Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование цифровой экономики'

Международно-правовое регулирование цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1548
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / глобализация / правовое регулирование / инновации / информационные технологии / digital economy / legal regulation / innovation / globalization / information technology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова А. С.

Статья посвящена изучению особенностей правового регулирования цифровой экономики на международном уровне. Цифровая экономика демонстрирует высокие темпы роста, особенно в развивающихся странах, однако понятие и данные о количественных показателях цифровой экономики остаются ограниченными и противоречивыми. Целью настоящей статьи является обзор имеющихся данных для выработки понятия «цифровая экономика», а также оценки ее масштаба. Рассмотрены определения и некоторые особенности цифровой экономики в разных странах. Названы отдельные причины, указывающие на необходимость реформирования законодательства в этой сфере. Описаны основные методы правового регулирования цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF DIGITAL ECONOMY

The article is devoted to the study of the features of the legal regulation of the digital economy at the international level. The digital economy is showing high growth rates, especially in developing countries, but the concept and data on quantitative indicators of the digital economy remain limited and contradictory. The purpose of this article is to review the available data for the development of the concept of "digital economy", as well as assess its scale. Definitions and some features of the digital economy in different countries are considered. Separate reasons are indicated indicating the need for reforming legislation in this area. The basic methods of legal regulation of the digital economy are described.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование цифровой экономики»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF DIGITAL ECONOMY

УДК 34.09

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10041

Александрова А.С., Студент, Россия, г. Самара 2 курс, юридический факультет, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева Россия, г. Самара Alexandrova A.S. rualexanna@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей правового регулирования цифровой экономики на международном уровне. Цифровая экономика демонстрирует высокие темпы роста, особенно в развивающихся странах, однако понятие и данные о количественных показателях цифровой экономики остаются ограниченными и противоречивыми. Целью настоящей статьи является обзор имеющихся данных для выработки понятия «цифровая экономика», а также оценки ее масштаба. Рассмотрены определения и некоторые особенности цифровой экономики в разных странах. Названы отдельные причины, указывающие на необходимость реформирования законодательства в этой сфере. Описаны основные методы правового регулирования цифровой экономики.

Summary

The article is devoted to the study of the features of the legal regulation of the digital economy at the international level. The digital economy is showing high growth rates, especially in developing countries, but the concept and data on quantitative indicators of the digital economy remain limited and contradictory. The purpose of this article is to review the available data for the development of the concept of "digital economy", as well as assess its scale. Definitions and some features of the digital economy in different countries are considered. Separate reasons are indicated indicating the need for reforming legislation in this area. The basic methods of legal regulation of the digital economy are described.

Ключевые слова: цифровая экономика, глобализация, правовое регулирование, инновации, информационные технологии

Key words: digital economy, legal regulation, innovation, globalization, information technology

Цифровая экономика - это система экономических отношений, при которой основным фактором производства во всех областях являются оцифрованные данные. Иначе говоря, это мировая сеть, в которой осуществляются все виды экономической деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основное внимание при этом уделяется не программному обеспечению, как можно было бы предположить исходя из названия, а сервисам, товарам и услугам, которые реализуются при помощи электронного бизнеса.

Впервые термин "цифровая экономика" появился в 1994 году, когда в свет вышла книга «The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence» («Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта»), автором которой был Дон Тапскотт, доктор юридических наук, профессор из Торонто. Однако широкое распространение это понятие получило благодаря Николасу Негропонте, американскому ученому из Массачусетского университета.

Развитие цифровой экономики в современном мире происходит бурными темпами, и этому есть объяснение, ведь преимущества новой экономики перед традиционной очевидны: хозяйственные связи виртуальны, оцифрованная документация не нуждается в бумажных носителях, товары лишены веса, поэтому во многих случаях отпадает потребность в громоздкой упаковке и транспортных услугах, возможности для перемещений в виртуальном пространстве неограничены, появляются и активно используются новые виртуальные валюты и т.д.

