Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации / спасание на море / безопасность на море / международно-правовые соглашения / международное сотрудничество / Арктический регион / emergency situations / sea rescue / maritime security / international legal acts / international cooperation / Arctic region

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Александрович Гавриленко, Станислав Борисович Немченко

Проведено исследование правового регулирования международного сотрудничества и совместной межгосударственной деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Арктического региона. Проведен анализ семи международно-правовых актов универсального характера, регулирующих вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море, как в акватории мирового океана в общем, так и в Арктическом регионе в частности. Выработаны определенные критерии, позволяющие провести анализ исследованных международноправовых актов на предмет регулирования вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в морских и океанических акваториях. Сформулированы научно обоснованные предложения по совершенствованию правового регулирования международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике о принятии новой международной Конвенции в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе и разработке нового международного стандарта «Руководство о готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике». Таким образом, результат исследования будет представлять собой актуальную разработку высокого теоретического уровня по усовершенствованию действующего международного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Александрович Гавриленко, Станислав Борисович Немченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal International Legal Acts Regulating the Issues of Prevention and Response to Emergency Situations in the Arctic Region

A study was conducted of the legal regulation of international cooperation and joint interstate activities in the field of prevention and response to emergency situations in the Arctic region. Seven international legal acts of a universal nature regulating the prevention and response to emergency situations at sea, both in the waters of the world's oceans in general and in the Arctic region in particular were analyzed. Certain criteria were developed that make it possible to analyze the studied international legal acts with a view to regulating the issues of preventing and eliminating emergency situations in sea and ocean waters. Scientifically based proposals were formulated to improve the legal regulation of international cooperation in the field of prevention and response to emergency situations in the Arctic, on the adoption of a new international Convention in the field of prevention and response to emergency situations in the Arctic region and the development of a new international standard “Guidelines for preparedness and response to sea pollution by oil in the Arctic”. Thus, the result of the study will represent an up-to-date development of a high theoretical level to improve the current international legislation.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

УДК 341.01 йО!: 10.17277/ргауо.2024.02.рр.247-259

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Владимир Александрович Гавриленко, канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Теория и история государства и права», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России»,

Санкт-Петербург, Россия; доцент, кафедра «Гражданское право и процесс», ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия; gv22@mail.ru

Станислав Борисович Немченко, канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры «<Теория и история государства и права», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», Санкт-Петербург, Россия; nemchenko-st@mail.ru

Проведено исследование правового регулирования международного сотрудничества и совместной межгосударственной деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Арктического региона. Проведен анализ семи международно-правовых актов универсального характера, регулирующих вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море, как в акватории мирового океана в общем, так и в Арктическом регионе в частности. Выработаны определенные критерии, позволяющие провести анализ исследованных международно-правовых актов на предмет регулирования вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в морских и океанических акваториях. Сформулированы научно обоснованные предложения по совершенствованию правового регулирования международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике о принятии новой международной Конвенции в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе и разработке нового международного стандарта «Руководство о готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике». Таким образом, результат исследования будет представлять собой актуальную разработку высокого теоретического уровня по усовершенствованию действующего международного законодательства.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации; спасание на море; безопасность на море; международно-правовые соглашения; международное сотрудничество; Арктический регион.

Введение

Арктический регион имеет в современном мире глобальное значение, что признается в научных источниках. Отмечается большая роль региона в транспортной логистике [2], хозяйственной деятельности [3] и международной безопасности [11].

Государствами Арктического региона являются страны - члены Арктического совета, в который входят Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Исландия [6]. В настоящее время имеют место определенные политические сложности в международных отношениях, но вышеуказанные страны должны взаимодействовать между собой исходя из собственного географического положения, в том числе и в вопросах противодействия чрезвычайным ситуациям и спасательной деятельности.

Правотворческая деятельность по регламентированию вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе является предметом особого научного внимания [12]. Вопросы международно-правового регулирования спасательной деятельности на море также актуальны в современном мире [7].

Нормативные документы и договоры, принятые на международном уровне, задают направление совершенствования национального законодательства различных государств. В этом контексте большинство стран мира выработали собственную правотворческую и правоприменительную политику предупреждения чрезвычайных ситуаций и устранения их последствий в морских акваториях. Общие понятия прослеживаются во всей совокупности международных и национальных правовых документах по вышеуказанным проблемам.

