Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татарченко К. Р.

В статье приведены наиболее важные международные документы и рассмотрено их влияние на сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Отмечена важность наличия международно-правовых норм для противодействия наркоугрозе в мировом масштабе всеобщими действиями. Представлено выгодное сотрудничество Российской Федерации с другими странами и союзами в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Также показаны примеры пресечения крупного незаконного оборота на внутригосударственном уровне, выявленного Федеральной таможенной службой. Выявлены проблемы требующие решения по определенному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татарченко К. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION IN THE FIELD OF COMBATING ILLICIT DRUG TRAFFICKING

The article presents the most important international documents and examines their impact on the cooperation of states in the fight against illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. The importance of the existence of international legal norms for countering the drug threat on a global scale by universal actions was noted. The beneficial cooperation of the Russian Federation with other countries and unions in the fight against illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances is presented. Examples of the suppression of large-scale illegal trafficking at the domestic level, identified by the Federal Customs Service, are also shown. The problems requiring solutions in a certain direction are identified.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

К.Р. Татарченко, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-8-2-110-113

Аннотация. В статье приведены наиболее важные международные документы и рассмотрено их влияние на сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Отмечена важность наличия международно-правовых норм для противодействия наркоугрозе в мировом масштабе всеобщими действиями. Представлено выгодное сотрудничество Российской Федерации с другими странами и союзами в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Также показаны примеры пресечения крупного незаконного оборота на внутригосударственном уровне, выявленного Федеральной таможенной службой. Выявлены проблемы требующие решения по определенному направлению.

Ключевые слова: международное сотрудничество, незаконный оборот, наркотические средства, психотропные вещества, международное законодательство.

В международной практике наибольшее количество уголовных преступлений связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. И для любого государства такой вид специфической преступности является преимущественно опасным. Так, еще в начале 20 века в 1909 году была образована Шанхайская комиссия необходимая для координации сотрудничества государств в борьбе с незаконным наркооборотом. И поскольку эта теневая сфера увеличивает свои показатели, государства вынуждены разрабатывать, прорабатывать и принимать необходимое количество нормативно-правовых документов.

Первым международным соглашением по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами стала принятая 12 странами участниками (в их числе - Германия, США, Китай, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Нидерланды, Персия, Португалия, Россия, Сиам): «Гаагская Международная конвенция по опиуму от 23 января 1912 года» [6]. Данным документом были введены основные категории наркотических средств (НС), по которым и происходил их особый контроль:

- Медицинский опиум;

- Опиум-сырец;

- Приготовленный опиум.

В последующие годы на основании этого документа были разработаны дополнительные международно-правовые акты преследующие общую цель по обеспечению доступа к НС и ПВ в медицинских и научных целях, а именно - Единая конвенция о наркотических средствах принятая в 1961 году, Конвенция о психотропных веществах от 21.02.1971 г., и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года [4].

Выделенные документы предусматривают сотрудничество государств через достижение определенных целей и задач: оказание взаимопомощи в проведении мероприятий в сфере незаконного наркооборота в согласованном формате всех сторон, а также образование внутригосударственных органов для регулирования данных мероприятий.

Так и при ООН существует ряд органов в данной сфере: Комиссия ООН по НС (устанавливает определенную политику за международным контролем над наркотиками); Отдел ООН по НС в Вене (секрета-

риат Комиссии ООН по НС); Международный совет по контролю за НС; Фонд ООН в борьбе по злоупотреблению НС; Программа ООН по контролю за НС [8]. Благодаря информации содержащейся во всемирном докладе ООН о наркотиках выявлено, что общемировой объем изъятий не только стабильно высок, но и по некоторым видам наркотиков становился еще выше, к примеру метамфетамин с 2015 года до 2018 г. составлял: 141,5 тонн; 158,6 тонн; 174,2 тонн и 182,9 тонн. Общий рынок наркотиков на глобальном уровне не только расширяется, но и становится многокомпонентным, т.е. наиболее сложным, поскольку контроль за новыми веществами не работает в ускоренном темпе, и самым опасным направлением в этой деятельности становится распространение в так называемых уязвимых группах людей. Также в докладе отмечены районы с наиболее высокими долями изъятия определенных видов наркотических средств, к ним отнесли Европу - 40% вещества типа экстази, 70% смолы каннабиса и героина, 80% амфетамина; Южная Америка - более 70% марихуаны; Азия - более 36% экстази и 45% героин. Однако все данные предварительные, поскольку не все государства предоставили данную информацию.

