Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования банковской деятельности и возможности его применения в российской банковской практике'

Зарубежный опыт регулирования банковской деятельности и возможности его применения в российской банковской практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4285
783
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ / ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / ОПЕРАЦИИ ТОНКОЙ НАСТРОЙКИ И СТРУКТУРНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТЕНДЕР / ВАЛЮТНЫЙ СВОП / MANDATORY RESERVES / CONTINUOUSLY ACTING MECHANISMS / OPERATIONS IN THE OPEN MARKET / OPERATIONS OF FINE TUNING AND STRUCTURAL OPERATIONS / TENDER / CURRENCY SWAP / RE-FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казимагомедов Абдулла Аседуллаевич

Данная статья посвящена зарубежному опыту регулирования коммерческой деятельности банков. Рассмотрено правовое регулирование банковской деятельности в странах СНГ и Евросоюза. Приведены Базельские стандарты регулирования международной банковской деятельности и возможности их внедрения в российской банковской практике в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF REGULATING THE BANKING ACTIVITY AND OPPORTUNITIES OF USING IT IN THE BANKING PRACTICE

The present manuscript is devoted to foreign experience of commercial activity regulation of banks. Legal regulation of banking activity in the CIS countries and the European Union is discussed. Basel standards of regulation of international banking activity are provided, and so are the opportunities for their implementaton in Russian banking practice in the modern conditions.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования банковской деятельности и возможности его применения в российской банковской практике»

КАЗИМАГОМЕДОВ А.А.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКО Й ПРАКТИКЕ

Аннотация. Данная статья посвящена зарубежному опыту регулирования коммерческой деятельности банков. Рассмотрено правовое регулирование банковской деятельности в странах СНГ и Евросоюза. Приведены Базельские стандарты регулирования международной банковской деятельности и возможности их внедрения в российской банковской практике в современных условиях.

Ключевые слова: обязательные резервы, постоянно действующие механизмы, операции на открытом рынке, рефинансирование, операции тонкой настройки и структурные операции, тендер, валютный своп.

KAZIMAGOMEDOV ЛЛ.

FOREIGN EXPERIENCE OF REGULATING THE BANKING ACTIVITY AND OPPORTUNITIES OF USING IT IN THE BANKING PRACTICE

Abstract. The present manuscript is devoted to foreign experience of commercial activity regulation of banks. Legal regulation of banking activity in the CIS countries and the European Union is discussed. Basel standards of regulation of international banking activity are provided, and so are the opportunities for their implementaton in Russian banking practice in the modern conditions.

Keywords: mandatory reserves, continuously acting mechanisms, operations in the open market, re-financing, operations of fine tuning and structural operations, tender, currency swap.

Правое регулирование банковской деятельности в странах СНГ

Создание единого экономического пространства на территории бывшего СССР диктует необходимость сближения норм и методов правового регулирования, в том числе банковского законодательства. Нормативными актами, регулирующими банковские отношения, являются законы, принятые в большинстве стран СНГ «О Центральном (Национальном) банке», «О банках и банковской деятельности».

Законы стран СНГ о банках и банковской деятельности состоят из следующих разделов:

- банковская система;

- банковские операции и услуги;

- порядок открытия, регистрации и ликвидации банков;

- защита интересов и прав банка;

- обеспечение финансовой устойчивости банка;

- корреспондентские отношения между банками;

- обслуживание клиентов банка;

- внешнеэкономическая деятельность банка;

- учёт и отчётность в банках;

- контроль и надзор за банковской деятельностью.

Согласно законам о банках и банковской деятельности стран — членов СНГ банкам разрешается:

- привлекать и размещать денежные средства;

- осуществлять расчётно-кассовое обслуживание клиентов и банков-корреспондентов, а также проводить расчёты по поручению последних;

- открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

- выпускать, продавать, покупать и хранить платёжные документы и ценные бумаги, осуществлять иные операции с ними;

- выдавать гарантии, поручительства и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;

- приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);

- покупать у резидентов и нерезидентов и продавать им наличную иностранную валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;

- покупать и продавать в республике и за её пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;

- привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

- привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные) трастовые операции;

- осуществлять лизинговые и ипотечные операции;

- оказывать брокерские и консультационные услуги;

- производить другие комиссионно-посреднические операции и услуги.

