Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЯМ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
26
5
Поделиться
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАРКОТИКАМ И ПРЕСТУПНОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / DRUG OFFENCES / COUNTERATION TO CRIME / UNITED NATIONS ORGANIZATION MANAGEMENT ON DRUGS AND CRIME / INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Матвеева Е.А., Романова С.А.

Незаконный оборот наркотиков, психоактивных и психотропных веществ немедицинского употребления представляет серьезную угрозу здоровью населения во всем мире, тем самым ориентируя государства взаимодействовать на международном уровне в целях пресечения распространения наркотиков среди их граждан, в особенности среди незащищенных слоев населения (подростков, молодежи и женщин). Методология включает обзор научной литературы, статистических данных и открытых источников в сети Интернет для более глубокого понимания проблемы наркомании. В статье рассмотрены специальные органы, защищающие права человека на международном и государственном уровнях, отвечающие за координацию деятельности по противодействию распространению наркотических средств среди населения и иным преступлениям, связанным с наркотиками.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Матвеева Е.А., Романова С.А.,

Organization and Lawful Framework of the International Collaboration of the Russian Federation in the Prevention of Drug-Related Crimes

Illegal drugs traffick, psychoactive substances and psychotropic substances of non-medical use poses a serious threat to the health of populations around the world, thereby encouraging states to work together at the international level to curb the spread of drugs among their citizens, especially among the vulnerable (adolescents, youth and women). Methodology includes the survey of scientific literature, statistical data and open sources in the Internet for more fundamental understanding of addiction problem.In the article special bodies at the international and state levels, which correspond for the coordination of activity in the opposition to propagation of narcotic drugs among population and the other crimes connected with the narcotics, are examined.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЯМ»

Организационно-правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации в противодействии наркопреступлениям

Е. А. МАТВЕЕВА,

слушатель 4-го факультета (Академия управления МВД России) E-mail: foxysmile0204@mail.ru

С. А. РОМАНОВА,

инженер редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) E-mail: mvd.akademy@yandex.ru

Organization and Lawful Framework of the International Collaboration of the Russian Federation in the Prevention

of Drug-Related Crimes

E. A. MATVEEVA,

Listener of 4th Faculty (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

S. A. ROMANOVA,

Engineer of the Publishing Editorial Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Незаконный оборот наркотиков, психоактивных и психотропных веществ немедицинского употребления представляет серьезную угрозу здоровью населения во всем мире, тем самым ориентируя государства взаимодействовать на международном уровне в целях пресечения распространения наркотиков среди их граждан, в особенности среди незащищенных слоев населения (подростков, молодежи и женщин).

Методология включает обзор научной литературы, статистических данных и открытых источников в сети Интернет для более глубокого понимания проблемы наркомании.

В статье рассмотрены специальные органы, защищающие права человека на международном и государственном уровнях, отвечающие за координацию деятельности по противодействию распространению наркотических средств среди населения и иным преступлениям, связанным с наркотиками.

УДК 327.7:351.74

Illegal drugs traffick, psychoactive substances and psy-chotropic substances of non-medical use poses a serious threat to the health of populations around the world, thereby encouraging states to work together at the international level to curb the spread of drugs among their citizens, especially among the vulnerable (adolescents, youth and women).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methodology includes the survey of scientific literature, statistical data and open sources in the Internet for more fundamental understanding of addiction problem.

In the article special bodies at the international and state levels, which correspond for the coordination of activity in the opposition to propagation of narcotic drugs among population and the other crimes connected with the narcotics, are examined.

Наркопреступления, противодействие преступлениям, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, органы внутренних дел Российской Федерации.

Drug offences, counteration to crime, United Nations Organization Management on drugs and crime, internal affairs bodies of the Russian Federation.

Для преступлений, связанных с распространением наркотиков, прекурсоров, иных потенциально опасных психоактивных веществ и психотропных веществ немедицинского характера, не существует никаких границ — ни в сети Интернет [16, 20, 31], ни на территориях отдельно взятых государств, что указывает на транснациональный характер данного вида преступлений [11, 18, 25, 29, 30].

В сложившейся ситуации представляется необходимым обратиться к опыту международных организаций, созданных в целях противодействия наркопреступлениям.

