификации структуры производимых продуктов и развития производственной инфраструктуры. При этом представляется целесообразным комплексно использовать все формы иностранных инвестиций, включая государственные заимствования, вклады в акционерный капитал российских предприятий, лизинг и кредиты российским предприятиям. Отметим, что в настоящее время все эти формы иностранного инвестирования в той или иной степени применяются, однако их отраслевая структура представляется нецелесообразной с точки зрения необходимости инновационного развития национальной экономики. Так, одна из распространенных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику - создание предприятий с иностранными инвестициями, однако совместные и иностранные предприятия создаются, в основном, в сфере торговли и общественного питания и лишь затем инвесторы проявляют внимание (в порядке убывания объемов инвестиций) к таким производственным отраслям, как промышленность, строительство, коммерческая инфраструктура, наука и научное обслуживание, транспорт и связь [1]. Заметим, что

достаточно привлекательной отраслью российской экономики для иностранных прямых инвестиций является финансовая сфера, интерес к которой в последнее время существенно возрастает.

Важное место в притоке иностранного капитала составляют портфельные инвестиции, причем наибольший интерес для портфельных инвесторов представляют объекты таких отраслей экономики России, как топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия, связь и коммуникации, морской транспорт, производство строительных материалов, минеральных удобрений, добыча полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых и пищевая промышленность, в то время как наименьший интерес портфельные инвесторы проявляют к транспорту, машиностроению, химической промышленности [4].

Анализ основных макроэкономических показателей Российской Федерации и показателей иностранного инвестирования позволяет судить о том, что устойчивый рост валового внутреннего продукта сопровождается адекватным ростом инвестиций (валового накопления) и, что представляется принципиально важным, стабильным увеличением доли инвестиций в основной капитал. При этом увеличение объема иностранных инвестиций, которое ранее значительно опережало как рост валового внутреннего продукта, так и показатели общей инвестиционной активности (в 2003 г., соответственно, +50,1%, +22,3% и 24,2%), в настоящее время существенно снизилось и практически стабилизировалось (+2,7% в 2006 г.). Такое положение, по мнению автора, свидетельствует об определенном падении интереса иностранных инвесторов к российской экономике, одной и важных причин которого, по мнению автора, являются проблемы организационного характера. В то же время данные официальной статистики не позволяют говорить о существенном качественном улучшении структуры экономики и внешней торговли РФ, поскольку сырьевая ориентация продолжает усиливаться: в 2004-2006 гг. доля добычи полезных ископаемых в ВВП, а также доля минеральных продуктов в структуре экспорта постоянно повышаются.

Анализ данных об объемах и динамике иностранных инвестиций [5] показывает, что, несмотря на общий рост иностранных вложений в экономику России (в 2,75 раза за последние 5 лет), доля в их объеме прямых инвестиций, которые следует рассматривать как главный источник реального экономического роста, изменилась незначительно (на 4,6%), в то время как доля портфельных инвестиций, преимущественно, как полагает автор, спекулятивного характера, увеличилась в 2,4 раза. При этом основную часть иностранных инвестиций стабильно составляют прочие инвестиции, к которым относят торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств по гарантии правительства Российской Федерации, межбанковские кредиты и банковские вклады и которые нельзя признать, по мнению автора, стабильным фактором развития национальной экономики.

Важным показателем международной инвестиционной деятельности является структура иностранных вложений, рассматриваемая в аспекте стран-инвесторов. В 2006 г. на группу основных стран-инвесторов (Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, США,) пришлось 86,6% из общего объема накопленных иностранных инвестиций. Следует отметить, что значительная доля иностранных инвестиций в 2006 г. поступила из стран, предоставляющих максимальные льготы по налогообложению финансовых операций (оффшорные зоны - Кипр, Люксембург, Виргинские острова) и обеспечивающих наивысший уровень конфиденциальности банковских вкладов (Великобритания, Швейцария). Данное положение позволяет обоснованно предположить, что значительная часть этих инвестиций представляет собой капитал, ранее вывезенный из России.

Для объективного анализа процессов международного инвестирования необходимо учитывать не только экспорт, но и импорт капитала, т.е. инвестиции России в экономику зарубежных стран. По данным [2], величина инвестиций российских организаций в экономику зарубежных стран за 2004 г. составила 33,7 млрд долл. США (на 45% больше, чем было инвестировано в 2003 г.), что сопоставимо с иностранными инвестициями в российскую экономику (40,5 млрд долл. США). При этом основная часть инвестиций (93,7%) приходится на «прочие» - 31,6 млрд долл. США, в то время как в 2003 г. этот показатель составил 22,9 млрд долл. Доля прямых (2 млрд долл. США, или около 6%) и портфельных (1,4 млрд долл. США, или около 4%) инвестиций представляется незначительной, а к группе стран - крупнейших получателей Российских инвестиций относились США, Кипр, Виргинские острова, Германия, Китай, Швейцария, Литва, Остров Мэн, Белоруссия и Украина, на которые пришлось 85,8% от общего объема накопленных инвестиций российских организаций, что подтверждает предположение автора о вывозе капитала из России с целью его дальнейшего инвестирования в российскую экономику. Данное положение, как полагает автор, усиливает значимость решения проблем иностранного инвестирования в нашей стране, поскольку это будет фактически способствовать развитию внутреннего, хотя и опосредованного зарубежными финансовыми институтами, инвестирования.

