Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

344
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПРЕКУРСОРЫ / PRECURSORS / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / DRUG TRAFFICKING / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / DRUG CRIME / NARCOTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ролик Александр Иванович

В настоящее время различные формы организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков рассматриваются правительствами государств многих стран как источник значительной угрозы не только здоровью и безопасности миллионов людей, но и гражданскому миру, государственным институтам, национальной безопасности в целом. Вследствие чего власти в лице правоохранительных структур и органов ведут регулярную и упорную борьбу с криминальным миром. В современном общественном строе организованная преступность в сфере незаконного оборота наркотиков продолжает прогрессировать и распространять свое влияние за пределы национальных границ и за пределы национального права. Центры разветвленной мощной наркосети, являющиеся источниками криминальной активности, за прошедшие годы уже окончательно трансформировались в анонимные источники власти и, став политически мотивированными, выступают самостоятельными субъектами террористической деятельности. Прошло время, когда проблема преступности в сфере оборота наркотиков была проблемой только в границах отдельно взятой страны. Широкое распространение наркомании в различных странах мира вызывает озабоченность не только правительства этих стран, но и международных организаций. И при появлении только первых толчков в наркоиндустрии международное сообщество решило вести борьбу с антропологической катастрофой, разрушившей собственно человеческое в человеке. Постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база международного сотрудничества и развивающаяся связь между правоохранительными органами позволяют в последние годы активнее осуществлять практическую деятельность по разоблачению наркогруппировок, располагающих международными связями. Находит свое признание международное уголовное право как новая отрасль международного публичного права, налажена надежная система обмена оперативной информацией о незаконном международном обороте наркотиков между государствами, в которых действуют представительства Интерпола. В связи с подобного рода международной проблемой необходимо четко и правильно формулировать и излагать пути усиления международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ролик Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF DRUG TRAFFICKING, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND PRECURSORS TRAFFICKING IN INTERNATIONAL LAW

Currently, various forms of organized crime in drug trafficking are considered by the governments of many countries as a source of a significant threat not only to the health and safety of millions of people, but also to civil peace, public institutions, national security in general. Whereby the power in the face of law enforcement agencies and bodies are regular and persistent struggle with the underworld. In today's social system organized crime in drug trafficking continues to progress and spread its influence beyond national borders and beyond national law. Centers branched powerful trafficking networks that are sources of criminal activity over the years has finally transformed into anonymous sources and power, becoming a politically motivated act independent subjects of terrorist activities. The time when the problem of crime in the trafficking was a problem only within the boundaries of a single country passed. Widespread drug abuse in different countries is a concern not only the governments of these countries, but also international organizations. And only the first occurrence of aftershocks in the drug industry the international community decided to fight anthropological catastrophe that destroyed itself in the human person. Continuously improved the legal framework for international cooperation and developing communication between law enforcement agencies in recent years allow actively involved in practical activities to expose drug traffickers possessing international connections. Finds its recognition of international criminal law as a new branch of public international law and put in place a reliable system for the exchange of operational information on illicit international drug trafficking between states in which there are representative of Interpol. In connection with this kind of international problem must be clearly and correctly formulate and articulate ways to strengthen international cooperation in combating transnational organized crime in the area of ​​drug trafficking.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

LEGAL REGULATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE

Ролик Александр Иванович - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Юридической школы ДВФУ, г. Владивосток. Е-mail: apk4@primorsky.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ*

В настоящее время различные формы организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков рассматриваются правительствами государств многих стран как источник значительной угрозы не только здоровью и безопасности миллионов людей, но и гражданскому миру, государственным институтам, национальной безопасности в целом. Вследствие чего власти в лице правоохранительных структур и органов ведут регулярную и упорную борьбу с криминальным миром. В современном общественном строе организованная преступность в сфере незаконного оборота наркотиков продолжает прогрессировать и распространять свое влияние за пределы национальных границ и за пределы национального права.

Центры разветвленной мощной наркосети, являющиеся источниками криминальной активности, за прошедшие годы уже окончательно трансформировались в анонимные источники власти и, став политически мотивированными, выступают самостоятельными субъектами террористической деятельности.

Прошло время, когда проблема преступности в сфере оборота наркотиков была проблемой только в границах отдельно взятой страны. Широкое распространение наркомании в различных странах мира вызывает озабоченность не только правительств этих стран, но и международных организаций. И уже при появлении только первых симптомов в наркоиндустрии международное сообщество решило вести борьбу с

Научные результаты получены в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, задание № 29.763.2014/К.

