Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ARCTIC REGION / ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ / EMERGENCY RESPONSE IN THE ARCTIC REGION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ / INTERNATIONAL COOPERATION / COOPERATION OF INTERNATIONAL LAW AND NATIONAL LAW / MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA / МЧС РОССИИ / EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зокоев В. А., Иванов К. М.

Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью Арктики - как для России, так и для других приарктических государств. Развивается деятельность в Арктическом регионе, связанная с добычей полезных ископаемых, необходимостью обеспечения экологической безопасности и т. д. При этом в результате роста масштабов воздействия на природную среду северных районов повышаются природные и техногенные риски в Арктическом регионе. С учетом данных факторов возникает необходимость обеспечения безопасности в Арктической зоне, в том числе при чрезвычайных ситуациях. МЧС России принимает активное участие в обеспечении указанной безопасности. Для осуществления эффективной деятельности по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике МЧС России и поисково-спасательным службам других государств необходимо осуществлять международное взаимодействие. Однако законодательство России не всегда отражает положения международных соглашений в области поиска и спасания на море. Поэтому возникает необходимость приведения в единообразие международных договоров в области осуществления поиска и спасания на море и национального законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зокоев В. А., Иванов К. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SPECIAL ASPECTS OF COOPERATION OF INTERNATIONAL LAW AND RUSSIAN LAW DURING EMERGENCY RESPONSES IN THE ARCTIC REGION

Timeliness of the article consist in increasingly larger role of Arctic Region in Russia and other foreign countries. The activities in the Arctic Region are developing in field such as mineral production, ecological safety control and so on. In consequence of the increasing environmental foot print of cold regions natural and technology-related risks are increasing in the Arctic Region. Accordingly need arises of safety control, such as in emergency situations in the Arctic Region. The Ministry of Emergency Situations of Russia is taking part in ecological safety control in the Arctic Region. The Ministry of Emergency Situations of Russia and other rescue services of foreign countries should take part in the international cooperation to effective emergency response. Still the Russian law and the international law does not same. So a need arises of harmonization of international law and Russian emergency law in the field of search and rescue on the water.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ»

24. Koncepcija obshhestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii : utv. Prezidentom RF 20 nojabrja 2013 g. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653.

25. O dolgosrochnyh perspektivah razvitija sistemy MChS Rossii (MChS—2030) : doklad // Oficial'nyj sajt MChS Rossii. — URL: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/ document_file/d4MPgHVlVT.pdf.

26. Mal'ko, A.V. Pravovaja politika v sfere obespechenija pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony, chrezvychajnyh situacij i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij : obzor materialov kruglogo stola / A.V. Mal'ko, S.B. Nemchenko, A.A. Smirnova // Gosudarstvo i pravo. — 2015. — № 5. — S. 118-125.

27. Garmyshev, Ja.V. Ugolovno-pravovaja harakteristika narushenija pravil pozharnoj bezopasnosti : dis. ... kand. jurid. nauk / Ja.V. Garmyshev. — Irkutsk, 2009. — 209 s.

28. Evdokimov, A.A. Narushenie special'nyh pravil bezopasnosti v ugolovnom prave Rossii : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk / A.A. Evdokimov. — M., 2013. — 22 s.

29. Shikanov, A.A. Otvetstvennost' za posjagatel'stva na pozharnuju bezopasnost': ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij analiz : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk / A.A. Shikanov. — N. Novgorod, 2011. — 35 s.

30. Kosjakova, N.S. Problemy ugolovnoj otvetstvennosti za unichtozhenie ili povrezhdenie chuzhogo imushhestva po neostorozhnosti // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. — 2013. — № 4. — S. 62-71.

31. Kosjakova, N.S. Konkurencija ugolovno-pravovyh norm pri kvalifikacii pozharov, voznikshih v rezul'tate narushenija trebovanij pozharnoj bezopasnosti // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. — 2014. — № 1. — S. 80-86.

В.А. Зокоев,

кандидат юридических наук, доцент, кафедра защиты населения и территорий

Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России К.М. Иванов, кандидат юридических наук, доцент, кафедра защиты населения и территорий

Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России

V.A. Zokoev,

Candidate of Law, Associate Professor, Saint-Petersburg University of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia

zva80@bk.ru K.M. Ivanov,

Candidate of Law, Associate Professor, Saint-Petersburg University of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia

lawk@yandex. ru

95

О некоторых особенностях взаимодействия норм международного права и российских национальных норм при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне

Аннотация: актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью Арктики — как для России, так и для других приарктических государств. Развивается деятельность в Арктическом регионе, связанная с добычей полезных ископаемых, необходимостью обеспечения экологической безопасности и т. д. При этом в результате роста масштабов воздействия на природную среду северных районов повышаются природные и техногенные риски в Арктическом регионе. С учетом данных факторов возникает

необходимость обеспечения безопасности в Арктической зоне, в том числе при чрезвычайных ситуациях. МЧС России принимает активное участие в обеспечении указанной безопасности. Для осуществления эффективной деятельности по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике МЧС России и поисково-спасательным службам других государств необходимо осуществлять международное взаимодействие. Однако законодательство России не всегда отражает положения международных соглашений в области поиска и спасания на море. Поэтому возникает необходимость приведения в единообразие международных договоров в области осуществления поиска и спасания на море и национального законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность МЧС России.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона, Арктический регион, взаимодействие международных и национальных норм, ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне, МЧС России.

