УДК 347.93
Международно-правовое регулирование права наследования Н.Ш. Гаджиалиева
Дагестанский государственный университет, [email protected]
В статье анализируется механизм международно-правового регулирования права наследования, а также предлагаются меры по его совершенствованию.
Ключевые слова: соотношение международного и национального права; право наследования; международные нормы.
In article the mechanism of international legal regulation of the right of succession is analyzed, and also measures on its perfection are offered.
Keywords: correlation of international and national law, right of succession, international norms.
В соответствии с п. 4. ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вместе с тем согласно п. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России.
В связи с этим международные нормы имеют довольно весомое значение в вопросах правового регулирования и защиты гражданских, политических и иных прав человека, в том числе права наследования.
Международное право закрепляет равенство всех лиц в экономических и социальных правах. Следовательно, категории «собственность» и «право наследования» независимы от наличия гражданства у лиц, которых международно-правовые нормы наделяют соответствующими правами.
Подобное международно-правовое регулирование права собственности и наследования позволяет гражданам РФ защищать свои экономические права и интересы на территориях иностранных государств, а иностранным гражданам свободно реализовывать право наследования на территории России.
Однако национальное законодательство различных стран мира предусматривает разнообразные формы и методы защиты наследственных прав человека. При этом в связи с ростом миграции населения число наследственных дел с иностранным элементом все время увеличивается. Всё чаще возникают ситуации, когда российские граждане сталкиваются с проблемами, связанными с реализацией права наследования за границей, а иностранные граждане - с проблемами, связанными с реализацией права наследования в Российской Федерации. В этих случаях регулирование конституционного права наследования осуществляется на основе коллизионных норм
внутреннего законодательства того или иного государства, а также на основе правил международных соглашений.
В соответствии со ст. 1224 ГК РФ в России принята следующая система определения наследственного закона: наследование движимого имущества регулируется правом страны по месту последнего жительства наследодателя, а наследование недвижимости - правом страны по месту ее нахождения. В отсутствие международного договора, которым предусмотрено иное, данная коллизионная норма применяется и к наследованию по закону, и к наследованию по завещанию. Гарантированное Конституцией РФ право на распоряжение своим имуществом, в т. ч. в порядке международного наследования, регулируется п. 2 ст. 1224 ГК РФ.
Сложности в защите гарантированного Конституцией РФ права наследования вызваны значительными различиями во внутреннем законодательстве различных стран в области наследования, в частности, неодинаково определяется круг наследников по закону и по завещанию, устанавливаются различные требования к форме завещания, существуют отличия в системах распределения наследственного имущества и т. д. Кроме того, нередко возникает проблема столкновения коллизионных норм.
Например, ч. 1 ст. 90 Федерального закона Швейцарии от 18 декабря 1987 г. о международном частном праве Швейцарии предусматривает, что наследование после лица, постоянно проживающего в Швейцарии, подчиняется швейцарскому праву. При этом местонахождение и вид имущества значения не имеют.
В то же время российская коллизионная норма (абз. 2 п. 1 ст. 1224 ГК РФ) подчиняет наследование недвижимого имущества, находящегося на российской территории, нормам российского наследственного права.
Налицо конфликт, который в зависимости от места жительства наследодателя может приобретать различный характер. В случае если наследодатель проживает в Швейцарии, а имеет недвижимое имущество на территории России, возникает ситуация, когда каждый из правопорядков - российский и швейцарский - признает себя компетентным регулировать наследование по существу. И, наоборот, если недвижимость находится в Швейцарии, а сам наследодатель проживал на территории России, то каждый из правопорядков отказывается в пользу друг друга от компетенции.
Следует согласиться с И. Медведевым [1, с. 106], который считает, что решение этой проблемы зависит от того, органы или должностные лица какого государства будут обладать полномочиями по ведению наследственного дела, осложненного иностранным элементом. Это обусловлено тем, что для правоприменителя обязательны только нормы собственного национального международного частного права.