Рассмотрим далее международно-правовые акты универсального характера, регулирующие вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Универсальный характер документов означает, что они регулируют свои вопросы во всей совокупности морских и океанических акваторий, в том числе и в Арктике. Существует ряд международно-правовых актов локального характера, действующие в Арктическом регионе, в области спасательной деятельности и противодействия чрезвычайным ситуациям. Но они не являются всеобъемлющими и регулируют узкие специализированные вопросы. Обозначенные локальные «арктические» правовые акты будут предметом рассмотрения в одной из следующих публикаций.

Методы

Для исследования международно-правовых актов выработаны следующие критерии, позволяющие провести их анализ на предмет регулирования вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в морских и океанических акваториях.

1. По территории действия (территориальный критерий): общемировой (универсальный) и региональный (учитывающий специфику конкретного региона) характер международно-правового акта.

2. По кругу регулируемых вопросов (содержательный критерий). Содержание международно-правового акта по кругу регулируемых вопросов в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море: акты, комплексно регулирующие совокупность вопросов в полном объеме, и акты, регулирующие отдельные вопросы (поиск и спасание, морские разливы нефти и т.д.).

3. По степени императивности (императивный критерий). Императивный и декларативный характер международно-правового акта, состоящий в содержании совокупности взаимных прав и обязанностей.

Обсуждения

Конвенция о международной гражданской авиации была принята в г. Чикаго 7 декабря 1944 г. (Чикагская конвенция)1 и вступила в силу для СССР 14 ноября 1970 г. Российская Федерация в порядке правопреемства является участником конвенции. В настоящий документ вносились изменения и дополнения на основании международных протоколов, последние из которых были приняты в 2016 г. в рамках деятельности Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Рассмотрим Приложение № 12 к Чикагской конвенции «Поиск и спасание», которое определяет права и обязанности государств - участников в сфере организации и ведении поисково-спасательных операций при авиационных происшествиях.

Настоящее приложение регулирует вопросы организации (глава 2), международного сотрудничества (глава 3), подготовительных мероприятий (глава 4) и порядка проведения (глава 5) поисково-спасательных операций при авиационных происшествиях.

Чикагская конвенция и Приложение № 12 к ней является международно-правовым документом общего характера, применимым как на территории Арктики, так и на других территориях.

По территории действия и по кругу регулируемых вопросов настоящая Конвенция имеет общемировой (универсальный) характер и регулирует ограниченный круг вопросов, в частности, совокупность вопросов поисково-спасательных операций при авиационных происшествиях в целом, не учитывая специфику Арктического региона.

По степени императивности настоящая Конвенция носит обязательный характер для стран ее подписавших и ратифицировавших.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (Конвенция SOLAS)2 была принята 1 ноября 1974 г. на Международной конференции по охране человеческой жизни на море, проходившей в Лондоне (Великобритания). Впоследствии в документ вносились поправки и дополнения, последние из которых датируются 2018 г. Российская Федерация является участником Конвенции.

Конвенция SOLAS устанавливает определенные стандарты безопасности при строительстве, оборудовании и эксплуатации торговых судов. Подписавшие ее государства обязаны гарантировать, что торговые суда под их флагом соответствуют требуемым стандартам. Возможно отступление от стандартов при перевозке людей в чрезвычайных обстоятельст-

1 Конвенция о международной гражданской авиации от 07.12.1944 (Чикагская конвенция). Приложение № 12 «Поиск и спасание». URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1902240 (дата обращения: 20.04.2024).

2 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море от 01.11.1974 (Конвенция SOLAS). URL: https://docs.cntd.ru/document/901765675 (дата обращения: 20.04.2024).

вах (ст. 5). Глава 5 настоящей Конвенции посвящена требованиям к безопасности мореплавания.

Конвенция SOLAS также является международно-правовым документом общего характера, применимым как на территории Арктики, так и на других территориях. Она направлена исключительно на предупреждение чрезвычайных ситуаций в морской среде путем установления стандартов безопасности для торговых судов, соблюдение которых позволит снизить вероятность происшествий и катастроф.

