Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борзенко Юлия Александровна, Демчук Данил Андреевич

В статье дается описание современного состояния реализации международно-правовых стандартов обращения с несовершеннолетними осужденными, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. В настоящей работе приводятся направления развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в которых исторически сложилась наиболее благоприятная, при сравнении с зарубежными пенитенциарными системами, основа для эффективного применения международно-правовых актов, в частности, касающихся соблюдения принципа дифференциации и индивидуализации наказания. Кроме того, авторы выделяют проблемы реализации международных стандартов по обращению с несовершеннолетними осужденными в России и предлагает пути их решения, часть из которых позволяет также реализовать положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, посредством апробации наиболее положительного пенитенциарного опыта зарубежных стран. Результаты настоящей работы, в динамике воплощения в жизнь положений Концепции, могут быть использованы в качестве дополнительного варианта законодательной инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS OF TREATMENT WITH MINORS SENTENCED TO IMPRISONMENT

The article describes the current state of implementation of international legal standards for the treatment of juvenile convicts who are serving a sentence of imprisonment. This paper presents the directions of development of the penal enforcement system of the Russian Federation, which historically have the most favorable, when compared with foreign penitentiary systems, the basis for the effective application of international legal acts, in particular, concerning compliance with the principle of differentiation and individualization of punishment. In addition, the authors highlight the problems of implementing international standards for the treatment of juvenile convicts in Russia and suggest ways to solve them, some of which also allow implementing the provisions of the Concept of the Development of the Penal System of the Russian Federation until 2030, through testing the most positive penitentiary experience of foreign countries. The results of this work, in the dynamics of the implementation of the provisions of the Concept, can be used as an additional version of the legislative initiative.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_232 УДК 341.491

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ International legal standards for the treatment of minors sentenced to imprisonment

БОРЗЕНКО Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданского права ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России».

654066, Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49. E-mail: borzenkoua@mail.ru;

ДЕМЧУК Данил Андреевич,

курсант ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России».

654066, Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49.

E-mail: rufus9793@gmail.com;

Borzenko Yulia Aleksandrovna,

candidate of law, associate professor, head of the Chair of Civil Law Disciplines, Kuzbass Institute of the FPS of Russia.

49 Oktyabrsky Ave., Novokuznetsk, Kemerovo Region, 654066, Russia. E-mail: borzenkoua@mail.ru;

Demchuk Danil Andreevich,

cadet Kuzbass Institute of the FPS of Russia.

49 Oktyabrsky Ave., Novokuznetsk, Kemerovo Region, 654066, Russia. E-mail: rufus9793@gmail.com

Краткая аннотация. В статье дается описание современного состояния реализации международно-правовых стандартов обращения с несовершеннолетними осужденными, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. В настоящей работе приводятся направления развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в которых исторически сложилась наиболее благоприятная, при сравнении с зарубежными пенитенциарными системами, основа для эффективного применения международно-правовых актов, в частности, касающихся соблюдения принципа дифференциации и индивидуализации наказания. Кроме того, авторы выделяют проблемы реализации международных стандартов по обращению с несовершеннолетними осужденными в России и предлагает пути их решения, часть из которых позволяет также реализовать положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, посредством апробации наиболее положительного пенитенциарного опыта зарубежных стран. Результаты настоящей работы, в динамике воплощения в жизнь положений Концепции, могут быть использованы в качестве дополнительного варианта законодательной инициативы.

Abstract. The article describes the current state of implementation of international legal standards for the treatment of juvenile convicts who are serving a sentence of imprisonment. This paper presents the directions of development of the penal enforcement system of the Russian Federation, which historically have the most favorable, when compared with foreign penitentiary systems, the basis for the effective application of international legal acts, in particular, concerning compliance with the principle of differentiation and individualization of punishment. In addition, the authors highlight the problems of implementing international standards for the treatment of juvenile convicts in Russia and suggest ways to solve them, some of which also allow implementing the provisions of the Concept of the Development of the Penal System of the Russian Federation until 2030, through testing the most positive penitentiary experience of foreign countries. The results of this work, in the dynamics of the implementation of the provisions of the Concept, can be used as an additional version of the legislative initiative.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, пенитенциарная система, международные стандарты, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, исправительные учреждения, воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные.

Keywords: the penal system, the penitentiary system, international standards, the Concept for the development of the penal system of the Russian Federation, correctional institutions, educational colonies, juvenile convicts.

Дата направления статьи в редакцию: 15.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Современная уголовно-исполнительная политика, впрочем, как уголовная, за последние десять-пятнадцать лет значительно изменились [4. с. 217]. Приоритетными стали гуманизация наказания и экономия репрессивности мер уголовно-правового воздействия, однако, следует отметить, что все редакции уголовного (далее - УК РФ) и уголовно-исполнительного (далее - УИК РФ) кодексов современности по большому счету ориентированы на реализацию различных международно-правовых стандартов обращения с осужденными разных категорий (отметим, что по мнению международного сообщества наиболее не защищенной категорией из числа осужденных к лишению свободы выступают несовершеннолетние лица).

