Научная статья на тему 'Международно-правовые проблемы ареста и задержания морских судов'

Международно-правовые проблемы ареста и задержания морских судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРАТЫ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / МОРСКОЙ ФЛОТ / БЕЗОПАСНОСТЬ МОРСКИХ СУДОВ / PIRACY / WORLD COMMUNITY / MARITIME FLEET / MARITIME SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джавадова А.С.

Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с арестом и задержанием морских судов в рамках международного права. Автором проанализированы принципы квалификации ареста и задержания морских судов. На примерах рассмотрена проблема пиратства в настоящее время. Кроме того, автором проанализированы основные положения «Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов» и даны рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества в сфере гармонизации правовых норм, касающихся обеспечения безопасности морских судов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LAW PROBLEMS OF ARREST AND DETENTION OF SHIPS

The article focuses on actual issues relating to arrest and detention of ships under international law. The author analyses the principles of characterization arrest and detention of ships. The problem of piracy is examined in the cases. In addition, the author considers the main features of “International Convention relating to the Arrest of Seagoing Ships” and gives recommendations on improving international cooperation for harmonization of legal rules providing safety to the seagoing vessels

Текст научной работы на тему «Международно-правовые проблемы ареста и задержания морских судов»

Международно-правовые проблемы .

УДК 341.2

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРЕСТА И ЗАДЕРЖАНИЯ МОРСКИХ СУДОВ

Джавадова Алиса Сираджеддиновна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, к.ю.н., e-mail: as.djavadova@yandex.ru

Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с арестом и задержанием морских судов в рамках международного права. Автором проанализированы принципы квалификации ареста и задержания морских судов. На примерах рассмотрена проблема пиратства в настоящее время. Кроме того, автором проанализированы основные положения «Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов» и даны рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества в сфере гармонизации правовых норм, касающихся обеспечения безопасности морских судов

Ключевые слова: пираты; мировое сообщество; морской флот; безопасность морских судов

INTERNATIONAL LAW PROBLEMS OF ARREST AND DETENTION OF SHIPS

Javadova Alisa S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Legal Basis for Foreign Economic Activity, PhD, e-mail: as.djavadova@yandex.ru

The articlefocuses on actual issues relating to arrest and detention of ships under international law. The author analyses the principles of characterization arrest and detention of ships. The problem of piracy is examined in the cases. In addition, the author considers the main features of "International Convention relating to the Arrest of Seagoing Ships" and gives recommendations on improving international cooperation for harmonization of legal rules providing safety to the seagoing vessels

Keywords: piracy; world community; maritime fleet; maritime security

Для цитирования: Джавадова А.С. Международно-правовые проблемы ареста и задержания морских судов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66) С. 83-86.

Принципы правового регулирования любых происшествий, происходящих с морскими судами, определены и действуют уже не одно столетие. В древности был хорошо известен так называемый правовой институт «морской аварии», в задачи которого входило регулирование всех событий, происходящих на море, как то: кораблекрушений, нападений, захватов пиратами судов и других чрезвычайных событий.

Современные аспекты регулирования данной проблемы необходимо подробно изучать, поскольку вода, водное пространство и Мировой океан в целом необходимы для сохранения жизни людей, животных, растений, жизнедеятельности всех организмов на Земле. Любые катаклизмы, которые происходят в море, негативно влияют на экологическую ситуацию на планете, причем зачастую именно само человечество совершает такие действия, которые оказывают деструктивное влияние на Мировой океан - непредсказуемый и огромный, способный разрушить своей мощью все живое и неживое на Земле [1].

Мировое сообщество в последние годы озабочено проблемами незаконных арестов судов, которые правомерно осуществляют свою деятельность в территориальных водах других государств. Особенно актуальной становится проблема распространения пиратства, от которого страдают морские суда и экипажи многих государств, вне зависимости от уровня их экономического развития [2].