Банковское законодательство стран СНГ запрещает коммерческим банкам осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страховых, валютных и кредитных рисков.

Одним из важнейших разделов банковского законодательства стран СНГ является раздел, содержащий нормы о финансовой устойчивости банков. Так, законы о банках и банковской деятельности устанавливают правила о необходимости коммерческим банкам держать обязательные резервы в центральном (национальном) банке, а также создавать свои страховые и резервные фонды.

Для сохранения уровня ликвидности коммерческие банки обязаны соблюдать:

- минимальный размер уставного фонда;

- предельное установление между размером уставного фонда банка и суммой его активов с учётом оценки риска;

- показатели ликвидности баланса;

- максимальный размер риска на одного заёмщика;

- ограничения размеров валютного и курсового риска;

- ограничения использования привлечённых средств для приобретения ценных бумаг и др.

Конкретные нормативы устанавливаются центральными (национальными) банками. Банковское законодательство стран СНГ не содержит несовместимых и противоречащих положений, которые могли бы усложнить взаиморасчёты хозяйствующих субъектов, расположенных в разных странах СНГ. Нет препятствий для создания банков и их филиалов на территории других стран СНГ [2].

Регулирование деятельности европейских банков

Согласно Маастрихтскому договору от 01.11.1993 центральные банки 11 европейских государств добровольно отказались от использования национальных денежных единиц в пользу новой денежной единицы — евро — и передали свои полномочия по разработке и реализации денежно-кредитной политики (ДКП) Европейскому центральному банку (ЕЦБ), вошедшему в европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). К основным инструментам ДКП ЕЦБ относятся:

Обязательные резервы. Согласно методологии ЕЦБ обязательные резервные требования предъявляются ко всем видам банковских депозитов и эмитированных ценных бумаг, за исключением обязательств по отношению к кредитным институтам, формирующим обязательные резервы, и учреждениям ЕСЦБ; обязательствам по сделкам РЕПО, а также по депозитам и ценным бумагам с договорным сроком действия или сроком предварительного уведомления о прекращении обязательства свыше двух лет.

Коммерческий банк вправе обоснованно определить фактическую сумму эмитированных им ценных бумаг, находящихся в портфелях других институтов, подпадающих под норматив ЕЦБ о выполнении резервных требований, и вычесть её из базы расчёта. Однако если такое доказательство не будет представлено контролирующим учреждениям ЕСЦБ, то банки в любом случае могут провести по данной балансовой позиции вычеты в размере, определён-

ном ЕЦБ (с 24 января 2000 г. — 30 % от общего объёма выпущенных ценных бумаг). Кроме того, каждый коммерческий банк дополнительно имеет право уменьшить сумму обязательных расчётных резервов на фиксированную величину в 100 тыс. евро.

В настоящее время единый норматив обязательных резервных требований ЕЦБ составляет 2 % (при установленном диапазоне возможных колебаний 0-10 %). Выполнение обязательных резервных требований обеспечивается только путём поддержания необходимого остатка денежных средств на конец дня на счёте банка в своём центральном банке. Вместе с тем в определённых случаях допускается возможность депонирования обязательных резервов через посредника (например, сберегательные кассы и кооперативные банки могут централизовать выполнение своих резервных требований). Не признаются резервным активом остатки кассовой наличности банков. На сумму среднего значения обязательных резервов в течение периода поддержания начисляются проценты в размере ставки 14-дневного основного тендера ЕЦБ. Проценты уплачиваются путём их зачисления на счёт банка на второй операционный день по завершении периода поддержания. На избыточные резервы банков проценты не начисляются.

В качестве штрафных санкций за невыполнение обязательных резервных требований ЕЦБ предусмотрена возможность использования целого комплекса различных механизмов:

- выплата процентов банком-нарушителем в размере ставки ЕЦБ по постоянно действующим кредитным механизмам плюс 5 % либо двойной ставки по постоянно действующим кредитным механизмам ЕЦБ, начисляемых на сумму выявленного дефицита обязательных резервов;

- требование о размещении в национальном центральном банке беспроцентного депозита в размере до трёх величин выявленного дефицита обязательных резервов;

- отлучение нарушителя от постоянно действующих кредитных и депозитных механизмов ЕЦБ;

- изменение его статуса специального контрагента соответствующего Национального центрального банка ЕСЦБ либо самого ЕЦБ при проведении операций тонкой настройки;

- упразднение для нарушителя усреднения обязательных резервов в течение периода поддержания.