Сложность в защите гарантированного Конституцией РФ права наследования возникает и тогда, когда суд, применяя иностранное право, сталкивается с проблемой определения некоторых терминов, в частности, с проблемой квалификации имущества, входящего в наследственную массу.
Иногда некоторые виды имущества, рассматриваемые в российском праве как движимые вещи, в иностранном праве определяются как недвижимость и наоборот. Так, например, квалификация предприятия как недвижимости (ст. 132 ГК РФ) редко встречается в мировой законодательной практике. Напротив, российскому праву неизвестно, например, толкование доли в уставном капитале общества, внесенной в виде квартиры, дома и т. д. именно как недвижимого имущества (США, Великобритания). В российском праве такие доли будут рассматриваться как движимые права требования.
В данном случае квалификация юридических понятий в Российской Федерации должна осуществляться на основании российского права и национальных правовых концепций. Более того, п. 2 ст. 1205 ГК РФ прямо предусматривает, что принадлежность имущества к недвижимости или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.
Существование приведенных коллизий свидетельствует о необходимости развития и совершенствования международно-правового регулирования права наследования.
Конституционное законодательство одних государств прямо предусматривает приоритет международных соглашений. Так, ст. 55 Конституции Французской Республики гласит, что международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной [2]. Ст. 25 Основного Закона ФРГ устанавливает, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории [1, с. 124].
Отдельные страны просто признают международное право составной частью национального законодательства. К примеру, ст. 98 Конституции Японии гласит, что заключенные Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться [1, с. 407].
Вышеизложенные конституционные нормы свидетельствуют об открытости законодательства мировых государств (в т. ч. России) к формированию единой нормативной основы регулирования социально-экономических отношений.
На сегодняшний день Российской Федерацией ратифицировано значительное число международных договоров и соглашений, регулирующих вопросы наследования. К их числу, в частности, относятся:
• Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключённая в Минске 22 января 1993 г [3, с. 3];
• Договор о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам между Российской Федера-
цией и Арабской Республикой Египет, заключённый в Москве 23 сентября 1997 г. [4];
• Договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Российской Федерацией и Республикой Польша [5], Исламской Республикой Иран [6], Республикой Грузия [7], Республикой Молдова [8], Латвийской Республикой [9], Эстонской Республикой [10], Азербайджанской Республикой [11], Республикой Кыргызстан [12], Литовской Республикой [13];
• Договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой [7], Республикой Куба, Социалистической Республикой Вьетнам [14], Греческой Республикой [15], Финляндской Республикой [16], Народной Республикой Болгария [17], Федеративной Народной Республикой Югославия, Венгерской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой и др. [18].
Одной из целей перечисленных международно-правовых актов, ратифицированных Россией, является упрощение межгосударственных отношений в сфере наследования.
При этом одни из указанных международных соглашений изменяют общий режим применимого права, предусмотренного внутренними национальными нормами, а другие не изменяют его.
Например, в соответствии с частью 1 ст. 32 Договора между СССР и Болгарией о правовой помощи (Москва, 19 февраля 1975 г.) право наследования движимого имущества регулируется законодательством Договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Таким образом, не применяется общая коллизионная норма о выборе применимого материального права согласно последнему месту жительства наследодателя. В отношении недвижимого имущества действует общее правило - закон его местонахождения. Такие же изменения в общий режим определения применимого к наследованию права носят соглашения Российской Федерации о правовой помощи с Венгрией (1958 г.), с Вьетнамом (1981 г.), с КНДР (1957 г.), с Польшей (1996 г.), с Румынией (1958 г.). В их числе унифицированные коллизионные нормы (о праве, применимом к наследованию движимого и недвижимого имущества, к форме завещания и др.) и унифицированные материальные нормы (об исчислении срока на принятие наследства, о выморочном имуществе и др.) международного частного права о наследовании, а также нормы о юрисдикции по наследственным делам, о мерах по охране наследственного имущества и интересов наследников.
