Научная статья на тему 'Международно-правовые стандарты в области социального обеспечения'

Международно-правовые стандарты в области социального обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15256
1712
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лутовинова Наталья Викторовна, Овсянникова Александра Андреевна

Принимая во внимание, что система социального обеспечения является национальной, строится с учетом уровня экономического развития государства, специфики социально-демографического состава населения, исторических и национально-культурных традиций и функционирует на основе внутригосударственного правопорядка, нельзя игнорировать тот факт, что само право на социальное обеспечение, его базисные условия должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения, которые призваны гарантировать достойную жизнь каждому человеку при наступлении соответствующих социальных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS IN THE FIELD OF SOCIAL SECURITY

Taking into account that the social security system is national, it is built taking into account the level of the state's economic development, the specifics of the socio-demographic composition of the population, historical and national cultural traditions and functions on the basis of the internal legal order, one cannot ignore the fact that the very right to Social security, its basic conditions must comply with international standards of social security, which are designed to guarantee a decent life To each person at approach of corresponding social risks.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые стандарты в области социального обеспечения»

6.3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Лутовинова Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

nlutovinova@mail.ru

Овсянникова Александра Андреевна, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

hepbern33@mail.ru

Аннотация: принимая во внимание, что система социального обеспечения является национальной, строится с учетом уровня экономического развития государства, специфики социально-демографического состава населения, исторических и национально-культурных традиций и функционирует на основе внутригосударственного правопорядка, нельзя игнорировать тот факт, что само право на социальное обеспечение, его базисные условия должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения, которые призваны гарантировать достойную жизнь каждому человеку при наступлении соответствующих социальных рисков.

Ключевые слова: международно-правовые стандарты, социальное обеспечение, социальные права, социальная политика.

INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS IN THE FIELD OF SOCIAL SECURITY

Lutovinova Natalia V., Senior lecturer of the Department of Civil Law Disciplines Place of employment: Russian State Social University

nlutovinova@mail.ru

Ovsyannikova Alexandra A., Teacher of the Department of State and Legal Disciplines Place of employment: Russian State Social University

hepbern33@mail.ru

Abstract: taking into account that the social security system is national, it is built taking into account the level of the state's economic development, the specifics of the socio-demographic composition of the population, historical and national cultural traditions and functions on the basis of the internal legal order, one cannot ignore the fact that the very right to Social security, its basic conditions must comply with international standards of social security, which are designed to guarantee a decent life To each person at approach of corresponding social risks.

Keywords: international legal standards, social security, social rights, social policy.

Международно-правовые стандарты в области социального обеспечения, являясь формой выражения общепризнанных принципов и норм международного права, занимают особое место в правовой системе любого государства.

Под международно-правовым регулированием социального обеспечения понимают разработку международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизацию и координацию национальных законодательств при переезде граждан из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, при изменении страны постоянного места жительства и сохранении таким лицом прав на пенсионное обеспечение, или пособия, а также установление гарантий социального обеспечения в случаях утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Применение норм международного права в национальных правовых системах основывается на принципе добровольности, путем участия суверенных государств в разработке международных актов, их ратификации и дальнейшем добросовестном выполнении, исходя из экономических возможностей общества на соответствующем этапе его развития [12].

Реализация международных норм социального обеспечения в законодательстве РФ осуществляется

различными способами:

- через непосредственное применение международных актов после их ратификации;

- путем имплементации, т.е. включения международно-правовых норм в национальную правовую систему (в содержание нормативных правовых актов);

- посредством учета и реализации положений международных актов (ратифицированных или нератифицированных) в нормотворческой и правоприменительной практике.

Основными источниками международного права в сфере социального обеспечения являются акты, принятые Организацией объединенных наций, Международной организацией труда, Содружеством независимых государств, региональными организациями и объединениями Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока. Принимаемые документы имеют различный правовой статус, они либо обязательные, либо необязательные для исполнения.

