УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10090
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
W ___ __W
ЦИФРОВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ЭКОНОМИКИ
Ксения Михайловна БЕЛИКОВА, профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, доцент E-mail: BelikovaKsenia@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей правового обеспечения функционирования цифровой экономики. Рассмотрены отдельные причины, обусловливающие необходимость модернизации законодательства в условиях развития цифровой экономики, а также ее понятие и некоторые особенности. Изучены основные подходы к правовому регулированию цифровой экономики.
Ключевые слова: экономическое право, право информационных технологий, цифровая экономика, умная экономика.
Annotation. This article is devoted to study of features of legal support for digital economy functioning. Some reasons that necessitate the modernization of legislation in conditions of the development of the digital economy, as well as its concept and certain features, are considered in this article. The main approaches to the legal regulation of digital economy have been studied.
Keywords: economic Jaw, information technology law, digital economy, smart economy.
Введение
Цифровая экономика обусловливает значительный экономический рост, и ее влияние в настоящее время распространяется не только на информационные товары или услуги в других сферах экономики, но и на жизнь в более общем смысле1.
При этом масштабы и темпы роста цифровой экономики изменили Интернет и оказали такое воздействие, которое не может игнорироваться государством, бизнесом или промышленностью2.
Исследователи также отмечают, что динамичная цифровая экономика в конечном счете заставит капитал, трудовые и иные факторы производства адаптироваться к новому и, как правило, более продуктивному экономическому поведению3.
При этом отсутствие эффективного правового обеспечения функционирования цифровой
экономики может привести к тому, что ее потенциал не будет в должной мере задействован, а также к возникновению иных рисков.
Правовой вакуум в сфере цифровой экономики создает множество проблем, когда используются технологии, разрушительные для традиционных моделей ведения бизнеса. Ноэль Джонс в качестве одного из примеров такого использования технологий приводит приход на рынки Убера, когда инновации в сфере технологий для смартфонов изменили всю традиционную систему предоставления услуг такси, поскольку существовавшая модель правового регулирования предоставления таких услуг оказалась неприменима в этом случае, в частности, в Индии4.
Развитие цифровой экономики также переопределяет функции и стратегии поведения органов публичной власти и может даже приводить к подрыву национального суверенитета5.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
Понятие и особенности цифровой экономики
Как отмечает Комитет по конкуренции Управления по вопросам финансов и предпринимательства Организации экономического сотрудничества и развития, термин «цифровая экономика» является зонтичным для обозначения рынков, ориентированных на цифровые технологии, которые, как правило, вовлечены в торговлю информационными товарами или услугами посредством электронной торговли. Цифровая экономика функционирует на многоуровневой основе с отдельными сегментами, связанными с передачей данных6.
Правительство Австралии определяет цифровую экономику как глобальную сеть экономической и социальной деятельности, которая обеспечивается информационными и коммуникационными технологиями, такими, как Интернет, мобильные и сенсорные сети7.
В литературе также встречается термин «интеллектуальная (умная) цифровая экономика» в силу того, что функционирование цифровой экономики предполагает широкое использование новых технологий, включая технологии искусственного интеллекта8, а также подходов, используемых в управлении такой экономикой.
Ключевые характеристики цифровой экономики отличают ее от постиндустриальной модели последних десятилетий, соответственно, необходима новая модель нормативного регулирования для сопровождения экономических изменений9.
Общие подходы к регулированию цифровой экономики
В научной литературе и документах органов публичной власти встречаются различные подходы к определению того, каким именно должно быть развитие правового регулирования в сфере цифровой экономики.
Цифровая экономика глобализирована в большей степени по сравнению с более традиционными моделями в силу своего характера, поэтому важное значение имеет универсальность правового регулирования деятельности в этой сфере и гармонизация подходов на национальных и международном уровнях.
При этом в настоящее время имеет место неопределенность относительно применимых к цифровой экономике норм, которая усугубляется фрагментированностью регулирования,
обусловленной противоречивыми подходами, реализуемыми в разных странах. Такая ситуация создает риски для обеспечения развития инноваций10.
По мнению Маттиаса Бауэра и Фредрика Эриксона, наиболее серьезным структурным препятствием для развития цифрового бизнеса в государствах ЕС является регуляторная гетерогенность в нецифровых отраслях экономики, из-за чего цифровому бизнесу может быть сложно конкурировать с традиционными отраслями посредством только лишь цифровизации традиционных бизнес-моделей11.
