Научная статья на тему 'Международно-правовой режим континентального шельфа. Положительные моменты и недостатки'

Международно-правовой режим континентального шельфа. Положительные моменты и недостатки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1562
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правовой режим / континентальный шельф / Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. / границы шельфа / суверенные права государства / Конвенция о континентальном шельфе 1956 г. / international legal regime / continental shelf / the United Nations Convention on the law of the sea 1982 / the limits of the shelf / the sovereign rights of states / the Convention on the continental shelf 1956.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Олеговна Воробьева, Александра Вагаршаковна Кешишян, Артем Эдуардович Падин

Как известно, континентальный шельф является важной и нужной территорией, поскольку содержит прежде всего большие залежи природных ресурсов, которые так ценятся в настоящее время. Регулирование отношений, связанных с континентальным шельфом, берет свое начало в XX веке. В статье отражаются отдельные отрицательные и положительные моменты в регулировании международно-правового режима континентального шельфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal regime of the continental shelf: advantages and disadvantages

As it known, the continental shelf is an important and necessary territory, because it carries primarily large deposits of natural resources, which are so valued at the present time. Regulation of relations related to the continental shelf dates back to the XX century. The article reflects some negative and positive aspects in the regulation of the international legal regime of the continental shelf.

Текст научной работы на тему «Международно-правовой режим континентального шельфа. Положительные моменты и недостатки»

УДК 341.1/8 ББК 67.91

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10281

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА

Положительные моменты и недостатки

Анна Олеговна ВОРОБЬЕВА, студентка-бакалавр 4-го курса Дальневосточного федерального университета (юриспруденция) E-mail: vorobeva ao@mail.ru

Александра Вагаршаковна КЕШИШЯН, студентка-бакалавр 4-го курса Дальневосточного федерального университета (юриспруденция)

Артем Эдуардович ПАДИН, студент-бакалавр 4-го курса Дальневосточного федерального университета (юриспруденция)

Аннотация. Как известно, континентальный шельф является важной и нужной территорией, поскольку содержит прежде всего большие залежи природных ресурсов, которые так ценятся в настоящее время. Регулирование отношений, связанных с континентальным шельфом, берет свое начало в XX веке. В статье отражаются отдельные отрицательные и положительные моменты в регулировании международно-правового режима континентального шельфа.

Ключевые слова: правовой режим, континентальный шельф, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., границы шельфа, суверенные права государства, Конвенция о континентальном шельфе 1956 г.

.Annotation. As it known, the continental shelf is an important and necessary territory, because it carries primarily large deposits of natural resources, which are so valued at the present time. Regulation of relations related to the continental shelf dates back to the XX century. The article reflects some negative and positive aspects in the regulation of the international legal regime of the continental shelf.

Keywords: international legal regime, continental shelf, the United Nations Convention on the law of the sea 1982, the limits of the shelf, the sovereign rights of states, the Convention on the continental shelf 1956.

Территория имеет важное значение в правовых отношениях, поскольку помимо того, что она является пространством, она еще служит средой обитания и материальной базой для каждого отдельного государства. Международное публичное право выделяет три правовых режима территорий, это: государственная территория, территория с международным режимом и смешанный режим территорий. К последнему режиму, в частности, относится континентальный шельф.

Отличительной особенностью таких территорий является то, что они по своей сущности государственными не являются, однако прибрежное государство обладает суверенными правами и осуществляет на них свою юрисдикцию1.

Основу международно-правового режима заложили нормы Конвенции о континентальном шельфе 1958 г.

Статья 1 данной Конвенции закрепляет понятие континентального шельфа, под которым понимается поверхность и недра морского дна

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

подводных районов, прилегающих к берегу, но находящихся за пределами зоны территориальных вод, до глубины 200 м или за этим пределом до такой отметки, пока глубина покрывающих вод позволяет вести разработку естественных ресурсов этих районов, а также поверхность и недра морского дна подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов2.

Иными словами, это затопленная морем часть материковой территории3.

Таким образом, исходя из приведенного понятия можно увидеть два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

1) глубина (200 м);

2) техническая доступность (эксплуатабель-ность).

Необходимо обратить внимание на следующие важные аспекты при характеристике современного международно-правового режима континентального шельфа.

Критерий эксплуатабельности является причиной, которая вызвала необходимость разработки новых правовых норм по определению континентального шельфа, вошедших в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г (далее — КМП-82).

