Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИПТОВАЛЮТ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИПТОВАЛЮТ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / КРИПТОВАЛЮТА / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL LAW / CYBER TERRORISM / DIGITAL CURRENCY / COUNTER-TERRORISM / INTERSTATE COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крупнова Вера Владимировна

Статья посвящена исследованию вопроса противодействия использованию электронных валют для финансирования международной террористической деятельности. События последних лет, кибератаки, совершенные на компьютерные системы государственного и частного (в особенности банковского) секторов показали уязвимость современных систем от вредноносного воздействия злоумышленников. Задачами настоящего исследования являются описание проблемы, изучение произошедших случаев использования электронных валют в преступных целях, российского и зарубежного законодательства на предмет противодействия использованию криптовалют террористами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крупнова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal issues of countering the use of crypto currencies to financing of terrorism

The article is devoted to the study of the issue of combating the use of electronic currencies to financing international terrorist activities. The events of recent years, cyber attacks committed on the computer systems of the public and private (especially banking) sectors have shown the vulnerability of modern systems from the harmful effects of attackers. The objectives of this study are to describe the prob-lem, to study the cases of the use of electronic currencies for criminal purposes, to study Russian and for-eign legislation in order to counter the use of cryptocurrencies by terrorists.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИПТОВАЛЮТ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА»

Международное право

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИП-ТОВАЛЮТ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

КРУПНОВА Вера Владимировна,

аспирант Института законодательстваи сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП). E-mail: krupnova_vv@bk.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию вопроса противодействия использованию электронных валют для финансирования международной террористической деятельности. События последних лет, кибератаки, совершенные на компьютерные системы государственного и частного (в особенности банковского) секторов показали уязвимость современных систем от вредноносного воздействия злоумышленников. Задачами настоящего исследования являются описание проблемы, изучение произошедших случаев использования электронных валют в преступных целях, российского и зарубежного законодательства на предмет противодействия использованию криптовалют террористами.

Abstract: The article is devoted to the study of the issue of combating the use of electronic currencies to financing international terrorist activities. The events of recent years, cyber attacks committed on the computer systems of the public and private (especially banking) sectors have shown the vulnerability of modern systems from the harmful effects of attackers. The objectives of this study are to describe the problem, to study the cases of the use of electronic currencies for criminal purposes, to study Russian and foreign legislation in order to counter the use of cryptocurrencies by terrorists.

Ключевые слова: международное право, кибертерроризм, криптовалюта, борьба с терроризмом, межгосударственное сотрудничество.

Keywords: international law, cyber terrorism, digital currency, counter-terrorism, interstate cooperation.

В современном мире кибертехнологии развиваются с невиданной никогда ранее быстротой, а киберпространство с той же скоростью отвоевывает себе все больше и больше места буквально во всех сферах жизни государства, общества, каждого конкретного отдельно взятого человека.

И вот мы уже не мыслим себя без тех удобств и возможностей, которые предоставляют нам эти блага современной цивилизации. Но, к сожалению, существует и «другая сторона медали» - это возникновение новых проблем и опасностей в данной сфере. Они создаются как отдельными преступниками, так и целыми преступными сообществами, использующими киберпространство в своих корыстных интересах, не гнушаясь при этом никакими средствами для достижения своих целей.

Так, одна из крупнейших кибернетических атак была совершена 12 мая 2017 года. По

подсчетам АО «Лаборатория Касперского» было зафиксировано порядка 45 тысяч атак на компьютерные системы различных компаний и организаций в 74 странах мира. Как оказалось, более всего пострадали российские компании, в том числе банковский сектор, а также компьютерная система ОАО «Российские железные дороги»[1]. При этом, в качестве условия разблокировки ресурсов, хакеры требовали выплату денежного вознаграждения в Биткойнах. Вопрос о том, являются ли атаки хакеров спланированной акцией террористов или данные действия осуществлялись группой лиц исключительно в целях извлечения прибыли, остается открытым. Однако на фоне очевидно возросшего интереса к криптовалютам возникают опасения возможности широкого использования электронной валюты террористическими группировками. Способно ли международное сообщество успешно противостоять этой угрозе, и предпри-

нимаются ли для этого какие-либо действенные конкретные шаги? Уже сегодня выработан ряд мер, направленных на расширение уголовной ответственности кибертеррористов. При этом, одной из серьезных проблем остаются трудности в определении как самих исполнителей ки-берпреступлений, так и, что более важно, заказчиков отдельных кибератак.

