Смагулова Диляра Жантасовна,
младший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства осуществляется путём согласования деятельности государств и других субъектов международного сообщества на постоянной основе. Объем, основные направления и формы сотрудничества характеризуются некоторыми отличительными чертами.
Основными формами сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства являются:
- сотрудничество государств по вопросам экстрадиции. В рамках данной формы сотрудничества, государства, участвующие в договорах, конвенциях и иных актах, регулирующих вопросы экстрадиции обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения их к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и решения других вопросов. Сотрудничество государств в такой форме широко используется и Казахстаном;
- сотрудничество государств по борьбе с отдельными видами преступлений. Данная форма сотрудничества используется как странами, территориально находящимися в одном регионе, так и государствами, не связанными регионально. Такие виды преступления как незаконный оборот наркотиков и оружия, торговля людьми и другие не ограничиваются территориальными рамками;
- сотрудничество государств по борьбе с преступностью. Такое сотрудничество государств позволяет обеспечить совместные действия стран, направленные на борьбу с преступностью, усилить координацию действий правоохранительных органов разных государств, а также организовать общий контроль за осуществлением деятельности по борьбе с преступностью. Например, в рамках Содружества Независимых Государств 2 апреля 1999 года была принята Концепция взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в
борьбе с преступностью. В ней были определены основные формы противодействия преступности, а именно: осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств-участников СНГ; оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками компетентных органов другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников; обмен информацией и опытом работы компетентных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний; выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств-участников СНГ; выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами; обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств-участников СНГ; проведение совместных научных исследований; сотрудничество компетентных органов государств-участников СНГ в международных организациях; сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов; развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений;
- сотрудничество государств по оказанию друг другу правовой помощи. Оказание правовой помощи государствами друг другу осуществляется посредством выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных национальным законодательством запрашиваемой стороны либо не запрещённых её внутренним законодательством. Оказание правовой помощи может
№ 1-2 (29-30) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
заключаться в получении свидетельских показаний от отдельных лиц; предоставлении процессуальных документов, информации, вещественных доказательств; проведении розысков;
- сотрудничество государств по выработке и введению в действие комплекса превентивных мер. Важность профилактической деятельности является неоспоримым и общепризнанным фактом. Опыт показывает, что положительные результаты в борьбе с преступностью могут быть достигнуты только при условии постоянного совершенствования системы профилактики и предупреждения противоправного поведения человека.
- сотрудничество государств по выработке и соблюдению стандартов и принципов осуществления уголовного судопроизводства. Основные стандарты, выработанные мировым сообществом, например, такие как уважение чести и достоинства личности, равенство всех людей перед законом, охрана прав и свобод лиц при производстве по уголовным делам получили своё логичное продолжение в национальных законодательных актах многих стран. По полноте соблюдения таких стандартов в современном обществе оценивается насколько государство может именоваться правовым и демократическим [1, с. 686].
Целями сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства являются:
1. Борьба с преступностью
Общеизвестно, что борьба с преступностью
осуществляется не только посредством пресечения преступлений и наказания виновных, но и путём осуществления превентивных мер. В этой связи следует обратить особое внимание на такой немаловажный аспект борьбы с преступностью как информирование граждан о проводимых действиях, например освещение в СМИ докладов Казахстана соответствующим комитетам ООН по вопросам осуществления уголовного судопроизводства.
2. Гармонизация законодательства в сфере уголовного судопроизводства
Законодательные акты различных стран очень разнообразны и имеют отличительные черты, а зачастую противоположные предписания по одному кругу вопросов, а это снижает эффективность правового сотрудничества.
О необходимости согласования законодательств стран очень точно высказался И.И. Лу-кашук, в частности о том, что единство мирового сообщества, упрочение взаимозависимости государств требуют совместимости не только социально-экономических и политических, но и правовых систем государств [2, с. 203].
К одним из наиболее распространённых спо-
собов сближения законодательств большинство современных исследователей относят унификацию и гармонизацию [3].
Исследуя эти понятия можно сказать, что при унификации создаются единые правовые нормы, а при гармонизации - единообразные.
Унификация как способ сближения законодательств используется и странами СНГ. Государствами-членами проводятся встречи, посвящён-ные исследованию проблем, возникающих при унификации и способам их решения.
Идея о всемирной унификации нередко подвергается критике. Так, Давид Р. отметил, что «реальные полномочия в нашем мире всё ещё принадлежат государствам, и они не готовы уступить даже маленькой части их суверенитета» [4, с. 4].
