Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСОБНИЧЕСТВО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСОБНИЧЕСТВО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ / ASSISTANCE / ПОСОБНИЧЕСТВО / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRORIST ACTIVITY / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / COMPLICITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибрагимов Султан Русланович

Статья посвящена сравнительно-правовому анализу норм уголовного законодательства зарубежных стран, предусматривающих уголовную ответственность за пособничество террористической деятельности. Автор статьи делает вывод, что все зарубежные страны относительно регулирования ответственности за пособничество террористической деятельности можно разделить на две группы. Основными критериями дифференциации выступает наличие или отсутствие в их уголовном законодательстве самостоятельной фигуры пособника, а также мера уголовной ответственности за соучастие в террористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International law of liability for aiding terrorist activities

The article is devoted to comparative legal analysis of the norms of the criminal legislation of foreign countries providing for criminal liability for complicity in terrorist activities. The author of the article concludes that all foreign countries with regard to the regulation of responsibility for the complicity of terrorist activities can be divided into two groups. The main criteria for differentiation is the presence or absence in their criminal legislation of an independent figure of the accomplice, as well as a measure of criminal responsibility for complicity in terrorist activities.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСОБНИЧЕСТВО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСОБНИЧЕСТВО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИБРАГИМОВ Султан Русланович,

аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского института современного академического образования, Председатель Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан. E-mail: ibragim.ovv75@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена сравнительно-правовому анализу норм уголовного законодательства зарубежных стран, предусматривающих уголовную ответственность за пособничество террористической деятельности. Автор статьи делает вывод, что все зарубежные страны относительно регулирования ответственности за пособничество террористической деятельности можно разделить на две группы. Основными критериями дифференциации выступает наличие или отсутствие в их уголовном законодательстве самостоятельной фигуры пособника, а также мера уголовной ответственности за соучастие в террористической деятельности.

Abstract: The article is devoted to comparative legal analysis of the norms of the criminal legislation of foreign countries providing for criminal liability for complicity in terrorist activities. The author of the article concludes that all foreign countries with regard to the regulation of responsibility for the complicity of terrorist activities can be divided into two groups. The main criteria for differentiation is the presence or absence in their criminal legislation of an independent figure of the accomplice, as well as a measure of criminal responsibility for complicity in terrorist activities.

Ключевые слова: содействие, пособничество, терроризм, террористическая деятельность, уголовная ответственность.

Keywords: assistance, complicity, terrorism, terrorist activity, criminal responsibility.

По данным австралийского Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace, Sydney, Australia), разработавшего Глобальный индекс терроризма (The Global Terrorism Index), количество террористических актов за последние два года увеличилось на 80 % [13]. А главное, продолжает расширяться география терроризма, и стираются границы для деятельности террористических организаций. Международный терроризм захватывает все больше стран и уже стал жестокой реальностью для Европы. В силу этого, процесс формирования международно-правовых основ противодействия терроризму, начавшийся в середине прошлого столетия, уже к первому десятилетию XXI в. привел к образованию целостной системы антитеррористического законодательства.

Так, начиная с 1963 г. подготовлено и заключено 40 «антитеррористических» конвен-

ций, договоров и протоколов - 18 универсальных соглашений (14 контртеррористических конвенций и 4 протокола) и 22 региональных [2]. Эти документы создавали нормативную базу для противодействия международному терроризму, а также любой террористической деятельности. Речь идет о Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция, Токио, 14 сентября 1963 г.); Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция, Гаага, 16 декабря 1970 г.); Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция, Монреаль, 23 сентября 1971 г.); Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреаль, 24 февраля 1998 г.); Конвенции о предотвращении и наказании преступ-

лений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.); Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.); Меры по борьбе с международным терроризмом (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.); Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк,16 декабря 1997 г.); Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (9 декабря 1999 г.); Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г. №: А/ Res/59/290, 91-е пленарное заседание); Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г. № 49/60); Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января г. № 90); Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г. № 196); Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) и некоторые другие.