Постоянно действующие механизмы. Под постоянно действующими механизмами следует понимать совокупность краткосрочных операций ЕЦБ по предоставлению либо изъятию ликвидности на денежном рынке евро, проводимых исключительно по инициативе банков. Постоянно действующие механизмы ЕЦБ подразделяются на кредитные и депозитные. Для изъятия с денежного рынка избыточной ликвидности национальные центральные банки ЕСЦБ предоставляют банкам право размещать временно свободные денежные средства (избыточные резервы) в депозиты ЕЦБ сроком на один операционный день без установления разного рода квот и лимитов на участие в данных операциях.

Процентная ставка по данному инструменту ЕЦБ (с 4 февраля 2000 г. — 2,25 %) формирует нижнюю границу однодневных межбанковских кредитов денежного рынка евро и является минимальной базовой ставкой в системе процентных ставок ЕЦБ. С точки зрения предоставления денежному рынку дополнительной ликвидности любой из 11 национальных центральных банков, входящих в ЕСЦБ, вправе организовывать систему рефинансирования банков на краткосрочной основе. Обычно такое рефинансирование осуществляется путём представления банку возможности допускать овердрафт по собственному счёту в национальном центральном банке (который по окончании операционного дня автоматически преобразуется в кредит овернайт), что в целом позволяет обеспечивать бесперебойное проведение расчётов в евро в рамках национальных систем расчётов и системы TARGET.

Другая форма предоставления национальными центральными банками ЕСЦБ кредитов на срок в один операционный день заключается в рефинансировании банков по просьбе последних до момента завершения работы системы TARGET. Полученные таким образом денежные средства могут, в частности, использоваться банками для выполнения обязательных резервных требований в случае невозможности покрытия дефицита ликвидности путём заимствований на межбанковском рынке.

Процентная ставка по постоянно действующим кредитным механизмам (с 4 февраля

2000 г. — 4,25 %) определяет верхнюю границу ставок рынка однодневных межбанковских кредитов евро и имеет штрафной характер. Вместе с тем внутридневной кредит (овердрафт) предоставляется национальными центральными банками ЕСЦБ банкам бесплатно. Необходимо также учитывать, что, как и все иные виды рефинансирования ЕЦБ, постоянно действующие кредитные механизмы функционируют либо непосредственно путём предоставления банкам залоговых (ломбардных) кредитов (такой практики придерживается, в частности, Бундес-банк), либо посредством проведения с банками-заёмщиками сделок прямого однодневного РЕПО (Банк Франции). При этом выбор организационно-правовой формы рефинансирования осуществляется, исходя из юридических, бухгалтерских и институциональных особенностей, присущих каждой из стран валютного пространства евро. Единственное требование банков заключается в использовании высоколиквидного обеспечения, которым с точки зрения методологии могут служить активы первой и второй категорий.

В активы первой категории включаются обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги, отвечающие следующим стандартным критериям ЕЦБ:

- ценные бумаги нормируются в евро либо (в течение определённого ЕЦБ переходного периода) в национальных валютах стран — членов Европейской экономической системы (ЕЭС);

- эмитент или гарант ценной бумаги должен иметь юридический адрес в валютном пространстве евро (за исключением случая, когда эмитентом является международная организация);

- котировка ценных бумаг по крайней мере на одном организованном рынке ценных бумаг либо их обращение на одном из нерегулируемых рынков, особо оговариваемых ЕЦБ (соответствующее решение принимается в зависимости от степени ликвидности рынка);

- депозитный учёт ценных бумаг, осуществляемый в валютном пространстве евро. Заложенная цена бумаг должна быть легкодоступна для учреждений ЕСЦБ, что достигается её путём её хранения в депозитарии одного из национальных центральных банков ЕСЦБ либо в центральном депозитарии ценных бумаг, отвечающем минимальным критериям ЕЦБ;

- наличие достаточного долгосрочного эмиссионного рейтинга одного из ведущих рейтинговых агентств для необеспеченных долговых обязательств кредитных институтов, промышленных корпораций и международных организаций.