Несмотря на то, что унификация как способ сближения правовых систем государств приносит определённые результаты и, несомненно, вносит свой вклад в процесс согласования законодательств различных стран, гармонизация все же, на наш взгляд, является более гибким методом. При гармонизации происходит процесс, когда государства, исходя из своей согласованной воли, включают в законодательство идентичные или сходные нормы.
Бахин С.В. указывал, что главное отличие гармонизации от унификации состоит в том, что сближение правовых систем происходит не путём введения единой международной нормы, а посредством включения в правовые системы разных государств единообразных внутригосударственных норм [5, с. 64].
Таким образом, процесс гармонизации заключается в принятии правил, направленных на сближение положений законодательных актов государств в определённой области, выработки общего курса правовых решений, согласованных юридических правил, мер для преодоления различий в правовых системах и отраслях законодательства.
Гармонизация, сближение национальных систем уголовного судопроизводства влияет на все направления сотрудничества государств в области уголовного процесса.
В этой связи возникает объективная необходимость сближения и постепенной гармонизации законодательств различных стран. Именно гармонизация позволяет сориентировать право на реальные предметные сферы правовых отношений.
3. Соблюдение стандартов и принципов осуществления уголовного судопроизводства, включая стандарты прав и свобод участников уголовного судопроизводства
Взаимодействие государств в сфере прав и свобод человека рассматривается как приоритетное, имеющее определяющее значение по отношению к иным направлениям сотрудничества.
«Права человека составляют основу человеческого существования и сосуществования. Они универсальны, неделимы и взаимозависимы. Они являются сердцевиной всего того, к чему стремится Организация Объединённых Наций...» [6, с. 1032].
Международное сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства не является исключением.
Правам личности, задействованной в стадиях уголовного процесса, посвящены отдельные нормативные акты, разработанные Организацией Объединённых Наций, основные положения которых предусматривает Всеобщая декларация прав человека.
Соблюдение прав и свобод человека стали той высшей ценностью, тем ориентиром, одним из главных приоритетов, которому «подчинены» все направления развития человечества.
В Уставе Стран Содружества Независимых Государств одной из целей закреплено обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Приоритет прав и свобод человека в иерархии общепризнанных ценностей правового, демократического государства, нашел отражение и в национальном законодательстве Республики Казахстан. К примеру, статья 12 уголовно-процессуального кодекса РК посвящена судебной защите прав и свобод человека и гражданина, статья 13 - уважению чести и достоинства личности, статья 15 - охране прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам. Наряду с этим, уголовно-процессуальный кодекс закрепляет процессуальные гарантии от необоснованного ареста и привлечения к уголовной ответственности, предусматривает нормативные положения, позволяющие обеспечить защиту законных прав и интересов граждан и другие не менее важные положения.
Таким образом, можно сделать вывод, что имеется достаточная правовая основа, позволяющая гарантировать человеку соблюдение его прав и свобод.
Документов, закрепляющих стандарты прав и свобод личности в ходе уголовного процесса достаточно большое количество.
В целях осуществления контроля за деятельностью государств по соблюдению прав и свобод человека установлена международная система контроля и содействия осуществлению согла-
шений о правах человека, а также создание соответствующего национального механизма. Как правильно оговаривает В.А. Карташкин: «Наиболее распространённая форма такого контроля заключается в том, что государства представляют информацию Генеральному секретарю ООН, или специально учреждённому соглашением органу, о мерах, принятых для обеспечения тех или иных прав» [7, с. 114-115].
Республика Казахстан присоединилась к некоторым международным актам по защите прав и свобод человека, однако, остаётся ещё ряд международно-правовых соглашений, заключенных в рамках ООН, и её специализированных органов, присоединение к которым Республикой Казахстан будет являться важным шагом к совершенствованию казахстанского уголовного судопроизводства.
Учитывая, что права и свободы человека являются наиболее важным объектом, достижение цели по соблюдению стандартов прав и свобод участников уголовного судопроизводства - один из наиболее важных результатов, к которому следует стремиться.
Хотелось бы также обратить внимание на эффективность правового сотрудничества государств в области уголовного судопроизводства. Правовое сотрудничество зачастую оформляется посредством заключения сторонами конвенций, договоров, соглашений и иных нормативных актов.
Международные соглашения о правовой помощи являются важнейшей составляющей правовой интеграции. Цель таких соглашений - «единообразное регулирование правоотношений, возникающих между гражданами и организациями договаривающихся государств» [8, с. 9].