Декларации, принципы, меморандумы, совместные заявления, рекомендации, стандартные правила, не имеющие обязательной юридической силы, оказывают морально-политическое воздействие на государственную власть и служат практическим руководством при реализации государственной политики, являются документами, которые декларируют общепринятые

Лутовинова Н. В., Овсянникова А. А.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

принципы международного права.

Эффективное исполнение международно-правовых стандартов в области социального обеспечения достигается с помощью международно-правовых форм и способов защиты, социальных прав.

Одним из эффективных систем международного контроля за соблюдением норм международного права на социальное обеспечение является деятельность МОТ.

В соответствии с Декларацией «О целях и задачах Международной организации труда» [2,с.23-25] основными задачами мОт, в частности, являются:

- обеспечение необходимого питания, жилища и полного медицинского обслуживания;

- обеспечение необходимой защиты жизни и здоровья трудящихся всех профессий, защиты благосостояния детей и матерей;

- расширение системы социального обеспечения.

МОТ принимает конвенции, рекомендации и декларации в области социального обеспечения, устанавливая тем самым социальные стандарты и способствуя унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении и определяя перспективы его развития.

Принимаемые МОТ конвенции и рекомендации по вопросам социального обеспечения, условно можно разделить на две группы.

К первой группе относятся акты универсального значения, которые являются своего рода эталоном для всей системы социального обеспечения. Среди таких актов можно называть Конвенцию № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которая устанавливает минимальный уровень социального обеспечения, определяет круг лиц, подлежащих обеспечению и сроки выплат пособий, и Конвенцию № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», определяющую основную цель при планировании экономического развития - повышение жизненного уровня населения.

Значимой является и Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», которая уравнивает в правах на социальное обеспечение граждан и иностранных граждан и лиц без гражданства. Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» подтвердила приверженность государств - членов МОТ принципу равноправия и расширила его содержание, распространив на все виды социального обеспечения, установленные Конвенцией «О минимальных нормах социального обеспечения». Действие рассматриваемой Конвенции распространяется практически на все системы социального обеспечения, как обусловленные, так и не обусловленные уплатой взносов, за исключением специальных систем для служащих, жертв войны и систем социальной и медицинской помощи.

Для координации деятельности государств и содействия в заключении двусторонних и многосторонних соглашений о социальном обеспечении, принята Рекомендация МОТ № 167 «Об установлении международной системы прав в области социального обеспечения».

Одним из последних актов, принятых МОТ в области социального обеспечения, является Рекомендация № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты», обобщающая многие иные конвенции и рекомендации МОТ по социальной защите граждан. Рекомендация свидетельствует о том, что всеобщий охват населения социальным обеспечением является необходимым, жела-

тельным и возможным, устанавливает, что государства -члены МОТ должны формировать и осуществлять национальные стратегии расширения сферы охвата социальным обеспечением и рекомендует рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения», как только это позволят национальные условия. Рекомендация определяет основные ориентиры в сфере социальной защиты, дает предложения по их достижению, формулирует основные принципы социальной политики и устанавливает минимальные уровни социальной защиты.

Ко второй группе документов, принимает МОТ, относятся конвенции и рекомендации, которые принимаются относительно отдельных субъектов и видов социального обеспечения.

Так, положения о предоставлении медицинской помощи и об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности содержатся в Конвенции № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» 1969 г. и дополняющей ее Рекомендации № 134 «О медицинской помощи и пособиях по болезни». Конвенция устанавливает минимальный перечень видов медицинской помощи и размеры пособий в случае болезни, необходимых для сохранения, восстановления или улучшения здоровья подлежащего обеспечению лица. При этом по мере возможностей, члены МОТ должны стремиться к увеличению числа подлежащих обеспечению трудящихся, расширению медицинского обслуживания и увеличению продолжительности выплаты пособий по болезни.

Большое количество конвенций и рекомендаций связано с необходимостью социальной защиты лиц пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защите материнства и детства [10; 11].

Гарантии устанавливаются независимо от различия в уровнях экономического и социального развития государств-участников Конвенции и применяются ко всем работающим по найму женщинам, а равно к женщинам, занятым нетипичными формами зависимого труда [15]. На основании положений Конвенции женщинам должны предоставляться отпуска по беременности и родам, а в случаях заболевания или осложнений, выплачиваться пособие в размере не менее 2/3 предшествующего заработка женщины, а также другие социальные гарантии [4, с.149-154].

