Научная статья на тему 'Международно-правовые основы регулирования финансовой устойчивости банков'

Международно-правовые основы регулирования финансовой устойчивости банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банк / безопасность / глобализация / международные нормы / национальное законодательство / финансовая устойчивость / bank / safety / globalisation / the international norms / financial stability / the national legislation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д Г. Алексеева

В статье рассматриваются правовые проблемы приведения норм российского законодательства, регулирующих банковскую деятельность, в соответствие с международно-правовыми нормами-принципами, регламентирующими финансовую устойчивость национальных банковских систем. Обоснована необходимость интеграции стратегии банковской деятельности в соответствующий международный контекст в целях укрепления банковской безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL BASES OF REGULATION OF FINANCIAL STABILITY OF BANKS

In the given scientific article legal problems of reduction of norms of the Russian legislation regulating bank activity, in conformity with the international legal norms-principles regulating financial stability of national bank systems are considered. Necessity of integration of strategy of bank activity for a corresponding international context with a view of strengthening of bank safety of the state is proved.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы регулирования финансовой устойчивости банков»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВ

Д.Г. Алексеева

Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются правовые проблемы приведения норм российского законодательства, регулирующих банковскую деятельность, в соответствие с международно-правовыми нормами-принципами, регламентирующими финансовую устойчивость национальных банковских систем. Обоснована необходимость интеграции стратегии банковской деятельности в соответствующий международный контекст в целях укрепления банковской безопасности государства.

Ключевые слова: банк, безопасность, глобализация, международные нормы, национальное законодательство, финансовая устойчивость.

Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, отличающейся высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом всеобъемлющей конкуренции [7].

Глобальная экономическая интеграция — объективное и закономерное явление, способствующее вхождению государства в мировое экономическое сообщество и во многом определяющее фактор развития его экономики, влияющий не только на развитие национальной экономики, но и его экономическую безопасность (включая все ее составляющие, в том числе и банковскую безопасность).

По сути своей глобализация представляет собой процесс стирания законодательных и экономических барьеров между национальными экономиками. Это процесс, имеющий в качестве конечной цели формирование глобального экономического пространства.

Перед национальной финансовой системой стоит задача оптимальной интеграции в единый планетарный механизм с универсальной системой финансовых институтов и взаимодействия рынков. «Оптимальность» в данном контексте означает, с одной стороны, создание финансово устойчивой и конкурентоспособной отечественной финансовой системы, адекватной по уровню своего развития зарубежным аналогам, с другой стороны — сохранение российской государственности, национального суверенитета и сильной экономики.

Не случайно низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений обозначены в п. 55 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. в качестве главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере.

Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста должно достигаться в том числе за счет модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в России.

В свою очередь, для противодействия угрозам экономической безопасности (всех составляющих ее структуру элементов) силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества должны быть наценены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы.

Очевидно, что банковская система как одна из важнейших составляющих финансовой системы государства не может исключаться из процесса глобальной экономической интеграции.

Именно поэтому основными проблемами правового регулирования банковской деятельности в условиях глобализации и мирового финансового кризиса являются:

- инкорпорация международных норм-принципов регулирования финансовой устойчивости национальных банковских систем в российское законодательство;

- создание прочной правовой основы для функционирования отечественной банковской системы;

- обеспечение банковской безопасности страны.

В сфере банковской деятельности глобализация проявляется в следующем:

- повышение концентрации банковского капитала, приводящего к формированию транснациональных банковских корпораций;

- рост международных потоков капитала;

- образование транснациональных финансовых корпораций вследствие сращивания страхового, банковского и фондового капитала;

- рост численности вкладчиков банков, изменение их спроса на традиционные банковские услуги;

- изменение традиционных форм и видов банковских услуг вследствие сращивания банковских, страховых и финансовых услуг (образование «финансовых супермаркетов», выпуск на финансовый рынок «ко-брендинговых продуктов»);

- использование Интернета для оказания банковских услуг (в первую очередь дистанционное банковское обслуживание, банковские карты и проведение платежей);

- расширение доступа иностранных банков на ранее «закрытые» национальные финансовые рынки;

- создание Базельского комитета по банковскому надзору, принятие и инкорпорирование Базельских норм-принципов в национальное банковское законодательство большинства стран;

- нарастание влияния наднациональных финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд, группа Всемирного банка, Европейский центральный банк и др.

