Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционные споры / международный коммерческий арбитраж / Международный центр по урегулированию инвестиционных споров / защита прав инвесторов. / investment disputes / international commercial arbitration / International Center for the Settlement of Investment Disputes / protection of investors' rights.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жамиля Панабергенова

В данной статье приводится понятие инвестиционного спора, а также исследуются способы их разрешения. Особое внимание уделено вопросам разрешения инвестиционных споров в рамках Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Также в работе освещена процедура рассмотрения инвестиционных споров в государственных судах Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL SETTLEMENT OF INVESTMENT DISPUTES

This article provides the concept of an investment dispute, as well as explores ways to resolve them. Particular attention is paid to the issues of resolving investment disputes within the framework of the International Center for the Settlement of Investment Disputes. The paper also highlights the procedure for considering investment disputes in the state courts of the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ

Жамиля Панабергенова

Магистрант Юридического факультета КМУ им. Бердаха

АННОТАЦИЯ

В данной статье приводится понятие инвестиционного спора, а также исследуются способы их разрешения. Особое внимание уделено вопросам разрешения инвестиционных споров в рамках Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Также в работе освещена процедура рассмотрения инвестиционных споров в государственных судах Республики Узбекистан.

Ключевые слова: инвестиционные споры, международный коммерческий арбитраж, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, защита прав инвесторов.

INTERNATIONAL LEGAL SETTLEMENT OF INVESTMENT DISPUTES

This article provides the concept of an investment dispute, as well as explores ways to resolve them. Particular attention is paid to the issues of resolving investment disputes within the framework of the International Center for the Settlement of Investment Disputes. The paper also highlights the procedure for considering investment disputes in the state courts of the Republic of Uzbekistan.

Keywords: investment disputes, international commercial arbitration, International Center for the Settlement of Investment Disputes, protection of investors' rights.

Под инвестиционными спорами в широком смысле понимаются любые споры, связанные с инвестициями. Это могут быть споры экономического, технического, технологического, административного и правового характера между различными субъектами, причем они могут иметь самостоятельный характер или являться составной частью правового спора. В узком смысле под инвестиционными спорами следует понимать правовые споры между государством и иностранным инвестором, связанные с инвестициями последнего

ABSTRACT

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

на территории первого. В доктрине именно такие споры принято называть инвестиционными [1].

По своей правовой природе инвестиционные споры представляют собой достаточно специфический вид правоотношений. Это обусловлено наличием особых субъектов инвестиционного правоотношения, так как в инвестиционном споре, в большинстве случаев, участниками выступают с одной стороны государство (с ограничением своего суверенитета) и иностранный инвестор с другой стороны. Ограничение иммунитета государства в инвестиционных правоотношениях означает, что в случае возникновения спора между субъектами инвестиционного соглашения, сторона договора (физическое или юридическое лицо) вправе обратиться в международный арбитраж для решения возникшего спора, при этом государство не справе ссылаться на иммунитет от исков в международных судах.

Инвестиционные споры также имеют специфические особенности в своем предметном регулировании. Так, по предмету, инвестиционные споры могут быть разделены на:

- споры, возникшие в ходе реализации инвестиционного проекта, т.е. в ходе осуществления деятельности иностранными инвесторами; - и

споры, возникшие в ходе прекращения инвестиционного проекта. К

первой категории споров можно отнести, случаи, когда в ходе реализации инвестиционного проекта со стороны принимающего государства или со стороны иностранного инвестора происходит нарушение положений соглашения, национального законодательства или же международных договоров, регулирующих инвестиционную деятельность. Например, издание принимающим государством нормативно-правовых актов, объявляющих национализацию имущества иностранных инвесторов, или же нарушение иностранным инвестором соглашения или национального законодательства в ходе осуществление инвестиционной деятельности.

В случае существования между иностранным инвестором и государством инвестиционного соглашения, в котором имеется соответствующая оговорка о порядке разрешения инвестиционных споров, инвестор вправе использовать процедуру, установленной данным соглашением или же процедуру, установленную Вашингтонской конвенцией "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами" 1965г., в том, случае, если государство-выступающее стороной в инвестиционном споре ратифицировало указанную конвенцию [2]. Инвестиционные споры могут

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

быть разрешены различными механизмами, так как для инвестиционных споров характерна альтернативная подсудность компетентных органов.

Во-первых, данные споры могут быть рассмотрены в национальных судах принимающего иностранных инвесторов государства, в Республике Узбекистан рассмотрение инвестиционных споров возложено на соответствующие экономические суды или же на Ташкентский Международный Арбитражный Центр.