Конвенция Совета Европы «О предупреждении терроризма» 2005 г. прямо предусматривает, что: «Каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы за преступления, указанные в ст. 5 «Публичное подстрекательство к совершению террористического преступления»; ст. 7 «Подготовка террористов»; ст. 9 «Сопутствующие преступления» настоящей Конвенции, предусматривались эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие наказания». Ратификация Россией конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, предопределила появление в УК РФ ст. 205 «Содействие террористической деятельности». Это чрезвычайно важная норма позволяет существенно расширить рамки уголовно-правовой превенции, распространив ее на лиц, осуществляющих пособничество террористической деятельности.

В Международной конвенции ООН «О борьбе с финансированием терроризма» [3] по-

мимо ответственности за соучастие в терроризме, регламентирует обязанность государств установить ответственность за прикосновенность к таким преступлениям в форме финансирования деятельности террористической группы.

В этом же ряду стоит отметить Резолюцию Совета Безопасности ООН № 1624, принятую 14 сентября 2005 г. [5] В ней содержится предложение всем государствам закрепить на законодательном уровне юридическую ответственность за пособничество террористической деятельности и призыв к продолжению международного сотрудничества и наращиванию совместных усилий по данному вопросу.

Определенный опыт борьбы с терроризмом накоплен и в Европе. Так, в 2002 г. ОБСЕ была принята Хартия о предупреждении терроризма и борьбе с ним. В документе указывается, что терроризм является негативным и осуждаемым ОБСЕ явлением, но при этом отмечается, что недопустима идентификация терроризма с какими-либо нациями и народами, исповедующими определенные религии. В 2005 г. во исполнение хартии была разработана Контртеррористическая стратегия Европейского союза (14469/4/05), в соответствии с которой была учреждена должность координатора по борьбе с терроризмом. Стратегией предусматривается не только предотвращение террористических актов, но и пресечение пособничества террористической деятельности, в том числе, информационного через Интернет, путем реализации информационной стратегии, объясняющей политику ЕС и обеспечивающей межкультурное взаимодействие [6, с.52].

Сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран позволяет констатировать, что вопрос о регламентации пособничества террористической деятельности решается неоднозначно. Условно все зарубежные страны относительно регулирования ответственности за пособничество террористической деятельности можно разделить на две группы. Основными критериями дифференциации выступает наличие или отсутствие в их уголовном законодательстве самостоятельной фигуры пособника, а также мера уголовной ответственности за соучастие в террористической деятельности.

Первую группу составляют страны, уголовное законодательство которых отдельно выделяет пособника как соучастника террористической деятельности. При этом обвиняемые в пособничестве признаются ключевыми виновниками, а наказание пособнику террористической деятельности назначается в пределах санкции, которые предусматриваются для исполнителей. Вторую группу составляют страны, уголовное законодательство которых не обособляет фигуру пособника как соучастника террористической деятельности. В свою очередь, ответственность за соучастие террористической деятельности в виде пособничества имеет второстепенный характер и предполагает смягчение наказания.

Уголовное право ряда зарубежных стран первой группы различает пособничество до / во время и после совершения преступления, в том числе, террористического характера [1, с.66]. К примеру, в Англии до принятия Закона об уголовном праве 1967 г. пособниками признавались лица, которые оказывали поддержку преступнику до или после совершения преступления. Пособники до совершения преступления отсутствовали во время исполнения преступления, но советовали или управляли преступником либо предоставляли исполнителю инструменты, оружие и т.д. Пособники после совершения преступления, зная о совершенном преступлении, укрывали преступника или оказывали ему иную помощь.

Закон об уголовном праве 1967 г. выделил в самостоятельный состав пособничество после совершения преступления, признав тем самым возможность пособничества до или во время совершения преступления, но не после него.

