ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ: КОЛЛИЗИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ
© Ерохина Ю.Е.* *, Тарасова Ю.И.*
Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир
В настоящей статье исследуются основные подходы к правопониманию коллизионного компонента процесса наследования в международной частной сфере.
Ключевые слова: коллизия, правопонимание, международное частное право, наследование.
Наследственное право представляет собой один из институтов гражданского права, под которым понимается совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с переходом прав и обязанностей умершего к другим лицам [1]. Наследование - один из важнейших производных способов перехода права собственности. Издавна между наследственным правом и правом собственности установилась тесная связь, проявляющаяся в том, что право наследования получает свое содержание от права собственности [2]. Так, предметом наследственного права может быть только то, что может быть предметом права частной собственности (как вещные права, так и любые иные имущественные права, в том числе и права требования). Коллизии законодательства в сфере наследственного права возникают тогда, когда отдельные вопросы наследования получают неодинаковое закрепление в праве различных стран. Такие коллизии возникают и в области наследственного права.
Можно сформулировать три основных коллизионных вопроса в рамках наследственного права:
1. Коллизии, возникающие при наследовании по завещанию;
2. Коллизии, возникающие при наследовании по закону;
3. Коллизии, возникающие при расщеплении Наследственного Статута.
Наследование по завещанию является основным видом наследования.
Завещание (testament, will) представляет собой изъявление воли наследодателя, которое обличено в предписанную законом форму и направлено на определение юридической судьбы его имущества после смерти [3]. Исходное начало наследования по завещанию и в континентальном, и в общем праве -это сочетание двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи. Практически во всех государствах завещание понимается как односторонняя сделка, волевой акт наследодателя. Формы же
* Преподаватель кафедры Гражданско-правовых дисциплин.
* Студент факультета внебюджетного образования.
Правовое регулирование социально-экономических отношений
235
завещания принципиально различны по законодательству разных государств. Попытки частичной унификации наследственного права были предприняты в Г аагской конвенции о коллизиях законов относительно форм завещательных распоряжений 1961 г. и в Вашингтонской конвенции о форме завещаний 1973 г. Однако наследственное право, как и семейное, в очень большой степени обусловлено национальными традициями и обычаями и потому с большим трудом поддается унификации [1].
Наследование по закону имеет субсидиарное значение. В основном оно осуществляется: в отсутствии завещания; в случае признания его недействительным; отказа наследника по завещанию от принятия наследства; в случае завещания части имущества. Практически во всех странах существует понятие обязательной доли - ограничение принципа свободы завещания в пользу членов семьи наследодателя. Законодательство разных стран по-разному определяет очередность наследования по закону и круг обязательных наследников.
Кроме того, принципиальные различия существуют в наследовании движимого и недвижимого имущества. В праве большинства государств закреплены императивные коллизионные нормы о наследовании недвижимости. Порядок наследования такого имущества определяется правом государства места его нахождения. В наследственном праве имеет место расщепление коллизионной привязки для определения режима имущества в зависимости от его категории. Соответственно, используются различные коллизионные принципы для определения применимого права. При наследовании движимого имущества имеет место кумуляция коллизионных привязок: одновременно применяются личный закон наследодателя, закон места составления акта и закон суда [4]. Определение категории имущества (движимое и недвижимое) производится по нормам национального закона (в основном) или международного договора. Поскольку принадлежность вещей к движимым или недвижимым определяется по-разному, это усугубляет проблемы наследственных правоотношений с иностранным элементом. В настоящее время во многих государствах установлен принцип единства наследственного имущества.
Законы различных государств, касающиеся перехода имущественных прав от умершего к его правопреемникам, во многом не совпадают, что, в свою очередь, приводит к возникновению коллизионной нормы. Наиболее распространенная причина коллизии коренится в наличии различных подходов к применению права при наследовании двух видов имущества. В России режим наследования недвижимости регулируется ч. 2 ст. 1224 ГК - наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву законодательством того государства, где данная недвижимость находится [5]. В Модельном гражданском кодексе СНГ [6] (ст. 1234) и в кодек-
236 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
сах государств - участников СНГ (к примеру, ГК Республики Беларусь [7] (ст. 1134), ГК Республики Казахстан (ст. 1123), Закон Украины (ст. 38)) эти отношения также императивно подчинены «праву страны, где находится это имущество», в них также сделано изъятие для недвижимости, внесенной в соответствующем государстве в государственный реестр: отношения по наследованию такого имущества определяются правом данного государства, за исключением Гражданского кодекса Армении.
Подводя итог, хочется сделать вывод о том, что коллизионное регулирование наследственных отношений в российском праве закреплено в ст. 1224 ГК, устанавливающей «цепочку» коллизионных норм. Основная коллизионная привязка наследственных отношений - это закон последнего места жительства наследодателя. Для определения правового порядка наследования недвижимости применяется закон места нахождения имущества. При наследовании российской недвижимости, внесенной в государственный реестр РФ, применяется только российское право. Определение завещательной правоспособности лица, формы завещания или акта его отмены производится по праву страны места жительства наследодателя в момент составления завещания. Завещание или акт его отмены признаются действительными с точки зрения формы, если она соответствует требованиям права места составления завещания либо российскому праву. Также следует отметить, что в регулировании наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, преобладает коллизионно-правовой способ, причем главным образом посредством национальных коллизионных норм. Наследственные отношения, равно как и семейно-брачные, тесно связанные между собой, впитали в себя особенности национального, исторического, культурного, религиозного развития, сложившиеся традиции и пр. Поэтому, с одной стороны, наследственное право разных государств серьезно различается, и это ведет к возникновению многочисленных коллизий, а с другой стороны, государства неохотно идут на международно-правовое регулирование, избегая унификации норм наследственного права.
Результаты попыток международной унификации материального наследственного права минимальны. Существуют два международных договора: 1) Гаагская конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц от 2 октября 1973 г. Она предусматривает введение унифицированного документа - сертификата, предъявление которого на территории любого договаривающегося государства дает владельцу право принимать любые меры защиты в отношении наследуемого имущества; 2) Вашингтонская конвенция о единообразном законе относительно формы международного завещания от 26 октября 1973 г. Ни одна из этих конвенций в силу не вступила, не набрав необходимое число ратификаций. Для российской практики более характерно международное сотрудничество на региональном уровне (в рамках СНГ) и на двустороннем уровне. В рамках СНГ
Правовое регулирование социально-экономических отношений
237
главным документом является Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Неоспоримым является тот факт, что для унификации коллизий в данном институте большое значение в настоящее время приобретает заключение международных соглашений, призванных свести к минимуму коллизионные национальные нормы правового регулирования.
Список литературы:
1. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учеб. / И.В. Геть-ман-Павлова. - М.: Изд-во Эксмо, 2012. - С. 360.
2. Храмцов К.В. Правовое регулирование наследования в РФ. - Омск, 2005. - С. 320.
3. Грудцына Л.Ю. Наследственное право в РФ: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С. 240.
4. Гаагская конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества, 1989 г. // Международное частное право: в 2-х кн. / Авторы-сост. Н.Ю. Ерпылева, М.Б. Касенова. - М.: Омега-Л, 2008.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): [федер. закон: от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2009. - № 52,
ч. 1. - Ст. 6428.
6. Модельный Гражданский кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1996 г. // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. -1996. - N 10.
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: текст Кодекса по состоянию на 14 октября 2004 г. - Мн.: Амалфея, 2010. - С. 669.