К активам второй категории относятся долговые финансовые инструменты, которые не попадают в группу активов первой категории, однако с точки зрения фактической надёжности и ликвидности отвечают всем классическим требованиям, предъявляемым к обеспечению кредитов рефинансирования центральными банками экономически развитых стран, и имеют особое значение для национальных финансовых рынков и банковских систем стран Экономической системы (ЭС). ЕЦБ допускает теоретическую возможность применять в качестве активов второй категории акции правосубъектов с юридическим адресом в валютном пространстве евро.

При получении кредитов по учётной ставке в своём национальном центральном банке банк -заёмщик может использовать в качестве обеспечения активы как первой, так и второй категории, блокированные в депозитарии любой другой страны ЭС. В этом случае вступает в действие автоматизированная система по обмену информацией о залоговых портфелях банков, связывающая все 11 национальных центральных банков ЕСЦБ (так называемая модель центральных банков-корреспондентов).

В целях минимизации рисков, возникающих в процессе реализации денежно-кредитной политики, ЕЦБ предъявляет весьма жёсткие требования к залогу активов для покрытия обязательств банков-заёмщиков по объёму полученных денежных средств (с учётом накопленных по ним процентов), увеличенных на сумму первоначальной гарантийной маржи, которая для кредитов овернайт составляет 1 %, а для всех иных кредитов ЕЦБ — 2 %.

В зависимости от правовых и институциональных особенностей стран ЭС национальные центральные банки ЕСЦБ принимают от банков обеспечение кредитов рефинансирования по методу залогового пула или по методу маркировки. При использовании метода залогового пула национальный центральный банк принимает от банка-заёмщика совокупность активов, служащих обеспечением всех предоставляемых кредитов рефинансирования. Напротив, метод маркировки предлагает, что определённые активы являются обеспечением конкретных сделок

рефинансирования и до истечения их срока могут быть заменены другими активами только с разрешения национального центрального банка залогодержателя. Выбор механизма формирования залогового портфеля определяет частоту переоценки предмета обеспечения учреждениями ЕСЦБ ежедневно (метод залогового пула) либо не реже одного раза в неделю (метод маркировки).

Операции на открытом рынке. В настоящее время в состав инструментов ДКП ЕЦБ входят следующие виды операций на открытом рынке:

Основной инструмент рефинансирования. С его помощью ЕЦБ предоставляет банкам значительные суммы денежных средств (примерно 70-80 % общего объёма рефинансирования). Основной инструмент рефинансирования функционирует путём проведения еженедельных количественных тендеров (аукционов) на срок 14 дней по фиксированной процентной ставке, составляющей с 9 февраля 2000 г. 3,25 %. Объём предложения выставляемых на аукцион денежных средств рынку не известен. Минимальная сумма заявки банка — участника аукциона составляет 1 млн евро (сверх этой суммы предложения принимаются частями не менее 100 тыс. евро); максимальный объём заявки, а также количество не ограничиваются. В случае превышения заявленного банками спроса над предложением заявки участников аукциона удовлетворяются пропорционально.

Долгосрочный инструмент рефинансирования. Долгосрочный инструмент рефинансирования действует на ежемесячной основе в аукционной форме, при этом дата проведения операции приурочена к первой неделе периода поддержания обязательных резервов. Срок предоставляемых кредитов — 3 месяца. Два первых долгосрочных кредитных аукциона (базисные тендеры) были проведены ЕЦБ по голландскому способу с целью стимулирования активности небольших европейских банков, испытывавших в период перехода к евро потребность в дополнительной ликвидности.

С 25 марта 1999 г., столкнувшись с проблемой завышения предполагаемых процентных ставок, ЕЦБ перешёл на американский способ проведения кредитных аукционов. В этом случае банки должны самостоятельно оценивать перспективы и регулировать риски изменения процентной ставки (поэтому американский аукцион нередко называют тендером для взрослых), что, впрочем, не составляет для них особых затруднений, учитывая низкую текущую волатильность денежного рынка евро. Вместе с тем ЕЦБ не осуществляет долгосрочное рефинансирование в форме количественного тендера, поскольку не заинтересован в предоставлении рынку дополнительной информации, влияющей на динамику среднесрочной межбанковской процентной ставки.