Этот критерий изжил себя в связи с развитием технологического потенциала; теперь осуществлять разработку ресурсов можно далеко за пределами континентальной окраины, на несколько километров в глубину. В настоящее время этот признак определения внешней границы континентального шельфа зависит от технического оснащения прибрежного государства, насколько глубоко «оно» сможет вести разведку и разработку ресурсов. В итоге этот критерий был исключен и введены другие варианты определения границ континентального шельфа прибрежного государства4.

Таким образом, можно сказать, что Конвенция не является статическим, «закаменелым» документом, который никак не отражает реальную действительность существующих отношений, касающихся континентального шельфа.

Другим немаловажным аспектом можно назвать: наличие у государства права по установлению границ континентального шельфа, при отсутствии географического шельфа на расстояние до 200 морских миль.

В силу географических особенностей строения морского дна у государств может отсутствовать шельф в геологическом смысле, т.е. когда берег резко обрывается.

Примером такого отсутствия является зона Курильских островов в России. Однако это не лишает государства права на установление границ шельфа до 200 морских миль.

Это можно назвать безусловным положительным моментом КМП-82, так как закрепление данного положения в Конвенции свидетельствует о равном положении государств, у которых есть шельф, и государств, у которых он отсутствует.

В Конвенции 1982 г. закреплены суверенные права государства на континентальный шельф5.

Прибрежное государство осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Между суверенитетом государства и суверенными правами на континентальный шельф нельзя ставить знак равенства, поскольку осуществляются эти права в строго предусмотренных международным правом целях. Права прибрежного государства являются исключительными, и это означает, что если государство не производит какую-либо деятельность, направленную на разведку и разработку природных ресурсов на континентальном шельфе, то и другие субъекты не могут этого делать без определенного согласия прибрежного государства.

Решением Международного Суда ООН 1969 г. подтверждено, что сам по себе континентальный шельф представляет естественное продолжение сухопутной территории прибрежного государства в море и под морем.

С этим нельзя не согласиться.

Можно сделать вывод, что данная территория находится под юрисдикцией прибрежного государства, которое, в свою очередь, имеет полное право охранять эту территорию от каких-либо незаконных посягательств других лиц.

Нельзя не сказать о проблеме покинутых сооружений на континентальном шельфе.

Экологическая безопасность является одной из главных проблем, которая стоит перед мировым сообществом, а оставление возведенных сооружений в морских акваториях ставит под угрозу не только морское судоходство, но и экологию в целом.

Всем известен факт, что запасы нефти, газа и других минеральных ресурсов, к сожалению, являются исчерпаемыми, и установки, которые были возведены для добычи ресурсов, рано или поздно становятся ненужными. Безопасная ликвидация этих сооружений — достаточно затратный процесс, а собственники таких установок

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

заинтересованы в экономии финансовых средств.

КМП-82 содержит положение, согласно которому покинутые или более не эксплуатируемые сооружения должны быть убраны в целях безопасного судоходства. Исходя из этого Конвенция допускает случай, когда покинутые или неиспользуемые установки полностью не убираются. Конвенция же 1958 г. содержит правило, что такие установки должны быть убраны полностью.

Таким образом, можно говорить о недостатках данного положения КМП-82, требующего корректировки.

1 Белякович Е.В. К вопросу о действии правовых норм на территориях со смешанным правовым режимом // Ленингр. Юрид. журнал. 2008. С. 178—186.

2 Конвенция о континентальном шельфе от 29.04. 1958 г. // СПС «КонсультантПлюс». Загл. c экрана.

3 Скаридов A.C. Морское право. СПб.: Academus, 2006.

4 Джунусова Д.Н. Современный международно-правовой режим континентального шельфа // Вестник АГТУ. 2007. № 1 (36). С. 213—218.

5 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СПС «Консультант Плюс». Загл. с экрана.

Библиографический список

1. Конвенция о континентальном шельфе от 29.04.1958 г. // СПС «Консультант Плюс». Загл. с экрана.

2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СПС «Консультант Плюс». Загл. с экрана.

3. Белякович Е.В. К вопросу о действии правовых норм на территориях со смешанным правовым режимом // Ленингр. Юрид. журнал. 2008. С. 178-186.

4. Джунусова Д.Н. Современный международно-правовой режим континентального шельфа // Вестник АГТУ. 2007. № 1 (36). С. 213-218.

5. Скаридов А.С. Морское право. СПб.: Лсаёетш, 2006. 934 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.