Нормы международного права в рекомендациях и конвенциях МОТ в последние годы все активнее находят применение в правовой системе России. Перспективы дальнейшего, более широкого применения международных актов связаны с ратификацией принятых МОТ конвенций.

В систему контрольной деятельности МОТ за соблюдением норм международного социального права входят следующие механизмы.

Прежде всего, ст. 22 Устава МОТ предусматривает, что «каждый из членов обязуется представлять ежегодные доклады Международному бюро труда относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым он присоединился. Эти доклады будут составляться в такой форме, и содержать такие сведения, какие может потребовать Административный совет». В соответствии со ст. 19 Устава МОТ государства-члены должны сообщать о тех обстоятельствах, которые препятствуют ратификации конвенции или задерживают ее принятие.

Кроме того, Уставом МОТ в ст. 26-28 предусмотрена процедура рассмотрения жалоб, которую имеет право подать любой член в Международное бюро труда на любого другого члена МОТ, «который, по его мнению, не обеспечил эффективного соблюдения конвенции, ратифицированной ими обоими» (ст. 26 Устава МОТ).

Судебный контроль за обеспечением международно-правовых стандартов в области социального обеспечения осуществляет и Европейский суд по правам человека, в котором судебная процедура рассмотрения споров более жестко формализована [7, с. 26]. Четко определен порядок вступления в силу и исполнения вынесенных судами постановлений. Решениями Европейского Суда по правам человека отменяются вынесенные государствами-участниками решения, вносятся изменения в национальное законодательство, изменяется практика государства-участника. В целом, «правовая позиция Европейского суда по правам человека становится источником национального права» [5, с.15].

Основной вклад Европейского суда в защиту прав граждан в области социального обеспечения состоит, прежде всего, в борьбе с дискриминацией, в признании необходимости исполнения судебных решений о выплате пенсий и пособий, а также обеспечении принципиальной возможности обращения в ЕСПЧ за защитой прав, прямо не предусмотренных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

К примеру, невыполнение судебного решения о выплате пенсии (пособия) расценивается судом как нарушение в области социального обеспечения, подобные дела рассматриваются на основании ст. 6 Конвенции.

Следует заметить, что споры о нарушениях в сфере социального обеспечения рассматриваются Европейским Судом по правам человека лишь в исключительных случаях [8, с. 63]. Таким образом, основной вклад Европейского суда в защиту прав граждан в области социального обеспечения состоит, прежде всего, в борьбе с дискриминацией, в признании необходимости исполнения судебных решений о выплате пенсий и пособий, а также обеспечении принципиальной возможности обращения в ЕСПЧ за защитой прав, прямо не предусмотренных в Конвенции.

Обеспечение социальных прав достигается и с помощью социально-партнерских механизмов, а также деятельностью специализированных органов по реализации специальных международных программ, целью которых является обеспечение социальной защиты. Так, в структуре ООН созданы специальные институты, которые занимаются вопросами социальной защиты. Так, в 1949 году была учреждена Комиссия по положению женщин, в 1976 - создан Фонд ООН для развития в интересах женщин, который содействует соблюдению политических и социально-экономических прав женщин, содействует расширению прав женщин и обеспечивает гендерное равенство.

Особое внимание следует обратить на развитие регионального сотрудничества стран Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в сфере социального обеспечения.

Проводимые в настоящее время в странах ЕАЭС правовые реформы направлены, прежде всего, на реализацию конституционных гарантий и в качестве приоритетных направлений предопределяют социальную ориентацию государственной политики. Подтверждением тому служит закрепление в национальных Конституциях провозглашения стран ЕАЭС в качестве социальных государств.

