Смирнова М.А.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Одним из наиболее значимых событий в области права, правового регулирования общественных отношений, как отмечают современные юристы, ученые и практики, стала интернационализация прав человека, формирование широкого взаимодействия государств и народов в этой сфере. Подтверждением этому является принятие Устава ООН (Сан-Франциско, 25 июня 1945 г.), Всеобщей декларации прав человека (Нью-Йорк, 10 декабря 1948 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), Европейской хартии о местном самоуправлении (Страсбург, 15 октября 1985 г.).
Разработка и принятие ООН и Советом Европы многочисленных международно-правовых документов в области прав человека к середине 50-х годов ХХ века отразили сложность и новизну этого феномена, предоставили широкие возможности проведения научно-теоретических исследований, результаты которых становились основой принятия новых важных документов, регулирующих правовые отношения в международном сообществе.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу развития межгосударственных отношений по правам человека, узаконив международную заинтересованность в решении указанных проблем.
В Организации Объединенных Наций были сформированы (в разные годы): Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. По мере надобности Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы.
К специализированным органам ООН по защите прав человека в настоящее время относятся: Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека и Комиссия по правам человека.
Однако разработка Всеобщей декларации прав человека проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие было итогом компромисса различных мнений и точек зрения сосуществовавших в то время различных политических систем [1, с. 240-250].
Позиция западных держав опиралась на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласившие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Эти документы содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны первоначально возражали против включения в проект разрабатываемого документа социально-экономических прав. При этом единогласно признавалась необходимость признания гражданских и политических прав человека. Следует заметить, что избирательное право является составной частью политических прав и основных свобод человека, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека (ст. 15, 18-21), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 1, 1825) [2, с. 944].
Причиной указанной дискуссии является то, что каждое государство характеризуется определенными признаками и чертами, в которых выражается его сущность и исторический тип. Прежде всего, речь идет о правовом, социальном, демократическом государстве. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме государства. Конституция Российской Федерации 1993 года в статье 7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством. В связи с этим следует остановиться на некоторых научных подходах, имеющих отношение к определению понятия «социальное государство».
Например, Л.Ф. Безлепкина указывает на то, что существует много определений социального государства. Это государство, в котором учитываются интересы всех социальных слоев общества, где трудоспособным людям предоставляется возможность зарабатывать на достойную жизнь себе и своим семьям, а нетрудоспособным государство обеспечивает гарантированный уровень жизни посредством выплат пенсий, пособий, оказания других видов социального обеспечения и социальной помощи. Социальное государство - это государство, в котором человеку гарантированно право свободы потребления и право свободы хозяйственной деятельности, в котором мужчины и женщины наделены всеми демократическими правами воздействия на власть [3, с. 16-17]. Это государство, в котором социальные противоречия преодолеваются эффективно работающими государственными структурами и представленными в них неподкупными и компетентными государственными служащими.
По мнению одного из разработчиков концепции новой Конституции О.Г. Румянцева, для России понятие «социальное государство» - это, скорее всего, характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционные гарантии экономических и социальных прав человека и гражданина и соответствующие обязанности государства
[4].
Как считает специалист по социальным проблемам В. Роик, главные принципы, составляющие основу понятия «социальное государство», определяются в ряде документов, признанных мировым сообществом и Россией: конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, декларациях и программах действий, принятых на Копенгагенской социальной конференции в 1995 году, и др. [5, с. 9].
На наш взгляд, по прошествии шестидесяти лет со дня принятия Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а также Международных пактов о гражданских и политических правах, экономических, социальных и культурных правах (1965 г.), проблемы определения содержания и свойств понятий: «правовое государство», «социальное государство», «демократическое государство» - требуют более глубокого изучения не только в общеправовом контексте, но и с точки зрения совершенствования деятельности государств по защите прав человека.
Отсюда следует совершенно очевидный вывод о том, что защита прав человека должна быть признана как равнозначная для всех видов прав человека, указанных в упоминаемых международных пактах.
В системе общественных наук формируется новая отрасль научных знаний, именуемая теорией, историей и практикой прав человека, одним из основоположников которой по праву можно считать авторский коллектив, возглавляемый Б.Л. Назаровым, решительно выступившим за признание науки о правах человека как учения об основных, наиболее общих закономерностях возникновения и развития истории, теории и практики этих прав [6, с. 17]. Развитием и пропагандированием идей Б.Л. Назарова активно занимались Ф.М. Рудинский [7; 8; 9], Е.А. Лукашева [10; 11] и многие другие ученые -исследователи теории прав человека [12; 13; 14].
