УДК 340.1
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI вв.
Е.А. Песина
Приводится анализ влияния интеграционных процессов на государственно-правовое регулирование банковской деятельности. Рассмотрены изменения в российском законодательстве, регулирующем банковскую деятельность, произошедшие под влиянием экономической интеграции и глобализации. Анализируются особенности функций государства по регулированию банковской деятельности в условиях мировых экономических кризисов.
Ключевые слова: интеграция, государственно-правовое регулирование, функции государства, банковская деятельность, международные организации.
В настоящее время единое определение глобализации отсутствует в отечественной науке. Понятие «глобализация» стало привлекать к себе внимание в 80-х гг. XX в. Стали появляться и имеют место до сих пор различные понятия глобализации. «Совокупность объективно фиксируемых явлений, имеющих своей основной целью объединение мира в одно целое» (Р. Робертсон, 1985) [4]. «Процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями» (Т. Левит, 1983 г.) [4]. «Растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами и услугами, мировых потоков, а также вследствие ускоренного и повсеместного распространения современных технологий» (Годовой отчет МВФ за 1997 г.) [4].
Современные исследователи также не обходят стороной тему глобализации. «Глобализация - это качественно новое состояние экономики. Это не просто очередная стадия развития интернационализации хозяйственной жизни, а качественно новый этап развития всемирного хозяйства, поэтому она не может не оказывать существенного влияния на экономические функции государства» [4]. «Глобализация - это объективная тенденция интернационализации разно -образных областей человеческой жизни, оказывающая преимущественное влияние на деятельность субъектов международно-экономической, политической, правовой и информационной системы, в которой каждый элемент выступает как часть глобального международного организма» [7].
Глобализация - это процесс, свойственный капиталистической мировой эконо-
мике. В условиях глобализации национальные государства вынуждены делить выполнение своих экономических функций с субъектами транснационального капитала, транснациональными корпорациями (далее - ТНК) и международными экономическими организациями.
В эпоху глобализации усиливается деятельность наднациональных международных организаций (Международный валютный фонд (далее - МВФ), Всемирная торговая организация (далее - ВТО), Всемирный банк), а также формируется единое финансово-экономическое пространство. Соответственно, возникает необходимость выработки единого правового регулирования и правил участия государств в этом экономическом пространстве. В процессе этого, не только формируется наднациональное правовое регулирование, но, что не менее важно, происходит имплементация наднациональных норм в национальную правовую систему, для того, чтобы национальные нормы отвечали мировым общепринятым стандартам и правилам.
Специфика интегрированной экономики на современном этапе заключается также в том, что в условиях использования передо -вых информационных технологий, сети Интернет, наличия новых видов платежных систем, если где-то происходят существенные изменения на рынке, об этом становится известно мгновенно. В связи с этим, малейшие намеки на нестабильность рынков или на предпосылки кризисных явлений превращаются во всеобщую панику и усугубляют кризисную ситуацию. Отличным историческим примером финансовой паники может послужить экономический кризис в США в
августе 1857 г., когда в результате за один день были извлечены практически все вклады из банков Нью-Йорка. На Европейском континенте те же события отразились лишь в сентябре - ноябре 1857 г. Если переложить современные информационные технологии и современный уровень интеграции мировой экономики на события тех лет, мы получим прототип кризиса 2008 г.
Первые международные объединения предприятий возникли в 60-80-е гг. XIX в. На данном же этапе из 100 крупнейших банков мира большинство являются транснациональными. Таким образом, происходит усиление взаимосвязи, или, точнее, взаимозависимости национальных экономик государств. «Развитие и функционирование их становится невозможным без учета внешнего фактора» [4].
Характерным для глобализации является ослабление регулирующей функции государства. «Сама идея глобализации ориентирована на рынок, как на автоматический регулятор, она фактически отрицает роль государства как эффективного регулятора экономики» [4]. Сокращается способность государства защитить национальную экономику от внешних шоков. Мировые финансовые кризисы 1997-1998 гг. являются ярким тому подтверждением.
Усиливается давление на национальные правительства, которые заключают международные соглашения (соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д.). Снижаются возможности традиционного воздействия на экономические процессы внутри страны. Вследствие этого наднациональные международные организации начинают диктовать свои условия государствам, повышая зависимость национальных экономик от решений наднациональных институтов.