По территории действия и по кругу регулируемых вопросов настоящая Конвенция имеет общемировой (универсальный) характер и регулирует ограниченный круг вопросов, таких как совокупность вопросов охраны человеческой жизни на море в целом, не учитывая специфику Арктического региона, но применяемая в том числе на его территории.

По степени императивности настоящая Конвенция носит обязательный характер для стран ее подписавших и ратифицировавших.

Международная конвенция по поиску и спасанию на море (САР-79) была принята 27 апреля 1979 г. в г. Гамбург (Германия)3 в рамках дипломатической конференции под эгидой Международной морской организации (IMO)4. Настоящая Конвенция вступила в силу 22 июня 1985 г. Длительный срок между подписанием документа и вступлением его в силу объясняется необходимостью выполнения дорогостоящих подготовительных мероприятий. В Конвенцию вносились поправки и дополнения, последние из которых датируются 2006 г. Российская Федерация является участником Конвенции в порядке правопреемства от СССР.

Основная цель Конвенции САР-79 заключается в обеспечении выполнения необходимых эффективных действий по поиску и спасению терпящих бедствие людей, независимо от района Мирового океана, в котором происходит авария.

Приложение к Конвенции САР-79 устанавливает обязанности по организации и координации служб спасения и поиска (глава 2), организации и координации межгосударственного сотрудничества (глава 3), выполнению процедур реагирования на чрезвычайные ситуации на море (глава 4), использованию систем судовых сообщений (глава 5).

Предусматривается создание государствами - участниками настоящей Конвенции национальных служб поиска и спасения (ст. 2.2 Приложения) и спасательно-координационных центров (ст. 2.3 Приложения) в целях эффективного осуществления поисково-спасательных работ.

Конвенции САР-79 представляет собой международно-правовой документ общего характера, применимый на всей акватории Мирового океана, в том числе и в Арктическом регионе.

Представляется обоснованным мнение, что «очевидна не только потребность в спасании на море, значительно возросшая в последние годы под влиянием интенсивного развития внешней торговли и активного ос-

3 Международная конвенция по поиску и спасанию на море от 27.04.1979 года (САР-79). URL: https://docs.cntd.ru/document/901824783 (дата обращения: 20.04.2024).

4 Международная морская организация. URL: https://www.imo.org/en/ (дата обращения: 20.04.2024).

воения ресурсов Мирового океана, но и потребность в межгосударственном сотрудничестве в этой области в целях обеспечения как минимум безопасности на морском пространстве, а как максимум - защиты окружающей среды всего мира» [5, с. 70].

Следует отметить, что необходимость развития международного сотрудничества по поиску и спасанию людей на море указана в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 27 июля 2001 г. [9, с. 108]. В современной Морской доктрине Российской Федерации (п. 8, ст. 72) Указом Президента РФ от 31 июля 2022 г. вышеизложенная позиция также присутствует5.

По территории действия и по кругу регулируемых вопросов настоящая Конвенция имеет общемировой (универсальный) характер и регулирует ограниченный круг вопросов, таких как совокупность вопросов поиска и спасания на море в целом, не учитывая специфику Арктического региона, но применяемая в том числе на его территории.

По степени императивности настоящая Конвенция носит обязательный характер для стран ее подписавших и ратифицировавших.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS)6 была принята 10 декабря 1982 г. в г. Монтего-Бей (Ямайка). Впоследствии 23 июля 1994 г. были приняты некоторые дополнения. Российская Федерация присоединилась к настоящей Конвенции, и она вступила в силу с 11 апреля 1997 г.

Отметим, что «и с исторической, и с современной точки зрения морское право было применимо к Северному Ледовитому океану как к системе регулирования сосуществования и сотрудничества арктических государств для того, чтобы защитить суверенитет, суверенные права и национальную юрисдикцию» [1, с. 10].

Конвенция UNCLOS представляет собой обширный общий документ, в котором определена терминология и порядок совместного и суверенного использования морских территорий. В последующих международно-правовых документах, в том числе касательно акватории Арктического региона, используются положения и терминология настоящей Конвенции. Тем не менее, справедливо научное мнение, что «нельзя согласиться с довольно распространенными утверждениями о том, что эта Конвенция определяет весь правовой режим Северного Ледовитого океана» [4, с. 22].