Система финансовых рынков сегодня стала функционировать на глобальном уровне. Образовалась мировая финансовая сеть, соединяющая ведущие финансовые центры разных стран, вследствие чего финансовый капитал может свободно, без ограничений перемещаться с внутреннего на мировой финансовый рынок и наоборот.

Риски, с которыми вынуждены иметь дело банки, занимающиеся международными операциями, вследствие финансовых инноваций стали более сложными. Все это в наибольшей степени повысило общий уровень рискованности банковских операций, особенно при проведении международных транзакций.

В условиях глобализации усилившаяся интернационализация банковской деятельности и ускорение трансграничного движения капитала обусловили формирование международных норм-принципов регулирования финансовой устойчивости национальных банковских систем.

Реализация этих международных норм-принципов в банковской секторе экономики осуществляется в каждой стране в установленных законодательством институциональных формах.

Укрепление финансовой устойчивости национальной банковской системы включает в себя две взаимосвязанные составные части:

1) устойчивость непосредственно самой системы (включая банки) и ее динамичное развитие;

2) развитие эффективной внебанковской внешней среды, в том числе стабильность макроэкономической среды.

Состояние и особенности комплекса проблем банковской безопасности, имманентно присущих национальной банковской системе, связаны со структурой экономики страны, уровнем развития ее правовой системы.

Важное значение при этом имеет и политическая среда, поскольку она влияет на принципы и реальные условия функционирования банковского сектора экономики.

Вследствие глобализационных тенденций в банковской сфере возрастает и роль взаимодействия международного и внутригосударственного права в банковском секторе экономики, которое в современных условиях проявляется, прежде всего:

- в увеличении числа международных (межгосударственных) договоров и национально-правовых актов, регулирующих аналогичные отношения в банковской сфере, или отношения, близкие к ним;

- широком применении в договорной практике кредитных организаций международных конвенций и правил;

- «максимальной приближенности, непосредственном соприкосновении сфер регулирования» [1. С. 324] международного и внутригосударственного права.

В российском законодательстве в случаях интегрирования международных договоров Российской Федерации в национальную правовую систему, как это предусмотрено в ст. 15 Конституции Российской Федерации, нормы международно-правовых актов, как своеобразно отмечает Ю.А. Тихомиров, «расплавляются» [9. С. 87-94] в нормах национального права. Таким образом, в соответствии с российской доктриной взаимодействия международного и национального права, допускающей «непосредственное применение» [10. С. 24] международной нормы к внутренним отношениям, нормы международных договоров приобретают юридическую силу для правового регулирования отношений в банковском секторе экономики подчас путем их прямого действия для регулирования соответствующих отношений.

Воздействие международного права на национальное право осуществляется путем трансформации норм, содержащихся в конкретных международных договорах, в нормы национального права. При этом термин «трансформация» носит условный характер.

В процессе «трансформации» норм международного права в нормы внутригосударственного права на базе общей конституционной нормы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) создаются нормы более конкретные и более «узкие» по сфере своего регулятивного воздействия. «По этой причине государства для них (норм внутригосударственного права — Д.А.) устанавливают особый порядок трансформации» [2. С. 12.] в виде «специальной трансформации», выражающейся или в непосредственном применении норм международного права в тексте закона, или в виде принятия отдельных нормативных правовых актов, или законодательном выражении согласия на применение конкретных международных норм, или иным способом. Любой из видов «специальной трансформации» придает нормам международного права силу внутригосударственного правового регулирующего воздействия на соответствующие общественные отношения.