Национальными правительствами уже в конце XX в. были предприняты шаги по либерализации движения капитала, снятию барьеров для внешнеторговой деятельности. В том числе, Россией в 1992 г. были подписаны Статьи Соглашения МВФ, в соответствии с которыми Россия обязывалась встать на путь либерализации валютного регулирования и стремиться к полной конвертации рубля. В связи с этим были приняты соответствующие изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», отменены валютные ограничения, связанные с осуществлением операций движения капитала, драгоценные металлы и камни выведены из состава валютных ценностей; оставшиеся валютные ограничения
направлены на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Снижение на рубеже XXI в. контроля над процентными ставками, обменными валютными операциями, отмена количественных ограничений кредитных операций банков во многом способствовали росту мобильности международного финансового капитала. Это привело к возрастанию объема финансовых спекуляций, созданию финансовых пузырей, долговых обязательств. «В результате экономическая интеграция стала приобретать форму финансовой глобализации, подрывая основы национальных денежно финансовых систем, что наглядно доказал финансовый кризис, начавшийся в Юго-Восточной Азии осенью 1997 г.» [4].
Такие ситуации, как показывает история, в конце концов, всегда приводят к кризису, так как все финансовые пузыри имеют свойство лопаться (английские мыльные пузыри 1720-1721 гг., кризис вокруг Панамского канала во Франции в 1880-е гг., ипотечный кризис в США 2008 г., долговой кризис в Европе 2011 -2012 гг.).
В 90-е гг. XX в., когда игнорировать негативные последствия финансовой интеграции было уже невозможно, в рамках Всемирного банка под руководством Дж. Стиг-лица были разработаны некоторые принципы, включающие в себя в частности и принципы банковского регулирования, такие как: увеличение сбережений; усиление контроля за деятельностью банков; поддержание эффективного валютного курса (с одной стороны плавающего, с другой стороны - используемого как номинальный якорь); создание независимых Центральных банков.
На фоне этого и в российском банковском законодательстве произошли существенные изменения. К примеру, изменения ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» касались закрепления положений о независимости Банка России от иных органов государственной власти, отсутствие обязанности Банка России отвечать по долгам Правительства и, наоборот, невозможности изъятия резервов Банка России без его на то согласия.
Эти принципы обосновывали необходимость вмешательства государства в решение некоторых тактических задач. Сильное государство в условиях глобализации просто необходимо для того, что обеспечить национальную экономическую безопасность, а также безопасность и интересы граждан,
поддержки национального капитала и производства. Государство создает инфраструктуру, без которой работа банковской системы невозможна, регулирует финансовый сектор, содействует развитию технологий.
При наличии внешних эффектов одной из важнейших функций государства становится их выявление и борьба с ними, что обусловливает наличие функции антикризисного экономического регулирования банковской деятельности. В условиях сбоев рыночного саморегулирования, возникновения и лопа-ния спекулятивных пузырей государству приходится играть важную роль в обеспечении экономической стабильности и выхода из кризиса.
В результате глобализационных процессов «меняются сложившиеся представления о государстве, его социально-экономическом, политико-правовом, культурном, языковом обосновании» [2]. Происходит переосмысление функций государства, соотношение внешних и внутренних функций, а также размывание границ между ними. У государства появляются новые задачи, а соответственно, и новые функции. Функции по регулированию хозяйственной деятельности, банковской деятельности в частности, установлению правил игры, выработке основ правового регулирования и контроля переходят на наднациональный уровень. «Как результат, в области реализации внешнеэкономической функции происходит определенное размывание критериев суверенной экономической и финансовой идентичности государств, прежде всего в кризисных условиях» [2].
Государства должны не просто следовать правилам, продиктованным международными организациями, они должны стремиться к равноправному участию в процессе формирования и деятельности специализированных международных организаций. К примеру, Статьи Соглашения МВФ, подписанные Россией в 1992 г., содержат положения о том, что решения МВФ в отношении банковских систем государств носят рекомендательный характер. Поэтому они так и называются, рекомендации. Однако рекомендательны они до тех пор, пока государство не решило взять кредит у Фонда, в таком случае, данное государство должно выполнять условия МВФ.
Глобализация влияет на активизацию ряда функций государства и их расширение. На данном этапе необходим пересмотр классификации функций государства. Необходимо выделение приоритетных направлений деятельности государства во внешних отноше-
ниях, при этом не в ущерб национальному суверенитету и экономической безопасности России.
