Научная статья на тему 'Международно-правовые источники образовательного права'

Международно-правовые источники образовательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7595
739
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые источники образовательного права»

Соболева М.А.,

аспирантка Орловского государственного университета

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРАВА

Под источниками права в юридической науке понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» — специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм 2.

К источникам права относятся: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, судебный прецедент.

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования 3. Среди них особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения. Международное образовательное право как одна из отраслей международного права насчитывает несколько сотен нормативных актов. Это документы, содержащие нормы, регламентирующие

1 Ibid. P. 57.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1997. С. 184.

3 Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001. С. 121.

статус образовательных учреждений, положение учителей, преподавательских кадров учреждений высшего образования, студентов, признание учебных курсов и дипломов, формирование европейского образовательного пространства, и др. Среди них можно назвать документы по вопросам образования международных организаций. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями — Международной организацией труда (МОТ), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), документы об образовании, принятые межрегиональными организациями, документы Европейского Союза (ЕС) о формировании общеевропейского образовательного пространства и др.

Одним из первых международно-правововых документов, закрепивших право на образование, явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 г., ст. 26 которой провозглашает: «1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».

Следующим важным документом в области основных прав и свобод человека явился Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в ст. 13 которого государства-участники признают право каждого человека на образование. Помимо констатации этого одного из основных прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в общем виде формулирует задачи образования (п. 1 ст. 13):

1) образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства;

2) образование должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам;

3) образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами, содействовать работе ООН по поддержанию мира.

Пакт содержит ряд требований к государству, необходимых для полного осуществления права на образование (ст. 13.2):

a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открытым и доступным для всех путем принятия необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

ё) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

е) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Как устанавливает Международный пакт, «каждое участвующее в Пакте государство обязуется... принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер» (п. 1 ст. 2).

Право на образование получило свое закрепление и в других международно-правовых актах. Так, согласно ст. 28 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. государства-участники признали право ребенка на образование, осуществление которого может быть достигнуто постепенно на основе равных возможностей. Согласно ст. 29 Конвенции, образование должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

ё) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе».

В 1945 г. на Лондонской конференции была создана Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организация ООН, членами которой являются более 180 государств.

В системе Организации Объединенных наций ЮНЕСКО является главным звеном сотрудничества в области образования, так как именно на нее государства-члены непосредственно возложили ответственность «содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии» (Устав, ст. 1).

Деятельность ЮНЕСКО развивается по трем основным направлениям:

1. нормотворческая деятельность и проведение исследований по вопросам национальной политики в области образования;

2. укрепление инфраструктуры образования на национальном уровне (развитие подготовки преподавателей, использование местных ресурсов для совершенствования образовательного процесса);

3. обмен информацией (распространение специализированных справочников, бюллетеней и т.д.)1.

В рамках работы организации были приняты международные конвенции и рекомендации по вопросам образования: в 1960 г. — Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования; в 1966 г. — Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей; в 1974 г. — Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1976 — Рекомендация о развитии образования взрослых; в 1977 — Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования; в 1993 — Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании; в 1998 г. на конференции в Париже — Всемирная декларация о высшем образовании для ХХ1 в. и др.

В 1969 г. был создан Совет Европы (СЕ), на тот момент в него входили 10 государств-учредителей. Сегодня членами Совета Европы являются 40 государств.

С самого начала своего существования Совет Европы решал вопросы образования. В 1954 году была разработана Европейская конвенция по культуре. В том же году был создан Фонд культуры, через который главным образом финансируется деятельность Совета Европы по образованию и культуре.

1 Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций // Глобализация и образование. Сборник обзоров. М., 2001. С. 116.

Программами СЕ по вопросам образования и культуры руководит Совет по культурному сотрудничеству, созданный в 1962 г. для реализации Конвенции по культуре.

Список проектов СЕ за прошедшие годы достаточно велик. В частности, он включает в себя и крупный проект по среднему школьному образованию, в котором на первый план выдвигались роль и значение среднего образования в подготовке молодежи к высшему образованию и получению профессий, к миру труда и мобильности. СЕ поощрял школьные связи и обмены, помогал создавать сети обмена информацией и устанавливать партнерские связи, организовывал работу по взаимному признанию дипломов по всей Европе, опубликовывал результаты исследований и практические руководства как для учителей, так и для тех, кто принимает решения 1.

