МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОТИКОВ
А.Н. Пасенов, канд. юрид. наук, доцент П.Н. Медведева, студент
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-3-244-247
Аннотация. В статье представлена попытка определить и дать характеристику основным этапам становления и развития международно-правового регулирования борьбы с распространением наркотических средств. Исходя из актуальности проблемы наркомании и незаконного оборота наркотиков, авторы обращают внимание на значимость международного сотрудничества, как посредством принятия международно-правовых актов, так и участия государств в международных организациях.
Ключевые слова: международное право, незаконный оборот наркотиков, международное сотрудничество, международные организации, Организация Объединенных Наций.
Сегодня проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков остается одной из масштабных и стремительно развивающихся в мире. Все это представляет собой колоссальную угрозу современному обществу.
Так, опираясь на данные, представленные во Всемирном докладе о наркотиках за 2022 год, порядка 284 миллионов человек по всему миру употребляли наркотики за предшествующий год, численность лиц, которые страдали от расстройств, вызванных употреблением наркотических средств составила более 36 миллионов человек [1]. Принимая во внимание, что на 2010 год их количество составляло около 226 миллионов человек, мы можем сделать вывод о возрастании числа потребителей наркотических веществ на 27% [2].
Рост наркотизации населения влияет на рост преступности в целом, в связи с чем международным сообществом разрабатываются и принимаются международные правовые акты и создаются международные организации, определяющие направления и механизмы борьбы с наркотизацией и незаконным оборотом наркотиков.
По мнению О.З. Шыхлинского: «Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ - специфическая деятельность государств и других участников международного сообщества в сфере
предупреждения и борьбы с этим международным преступлением» [3].
В основе ряда международно-правовых мероприятий, нацеленных на контроль неправомерного распространения наркотических средств, лежит создание Шанхайской опиумной комиссии 1909 года. Появление данного органа стало отправной точкой сотрудничества государств в области регулирования незаконного оборота наркотических веществ. В Комиссии приняли участие представители из 13 стран мира, а именно - Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Италии, Китая, Нидерландов, Персии, Португалии, России, Сиама, США, Франции, Японии. Даже с учетом того, что в результате не было принято норм по вопросам регулирования неправомерного распространения наркотиков, были предприняты первые шаги на пути международного регулирования незаконного оборота наркотических веществ.
Следующим этапом становления международного сотрудничества в рамках борьбы с незаконным оборотом наркотических средств стало проведение в 1912 году Международной опиумной конференции в Гааге, участие в которой приняли такие страны как Россия, Португалия, Персия, Нидерланды, Япония, Италия, Великобритания, Франция, Китай, США, Германия, Индия. Результатом работы
Конференции стала разработка и принятие первой Конвенции о наркотиках.
Одним из значимых итогов конференции стало также решение стран-участниц Конференции взять на себя обязательства по формированию законодательных актов, действие которых будет нацелено на осуществление государственного контроля в области производства и распространения опиума-сырца и сокращению количества используемых для его транспортировки объектов.
Кроме того, страны-участницы обязались взять под правовой контроль вопросы производства и распространения таких наркотических средств как кокаин, морфин, героин и опиум, используемые в медицинских целях.
Таким образом, произошло становление и окончательное закрепление международного сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
В последующем было принято большое количество международных договоров по вопросам регулирования действий в области борьбы с неправомерным оборотом наркотических средств. В качестве ключевых из них можно выделить Единую конвенцию о наркотических средствах, принятую 30 марта 1961 г., Конвенцию о психотропных веществах, принятую 21 февраля 1971 г., а также Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятую 20 декабря 1988 г.
Принятая 30 марта 1961 года в г. Нью-Йорке Единая конвенция о наркотических средствах заложила фундамент современного международно-правового режима контроля над наркотиками. Она установила круг базовых обязательств государств в указанной сфере, к основным из которых можно отнести ограничение применения наркотических средств исключительно в медицинских, а также научных целях.
На основе этого документа была учреждена Комиссия ООН по наркотическим средствам, немаловажную роль в работе которой играет Российская Федерация, а также Международный комитет по контролю над наркотиками, который отвечает
за контроль выполнения государствами нормативных предписаний, заложенных данной конвенцией. Данный комитет состоит из 13 членов, избираемых ЭКОСОС, десять из списка лиц, предоставляемого правительствами государств, остальные три члена комитета выбираются Советом из лиц, которые имеют медицинский, фармакологический или фармацевтический опыт, кандидатуры которых выдвинуты Всемирной организацией здравоохранения.
Комиссия ООН по наркотическим средствам представляет собой функциональный орган ЭКОСОС, который осуществляет наблюдение за применением международных договоров по вопросам наркотических средств, директивное руководство и контроль за деятельностью программы ООН по международному контролю над наркотиками и иные вспомогательные функции по указанию Совета.
В структуру комиссии входит два вспомогательных органа:
- Подкомиссия по незаконному обороту наркотиков на Ближнем и Среднем Востоке и связанным с этим вопросам;
- Совещание глав национальных органов по обеспечению соблюдения законов о наркотиках.