Операции тонкой настройки и структурные операции. В отличие от основного и долгосрочного инструментов рефинансирования эти операции, осуществляемые ЕЦБ на открытом рынке, имеют следующие особенности:

- значительная оперативность проведения, обусловленная необходимостью мгновенной инъекции либо стерилизации ликвидности денежного рынка евро;

- нерегулярный график и нестандартизированная процедура проведения, зависящие от неожиданных и структурных колебаний ликвидности;

- ограниченный круг банков-контрагентов, как правило, являющихся маркет-мейкерами на определённых финансовых рынках;

- в исключительных случаях возможность прямого (без посредничества 11 национальных центральных банков ЕСЦБ) участия ЕЦБ в операциях с европейскими банками;

- непрозрачность указанных операций для финансовых рынков, поскольку информация об их проведении и результатах является в основном закрытой.

К подобным операциям относятся:

- скоростной кредитный (депозитный) тендер, предназначенный для расширения (сужения) уровня ликвидности денежного рынка. Он проводится путём оповещения об операции ограниченного круга потенциальных контрагентов (например, в Германии около 50 банков). Сбор предложений участников тендера осуществляется в течение 15-20 минут, вся процедура от объявления тендера до оповещения о результатах распределения занимает не более часа;

- двусторонние операции ЕЦБ, которые осуществляются в форме либо кредитных и депозитных сделок, либо операций прямого и обратного РЕПО, с избранными банками с заранее

фиксированными сроком и доходностью;

- валютные свопы (одновременное заключение спотовой и форвардной сделки по купле-продаже какой-либо международной резервной валюты).

Для минимизации валютного риска ЕЦБ планирует устанавливать размер форвардной премии либо на основании информации активных участников форвардного рынка, либо путём проведения скоростного тендера заявок.

В целях корректировки структурной позиции европейского денежного рынка по отношению к ЕСЦБ осуществляются операции окончательной купли-продажи приемлемых для ЕЦБ активов (дефинитивные сделки или сделки аутрайт). Эти операции могут проводиться как непосредственно учреждениям ЕСЦБ путём заключения двусторонних сделок на вторичном рынке, так и при помощи различного рода биржевых и внебиржевых посредников. Поскольку следствием дефинитивных сделок является долгосрочное изменение структуры баланса и финансово-статистической отчётности ЕСЦБ (в отличие, скажем, от операций РЕ-ПО), в качестве объекта соответствующих сделок рассматриваются исключительно активы первой категории, изначально несущие в себе меньшие для ЕЦБ риски.

Другим видом структурных операций ЕЦБ является выпуск дисконтных долговых обязательств, который проводится посредством процедуры тендера, исключительно в целях контрактации величины избыточных резервов банков. Срок обращения ценных бумаг ЕЦБ не может превышать одного года, выпуск и хранение осуществляются в бездокументарной форме в депозитариях валютного пространства евро. ЕЦБ также не ограничивает права на свободную реализацию указанных ценных бумаг на вторичном рынке [3].

Базельские стандарты регулирования международной банковской деятельности

Международный комитет по банковскому надзору (Базельский комитет по банковскому надзору) основан в 1975 г. председателями центральных банков 10 промышленно развитых европейских стран. Он был создан в связи с растущей интернационализацией деятельности кредитно-финансовых учреждений, необходимостью обеспечения стабильности мировой банковской системы, что требовало координации действий национальных надзорных органов. Целью Комитета является создание международной системы всеобъемлющего банковского надзора, а непосредственной задачей — развитие сотрудничества в разработке банковских нормативов и создание единых норм. При разработке принципов Базельский комитет тесно сотрудничал с органами банковского надзора стран, не входящих в «десятку».

Этот документ подготовлен при участии членов Базельского комитета, а также представителей Чили, Китая, Чешской Республики, Гонконга, Мексики, России и Таиланда. В апреле 1997 г. Базельский комитет опубликовал «Основные принципы эффективности банковского надзора» в качестве официальных рекомендаций, содержащих перечень из 25 базовых принципов, которые должны соблюдаться повсеместно, чтобы система надзора была эффективной. В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» ЦБ РФ является единственным органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков.

В настоящее время российские коммерческие банки готовятся перейти к новым Базельским принципам банковского регулирования (Базель-3). Вместе с тем многие банки ещё не справились не только со стандартами Базеля-2, но и с переходом на международную систему финансовой отчётности.