За 70 лет, прошедших со времени утверждения Устава Организации Объединенных Наций (далее — ООН) в 1945 году, международные отношения претерпели такие изменения, что перед странами-участниками ООН определение приоритетных направлений взаимодействия на каждые 5 лет стало актуальным. Начиная с 1950 г., каждые 5 лет проводятся конгрессы по предупреждению преступности и уголовному правосудию, когда подводятся итоги по линии борьбы с преступностью. Страны-участники делятся опытом, на основе которых принимаются решения и вырабатываются конкретные меры и предложения. В г. Доха (Катар) в апреле 2015 г. прошел 13-й Конгресс, а следующий запланирован в апреле 2020 г. в г. Киото (Япония) [7, 8].

ООН признается главным центром по координации деятельности всех государств-участников, а также международных организаций по линии борьбы с преступностью. Одной из целей создания ООН в соответствии с ее Уставом является поддержание международного мира и безопасности [1]. В этих вопросах ООН выступает в качестве организатора и координатора деятельности между странами. Так, в организационной структуре ООН были созданы специальные органы.

К экспертному органу относится Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) (International Narcotics Control Board — INCB), занимающийся вопросами законного и предотвращения незаконного изготовления и торговли наркотиков, экспертной оценки химического состава различных наркотических веществ, а также вопросами сотрудничества с правительствами ряда стран в контроле над незаконным их оборотом. МККН ежегодно готовит доклады, включающие статистические данные о прибыли от продажи наркотиков и иных веществ в странах Европейского союза, о деятельности преступных группировок, связанной с незаконным оборотом наркотиков (например, анализ использования криптовалюты для при-

обретения наркотиков), рекомендации государствам по результатам специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по налаживанию международного сотрудничества в противодействии наркопреступлениям и т. д. [15].

К органу, занимающемуся правоохранительной деятельностью, относится созданное в 1997 г. Управление ООН по наркотикам и преступности United Nations Office on Drugs and Crime - UNODC (далее - УНП ООН) [28].

К компетенции УНП ООН относятся вопросы контроля над незаконным распространением и употреблением наркотиков, и вопросы противодействия преступлениям международного масштаба (пиратство, отмывание денег, торговля людьми, незаконный оборот оружия и пр.).

На УНП ООН, помимо прочего, возложена функция секретариата двух комиссий: Комиссии ООН по наркотическим средствам и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Первая контролирует применение международных договоров и анализирует ситуацию с наркотиками в мире. Вторая рассматривает стандарты и нормы ООН по уголовному праву, а также международные стратегии противодействия преступлениям, которые задействуют государства-члены ООН [19].

УНП ООН ежегодно публикует «Всемирный доклад о наркотиках» [12, 13], на страницах которого можно ознакомиться с последствиями употребления наркотиков населением, анализом маршрутов поставки, анализом культивирования и производства наркотиков растительного происхождения (кокаина, опиатов и каннабиса) и отношения населения, анализом глобального рынка синтетических наркотиков, взаимосвязи наркопреступности и организованной преступности, коррупции и терроризма.

Обратимся к данным из Всемирного доклада о наркотиках. На рис. 1 и 2 показаны масштабы распространения наркотиков амфетаминов и опиоидов среди населения в странах Америки, Африки, Азии, Океании и Европы за 2016 г. [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также УНП ООН сотрудничает со странами, в которых распространено выращивание наркотиков - Колумбией, Перу, Афганистаном, Мьянмой и т. д. - для мониторинга масштабов и эволюции незаконных культур. Отчеты о мониторинге урожая и исследованиях по каждой стране с 2002 по 2019 гг. доступны на сайте УНП ООН [27].

С 13 сентября 2010 г. по настоящее время исполнительным директором УНП ООН является Юрий Викторович Федотов, представитель Российской Федерации.

Рис. 1. Распространение употребления амфетаминов среди населения стран Америки, Африки, Азии, Океании и Европы

Рис. 2. Распространение употребления опиоидов среди

населения стран Америки, Африки, Азии, Океании и Европы

Международное сотрудничество между Российской Федерацией и ООН — это специфическая деятельность в сфере разработки стандартов, выявления и внедрения лучших практик по вопросам предотвращения преступлений и обращения с преступниками. Объем, основные направления и формы этого сотрудничества определяются в значительной степени внешней и национальной политикой Российской Федерации.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации (утвержденной Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации») внешнеполитическая деятельность государства направлена на укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности. И положения Устава ООН способствуют формированию равноправных и партнерских отношений. Более того, деятельность органов внутренних дел

Российской Федерации по предотвращению наркопреступлений должна осуществляться в рамках не только российского законодательства, но и в рамках международных правовых актов. Одним из таких актов является Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [2]. Меры Конвенции направлены на выявление и передачу по запросам государств как отдельных лиц, так и организованных преступных групп международного уровня; уничтожение посевов (плантаций), пресечение каналов перевозки наркотиков; передачу материалов уголовных дел и сотрудничество с правоохранительными органами, в том числе с органами внутренних дел Российской Федерации.