Идет много споров по поводу деформирующего влияния глобализации на национальное государство. В связи с этим, возникает необходимость усиления роли государства во внутренней и во внешней деятельности. Это подтверждается словами Д. А. Медведева о том, что «мировой экономический кризис опроверг довольно модные в конце прошлого века рассуждения о снижении роли национальных государств в эпоху глобализации. При выходе из кризиса ответственность за судьбы миллионов людей взяли на себя нетранснациональные корпорации. Антикризисные программы, стабилизирующие меры, социальная защита граждан осуществляется самими государствами, и это способствует в свою очередь нормализации глобальной экономики» [8]. Все чаще функции государства сводятся в большей степени к тому, чтобы поддерживать общие правила игры, чтобы элементы мирохозяйственной системы, находящиеся на территории данного государства, могли действовать [7]. При этом глобализация не всегда работает на стабильную мировую экономику. Необходимо проведение серьезной работы на уровне национального права, чтобы вырабатывать способы нейтрализации негативных эффектов глобализации, сведения к минимуму рисков.
В условиях глобализации возникает озабоченность судьбой такого правового института, как государственный суверенитет, который легко потерять в условиях кризиса и отсутствия механизмов правого обеспечения экономической безопасности государства, а именно, банковской безопасности. За примером ходить далеко не нужно, перед нашими глазами происходит Европейский долговой кризис, в рамках которого Греция стоит на грани потери своего государственного суверенитета в результате неспособности погасить свои банковские долги перед европейскими союзниками.
Абсолютно очевидно, что решение проблем международной экономической деятельности, и в частности, банковской деятельности, «невозможно без создания глобальных нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих не только международное сотрудничество в области права, но и синхронность институциональных нововведений в политике различных государств» [7].
«В XVIII - XIX вв. международно-право-
вые нормы регулировали межгосударственные отношения в зависимости от воли правителей. До середины XX в. шел активный процесс сближения норм наднационального и национального права, одновременно с которым получила развитие концепция расширения сфер правового регулирования международного права при укреплении и развитии самостоятельных институтов. А с середины XX в. наблюдаются всеобщие глобальные тенденции признания приоритета защиты наднациональных норм, как универсального способа решения проблем межгосударственного общения. Последняя же треть XX в. и начало XXI в. характеризуются тенденцией усиленного взаимопроникновения различных правовых норм между национальными и наднациональными правовыми системами» [5].
В государственно-правовом регулировании банковской деятельности в период экономической интеграции должна присутствовать взвешенная сбалансированная воля государств-участников с целью выработки оптимального компромиссного решения, которое бы учитывало национальные особенности внутригосударственных правовых систем, что является неотъемлемой функцией государств. Данные полномочия в очередной раз подтверждают спорность границ между внешними и внутренними функциями. Государственно-правовое регулирование банковской деятельности, в условиях экономической интеграции, невозможно отнести ни к внешним, ни к внутренним функциям государства. Особенно остро это видно в условиях мировых банковских кризисов. В связи с этим появляется возможность отнесения этой функции к чрезвычайным или особым функциям государства, являющимся иным элементом классификации функций, а именно, к функции антикризисного экономического регулирования.
Российское государство осуществляет свои функции через систему государственных органов. Одну из основных ролей в этой области играет Банк России. На основании ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ст. 51 -55 он осуществляет сотрудничество с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, представляя интересы Российской Федерации. Взаимодействие осуществляется с Центральными банками иностранных государств, международными банками, и иными организациями. Сотрудничество выра-
жается в обмене документами и информацией, выдаче разрешений на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями, аккредитация представительств иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территории иностранных государств. Такого рода деятельность в условиях глобализации представляется необходимой в целях осуществления взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством.
В настоящее время основное сотрудничество осуществляется с такими организациями как: МВФ, Всемирный банк, Банк международных расчетов (далее - БМР), Международный банк реконструкции и развития (далее - МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (далее - ЕБРР), Международная финансовая корпорация, региональные банки развития, Национальные банки иностранных государств, Всемирная торговая организация (далее - ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество (далее -АТЭС), «Группа восьми», «Группа двадцати» и др. Чем больше Россия интегрируется в мировую экономику, тем более интенсивным становится такое сотрудничество.
Функционирующая на данный момент система международных финансовых организаций начала формироваться в первой половине XX в. как следствие мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда мировое сообщество осознало необходимость координации действий различных стран в сфере валютно-кредитных и финансовых отношений» [6]. В 1944 г. СССР принял участие в Бреттон-Вудской валютной конференции, результатом которой в числе других решений было создание МВФ и МБРР. Уставные документы этих организаций, тем не менее, не были подписаны СССР в связи с политикой изоляции, проводившейся в те годы.