Концепция приведения норм российского законодательства, регулирующих банковскую деятельность, экономики в соответствие с международно-правовыми нормами основывается, по нашему мнению, на следующих теоретических подходах, а именно:

- в повышении влияния международных договоров Российской Федерации на внутреннее законодательство, регулирующее отношения, в том числе и финансовые, имеющие место в банковской деятельности;

- внедрении общераспространенных международных норм-принципов (терминология Г.В. Петровой) [6. С. 290] во внутреннее законодательство, регулирующее отношения, в том числе и финансовые, имеющие место в банковской деятельности;

- расширении использования в национальном законотворчестве в банковском секторе экономики документов межгосударственных и международных организаций. Аналогичную точку зрения разделяют и другие ученые [5. С. 104108].

Вот почему в условиях глобализации экономики государства (в лице органов банковского регулирования и надзора, а также центральных банков (их уполномоченных представителей)) в рамках Базельского комитета по банковскому надзору сотрудничают с целью создания, развития и применения единых норм-принципов в банковском секторе экономики для регулирования финансовой устойчивости банков. Поэтому Базельский комитет и стремится выработать общие нормы-принципы регулирования банковской деятельности, особенно в регулировании финансовой устойчивости международно-активных банков.

В начале 1990-х гг. этот процесс стал интересовать и Россию. Национальная банковская система в условиях либерализации валютного законодательства и снятия ограничений на валютные операции движения капитала стала частью мировой финансовой системы.

Применение международных норм-принципов стало одним из факторов успеха, элементом повышения конкурентоспособности национальной банковской системы в целом и отдельных российских банков, выходящих на мировой финансовый рынок в частности. Эффективное применение «норм-принципов», рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору — это и существенный фактор повышения качества правового регулирования финансовой устойчивости не только отдельных банков, но и всей банковской системы, ее безопасности.

За почти 32 года своей деятельности Базельский комитет по банковскому надзору издал десятки документов, имеющих статус международных правовых актов, по различным направлениям банковской деятельности, в том числе по общим вопросам организации банковского надзора, достаточности банковского капитала, работе с проблемными и слабыми банками, регулированию банковских рисков, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, корпоративному управлению банками, бухгалтерскому учету и аудиту их деятельности, транспарентности банковской деятельности и т. д.

Главный документ Базельского комитета по банковскому надзору — «Сердцевидные (основополагающие) принципы эффективного банковского надзора» — издан в 1997 г., а в 1999 г. была опубликована в качестве дополнения к Принципам «Методология основополагающих принципов по эффективному банковскому надзору». Указанные документы являются кратким изложением здравой практики в области банковского регулирования и надзора, управления банковскими рисками в виде комплекса рекомендованных норм-принципов в качестве правовой основы регулирования финансовой устойчивости банков.

В 1998 г. Базельский комитет опубликовал документ «Международная конвергенция принципов измерения капитала и стандарты капитала» (известен как Соглашение по капиталу, или «Базель-1»), в котором устанавливаются минимальные требования к достаточности капитала исходя из принимаемых банками кредитных рисков. Его применение преследовало цель укрепить финансовую устойчивость международной банковской системы и посредством применения международных норм-принципов для регулирования деятельности банков ослабить причины, вызывающие потерю ими финансовой устойчивости.

В ноябре 2005 г. Базельский комитет ввел в действие новое Соглашение — «Базель-2», обновленную версию «Базель-1»: «Международная конвергенция измерения капитала и стандарты капитала: Уточненные рамочные подходы», в котором повышается степень соответствия капитала банка к рискам, в действительности принимаемым банком.

Нормы-принципы Соглашения «Базель-2» группируются по трем основным компонентам (pillars), взаимосвязанным, усиливающим и дополняющим друг друга в достижении единой цели — повышении финансовой устойчивости банков [4]:

1) минимальные требования к капиталу;

2) надзорный процесс;

3) рыночная дисциплина.

Эти документы ввели новаторские нормативные подходы к оценке принимаемых банками рисков и, соответственно, достаточности капитала на их покрытие. Так, основной формой регулирующего воздействия на финансовую устойчивость банков в настоящее время является нормирование достаточности капитала.

Использование концепции достаточности капитала позволило отказаться от негибкой системы ограничений в деятельности банков с учетом банковских рисков и сформулировать минимальные требования к регулятивному капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. Отношение капитала к активам исчисляется с использованием определения регулятивного капитала и взвешенных по риску активов. Таким образом, устраняется одна из основных причин возникновения и распространения банковского кризиса. И, как следствие, возможные потери по сделкам банка не переносятся на клиентов и контрагентов банка.