антропологической катастрофой, разрушившей собственно человеческое в человеке.

Постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база международного сотрудничества и развивающаяся связь между правоохранительными органами государств позволяют в последние годы активнее осуществлять практическую деятельность по разоблачению наркогруппировок, располагающих международными связями. Находит свое признание международное уголовное право как новая отрасль международного публичного права, налажена надежная система обмена оперативной информацией о незаконном международном обороте наркотиков между государствами, в которых действуют представительства Интерпола.

В связи с подобного рода международной проблемой необходимо четко и правильно формулировать и излагать пути усиления международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков.

Ключевые слова: международное право, международное сотрудничество, наркотические вещества, психотропные вещества, оборот наркотических средств, прекурсоры, незаконный оборот наркотиков, наркопреступность.

Alexander I. Rolik, Can. Sci. (Law), Associate professor, Department of Criminal Law and Criminology, School of Law, Far East Federal University, Vladivostok. E-mail: apk4@primorsky.ru

REGULATION OF TRAFFICKING OF DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR PRECURSORS IN INTERNATIONAL LAW *

Nowadays, various forms of organized crime in drug trafficking are considered by the governments of many countries as a source of a significant threat not only to the health and safety of millions of people, but also to the civil peace, public institutions, and national security in general. Therefore, the authorities represented by law enforcement agencies and bodies regularly and persistently struggle with the criminal world. In today's social systems, organized crime in drug trafficking continues to progress and spread its influence beyond national borders and beyond national laws.

Centers of powerful trafficking networks are the sources of criminal activity; in recent years, they have finally transformed into an anonymous

* Scientific results obtained in the framework of the state task of The Ministry of education and science of Russian Federation, the task № 29.763.2014 / K.

sources of power and become politically motivated and independent subjects of terrorist activities.

Long has gone the time when the problem of crime in the trafficking was a problem only within the boundaries of a single country. Widespread drug abuse in different countries is a concern not only for the governments of these countries, but also for international organizations. And the first aftershocks in the drug industry prompted the international community to fight against the anthropological catastrophe that destroyed the human in humans.

In recent years, the continuously improved legal system of international cooperation and developing communication between law enforcement agencies have greatly assisted in exposing the drug traffickers, which possess international connections. The international criminal law as a new branch of public international law has been recognized; a reliable system of exchanging operational information on illegal international drug trafficking between the states where Interpol has its representative offices has been implemented.

Existing of this international challenge makes it necessary to clearly and correctly formulate and present the ways of strengthening the international cooperation in dealing with transnational organized crime in the sphere of illegal drug trafficking.

Key words: international law, international cooperation, drugs, psycho-tropic substances, drug trafficking, precursors, illegal drug trafficking, drug crime.

Начало в международном правовом регулировании оборота наркотиков было положено Шанхайской опиумной комиссией (1909 г.). В ее заседании приняли участие представители 13 государств - Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, Китая, Нидерландов, Персии, Португалии, России, Сиама, США, Франции, Японии.

Принятие решения о созыве Шанхайской опиумной Комиссии было объективно обусловлено потребностью международного объединения усилий государств в противодействии наркотизации населения. Целью созыва Комиссии была разработка мер, направленных на ограничение оборота опия в Китае и препятствующих нелегальному ввозу наркотиков из Азии в США и европейские государства. И хотя комиссия не выработала какого-либо документа, регламентирующего соответствующие правила в этой области, тем не менее она ускорила те усилия, которые три года спустя завершились проведением международной конференции в Гааге и принятием на ней Международной конвенции об опиуме [1].

В Гаагской международной конвенции участвовали те же государства, что и в Шанхайской комиссии, за исключением Австро-Венгрии. Принятая в 1912 г. в Гааге Международная конвенция об опиуме стала первым меж-

дународно-правовым документом в этой области. Она провозгласила ряд принципов, нашедших развитие в последующих международных соглашениях: использование указанных средств только «в медицинских и разумных целях», правовое регулирование их производства и торговли и т.д. С ее принятием контроль над наркотиками был установлен как институт международного права на многосторонней основе [3].