Не менее важным вопросом является установление ответственности за пособничество в совершении террористического преступления и оказание помощи в целях его совершения. При этом обвиняемые в пособничестве признаются ключевыми виновниками. Традиционные уголовно-правовые нормы в этом отношении направлены на привлечение к ответственности отдельных лиц, непосредственно совершивших преступление. Например, в Великобритании существует правовая норма, со-

гласно которой отдельным составом преступления является руководство деятельностью террористической организации на любом уровне. Так, в 2008 г. Рангжебу Ахмед был приговорен к пожизненному лишению свободы за управление деятельностью «Аль-Каиды», несмотря на то, что его участие в конкретных террористических актах не нашло доказательств. Поэтому именно привлечение лиц, причастных к организации или занимающихся подготовкой террористических актов, представляет собой важную меру противодействия международному терроризму [12].

Так, в уголовном законодательстве США пособничеством признаются деяния, совершенные до и после преступления. При этом до совершения преступного деяния террористической направленности пособник не дифференцируется, по сути, являясь исполнителем, и в соответствии с п.2 главы 1 Свода законов США наказывается так же, как и исполнитель преступления. Отдельно в законодательстве выделяется пособник после совершения преступного деяния, что отражено в п.3 главы 1 Свода законов США, который определяет пособником лицо, знающее о готовящемся акте террористической деятельности против государства, но оказывает помощь исполнителю в виде укрывательства, поддержки и содействия в целях воспрепятствования его задержанию, преданию суду и наказанию [12]. Пособник после совершения преступного деяния подвергается наказанию в виде заключения под стражу на срок не более половины максимального срока, предусмотренного для наказания исполнителя.

В уголовном законодательстве Канады существует отдельная глава «Соучастники преступления», где определены понятия соучастия, разделенного на виды, и пособника как соучастника преступления. Соучастником террористического преступления признается лицо, которое является: 1) непосредственно исполнителем, совершившим преступное деяние; 2) пособником, оказывающим активную помощь в совершении преступного деяния, в том числе, бездействие; 3) подстрекателем, содействующий преступлению. Пособник, который по факту реализует преступный умысел, совершая преступление, приравнивается к ис-

полнителю [14, Р.60].

Пособничество по законодательству Канады дифференцируется по критерию временного интервала: преступное пособничество во время (помощь) и после совершения преступления, приравнивающееся, по сути, к укрывательству. В соответствии со ст.83.23 Уголовного Кодекса Канады, предусматривающей ответственность за пособничество деяниям террористического характера, пособником признается лицо, которое имеет сознательный умысел скрыть преступника, совершившего преступление террористического характера, а также создать условия для осуществления деяний террористического характера, признается виновным в совершении уголовного преступления.

По УК Канады пособничество террористической деятельности относится к тяжелым уголовным преступлениям. Под тяжким преступлением понимается преступление, рассматриваемое с обвинительным актом, за которое УК Канады или другим актом парламента предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет. В ч. 2 ст. 467.1 УК Канады установлено, что пособничество в совершении преступления террористического характера не требует доказательства знания, какое конкретно преступление будет совершено, или, что преступление действительно будет совершено; под совершением преступления признается участие в совершении преступления, а также пособничество кого-либо к его совершению. В силу этого, никакого смягчения наказания пособнику УК Канады не предусматривает.

Не различают пособника до и после совершения преступления УК Японии и Австралии.

Согласно ст. 62 УК Японии пособником признается лицо, которое оказывало помощь исполнителю, в том числе, террористического деяния. В п. 1 ст. 62 УК данной страны закрепляется: «Лицо, которое оказывало помощь исполнителю, признается пособником» [8, с.61]. Емкость и краткость нормы о пособничестве налицо. Стоит упомянуть п. 2 вышеназванной статьи, который особо выделяет, что «лицо, которое подстрекает пособника, приравнивается к пособнику» [8, с.61]. В Японии, как и во Франции, не приняли идею последующего пособни-

чества. Например, укрывательство преступника после террористического акта, уничтожение доказательств содеянного, причастность к террористической деятельности УК Японии трактует как самостоятельные преступления [4, с.229]. При этом УК Японии (ст. 63) не предусматривает смягчение наказания пособнику террористической деятельности, а приравнивает к наказанию исполнителю.