При этом решение данной проблемы затрудняется тем, что цифровая экономика не является некой структурированной системой, которая может быть урегулирована при помощи «пакета» нескольких гармонизированных законодательных реформ; в силу своего комплексного характера она объединяет самые разные направления деятельности, более того, как уже отмечалось ранее, термин «цифровая экономика» может использоваться как собирательный. Более того, цифровая экономика пока не охватила все отрасли экономической деятельности, соответственно, реформирование законодательства должно осуществляться постепенно.
В докладе Департамента широкополосной связи, связи и цифровой экономики Правительства Австралии от 2009 г., посвященном будущему развитию цифровой экономики в Австралии, отмечалось, что развитие цифровой экономики в Австралии требует действий со стороны государства, промышленности и всего общества в целом. Роль государства заключается в том, чтобы восполнить пробелы рынка, решить проблемы социального неравенства, защитить общество, содействовать честной и эффективной работе рынков, а также устранять проблемы рынков. И основная задача государства в развитии цифровой экономики заключается в обеспечении того, чтобы индивиды, домашние хозяйства и предприятия могли использовать возможности, предоставляемые цифровой экономикой. В том числе посредством строительства или содействия развитию цифровой инфраструктуры, содействия инновациям или создания благоприятного правового режима12.
Если говорить об этапах развития правового обеспечения функционирования цифровой экономики, то первым должен быть аналитический этап.
Так, при модернизации государственной политики и нормативно-правовой базы, направ-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
ленной на регламентирование поддержания цифровой экономики, необходимо произвести анализ и оценку актуальности и уместности существующих моделей регулирования, а также согласованности и предсказуемости действующего законодательства13.
Поскольку новые технологии порождают новые услуги и бизнес-модели, необходимо определить сначала, нужно ли регулировать их каким-либо специальным образом, и если нужно, то как именно14.
По мнению Ноэля Джонса, необходимо развитие законодательства, не просто направленного на регулирование функционирования цифровой экономики, но и на способствование развитию инноваций. Традиционные модели правового регулирования в экономической сфере могут не учитывать все риски, которые могут появляться с быстрым развитием цифровой экономики15.
Комиссия по цифровой экономике Международной торговой палаты отмечает, что для регулирования применения новых технологий и новых бизнес-моделей в рамках цифровой экономики могут быть более эффективными руководящие принципы по сравнению с предписывающими нормами, детально регламентирующими все виды деятельности, поскольку в последнем случае невозможно обеспечить необходимую гибкость регулирования, а также есть риски преждевременного устаревания законодательных подходов16.
По мнению Ноэля Джонса, для регулирования функционирования цифровой экономики может быть более эффективным подход, направленный не на упреждающее регулирование на основании прогнозирования, а подход, направленный на регулирование соответствующих общественных отношений после их возникновения, с учетом всей необходимой информации17.
Правовое обеспечение функционирования цифровой экономики: на примере Великобритании и Франции
Поскольку цифровая экономика является комплексным явлением и затрагивает самые разные аспекты экономической и иной деятельности, то не всегда можно говорить о создании профильных нормативно-правовых актов в данной сфере.
Тем не менее подобного рода документы действуют в некоторых странах. Рассмотрим такой опыт на примере Великобритании и Франции.
В Великобритании действует Закон Соединенного Королевства от 2017 г. «О цифровой экономике»18, который был принят в дополнение к Закону Соединенного Королевства от 2010 г. «О цифровой экономике»19.
Закон Соединенного Королевства от 2010 г. «О цифровой экономике» направлен на определение функций Управления связи Соединенного Королевства; установление положений относительно нарушения авторских прав онлайн; регулирование реестров интернет-доменов; регулирование предоставления телевизионных и радио услуг; регулирование использования электромагнитного спектра, а также на регулирование некоторых других аспектов (в соответствии с преамбулой к данному нормативно-правовому акту).
Согласно преамбуле к Закону Соединенного Королевства от 2017 г. «О цифровой экономике» он направлен на регулирование в области инфраструктуры электронных коммуникаций и предоставления соответствующих услуг; обеспечение ограничения доступа к порнографии в Интернете; обеспечение защиты интеллектуальной собственности в связи с электронными коммуникациями; регулирование обмена данными; установление функций Управления связи Соединенного Королевства в отношении BBC; регулирование прямого маркетинга; регулирование установления интернет-фильтров; обеспечение предотвращения или ограничения использования коммуникационных устройств в связи с преступлениями, связанными с торговлей наркотиками; регулирование функционирования платежных систем и др.
Во Франции действует Закон № 2004-575 от 21.06.2004 г. (в ред. от 30.12.2016 г.) «О доверии к цифровой экономике»20.