Не изменяет общего режима определения применимого права, предусмотренного внутренними коллизионными нормами, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г., заключенная между странами СНГ. Вме-
сте с тем она устанавливает нормы, дополняющие внутренние коллизионные нормы, в частности, о наследовании выморочного имущества, о компетенции дипломатического представительства или консульского учреждения по делам о наследовании и др.
Нормы Минской конвенции по кругу решаемых вопросов сходны с названными правилами большинства двусторонних договоров о правовой помощи, но по содержанию не совсем совпадают с некоторыми из них. Однако данная конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются стороны этой конвенции (ст. 82). Поэтому в случае расхождения правил Минской конвенции с нормами двустороннего договора между ее участниками приоритет имеют нормы этого договора.
Все двусторонние договоры о правовой помощи, участником которых является Россия, устанавливают отдельные коллизионные нормы для наследования движимого и недвижимого имущества. Вопрос о квалификации понятий «движимого» и «недвижимого» имущества решается только в нескольких договорах о правовой помощи - с Вьетнамом, Грузией, Кубой и Чехословакией, в которых есть совпадающие нормы, указывающие на способ такой квалификации.
К сожалению Россия пока не участвует во многих известных международных конвенциях по наследственному праву. К их числу относятся:
• Гаагская Конвенция о праве, применимом к форме завещания от 5 октября 1961 г.
Согласно ст. 1 Конвенции список компетентных законов очень обширен. Завещание рассматривается действительным в отношении его формы, если она соответствует требованиям закона: места ее составления; или гражданства завещателя, которым он обладал либо в момент составления завещания, либо в момент смерти; или местожительства завещателя, которое он имел либо в момент составления завещания, либо на момент смерти; или места, где завещатель имел основную резиденцию, либо в момент составления завещания, либо на момент смерти; или для недвижимого имущества, места его нахождения. При подобных коллизионных нормах случаи признания завещания недействительным в силу несоблюдения требований к его форме сводятся к минимуму.
• Базельская конвенция о создании системы регистрации завещаний 1972 г., которая предполагает создание баз данных завещаний.
• Конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества 1989 г. и др.
Присоединение к ним могло бы положительно сказаться на упрощении процедуры наследования, осложненной иностранным элементом.
Таким образом, международно-правовая процедура наследования основывается на общих правилах, содержащихся в национальных коллизионных нормах, а также на специальных правилах, содержащихся в международных соглашениях РФ с иностранными государствами.
Заключенные международно-правовые соглашения вносят стабильность во взаимоотношения между Договаривающимися Сторонами, но при этом могут не соответствовать иным международно-правовым стандартам, принятым в других странах мира, оставляя пробелы в международно-правовом регулировании права наследования.
Решение указанной проблемы видится в унификации коллизионного регулирования права наследования. Такая унификация возможна путем ратификации Российской Федерацией приоритетных Конвенций в сфере защиты права наследования, принятия международных нормативно-правовых актов в указанной сфере, а также приведения национального законодательства в соответствие с этими стандартами.
Литература
1. Международное частное право и нотариальная деятельность / Сост. И.Г. Медведев. - 2-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
3. Бюллетень международных договоров. 1995. № 2.
4. СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2896.
5. СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 634.
6. СЗ РФ. 2000. № 47. Ст. 4579.
7. Специальное приложение к Вестнику Высшего арбитражного суда РФ. 1999. № 3.
8. СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1766.
9. СЗ РФ. 1995 № 21. Ст. 1932.
10. СЗ РФ. 1998. № 2. Ст.229.
11. СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1598.
12. Бюллетень международных договоров. 1995. № 3.
13. СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1712.
14. Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. № 44. Ст. 828.
15. Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. № 45. Ст. 839.
16. Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 34. Ст. 690.
17. Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 8. Ст. 133.
18. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.