На учрежденную в 1919 г. международную организацию - Лигу Наций возлагался общий контроль за выполнением соглашений по вопросам торговли опиумом и другими наркотическими средствами. В этих целях были приняты международно-правовые акты о борьбе с наркоманией и контроле над распространением наркотиков, в частности Женевское соглашение 1925 г. и дополнившее его Бангкокское соглашение 1931 г. По сути, они закрепили принципы Гаагской конвенции 1912 г. о том, что наркотики могут производиться только для законных потребностей. Кроме того, указанные акты расширили список наркотиков. Женевское соглашение ввело также систему лицензирования и регистрации внешнеторговых сделок по наркотикам, государства обязывались сообщать о совершенных сделках Постоянному центральному комитету по наркотическим средствам.

Существенный шаг в развитии международно-правового регулирования оборота наркотиков был сделан с принятием Женевской конвенции 1936 г. Во-первых, в соответствии с этой конвенцией предусматривалось не только международное уголовное преследование за незаконное распространение наркотических средств, но и обязательство государств установить в своем законодательстве уголовную ответственность в отношении лиц, осуществляющих незаконный оборот наркотиков. Во-вторых, в связи с появлением межгосударственных преступных сообществ (наркосиндикатов), члены которых использовали территории некоторых государств для укрытия от уголовного преследования, предусматривалась, хотя и при определенных условиях, выдача наркодельцов.

Согласно указанной конвенции под международный контроль ставился оборот лишь готовых наркотиков. Сырье для их изготовления не подпадало под него, что, несомненно, было недостатком Женевской конвенции 1936 г.

В 1946 г. была создана Комиссия ООН по наркотическим средствам, ставшая, по сути, основной организацией, осуществляющей координацию международной деятельности в рассматриваемой сфере [4]. После многолетней работы ею подготовлена Единая конвенция о наркотических средствах, которая была принята в Нью-Йорке в 1961 г. Данной конвенцией отменены все предыдущие международные документы, принятые по наркотикам, кроме Женевской конвенции 1936 г.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с изменениями от 25 марта 1972 г. [5]) - основной международно-правовой акт, целью которого является содействие сотрудничеству между государствами в приня-

тии эффективных мер против злоупотребления наркотическими средствами, ограничение их потребления. Ее значение для развития международного и национального законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств определяется рядом обстоятельств, среди которых можно выделить:

1) определение незаконного оборота наркотиков как культивирования или любого действия по сбыту наркотиков в нарушение правил, установленных Конвенцией;

2) организацию централизованного международного контроля над производством и оборотом наркотиков, осуществляемого Комиссией по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН и Международным комитетом по контролю за наркотиками, созданным в соответствии с Конвенцией;

3) осуществление экспорта и импорта наркотических средств только с санкции правительств страны-экспортера и страны-импортера;

4) распространение норм Конвенции не только на наркотические средства, но и на сырье для его получения;

5) классификацию наркотиков, в соответствии с которой утверждены 4 Списка наркотических средств или препаратов, требующих различных мер контроля;

6) лицензирование производства наркотических средств негосударственными предприятиями;

7) принятие государствами - участниками Конвенции обязательства признать преступными: культивирование, производство, изготовление, предложение, распределение, покупку, продажу, доставку, маклерство, отправку, переотправку транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств, осуществленных с нарушением Конвенции (указанный перечень не является исчерпывающим, государства могут объявлять преступными и другие деяния, связанные с наркотиками);

8) признание необходимым включить перечисленные в Конвенции преступления в число деяний, виновные в совершении которых подлежат выдаче, а приговоры иностранных государств учитывать для целей установления рецидива.

Предметом регулирования по Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. выступают естественные или синтетические вещества, указанные в Списке I и Списке II. То, что вещества, включенные в Списки III и IV, в определении наркотических средств не упоминаются, объясняется тем, что в Список III включены препараты, содержащие в своем составе наркотические средства, а все вещества перечня из Списка IV дублируются в перечне Списка I [9, с. 3].

Система международного и внутригосударственного контроля за оборотом психотропных веществ предусмотрена Венской конвенцией о психо-

тропных веществах 1971 г. [6]. Все указанные вещества, в зависимости от их опасности, фармакологического действия и терапевтической полезности, классифицированы на 4 вида (класса), каждый из которых предполагает специфический режим контроля.

Кроме того, Конвенция 1971 г. установила: систему регистрации психотропных веществ; порядок проверок их хранения, регистрации и деятельности лабораторий; систему инспектирования производителей, экспортеров, оптовых и розничных распространителей психотропных веществ, а также медицинских учреждений, применяющих эти препараты.