About special aspects of cooperation of international law and Russian law during emergency responses in the Arctic Region

Abstract: timeliness of the article consist in increasingly larger role of Arctic Region in Russia and other

foreign countries. The activities in the Arctic Region are developing in field such as mineral production, ecological

safety control and so on. In consequence of the increasing environmental foot print of cold regions natural and

technology-related risks are increasing in the Arctic Region. Accordingly need arises of safety control, such as

in emergency situations in the Arctic Region. The Ministry of Emergency Situations of Russia is taking part

in ecological safety control in the Arctic Region. The Ministry of Emergency Situations of Russia and other

rescue services of foreign countries should take part in the international cooperation to effective emergency

g response. Still the Russian law and the international law does not same. So a need arises of harmonization of

^ international law and Russian emergency law in the field of search and rescue on the water.

g- Keywords: Arctic Region, international cooperation, cooperation of international law and national law,

< emergency response in the Arctic Region, The Ministry of Emergency Situations of Russia, EMERCOMof Russia.

О m

с Вопросы развития Арктики сегодня особенно актуальны.

s Арктика — единая сложная региональная система, где непосредственно переплетаются интересы восьми приарктических государств, пять из которых н граничат с Арктикой. Интерес к Арктике обусловливается возможностью g использования данной территории в транспортных целях, наличием запаса с природных ресурсов, необходимостью обеспечения экологической безопаске ности, проведения научных исследований в данном регионе. о В начале 2014 г. госсекретарь США Джон Керри заявил, что Арктика <с имеет огромное геополитическое, экономическое, экологическое значение, с затрагивает вопросы национальной безопасности США. Президент РФ В.В. Путин во время общения с участниками Всероссийского молодежного 96 форума «Селигер-2014» отмечал, что Россия должна больше внимания уделять укреплению позиций в Арктике, поскольку этот регион представляет сосредо-(Л точение интересов страны во многих сферах. Президент РФ также высказался за возрождение в Арктике военной и спасательной инфраструктуры с целью обеспечения безопасности торговых путей, прохождения конвоев и судов.

Международного договора, определяющего правой статус Арктики, в настоящее время не существует. Он регулируется нормами международного права, национальным законодательством приарктических государств и двусторонними соглашениями.

Выделение Арктической зоны в самостоятельный объект государственной политики России обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его яркой спецификой, которая определяет особенности формирования здесь

о

OJ

инновационной экономики. Арктика имеет богатейший минерально-сырьевой потенциал, включающий значительные запасы нефти, газа, цветных металлов,

биоресурсов, в том числе на прилегающей части шельфа арктических морей. а

Экономика Арктической зоны РФ ориентирована на Северный Ледовитый и

океан, изучение, освоение и эксплуатацию его ресурсов и пространств с 1

учетом ведущей роли Северного морского пути в социально-экономическом § Н

развитии арктических регионов. Экстремальность природных условий, § §

ограниченность транспортной доступности, неразвитость энергетической § р

инфраструктуры являются определяющими факторами жизнеобеспечения 1 §

населения и развития хозяйственной деятельности в Арктике. р о

Учитывая, что деятельность по добыче полезных ископаемых в Арктическом Л е

регионе будет развиваться, следует ожидать значительного увеличения коли- | Н

чества потенциально опасных объектов, роста масштабов антропогенного | я

воздействия на природу и население северных районов и, как следствие — по- Щ*

вышение природных и техногенных рисков для региона. Уже сейчас в среднем -, а

на территории Арктической зоны России происходит до 100 чрезвычайных Л 1

ситуаций техногенного и природно-техногенного характера в год. 0 е

Морской доктриной РФ на период до 2020 г. в комплекс мер, обеспечи- й Т

вающих национальные интересы России, включено развитие федеральной Ч 1

системы спасания на море. Морская доктрина определяет, что для обеспече- 3 §

ния поиска и спасания на море необходимо совершенствовать существующую £ "1

систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии й е

федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении и в сфере ы д

деятельности силы и средства спасания, обеспечить государственную поддерж- 0 1

ку развития и функционирования этой системы; развивать международное у о сотрудничество по поиску и спасанию людей на море; обеспечить создание и

функционирование единой государственной глобальной автоматизированной | ' -

системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и >а наблюдения за обстановкой в Мировом океане.

С учетом существующих в Арктической зоне рисков возникновения

о

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального § 0

характера МЧС России планирует и реализует дополнительные меры по обе- 1 ' й

0) о

спечению безопасности в регионе. Под эгидой РСЧС формируется система § и комплексной безопасности населения и территорий в Арктике.