«В отличие от других океанов, воды Северного Ледовитого океана, за исключением лишь нескольких зон, постоянно либо большую часть года покрыты льдами, что во многом исключает практическую возможность реализации предусмотренного Конвенцией ООН режима открытого моря» [4, с. 23].

Обратим внимание на положения Конвенции UNCLOS, регулирующие вопросы защиты морской среды от загрязнения (глава 12) и, в частности, во-

5 Морская доктрина Российской Федерации // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1688734/ (дата обращения: 20.04.2024).

6Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982. (с дополнениями от 23.07.1994) (UNCLOS). URL: https://www.un.org/depts/los/convention_ agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 20.04.2024).

просы защиты от загрязнения покрытых льдом районов (ст. 234, раздел 8, глава 12).

Специальные вопросы касательно Арктического региона или предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике исследуемая Конвенция практически не рассматривает.

В юридической науке утверждается, что Арктика не была предметом рассмотрения III Конференции ООН по морскому праву, а ее правовой статус, основу которого составляет национальное законодательство при-арктических государств, сложился тогда, когда о Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. даже речи не было» [10, с. 17].

Но, следует привести другое мнение, высказанное в юридической литературе. Однако нельзя утверждать, что Конвенция 1982 г. никоим образом не отметила особенности арктических пространств. Ее положения в определенной степени допускают принцип секторального разделения Арктики, но лишь в том, что «прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах» (ст. 234)» [8, с. 8].

По территории действия и по кругу регулируемых вопросов настоящая Конвенция имеет общемировой (универсальный) характер и регулирует совокупность вопросов морского права в целом, не учитывая специфику Арктического региона.

По степени императивности настоящая Конвенция носит обязательный характер для стран ее подписавших и ратифицировавших.

Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству была разработана в рамках ООН и открыта для подписания и присоединения 30 ноября 1990 г7. Российская Федерация присоединилась к ней в 2009 г.

Данная Конвенция направлена на предупреждение и противодействие загрязнению нефтью и нефтепродуктами морской и океанической среды и является общей для всего мирового океана.

Предусматривается порядок планирования чрезвычайных мер (ст. 3), уведомления (ст. 4) и дальнейших действий (ст. 5) в ситуации загрязнения нефтью морской среды. Также в общих чертах устанавливается обязанность организации национальных и региональных систем обеспечения готовности и реагирования (ст. 6) и международного сотрудничества (ст. 7, ст. 9, ст. 10) в целях борьбы с загрязнением нефтью. Приложением к Конвенции является положение о возмещении расходов, связанных с оказанием помощи.

Обращает внимание декларативность и общий характер требований и установок настоящей Конвенции. Полагается, что конкретное содержание вышеуказанных мер и действий должно быть прописано в национальных законах государств к ней присоединившихся.

По территории действия и по кругу регулируемых вопросов настоящая Конвенция имеет общемировой (универсальный) характер и регули-

7 Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству от 30.11.1990. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/oil_pollution_preparedness.shtml (дата обращения: 20.04.2024).

рует отдельные вопросы готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству.

По степени императивности настоящий документ имеет рамочный характер, который выражается только в обозначении общего содержания вопросов и не содержит конкретных процедур их разрешения, по сути, представляя собой протокол о намерениях.

Руководящие принципы и методология проведения международных поисково-спасательных операций - в английской транскрипции International Search and Rescue Advisory Group Guidelines and Methodology8. Документ разработан Международной консультативной группой по вопросам поиска и спасения (ИНСАРАГ) - в английской транскрипции International Search and Rescue Advisory Group (INSARAG)9, входящая в состав Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (OCHA).

INSARAG представляет собой сообщество государственных служб и негосударственных организаций, специализирующихся на деятельности по борьбе с чрезвычайными ситуациями и их последствиями, преимущественно в виде поисково-спасательных операций. Организация была создана Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 46/182 от 19 декабря 1991 г.

Руководящие принципы INSARAG впервые были разработаны и одобрены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 57/150 от 16 декабря 2002 г. «Повышение эффективности и укрепление координации международной помощи при проведении поисково-спасательных операций в городах». Впоследствии в 2007-2008 гг. в документ вносились изменения.

