Научная статья на тему 'Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности учреждений и органов, исполняющих наказания'

Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности учреждений и органов, исполняющих наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности учреждений и органов, исполняющих наказания»

N.I. BREZGIN

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF SECURITY ENSURING IN PENAL

BODIES AND ESTABLISHMENTS

НИ. БРЕЗГИН, кандидат юридических наук (Академия ФСИН России)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Безопасность учреждений и органов, исполняющих наказания, как показывают исследования нормативно-правовой базы и научной литературы, выступает одной из качественных характеристик уголовно-исполнительной системы, проявляющейся в пространственных, временных, политических, исторических условиях. Указанный вид безопасности представляет собой одну из категорий внутренней безопасности1, которая, в свою очередь, является предметной областью национальной безопасности Российской Федерации (составной части защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз2).

В этой структурно-логической схеме сформирована теоретическая доктрина обеспечения безопасности. Ее основными объектами являются личность, общество и государство, защита которых должна осуществляться в рамках национальной безопасности, а частью - внутренняя безопасность со своими структурными компонентами. В рамках этой концепции формируется правовой механизм обеспечения безопасности в системе органов, исполняющих наказания, включающий в себя нормы международного права, которые согласно ст. 15 Конституции РФ являются частью правовой системы России3.

Рассматривая международно-правовые положения, отражающие вопросы обеспечения безопасности, следует отметить, что в них концентрируется мировой опыт уголовно-исполнительной практики, ее гуманистические тенденции, они имеют особый правовой статус среди норм международной юстиции в области предупреж-

дения преступлений и борьбы с преступностью, так как в большинстве случаев приняты и одобрены Генеральной Ассамблеей ООН, а также составляют часть международных принципов по правам человека4. Их признание и имплементация в российском уголовно-исполнительном праве делают его более эффективным, позволяют наращивать арсенал приемов и средств воздействия на правонарушителей и свидетельствуют о том, что оно приобретает интернациональные черты5.

В настоящее время в науке существуют различные подходы к классификации международных стандартов обращения с заключенны-ми6. Наиболее приемлемую с точки зрения обеспечения безопасности классификацию предложил В.Н. Чорный: международные правовые акты универсального характера (ориентированные на уголовно-исполнительную сферу); содержащие нормы об особенностях правового положения осужденных; содержащие гарантии безопасности личности осужденных в условиях лишения свободы7.

К наиболее важным международно-правовым актам первой группы относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948)8; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)9 ; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания (1987)10; Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

(1989)11; Парижская хартия для новой Европы

(1990)12. Указанные международно-правовые

• •

Уголовно-исполнительное право

2007. № 2

документы провозглашают приоритет общечеловеческих ценностей и применимы для определения правового статуса лиц, находящихся в сфере уголовной юстиции, кроме того, ряд положений имеют непосредственное отношение к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

Вторая группа норм международно-правовых стандартов регламентирует вопросы исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными. Рассмотрим наиболее значимые из них для обеспечения безопасности.

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые 30 августа 1955 г., с дополнениями от 1977 г.)13. Это наиболее полный и подробный международно-правовой документ, определяющий основы обращения с лицами, лишенными свободы, однако он носит не обязательный, а рекомендательный характер. Меры, обеспечивающие безопасность, регламентируются нормами, предусматривающими необходимые правоограничения и правила, определяющие организацию порядка содержания и поведения осужденных в местах лишения свободы (правила режима отбывания наказания)14: режим следует организовывать так, чтобы, по возможности, не разрушать социально полезные контакты заключенных с внешним миром (п. 37); при перемещении заключенных следует принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений и унижений (п. 45); дисциплину и порядок следует поддерживать с твердостью, вводя только те ограничения, которые необходимы для обеспечения надежности надзора и соблюдения необходимых правил поведения в учреждении (п. 27); тюремная система не должна усугублять страдания осужденных, за исключением случаев, когда этого требуют дисциплина или интересы общественной безопасности.