Между тем, такая задача представляется нам довольно сложной, во-первых, потому что международные стандарты по обращению с осужденными носят для Российской Федерации рекомендательный характер, что значительно усложняет процесс их имплементации в отечественное уголовное и уголовно-исполнительное законодательства; во-вторых, они носят характер универсальных правовых актов, положения которых рассчитаны на весьма различное по правовой характеристике законодательство стран-участниц Организации Объединенных наций (далее - ООН), численность которых составляет, к слову, сто девяносто три государства, а это означает, что конкретизированные нормы по обращению с осужденными отсутствуют (то есть фактически любую норму уголовного или уголовно-исполнительного законодательства большинства экономически и политически развитых стран можно истолковать как соответствующую нормам международно-правовых

Международное право; Европейское право

стандартов по обращению с осужденными к лишению свободы); в-третьих, важно понимать, что колониальная система Российской Федерации, хотя и муштровалась долгое время в международной пенитенциарной прессе (речь идет об официальных источниках) как «неэффективная», «пережиток прошлого», «нарушающая права осужденных система» и т.д., однако, она как никакая другая (например, тюремная система США, Великобритании, Германии и других стран Европы) позволяет реализовать важнейший из принципов исполнения наказания - принцип дифференциации и индивидуализации наказания.

Так, широкая система видов исправительных учреждений Российской Федерации, в отличие от приведенных ранее стран, предусматривает не только большой перечень наказаний для несовершеннолетних осужденных, которые не связаны с изоляцией от общества, но и отдельный вид исправительного учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы, а именно - воспитательную колонию. Примечательно, что в п. «е» ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) дается однозначное указание на раздельное содержание при заключении под стражу (лишении свободы) лиц, не достигших совершеннолетия, также в п. 13.4 ст. 13 Минимальных стандартных правил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) дается аналогичная рекомендация для стран-участниц ООН [2, с. 86]. Однако, несмотря на вполне оправданную позицию ООН в том, что для несовершеннолетних осужденных следует организовывать не просто раздельное содержание в одном пенитенциарном учреждении, но и создавать отдельные виды исправительных учреждений, предупреждая «негативное уголовное влияние» со стороны других категорий осужденных и несовершеннолетних, которые признаны более криминально опасными, в США, Великобритании, Германии, Франции и др., странах, система исполнения лишения свободы весьма однообразна. Она предполагает собой изолированные участки в тюрьмах, которые функционируют по типу отечественных воспитательных колоний в России, однако, там допускается контактировать с совершеннолетними осужденными, например, такие контакты имеют место быть при организации хозяйственного обслуживания (общие прачечные, душевые, места хранения хозяйственного инвентаря), а также при уборке режимной территории тюрьмы, вблизи общих прогулочных двориков и помещений для приема пищи [3].

Указанное говорит лишь о том, что реализация международных-правовых стандартов по обращению с несовершеннолетними осужденными, в том числе на примере указанных стран, носит по большей части лишь формально-юридических характер [5, с. 71]. Очевидно, что с точки зрения пенитенциарного законодательства система раздельного содержания в странах-участницах как ООН, так и Совета Европы (далее -СЕ) в полной мере соответствуют положениям Правил Нельсона Манделы и Пекинских Правил, однако в реальности дела обстоят несколько иначе.

Пенитенциарная система России хоть и более эффективна в вопросах раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, не только с точки зрения права, но и с точки зрения организации исполнения лишения свободы, однако, возникают закономерные вопросы относительно оправданности мер, корреспондируемых Концепцией развития УИС до 2030 г. (далее - Концепция). Дело в том, что согласно Раздела IV Концепции предполагается разработка и реализация проекта создания учреждения объединенного типа. Иными словами, апробируется передовой опыт ряда зарубежных стран (который, как показал проведенный нами анализ недостаточно эффективный и оправданный к реализации в России), когда на территории одного учреждения имеют место быть изолированные участки, функционирующие в режиме различных видов исправительных учреждений, в том числе и воспитательных колоний. Мы допускаем возможность того, что пенитенциарной системе России в вопросах предупреждения нежелательных (криминально опасных) контактов с совершеннолетними осужденными поможет ранее приобретенный опыт организации на территории воспитательных колоний изолированных участков, функционирующих в режиме исправительной колонии для лиц, достигших совершеннолетия в период отбывания лишения свободы в воспитательной колонии [1, с. 100]. Но, несмотря на это, на сегодняшний день такая перспектива совершенствования уголовно-исполнительной системы России представляется для нас весьма спорной.