Конституционные утверждения стран ЕАЭС в качестве социальных государств предполагает, что социальное законодательство, социально-защитные ориентиры являются именно теми критериями, по которым можно судить о реальном положении дел в государствах, степени реализации провозглашенных Конституциями прав и свобод, ценностей и приоритетов, правильности ориентиров, форм и методов проведения правовых реформ. Конституционный принцип социального государства предполагает обязанность служить общественному благу не только государственные органы и граждан, но и контроль за соблюдение данного принципа в рамках межгосударственного, международного сотрудничества.

Соблюдение принципов международного права в сочетании с провозглашенными конституционными приоритетами является залогом успешного развития государств. В этом плане серьезным направлением является соблюдение международных стандартов. Большинство стран, признавая необходимость, целесообразность и взаимовыгодность процесса соблюдения и имплементации во внутренне право международных социальных стандартов, признает и наличие финансовых проблем в обеспечении национальными бюджетами высоких международных стандартов социальной защиты человека.

Особенности процесса согласования требований внутригосударственного и международного права об обеспечении социальных прав человека заключаются в специфике исполнения гарантий реализации прав во внутренней правовой системе, обусловленной тем, что указанные международные гарантии не могут в своем большинстве применяться непосредственно, требуя проведения комплекса законодательных, организационных мероприятий в соответствующей национальной сфере общественных отношений; в императивном финансовом обеспечении реализации социальных прав, определении внутригосударственных источников их финансирования и мер по обеспечению их функционирования. Обязательное финансовое обеспечение реализации социальных прав обусловливает проведение комплекса мер по закреплению во внутреннем праве источников финансирования прав, а также мер по обеспечению их функционирования. Несмотря на определение национальным правом общего порядка внутригосударственного применения международных норм, в решении вопроса о применимости конкретной нормы в рассматриваемой сфере все зависит от нормативного закрепления гарантий необходимых социальных и финансово-экономических условий для ее реализации [13; 14].

Выявленная специфика исполнения международных стандартов социального обеспечения предопределяет возможность их исполнения государствами исключительно в условиях успешного проведения экономических реформ, положительной финансовой конъюнктуры.

Распад Советского Союза детерминировал жизненную потребность новых государств создавать формы региональной интеграции, искать способы и возможности для сотрудничества в экономическом, политическом, военном, гуманитарном аспектах. Активизация трудовой миграции между государствами нуждалась в соответствующем правовом регулировании и институционном обеспечении [9].

Базовое значение для данной сферы общественных отношений имеет «Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» [3, ст. 1915],

Лутовинова Н. В., Овсянникова А. А.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

раздел «Сотрудничество в социальной и культурной областях» которого закрепляет, что «Стороны проводят согласованную социальную политику, гармонизируют национальные системы социальной защиты, поэтапно выравнивают уровни пенсионного обеспечения, пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям».

В области обеспечения социальных прав человека между странами СНГ было заключено значительное число двусторонних и многосторонних Соглашений. Вместе с тем существующие объективные проблемы имплемен-тации международных актов о социальном обеспечении в национальные законодательства, не позволили реализовать международные нормы. В этой связи справедливый вывод сделан в работе Г. М. Вельяминова о том, что «в условиях становления государственности стран СНГ, наличия у них национальных интересов переориентации на третьи страны, отсутствия четких ориентиров в построении наднациональных органов СНГ задача по согласованному проведению реформ в рамках всего Содружества, в том числе и по гармонизации национальных законодательств, так и не была решена. Сказались различия в экономическом потенциале, стартовых условиях преобразований, темпах и направленности реформ, особенности географического положения стран» [1, с. 340].

На последующих этапах развития евразийской интеграции ни в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), ни в формате Таможенного союза проблема эффективности регионального сотрудничества в области социального обеспечения не нашла решения.

Именно в таких неблагоприятных правовых условиях начался процесс интеграции стран ЕАЭС в сфере социального обеспечения. Законодательной основой данного процесса стал Договор о Евразийском Экономическом Союзе, Астана, 29 мая 2014 года.

Согласно указанному акту «социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами».