Проблема заключается в том, что несмотря на столь быстрый рост и очевидный прогресс, пути развития цифровой экономики довольно туманны. На данном этапе сложно представить, каким будет в обозримом будущем соотношение обычной, материалозатратной и трудоемкой экономики и новой цифровой. Тем не менее очевидно, что возникающие новые отношения в цифровой экономике должны быть оформлены надлежащим с юридической точки зрения образом, поскольку правовой вакуум в этой области может крайне негативно отразиться на привычных, традиционных способах ведения бизнеса.

В подтверждение актуальности вышеобозначенной проблемы, можно привести пример использования инновационных технологий в сфере предоставления, например, услуг такси, в частности, сервиса Uber, использующего цифровые технологии для смартфонов. В некоторых странах,

в частности, в Индии, приход Uber повлек за собой серьезные негативные изменения в прежней системе предоставления услуг такси, поскольку правовые нормы, действовавшие в этой сфере, оказались неприемлемы в новых условиях.

Термин "цифровая экономика" в широком смысле употребляется для обозначения ориентированных на электронные технологии рынков, занимающихся торговлей информацией, информационными товарами или предоставлением услуг с помощью электронной торговли. Электронная экономика имеет многоуровневую основу, связывающую определенные сегменты, отвечающие за передачу данных. Цифровую экономику некоторые ученые определяют как глобальную социально-экономическую сеть, обеспечивающуюся коммуникационными и информационными технологиями, такими, как мобильные сети и Интернет.

Основные характеристики традиционной, постиндустриальной экономики и характеристики экономики цифровой в значительной степени отличаются друг от друга, а это значит, что назрела необходимость в разработке новой модели правового регулирования при сопровождении вновь возникающих экономических процессов. В настоящее время в мире существует множество различных мнений по поводу того, каким образом должно осуществляться нормативно-правовое регулирование процессов развития цифровой экономики.

Очевидно, что цифровая экономика является более глобализированной по сравнению с традиционной, а значит, особое значение приобретает достижение универсальности нормативного регулирования в этой сфере деятельности не только на национальных, но и на международном уровнях. Однако на данном этапе применяемые к цифровой экономике правовые нормы весьма неопределенны, поскольку существует противоречивость подходов в этой сфере деятельности в различных странах. Это, в свою очередь, обуславливает возникновение рисков для успешного развития и внедрения инноваций.

Как отмечают некоторые ученые, основным препятствием для развития цифровой экономики, например в странах ЕС, является существующая регуляторная неоднородность в традиционных экономических отраслях. Следовательно, электронный бизнес не в состоянии пока конкурировать с нецифровыми отраслями, даже при условии цифровизации обычных бизнес-моделей. Решение этой проблемы не может быть скорым, поскольку цифровая экономика на данном этапе не является отлаженной, хорошо структурированной системой, которую можно было бы урегулировать

определенным набором синхронизирующих законодательных актов. К тому же, следует отметить, что цифровая экономика хотя и охватывает многочисленные направления деятельности, тем не менее пока не может называться глобальной, поскольку не все отрасли экономики могут управляться ею. А значит, изменение законодательства в этой области должно быть постепенным. К примеру, в 2009 году Департамент широкополосной связи, связи и цифровой экономики Правительства Австралии опубликовал доклад, посвященный развитию цифровой экономики в Австралии, в котором было отмечено, что для развития цифровой экономики в стране необходимы действия со стороны общества, промышленности и государства в целом. Было отмечено, что государству необходимо заняться проблемами рынка, способствуя эффективной и честной работе в этой сфере, а также минимизировать последствия социального расслоения общества, оказывая поддержку наименее защищенным слоям. По мнению авторов доклада, главной целью государства в развитии цифровой экономики в стране является обеспечение граждан, предприятий и хозяйств возможностью использования всевозможных услуг и сервисов, предоставляемых цифровой экономикой. А для этого необходимо строительство и развитие цифровой инфраструктуры, а также содействие развитию инноваций и выработка соответствующего правового режима.