Руководящие принципы INSARAG определяют правила ведения поисково-спасательных операций поисково-спасательными отрядами и требования к ним при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций преимущественно техногенного характера в городской среде. Прописана процедура организации и координации международных поисково-спасательных операций, а также роль и функции INSARAG в данной сфере.

Настоящий документ носит рекомендательный, а не императивный характер, но применяется непосредственно в поисково-спасательной деятельности, поскольку содержит обоснованные и актуальные положения по эффективной организации в данной сфере.

По территории действия документ INSARAG имеет общемировой (универсальный) характер.

По кругу регулируемых вопросов настоящий документ является подробным и качественным руководством в вопросах проведения поисково-спасательных операций в городской среде.

8 Руководящие принципы и методология проведения международных поисково-спасательных операций от 16.12.2002 (с дополнениями от 28.02.2008). (International Search and Rescue Advisory Group Guidelines and Methodology). Разработаны Международной консультативной группой по вопросам поиска и спасения (INSARAG) Управления по координации гуманитарных вопросов (OCHA) ООН. URL: https://www.insarag.org/wp-content/uploads/2016/05/INSARAG_Guidelines_Mar2008_RUS_FINAL.pdf (дата обращения: 20.04.2024).

9 Международная консультативная группа по вопросам поиска и спасения (INSARAG). URL: https://www.insarag.org/ru/ (дата обращения: 20.04.2024).

По степени императивности документ INSARAG носит рекомендательный характер и не содержит императивных требований к его исполнению. Имеется возможность предусмотреть его в действующих международных и национальных нормативных актах с обязательной силой.

Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), в английской транскрипции - International Aeronautical and Maritime Search and Rescue Manual (IAMSAR)10. Документ представляет собой совместное издание Международной морской организации (IMO) и Международной организации гражданской авиации (ICAO). В настоящее время действует десятое издание IAMSAR, датированное 2016 г.

Руководство IAMSAR носит рекомендательный характер и содержит правила организации системы поиска и спасания на море и в авиации, правила проведения поисково-спасательных операций и вопросы координации деятельности различных служб во время проведения поисково-спасательных операций.

Основная функция IAMSAR состоит в обеспечении эффективного сотрудничества и возможности осуществления оперативной деятельности в реальных спасательных операциях между различными организационными и спасательными подразделениями.

Большое значение имеет обеспечение бесперебойного сотрудничества в различных сферах авиационного и морского спасения. Во многих морских происшествиях с самолетами и кораблями в поисково-спасательных операциях участвуют как корабли, так и самолеты. Следовательно, ведомства, отвечающие за поисково-спасательные работы в авиационной и морской отраслях, должны координировать свою работу.

Очевидно, что IAMSAR содержит современные детальные организационные и технические наработки в сфере осуществления поисково-спасательных операций и, следовательно, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Документ периодически обновляется с учетом современных научных и практических исследований и наработок. В настоящее время с 2016 г. действует десятое издание Руководства.

Несмотря на то что IAMSAR носит рекомендательный, а не императивный характер, он применяется непосредственно в поисково-спасательной деятельности. Кроме того, на него ссылаются в международных соглашениях как на руководство к действию. Например, Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике от 12 мая 2011 г. содержит прямую отсылку к IAMSAR.

По территории действия документ IAMSAR имеет общемировой (универсальный) характер.

По кругу регулируемых вопросов настоящий документ является подробным и качественным руководством в вопросах международного авиационного и морского поиска.

10Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (Руководство МАМПС). International Aeronautical and Maritime Search and Rescue Manual (IAMSAR). Разработано совместно Международной морской организацией (IMO) и Международной организацией гражданской авиации (ICAO). Издание 2016 года. URL: https://www.msun.ru/dir/us/files/IAMSAR.pdf (дата обращения: 20.04.2024).

По степени императивности документ IAMSAR носит рекомендательный характер и не содержит императивных требований к его исполнению. Имеется возможность предусмотреть его в действующих международных и национальных нормативных актах с обязательной силой.