В настоящее время осуществляется активная экспертная работа по подготовке проекта международного договора в рамках ЕАЭС по вопросам пенсионного обеспечения, унификации стандартов и форм данного вида социального обеспечения. Деятельность осложняется теми обстоятельствами, что пенсионные системы государств Союза развивались по индивидуальным путям, не имеющим ничего общего друг с другом. В результате при создании ЕАЭС не имелось точек соприкосновения социальных систем государств Союза, что в перспективе может порождать социальное напряжение и негативные последствия для граждан.

Одним из основных направлений развития является устранение барьеров на пути передвижения рабочей силы. В данной области возникают проблемы с переводом и сохранением пенсионных прав.

Предполагалось, что Договор о пенсионном обеспече-

нии в рамках ЕАЭС вступит в силу 1 января 2016 года, проект Договора уже разработан и проходит стадию согласования в государствах-членах. Однако из-за принципиальной разницы в подходах к пенсионному обеспечению в государства Союза, процесс согласования Договора проходит в сложном, напряженном режиме.

Представляется, что основной целью Договора должна стать гармонизация законодательных условий функционирования пенсионных систем государств-членов ЕАЭС.

За рамками Договора остаются иные виды социального обеспечения и страхования, на которые имеют право трудящиеся-мигранты и члены их семей, а также граждане-инвалиды, безработные, малообеспеченные, семьи с детьми, лица, потерявшие кормильца и многие другие категории получателей социального обеспечения. Проблема предоставления социальной защиты гражданам Союза, осуществляющим трудовую деятельность вне государства гражданства, при получении инвалидности, потери трудоспособности, наступлении смерти вследствие несчастного случая на производстве, остается нерешенной, более того, отсутствуют документы о намерении государств ЕАЭС разрешить поставленный вопрос.

Важнейшим препятствием на пути сближения сфер социального обеспечения государств ЕАЭС остаются существенные различия в национальных системах социального страхования. В связи с чем, законодательное регулирование стран ЕАЭС целесообразно направить на «развитие персонифицированного учета во всей системе обязательного социального страхования» [8, с.141].

Кроме того, унификация законодательства стран ЕАЭС в сфере социального обеспечения должна быть направлена на: выработку общих параметров обеспечения прав трудящихся-мигрантов, вопросов их социальной защиты при наступлении социальных рисков; сближение систем социальной защиты по «традиционным» основаниям: потеря трудоспособности (общей и специальной); потеря кормильца; работа в особых условиях труда; рождение ребенка; проживание и работа на территориях, подвергшихся воздействию экологически неблагоприятных факторов; признание семьи многодетной и некоторые иные.

С момента распада Советского Союза современными странами ЕАЭС выбраны персональные пути развития социальных систем, определены субъективные источники финансирования средств на обеспечение, что в совокупности определяет несогласованность проведения государствами-участниками Союза соответствующих направлений внутренней политики, отсутствие единых подходов в формировании национального законодательства.

Именно на решение указанных проблем направлены практические выводы анализа международных социальных стандартов:

Во-первых, повышение эффективности регионального уровня сотрудничества может быть достигнуто, наряду с иными механизмами, посредством принятия законодательных актов, способствующих поэтапному сближению нормативно-правовой базы государств-участников ЕАЭС в сфере социального обеспечения, к которым можно отнести модельные законы.

Во-вторых, сотрудничество может быть направлено на разработку и принятие концептуальных региональных актов, рекомендуемых к использованию в национальном законодательстве.

Примером основополагающего акта о социальных прав

в рамках интеграционного объединения является Хартия основных прав Европейского Союза, которая воплощает концепцию социальных гарантий Европейского Союза, независимую от первичного-государственного гражданства. Документ раскрывает принцип о том, что граждане Европейского Союза имеют права и обязанности, присущие в их стране, но дополненные и определенные самим Европейским Союзом.

В рамках ЕАЭС таким основополагающим характером обладает Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств СНГ [16, с. 99-117]. Однако, в государствах ЕАЭС не в полной мере обеспечены социальные права, гарантируемые указанной Хартией. Представляется, что важнейшим направлением сотрудничества государств-участников ЕАЭС в сфере социального обеспечения должны стать разработка и утверждение модельных законов (кодексов), позволяющих осуществить «гибкую» интеграцию стран в зависимости от социально-экономических условий.