Наличие морского флота чрезвычайно важно для каждой страны, территория которой, так или иначе, имеет выход к морю. Для обеспечения качественного обслуживания морского флота государствами всегда создавались и создаются особенные условия, специальная прибрежная инфраструктура.

В Российской Федерации морской флот обеспечивает не только торговые операции, но и в большой степени - военную защиту территорий страны. Существование в стране четырех морских флотов и отдельной флотилии говорит о том, что именно морской флот является одним из главных действующих лиц в политических событиях государства, составляя, в том числе его военную мощь.

В системе нормативных актов, которые, так или иначе, имеют отношение к международно-правовым проблемам ареста и задержания морских судов, главным понятием является безопасность. Она и выступает в качестве предмета нормативно-правового регулирования на международном уровне [3].

На сегодняшний день можно отметить активное сотрудничество различных государств в сфере обеспечения гарантированной безопасности морских судов. Кроме того, следует отметить также, что каждое государство в рамках внутригосударственной правовой системы разрабатывает ряд нормативно-правовых актов, основанных, прежде всего, на международных нормах. При этом некоторые государства (особенно в последнее время)

5

ъ

s п я

УД

hi х с

S to

X

>

п о

оз ъ

hi

М hi X X

О М

013 ТА

я

Е

считают допустимым нарушать эти нормы и осуществлять незаконные действия по аресту и захвату морских судов, причем не только в собственной акватории, но и на морских территориях, принадлежащих другим государствам [4].

Для более подробного рассмотрения проблемы захвата и ареста морских судов надлежит провести краткий терминологический обзор.

Так, понятие «захват судна» в реальной практике мореплавания имеет два значения. С одной стороны, захватом называют действия пиратов в отношении морского судна с целью ограбления или присвоения, с другой - захват судна в отдельных случаях вполне правомерное действо, проводимое на государственном уровне. Это происходит тогда, когда посредством судна осуществляются противоправные действия в акватории чужого государства (например, незаконное вторжение на чужую территорию, перевозка контрабанды и тому подобное) [5].

Понятие «арест судна» осуществляется в прямой последовательности. Под понятием «арест судна» понимается задержание или ограничение в перемещении морского судна на законных основаниях, причем все действия производятся исключительно на основании официального решения суда.

Одной из центральных проблем современного международного мореплавания является то, что некоторые государства производят незаконный арест иностранных судов, а правосудие не может справиться с этой ситуацией, так как существует разное прочтение основных законодательных норм. Так, например, вторжение в территориальные воды государства может рассматриваться как основная причина законного ареста морского судна, при этом довольно сложно создать единую всемирную классификацию нарушений, в том числе квалификацию пересечения морских границ как незаконного вторжения [6].

Важным аспектом рассмотрения проблемы правового регулирования безопасности морского судоходства является анализ такого явления, как пиратство, которое в последнее время достаточно распространено в некоторых регионах планеты.

Пиратство в XXI веке, как бы это ни казалось странным, является серьезной угрозой для торгового морского судоходства. Печально известными в мире и прославившимися своей жестокостью являются сомалийские пираты, которые бесчинствуют в прибрежных водах этой страны уже 13 лет. По социальному статусу это, как правило, обычные рыбаки, которых бедность заставила заниматься противоправной деятельностью. Сомалийские пираты отличаются особенно неадекватным поведением - это связано с тем, что большинство из них во время нападения на суда находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения [7].

Спецификой сомалийских пиратов является то, что они занимаются грабежом всех судов, вне зависимости от их назначения - имеются даже факты ограбления ими таких же пиратских судов.

Также хорошо известны и карибские пираты, но они в настоящее время проявляют меньшую активность, хотя пиратствуют уже несколько столетий. Последние десятилетия эти пираты, в основном, занимаются несколько иной противоправной деятельностью, пиратствуя в чистом виде достаточно редко; основной источник их дохода сейчас - наркоторговля, которая более прибыльна в данном регионе.