В УК Австралии пособническая деятельность юридически в полной мере приравнивается к исполнительской. Так, в п. 1 ст. 11.2 говорится, что: «Лицо, которое помогает, подстрекает, советует или побуждает другое лицо совершить преступление, является пособником и считается совершившим такое преступление и подлежит соответствующему наказанию» [9, с.79]. Примечательно то, что совет перед совершением преступления выделяется особо, наряду с помощью.

Таким образом, зарубежное уголовное законодательство рассмотренных стран, условно относящихся к первой группе, выделяет пособника как самостоятельного соучастника террористической деятельности, а наказание пособнику террористической деятельности назначается в пределах санкции, которые предусматриваются для исполнителей.

Представителем второй группы стран, в уголовном законодательстве которой отсутствует обособление пособника как соучастника террористической деятельности, является Голландия. УК Голландии, вступивший в силу в 1986 г. и с изменениями и дополнениями действующий поныне [10, с.75], в ст. 48 УК Голландии делит всех участников преступления на основных участников и соучастников: «Следующие лица подлежат ответственности как соучастники преступления: (1) те, кто умышленно оказывают помощь во время совершения преступления; (2) те, кто умышленно предоставляют возможность, средства или информацию, необходимые, чтобы совершить преступление». Следовательно, уголовное законодательство Голландии рассматривает пособника как соучастника преступления, более того, делит пособничество на две формы: оказанное во время совершения преступления и совершенное до начала преступных действий. Заметим, что УК Голландии

предусматривает для пособников террористической деятельности в п. 1 ст. 49 уменьшение на одну треть максимального наказания, предусмотренного за исполнение преступления.

Если УК Голландии не определяет отдельно пособника, подробно перечисляя, по сути, только пособнические действия, то УК Испании делает это крайне неконкретно. Отдельно разделяя в ст. 27 УК Испании всех участников преступления на исполнителей и соучастников, уголовный закон Испании уточняет, кто еще может быть признан исполнителями: «Помимо тех, кто совершает преступление сам или посредством использования другого лица как орудия, исполнителями считаются: а) тот, кто заставляет других совершить определенное деяние; б) тот, кто своим действием присоединяется к совершению деяния, без чего последнее не было бы совершено» [11, с.20].

На первый взгляд напрашивается вывод о том, что по УК Испании пособник приравнивается к исполнителю. Тем не менее, ст. 29 УК Испании устанавливает, что «соучастниками являются лица, не указанные в предыдущей статье, которые, совершая определенные действия одновременно или во время, предшествующее преступлению, тем самым участвуют в совершении преступления» [11, с.20]. Из совокупности статей уголовного закона Испании следует, что пособник способен быть в одних случаях соучастником преступления, в других - исполнителем. Вероятнее всего, грань их разделения заключается в том, возможно ли совершение или продолжение преступления без его деяний. Тогда остается непонятна его принадлежность в случае, когда пособник одновременно оказывает необходимую помощь, без которой преступление невозможно, и содействует иными способами, без которых общественно опасное деяние вполне вероятно. По УК Испании (ст. 63) соучастникам террористической деятельности назначается наказание ниже на одну степень, чем наказание, предусмотренное исполнителям.

В уголовном законодательстве Франции

Библиография:

пособник также отдельно не выделяется. В ст. 121-7 УК Франции указывается: «Соучастником преступления или проступка является лицо, которое сознательно своей помощью или содействием облегчило их подготовку или завершение» [7, с.197]. Исходя из данной нормы, можно сделать вывод, что в уголовном законодательстве Франции все участники преступления делятся на исполнителя и иных соучастников, фигура пособника не обособляется. При этом УК Франции предусматривает просто смягчение наказания пособника сообразно с наказанием исполнителя.