К концу ХХ века, точнее в последнее десятилетие, в СССР и позднее в России проблема прав человека, а затем защиты прав человека стала занимать одно из центральных мест не только в теории государства и права, но и постепенно переходя в отраслевые юридические науки.
Провозглашенные и закрепленные Конституцией России от 12 декабря 1993 года права и свободы человека и гражданина за истекшие годы получили в Российской Федерации дальнейшее законодательное развитие и конкретизацию. Принято значительное количество внутригосударственных нормативных актов, регулирующих различные аспекты деятельности государства и общественных организаций в этом направлении. Российской Федерацией ратифицированы важные международные договоры, нормы которых, постепенно трансформируясь в национальное законодательство, повышают гарантии обеспечения прав и свобод человека в нашем государстве.
В результате в настоящее время в стране сформировалась многоступенчатая система правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, создан и функционирует сложный правовой механизм, достаточно развитая инфраструктура государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены защищать права человека. Эти обязанности возложены государством на Президента, Федеральное собрание, Правительство, правоохранительные органы, иные органы исполнительной власти Федерации и местного самоуправления, на Комиссию по правам человека*, а также на Уполномоченного по правам человека.
Анализ научной литературы свидетельствует, что в общем и целом правозащитная тематика уже сформировалась.
Однако на современном этапе нет оснований утверждать, что степень разработанности правозащитной тематики достаточно высока, а ее влияние на практику заметно и эффективно. Очевидно и другое обстоятельство: без глубоко специализированных и фундаментальных исследований правозащитной теории преодолеть проблемы и противоречивость в правозащитной практике не представляется возможным. Поэтому необходимо проведение такого рода исследований, которые предполагают осмысление юридической наукой правозащитной теории как целостной суммы знаний, консолидированных на основе изучения такого категориального аппарата, как: «защита права», «защита прав человека», «право человека на правовую защиту», «правовая защищенность прав человека», «правозащитные отношения», «правозащитная деятельность», «правозащитное регулирование», «правозащитная система».
В рамках развития правозащитной теории в отечественной юридической науке уже проведены научные исследования таких понятий, как: «защита права» [15], «защита прав человека» [16], «право человека на правовую защиту» [17]. Однако научные представления о таких категориях, как: «право на правовую защиту прав человека», «правозащитное регулирование», «правозащитная система
регулирования», «правозащитные отношения», «правозащитная деятельность», «правозащитная система» - остаются во многом проблемными. Это обстоятельство значительно затрудняет развитие в российском правоведении правозащитной теории.
На основе проведения сравнительного анализа российской и европейской правозащитных систем существенно расширили представления о правозащитной системе в целом участники Международного научно-методического семинара, проходившего в Нижнем Новгороде в 2002 году.
В то же время следует отметить, что теория правозащитной системы, представленная в исследованиях участников семинара, отражает государственно-личностный подход к проблеме защиты прав человека. На наш взгляд, требуется несколько иной подход к развитию концепции защиты прав человека в рамках правозащитной теории.
К сожалению, в современной юридической науке еще не получило должного внимания и развития понятие «право прав человека», однако именно на основании этого понятия, на наш взгляд, должна строиться концепция защиты прав человека. Именно с этим понятием связано представление о праве на правовую защиту прав человека, а более точно это представление может быть выражено в понятии «право на правовую защиту прав человека» [18, с. 4]. Посредством правовой защиты человека, как известно, охраняется его правовой статус, определяются пределы вторжения в личную сферу, устанавливаются юридические гарантии защиты его прав, свобод и законных интересов. Все это свидетельствует о многофункциональной природе защиты прав человека, что представляет безграничную возможность для дальнейшего развития и конкретизации юридической наукой понятия «права на правовую защиту прав человека».
В научной литературе продолжается дискуссия и о таких понятиях, как «индивид», «человек», «личность» и их связь с понятием «гражданин». Эта дискуссия столкнулась со множеством противоречий и так и не привела к какой-либо определенной позиции. На наш взгляд, данная дискуссия носит принципиальный характер и должна ответить на главный вопрос теории прав человека о месте понятия «человек» в рассматриваемом понятийном ряду.
В современной теории прав человека начало этой дискуссии можно отнести к 70-80 годам ХХ века. С этого периода ведут отчет дискуссионные вопросы о «правовом статусе личности», «правовом статусе гражданина» и возникает необходимость анализа их связи с понятием «правовой статус человека».
Это дискуссия позволила Н.С. Малеину сделать вывод: личность - это прежде всего человек, обладающий собственными неповторимыми, социально окрашенными качествами. Человеку как биологическому существу нужны пища, одежда, жилище. Но человек как личность характеризуется прежде всего сознанием, социальными и духовными качествами, без которых нет самого общества [19, с. 10-11].