Основным положением Базеля-3 является ужесточение требований к форме капитала первого уровня, который включает только обыкновенные акции и нераспределённую прибыль. Капитал первого уровня должен быть увеличен с нынешних (требования Базеля-2) 4 % до 6 % активов, взвешенных по риску. Акционерный капитал вместе с нераспределённой прибылью должен быть увеличен с 2 % до 4,5 % активов, взвешенных по риску. Предусматриваются увеличение запасов капитала сверх регулятивного минимума, введение показателя оценки достаточности капитала (соотношение капитала и совокупных активов за вычетом резервов и без учёта обеспечения), а также показателей краткосрочной (до 30 дней) и долгосрочной (до одного года) ликвидности. Устанавливаются повышенные нормы на резервный и стабилизационный (антициклический) капитал, которые должен иметь каждый банк. Вводятся два специаль-

ных буфера капитала - резервный и стабилизационный. Резервный должен составлять 2,5 % активов. Антициклический капитал вводится на случай перегрева экономики в период кредитного бума и может составлять от 0 до 2,5 %.

До внедрения основных положений Базеля-3 коммерческие банки должны решить ряд комплексных текущих вопросов, связанных с коренным совершенствованием структуры, повышением качества и снижением банковских рисков, улучшением качества банковских заимствований и ликвидных активов, повышением требований к банковскому персоналу (особенно акту-ариату — операционистам (бухгалтерам) банков и банковскому риск-менеджменту). Особо рассматриваются возрастающие требования к ИТ-рискам и надёжности работы и защиты компьютерных банковских технологий. Базель-3 ужесточает требования к качественному пополнению собственного капитала банков реальными активами, в состав которых можно включать только котируемые обыкновенные акции и нераспределённую прибыль, за исключением случаев, не поддающихся контролю, в частности, сокрытие данных, злоупотребление доверием фиктивных активов, что раньше в широких масштабах допускалось и признавалось банковским сообществом (особенно в средства инвестиционных банков) не только в США, но и в Европе.

Переход к новым стандартам оценки рисков и банковского надзора, безусловно, требует временных и финансовых затрат. Национальные надзорные органы на основе готовности банковских систем должны определить, когда и каким образом им следует ввести очередной компонент или комплекс мер, предлагаемых соглашением. При этом надзорным органам следует оценивать текущую ситуацию в банковском секторе страны и на мировых рынках, чтобы быть готовыми использовать инструменты рисков и принципы надзорной деятельности, предлагаемые Базелем-3.

Например, на начало 2011 г. из 1030 действующих российских коммерческих банков на 200 банков приходилось 85 % всех активов банковской системы. На конец первого полугодия этого же года общее количество действующих коммерческих банков в РФ сократилось до 1003. Переход на новые стандарты вызовет ускорение процесса укрупнения коммерческих банков и сокращения их количества в России. Уменьшение численности банков будет происходить под влиянием рыночных (сделки по присоединению и покупке банков) и административных (отзыв лицензий) факторов. Так, в России за 2012 г. отозваны лицензии ЦБ РФ у 30, в 2013 г. — 32, в 2014 г. — 69 коммерческих банков и 15 небанковских организаций.

В российской банковской системе представлены банковские группы более чем из 50 стран мира по месту расположения штаб-квартиры, капитал которых интернациональный. Наиболее активно представлены страны: Франция, Германия, США, Китай, Япония, Турция, Швейцария, Италия, Латвия, Казахстан. Расширение деятельности иностранных банков в РФ является позитивным фактором для российской экономики. Однако бесконтрольная экспансия иностранного капитала, стремительное проникновение иностранных банков как через их дочерние структуры, так и минуя их, огромный рост иностранных заимствований в российском корпоративном секторе могут привести к постепенному снижению устойчивости национальной банковской системы и ослаблению потенциала роста российских коммерческих банков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В более долгосрочной перспективе экспансия может обернуться для российских банков потерей доминирующего положения на внутреннем рынке и утратой государством контроля над банковским сектором. Поэтому важно определить масштабы и формы присутствия иностранных банков на внутреннем рынке, которые не подрывали бы национальных интересов РФ. Очевидно, что с развитием российской экономики и снижением банковских рисков масштабы присутствия иностранного капитала в стране будут увеличиваться. Согласно источнику ПРАЙМ-ТАСС, в 2012 г. доля иностранного участия в капиталах и активах российской банковской системы составляла почти 20 %, а к 2020 г. будет составлять около 30-35 %. При этом в отдельных сегментах рынка банковских продуктов, в частности, на рынке кредитования крупных корпоративных клиентов и населения, позиции иностранных банков могут оказаться ещё выше.