При этом на основании Международных соглашений и внутренних правовых актов России основными участниками деятельности по координации организации поиска и спасания в Арктике при ликвидации чрезвычайных ситуаций выступают Министерство транспорта на базе Федерального агентства морского й й и речного транспорта и Федерального агентства воздушного транспорта и МЧС ■ ■ России. МЧС России развивает на двусторонней и многосторонней основах Ц о международное сотрудничество в области поиска и спасания, предотвраще- § § ния и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, усиливает работу в Арктическом Совете и Совете Баренцево-Евроарктического региона.

МЧС России активно развивает систему управления по обеспечению безопасности населения и территорий в Арктической зоне. Она обеспечивается группировкой сил и средств РСЧС, а также аварийно-спасательными фор-

97

а

мированиями крупнейших компаний, работающих в Арктике. Управление системой безопасности осуществляется Национальным центром управления в кризисных ситуациях, региональными и субъектными центрами управления в кризисных ситуациях.

Сложное и, в некотором роде, неопределенное положение Арктики в плане разграничения пространств вызывает трудности, связанные с взаимодействием международных и российских норм при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, поисково-спасательные работы, проводимые в пограничной зоне морской части Арктики, осложняются необходимостью проведения дополнительных процедур согласования по реагированию в различных ведомствах и организациях.

При проведении поисково-спасательных работ в Арктической зоне сотрудниками МЧС России нередко возникает необходимость взаимодействия с поисково-спасательными службами других государств, которое осуществляется на основании соответствующих международных соглашений.

Вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируют такие основные международные конвенции, как Международные правила предупреждения столкновений судов в море [1], Международная Конвенция

I об охране человеческой жизни на море [2], Международная Конвенция по ^ поиску и спасанию на море [3], Конвенция ООН по морскому праву [4], ^ участником которых является Россия. Кроме того, по каждому морю или ^ водному бассейну существуют соглашения с сопредельными государствами. § Участие в поиске и спасании на море за пределами поисково-спасательных □l районов Российской Федерации осуществляется в соответствии с положе-s ниями Конвенции по поиску и спасанию на море и межправительственными <ç соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации. s Вопросы проведения поисково-спасательных работ раскрыты в «Руководстве g по международному авиационному и морскому поиску и спасанию» (IAMSAR ° Manual — «International aeronautical and maritime search and rescue manuel al») — совместном издании Международной морской организации (IMO) и m Международной организации гражданской авиации (ICAO). Впервые изданное m в 1998 г. и регулярно обновляемое, издание рекомендует правила организации [Зь системы поиска и спасания на море и в авиации, а также правила проведения поисково-спасательных операций. Положения IAMSAR Manual носят рекомен-gg дательный характер, на их основании государства — участники конвенций берут

- на себя обязательства по разработке внутренней нормативной базы.

Положения российского законодательства, регулирующие деятельность МЧС России, не в полной мере совпадают с положениями международных договоров в области поиска и спасания на море. Вместе с тем деятельность в Арктике продолжает развиваться. Так, при проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в Арктической зоне продолжается наращивание группировки сил и совершенствование механизмов их взаимодействия, в том числе в области международного сотрудничества. При этом эффективная ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в Арктике требует взаимодействия и слаженной работы спасательных служб приарктических государств.

о

0J

Осуществление Россией деятельности в Арктической зоне невозможно без обеспечения безопасности, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

С учетом международно-правового статуса Арктической зоны, интересов а

государств в этой зоне, осуществления взаимопомощи при чрезвычайных §

ситуациях существует необходимость приведения в единообразие между- | °

народных договоров в области осуществления поиска и спасания на море Ы е

и национального законодательства Российской Федерации, регулирующего * §

деятельность МЧС России, как одного из важнейших органов государствен- р р

ной власти по обеспечению безопасности в Арктическом регионе. * *

и с

Список литературы: | б

1. Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов к ® в море (МППСС-72) // СПС «ГАРАНТ». | §

2. Международная Конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) ц X // СПС «ГАРАНТ». * 3

3. Международная Конвенция по поиску и спасанию на море (САР-79) // СПС § |

«гарант». е §

4. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СПС «ГАРАНТ». с ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в с

Т sc

ш о

и в

References: le ¡g

1. Konvencija o Mezhdunarodnyh pravilah preduprezhdenija stolknovenij sudov v more p 1 (MPPSS-72) // SPS «GARANT». S ci

2. Mezhdunarodnaja Konvencija ob ohrane chelovecheskoj zhizni na more (SOLAS-74) e i // SPS «GARANT». | I

3. Mezhdunarodnaja Konvencija po poisku i spasaniju na more (SAR-79) // SPS ï g «GARANT». C 1

4. Konvencija OON po morskomu pravu 1982 g. // SPS «GARANT». J 0

! 0

gg

a a

N *

s w

№ о S s ï о

w a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.