Инвестиционный климат России отличается рядом традиционно привлекательных сторон, к которым можно отнести значительные и относительно доступные природные ресурсы, значимый научно-технический потенциал, недостаточно насыщенный рынок производственных и потребительских товаров и услуг, квалифицированную и относительно недорогую рабочую силу с высоким уровнем базового образования, невысокий уровень конкуренции.

В то же время можно выделить такие типичные причины, тормозящие приток иностранных инвестиций в Россию, как несовершенство налоговой системы и системы таможенного регулирования, высокий уровень преступности и коррупции, нехватка высококвалифицированных кадров в некоторых отраслях и сферах бизнеса и недостаточно развитую деловую инфраструктуру (в том числе, в области международного инвестирования).

Опрос крупных инвесторов [3] показал, что основными мотивами инвестирования в Россию являются поиск рынков сбыта, природные ресурсы и низкие издержки производства внутри страны. При этом природно-ресурсный мотив является определяющим в случае транснациональных нефтяных корпораций (BP, Royal Dutch Shell), стремление к освоению рынков характерно для компаний, работающих в пищевой (Cadburry, Mars и другие), табачной (Philip Morris) и телекоммуникационной (Deutsche Telecom) отраслях, а низкие издержки производства являются основным мотивом при принятии решений об инвестировании в автомобильную отрасль (BMW, General Motors).

Сказанное позволяет утверждать, что Россия обладает большим инвестиционным потенциалом привлечения инвестиций, который по-прежнему в значительной степени недоиспользован. Причиной этого является то, что если в экономической сфере Россия за последнее время добилась определенных успехов (снижение налогового бремени, существенное уменьшение отношения внешнего долга к ВВП, признание за страной статуса рыночной экономики, исключение из черного списка Межправительственной комиссии по борьбе с отмыванием криминальных капиталов - Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF), то в аспекте развития и функционирования институциональной среды предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности существуют серьезные проблемы, которые могут быть эффективно решены путем создания и организационного структурирования системы привле-

чения и регулирования иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровнях. Эта система должна включать соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность иностранных инвесторов на территории РФ и субъектов Федерации и регулирующий орган. В основе функционирования системы должны находиться приоритеты экономического развития федерации и региона, что будет способствовать направлению средств в соответствующие отрасли и субъекты федерации и улучшит инвестиционный климат в государстве. Вместе с тем функционирование такой системы позволит накладывать необходимые с позиций профилактики возможных отрицательных последствий ограничения на деятельность иностранных компаний, а также обеспечить индивидуальный подход к каждому иностранному инвестору и объекту инвестирования.

При проведении взвешенной экономической политики и при локализации негативных и сохранении положительных тенденций развитие страны может приобрести устойчивый и системный характер с положительной и достаточно высокой динамикой инвестиционного процесса, что, однако, требует решения ряда ключевых взаимосвязанных проблем обслуживания иностранной инвестиционной деятельности, в составе которых следует выделить такие их группы, как:

- методологические проблемы, связанные со слабой адаптацией принятых в мировой практике подходов к анализу общей эффективности инвестиций и конкретных инвестиционных проектов к российским экономическим реалиям, решение которых предполагает учет транзитивного характера национальной экономики и свойственной ему производственной и финансовой специфики;

- кадровые проблемы, которые обусловлены небольшим сроком развития российского финансового и, в частности, фондового и кредитного рынка и выражены острым недостатком высокопрофессиональных специалистов, способных объективно оценить предполагаемую результативность прямых и портфельных инвестиций и предложить эффективные инструменты ее достижения в российских условиях;

- организационные проблемы, сущность которых состоит в слабом развитии инфраструктуры инвестиционной деятельности, что не позволяет иностранному инвестору получить объективную и актуализированную информацию об инвестиционных потребностях российской, в том числе региональной, экономики и о текущей результативности сделанных вложений, а российским реципиентам - об инвестиционных возможностях и предпочтениях потенциальных иностранных инвесторов.

Литература

1. Евдокимова А.И. Международные экономические отношения / А.И. Евдокимова. М.: Проспект, 2006.

2. Инвестиции в России 2005: стат. сборник. М.: Росстат, 2005.

3. Информационно-аналитический бюллетень «Инвестиции в России». 2004. № 52, янв.

4. Эриашвили Н.Д. Региональные производственные комплексы и иностранные инвестиции / Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004.

5. http://www.ress/ru/v9/vestnik177.htm (Федеральное статистическое агентство, "Русское экономическое общество").

ФИЛИППЕНКО ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА родилась в 1977 г. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики. Аспирантка кафедры финансового менеджмента Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. Область научных интересов - международное инвестирование, международное инвестиционное посредничество. Автор 7 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.