Результаты

По результатам исследования установлены следующие особенности и недостатки действующих международных нормативных правовых актов, рассмотренных в настоящей публикации.

Самой главной особенностью исследованных международно-правовых актов является их общемировой характер и регулирование совокупности проблем в целом, не учитывая специфику Арктического региона. В качестве примеров укажем Чикагскую конвенцию от 7 декабря 1944 г., Конвенцию SOLAS от 1 ноября 1974 г.

В современном международном праве действует ряд конвенций и соглашений, регулирующих вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, в рамках исключительно Арктического региона. В работах отечественных ученых-юристов рассматривались данные документы [12].

Но, они касаются отдельных специальных вопросов и не уточняют положения универсальных международно-правовых актов, рассмотренных в данном исследовании. Исключением служит Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, подписанное 12 мая 2011 г. в г. Нуук (Гренландия)11, уточняющее положения Чикагской конвенции от 7 декабря 1944 г. и Конвенции САР-79.

Действуют также документы рамочного характера, которые только обозначают общее содержание вопросов и не содержат конкретных процедур их разрешения, по сути, представляя собой протокол о намерениях. Примером служит Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству от 30 ноября 1990 г.

Ряд международно-правовых документов носит рекомендательный характер и не содержит императивных требований к его исполнению.

Например, Руководящие принципы и методология проведения международных поисково-спасательных операций (INSARAG), Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (IAMSAR).

Предложения

Необходимо обратить внимание на документы IAMSAR и INSARAG, которые достаточно грамотно, подробно и адекватно регулируют специальные вопросы выполнения спасательной деятельности. Их применение на практике способствует эффективному проведению спасательных операций и, как следствие, спасению человеческих жизней и ликвидации по-

11 Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. Подписано в г. Нуук (Гренландия) 12.05.2011. URL: https://docs.cntd.ru/ document/902395150 (дата обращения: 20.04.2024).

следствий чрезвычайных ситуаций. Отсутствие императивного характера документов не представляется неразрешимой проблемой, поскольку возможно прописывать их императивный характер, полностью или частично, в отсылочных нормах национального и международного законодательства.

Обратимся к проблеме борьбы с загрязнением морской акватории нефтью и нефтепродуктами. Представляется целесообразной разработка международного стандарта о готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью и нефтепродуктами по аналогии с 1ЛМ8ЛЯ и ГРАЯЛО. Кроме того, учитывая региональную специфику, представляется разумным разработать вышеуказанный стандарт непосредственно для Арктического региона.

В качестве основы для такого документа возможно использовать Дополнение № 4 к Соглашению о сотрудничестве в области готовности на случай морских нефтяных разливов в Арктике и борьбы с ними от 15 мая 2013 года. Вышеуказанное Дополнение обладает рекомендательным характером и содержит достаточно подробное описание технических способов борьбы с нефтяными разливами, но требует доработки для использования в качестве универсального стандарта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышеизложенного, предлагается следующая правотворческая инициатива.

1. Разработать Руководство о готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике, приняв за основу Дополнение № 4 к Соглашению о сотрудничестве в области готовности на случай морских нефтяных разливов в Арктике и борьбы с ними от 15 мая 2013 г. Вышеуказанное Дополнение № 4 содержит подробное описание организационных и технических вопросов деятельности арктических государств в ситуациях, связанных с разливами нефти в акватории Арктического региона.

2. Рекомендуется придать настоящему Руководству рекомендательный характер по аналогии с документами 1ЛМ8ЛЯ и ГУЛЯЛО.

3. Целесообразность разработки и использования настоящего Руководства вместо вышеупомянутого Дополнения № 4 к конвенции обусловлено следующими основными причинами:

а) возможность оперативного редактирования и внесения изменений в Руководство в соответствии с современным техническим и организационным состоянием сферы борьбы с нефтяными разливами и авариями. Для выполнения вышеуказанных действий нет необходимости заключения новых международно-правовых соглашений;

б) Руководство приобретает гибкость в вопросах соответствия современным реалиям и может оперативно совершенствоваться;

в) возможность использования настоящего Руководства всеми заинтересованными государствами путем ссылок на него в международном праве и национальном законодательстве, имеющем обязательную силу.