В цивилизованных зарубежных государствах режим в местах лишения свободы организуется таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить социально полезные связи осужденного с внешним миром, способные оказать на него позитивное воздействие. Внедрение международно-правовых стандартов осуществляется по двум основным направлениям: 1) активизация института социальных работников и иных средств сохранения социально полезных контактов осужденных с внешним миром; 2) обеспечение социальной адаптации перед освобождением от отбывания наказания15 .

2. Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной

Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г.16, предусматривает правила, относящиеся к процедуре судопроизводства и организации судебного контроля над арестами и задержаниями (ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим его достоинство видам обращения; к ним применяется режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц; им предоставляется возможность обжалования неправомерных действий властей и др.).

3. Европейские правила тюремного заключения, принятые Комитетом министров Совета Европы в 1973 г., обновленные и опубликованные в 1987 г. (Европейские тюремные правила)17, Новые Европейские тюремные правила, дополненные Комитетом министров и опубликованные в 2005 г.18, содержат детальные нормы обращения с заключенными, основывающиеся на следующих принципах: лишение свободы должно осуществляться в условиях, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства; правила следует применять беспристрастно, без дискриминации, с уважением религиозных верований и моральных принципов социальной группы, к которой принадлежит заключенный; обращение с лицами, лишенными свободы, должно поддерживать их здоровье и чувство собственного достоинства; необходимо регулярно осуществлять независимые инспекции исправительных заведений; следует обеспечивать защиту прав заключенных и контроль законности их содержания под стражей; текст правил должен быть представлен заключенным и персоналу исправительных учреждений на родном языке19 .

К третьей группе международно-правовых актов, содержащих гарантии безопасности, относятся требования к государственным органам о неприкосновенности основных прав личности:

1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.20, устанавливает обязанности сотрудников, обладающих полицейскими полномочиями, уважать и защищать человеческое достоинство; поддерживать и защищать права человека; сохранять в тайне сведения конфиденциального характера; применять силу только в крайней необходимости в целях предупреждения преступления, при правомерном задержании правонарушителей и подозреваемых правонарушителей.

2. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990)21 предписывают, что сотрудники правоохранительных орга-

Уголовно-исполнительное право

2007. № 2 • •

Н.И. Брезгин

нов вправе применять силу исключительно для поддержания безопасности в учреждении или когда налицо угроза для личной безопасности (ст. 15); предлагается расширить сферу применения средств, не приводящих к смерти, а лишь нейтрализующих лицо, против которого они используются (ст. 20)22.

3. Основные принципы обращения с заключенными, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1990 г.23, закрепляют следующие требования: уважение человеческого достоинства и недопущение дискриминации; уважение к религиозным верованиям и культурным традициям заключенных; создание условий для работы заключенных и зарабатывания ими денег; благоприятные условия для адаптации бывших заключенных к жизни на свободе; а также устанавливают, что заключенные имеют все права, данные им соглашениями ООН, за исключением тех ограничений, которые влечет за собой тюремное заключение (принцип 5).

4. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982)24, Токийская (1975) и Мальтийская (1992) декларации Всемирной ассоциации медиков25. Данные принципы определяют нормы этики для медицинских работников при оказании медицинской помощи осужденным, целью которых должно быть исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья. Участие их в процедурах смирительного характера допускается только в том случае, если это необходимо для охраны здоровья и безопасности такого лица или безопасности окружающих.

5. Правила (нормы), отражающие идеи безопасности, распространяющиеся на осужденных, содержат и другие международно-правовые акты общего характера, среди которых следует выделить: Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятую Генеральной Ассамблеей ООН от 11 декабря 1985 г.26 (закрепила общее правило о компенсации ущерба потерпевшему от преступления, предлагая создать в этих целях специальные государственные фонды); Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1953)27 , разработавшую механизм правовой защиты граждан, используемый большинством зарубежных стран28 .

Рассмотренные международные документы, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности, не только нашли отражение в теории уголовно-исполнительного права29 , но и были реализованы в виде: а) прямого действия наряду с нормами национального законодательства; б) приведения в соответствие с ним внутригосударственных актов (Конституции РФ, Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ и др.).