Юго-Восточная Азия и Индонезия также считаются крайне опасными для морского судоходства. Местные пираты постоянно грабят и задерживают суда разной величины, забирая все ценности. Эти пираты всегда хорошо вооружены - купить оружие в этих странах не представляет никакой сложности.

Для подтверждения распространенности в мире захвата судов пиратами стоит привести несколько примеров, которые относятся к последним двум годам.

В нейтральных водах Атлантического океана 30 января 2016 г. на расстоянии 100 морских миль от берега Нигерии группа из 13 человек, угрожая оружием, совершила пиратское нападение на принадлежащий судоходной компании Leon Shipping танкер «Leon Dias», следовавший с дизельным топливом из морского порта Ломе (Того) в морской порт Бата (Экваториальная Гвинея) [8].

На борту танкера, шедшего под флагом Либерии с портом приписки Монровия, находился 21 член экипажа, из которых двое были из России - 33-летний житель Ростовской области и 60-летний житель Вологодской области. С целью выкупа пираты захватили в заложники пять членов экипажа танкера, в том числе 60-летнего гражданина РФ, и покинули судно. Позже судовладелец передал требуемый выкуп, и заложники были освобождены.

В территориальных водах Бенина 27 ноября

2016 г. в результате бандитского нападения на судно-рефрижератор «Сароник Бриз», принадлежащего судоходной компании ООО «Дальрифер», были захвачены трое моряков - российских граждан, которых нападавшие увезли в неизвестном направлении. Судно с остальными членами экипажа возвратилось в порт Котону (Бенин). Похищенные российские моряки были освобождены 20 декабря 2016 г. [9].

В территориальных водах Нигерии 8 февраля

2017 г. произошло пиратское нападение на судно BBC «Caribbean», в результате которого с его борта были похищены семь граждан России и гражданин Украины [10].

Рассматриваемая в статье проблема стала особенно актуальной после событий 25 марта 2018 г., когда судно «Норд» под российским флагом было задержано украинскими пограничниками в Азовском море, а затем и арестовано украинским судом. На его борту находились десять членов экипажа, у которых были российские паспорта, выданные в Керчи.

По данным собственника сейнера, власти Украины обвинили экипаж в «нарушении порядка

Международно-правовые проблемы ..

въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее», что по законодательству влечет за собой штраф или административный арест до 15 суток. Капитану судна инкриминируют «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства», что грозит лишением свободы на срок до трех лет, а также конфискацией транспортного средства.

В свою очередь, управление Федеральной службы безопасности по Республике Крым возбудило уголовное дело в отношении Госпогранслужбы Украины по ст. 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» [11].

Еще в 1952 г. в Брюсселе был сформирован специальный международный нормативно-правовой акт, касающийся непосредственно ареста морских судов - Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов. В настоящее время эта конвенция официально опубликована на двух языках -английском и русском, так как в 1999 г. к этой конвенции присоединилась Российская Федерация [12].

Данный нормативный документ содержит в своем составе 18 статей, каждая из которых посвящена отдельным вопросам правового регулирования ареста морских судов на международном уровне.

Цель создания данной конвенции - гармонизация норм в сфере обеспечения правового регулирования ареста морских судов. Документ достаточно четко определяет все возможные нормы в данной сфере, но подписан он не всеми странами, а потому довольно часто возникают спорные ситуации на международном уровне [13].

Значение данной конвенции состоит в том, чтобы в практике международного морского судоходства как можно реже происходили незаконные и спорные аресты судов.

Из проведенного исследования международно-правовых проблем ареста и задержания морских судов автор предлагает сделать следующие выводы:

1. Современная практика международного правового регулирования безопасности морских судов не является совершенной; существует целый ряд пробелов в законодательстве (как во внутреннем законодательстве каждой страны, так и в международном), которые влекут за собой проблемы в правоприменении.