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [7], как видно даже из ее названия, охватывает контроль за оборотом как наркотических средств, так и психотропных веществ. Она призвана содействовать сотрудничеству между государствами, «с тем чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, имеющего международный характер». При осуществлении своих обязательств государства «принимают необходимые меры, включая меры законодательного и организационного характера, в соответствии с основополагающими положениями своих внутренних законодательных систем» (ст. 2 Конвенции).

В соответствии с указанной Конвенцией 1988 г. государства, подписавшие ее, приняли на себя обязательство признать преступными:

- производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или психотропного вещества в нарушение Конвенции 1961 г. (в том числе с поправками от 1972 г.) или Конвенции 1971 г.;

- культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств;

- хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных выше;

- изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в Таблице I и Таблице II в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 3).

Государства обязываются обеспечить конфискацию выручки от незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ. Во исполнение этого обязательства в перечень преступлений, по которым возможна конфи-

1 2 4

скация имущества, включены ст. 228 , ч. 2 ст. 228 , ст. ст. 228 , 229, 231, 232 УК РФ (п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ).

Согласно Конвенции 1988 г. на лиц, обвиняемых в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ, распространяются правила о выдаче (экстрадиции). Указанные деяния подлежат включению в договоры о выдаче, заключаемые между государствами. Более того, сама Конвенция может выполнять роль такого соглашения между государствами, не имеющими договора о выдаче, но ратифицировавшими ее. Пункт 12 ст. 6 Конвенции 1988 г. допускает возможность «заключения двусторонних или многосторонних соглашений специального или общего характера в отношении передачи лиц, осужденных к тюремному заключению или другим видам лишения свободы, их странам, с тем чтобы они могли отбывать оставшийся срок наказания в этих странах».

Эффективность мер, предусмотренных названными выше конвенциями, во многом зависит от выполнения государствами принятых обязательств и унификации правовой политики в области оборота наркотических средств и психотропных веществ. В этих целях в соответствии с Программой ООН по международному контролю над наркотиками Международным центром (г. Вена) подготовлен и издан в 1992 г. ряд документов, представляющих собой типовые нормативные акты, предлагаемые государствам для использования в правотворческой деятельности.

К ним относятся: Типовой закон о борьбе с незаконным производством и оборотом веществ, находящихся под контролем, и мерах по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами и психотропными веществами; Типовой закон, касающийся классификации и регламентации законного культивирования, производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и торговле ими; Типовой закон о выдаче и взаимной юридической помощи в связи с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; Типовой закон о конфискации в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; Типовой законодательный или нормативный акт, учреждающий центральное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков [8].

Этими документами рекомендовалось принятие на национальном уровне акта, объединяющего положения Конвенций 1961 г., 1971 г. и 1988 г., с учетом схожести многих положений этих трех международных договоров, в том числе в подходах к определению наркотических средств и психотропных веществ, мер контроля за их оборотом, форм и видов ответственности за незаконный оборот указанных средств и веществ.

В частности, типовым законом рекомендовано принятие единых таблиц (списков) наркотических средств и психотропных веществ:

Таблицы I, включающей растения и вещества, представляющие особую опасность и не представляющие интереса для использования в медицинских целях, к которым отнесены наркотические средства из Списка

IV Конвенции 1961 г. и психотропные вещества из Списка I Конвенции 1971 г.;

Таблицы II, включающей растения и вещества, представляющие особую опасность и не представляющие интерес для использования в медицинских целях, к которым отнесены наркотические средства из списков I (за исключением включенных в Список IV) и II Конвенции 1961 и Списка II Конвенции 1971 г.;

Таблицы III, включающей растения и вещества, представляющие определенную опасность и интерес для использования в медицинских целях, к которым отнесены препараты из Списка III Конвенции 1961 г. и психотропные вещества из Списков III и IV Конвенции 1971 г.

При этом предусматривается возможность разбивки веществ таблиц II и III на две группы - «А» и «Б», в зависимости от применяемых к ним мер контроля.

Указанная схема уже учтена рядом государств, включая Россию, при разработке законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах [9].

На основе упомянутых документов разрабатывались унифицированные рекомендательные акты для государств - участников СНГ, например, был принят акт «О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

В Модельном уголовном кодексе, принятом на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 17 февраля 1996 г., представлены типовые уголовно-правовые нормы об ответственности за:

а) незаконный оборот наркотических средств с целью сбыта;

б) хищение либо вымогательство наркотических средств;

в) вовлечение в потребление наркотических средств;

г) незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества;

д) организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств [2].