Постепенное изменение законодательства предполагает наличие определенных этапов в своем развитии. Начать логично было бы с этапа аналитического. А именно, проанализировать и оценить содержание, актуальность и востребованность действующих норм регулирования при изменении политики государства в целом и нормативно-правовой базы в частности в области, регламентирующей процессы в цифровой экономике. Развитие инновационных технологий способствует возникновению и приходу на рынок новых бизнес-моделей, услуг и сервисов, а значит, появляется необходимость определить, нужно ли регламентировать их деятельность, а если нужно, то каким образом. Представляется, что традиционные способы управления в экономической сфере не смогут учесть и оценить все нюансы и риски, возникающие при стремительном развитии цифровой экономики. А значит, реформирование законодательства должно быть направлено не только на регулирование деятельности цифровой экономики, но и, в значительной степени, на развитие инновационных технологий.

Как отмечалось в докладе Комиссии по цифровой экономике Международной торговой палаты, более эффективными при регулировании применения инноваций в рамках цифровой экономики могут стать

руководящие методы, поскольку применявшиеся ранее, предписывающие и регламентирующие детально все виды деятельности нормы не с состоянии своевременно регулировать применение новых цифровых технологий. К тому же, в условиях быстроразвивающейся цифровой экономики появляется риск потери актуальности законодательных методов. Так, по мнению некоторых ученых, для успешного регулирования действий в цифровой экономике необходимо применять методы, регулирующие общественные отношения уже после их появления, но с обязательным учетом соответствующей информации. В то же время, метод, основанный на предварительных расчетах и прогнозировании, может оказаться неэффективным в новых условиях.

Цифровая экономика - явление мирового масштаба, она затрагивает различные стороны деятельности экономик большинства стран. Поэтому преждевременно говорить о наличии или о создании профильных правовых актов в этой области. Однако, в некоторых странах такие документы разработаны и действуют.

В Российской Федерации официальное развитие цифровой экономики началось после выступления президента Владимира Путина с посланием к Федеральному собранию 1 декабря 2016 года. В послании было указано на необходимость создания новой веб-экономики с целью увеличения эффективности деятельности отраслей при использовании информационных технологий. Правительством РФ по поручению премьер-министра была проведена соответствующая работа, и 28 июля 2017 года была утверждена Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Программа указывает возможные направления изменений в нормативно-правовой системе российского государства для создания и развития цифровой экономики. Основные усилия предполагается направить на развитие пяти главных направлений:

- разработка нормативного регулирования;

- подготовка компетентных кадров;

- создание исследовательских центров с целью разработки инноваций;

- создание информационной инфраструктуры;

- обеспечение информационной безопасности.

Рассмотрим опыт Великобритании. Здесь действует Закон Соединенного Королевства "О цифровой экономике" от 2010 года, в дополнение к которому был принят Закон Соединенного Королевства " О цифровой экономике" от 2017 года. В Законе Соединенного Королевства «О цифровой экономике» от 2010 года обозначены функции Управления связи Соединенного Королевства, определены реестры интернет-доменов,

разработаны положения о нарушении онлайн авторских прав, урегулированы порядок предоставления услуг радио и телевидения, а также порядок использования спектра электромагнитного излучения. Принятый в дополнение к указанному закону Закон Соединенного Королевства "О цифровой экономике" от 2017 года призван регулировать область предоставления услуг и инфраструктуру электронных коммуникаций, регулировать порядок доступа в Интернете к порнографии, определять систему защиты интеллектуальной собственности, связанной с электронными коммуникациями и регулировать обмен данными, предотвращать использование устройств коммуникации при совершении преступлений, в том числе, связанных с торговлей наркотиками, регулировать применение интернет-фильтров, контролировать функционирование платежных систем и т.д.