Большинство банков уже сейчас работают по мировым стандартам финансовой отчётности, хотя в России пока нет раздела в законодательстве, касающегося данных требований. Требования по достаточности капитала сегодня выполняют почти все крупнейшие российские банки.

Новые регулятивные факторы вряд ли окажут судьбоносное влияние на количество уходов российских банков с рынка, а также слияний и поглощений, поскольку стандарты, принятые Базельским комитетом, носят во многом отложенный характер и дают банкам переходный период для достижения конкретных показателей, в частности, по достаточности капитала. Если банки всё будут делать незамедлительно, им придётся существенно снизить свою кредитную активность и повысить стоимость собственного капитала, что может привести к замедлению темпов экономического роста.

К 2019 г. большая часть российской банковской системы (как минимум 2/3) могла бы перейти на Базель-3. В Базеле-3 есть дополнительные мероприятия общего и конкретного плана, которые банкам следует учесть. Все банки, независимо от рода деятельности и размера капитала, должны будут считаться с наступлением ряда объективных причин и принять меры, которые должны обеспечить:

- сокращение неэффективного капитала и увеличение ликвидности, исходя из оптимальных путей реализации новых стандартов;

- реструктуризацию бухгалтерских балансов для улучшения качества капитала и сокращения потребности в избыточном капитале, обеспечивающую эффективное управление ограниченными ресурсами;

- корректировку бизнес-планов для создания гибких и оперативных структур с эффективным капиталом, высокой ликвидностью и дешёвыми банковскими продуктами.

Реформы Базеля-3, как и предыдущие две, скорее имитируют адекватность вызовам текущего кризиса, но вместе с тем реально отвечают на фактические требования упорядочивания и ужесточения форм и методов банковского контроля и надзора, без чего сама современная банковская система может рухнуть. В условиях высоких требований к достаточности капитала российские банки, пытаясь сохранить текущую прибыльность, зачастую формировали баланс из более рискованных активов, а для повышения прибыльности привлекали короткие и дешёвые пассивы и размещали их в длинные и дорогие активы, тем самым снижая свою ликвидность.

Невысокая капитализация российской банковской системы, проблемы с ликвидностью на денежно-кредитных и финансовых рынках не могут быть поводом для отказа от полноценного внедрения рекомендаций Базельского комитета. Однако их конкретный практический механизм должен соответствовать реальным возможностям российских банков. Это необходимо для получения максимальной эффективности при минимальных издержках. Реформа вводит повышенные требования к страхованию банковского капитала, страховые суммы которого теперь будут определяться на основе ожидаемых, а не фиктивных оценок. Повышено минимальное значение активов, необходимых для обеспечения краткосрочной (до 30 дней) и долгосрочной (до одного года) ликвидности. В этой связи Базель-3 ужесточает требование к обеспечению достаточности собственного банковского капитала, определяемой как отношение наличного капитала к совокупным активам банка (за вычетом резервов и обеспечения), уровень которой с учётом других нововведений достигнет 10,5 % (до этого по максимуму он составлял 8 %). В соответствии со стратегией развития банковской системы РФ к 2015 г. коммерческие банки обязаны увеличить собственный капитал до 300 млн руб.

Совершенствование системы международной банковской деятельности заключается в следующем:

- ужесточение требований к системам страхования рисков по различным видам деятельности коммерческих банков и степени взаимной согласованности этих систем внутри отдельного банка (стандарты Базельского комитета);

- определение специализированных коммерческих банков, чёткое формальное описание их функций и критериев деятельности и выработка жёстких требований к совместимости различных её видов (сберегательной, инвестиционной, инновационной, земельной, ипотечной и т. п.);

- увеличение роли саморегулируемых организаций банковского сообщества (типа Ассоциации российских банков), создание их по видам банковской деятельности с последующей передачей таким организациям части регулирующих функций от ЦБ РФ;

- обеспечение приоритетности развития национальных банков, включая государственную

поддержку в информационном, технологическом, методическом обеспечении, а в исключительных случаях — прямую протекционистскую защиту (неперсонифированную) или финансовую поддержку всей системы;

- регулирование банковского аудита на законодательном уровне;

- введение форм учёта и отчётности, банковских технологий, способов обеспечения безопасности, принятых в мировом банковском сообществе.