Во-вторых, инвестиционный спор может быть рассмотрен в национальных судах иностранного государства, если это прямо предусмотрено в соглашении. Третьим способом разрешения инвестиционных споров является создание временных специализированных судов - ad hoc, которые направленны на рассмотрение конкретного спора между сторонами инвестиционного соглашения. И наконец, четвертым, на мой взгляд, самым действенным и действенным механизмом разрешения инвестиционных споров является обращение в Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦУИС).

Рассмотрим в этом контексте систему Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID), ставшую самой значимой из созданных до сих пор подобных систем. Инвестиционные споры разрешаются ICSID согласно Вашингтонской Конвенции 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств [3].

года имеет важное значение не только для Узбекистана, но и всех государств Центральной Азии, так как большинство государств-участников СНГ ратифицировали данную конвенцию и, значит, инвестиционные споры их субъектов могут быть рассмотрены в порядке, предусмотренном Вашингтонской Конвенцией. На сегодняшний день участниками данной конвенции из государств, входящих в состав СНГ являются Республика Узбекистан, Республика Армения, Азербайджан, Республика Беларусь, Грузия, Казахстан, Туркменистан, Украина.

существенно отличается от международного коммерческого арбитража и национальных судов. Так, он является единственным органом, который в силу многостороннего международного договора имеет неограниченную компетенцию на разрешение возникающих споров с точки зрения основания их возникновения и характера заявляемых требований. Только государство, участвующее в Вашингтонской Конвенции, вправе определить категории споров, не подлежащих разрешению ICSID[4]. Так, Китай ограничил компетенцию Центра спорами

по поводу компенсации вследствие экспроприации и национализации, Израиль -

Вашингтонская конвенция 1965

Центр

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

спорами, относящимися " к инвестициям, одобренным в соответствии с одним из израильских законов о поощрении капиталовложений". Гайана и Ямайка исключили из компетенции Центра споры, касающиеся минеральных и иных природных ресурсов, Саудовская Аравия исключили из рассмотрения нефтяные споры [5]. Компетенция

международного центра по урегулированию инвестиционных споров имеет широкий круг полномочий благодаря п.1, 3 ст. 25 Вашингтонской конвенции, согласно которым Центр компетентен рассматривать споры не только с участием государства, но и с участием его субъектов федерации, государственных органов и их должностных лиц. Так, проанализировав все выше отмеченное, можно утверждать, что разрешение спора в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров имеет ряд преимуществ, как для иностранного инвестора, так и для принимающего инвестиции государства. Преимуществами участия в рассмотренной конвенции для государства является то, что участие свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате в стране, а также количество иностранных инвесторов увеличивается в странах, где предусмотрено применение всех существующих механизмов разрешения инвестиционных споров. Признавая юрисдикцию МЦУИС, принимающее государство поднимает международный авторитет в инвестиционной системе и предупреждает риски от других форм иностранных или международных разбирательств, в том числе от разбирательства в судах иностранных государств.

Указанные механизмы разрешения инвестиционных споров нашли отражение в национальном законодательстве Республики Узбекистан. Так, в статье 62 Закона Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от 25 декабря 2019 года № ЗРУ-598, предусмотрено, что инвестиционные споры разрешаются путем переговоров, в случае, если сторонам не удастся разрешить конфликт путем переговоров, то применяется процедура медиации. При невозможности разрешить спор посредством переговоров и медиации, спор должен разрешаться соответствующим судом Республики Узбекистан. Рассматриваемый закон также устанавливает, что если спор невозможно решить вышеперечисленными способами, то такой спор может быть разрешен посредством международного арбитража, если международным договором Республики Узбекистан и договором, заключенным между инвестором и Республикой Узбекистан, предусмотрена соответствующая и действительная арбитражная оговорка.

Таким образом, существующие на сегодняшний день в республике Узбекистан различные механизмы судебной защиты прав и законных интересов

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

иностранных инвесторов, еще раз подтверждает приверженность инвестиционной политики нашей страны на поощрение и увеличение количества иностранных инвесторов в стране. Участие Республики Узбекистан в таких международных договорах, как Вашингтонская конвенция "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами" 1965 года, а также Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 1958 года свидетельствуют о том, в нашем государстве имеется целый ряд направлений разрешения инвестиционных споров, в полной мере соответствующих общепризнанным нормам международного права.

Использованная литература

1. Богуславский М.М. Правовое положение иностранных инвестиций. - М.,2000г.

2. Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. -Минск.: Амалфея, 2000. - С. 587 .

3. Самарходжаев Б.Б. Некоторые вопросы гарантий и мер защиты прав иностранных инвесторов // Право и политика. - 2003. - № 8. - С. 91.

4. Вашингтонская конвенция "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами" 1965г п. 4 ст. 25. http://www.un.org/ru/ecosoc/icsid/

5. Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. - СПб., 2001. - С.87.

С. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.