Анализ уголовного законодательства зарубежных стран, вошедших во вторую группу, не только не раскрывают понятия пособника, но и вовсе его не используют, а ответственность за пособнические действия террористической деятельности носит второстепенный характер и предполагает смягчение наказания.

Исходя из анализа норм международно-правового регулирования ответственности за пособничество террористической деятельности, уголовное законодательство зарубежных стран можно разделить на две группы. Основными критериями дифференциации выступает наличие или отсутствие в их уголовном законодательстве самостоятельной фигуры пособника, а также мера уголовной ответственности за соучастие в террористической деятельности. Первую группу составляют страны, уголовное законодательство которых отдельно выделяет пособника как соучастника террористической деятельности. При этом обвиняемые в пособничестве признаются ключевыми виновниками, а наказание пособнику террористической деятельности назначается в пределах санкции, которые предусматриваются для исполнителей. Вторую группу составляют страны, уголовное законодательство которых не обособляет фигуру пособника как соучастника террористической деятельности. В свою очередь, ответственность за соучастие террористической деятельности в виде пособничества имеет второстепенный характер и предполагает смягчение наказания.

1. Аистова Л. С. Уголовное право зарубежных стран: учебное пособие / Л. С. Аистова, Д. Ю. Краев. - Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. - 132 с.

2. Меры по ликвидации международного терроризма. Доклад Генерального секретаря ООН. Документ ООН A/67/162, 19 July 2012

3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма: принята в г. Нью-Йорке 9 дек. 1999 г. // Бюл. международных договоров. 2003. № 5.

4. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. Общая часть уголовного права / Власов И.С., Голованова Н.А., Еремин В.Н., Игнатов А.Н., и др.; Отв. ред.: Кузнецова Н.Ф. - М.: Юрид. лит., 1991. - 288 c.

5. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1624, 2005 г. [Электронный ресурс] // Official Documents System of the United Nations. - Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org.

6. Солопченко Д.В. Новые тенденции развития законодательства об экстремизме и терроризме в Российской Федерации и за рубежом / Д.В. Солопченко // Российский следователь. - 2014. - № 6. - С. 52-55.

7. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии). Сборник законодательных материалов / Под ред.: Козочкин И.Д. - М.: Зерцало, 2001. - 352 c.

8. Уголовный кодекс Японии / науч. ред. А. И. Коробеева. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 226 с.

9. Уголовный кодекс Австралии 1995 г. Общая часть вступила в действие 15 декабря 2001 г.: Перевод с английского / Науч. ред.: Козочкин И.Д. (Предисл.), Трикоз Е.Н. (Предисл., пер.) - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 388 c.

10. Уголовный кодекс Голландии. Перевод с английского / Науч. ред.: Волженкин Б.В.; Пер.: Миронова И.В.. - 2-е изд. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2001. - 510 c.

11. Уголовный кодекс Испании / Под ред. и с предисл.: Кузнецова Н.Ф., Решетников Ф.М.; Пер.: Зырянова В.П., Шнайдер Л.Г. - М.: Зерцало, 1998. - 218 c.

12. Greer S. Antiterrorist laws and the United Kingdom's «suspect muslim community». A reply to Pantazis and Pemberton / S. Greer // The British Journal of Criminology. 2010. № 50. P. 1171-1190.

13. Klein G.R. Ideology isn't everything: Transnational terrorism, recruitment incentives, and attack casualties / G.R. Klein //Terrorism and Political Violence. 2016. № 28 (5). P. 868-887.

14. Watt D., Fuerst M. The 2003 Annotated Tremeear's Criminal Code. Toronto, 2002. Р.60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.