В 60-70-х гг. с развитием процесса экономической интеграции СССР принял участие в учреждении Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и международного инвестиционного банка (МИБ). Оба банка существуют и сегодня, но не оказывают особого влияния на финансовоэкономическое сообщество [6].
Во второй половине XX в. была образована группа Всемирного банка, включающая сегодня такие подразделения, как Междуна-
родная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию споров. Также в этот период были созданы следующие банки развития: Межамериканский банк развития (МАБР), Африканский банк развития (АфБР), Азиатский банк развития (АзБР). Россия тем временем была лишь сторонним наблюдателем деятельности большинства перечисленных организаций.
Лишь с 1990 г. Госбанк СССР, а затем Центральный банк РСФСР и РФ принял от лица государства участие в работе международных валютно-кредитных организаций. В 1992 г. Россия официально подписала учредительные документы МВФ и МБРР, став их членом с 1993 г.
В 1996 г. Россия присоединилась к Банку международных расчетов, при котором впоследствии был создан Базельский комитет по банковскому надзору, участником которого с недавнего времени является и Россия.
В конце 90-х гг. ХХ в. в процессе сотрудничества с МВФ Банк России принимал участие в обсуждении вопросов глобализации финансовых рынков, проблем укрепления национальных финансовых систем в странах, пострадавших от банковского кризиса 1998 г. Также Банк России принял участие в разработке унифицированных механизмов регулирования национальных финансовых рынков, в том числе механизма управления рисками.
В рамках сотрудничества Российской Федерации (в лице Центрального Банка) с МВФ и Всемирным банком проводились переговоры и консультации по приближению российской банковской системы к международным стандартам и по вопросам преодоления последствий кризиса 1998 г. По сегодняшний день продолжается работа Банка России с МВФ по вопросам повышения эффективности операций Банка России в денежно-кредитной сфере, в вопросах совершенствования валютного регулирования и платежной системы, по оценке состояния финансового сектора.
МВФ содействовал Банку России в создании кредитных бюро, системы выявления проблем в кредитных организациях, обеспечении внутреннего контроля. Накопленный МВФ международный опыт был учтен Банком России в построении системы контроля банковского сектора.
Сотрудничество со Всемирным банком
способствовало разработке системы оценки рисков в соответствии с международными стандартами и зарубежным опытом.
Немаловажную роль играет и сотрудничество с Банком международных расчетов. На встречах управляющих центральными банками обсуждаются проблемы банковского сектора и мировой экономики в целом, а также вопросы предотвращения финансовых кризисов.
Банк России участвует в работе Комитета по платежным и расчетным системам, а также в работе Базельского комитета по банковскому надзору. При участии Банка России были разработаны Соглашения Базель II и Базель III, которые активно применяются Банком России при осуществлении банковского надзора, а также самими кредитными организациями.
В связи с этим, отдельное внимание необходимо уделить влиянию Базельского комитета по банковскому надзору на государственно-правовое регулирование банковской деятельности в России. Базельский комитет по банковскому надзору объединяет представителей центральных банков при Банке международных расчетов, которые четыре раза в год собираются с целью выработки стандартов банковской деятельности.
Совсем недавно Россия, в лице Банка России, стала участвовать в его деятельности. Базельский комитет занимается вопросами повышения качества банковского надзора в странах-участницах, организует обмен информацией между центральными банками, разрабатывает общие подходы в вопросах контроля банковской деятельности, вырабатывает ее единые стандарты и руководящие принципы, дает рекомендации Центральным банкам. На сегодняшний день в него входят представители Центральных банков 28 стран мира.
Комитет не обладает юридическим статусом наднационального контролирующего органа. Его заключения никогда не имели, да и не должны были иметь обязательную юридическую силу. Напротив, он формулирует стандарты банковского надзора, рекомендации и закрепляет лучшие примеры из мировой практики, в надежде на то, что государства самостоятельно предпримут меры по внедрению их в свои национальные правовые системы. При этом, Комитет рекомендует только объединение общих подходов и стандартов, не пытаясь гармонизировать надзорные технологии всех государств-членов.
Несмотря на то, что Базельский комитет не ставит задачи по выработке обязательных или нормативных актов, и решения (рекомендации) его не являются обязательными, как правило, в переработанном и адаптированном виде они входят в систему нормативного регулирования банковской деятельности отдельных государств, в том числе и в России.