В рамках реализации вышеуказанной Конвенции Россия заключает международные договоры о сотрудничестве со странами БРИКС, ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС).

Нельзя не отметить заключенный в 2007 г. Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН России) и Европейским центром мониторинга наркотиков и наркомании в г. Мафра (Португалия). Целью Меморандума явилось сотрудничество Российской Федерации и государств-членов Европейского союза по профилактике наркопреступлений, проведению мониторинга незаконного потребления наркотиков и иных веществ, повышению профессиональной подготовки экспертов-криминалистов. В 2015 г. Меморандум был заключен также между ФСКН России и Султанской оманской полицией Султаната Оман. В 2016 г. Указом Президента Российской Федерации ФСКН России была упразднена и ее полномочия передали в систему МВД России Главному управлению по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК МВД России) [22, 23].

В сентябре 1993 г. Решением Совета глав правительств СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств (БКБОП) [9]. БКБОП обеспечивает взаимодействие министерств внутренних дел государств-участников СНГ по предупреждению терроризма (например, с Агентством по контролю за наркотиками Республики Таджикистан) и по пресечению незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ. БКБОП при необходимости поддерживает связь с международными полицейскими организациями.

На базе ВИПК МВД России создан Международный межведомственный центр подготов-

ки сотрудников оперативных подразделений им. генерал-лейтенанта милиции А. Н. Сергеева, где на кафедре противодействия незаконному обороту наркотиков отрабатываются и закрепляются практические навыки обнаружения мест сокрытия наркотиков, досмотра автотранспорта (особенно грузового). В лабораториях и специальных аудиториях (аналогах помещений) отрабатываются навыки поведения сотрудника ОВД при нахождении в подпольных лабораториях во время оперативно-разыскных мероприятий для недопущения тактических и процессуальных ошибок при осмотре места преступления на предмет наличия распыленных в воздухе наркотиков и т. п. Сотрудники (в том числе из правоохранительных органов иностранных государств и членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)), обучающиеся на кафедре, изучают международные правовые акты, регулирующие правоотношения Российской Федерации и иных государств по предотвращению наркопреступлений.

Теперь обратимся к статистическим данным ГИАЦ МВД России за 2013-2018 гг. (см. табл. 1 и 2).

На сегодняшний день актуальным является вопрос перекрытия каналов распространения наркотиков на территории Российской Федерации. По ст. 2291 УК РФ эта работа ОВД не носит поступательный характер, что подтверждается количеством выявленных преступлений с 2 165 в 2013 г. до 900 в 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И наконец, несмотря на выявление и уничтожение посевов растений, содержащих наркотические средства, и выявление лиц, занимающихся незаконным их культивированием, данный показатель (по ст. 232 УК РФ) незначительно колеблется в течение 2013-2018 гг.

В своей международной деятельности по борьбе с наркотиками для России приоритетной признается активизация комплексных усилий всех государств, направленных на борьбу по этому направлению. Особенно важно взаимодействие с государствами-соседями и государствами-членами ЕС по обмену опытом.

Так, например, в Турции разработан Национальный план по борьбе с наркотиками, в котором предусмотрены мероприятия по сдерживанию распространения наркотиков, по проведению опиоидной заместительной терапии с лицами, употребляющими опиоиды

Табл. 1.

Количество выявленных сотрудниками ОВД преступлений против здоровья населения

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Статья 2281, 2282, 2283, 2284 УК РФ 259 084 287 723 277 991 241 764 240 885 234 220

Статья 2291 УК РФ 2 165 1 902 1 425 1 177 975 900

Статья 232 УК РФ 1 155 1 266 1 178 1 178 1 399 1 322

Табл. 2.

Число выявленных сотрудниками ОВД лиц, совершивших преступления против здоровья населения

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Статья 228 УК РФ 118 324 124 883 124 855 111853 109 236 97 342

Статья 2291 УК РФ 780 709 548 453 725 721

Статья 232 УК РФ 939 1 020 958 985 421 824

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя данные о количестве выявленных наркопреступлений и числе лиц, совершивших их, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, каждое десятое регистрируемое преступление в Российской Федерации относится к категории преступлений против здоровья и общественной безопасности населения, а именно по статьям 2281, 2282, 22 83, 2284, 2291, 232 УК РФ.

Во-вторых, начиная с 2014 г., отмечается сокращение количества преступлений данного вида.

В-третьих, более 80 % преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких по составу.

(героин), проведению дискуссионных форумов на муниципальном уровне [18].

