Научная статья на тему 'Анализ правоприменительной практики при разрешении спора о делимитации континентального шельфа между Тунисом и Ливией'

Анализ правоприменительной практики при разрешении спора о делимитации континентального шельфа между Тунисом и Ливией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
852
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МОРСКОЕ ПРАВО / ДЕЛИМИТАЦИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА / ТУНИС / ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ / ЛИНИЯ ЭКВИДИСТАНЦИИ / ОСТРОВА КЕРКЕННА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никандрова А. В., Хрисанфова М. С.

Статья посвящена исследованию спора о делимитации континентального шельфа с учетом рассмотрения позиций двух стран, Туниса и Ливии. Особое внимание уделено анализу решения Международного Суда ООН от 24 февраля 1982 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ правоприменительной практики при разрешении спора о делимитации континентального шельфа между Тунисом и Ливией»

10. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров. М.ЮРАЙТ, 2012. С.160

11. Шестаков Е. Поделили море и океан. Главы МИД России и Норвегии провели новую «красную линию» на карте // Российская газета. Столичный выпуск № 5498 (122). 8 июня 2011 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/07/norvegiya-site.html (Дата обращения 20.10.18)

Никандрова А.В.

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова Хрисанфова М.С.

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРА О ДЕЛИМИТАЦИИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА МЕЖДУ

ТУНИСОМ И ЛИВИЕЙ.

Аннотация: Статья посвящена исследованию спора о делимитации континентального шельфа с учетом рассмотрения позиций двух стран, Туниса и Ливии. Особое внимание уделено анализу решения Международного Суда ООН от 24 февраля 1982 г.

Ключевые слова: международное право, морское право, делимитация континентального шельфа, Тунис, Ливийская Арабская Джамахирия, линия эквидистанции, острова Керкенна.

ANALYSIS OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE IN RESOLUTION OF A DISPUTE FOR THE DELIMITATION OF A CONTINENTAL SHELF BETWEEN TUNISIA AND LIVIA.

Summary: This article is about analyzing the delimitation of the continental shelf between Tunisia and Libya. Particular attention is paid to the analysis of the decision of the International Court of Justice on February 24, 1982.

Keywords: international law, maritime law, delimitation of the continental shelf, Tunisia, Libyan Arab Jamahiriya, equidistance line, Kerkennah Island.

В современном мире вопрос о делимитации континентального шельфа затрагивает практически все государства, имеющие морские побережья. Если при разграничении морских пространств руководствоваться исключительно принципами и нормами международного права, это может привести к острым межгосударственным конфликтам, поскольку расположение государств не во всех случаях позволяет применение установленных норм. В связи с этим такие споры выносятся на рассмотрение Международного Суда ООН. Примером может служить спор о делимитации континентального шельфа между Тунисом и Ливией. Стоит отметить, что данный спор остается открытым до сих пор.

Цель данной статьи является анализ правоприменительной практики в вопросе о делимитации континентального шельфа между двумя спорящими странами: Тунисом и Ливией.

10 июня 1977 г. между Тунисом и Ливийской Арабской Джамахирией было заключено специальное соглашение о рассмотрении Международным Судом ООН спора о делимитации континентального шельфа. После получения Судом уведомлений от государств о наличии этого соглашения началась процедура слушания по вопросу об условиях, включенных в него, а также подготовка и обмен меморандумами.1 Решение по делу о континентальном шельфе между Тунисом и Ливией было вынесено 24 февраля 1982 г.

Спор между Тунисом и Ливией относится к категории споров о делимитации континентального шельфа с учетом естественного продолжения территории государств, в данном случае в сторону двух островов: Мальта и Сицилия. В соответствии с заключенным между сторонами соглашением проводить фактическую линию делимитации Суду не предлагалось, оба государства просили его лишь только:

1) определить какие принципы и нормы международного права следует применять при делимитации;

2) при принятии решения руководствоваться принципами справедливости и учитывать «особые обстоятельства», а также новые тенденции определенные Третьей Конференцией ООН по морскому праву;

1 Статут Международного Суда ООН, учрежденный Уставом ООН, подписанный 26 июня 1945 г. Режим доступа: http://www.un.org/ru/icj/statut

3) уточнить практический метод применения данных принципов и норм, с целью разграничения континентального шельфа без каких-либо трудностей.1

Излагая свои позиции, обе стороны ссылались на то, что применение метода эквидистанции, при котором разграничение проводилось бы по равному удалению друг от друга, неприемлемо.

Ливия полагала, что при разграничении необходимо, в первую очередь, обратить внимание на геологические и географические факторы. Континентальный шельф, примыкающий к Северной Африке, является естественным продолжением ее сухопутной части к северу, поэтому, определяя линию делимитации, Ливия говорит о необходимости учета направления этого продолжения к северу от конечной точки сухопутной границы между двумя государствами (Рис.1).