Таким образом, в настоящее время в уголовно-исполнительной системе России созданы необходимые правовые, социально-экономические и организационные предпосылки для обеспечения ее безопасности, дальнейшего развития и соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и осужденных к лишению свободы. Вместе с тем следует признать, что в ближайшие годы предстоит не только продолжить работу по приведению условий отбывания наказаний, связанных с лишением свободы, и содержания в следственных изоляторах в соответствие с основными требованиями международных (прежде всего европейских) стандартов, а также преобразованию УИС в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению необходимой профессии и образова-ния30, но и сохранять те положительные тенденции, которые имеются как в существующем уголовно-исполнительном законодательстве, так и в практике деятельности исправительных учреждений.

1 См.: Безопасность уголовно-исполнительной системы: Монография / Под ред. С.Н. Пономарева, С.А. Дьячковского. Рязань, 2001. С. 7.

2 См.: О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

3 См.: Конституция Российской Федерации. М., 2002. С. 7.

4 См.: Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972; Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988; Богатырев А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью: Учеб. пособие. М., 1989; Он же. Конвенции по борьбе с преступлениями международного характера: Учеб. пособие. М., 1990; Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву Общая часть. Томск, 1995. С. 38-47.

5 См.: Стручков Н.А., Бажанов О.И., Ускова И.Б. Обсуждение пенитенциарных проблем на международном уровне: Учеб. пособие. Рязань, 1977. С. 3-6; Стручков Н.А., Викторова И.Б. Обсуждение пенитенциарных проблем на международном уровне: Лекция. Рязань, 1981. С. 19-32.

6 См.: Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные вариан-

• •

Уголовно-исполнительное право

2007. № 2

ты их реализации. Рязань, 1994. С. 9-19; Сизый А.Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации: Учеб.-метод. пособие. Рязань, 1996; Уткин В.А. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации: Учеб. пособие. Томск, 1998. С. 5-6.

7 См.: Чорный В.Н. Безопасность осужденных: Дис. ... канд. юрид наук Рязань, 1996. С. 49.

8 См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990. С.14-20.

9 См.: Там же. С. 36-37.

10 См.: Там же. С. 109-125.

11 См.: Там же. С. 80-98.

12 См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Вып. 2. М., 1993. С. 241-252.

13 См.: Международная защита прав и свобод человека. С. 290-319.

14 См.: Пономарев П.Г. Указ. соч. С. 28; Фефелов В.А. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть: Учеб. пособие. Рязань, 1998. С. 185-186; Чорный В.Н. Указ. соч. С. 50-51; Громов М.А. Международные стандарты и безопасность личности в пенитенциарных учреждениях // 50 лет Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными: опыт, проблемы, перспективы реализации: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2006. Ч. 2. С. 17-20.

15 См.: Пономарев П.Г. Указ. соч. С. 36.

16 См.: Международное сотрудничество в области прав человека. С. 488-497.

17 См.: Там же. С. 85.

18 См.: Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере: Хрестоматия и аннотации юридических,

психолого-педагогических и профессионально-этических документов. Рязань, 2005. С. 338-378.

19 См.: Уткин В.А. Указ соч. С. 22-23.

20 См.: Международная защита прав и свобод человека. С. 319-325.

21 См.: Международное сотрудничество в области прав человека С. 511.

22 См.: Чорный В.Н. Указ соч. С. 53.

23 См.: Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 129-132.

24 См.: Международное сотрудничество в области прав человека. С. 472-473

25 См.: Как заставить стандарты работать: Проект руководства для пенитенциарных работников по соблюдению международных тюремных правил. Гаага, 1994. С. 35.

26 См.: Международное сотрудничество в области прав человека С. 417.

27 См.: Там же. С. 420.

28 См.: Чорный В.Н. Указ соч. С. 54-55.

29 См.: Уткин В.А. Указ. соч. С. 38-47; Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательстве, международные стандарты, отечественная практика конца XIX -начала XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. А.И. Зубкова 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 637-688.

30 См.: Филимонов О.В. Международные правовые стандарты обращения с осужденными и их реализация в российском законодательстве и правоприменительной практике // 50 лет Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными: опыт, проблемы, перспективы реализации: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2006. Ч. 1. С. 33.

Уголовно-исполнительное право

2007.№ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.