Итак, можно констатировать, что Конвенции 1961 г., 1971 г. и 1988 г. являются системообразующей юридической основой не только для определения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в национальном законодательстве России, но и для разработки и установления в нем мер контроля за незаконным оборотом указанных средств и веществ, включая меры уголовно-правового воздействия в отношении нарушителей правил такого оборота.

Поскольку уголовно-правовые запреты в интересующей нас сфере невозможно сформулировать без использования бланкетных диспозиций соответствующих норм, большое значение приобретает вопрос об унифика-

ции и гармонизации понятийного аппарата, его соответствия положениям упомянутых международных конвенций. Следует признать, что российский законодатель при составлении национальных перечней (списков) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в том числе и для целей уголовного права) последовательно ориентируется на соответствующие базовые положения международных правовых документов.

Так, последними постановлениями Правительства РФ (от 4 февраля 2013 г. № 78-ФЗ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от 26 февраля 2013 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ») [10; 11] в очередной раз национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров приведены в соответствие со списками (таблицами) таких средств и веществ, являющимися приложениями к международным антинаркотическим конвенциям.

При этом, как справедливо отмечается в имеющихся исследованиях, использование положений международных антинаркотических конвенций для целей национального законодательства сводится не к копированию списков соответствующих средств и веществ, а заключается в использовании всей совокупности фундаментальных положений этих конвенций [12, с. 17; 13, с. 34].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федоров, А. В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. - 2008. - № 4. - С. 38-40.

2. О Модельном уголовном кодексе для государств - членов Содружества Независимых Государств // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. Приложение. - 1996. - № 10. - С. 3-84.

3. Федоров, А. В. Первая международная Конвенция о контроле над наркотиками / А. В. Федоров, А. В. Федулов // Наркоконтроль. - 2007. -№ 4. - С. 37-44.

4. Анисимов, Л. Н. Наркотики : правовой режим / Л. Н. Анисимов. - Л., 1974. - 144 с.

5. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. // Бюллетень международных договоров. - 2000. - № 8. - С. 15-50.

6. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. - М., 1981. - С. 416-434.

7. О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ : Конвенция Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XIVII. - М., 1994. - С. 133-157.

8. Типовые нормативные акты : Справочный документ Службы юридической помощи Международной программы ООН по контролю за наркотиками. Т. 1. Вена, 1992. - 586 с.

9. Федоров, А. В. Определение наркотических средств и психотропных веществ в Конвенциях ООН и его значение для уголовного законодательства // Наркоконтроль. - 2012. - № 4. - С. 2-22.

10. Сборник законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 6. -Ст. 558.

11. Сборник законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 9. -Ст. 953.

12. Федоров, А. В. Приведение российских перечней наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ в соответствие с международными антинаркотическими конвенциями: история вопроса и современное состояние // Наркоконтроль. - 2013. - № 2. - С. 8-19.

13. Бабаян, Э. А. Правовые аспекты оборота наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров. Нормативные документы. Методические материалы. Ответы на вопросы. Ч. 1 / Э. А. Бабаян, А. В. Гаевский, Е. В. Бардин ; Международный центр финансово-экономического развития. - М., 2000. - 440 с.

REFERENCES

1. Fedorov A. V. K stoletiyu Shankhaiskoi opiumnoi komissii 1909 [To the centenary jubilee of Shanghai Opium Commission 1909]. Narkokontrol', 2008, no 4, pp. 38-40.

2. O Model'nom ugolovnom kodekse dlya gosudarstv - chlenov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [About the Model criminal code for the member States of the Commonwealth of Independent States]. Informatsionnyi byulleten' Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv. Prilozhenie, 1996, no 10, pp. 3-84.

3. Fedorov A. V., Fedulov A. V. Pervaya mezhdunarodnaya Konventsiya o kontrole nad narkotikami [The First International Convention about the Drug Control]. Narkokontrol', 2007, no. 4, pp. 37-44.

4. Anisimov L. N. Narkotiki: pravovoi rezhim [Drugs: legal regime]. Leningrad, 1974. 144 p.

5. Edinaya konventsiya o narkoticheskikh sredstvakh 1961 g. s popravkami, vnesennymi v nee v sootvetstvii s Protokolom 1972 g. o popravkakh k Edinoi konventsii o narkoticheskikh sredstvakh 1961 [Single Convention on Drugs of 1961, as amended in accordance with the 1972 Protocol Amending the Single Convention on Narcotic Drugs, 1961]. Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov, 2000, no 8, pp. 15-50.