В Соглашении «Базель-2» (компонент «Минимальные требования к капиталу банка») этот норматив был дополнен нормативами рыночного и операционного рисков.

Нормы компонента «Надзорный процесс» Соглашения «Базель-2» имеют целью не только гарантировать наличие у банков достаточного капитала для покрытия всех своих рисков, но и стимулировать их к разработке и применению усовершенствованных методов мониторинга и управления рисками. В Соглашении «Базель-2» определено четыре основных принципа надзорного процесса.

Принцип 1. Банки должны иметь процедуры оценки общей достаточности капитала относительно характера своего риска и стратегию поддержания уровня этого капитала.

Принцип 2. Органы банковского надзора должны проверять и оценивать определение банками достаточности их внутреннего капитала и их стратегию в этой области, а также их способность отслеживать и обеспечивать соблюдение нормативов капитала. Органы банковского надзора должны предпринимать необходимые надзорные действия в том случае, если они не удовлетворены результатом этого процесса.

Принцип 3. Органы банковского надзора вправе ожидать, что банки будут поддерживать уровень капитала выше минимальных регулятивных нормативов и должны иметь возможность требовать от банков поддерживать капитал выше этого минимума.

Принцип 4. Органы банковского надзора должны осуществлять превентивное вмешательство с тем, чтобы предотвратить снижение капитала ниже минимального уровня, необходимого для обеспечения присущих данному банку рисков, и обязаны принимать срочные меры по исправлению положения, если размер капитала не поддерживается на достаточном уровне или не восстанавливается до достаточного уровня.

Цель третьего компонента — «Рыночная дисциплина» — состоит в дополнении минимальных требований к капиталу (Компонент 1) и надзорному процессу (Компонент 2), стимулировании рыночной дисциплины путем разработки комплекса требований о раскрытии информации, которые позволят участникам рынка оценить основные данные: о сфере применения капитала, уровне капитала, подверженности рискам, процессах оценки рисков и, следовательно, о достаточности капитала банка.

Считается, что такое раскрытие информации имеет особую актуальность в свете Соглашения «Базель-2», в соответствии с которым опора на внутрибанковские методологии дает банкам более широкую свободу действий при оценке потребностей в капитале.

В целом Соглашение «Базель-2» требует от банков публикации очень большого количества информации о его рисках в контексте адекватности капитала. Даются рекомендации об увеличении требований, предъявляемых к капиталу банков.

В октябре 2006 г. на Международной конференции органов банковского надзора была одобрена уточненная версия «Сердцевидных (основополагающих) принципов эффективного банковского надзора» и «Методология основополагающих принципов». Принятые документы устанавливают международные нормы-принципы, регулирующие финансовую устойчивость банковской системы. Двадцать пять Базельских основополагающих принципов могут быть разделены на семь крупных групп: 1) цели, независимость, полномочия, транспарентность и сотрудничество органов банковского надзора; 2) лицензирование и структура банков; 3) пруденциальное регулирование и требования; 4) методы

текущего банковского надзора; 5) бухгалтерский учет и раскрытие информации; 6) полномочия органов надзора по корректировке деятельности банков и банковских групп и исправлению ситуации; 7) консолидированный и трансграничный банковский надзор.

При присоединении к Базельским нормам-принципам на первый план выдвигается принцип «конструктивного сотрудничества», определяемый пониманием не только объективного существования тесных взаимосвязей между банками и центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой частью государственного хозяйственного комплекса. При этом Центральный банк обязан обеспечить реализацию стоящих перед ним задач — устойчивость национальной денежной единицы, эффективное функционирование платежной системы и многое другое, без чего не может существовать сильная экономика — только при наличии прочного банковского «фундамента» в виде банков.

Важным положением является констатация того обстоятельства, что банковская деятельность по своей природе сопряжена с принятием широкого спектра рисков. Задача органа банковского регулирования и надзора, таким образом, состоит не в том, чтобы пытаться исключить риски из деятельности банков, а в том, чтобы понимать природу рисков и обеспечивать такой правовой режим, при котором банки адекватно оценивают и управляют рисками.