В Королевстве Нидерландов вопросы легального распространения наркотических средств в медицинских целях жестко регламентируются Опиумным законом: этим источником национального уголовного права государства закреплена процедура выдачи рецептов. Преследуется по закону также и получение рецепта по поддельным документам.

В Великобритании разработан и действует ряд нормативных правовых актов, направленных на борьбу с наркопреступностью: например, Закон о наркотиках (с 2005 г.), Акт о мерах по наркореабилитации (с 2005 г.), Закон о пол-

номочии уголовных судов (с 2000 г.) и Правила о надзоре за здоровьем и безопасностью на работе (с 1999 г.). Цель данных актов состоит в том, чтобы помочь наркоману снять или понизить зависимость от наркотиков, оказать ему действенное лечение и соблюсти необходимые процедурные требования в суде.

В Китайской Народной Республике по Уголовному кодексу и Закону «О запрещении наркотиков» применяются жесткие меры к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков: от тюремного заключения (на срок от 15 лет до пожизненного) и вплоть до смертной казни. Для российской правовой системы интерес представляет опыт китайского законодательства в привлечении к уголовной ответственности и юридических лиц [30].

С целью отражения угрозы международному миру и стабильности Россия совместно с Францией стали инициаторами Парижского Пакта, который призван бросить все силы на борьбу с опиатами афганского происхождения. В Парижском Пакте участвуют более 50 заинтересованных государств и международных организаций.

В рамках международного взаимодействия предлагается перенимать опыт зарубежных коллег, в том числе в организации стационарных и передвижных лабораторий для изучения химических свойств наркотиков и иных психоактивных или синтетических веществ, воздействующих на здоровье населения; опыт использования компьютерной томографии для обнаружения провозимых через границу наркотиков; опыт применения одорологической детекции [5, 10] и дактилоскопических формул [24]; обучения в центрах подготовки полицейских при работе с населением как на территории своей страны, так и во время миротворческих миссий ООН [26].

Мировое сообщество обладает всеми необходимыми средствами и мерами для быстрого и решительного реагирования на вызовы преступного сообщества, в том числе на вызовы, связанные с нелегальным распространением наркотиков. К таким средствам и мерам можно отнести, например, криминалистическую экспертизу химического состава синтетических наркотиков (каннабиноидов) для подтверждения схожих свойств с наркотиками, внесенны-

ми в Перечень [3], действующий на территории Российской Федерации, или для внесения аналога фентанила в Таблицу контролируемых веществ, разработанную Комиссией ООН по наркотическим средствам [21].

Российская Федерация придает важное значение реализации итогового документа состоявшейся в г. Нью-Йорк (США) 19—21 апреля 2016 г. Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков.

Направления будущей работы определены и на 62-й сессии Комиссии ООН по наркотикам в г. Вена (Австрия) в марте 2019 г., на которой присутствовала российская делегация. Принято решение о продолжении сотрудничества Нацио нального антинаркотического союза и УПН ООН по проведению антинаркотических мероприятий в странах ближнего зарубежья и странах, включенных в ШОС. Делегация МВД России приняла участие в сессии и состоявшемся «круглом столе» от Восточно-европейской группы. Были намечены пути укрепления международной системы контроля над оборотом наркотиков, их прекурсоров и использованием медицинских рецептов в преступлениях; намечены пути укрепления сотрудничества с правоохранительными органами Российской Федерации в операциях по перекрытию каналов распространения наркотиков [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, противодействие наркопреступлениям является специфическим направлением деятельности МВД России в связи с преимущественно международным характером незаконного оборота наркотиков. Это предопределяет значительную роль международных нормативных правовых актов и международных рабочих контактов в повседневной деятельности соответствующих подразделений. Между тем регламент такого взаимодействия, определенный приказами МВД России [4, 6], достаточно трудоемок, поскольку такое частое взаимодействие не характерно для иных подразделений МВД России. С целью повышения эффективности деятельности представляется целесообразным разработать особый регламент международного взаимодействия, возможно, предусмотрев для этих целей в территориальных ОВД на региональном уровне соответствующие должностные единицы.

Список литературы:

1. Устав Организации Объединенных Наций. Гл. 1. Ст. 1 «Цели». [Электронный ресурс] / URL: http://www.un.org/ru/charter-united-na-tions/index.html (дата обращения: 12.03.2019).

2. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. [Электронный ресурс] /

URL: https://www .unodc. org/unodc/en/trea-ties/illicit-trafficking.html (дата обращения: 12.03.2019).

3. Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. (с изм. от 22.06.2018) // ИПП «Гарант».

4. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 (с изм. от 22.09.2009) // СПС «Консультант-Плюс».

5. Об утверждении Наставления по организации кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 декабря 2005 г. № 1171 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Положения о взаимодействии при осуществлении деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ: приказ МВД России от 27 декабря 2018 г. № 886 // СПС «КонсультантПлюс».

7. 13-й Конгресс ООН по предупреждение преступности и уголовному правосудию. [Электронный ресурс] / URL: http://www. un.org/ru/events/crimecongress2015/ (дата обращения: 12.03.2019).

8. 14-й Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. [Электронный ресурс] / URL: http://www. unodc.org/congress/?lf=1&lng=ru (дата обращения: 12.03.2019).

9. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью. [Электронный ресурс] / URL: http://www.bkbopcis.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).

10. Владимиров В. Ю, Горбулинская И. Н, Коршунов А. В. Одорологическая биодетекция в борьбе с наркопреступностью // Наркоконтроль. 2018. № 2.

11. Волеводз А. Г. Совместные (международные) расследования наркопреступлений: международно-правовые основы // Наркоконтроль. 2015. № 3.

12. Всемирный доклад о наркотиках за 2017 г. [Электронный ресурс] / URL: https:// www.unodc.org/wdr2017/ (дата обращения: 12.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Всемирный доклад о наркотиках за 2018 г. [Электронный ресурс] / URL: https:// www.unodc.org/wdr2018 (дата обращения: 12.03.2019).

14. Данные о наркотиках УПН ООН. [Электронный ресурс] / URL: https://dataunodc. un.org/drugs (дата обращения: 12.03.2019).

15. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками ООН за 2016 г. [Электронный ресурс] / URL: http://www. incb.org/documents/Publications/Annual-Reports/AR2016/Russian/AR2016_R_ebook. pdf (дата обращения: 14.03.2019).

16. Дремлюга Р. И. Незаконный оборот наркотиков в DarkNet: угрозы и вызовы правоохранителю // Наркоконтроль. 2017. № 2.

17. Игорь Зубов принимает участие в 62 сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам. [Электронный ресурс] / URL: https:// мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravleniia/ gunk/Novosti/item/16184101/ (дата обращения: 14.03.2019).

18. Кобец П. Н, Краснова К.. А. Ключевые компоненты национальной антинаркотической стратегии Турецкой Республики // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 4.

19. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. [Электронный ресурс] / URL: https://www.unodc.org/unodc/en/ commissions/CCPCJ/index.html?ref=menuside (дата обращения: 12.03.2019).

20. Лихолетов А. А. К вопросу о необходимости криминализации незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием сети «Интернет» // Наркоконтроль. 2016. № 3.

21. Международные конвенции о контроле над наркотиками. [Электронный ресурс] / URL: https://www.unodc.org/unodc/en/commis-sions/CND/conventions.html (дата обращения: 12.03.2019).

22. Официальный сайт ГУНК МВД России. [Электронный ресурс] / URL: https://мвд. рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/gunk (дата обращения: 12.03.2019).

23. Попова Т. В., Котяжов А. В. Анализ состояния оперативной обстановки в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сложившейся после передачи в МВД России функций и полномочий упраздненного ФСКН России // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).

24. Самищенко С. С., Шмонин А. В. Особенности дактилоскопических формул «наркоманов» // Наркоконтроль. 2018. № 3.

25. Сидоренко Э. Л. Наркотики и криптовалю-та: мировые криминологические тренды // Наркоконтроль. 2018. № 2.

26. Тамбовцев А. И., Долгошеин П. С. Специфика компетентностного обучения и подготовки миротворцев ООН к мониторингу за деятельностью местной полиции стран пребывания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1.

27. УНП ООН — мониторинг культур. Статистика. [Электронный ресурс] / URL: https:// www.unodc.org/unodc/en/crop-monitoring/ index.html (дата обращения: 12.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. [Электронный ресурс] / URL: https://www. unodc.org/unodc/index.html?ref=menutop (дата обращения: 12.03.2019).

29. Федоров А. В. Отдельные тенденции развития российской уголовно-правовой антинаркотической политики, обусловленные влиянием международных договоров, участницей которых является Российская Федерация и ее членством в международных организациях // Наркоконтроль 2014. № 2.

30. Федоров А. В. Уголовная ответственность юридических лиц за наркопреступления по законодательству Китайской Народной Республики // Наркоконтроль. 2015. № 1.

31. Щурова А. С. Об ограничении доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим запрещенную информацию о наркотических средствах // Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1 (6).