4. Организацией, ответственной за разработку, использование и своевременное редактирование Руководства, рекомендуется определить одну из международных организаций, действующих в Арктическом регионе.

5. Возможно проявление инициативы Министерства иностранных дел Российской Федерации, состоящей в обращении к государствам Арктического региона и международным арктическим организациям, с пред-

ложением организовать совместную деятельность по разработке и использованию предлагаемого Руководства. Вышеуказанная инициатива является актом доброй воли и служит целям обеспечения международного сотрудничества и безопасности. Несмотря на политические сложности между арктическими государствами, вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются актуальными для всех стран.

Заключение

Авторы полагают необходимым разработать международный стандарт «Руководство о готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике», регламентирующий подробное описание организационных и технических вопросов деятельности арктических государств в ситуациях, связанных с разливами нефти в акватории Арктического региона, и имеющий рекомендательный характер по аналогии с документами IAMSAR и INSARAG (с правом включать указанное Руководство в международно-правовые документы, национальные законы и подзаконные акты, обладающие обязательной силой).

Для достижения поставленной цели эффективна совместная разработку государствами Арктического региона в рамках одной из действующих международных организаций предлагаемого Руководства и последующей его имплементации путем ссылок в международно-правовых документах и национальных законах.

Представляется полезным выполнение новых научно-исследовательских работ по разработке проекта вышеуказанного Руководства. Данный проект можно предложить от имени Российской Федерации, как основу будущих международно-правовых актов, которые можно использовать в дальнейшем совместном сотрудничестве и правотворчестве.

Список литературы

1. Cinelli C. The law of the sea and the Arctic ocean // Arctic Review on Law and Politics. 2011. Vol. 2, No. 1. P. 4 - 24.

2. GavrilenkoV., Tulaev A., Asma T., Hazmi R. The northeast arctic passage: the new straits of Malacca and Singapore? // Научно-прикладные исследования современности: сб. науч. ст. / отв. ред. Е. А. Мазова. Краснодар, 2020. С. 148 - 155.

3. Автономов А. С., Малько А. В., Немченко С. Б. Правовая политика современной России в арктическом регионе // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1. С. 8 - 17.

4. Арктическое право. Концепция развития / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М.: Юриспруденция, 2014. 152 с.

5. Бутакова Н. А., Иванова Т. Н. Спасание на море: Международно-правовые проблемы // Право и экономика. 2017. № 7. С. 66 - 70.

6. Гавриленко В. А. Сравнительный анализ законодательства государств Арктического региона в области возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. № 3(52). С. 5 - 9.

7. Гавриленко В. А., Головейко И. В. Международно-правовое регулирование спасательной деятельности на море в современный период // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2024. № 1(62). С. 83 - 89.

8. Городецкий А. Е., Иванов В. В., Филин Б. Н. Правовые и методологические проблемы стратегического планирования развития арктических регионов России // Арктика: экология и экономика. 2014. № 4(16). С. 4 - 13.

9. Илюхин В. Н. Правовые аспекты поисково-спасательного обеспечения морской деятельности России в Арктике // Российская Арктика. Территория права: Альманах. Выпуск II. Сохранение и устойчивое развитие Арктики. Правовые аспекты / под ред. Т. Я. Хабриевой. М.; Салехард, 2015. 392 с.

10. Копылов М. Н., Копылов С. Н. Перспективы эколого-правового статуса Арктики // Евразийский юридический журнал. 2015. № 11. С. 15 - 22.

11. Малько А. В., Немченко С. Б., Смирнова А. А. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике (обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2016. № 6. С. 102 - 115.

12. Немченко С. Б., Смирнова А. А. Формирование законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике (обзор материалов «круглого стола») // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2023. № 2 (59). С. 6 - 21.

References

1. Cinelli C. The law of the sea and the Arctic ocean, Arctic review on law and politics, 2011, vol. 2, no. 1, pp. 4-24.

2. GavrilenkoV., Tulaev A., Asma T., Hazmi R.; Mazova E.A. (Ed.). The northeast arctic passage: the new straits of Malacca and Singapore? Nauchno-prikladnye issledovaniya sovremennosti: sbornik nauchnyh statej [Scientific and applied research of modern times: collection of scientific articles], Krasnodar, 2020, pp. 148-155. (In Russ.)