Базельские нормы-принципы предъявляют к органам банковского регулирования и надзора, а вместе с ними к банкам и банковским группам комплексные сложные требования, прежде всего по оценке достаточности капитала относительно профиля всех рисков («зонтичный» принцип — umbrella principle), выполнение которых рассматривается в качестве минимальных требований к риск-менеджменту, именно который, главным образом, и вносит решающий вклад в повышение финансовой устойчивости банковской системы и ее базовых составляющих банков.

Подводя итоги анализа Базельских норм-принципов, отмечаем, что они актуализируют имеющиеся и выносят на повестку дня новые задачи по совершенствованию банковского законодательства, методологии лицензирования, пруденциальных норм, текущего надзора, иных аспектов регулирования и надзора за банками. Необходимое содействие в достижении указанной задачи потребует соответствующих усилий от исполнительной и законодательной ветвей власти. В свою очередь, соответствие национальных норм банковского регулирования и надзора установленным международным нормам-принципам является важнейшим условием повышения эффективности управления банковской деятельностью и успешного позиционирования российских банков на международных финансовых рынках.

Новый нормативистский подход при применении международных норм-принципов в оценке рисков для определения достаточности капитала банков в целях регулирования их финансовой устойчивости, рекомендованный между-

народно-правовым Соглашением «Базель-2», призван усилить безопасность национальной банковской системы в результате:

- уменьшения сроков организации процесса кредитования, что приводит к снижению издержек и значительному удешевлению кредитов и инвестиций, более эффективному использованию ценных бумаг с целью привлечения российскими банками с внешних рынков капитала для повышения ликвидности их активов;

- применения Базельских международных норм-принципов, обеспечивающих возможность российским банкам эффективно позиционировать на международных финансовых рынках и интегрироваться в мировую финансовую систему с соблюдением своих национальных интересов.

Базельский комитет по банковскому надзору не является наднациональной юридической организацией. Теоретически это рекомендательный орган. И если подходить с формальных позиций, принятые им документы не обладают признаком юридической обязательности. Однако международный авторитет Ба-зельского комитета по банковскому надзору настолько высок, что с его решениями не могут не считаться органы регулирования и надзора даже тех стран, которые не являются членами Комитета.

Для развитых государств применение Базельских норм-принципов стало обязательным при правовом регулировании банковской деятельности, в том числе и к банкам, чья деятельность осуществляется только на территории страны происхождения.

Для банков Европейского Союза выполнение норм-принципов Соглашения «Базель-2» стало обязательным с 2007 г. В Европейском Союзе эта регулятивная система распространяется и на инвестиционные банки, инвестиционные и финансовые фирмы, управляющие финансовыми фондами. Ожидается, что в 2010 г. основные положения Соглашения «Базель-2» будут применяться более чем в 100 странах, в том числе и в России.

Базельские нормы-принципы выросли до статуса международного стандарта, что отвечает как современным потребностям развития банковского дела в условиях глобализации, так и усиливает регулятивное воздействие центральных банков на деятельность банков, что особенно важно для обеспечения банковской безопасности в связи с усиливающейся интернационализацией финансовых потоков.

В ближайшей перспективе реформирование регулирования глобальной финансовой системы будет проходить главным образом посредством дальнейшей унификации норм ведения банковской деятельности. Международно-правовые акты «дополняют» национальные законодательства в банковском секторе экономики включением в него «норм-принципов» и заполняют имеющиеся пробелы.

«Нормы-принципы», являясь международными по сути, становятся самоисполнимыми по форме их воздействия на регулируемые отношения, в том числе и в банковском секторе национальной экономики. Они уже оказывают сильнейшее влияние на формирование законодательной базы Евросоюза, их

имплементацию в право ЕС и унификацию законодательства государств — членов Евросоюза. В настоящее время право Европейского Союза в сфере регулирования банковской деятельности неразрывно связано с международными нормами-принципами и формируется на их основе.