Международной группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), одним из членов которой с 2003 г. является Российская Федерация, были подготовлены Специальные Рекомендации по предотвращению финансирования терроризма (далее - Рекомендации). В них предусматривается, что каждой стране следует установить уголовную ответственность за финансирование терроризма, террористических актов и террористических организаций. В соответствии с п. VII Рекомендаций «странам следует обязать финансовые учреждения, в том числе организации, занимающиеся переводом денежных средств, получать точные и достоверные сведения о клиенте (имя, адрес и номер счета) и включать их в состав операции по переводу активов или связанных с указанной операцией передаваемых сообщений, с учетом того, что данные сведения должны сопровождать операцию с указанными средствами на всех этапах»[2].

Рекомендации ФАТФ были внедрены в практическую работу по противодействию преступной деятельности с использованием крип-товалют, но при их применении вызывает ряд сложностей.

Так, норвежский банк Skandianbanken заявил о том, что будет интегрировать Биткой-ны, однако, возможность активно торговать криптовалютой через банк отсутствует. Законодательство Норвегии, также являющейся членом ФАТФ, в отношении борьбы с отмыванием денег и финансирования терроризма, требует отслеживать происхождение денег, участвующих в транзакциях[3]. Согласно п. 12 Правил борьбы с отмыванием денег 2003 г. (Money Laundering Regulations) финансовые организации должны обладать электронными системами мониторинга для идентификации электронных транзакций, которые подпадают под требования Закона о борьбе с отмыванием денег

(Money Laundering Act) 2003 г. [4] Согласно п. 7 b 8 данного Закона надлежащая проверка клиентов включает в себя: запись информации о клиенте, его персональном идентификационном номере (ID карты), адрес места жительства; проверка личности клиента, бенефициаров, а также сбор информации о целях и намерениях клиента[5].

В Российской Федерации аналогичные требования закреплены в статье 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма от 07.08.2001 №115-ФЗ. В частности, Закон указывает на то, одной из мер противодействия также является запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Однако на деле проследить операции, осуществляемые с криптовалютами не так просто. Созданная в 2009 г. Сатоши Накомото децентрализованная электронная валюта была направлена на удовлетворение растущих потребностей общества. Криптовалюта характеризуются отсутствием единого эмитента, осуществлением микроплатежей, круглосуточной работой семь дней в неделю, отсутствием посредников и низкой себестоимостью транзак-ций[6]. Криптовалюта быстро растет в цене, что повышает интерес к ней лиц, заинтересованных в быстром увеличении своих доходов. Только с января по май 2017 г. Bitcoin вырос с 1000 долларов до 2200 за единицу. На 8 августа 2018 г. Bitcoin составил более 6000 долларов за единицу[7].

Информация о транзакциях отражается в общедоступной базе данных (блокчейн). Это позволяет проследить переход Биткойнов от одного пользователя к другому, а также предотвратить мошенничества, например, при оплате двух товаров одной платежной единицей. Информация о самих отправителях и получателях анонимна, однако информация о личных ключах пользователей, с помощью которых были произведены транзакции, сохраняется. Кроме того, как только средства будут выведены на банковский счет, для последующего снятия, появится

информация об IP-адресах. Все это позволяет, в итоге, отслеживать информацию об отправителе и о конечном получателе средств. Независимо от числа операций, произведенных пользователями электронных ресурсов, вся информация доступна для анализа специалистами.

В сети Интернет в этой связи были разработаны новые проекты для достижения большей анонимности. Так, криптовалюты Darscoin и Zerocoin используют усиленные меры шифрования. Разработчики стремятся к полной анонимности и отражению в блокчейне информации лишь о факте совершенной операции. А проект Dark Wallet при совершении платежа комбинирует информацию при синхронизации транзакций двух разных пользователей. Таким образом, распознать, кем и когда была произведена выплата невозможно.