6. O psikhotropnykh veshchestvakh: Konventsiya (zaklyuchena v g. Vene 21 fevralya 1971) [On psychotropic substances: Convention (concluded, in Vienna on 21 February 1971)]. Sbornik deistvuyushchikh dogovorov, soglashenii i konventsii, zaklyuchennykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. Edited. XXX. Moscow, 1981, pp. 416-434.

7. O bor'be protiv nezakonnogo oborota narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv: Konventsiya Organizatsii Ob"edinennykh Natsii ot 20 dekabrya 1988 [Convention against illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances : the Convention of the United Nations on 20 December 1988]. Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR i Rossiiskoi Federatsii. Edit. XIVII. Moscow, 1994, pp.133-157.

8. Tipovye normativnye akty: Spravochnyi dokument Sluzhby yuridicheskoi pomoshchi Mezhdunarodnoi programmy OONpo kontrolyu za narkotikami. T. 1 [Model legislation: Reference document Legal Aid Services of the International Programme on Drug Control. Vol. 1. Vienna, 1992. 586 p.

9. Fedorov A. V. Opredelenie narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv v Konventsiyakh OON i ego znachenie dlya ugolovnogo zakonodatel'stva [The definition of drugs in UN Conventions and its meaning for criminal law]. Narkokontrol', 2012, no 4, pp. 2-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Sbornik zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Federal Law Code of Russian Federation], 2013, no 6, art. 558.

11. Sbornik zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Federal Law Code of Russian Federation], 2013, no № 9, art. 953.

12. Fedorov A.V. Privedenie rossiiskikh perechnei narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv, prekursorov narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, sil'nodeistvuyushchikh i yadovitykh veshchestv v sootvetstvie s mezhdunarodnymi antinarkoticheskimi konventsiyami: istoriya voprosa i sovremennoe sostoyanie [Bringing Russian lists of narcotic drugs, psychotropic substances and precursors of narcotic drugs and psychotropic substances, potent and poisonous substances in compliance with the international drug conventions: background and current state]. Narkokontrol', 2013, no 2, pp. 8-19.

13. Babayan E. A, Gaevskii A. V., Bardin E. V. Pravovye aspekty oborota narkoticheskikh, psikhotropnykh, sil'nodeistvuyushchikh, yadovitykh veshchestv i prekursorov. Normativnye dokumenty. Metodicheskie materialy. Otvety na voprosy. Ch. 1 [Legal aspects of narcotic, psychotropic, strong, poisonous sub-

stances and precursors. Normative documents. Methodical materials. Answers to your questions]. [International Centre for Financial and Economic Development]. Moscow, 2000. 440 p.

Коробеев Александр Иванович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток. E-mail: akorobeev@rambler.ru

Лобач Дмитрий Владимирович - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры права Уссурийского филиала Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск. E-mail: dimaved85@mail.ru

ТЕРРОРИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ И НАСИЛИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ МЕКСИКЕ: СОСТОЯНИЕ

*

И ДИНАМИКА

В статье исследуются состояние, динамика и национальные особенности терроризма в современной Мексике, а также его связь с организованной наркопреступностью. Проведенный анализ зарубежной научной литературы, ведомственных отчетов и статистических данных по обозначенной теме позволяет сделать вывод о том, что в Мексике преступность террористического характера проявляется в криминальной деятельности, сопутствующей незаконному обороту наркотиков, что, в конечном счете, обусловливает возникновение феномена наркотерроризма. Террористические методы, активно используемые наркокартелями, становятся неотъемлемой частью их криминальной деятельности по распространению наркотических средств, а также инструментом воздействия на органы государственной и муниципальной власти. При этом, если в 80-х годах XX в. террористические методы, предпринимаемые наркокартелями, были исключением, так как наркопреступность в те времена еще не достигла такого экономического могущества и политического влияния, чтобы в открытую противостоять государству, то в начале XXI в. практика терроризма со стороны наркокартелей становится обыденным явлением. В то же время отмечается, что акты терроризма сложно выявить в общей статистике преступлений против жизни, так как насильственные действия со стороны наркокартелей часто совершаются без целей воздействия на органы власти и устрашения населения, но в связи с криминальными разборками или при сопротивлении властям. В работе обосновывается связь наркотерроризма с экстремизмом

* Научные результаты получены в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, задание № 29.763.2014/К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.