Позиция Туниса основывалась на том, что при разграничении шельфа важно учитывать «особые географические обстоятельства». К ним Тунис относит:

1) острова Керкенна, которые прилегают к восточному побережью государства;

2) возвышения, осыхающие в период отлива;

3) направление естественного продолжения сухопутной территории Туниса на шельфе с запада на восток, а Ливии - с юго-запада на северо-восток (Рис.1).

Валлетта

<Тархуна Мисрата

Рисунок 1.

При вынесении решения по данному спору Суд, предварительно заслушав доводы сторон, указал, что континентальный шельф обоих государств имеет одну общую геоморфологическую структуру и единое естественное продолжение материка, соответственно применение физических критериев шельфа при делимитации недопустимо, так как установить справедливую линию делимитации с учетом данного аспекта невозможно. 2

К «особым обстоятельствам», которые необходимо учитывать при разграничении шельфа, в свою очередь, Суд отнес следующее:

1) в спорном районе, подлежащем делимитации, должны быть учтены интересы третьих

стран;

2) общая конфигурация берегов государств, в том числе четкое изменение в направлении тунисской береговой линии;

3) «давление» островов Керкенна;

4) сухопутная граница и предоставление нефтяных концессий, которые повлияли на направление линии делимитации в сторону моря под углом 26° из точки выхода сухопутных границ государств - Рас Элджадира;

5) разумная степень пропорциональности между выделенными районами и протяженность соответствующих береговых линий. 3

Уточняя практический метод применения данных принципов и норм, суд указал, что в спорном районе линия делимитации должна состоять из двух секторов. Первый сектор начинается с точки пересечения внешнего предела территориальных морей, сопредельных государств, найденной с учетом положения прямой исходной линии в Габеском заливе и находящейся примерно напротив населенного пункта Рас Эджадир и следующий далее по направлению 26° на северо-восток соответствуя углу, по которому следует граница ливийских и тунисских нефтяных концессий до точки пересечения с параллелью, проходящей через самую западную точку

1 Специальное соглашение между Республикой Тунис и Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией для предоставления Международному Суду ООН вопроса о континентальном шельфе между двумя странами. Режим доступа: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201120/volume-1120-I-17408-English.pdf

2 Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948 - 1991гг. Режим доступа: https://www.icj-cij .от^т

3 Континентальный Шельф (Тунис против Ливии), 1982 год I. С. J. 18 (Фев. 24) Режим доступа: http://www.worldcourts.com/icj/eng/decisions/1982.02.24_continental_shelf.htm

береговой линии Туниса. Далее начинается второй сектор, который поворачивает к востоку под углом в 52° и проходит параллельно линии, прочерченной от самой западной точки залива Габес, деля пополам угол, образованный линией от этой точки к Рас Кабудиа и линией, проведенной из той же точки вдоль обращенного к морю побережья островов Керкенна. Суд не указывает на продолжительность второго сектора, поскольку это выходит за рамки его компетенции по данному делу (Рис.2).

Рисунок 2.

Решение, принятое по Тунисско-Ливийскому делу не внесло каких-либо новых способов разрешения делимитационных споров. Суд отдал предпочтение критерию расстояния, не учитывая некоторые факторы. На наш взгляд, стоило обратить внимание на то, что побережья государств, с одной стороны являются прилежащими, но с другой - они фактически противоположны друг другу. В соответствии с Женевской Конвенцией 1958 г. «О континентальном шельфе» в случаях, если побережья государств являются прилежащими или противолежащими, линия делимитации определяется соглашением таких государств. При недостижении соглашения, разграничение определяется по линии эквидистанции. Таким образом, с нашей точки зрения, при уточнении метода практического применения принципов и норм международного права стоило использовать метод эквидистанции, но с дополнением критерия справедливости, беря во внимание острова Керкенна с прилегающими отмелями, остров Джерба и мысы Зарзи.

Пристатейный библиографический список:

1. Статут Международного Суда ООН, учрежденный Уставом ООН, подписанный 26 июня 1945 г. Режим доступа: http://www.un.org/ru/icj/statut

2. Заключительный акт третьей Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) Режим доступа: http://ivo.garant.ru;

3. Специальное соглашение между Республикой Тунис и Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией для предоставления Международному Суду ООН вопроса о континентальном шельфе между двумя странами. Режим доступа: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201120/volume-1120-I-17408-English.pdf;

4. Континентальный Шельф (Тунис против Ливии), 1982 год I. С. J. 18 (Фев. 24) Режим доступа: http://www.worldcourts.com/icj/eng/decisions/1982.02.24_continental_shelf.htm;

5. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948 - 1991гг. Режим доступа: https://www.icj-cij.org/ru;

6. Особые мнения судей по решению дела о делимитации континентального шельфа между Республикой Тунис и Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией в Международном Суде ООН. Режим доступа: https://www.icj-cij.org/en/case/63/judgments.

7. Полярное право / Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. М.: Юстиция, 2017.

8. Скаридов А.С. Морское право: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.