3. Avtonomov A.S., Mal'ko A.V., Nemchenko S.B. [Legal policy of modern Russia in the Arctic region], Pravovaya politika i pravovaya zhizn' [Legal policy and legal life], 2016, no. 1, pp. 8-17. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Habrieva T.Ya. (Ed.). Arkticheskoe pravo. Koncepciya razvitiya [Arctic law. Development concept], Moscow: Yurisprudenciya, 2014, 152 p. (In Russ.)

5. Butakova N.A., Ivanova T.N. [Rescue at sea: International legal problems], Pravo i ekonomika [Law and Economics], 2017, no.7, pp. 66-70. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Gavrilenko V.A. [Comparative analysis of the legislation of the states of the Arctic region in the field of compensation for damage from emergency situations], Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii [Law. Safety. Emergencies], 2021, no. 3(52), pp. 5-9. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Gavrilenko V.A., Golovejko I.V. [International legal regulation of rescue activities at sea in the modern period], Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii [Law. Safety. Emergencies], 2024, no. 1(62), pp. 83-89. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Gorodeckij A.E., Ivanov V.V., Filin B.N. [Legal and methodological problems of strategic planning for the development of the Arctic regions of Russia], Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: ecology and economics], 2014, no. 4(16), pp. 4-13. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Ilyuhin V.N. [Legal aspects of search and rescue support for Russian maritime activities in the Arctic], Rossijskaya Arktika. Territoriya prava [Russian Arctic. Territory of law: Almanac. Issue II. Conservation and sustainable development of the Arctic. Legal aspects], Moscow: Salekhard: Yurisprudenciya, 2015, 392 p. (In Russ.)

10. Kopylov M.N., Kopylov S.N. [Prospects for the environmental and legal status of the Arctic], Evrazijskij yuridicheskij zhurnal [Eurasian Legal Journal], 2015, no. 11, pp. 15-22. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Mal'ko A.V., Nemchenko S.B., Smirnova A.A. [Legal policy in the field of security in the Arctic (review of the round table materials)], Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2016, no. 6, pp. 102-115. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Nemchenko S.B., Smirnova A. A. [Formation of legislation in the field of prevention and response to emergency situations in the Arctic (review of the round table materials)], Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii [Pravo. Safety. Emergencies], 2023, no. 2(59), pp. 6-21. (In Russ., abstract in Eng.)

Universal International Legal Acts Regulating the Issues of Prevention and Response to Emergency Situations in the Arctic Region

V. A. Gavrilenko, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Saint-Petersburg, Russia;

Associate Professor, Department of Civil Law and Process, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia;

gv22@mail.ru

S. B. Nemchenko, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Head of Department of Theory and History of State and Law, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Saint-Petersburg, Russia; nemchenko-st@mail.ru

A study was conducted of the legal regulation of international cooperation and joint interstate activities in the field of prevention and response to emergency situations in the Arctic region. Seven international legal acts of a universal nature regulating the prevention and response to emergency situations at sea, both in the waters of the world's oceans in general and in the Arctic region in particular were analyzed. Certain criteria were developed that make it possible to analyze the studied international legal acts with a view to regulating the issues of preventing and eliminating emergency situations in sea and ocean waters. Scientifically based proposals were formulated to improve the legal regulation of international cooperation in the field of prevention and response to emergency situations in the Arctic, on the adoption of a new international Convention in the field of prevention and response to emergency situations in the Arctic region and the development of a new international standard "Guidelines for preparedness and response to sea pollution by oil in the Arctic". Thus, the result of the study will represent an up-to-date development of a high theoretical level to improve the current international legislation.

Keywords: emergency situations; sea rescue; maritime security; international legal acts; international cooperation; Arctic region.

© В. А. Гавриленко, 2024 © С. Б. Немченко, 2024 Статья поступила в редакцию 10.04.2024

При цитировании использовать:

Гавриленко В. А., Немченко С. Б. Международно-правовые акты универсального характера, регулирующие вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе // Право: история и современность. 2023. Т. 8, № 2. С. 247 - 259. doi: 10.17277/pravo.2024.02.pp.247-259

Для заметок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.