Внедряя принципы банковского надзора на территории России, ЦБ РФ использует различные механизмы. Это может быть издание нормативных актов, это может быть направление писем (не являющихся нормативными актами Банка России) в адрес российских кредитных организаций с информацией из Базеля. Как, например, Письмо Банка России от 6 февраля 2012 г. № 14-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, принципы совершенствования корпоративного управления». Однако наиболее эффективным и распространенным механизмом является участие в разработке новых законодательных актов и подготовке изменений в действующие законодательные акты.
В соответствии с положениями Денежнокредитной политики, принятой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, «Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения в России всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН)» [1]. Внедрение будет осуществляться по следующим направлениям: предоставление Банку России права определять систему корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор за кредитной организацией; применение меры воздействия в отношении членов исполнительного совета и совета директоров за недостатки в деятельности кредитной организации.
«В рамках реализации положений Базеля II в 2012-2014 гг. будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанных на внутрибанковских рейтингах» [1]. А также будут внедряться внутренние процедуры оценки достаточности капитала.
В 2010 г. БКБН принял соглашение Базель III о поддержании необходимого уровня ликвидности, на Саммите в Сеуле «Груп-
пой двадцати» оно было одобрено. В связи с этим в России будет проводиться работа по внесению соответствующих изменений в нормативную базу.
На нормативном уровне должны быть решены вопросы об определении системно значимых банков и установлены особенности регулирования их деятельности. «При проведении этой работы Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системнозначимых банков» [1].
Вместе с вышесказанным запланировано множество иных нормативных нововведений, таких как: раскрытие кредитными организациями неограниченному кругу лиц информации о руководителях, урегулирование раскрытия структуры собственности, развитие законодательной базы института аффилированных лиц кредитных организаций, усовершенствование процесса слияния и присоединения (повышение уровня капитализации посредством реорганизации).
В соответствии с Базельскими рекомендациями Банк России будет проводить проверки кредитных организаций, основным предметом которых станет оценка рисков и система управления. Совершенствования нормативно-правовой базы инспекционной деятельности будут проводиться с учетом международно -признанных подходов.
На первый квартал 2012 г. запланирована подготовка законопроекта «О деятельности по взысканию просроченной задолженности»; закона, направленного на установление возможности назначению служащих Банка России уполномоченными представителями в кредитные организации, системно значимые для банковской системы. Планируется разработка федерального закона, унифицирующего надзорные требования к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию в системе страхования вкладов на основе международных принципов надзора и применения мер воздействия.
Законодательной регламентации подле -жит и усовершенствование процедуры реорганизации кредитных организаций, планируется также внесение изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и иные законодательные акты в части усовершенствования процедуры банкротства кредитных и иных финансовых организаций и усиление мер ответственности
за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства.
«Крупнейшие российские банки уже сейчас, не дожидаясь особых распоряжений ЦБ РФ, начинают внедрять у себя ключевые положения Базель II. Это обусловлено стремлением кредитных организаций к полно -ценному сотрудничеству с иностранными контрагентами. При дальнейшей интеграции российской финансовой системы в мировую такая потребность возникнет и у средних банков» [3].
В продолжение описания влияния интеграции на государственно-правовое регулирование банковской деятельности в России следует остановиться на следующих моментах. В 1999 г. под эгидой Банка России был создан Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России с участием представителей российских министерств и международных организаций. Этот Комитет рассматривает вопросы совершенствования законодательных основ банковской системы России, банковского надзора и отчетности, развития банковской инфраструктуры и операций банков.
Банк России ведет также активную работу по сотрудничеству с «Большой восьмеркой», «Группой двадцати», ОЭСР, АТЭС и другими. Такое сотрудничество оказывает влияние на правовое регулирование банковской деятельности в области урегулирования последствий проблем мировой экономики, в том числе защиты финансовой системы, вызванных процессом глобализации.
Так, например, борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, через банки иностранных государств и всевозможные офшорные зоны нереальна без взаимодействия между государствами и без правового регулирования не только на национальном, но и на наднациональном уровне. В целях такого регулирования при ООН была создана Организация экономического сотрудничества и развития. Страны, подписавшие Конвенцию о создании ОЭСР, обязываются оказывать взаимную помощь, информировать друг друга, а также внести определенные изменения в свое законодательство. Также страны договариваются о единообразии правового регулирования данного вопроса. К примеру, в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» граждане РФ не имеют права открывать счета в банках иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР.