Особую опасность представляет использование данных разработок в системе «теневого интернета» (Tor). Разработанная в «Центре высокопроизводительных вычислительных систем» Исследовательской лаборатории Военно-морских сил США и запрещенная многими странами, сеть Tor технически доступна для применения пользователями по всему миру. При этом информация о пользователях остается анонимной за счет дополнительного шифрования. Именно в сети Tor осуществляется электронная продажа оружия, наркотиков и иных запрещенных товаров. Так, в октябре 2013 Федеральное Бюро Расследований США (ФБР) закрыло сайт «Шелковый путь» (Silk Road)торговавший кокаином и героином. Оплата за товар осуществлялась в Биткойнах. На момент блокирования сайта оборот нелегальных операций составил 1 млрд. долларов США[8]. На практике спецслужбы внедряются в данную систему и отслеживают, кто и с каких IP-адресов заходит на запрещенные сайты, посредством рассылки malware (вредоносных программ отслеживания). Существуют судебные решения, разрешающие проведение таких операций, а также осуществление обысков персональных компьютеров пользователей. Так, в июне 2016 года федеральным судьей Восточного округа штата Вирджиния было вынесено решение о том, что ФБР имеет право снимать любую информацию с персональных компью-

теров, находящихся дома у подозреваемого и защищенных паролем, без ордера. При этом, согласно решению, такие действия не будут трактоваться как нарушение Четвертой поправки к Конституции США (запрещающей необоснованные обыски и задержания), а полученные таким путем доказательства должны быть приняты судом во внимание[9].

В последнее время появляются все новые и новые разрабатываемые криптовалюты, а системы электронных платежей становятся более совершенными. Но даже когда речь идет о Биткойне, основной проблемой остается отсутствие технических возможностей (на государственном уровне) отследить за доли минуты всю цепочку платежей. Пока эта цепочка будет установлена, денежные средства могут быть уже обналичены с виртуального счета, а карты и счета, на которых были средства, будут уже пусты. Виртуальная валюта перемещается моментально по всему миру. При этом взаимодействие спецслужб на международном уровне требует гораздо большего времени для своевременного реагирования.

По данным доклада в 2017 г. Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны (Royal United Services Institute, RUSI), являющегося британским аналитическим центром по оборонным вопросам, роль Биткойна в финансировании терроризма сильно преувеличена и не должна препятствовать развитию новых технологий. В связи с чем мировому сообществу рекомендовано придерживаться разумного подхода в данной области[10].

Согласно утверждениям средств массовой информации, вирус WanaCryptOr 2.0, с помощью которого осуществлялась атака 12 мая 2017 г., был разработан на основе инструментов Агентства национальной безопасности США. При этом его «интерфейс» был оснащен поддержкой десятка языков, в том числе английского, русского, испанского китайского и даже румынского[11]. Все это требует определенных технических и интеллектуальных возможностей, что невозможно без соответствующего финансового обеспечения. Скорее всего, речь идет не о «любительской атаке», а о хорошо оснащенной и подготовленной группе хакеров.

Являлась ли их целью только финансовая выгода, или же главная задача - это акты терроризма (т.е. решение идеологических и политических вопросов), а также могут ли аналогичные атаки быть направлены на финансирование актов терроризма в будущем сказать трудно. Впрочем, выведенные из строя компьютерные системы РЖД были способны нанести вред не только материальный гораздо больший, в частности, действия хакеров могли привести к нарушению работы всей системы, и, как результат, к дестабилизации обстановки в обществе. А, поэтому, государства всего мира уже сейчас должны принимать максимально возможные меры защиты важных объектов государственной инфраструктуры.

В 2013 г. Китай запретил операции с использованием Биткойна для банков и других финансовых организаций. Однако «физические лица могут свободно участвовать в интернет-транзакциях на свой страх и риск» [12]. Попытки запрещения криптовалют в России также осуществлялись. Так, согласно Информации Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену виртуальных валют на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма». А в 2014 г. Министерство финансов подготовило законопроект о внесении административной ответственности за использование денежных суррогатов[13].

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203, в ближайшее время должны быть разработаны меры, направленные на исключение анонимности пользователей в сети Интернет, переход к российским средствам шифрования, а также создания системы защиты российской инфраструктуры от кибернетических атак[14].

В июне 2017 года Банк России объявил о начале работы над созданием национальной виртуальной криптовалюты и о планах по совместной с министерствами выработке понятия частной цифровой валюты и разработке мер регулирования криптовалюты на уровне государства.

Согласно разделу C части IV Доклада ФАТФ «Новые террористические риски» 2015 г. («Emerging Terrorist Financing Risks») виртуальные валюты, такие как Биткойн, представляя большие возможности для финансовых инноваций, привлекают внимание различных криминальных группировок, а значит могут представлять опасность. Так, в 2015 г. Али Шукри Амин был приговорен к 11 годам заключения за использование Twitter для продвижения терроризма и инструктирование об использовании Биткойна в террористических целях. У Амина в Twitter было более 4000 подписчиков. Кроме того, установлены случаи, когда террористы использовали Биткойны для приема пожертвований с целью дальнейшей покупки оружия. При этом, по данным ФАТФ, криптовалюты пока не представляют значительной угрозы обществу в вопросах финансирования терроризма[15].