В целях реализации мероприятий по развитию европейской интеграции в образовании и формированию европейского образовательного пространства был принят ряд конвенций.

Так, в Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты ЕТБ №15 от 11 декабря 1953 года, Договаривающиеся стороны «признают с целью зачисления в университеты, прием в которые контролируется государством, эквивалентность дипломов, выданных на территории других Договаривающихся сторон, если эти дипломы дают доступ к аналогичным учебным заведениям в стране, где эти дипломы были выданы» (ст. 1).

Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. предусматривает, что академическое признание университетской квалификации, полученной за границей, позволяет ее обладателю продолжать курс обучения в университете и по его завершении сдавать экзамены, требуемые для получения следующей степени, включая докторскую, на тех же условиях, которые существуют для граждан государства, ратифицировавшего Конвенцию, в тех случаях, когда прием для прохождения такого курса обучения и допуск к экзаменам зависят от наличия аналогичной национальной университетской квалификации, а также использовать ученое звание, присвоенное иностранным университетом, с указанием его происхождения.

Следующим важным документом явилась Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения от 15 декабря 1956 г. Государства — стороны Конвенции признают «периоды обучения, пройденные студентом, изучающим современные языки в университете другой страны — члена Совета Европы, эквивалентным аналогичному периоду обу-

1 Черноморова Т.В. Указ. соч. С. 122.

чения, установленному в университете, в котором он учится, при условии, если администрация вышеуказанного университета выдаст студенту сертификат об успешном окончании обучения в данном периоде» (ст. 2.1.).

Важным стимулом для дальнейшего сближения национальных систем образования Европейского региона стала разработанная ЮНЕСКО и Советом Европы и принятая в 1997 г. в Лиссабоне Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Затем, в 1998 г. в Париже министры образования Франции, Германии, Италии и Соединенного Королевства подписали совместную декларацию «О гармонизации европейской системы образования» (Сорбонская декларация), которая подчеркнула ведущую роль университетов в развитии европейских культурных пространств. В ней также подчеркивается необходимость создания Европейского пространства высшего образования как ключевого способа продвижения и обеспечения мобильности граждан, возможностей для их трудоустройства, а также общего развития Континента.

В июне 1999 года министрами и руководителями образования 29 европейских стран была подписана совместная Декларация европейских министров образования (Болонская декларация), разработанная в развитие идей Сорбонской декларации 1998 года. Декларация гласит: «В первую очередь нашей целью должно стать повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Живучесть и эффективность любой цивилизации могут быть измерены привлекательностью, которую эта культура имеет для других стран. Мы должны гарантировать, что европейская система высшего образования приобретает всемирное значение, соответствующее нашим культурным и научным традициям».

В системе международно-правовых источников образовательного права особое место занимают нормативно-правовые акты, принимаемые органами Содружества Независимых Государств. В Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. устанавливается обязательность и бесплатность начального и основного общего образования. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. предусматривает взаимное признание права граждан государств, входящих в Содружество, на получение образования на территории государства своего постоянного проживания.

Основные меры по формированию единого образовательного пространства содержатся в Соглашении о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года. В целях дальнейшего сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научно-педагогических кадров был создан Совет по сотрудничеству в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств.

Заключаются и другие многосторонние и двухсторонние договоры и соглашения. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики и Правительством РФ о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г. и др.1.

В 1999 году на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ был принят Модельный закон « Об образовании». Закон закрепляет уровни общего и профессионального образования, типы образовательных учреждений, формы получения образования, образовательные и научные программы, принципы государственной политики в области образования, компетенцию государства в управлении образованием и другие важные положения.

Среди международно-правовых источников образовательного права можно выделить еще большой ряд документов: Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод 1974 г., Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников 1974 г., Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г., Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании 1993 г., Рекомендации Европейского парламента и Европейского Совета по европейскому взаимодействию в отношении оценки качества школьного образования от 12 февраля 2001 г., и многие другие документы.

Таким образом, к числу документов международного права по вопросам образования относятся декларации, конвенции и иные акты, принятые ООН и ее специализированными учреждениями, региональными международными организациями и др.

Знание всех этих и других норм международного образовательного права необходимо для умелого их применения как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.

1 Федорова М.Ю. Образовательное право: учебное пособие для вузов. М., 2004. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.