Данным нормативно-правовым актом предусматривается, главным образом, внесение изменений в другие акты. Среди основных аспектов, которые затрагиваются в нем, отметим некоторые аспекты деятельности поставщиков технических услуг, регулирование коммуникаций, осуществление электронной коммерции, вопросы безопасности цифровой экономики.
Правовое обеспечение защиты данных в условиях цифровой экономики
Проблемы правового регулирования на сегодняшний день являются одними из наиболее сложных в цифровой экономике. В частности,
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
исследователи отмечают проблемы правового обеспечения защиты данных, которая имеет решающее значение при использовании и консолидации информации21.
Доступ к данным в цифровой экономике стал ключевым фактором в разработке продукции и инновациях, а сбор данных и их использование третьими лицами порождает множество спорных вопросов, касающихся защиты конкуренции и прав индивидов22.
Правовое регулирование конкуренции в условиях цифровой экономики
Другим не менее важным аспектом развития законодательства в области цифровой экономики является обеспечение конкуренции.
При этом исследователи отмечают, что проблемы обеспечения конкуренции в цифровой экономике становятся все более значи-тельными23.
Быстрый рост инноваций и применения новых технологий в рамках цифровой экономики иногда опережает традиционные модели регулирования, в результате чего государственная политика может не в полной мере учитывать растущую конкуренцию в различных отраслях24.
Кроме того, некоторые существующие концепции конкуренции не подходят для цифровой экономики, в частности, из-за того, что технологически сложные и быстро меняющиеся бизнес-модели и наличие широкого спектра услуг могут затруднять квалификацию какого-либо поведения как препятствующего конкуренции25.
В современной технологически сложной цифровой экономике конкуренция зависит от усилий по поддержанию правовой защиты в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности, соответственно, эффективное антимонопольное регулирование в этой сфере должно основываться на новых интегральных подходах, предполагающих более серьезное взаимодействие между конкурентным правом и правом интеллектуальной собственности26.
Динамическая конкуренция, основанная на непрерывных циклах инноваций, развития и сбоев, имеет первостепенное значение для цифровой экономики27.
Чтобы гарантировать открытые рынки, инновации, качество и эффективность, а также свободу выбора для потребителей, эффективная конкуренция должна быть защищена от ограни-чений28. В качестве инструментов защиты кон-
куренции в условиях цифровой экономики выделяют следующие:
■ запрет на заключение антиконкурентных соглашений;
■ запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке;
■ контроль слияний для предотвращения доминирования на рынке и предотвращения создания существенных препятствий для эффективной конкуренции29.
Заключение
Различные подходы к правовому регулированию в сфере цифровой экономики, как правило, сходятся в том, что необходимо обеспечить такой правовой режим, в рамках которого инновации, с одной стороны, будут свободно развиваться, а, с другой стороны, будут предупреждены возможные риски. При этом в качестве одного из рисков зачастую выделяют невозможность точно прогнозировать путь, по которому пойдет развитие инноваций в сфере цифровой экономики, поэтому принимаемое законодательство должно быть достаточно гибким и формироваться с учетом как можно большего количества данных.
1 The Digital Economy / The Competition Committee of Directorate for Financial and Enterprise Affairs of OECD. 2012. 195 p. P. 5 // http://www.oecd.org/daf/competition/ The-Digital-Economy-2012.pdf
2 Johns N. Regulating the Digital Economy / Observer Research Foundation. 2015. 6 p. P. 2 // https:// www.orfonline.org/wp-content/uploads/2015/12/ SR_06.pdf
3 Bauer M, Erixon F. Competition, Growth and Regulatory Heterogeneity in Europe's Digital Economy / ECIPE // Working paper. 2016. № 2. 22 p. P. 2 // http://ecipe.org/ app/uploads/2016/04/Competition-Growth-and-Regulatory-Heteroge-neity-in-Europe%E2%80%99s-Digital-Economy-final1.pdf
О правовой защите авторских прав в информационном обществе см., напр.: Беликова К.М. Реализация и защита авторских прав в информационном обществе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. № 1. С. 45—52.
4 Johns N. Указ. соч.
5 L'Hoest R. The European Dimension of the Digital Economy // INTERECONOMICS. 2001. January / February. P. 44—50. P. 50 // https://archive. inter-economics.eu/downloads/getfile.php?id=141
6 The Digital Economy...
7 Australia's Digital Economy: Future Directions. Final report / Department of Broadband, Communications and the Digital Economy of Australian Government 2009. Iv. 96 p. P. 2 // http://www.digecon.info/docs/0098.pdf
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
8 См.: Понкин И.В., Редъкина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник РУДН. Сер. Юрид. науки. 2018. Т. 22. № 1. С. 91—109;
Понкин И.В., Редъкина А.И. Искусственный интеллект и право интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2018. № 2. С. 35—44;
Морхат П.М. Правосубъектность юнитов искусственного интеллекта. Гражданско-правовое исследование: Науч. монография. М.: Юнити-ДАНА, 2018. 113 с.; Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М.: Буки Веди, 2017. 257 с.