Закон «О доверии к цифровой экономике» был принят и действует во Франции. Действие этого нормативно-правового акта предполагает, в основном, внесение корректив в другие акты. Например, вносятся изменения в деятельность электронной коммерции, а также в сервис предоставления технических услуг, регулируются проблемы безопасности электронной экономики и др.

На сегодняшний день самой трудноразрешимой проблемой в цифровой экономике является проблема правового регулирования. Решающим фактором в разработке инновационных технологий в цифровой экономике является доступ к данным. Если при этом доступ к этим данным имеют заинтересованные третьи лица, то возникает множество вопросов о конкуренции и защите прав. Соответственно можно сделать вывод о наличии проблем в правовом обеспечении защиты данных.

Другим, не менее серьезным аспектом в развитии нормативно-правовой области электронной экономики стала проблема обеспечения конкуренции, которая с течением времени все больше набирает обороты. Использование новейших технологий, а также стремительный рост инноваций в сфере цифровой экономики зачастую оставляют позади сложившиеся методы регулирования, а следовательно, государство не всегда в состоянии отслеживать и учитывать быстро растущую конкуренцию в разных областях экономики. Усиливающаяся конкуренция в современной технологически сложной цифровой экономике требует от государства применения мер для оказания нормативно-правовой защиты в рамках законодательства об интеллектуальной собственности, а значит, антимонопольное регулирование в этой области должно осуществляться используя подходы, основанные на

взаимодействии права об интеллектуальной собственности и конкурентного права. Следует отметить, что усиливающаяся конкуренция, которая основывается на использовании инноваций, а также технических усовершенствований и даже сбоев в их действии, имеет важнейшее значение для развития цифровой экономики.

Для обеспечения открытости рынков, а соответственно, свободы выбора для потребителей, необходимо защитить эффективную конкуренцию от ограничений. Для этого предлагается использовать следующие меры как инструменты защиты:

- запрещение злоупотребления главенствующим положением на рынке;

- запрещение заключений антиконкурентных договоров;

- контролирование слияний во избежание создания препятствий для эффективной конкуренции;

- контролирование слияний для предотвращения создания условий для доминирования на рынке.

Таким образом, существующие в настоящее время различные подходы к нормативно-правовому регулированию в области цифровой экономики сходятся в том, что должен быть создан такой правовой режим, при котором технические новшества, инновации смогут свободно развиваться, но при этом будут учтены возможные риски. Одним из наиболее очевидных рисков является то, что невозможно спрогнозировать, каким путем пойдет развитие цифровой экономики в обозримом будущем. А это значит, что разрабатываемое законодательство должно быть в достаточной степени гибким и учитывать максимально возможное количество данных.

Использованные источники:

1. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия цифровая экономика // Наука и инновации. — 2019. — № 1. — С. 54-59.

2. Куликова Е.И. Цифровизация как основной тренд развития финансовых услуг // Финансовая жизнь. — 2018. — № 4. — С. 68-72.

3. Беликова К.М. Особенности правового регулирования цифровой интеллектуальной экономики // Закон и право. — 2018. — С.26-30.

4. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. — 2018. — №11. — С. 9-18.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

6. Овчинников А.И., Фатхи В.И. Право и цифровая экономика: основные направления взаимодействия // Философия права. — 2018. — С128-134.

Used sources:

1. Golovenchik G. Theoretical approaches to the definition of the concept of digital economy // Science and Innovation. - 2019 .-- No. 1. - S. 54-59.

2. Kulikova E.I. Digitalization as the main trend in the development of financial services // Financial life. - 2018. - No. 4. - S. 68-72.

3. Belikova K.M. Features of the legal regulation of the digital intellectual economy // Law and Law. - 2018 .-- S.26-30.

4. Vaipan V.A. Fundamentals of the legal regulation of the digital economy // Law and Economics. - 2018. - No. 11. - S. 9-18.

5. Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-p.

6. Ovchinnikov A.I., Fathi V.I. Law and the digital economy: the main areas of interaction // Philosophy of Law. - 2018 .-- C.128-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.