Деятельность ЦБ РФ по регулированию российских коммерческих банков должна быть реорганизована на следующих принципах:

- жёсткая регламентация границ полномочий ЦБ РФ и, прежде всего, безусловное исключение его коммерческой деятельности;

- независимый статус ЦБ РФ в системе государственного контроля и надзора за деятельностью банковского сектора экономики, который должен реально обеспечивать выполнение им консолидирующей роли в защите интересов всех банковских и небанковских организаций (не только крупных банков) для обеспечения устойчивости банковской системы в целом;

- укрепление системообразующих элементов банковской системы и оптимизация её структуры для устранения существенной несогласованности и автономного функционирования трёх уровней банковской системы — верхнего (ЦБ РФ), среднего (сеть коммерческих банков) и нижнего (небанковских организаций), определяющего нестабильность отношений между ними.

В целом нововведения Базеля-3 можно изложить следующим образом:

- внедрение требований проводится с 01.01.2013 г. по 01.01. 2019;

- требования к капиталу первого уровня повышаются с текущих 4 % до 6 % от активов, взвешенных по риску;

- требования к доле акционерного капитала плюс нераспределённая прибыль повышаются с 2,0 % до 4,5 %;

- вводятся два специальных капитала — резервный и антициклический (по 2,5 %), с учётом которых ужесточаются требования к капиталу первого уровня и общей достаточности капитала;

- банки будут ограничены в выплатах дивидендов до выполнения требований по резервному капиталу;

- антициклический капитал в размере от 0 до 2,5 % будет введён на случай перегрева экономики в период кредитного бума;

- дополнительные инструменты, включающиеся в расчёт достаточности капитала, отложенные налоги, инвестиции в финансовые институты и пр. будут также плавно исключаться из расчёта достаточности капитала.

Введение новых требований не угрожает банкам, чьи акции продаются на рынке ценных бумаг (Сбербанк РФ, ВТБ, банки «Возрождение» и «Санкт-Петербург»), сроки внедрения новых требований оставляют другим российским и региональным банкам возможность безболезненно нарастить капитал.

Как известно, региональные банки, в том числе дагестанские, являются мелкими. Нарастание капитала может происходить путём их слияния или поглощения другими российскими (иностранными) банками. Расширение деятельности нерегиональных банков в регионе является положительным производственным фактором для экономики. Однако бесконтрольное вливание иностранного капитала и проникновение иностранных банков могут привести к постепенному снижению устойчивости региональных банков. В будущем это может обернуться для банков региона потерей доминирующего положения на рынке. Поэтому актуально определить масштабы и формы присутствия иностранных банков на региональном рынке, которые не подрывали бы социально-экономических и национальных интересов Республики Дагестан. Кроме того, следует отметить, что с развитием региональной экономики и снижением банковских рисков масштабы присутствия нерезидентов в регионе будут увеличиваться.

Литература

1. Базель-3 и европейские банки: Влияние реформ, реакция банков, проблемы реализации // EMEA Banking, McKinsey & Company, November 2010.

2. Казимагомедов А. А. Банковское дело: организация и регулирование: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия». — 2010. — С. 217-218.

3. Шустрое А. А. Европейский центральный банк: инструменты денежно-кредитной политики //Деньги и кредит. — № 2. — 2000. — С. 50-65.

References:

1. Basel-3 og europeisk banker: virkningen av reformer, reaksjonen banker, problemene med gjennomf0ringen. EMEA bank, McKinsey & Company, November 2010.

2. Kazimagomedov AA Bank: organisasjon og regulering: Stud. Handbok for Stud. topp byraer. Prof. utdan-ning. М.: publisering Center "Oscar". 2010. s. 217-218.

3. Shustrov AA European Central Bank: verkt0y for pengepolitikken /penger og kreditt. Nr. 2000 s. 50-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.