Представляется более оправданным обратить внимание на положения Концепции развития УИС до 2020 г. (в редакции до 2015 г.), где, несмотря на то, что система видов исправительных учреждений должна была быть реорганизована в тюрьмы, однако изменения не должны были касаться таких видов исправительных учреждений как колонии-поселения и воспитательные колонии. В виду этого, полагаем, что в Раздела IV Концепции развития УИС до 2030 г. следует предусмотреть оговорку, согласно которой воспитательные колонии должны предусматривать отдельно расположенные от других видов исправительных колоний пенитенциарные учреждения. Более того, для экономии средств федерального бюджета, оптимизации системы исполнения наказаний и реализации международно-правовых актов по обращению с несовершеннолетними осужденными, считаем допустимым создавать изолированные участки, функционирующие как воспитательные колонии на территории колоний-поселения или исправительных центров (последнее считаем более предпочтительным в виду меньшей общественной опасности контингента, который там содержится), а также рекомендовать органам суда, в случае допустимости, склонятся к применению альтернативных лишению свободы наказаниям и мерам уголовно-правового характера. Отметим, что на сегодняшний день такая возможность может быть реализована без особых дискуссий о целесообразности и допустимости таких судебных решений, в виду наличия таких правовых обстоятельств как:

- прямые рекомендации на сокращение количества лиц, отбывающих лишение свободы в Концепции развития УИС до 2030 г.;

- рекомендации к созданию института пробации в России;

- рекомендации к формированию и развитию ювенальной юстиции в России;

- отсутствие в ч. 4. ст. 49 и ч. 5 ст. 50 УК РФ запрета на назначение обязательных и исправительных работ несовершеннолетним;

- тенденции к расширению перечня наказаний, альтернативных лишению свободы и иных мер уголовно-правового характера и пр.

Считаем важным отметить, что для реализации указанного направления развития пенитенциарной системы России с учетом международных-правовых стандартов, следует снять ограничения в ч. 7 ст. 53.1 УК РФ по назначению принудительных работ несовершеннолетним

осужденным, поскольку данный вид наказания как альтернативного лишению свободы может назначаться даже за совершение тяжких преступлений впервые (что может значительно расширить круг несовершеннолетних осужденных к альтернативным наказаниям), а с учетом допустимости применения к указанной категории осужденных обязательных и исправительных работ, нам представляется необоснованным наложение такого запрета на применение наказания в виде принудительных работ к несовершеннолетним осужденным.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что осуществляемые в пенитенциарной системе России реформы вполне ожидаемы и в какой-то степени оправданы, поскольку позволяют предпринимать попытки имплементации международных-правовых стандартов (в том числе в отношении обращения с несовершеннолетними осужденными) в отечественное законодательство, однако, ряд изменений, предусмотренных Концепцией развития УИС до 2030 г. представляются нам дискуссионными, полагаем, что их следует пересмотреть с точки зрения перспективы реализации и достижения предполагаемых результатов.

Не умоляя авторитета отечественного законодателя и правоприменителя, считаем, что предлагаемые нами изменения следует оценивать с точки зрения необходимости реализации в динамике воплощения в жизнь положений Концепции, то есть использовать при необходимости, а к настоящему времени рассматривать в качестве дополнительного варианта законодательной инициативы.

Библиогра фия:

1. Горовой, В. В. Преодоление противоправной деятельности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы / В. В. Горовой, В. В. Горовой // Закон и право. - 2018. - № 11. - С. 99-101.

2. Каретников, К. В. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними, содержащимися в пенитенциарных учреждениях России / К. В. Каретников // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2021. - № 2 (14). - С. 84-89.

3. Министерство Юстиции США // Официальный сайт. URL: https://www.justice.gov/

4. Упорова, Е. Г. Историческая роль Министерства юстиции в законопроектной деятельности / Е. Г. Упорова // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : Материалы юбилейной XX Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 28-29 октября 2020 года / Отв. редактор А.Г. Чириков. - Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. - С. 217-220.

5. Упоров, А. Г. Международно-правовые нормы и стандарты в области исполнения наказаний и их роль в развитии уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации / А. Г. Упоров // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2020. - № 2(37). - С. 70-72.

References (transliterated):

1. Gorovoj, V. V. Preodolenie protivopravnoj deyatel'nosti lic, soderzhashchihsya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy / V. V. Gorovoj, V. V. Gorovoj // Zakon i pravo. - 2018. - № 11. - S. 99-101.

2. Karetnikov, K. V. Mezhdunarodnye standarty obrashcheniya s nesovershennoletnimi, soderzhashchimisya v penitenciarnyh uchrezhdeniyah Rossii / K. V. Ka-retnikov // Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk. - 2021. - № 2 (14). - S. 84-89.

3. Ministerstvo YUsticii SSHA // Oficial'nyj sajt. URL: https://www.justice.gov/

4. Uporova, E. G. Istoricheskaya rol' Ministerstva yusticii v zakonoproektnoj deyatel'nosti / E. G. Uporova // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodejstvie nauki i praktiki : Materialy yubilejnoj XX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novokuzneck, 28-29 oktyabrya 2020 goda / Otv. redaktor A.G. CHirikov. -Novokuzneck: Kuzbasskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2020. - S. 217-220.

5. Uporov, A. G. Mezhdunarodno-pravovye normy i standarty v oblasti ispolneniya nakazanij i ih rol' v razvitii ugolovno-ispolnitel'nogo zakono-datel'stva Rossijskoj Federacii / A. G. Uporov // Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii. - 2020. - № 2(37). - S. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.