Принятая 21 февраля 1971 г. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ обращена к вопросам создания системы контроля над новыми психотропными веществами, такими как стимуляторы центральной нервной системы (амфетамины), седативные и снотворные средства (барбитураты), а также галлюциногены (ЛСД).
Во многих аспектах данная конвенция схожа с Конвенцией 1961 г. Оба документа предусматривают борьбу с наркопреступностью в косвенной форме, поскольку содержание этих конвенций закрепляет нормы регулирования законного оборота наркотиков и психотропных веществ, а также внедрение эффективной системы контроля против утечки в каналы незаконного оборота.
Следующим шагом развития международно-правовых отношений в рассматри-
ваемой нами области стала Конференция ООН, которая состоялась в Вене в ноябре-декабре 1988 года. Итогом Конференции, имеющим значение для международного сообщества, явилось принятие Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Исходя из задачи повышения эффективности международного сотрудничества Конвенция определяет и закрепляет перечень правонарушений, которые относятся к категории преступлений, непосредственно связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Стороны Конвенции должны признать в своей национальной правовой системе перечисленные в тексте документа правонарушения как уголовно наказуемые деяния.
Кроме того, в тексте Конвенции присутствуют нормы, посвященные оказанию сторонами взаимной юридической помощи по расследованию, уголовному преследованию и судебному разбирательству, и обозначаются и доктринально закрепляются требования к законно экспортируемым наркотическим и психотропным средствам, а именно: «Каждая Сторона требует, чтобы законно экспортируемые наркотические средства и психотропные вещества сопровождались надлежащими документами» [4] и «Каждая Сторона требует, чтобы экспортируемые партии наркотических средств и психотропных веществ не были неправильно маркированы» [4].
Помимо упомянутой ранее Комиссии ООН по наркотическим средствам существуют еще несколько международных органов в сфере регулирования незаконного оборота наркотиков, лидером по борьбе с международной наркопреступностью среди которых является Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).
Рассматриваемый нами орган был создан в результате объединения Программы ООН по контролю за наркотиками и Центра по предотвращению международной преступности в 1997 году.
Стратегия УНП ООН на 2021-2025 года определяет следующие способы, направленные на разрешение проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков:
1. Исследовать взаимосвязи между проблемой наркотиков и различными аспектами устойчивого развития, мира и безопасности, и прав человека;
2. Оказывать поддержку государствам-членам в выполнении международных обязательств в области наркополитики;
3. Расширить доступ к лечению расстройств, связанных с употреблением наркотиков, реабилитации, восстановлению и социальной реинтеграции, а также к профилактике, лечению и уходу за ВИЧ/СПИДом и гепатитом;
4. Учитывать связанные с этим права человека и гендерные соображения, особенно среди уязвимых групп населения;
5. Сосредоточиться на понимании взаимосвязи проблемы наркотиков и транснациональной организованной преступности, включая киберпреступность, коррупцию, незаконный оборот, финансовые потоки и терроризм;
6. Расширить роль и потенциал лаборатории УНП ООН для поддержки программных и политических мер государств-членов по противодействию незаконному обороту наркотиков и предоставлению соответствующих медицинских услуг [5].
Помимо универсальных международных организаций, осуществляющих деятельность по регулированию оборота наркотических средств, существуют и региональные организации, которые в своей деятельности нацелены на решение локальных задач, возникающих при регулировании борьбы с неправомерным оборотом наркотических и психотропных веществ. Ключевую роль среди таких организаций занимает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), образованная в 2001 году.
Основополагающим документом рассматриваемой нами региональной международной организации является Хартия Шанхайской организации сотрудничества 2002 года. В статье 1 Хартии обозначены основные цели и задачи ШОС, одна из которых предполагает борьбу с незаконным оборотом наркотиков [6].
Подводя итог, можно отметить, что сегодня сфера международного регулирования незаконного оборота наркотических и
психотропных веществ достаточно развита направленных на противодействие неза-и регламентирована. Существует ряд меж- конному распространению наркотических дународных соглашений и организаций, средств.
Библиографический список
1. World Drug Report 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/world-drug-report-2022.html (дата обращения: 20.12.2023).
2. World Drug Report 2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/en/scientists/world-drug-report-2010.html (дата обращения: 20.12.2023).
3. Шыхлински О.З. Международные организации по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Экономика и социум. - 2018. -№ 5 (48). - С. 1894-1898.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1900535 (дата обращения: 21.12.2023).
5. Чипеев П.А. Управление ООН по наркотикам и преступности, как важнейший механизм в международной борьбе с наркотической эпидемией // Океанский менеджмент. -2023. - № 1 (19). - C. 63-65.
6. Хартия Шанхайской организации сотрудничества. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901858896 (дата обращения: 22.12.2023).
INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF COMBATING DRUG SPREADING
A.N. Pasenov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
P.N. Medvedeva, Student
Belgorod State National Research University
(Russia, Belgorod)
Abstract. The article presents an attempt to identify and characterize the main stages of the formation and development of international legal regulation of the fight against the spread of narcotic drugs. Based on the relevance of the problem of drug addiction and drug trafficking, the authors pay attention to the importance of international cooperation, both through the adoption of international legal acts and the participation of states in international organizations.
Keywords: international law, drug trafficking, international cooperation, international organizations, United Nations.