УДК 341.45
Шыхлински О.З. студент магистрант 2 курса юридический факультет ФБГОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Россия, г. Астрахань
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ
Аннотация: Данная статья посвящена международному сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Автором проанализированы правовые основы и полномочия международных организаций в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
Ключевые слова: международное сотрудничество, международные организации, борьба с незаконным оборотом наркотических средств.
Shikhlinski O.Z.
2 year master student, faculty of law Astrakhan state University Russia, Astrakhan INTERNATIONAL ORGANIZATIONS TO COMBAT ILLEGAL TRAFFICKING OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC
SUBSTANCES
Abstract: This article is devoted to international cooperation in combating illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Legislation on combating illicit trafficking in narcotic drugs.
Key words: international cooperation, international organizations, combating illicit trafficking in narcotic drugs.
В современных условиях основные мероприятия борьбы с незаконным оборотом наркотиков относятся к внутренней компетенции каждого отдельного государства. Однако использование только внутригосударственных мероприятий противодействия данному правонарушению не всегда является достаточным. Все большее значение в борьбе с указанным преступлением и ликвидации его социальных последствий приобретает сотрудничество государств. Необходимость такого взаимодействия была признана еще в начале XX столетия, и только после второй мировой войны сложились определенные направления и формы международного сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ - специфическая
деятельность государств и других участников международного сообщества в сфере предупреждения и борьбы с этим международным преступлением.
Международные организации, в компетенцию которых входит проблематика наркотиков, разнородны ни по своему численному составу, ни по целям, направлениям своей деятельности, стоящими перед ними в учредительных документах.
Заключая договоры с государствами в соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров между государствами или между международными организациями 1986 года, они не проявляют свою собственную волю, а осуществляют свои полномочия, которые предоставлены им по уставу.
К началу XXI века сформировалась вполне ясная система международных межправительственных организаций, контролирующая употребление и распространение наркотиков, а также пресечение противоправных действий в этих областях.
Основу существующей в настоящее время системы международных организаций по контролю за производством, движением и употреблением наркотиков составляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения.
Здесь, в первую очередь, необходимо назвать Комиссию экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) по наркотикам, Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) и Программу ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП).
Функции и полномочия ЭКОСОС в сфере незаконного оборота наркотиков заключаются в следующем:
- служить центральным форумом для обсуждения международных проблем глобального характера, таких как незаконный оборот наркотиков, терроризм и др.;
- предпринимать или инициировать исследования, составлять доклады, давать рекомендации;
- созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций;
- вести переговоры со специализированными учреждениями относительно заключения соглашений.
Одной из шести функциональных комиссий ЭКОСОС является Комиссия по наркотическим средствам (КНС).
Вторым специализированным органом по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств является Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН), который также работает под руководством ЭКОСОС в качестве информационного, контролирующего и консультативного органа. МККН является преемником органов по контролю над наркотиками, первый из которых в соответствии с международным договором был учрежден более 70 лет назад.
Договоры возлагают на Комитет ряд конкретных обязанностей. В соответствии со ст. 9 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Комитет «стремится ограничить культивирование, производство, изготовление и использование наркотических средств достаточным количеством, необходимым для медицинских и научных целей, обеспечить их наличие для таких целей и предотвратить незаконное культивирование, производство, изготовление и использование наркотических средств и незаконный оборот наркотических средств».
Также в задачи МККН входит: контроль за соблюдением договоров о наркотических средствах; запрос у государств о ежегодном производстве, потреблении, ввозе и вывозе наркотиков; осуществление наблюдения за торговлей наркотиками; дача рекомендаций странам приостановить ввоз наркотических веществ в определенную страну и т.д.
Следующим субъектом международного контроля является Программа ООН по контролю над наркотиками (ЮНДКП), созданная в соответствии с Резолюцией ГА ООН № 45\179 от 29 декабря 1990 года.
Данный орган объединил структуры и функции всех прежних органов ООН по контролю над наркотиками - Департамент наркотиков, Фонд ООН по контролю над злоупотреблением наркотиками и Международный секретариат Международного комитета по контролю над наркотиками. ЮНДКП, как и Международный комитет, базируется в Вене. ЮНДКП доверена исключительная ответственность за координацию и руководство всеми видами деятельности в рамках ООН по контролю над наркотиками.
Кроме ЮНДКП, в сфере контроля над наркотиками участвуют такие организации ООН, как Всемирная Организация Здравоохранения, Международная Организация Труда, Отдел ООН по предотвращению преступлений, изучающий связь между преступностью и незаконным оборотом наркотиков, в том числе вопросы отмывания наркоденег.
Международный комитет по контролю над наркотиками и Программа ООН по международному контролю над наркотиками тесно сотрудничают с организациями, не входящими в систему ООН, особенно с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол) и Советом таможенного сотрудничества, известным также под названием Всемирная таможенная организация.
Первостепенными задачами Интерпола в отношении наркотических средств являются выявление новых тенденций незаконного оборота наркотиков и преступных организаций, действующих на международном уровне и помощь национальным и международным правоохранительным органам, занимающимися вопросами борьбы с незаконным производством, оборотом и злоупотреблением наркотиков, а именно:
- сбор и анализ данных, полученных от стран-членов в результате разведки и распространение данной информации в других странах;
- поддержка международных исследований наркотиков путем
организационных оперативных встреч экспертов;
- помощь в исследовании наркотических средств с участие по крайней мере двух стран-членов;
- организация оперативных переговоров членов Интерпола, на которых утверждаются основные направления борьбы с наркотическими средствами;
- организация конференций по определенным вопросам в отношении наркотиков, например, обмен информацией о последних методах расследования и укрепления сотрудничества и другие.
С 1930 года Интерпол имеет отдельное подразделение, занимающееся проблемой наркотических средств. Оно поддерживает банк данных, содержащий всю информацию, относящуюся к наркотикам с картотекой наркодельцов. Кроме того, в его компетенцию входит расширение сотрудничества между национальными антинаркотическими ведомствами и службами и улучшение обмена информацией между всеми странами по вопросам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, укрепление возможностей национальных служб в контроле над незаконным оборотом наркотиков.
Региональные международные организации, в отличие от Организации Объединенных Наций, решают локальные задачи, возникающие при борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Особое место занимает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). ШОС представляет собой региональную международную организацию, основанную в 2001 году и странами-участницами которой являются Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан.
В соответствии со ст. 1 основополагающего документа ШОС - Хартии от 7 июня 2002 г. основными целями и задачами ШОС являются совместное противодействие борьбе с незаконным оборотом наркотиков; совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке и др.
Также среди региональных международных объединений, занимающимися проблемами незаконного оборота наркотиков, можно назвать следующие союзы государств: Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС); Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК); Межамериканская комиссия по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД); Сообщество развития юга Африки (САДК); Африканский союз (АС).
Отдельное внимание следует уделить международным неправительственным организациям в процессе борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
В настоящее время в различных регионах мира действуют более 20 неправительственных международных организаций, целью которых является содействие государственным органам соответствующих стран в борьбе с распространением наркотиков, реабилитации наркоманов и т.д.
Резюмируя вышесказанное, на сегодняшний день в мире сложилась
целостная система международных организаций борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Использованные источники:
1. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 22. ст. 2269. 2 Конвенция ООН о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., 1981. С. 416 - 434
3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 19 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.
4. Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Собрание законодательства РФ. 23 октября 2006 г. N 43. Ст. 4417