Безусловно стоит отметить особую важность наличия международно-правовых норм, поскольку они направлены на обеспечение противодействия стран наркоугрозе в мировом масштабе. Особенно это касается интересов тех стран, которые относят незаконный оборот НС и ПВ к главному и наиболее опасному направлению преступлений [3]. Однако проявляются определенные провалы в действенности таких нормативно-правовых актов и мер, направленных на решение такой всеобщей угрозы, что возможно связано не только с тем, что количество таких международных документов и иных соглашений слишком велико, но и с тем, что во многих государствах происходит изменение политики в отношении наркоситуации, а именно это связано с легализацией наркотических средств.

В настоящее время РФ относится к ряду стран, которые соблюдают важные положения международно-правовых актов по сдерживанию спроса на наркотические средства, а также на уменьшение их предложения, т.е. самого наркооборота, и не рассматривает легализацию опасных веществ. Тем самым является участницей в следующих, значимых для национальной безопасности, соглашениях:

- между государствами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (в РФ вступило в силу 04.01.2002);

- о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На национальном уровне такую «борьбу» осуществляют два наиболее масштабных внутригосударственных органа по взаимной и согласованной деятельности: Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная таможенная служба России. МВД России активно ведет свою деятельность в международном сотрудничестве по определенным направлениям: создание и заключение межправительственных соглашений, участие российских представителей в работе международных организаций, и через установление межведомственных контактов со спецподразделениями других государств [7]. Сейчас соглашения действуют с Италией, Францией, Германией, Турцией, Великобританией и другими. Такое взаимодействие позволит объединить специалистов и различных ученых в целях проработки деятельности в решении наркоситуации на международном уровне [2]. Рассматривая деятельность МВД на внутригосударственном уровне, можно отметить, что в 2020 году произошел рост зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств более 97 тысяч случаев. Однако были от-

мечены темпы снижения в области нарко- тетрагидроканнабинол, гашишное масло, преступности по некоторым субъектам мефедрон и другие [5]. Российской Федерации: город Москва Рассматривая прошлые годы, можно

(минус 4%), город Санкт-Петербург (ми- заметить рост данной проблемы, однако нус 22%), Республика Башкортостан (ми- решение всей наркоситуации возможно нус 4%), Краснодарский край (минус 3%), через реализацию важнейших направлений Челябинская область (минус 5%). Причем в международном сотрудничестве, касаю-более 30% всех наркопреступлений был щихся не просто развития общего и точно-совершены в общественных местах это го законодательства в этой сфере, а еще и около 30 тысяч случаев, остальные 26 ты- введения уголовно-процессуального со-сяч - улица, площади, парки, скверы. трудничества через информационные сети.

Федеральная таможенная служба Рос- Поскольку простое наличие международ-сии осуществляет контроль за перемеще- ных документов направленных на борьбу с нием НС, ПВ и их прекурсоров через та- незаконным оборотом наркотических моженную границу ЕАЭС в соответствии с средств не показывает всей своей эффек-законодательством РФ и государств- тивности на практике возникает необхо-членов союза [1]. Так, по данным ФТС РФ димость в наиболее слаженном и конкретна начало 2021 года таможенники в сов- ном взаимодействии государств через раз-местной работе со специалистами из Глав- работку единых механизмов противостоя-ного управления по борьбе с контрабандой ния, так как именно четкие общие усилия изъяли из незаконного оборота более помогут разрешить всю ситуацию с нарко-700 кг наркотических средств, таких как преступностью.

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровиза-ции взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 18-21.

2. Балашова К.С. Ахмедзянов Р.Р. Оценка состояния международного таможенного сотрудничества в России и перспективы его развития // MODERN ECONOMY SUCCESS. -2020. - №3. - С. 86-90.

3. Бокерия С.А. Международно-правовые основы и принципы сотрудничества государств в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных средств // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2004. - №1.

4. Емельянов В.А. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в России: историко-правовые и международно-правовые аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - №2 (82).

5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.customs.ru

6. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. №6. - С. 79-83.

7. Колокольцев В.А. Наша стратегическая задача - подрыв экономических основ наркопресупности // Сборник Финансовая безопасность. - 2020. - № 28, октябрь. - С. 3437. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2020/28.pdf

8. Ятрушева А.А. Международное сотрудничество по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ / А.А. Ятрушева, В.Е. Степенко // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - Т. 5. - № 4. - С. 281-291.

INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION IN THE FIELD OF COMBATING

ILLICIT DRUG TRAFFICKING

K.R. Tatarchenko, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article presents the most important international documents and examines their impact on the cooperation of states in the fight against illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. The importance of the existence of international legal norms for countering the drug threat on a global scale by universal actions was noted. The beneficial cooperation of the Russian Federation with other countries and unions in the fight against illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances is presented. Examples of the suppression of large-scale illegal trafficking at the domestic level, identified by the Federal Customs Service, are also shown. The problems requiring solutions in a certain direction are identified.

Keywords: international cooperation, illicit trafficking, narcotic drugs, psychotropic substances, international legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.