Как отмечает Х. Корелл, «нет значительной деятельности, будь то на индивидуальном уровне или на уровне государств, которая осуществлялась бы вне влияния какого-либо договора. Эти договоры образуют всеобъемлющую систему юридических норм, регулирующих поведение государств, а также, в некотором смысле, и поведение людей» [9, с. 7].
Казахстаном осуществляется серьезная работа по двустороннему сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства с такими странами как: Исламская Республика Пакистан, Корейская Народно-Демократическая Республика, Турция и с другими государствами, а также региональному сотрудничеству в рамках СНГ.
Наряду с этим, Казахстан не ограничивается двусторонним и региональным сотрудничеством.
На сегодняшний день Республика Казахстан
№ 1-2 (29-30) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
присоединилась к таким значительным для сферы уголовного судопроизводства актам международных организаций, в частности ООН, как: Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида от 09 декабря 1948 года; Конвенция о наркотических средствах 1961 года; Конвенция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной зашитой, в том числе дипломатических агентов» от 14 декабря 1973 года; Конвенция «О борьбе с захватом заложников» от 17 декабря 1979 года; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года; Конвенция «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 года; Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» и к другим.
Одним из главных недостатков, препятствующих претворению в правоприменительную практику норм, содержащихся в международных документах, является то, что до момента вступления в силу соответствующего международного договора (носящий не рекомендательный, а обязательный характер), он остаётся только декларативным текстом, не имеющим никакой обязательной силы.
Так, договорами определяется, что вступление в силу происходит после обмена ратификационными грамотами либо письменными уведомлениями по дипломатическим каналам.
Как показывает практика, вступление в силу договора может затянуться по причине того, что стороны долгое время не ратифицируют его, а, следовательно, и не имеют возможности ввести этот договор в действие, то есть придать ему обязательную силу.
Таким образом, такое положение приводит к тому, что имеется нормативное регулирование определённого вопроса, касающегося международного сотрудничества в рамках уголовного судопроизводства, так как «основная черта международного договора состоит в установленной международно-правовой позиции и воли субъектов международного права» [10, с. 17], однако эти положения невозможно применить на практике.
Список литературы
1. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. - М., 2008. - 704 с.
2. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. - М., 2000. - 279 с.
3. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник по ред. В.А.Туманова. - М., 2000. - с. 183.
4. David R. The International Unification of Private Law // David R. The Legal Systems of the World, Their Comparison and Unification. Ch.5. International Encyclopedia of Comparative Law. New York: Oceana Pablications, Inc. 1971 P. 3-218.
5. Бахин С.В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем (унификация и гармонизация права). Дисс. докт. юрид.наук. - СПб 2003. 360 с.
6. Кофи А.Аннан // Права человека сборник международных договоров том 1 часть 2. Универсальные договоры.
7. В.А. Карташкин. Права человека и развитие международного права // СЕМП 1974, с.114-124.
8. Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам // Под общ. ред. Б.В.Кравцова. - М.,1988.
9. Корелл X. Примат международного права и мандат Организации Объединённых Наций. Выступление заместителя Генерального секретаря по правовым вопросам, юрисконсульта ООН на конференции «Вступая в XXI век: к примату права в международных отношениях» // МЖМП, 2001. - №2(42). - С. 3-23.
10. Юридическое понятие международного договора. И.М. Умарахунов // Казахстанский журнал
международного права № 1(1), 2000. - с. 17-23.
• • • • •
Мацала мемлекеттщ жэне халыцаралъщ цогамдастъщтъщ тазы басца субъекттердщ ерекше цызмет реттде цылмыстыц сот iciH ЖYргiзудi халыцаралъщ ынтымацтастъщца арналган.
Tyüih свздер: цылмыстыц сот iciH ЖYргiзу, халыцаралъщ ынтымацтастъщ, адам цуцыгы.
Данная статья посвящена международному сотрудничеству в области уголовного судопроизводства, как специфической деятельности государств и других субъектов международного сообщества.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, международное сотрудничество, права человека.
This article is dedicated to international cooperation in criminal matters as the specific activities of states and other international actors.
Keywords: criminal justice, international cooperation, human rights.
Диляра Жантаскызы Смагулова,
КР Зац шыгару институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ic жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы мен сот сараптамасы бел1мшц Krni гылыми ^ызметкерi
^ылмысты^ сот юн ЖYргiзу саласындаFы халыкаралык к^кыктык; ынтымактастык
Смагулова Диляра Жантасовна,
младший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК
Международно-правовое сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства
Smagulova Dilyara Zhantasovna,
younger research fellow of the criminal, criminal procedure, penal legislation and court expertise of the Institute of legislation of the RK
International legal cooperation in a criminal proceedings