Анализ логического построения этого вывода позволяет выявить имеющиеся противоречия, главное из которых - «не личность - это прежде всего человек», а человек - это личность, наделенная социальными и нравственными качествами. Такой подход составляет основу понимания прав человека.
Тем не менее в 1997 году Л.Д. Воеводин в своей работе продолжает утверждать и доказывать, что термин «личность» носит универсальный характер и выражает кратко самую суть двух терминов -«человек» и «гражданин», соединяя их [20].
В некоторых работах понятие «личность» определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит. Личность - это достаточно зрелый, сформировавшийся человек, овладевший навыками и образцами социально значимого поведения, способный к самостоятельному принятию решений.
Однако могут ли все эти характеристики претендовать на их правовое признание по своему содержанию? В этой связи возникает вопрос: можно ли определить различие между понятиями «человек» и «личность» в чисто юридических терминах? Человек - это понятие родовое, охватывающее всех представителей рода homo sapiens, независимо от их индивидуальных характеристик. Личность - человек, достигший некоторого уровня социальности, который позволяет ему с относительной независимостью существовать в обществе, выражать свою волю и добиваться ее осуществления. Это, как представляется, вполне соответствует юридическим понятиям правоспособности и дееспособности. Таким образом, в сфере права человек - это правоспособный индивид; личность - дееспособный человек.
Итак, понятие «человек» в сфере права представляет собой предельно широкую абстракцию, максимально отвлеченную от персональных особенностей того или иного конкретного лица, что аналогично категории «правоспособность». В понятии «личность» отражаются социально необходимые качества индивидуальной зрелости, ответственности, самостоятельности человека.
На наш взгляд, в разрешении возникающего противостояния необходим нейтральный, интегративный подход, который объединил бы разные аспекты, выраженные в понятиях «человек», «личность». В наибольшей степени эту функцию выполняет понятие «индивид». Индивид есть
единичный представитель человеческого рода, являющийся субъектом права и в этом качестве могущий выступать в различных ипостасях - как человек, как личность, как гражданин, а также в иных «юридических ролях» (специальных правовых статусах). Данная дискуссия имеет свое особое значение для избирательного права.
Применительно к избирательным правам человека и гражданина являющимся составной частью политических прав, как правило, права только граждан данного государства связаны с участием в политической жизни, в управлении государственными делами. Государство должно воздерживаться от посягательств на данные права. При этом, учитывая требования норм международного права, на государство возлагается обязанность гарантировать равноправие избирательных прав, а именно: равенство в правах мужчин и женщин; национальное и расовое равноправие - запрет пропаганды войны и дискриминации по любым мотивам.
Учитывая особенности политических прав и основных свобод человека, именно с помощью избирательных прав: определяется место человека в политической системе; обеспечивается возможность его участия в осуществлении государственной власти; гарантируются блага политической свободы и демократии; субъектами этих прав могут быть не только отдельные люди, но и группы, общественные объединения и организации, народы и нации.
Литература
1. Карташкин В.А. Россия и Всеобщая декларация прав человека // Московский журнал международного права. 1998. № 2.
2. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашова. 2-е изд. М., 2002.
3. Безлепкина Л.Ф. Социальное государство - это социальное развитие для всех // Социальное обеспечение. 1995. № 11.
4. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1996.
5. Роик В. Социальное государство и гражданское общество // Человек и труд. 1996. № 11.
6. Права человека. История, теория и практика / Отв. ред. Б.Л. Назаров. М., 1995.
7. Рудинский Ф.М. Личные права и свободы граждан СССР. М., 1980.
8. Рудинский Ф.М. Наука прав человека: предмет, функции, современные методологические проблемы // Право и жизнь. 2003. № 56 (4).
9. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики: Монография / Под ред. Ф.М. Рудинского. Волгоград: ВА МВД России, 2004.
10. Лукашева Е.А. Гражданское общество, правовое государство и право («круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. 2002. № 1.
11. Права человека: Итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашовой. М., 2002.
12. Радько Т.Н. Основные функции социалистического права: Учеб. пособие. Волгоград, 1970.
13. Витрук Н.В. Процессуальные формы реализации и охраны прав и обязанностей граждан // Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Под общ. ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. М., 1976.
14. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984.
15. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 1997.
16. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лу-кашевой. М., 1996.
17. Стремоухов А.В. Правовая защита человека: Теоретические проблемы: Монография. СПб., 2001.
18. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование. Проблемы теории и практики: Монография. Волгоград, 2004.
19. Малеин Н.С. Охрана личности советским законодательством / Отв. ред. А.И. Масляев. М., 1985.
20. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ, 1997.