В рамках присоединения России ко Всемирной торговой организации Банк России участвовал в переговорах со странами-участницами ВТО об условиях доступа иностранных банковских услуг, создания в России филиалов и представительств иностранных кредитных организаций. В качестве меры по поддержке конкурентоспособности российских банков действует запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем, продолжается участие Банка России в разработке соответствующего Федерального закона. Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на дополнительное обеспечение прав кредиторов и потребителей финансовых услуг.
Таким образом, «реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна, несомненно, осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора» [1].
Важным является вывод о том, что государственно-правовое регулирование банковской деятельности в период интеграции, и особенно в период мирового экономического кризиса, по-новому ставит вопрос о классификации функций современного государства.
«Как отмечает А. Захаров, глобализация
- это объективное явление, и осуждать его
- все равно, что жаловаться на зимние холода в России. Надо просто понять, какие угрозы глобализация создает для развивающихся рынков, какие из нее можно извлечь выгоды, и как нужно действовать в складывающейся ситуации» [7].
Источники и литература
1. Вестник Банка России, 2011 г., № 65. Денежно кредитная политика на 2012 г. и на период с 2013 по 2014 гг. Приложение V «Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора».
2. Виприцкий Н.Н. Внешние функции российского государства в условиях глобализации: автореф. дисс. ... канд.юрид.наук. Ставрополь, 2011.
3. Кашин В. Национальный банковский журнал, «Базельские принципы» (Электронный ресурс www.fbk.ru).
4. Макаревич А.В. Воздействие глобализации на экономические функции государства: дисс. □ канд.экон.наук. М., 2007.
5. Тихомиров Ю.А. Интернационализация национального права // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век»: по материалам выступлений. М. 2004.
6. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова ДД Организация деятельности Центрального Банка. М.: КНОРУС, 2008. 432 с.
7. Щетинин С.А. Правовая глобализация: 8. Электронный ресурс: http://www.Yaroslavl-
дисс. ... канд.юрид.наук. 2007. 2009.ru|ru|about|part85.
Pesina E.A. INTEGRATION PROCESSES AND THEIR INFLUENCE ON THE STATE AND LEGAL REGULATION OF BANKING IN THE END OF THE XX - BEGINNING OF XXI CENTURY
The author analyses the effect of integration processes on the state and legal regulation of banking. The changes in Russian banking legislation influenced by economic integration and globalization are deliberated on in this article. The specifics of state functions of banking regulation in the conditions of the world economic crises are analyzed.
Key words: integration, state and legal regulation, state functions, banking, international organizations.
ПЕСИНА Елена Аркадьевна родилась в 1986 г., окончила Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (2008), ассистент кафедры публичного права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 10 работ.
УДК 342
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Н.И. Петренко
Дан анализ сущностных изменений в правовом регулировании и организационном обеспечении деятельности системы мест исполнения наказания в виде лишения свободы в период между февральской и октябрьской революциями 1917 г.
Ключевые слова: пенитенциарная система, Временное правительство, Главное управ-
ление мест заключения.
После февральской революции 1917 г. деятельность многих государственных институтов подвергалась существенному изменению, а некоторые из них и вовсе прекратили свое существование. В числе первых изменениям подверглась тюремная система. В период февральских волнений под давлением народных выступлений начинается процесс стихийного освобождения из тюрем политических заключенных, а в ряде мест, в связи с обстановкой хаоса и фактического безвластия, тюремные учреждения подвергаются разгрому, разгоняется их администрация и освобождаются все осужденные.
Главное управление мест заключения, подводя печальные для тюремной системы итоги февральских событий, в циркуляре №37 от 29 апреля 1917 г. отмечало, что тюремной системе России нанесен материальный ущерб на общую сумму более чем в 245 тыс. руб. Под давлением революционно настроенных масс и складывающейся обстановки Временное правительство сначала телеграм-
мой, а затем и указом правительства объявляет амнистию политическим заключенным, в ходе которой, совершенно необоснованно была освобождена от наказания также часть уголовных преступников. Остальная часть заключенных из числа уголовных преступников требовали распространения амнистии и на них. В этой связи в ряде тюрем происходят волнения, массовые беспорядки и групповые побеги.
Уступая давлению популистских политиков, Временное правительство 17 марта 1917 г. постановлением «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления», объявило амнистию осужденным за общеуголовные преступления. Особо следует отметить, что согласно ст.10 постановления полному освобождению с последующим направлением в действующую армию подлежали осужденные, изъявившие "готовность послужить своей Родине на поле брани". Однако патриотического пыла большинства амнистированных хватило только на то,