2. На данном этапе развития морского судоходства, в связи с негативными социально-экономическими процессами, происходящими на межгосударственном уровне, все более распространенным становится пиратство, которое выявлено в различных регионах планеты, где отмечаются самые неблагоприятные экономические условия.

3. В связи с политическим конфликтом между Россией и Украиной все чаще стал осуществляться незаконный арест российских судов в районе полуострова Крым, что становится с каждым днем

все более серьезной геополитической проблемой, на которую необходимо адекватно реагировать российскому правительству.

Думается, в связи с выявленными сложностями следует предложить некоторые рекомендации по решению данных проблем.

Прежде всего, следует ужесточить правила международного сотрудничества в сфере безопасности морских судов. Тем государствам, которые отказываются от подписания Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, предлагается запретить пользоваться морскими перевозками при осуществлении ими международной торговли, а также ограничить вхождение их судов в территориальные воды других стран.

Кроме того, международному сообществу следует обеспечить дополнительными ресурсами, с целью повышения качества жизни населения, те регионы, где на данный момент процветает пиратство. Также следует на уровне международных норм ужесточить уголовное наказание за пиратство.

Библиографический список:

1. Щелкунова А.С., Бригалова А.А., Черкессова В.М. Значение Мирового океана в экологической обстановке на планете: анализ современных исследований // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования природных ресурсов: история и современность». Краснодар: Кубанский федеральный университет. 2017. С. 55.

2. Хрусталева Д.М. Организация морских перевозок: международные стандарты. Калининград: Омега. 2017.

С. 45.

3. Александров М.И., Крутецкий В.А. Принципы обеспечения безопасности в морском судоходстве: российский и зарубежный опыт // Вестник Дальневосточного федерального университета. Ч. 1. Владивосток: Издательство ДФУ. 2017. С. 99

4. Ломаченков С.П., Галеенко А.В., Шибанова А.А. Причины и последствия нарушения норм международного права в отношении ареста и задержания морских судов // Современное мореплавание. Сборник статей. Архангельск: Уран. 2016. С. 42.

5. Короткова Ю.А., Анкудинова А.П., Терентьев М.С. Анализ ситуаций ареста морского судна в международном морском праве // Материалы международной научно-практической конференции «Международное морское судоходство: история и современность». СПб: Университет при МПА ЕврАзЭС. 2016. С. 50.

6. Сурмилова А. А., Клочков И.М. Нарушения территориальных вод: проблема квалификации в международном праве // Морское право. 2017. № 2. С. 106.

7. Тарабанов В.С., Еременко А.В., Шилоносов Д.В. Пиратство как социально-экономическое явление: сравнительный анализ классического представления о пиратстве и современной ситуации // Сборник статей Хабаровского государственного университета. Вып. 5. Хабаровск: Издательство ХабГУ. 2016. С. 84.

8. В Ростове возбудили уголовное дело после захвата судна Leon Dias // риановости. URL: https://ria.ru/ world/20160523/1438314800.html (дата обращения: 04.04.2018).

9. Глава профсоюза: владелец «Сароник Бриз» должен вести переговоры с пиратами // риановости. URL: https://ria.ru/world/20161202/1482687377.html (дата обращения: 04.04.2018).

10. Цинцаев С. Российских моряков пленили пираты // Газета.ру. URL: https://www.gazeta.ru/ social/2017/02/08/10515161.shtml (дата обращения: 04.04.2018)

11. Крымские моряки с захваченного украинскими пиратами судна обратились за экстренной медицинской помощью // Крымская газета. URL: https://

gazetacrimea.ru/news/krimskie-moryaki-s-zahvachennogo-ykrainskimi-piratami-sydna-obratilis-za-ekstrennoi-medicinskoi-pomoshu-29318

12. Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов от 10 мая 1952 года (в действ. ред.) // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901732348 (дата обращения: 04.04.2018).

13. Яковлев П.А., Смородина О.Д., Петровская А.И. К вопросу актуальности Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов в современной геополитике // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 4. Воронеж: ВГУ. 2016. С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.