Не стоит, однако, недооценивать развитие современных технологий. Становление терроризма как глобального международного явления создало значительные возможности для преступников, как финансового, так и технического характера. Уже сегодня террористическая организация «Исламское государство» позиционирует себя как квази-государство, со своей системой управления, армией и территорией. Борьба с международным терроризмом и своевременное пресечение террористических актов, в том числе действий, направленных на последующее осуществление таких актов (как то: сбор средств, приобретение вооружения и пр.) невозможно в условиях глобализации без оперативного взаимодействия всего международного сообщества. В этой связи, необходимо сближение национальных законодательств и выработка международных регуляторов не только на региональном уровне (в частности такая работа ведется на уровне Шанхайской организации сотрудничества), но и принятия на уровне ООН международной конвенции, посвя-

щенной международной информационной безо- пасности. Библиография:

1. Атаки вируса-вымогателя WannaCry зафиксированы в 74 странах [Электронный ресурс] // URL:

http://www.interfax.ru/world/562139 (дата рецепции материала 08.08.2018);

2. Специальные Рекомендации по предотвращению финансирования терроризма [Электронный ресурс] // URL:

http://eurasiangroup.org/files/FATF_docs/9_special_recomendations_rus.pdf (дата рецепции материала 08.08.2018);

3. Норвежский онлайн-банк Skandianbanken интегрирует биткоин [Электронный ресурс] // URL: http://miner-

club.ru/norvezhskij-onlajn-bank-skandianbanken-integriruet-bitkoin/ (дата рецепции материала 08.08.2018);

4. Regulations on measures to combat the laundering of proceeds of crime etc. (Money Laundering Regulations) [Электронный

ресурс] // URL: http://app.uio.no/ub/ujur/oversatte-lover/data/for-20031210-1487-eng.pdf (дата рецепции материала 08.08.2018);

5. Act relating to measures to combat money laundering and the financing of terrorism, etc. (Money Laundering Act) [Электрон-

ный ресурс] // URL: http://app.uio.no/ub/ujur/oversatte-lover/data/lov-20030620-041-eng.pdf (дата рецепции материала 08.08.2018);

6. Сидоренко Э.Л. Криптовалюта как новый юридический феномен. // Общество и право. 2016. №3 (57), с. 193-197;

7. Coindesk [Электронный ресурс] // URL: https://www.coindesk.com/price (дата рецепции материала 08.08.2018);

8. ЦБ запретил биткоины, пригрозив статьей о финансировании терроризма [Электронный ресурс] // URL:

https://www.rbc.ru/society/27/01/2014/570416979a794761c0ce6166 (дата рецепции материала 08.08.2018);

9. Федеральный суд США не считает приватной информацию на персональном компьютерe [Электронный ресурс] // URL:

https://geektimes.ru/post/277826/ (дата рецепции материала 08.08.2018);

10. RUSI: значение криптовалют в вопросах финансирования терроризма слишком преувеличивают [Электронный ресурс] // URL: https://bits.media/news/rusi-znachenie-kriptovalyut-v-voprosakh-finansirovaniya-terrorizma-slishkom-preuvelichivayut/ (дата рецепции материала 08.08.2018);

11. Кто стоит за заразившим весь мир и проникнувшим в сети МВД вирусом-вымогателем [Электронный ресурс] // URL: https://lenta.ru/articles/2017/05/12/encryptalltheworld/ (дата рецепции материала 08.08.2018);

12. Трубникова Е.И. Криптовалюта: инструмент теневых схем или денежная система свободного общества?// Вестник СамГУ. 2014. №6 (117), с. 151-158;

13. Молчанов М.В. Криптовалюта: понятие и проблемы.// Science Time 10(10)/2014, с. 300-303;

14. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919/page/1 (дата рецепции материала 08.08.2018);

15. Роль криптовалют в финансировании терроризма сильно преувеличена [Электронный ресурс] // URL: https://bits.media/news/rol-kriptovalyut-v-finansirovanii-terrorizma-silno-preuvelichena/ (дата рецепции материала 08.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.