Указанное направление «гибкой» интеграции является эффективным способом исполнения государствами взятых на себя международных обязательств, поскольку интеграционные процессы нередко носят сложный политический, экономико-социальный характер внутри государства. Модельные акты должны стать базовыми документами, на которых строятся интеграционные межгосударственные отношения, развиваются национальные правовые основы обеспечения социальных прав человека в странах ЕАЭС.

Таким образом, применение норм международного права в национальных правовых системах основывается на принципе добровольности, путем участия суверенных государств в разработке международных актов, их ратификации и дальнейшем добросовестном выполнении, исходя из экономических возможностей общества на соответствующем этапе его развития. Анализ источников международно-правового регулирования, а также выявление их роли в межгосударственном и международном сотрудничестве в области социального обеспечения становятся не только законодательно обоснованными, но и объективно необходимыми.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,67%.

Список литературы:

1. Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 340.

2. Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда» (Принята в г. Филадельфии 10.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда.- Женева: Международное бюро труда, 1996. С. 23 - 25.

3. Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Подписан в г. Москве 29.03.1996) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 17. Ст. 1915.

4. Манджиева С. В. Становление и развитие универсальных международных стандартов социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - Вып. 3 (25). - С. 149-154.

5. Право социального обеспечения/ Отв. ред. А.С. Кротик. - Рязань: Издательство «Концепция», 2015. - С. 69-70.

6. Сыченко Е. В. Решения Европейского суда по правам человека в области социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 63.

7. Федорова М..Ю. Проблемы права собственности на социальные выплаты в решениях Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации // Российский юридический журнал.2011.№ 1. С. 26.

8. Хамзина Ж. А., Бурибаев Е. А. Формы и механизмы развития регионального сотрудничества стран Евразиского экономического союза в сфере социального обеспечения // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 138-141.

9. Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации): монография. -М.: Галлея-принт, 2016. - 132 с.

10. Шиловская А. Л. Повышение эффективности осуществления родительских прав и обязанностей с помощью соглашения об уплате алиментов // Исполнительное право. 2015. № 2. С. 25-30.

11. Шиловская А. Л., Золотарева А. Е. К вопросу об обязанности родителя, проживающего отдельно, нести дополнительные расходы на содержание несовершеннолетнего ребенка // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 180-182.

12. Волкова М. А. Эффективность формирования системы права в современных условиях // История государства и права. 2013. № 16. С. 30-32.

13. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н. А., Ленковская Р. Р., Гриднева О. В., Незнамова А. А., Лутовинова Н. В., Жестеров П. В. Учебное пособие / Москва, 2017.

14. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Голоскоков Л. В., Мальцев В. А., Незнамова А. А., Лутовинова Н. В., Гурылева А. А. Методы защиты трудовых прав работников в случае несостоятельности работодателя: международный опыт. // Общественные науки. 2015. № 6-2. С. 37-50.

16. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (Одобрена в г. Санкт-Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1995. N 6. С. 99 - 117.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Международно-правовые стандарты в области социального обеспечения» Лутовиновой Натальи Викторовны,Овсянниковой Александры Андреевны Научная направленность работы: трудовое право; право социального обеспечения

Актуальность работы: Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровнях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение.

Оценка достоверности представленных результатов: Теоретическая значимость данной статьи заключается в правовом анализе общих принципов, закрепленных в нормах международных актов, выполнение которых становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших международный договор, но такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Так, верно определена Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которая определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.

Исследуются факторы, оказывающие влияние на развитие и интерпретацию международно-правовых стандартов в области социального обеспечения.

Практическая значимость: заключаются в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке внутренней политики в области социального обеспечения на территории нашего государства. Автор доказывает, что именно международные стандарты традиционно являются основными и действенными в национальных системах правах.

Характеристика статьи на оформление: Материал статьи изложен последовательно.

Рекомендации к публикации: Статья актуальна, представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: Доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин РГСУ, Кандидат юридических наук, доцент

Фетисова О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.