Данное явление именуют «мягким правом» [3], которое представляет своего рода феномен, оказывающий значительное влияние на процессы унификации и гармонизации национального законодательства государств и представляющий собой совокупность норм, не обладающих обязательной юридической силой, но характеризующихся высокой значимостью и направленностью на достижение определенного практического результата.

Адаптируя Базельские нормы-принципы в рамках национального законодательства, государство тем самым способствуют повышению финансовой устойчивости национальной банковской системы, и, как следствие, — ее банковской безопасности, так как единообразие национальных норм банковского надзора нормам других государств позволит, в случае необходимости, принимать необходимые адекватные меры в отношении безопасности национальной банковской системы независимо от места деятельности и регистрации банков. При этом задача национальных регулирующих органов государств состоит как им-плементации в национальное законодательство Базельских норм-принципов, так и в обеспечении обмена информацией для обеспечения сотрудничества с регулирующими органами других государств в сфере банковского надзора за деятельностью банков.

Очевидно, что с требованиями Соглашения «Базель-2» придется рано или поздно считаться всем, ибо, во-первых, это отражение объективной потребности развития банковского дела, и, во-вторых, — в условиях глобализации только совершенствование регулятивного воздействия в соответствии с международными нормами-принципами на финансовую устойчивость как отдельных банков, так и банковской системы в целом обеспечивает действенную банковскую безопасность.

Таким образом, в условиях глобализации банковскую безопасность любого государства нельзя рассматривать без интеграции стратегии банковской деятельности в соответствующий международный контекст. Такая стратегия включает в себя следующие компоненты:

- достижение международного консенсуса по ключевым элементам правового регулирования общественных отношений в банковском секторе экономики государств при участии как можно более широкого круга стран-участниц для достижения устойчивости мировой финансовой системы;

- формулирование международных норм-принципов в сфере банковской деятельности организациями международного сотрудничества в банковской сфере;

- внедрение совместно выработанных организациями международного сотрудничества в банковской сфере и центральными банками государств норм-принципов и процедур в банковскую деятельность национальных экономик.

Данный компонент довольно наглядно проявляется и в национальном регулировании. Так, унификация подходов к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с основными принципами эффективного банковского надзора, определенными Базельским комитетом по банковскому надзору, и объединение близких по роду деятельности финансовых институтов заявлены в числе основополагающих задач финансового рынка как приоритетного сектора экономики [8];

- надзор за международными банками и международными банковскими группами вследствие различия норм права стран должен осуществляться национальными банковскими органами принимающей страны и страны происхождения на консолидированной основе;

- международные нормы-принципы регулирования деятельности на финансовых рынках определяют современные тенденции защиты мировой финансовой системы от проникновения преступных капиталов и лежат в основе правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Данные положения будут приобретать все большую актуальность в условиях все возрастающей интеграции национальных финансовых систем в единый планетарный механизм с универсальной системой финансовых институтов и взаимодействия финансовых рынков.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. — М.: Спарк, 2002.

[2] Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-прак. пособ. — М.: Спарк, 1997.

[3] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. — М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Мамедов А.А. Международные нормы-принципы и финансовое право // Финансовое право. — 2009. — № 2.

[5] Мамедов А.А. Финансово-правовые проблемы страхования в России. — М.: Юриспруденция, 2005.

[6] Петрова Г.В. Налоговые правоотношения: теория и практика правового регулирования. — М.: Оолита, 2003.

[7] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) // СЗ РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.

[8] Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р) // СЗ РФ — 2009. — № 3. — Ст. 423.

[9] Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. — 1999. — № 3-4.

[10] Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. —1995. — № 2.

INTERNATIONAL LEGAL BASES OF REGULATION OF FINANCIAL STABILITY OF BANKS

D.G. Alekseeva

The Department of Administrative and Financial Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

In the given scientific article legal problems of reduction of norms of the Russian legislation regulating bank activity, in conformity with the international legal norms-principles regulating financial stability of national bank systems are considered. Necessity of integration of strategy of bank activity for a corresponding international context with a view of strengthening of bank safety of the state is proved.

Key words: bank, safety, globalisation, the international norms, financial stability, the national legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.