9 Finck M. Digital Regulation: Designing a Supranational Legal Framework for the Platform Economy // LSE Law, Society and Economy Working Papers. 2017. № 15. 29 p. P. 4 // https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm? abstract _id=2990043
10 Там же.
11 Bauer M., Erixon F. Указ. соч.
12 Australia's Digital Economy... P. 7.
13 Regulatory modernization in the digital economy: developing an enabling policy environment for innovation, competition, and growth. policy statement / The International Chamber of Commerce Commission on the Digital Economy. 2016. 6 p. P. 2 // http://www. iccindiaonline. org/policy-statement-files/11.pdf
14 Там же.
15Johns N. Указ. соч. P. 3.
16 Regulatory modernization in the digital economy: developing an enabling policy environment for innovation, competition, and growth. policy statement... 11 Johns N. Указ. соч. P. 2, 4.
18 Digital Economy Act 2017 // http://www. legis-lation.gov.uk/ukpga/2017/30/introduction/enacted
19 Digital Economy Act 2010 // https://www. legislation.gov.uk/ukpga/2010/24/introduction
20 Loi № 2004-575 du 21 juin 2004 pour la confiance dans l'fconomie numrnique // Journal officiel de la rapublique frarnaise. 22.06.2004. № 0143. - P. 11168 // https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do? cidTexte=JORF TEXT000000801164&categorieLien=id
21 Horak H. Data Protection in Digital Economy: Reality or Utopia? // http://www.hippocampus.si/ISBN/978-961-7023-12-1/141.pdf
22 Competition policy: The challenge of digital markets (Special Report by the Monopolies Commission pursuant to Section 44 (1) (4) of the Act Against Restraints on Competition. Summary)/ 14 p. P. 11 // https://www. monopolkommission.de/images/PDF/SG/SG68/ S68_summary.pdf
23 The Digital Economy. P. 5.
24 Regulatory modernization in the digital economy: developing an enabling policy environment for innovation, competition, and growth. policy statement . P. 2.
25 Green Paper: Digital Platforms. Berlin: Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. 2016. 71 p. P. 47 // https:// www.bmwi.de/Redaktion/EN/Publikationen/green-paper-digital-platforms.pdf?__blob=publicationFile&v=4
26 Minda G. Antitrust Regulability and The New Digital Economy: A Proposal for Integrating 'Hard' and 'Soft' Regulation. 84 p. P. 9 // https://www.luc.edu/media/lucedu/ law/centers/antitrust/pdfs/publications/workingpapers/ minda3.pdf
27 The Digital Economy. P. 5.
28 Об этом см., напр.: Беликова К.М. Правовая квалификация «горизонтальных» соглашений предпринимателей в качестве антиконкурентных: опыт Канады // Новая правовая мысль. 2013. № 3 (58). С. 111—116; Беликова К.М. «Вертикальные» соглашения в странах НАФТА. Мексика и США // Конкуренция и право. 2012. № 5 (сентябрь — октябрь). С. 63—69;
Беликова К.М. Контроль за реорганизацией юридических лиц в форме слияний и присоединений в праве стран МЕРКОСУР // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2009. Второй выпуск (№ 17). С. 47—55;
Беликова К.М. Общая характеристика монополистической деятельности предприятий на рынках стран МЕРКОСУР // Вестник РУДН. Сер. Юрид. науки. 2008. № 1. С. 48—54;
Беликова К.М. Правоприменительная практика Европейского Союза и стран Южноамериканского общего рынка — Аргентины, Бразилии и Перу о вертикальных соглашениях, ограничивающих торговлю, на примере связывающих контрактов, отказа в продаже товаров или предоставлении услуг и установления цен перепродажи // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. № 3(6). С. 77—89; Беликова К.М. Положения правовых актов и правоприменительная практика о горизонтальных соглашениях, ограничивающих торговлю, Европейского Союза и стран Южноамериканского общего рынка — Аргентины, Бразилии и Перу // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. № 1. С. 31—42;
Беликова К.М. Злоупотребление доминирующим положением в законодательстве, доктрине и правоприменительной практике Европейского Союза и стран Южноамериканского общего рынка — Аргентины, Бразилии и Перу // Право и политика. 2006. № 7 (79). С. 38—52.
29 Green Paper: Digital Platforms. P. 46.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018