Научная статья на тему 'Международно-правовое обеспечение космодрома "Байконур"'

Международно-правовое обеспечение космодрома "Байконур" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
577
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое обеспечение космодрома "Байконур"»

48 № 2 (2) 2006 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Международное право

Кулжабаева Ж.О., ведущий научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н., доцент

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОСМОДРОМА "БАЙКОНУР"

Космодром "Байкону р" уникален и в историческом, и в политическом, и в геостратегическом плане. Это ключевой объект космической инфраструктуры бывшего СССР, на который были ориентированы не только планы державы, но и программы международного сотрудничества, в первую очередь по созданию международных космических станций. Хотя руководители Казахстана и России изначально не имели никаких принципиальных противоречий в вопросе, быть космодрому или нет, проблему его юридического статуса, тем не менее, следовало решать немедленно. После "парада суверенитетов" и существенного свертывания вооруженных сил обоих государств в начале 90-х годов в жизни города Ленинска, ныне носящего одно имя с космодромом - Байконур, наступила "стадия темных лег" (так местные жители сейчас именуют 1992 -1994 годы). Ради исторической справедливости нужно отметить, что в тот период город находился под управлением казахстанской администрации.

Казахстан, заявивший о переходе космодрома под его юрисдикцию, не только не имел отдельных космических программ, но и был не в состоянии обеспечить даже "по минимуму" функционирование сотен площадок комплекса и стотысячного города. На это требовались астрономические для республики суммы. Возникала реальная перспектива гибели космической гавани. Сказывалось и то, что космодром в период СССР находился в военном подчинении.

Правовое обеспечение комплекса Байконур несовершенно. Все основополагающие нормативные документы разрабатывались и принимались в 1992 - 1996 годы. На наш взгляд, в них существует недостаток прагматичности, которую в жизни приходится компенсировать сложным

договорным процессом с учетом меняющихся социально-политических обстоятельств. Надо отдать должное Правительству Казахстана, правильно оценившему возможности государства по полноценной эксплуатации космодрома. Следует также отметить дальновидность российского правительства в вопросах интеграционного процесса двух государств.

Подписание в марте 1994 года Соглашения об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" (прошедшее не без осложнений), по которому он с 1995-го передавался России в аренду на 20 лет, стало моментом истины для уникального научно-технического комплекса.

Полагаю, что трудно привести пример из всемирной истории, когда бы в аренду сдавались населенные пункты с мощнейшей высокотехнологической составляющей. С одной стороны, земля, занятая городом и производственными площадками, является территорией Казахстана, а с другой, Байконур - это частица России, 90-й субъект Федерации на время аренды. Отсюда все сложности существования города и космодрома.

Принципы функционирования крупнейшего казахстанского комплекса, переданного в долгосрочную аренду России, - космодрома Байконур, - продолжают оставаться темой сложной дискуссии между экспертами и представителями правительств двух государств. Стороны ищут компромисс, но по многим аспектам деятельности космодрома пока так и не могут его найти. Необходимо упомянуть, что из семи проектов, рассмотренных участниками совместной комиссии, были парафированы только два.

На заседании комиссии обсуждались проекты шести документов:

- соглашения об обеспечении прав граждан Казахстана на территории комплекса Байконур,

- соглашения по экологии и природопользованию,

- соглашения о порядке и условиях обеспечения комплекса электроэнергией,

- соглашение о порядке таможенного контроля грузов, ввозимых и вывозимых из Байконура,

- соглашение об условиях и порядке использования поисково-спасательного комплекса,

- соглашения о взаимодействии правоохранительных органов двух стран на территории Байконура.

В итоге руководители совместной комиссии первоначально парафировали лишь два документа - проекты соглашений об экологии и природопользовании и о взаимодействии правоохранительных органов. Стороны пришли к единому мнению о необходимости скорейшей ратификации Соглашения о статусе города Байконур, подписанного в декабре 1995 года. Со стороны России ратификация не требовалась (в силу особого статуса этого документа), а ратификация в казахстанском Парламенте намечалась на сентябрь следующего года. Однако, данное Соглашение было ратифицировано Законом Республики Казахстан № 329 от 22 декабря 1998 года.

Распад Советского Союза в ряду последствий самого различного характера повлек за собой и разрушение единого правового пространства. Каждое суверенное государство СНГ живет по собственным законам, и национальные нормативно-правовые базы далеко не всегда "совместимы" друг с другом. Эти проблемы обычно принято относить к компетенции "большой" политики и экономики, сфере международных отношений. На жизни рядовых граждан, они, как правило, не сказываются, но бывают и исключения. Одно из таких исключений касается вопросов юрисдикции на комплексе «Байконур», в обсуждении которого обоюдно заинтересованы обе стороны. Заключенный в 1995 году Договор между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан стал базовым документом, регулирующим

отношения аренды космодрома. А двустороннее межправительственное соглашение от 1997 года регламентирует вопросы взаимодействия правоохранительных органов государств-партнеров на территории космического комплекса. Эти документы призваны сгладить неизбежные юридические противоречия, соотнести между собой, в частности, уголовные кодексы Российской Федерации и Республики Казахстан. В действительности, они не столько облегчают, сколько затрудняют правоохранительную деятельность на территории космодрома.

Причина в том, что эти международные правовые акты зачастую противоречат друг другу в самых основополагающих, принципиальных моментах. Например, по-разному определяют вопросы юрисдикции сторон. Согласно ст. 5 Соглашения, все материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса, рассматриваются российской военной прокуратурой. Юрисдикция правоохранительных органов Казахстана наступает только в случае совершения преступления казахстанскими гражданами против своей республики. Если же "сосед" нарушил российские законы, то и отвечать должен в соответствии с ними же. Однако Договор, имеющий высшую юридическую силу, фактически перечеркивает это положение, указывая, что конституционные права граждан РК в любом случае, даже на территории, подпадающей под российскую юрисдикцию, обеспечиваются местными компетентными органами. На практике это приводит к "растаскиванию" уголовных дел, где в качестве обвиняемых вместе проходят российские и казахстанские граждане. Затруднительно обеспечить всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, если соучастников судят суды разных государств по разным законам. А ведь такие комбинированные, "интернациональные" правонарушения составляют львиную долю в практике военной прокуратуры.

Достаточно запутанно и двусмысленно оговорены в двусторонних документах и вопросы организации оперативно-розыскных мероприятий, а также процессуальных действий. Неясно, в частности, на основании какого законодательства должны действовать правоохранительные

органы в рамках расследования уголовных дел российской юрисдикции вне территории космодрома. Соглашение оговаривает возможность формирования в таких случаях совместных оперативно-следственных бригад, которые применяют уголовно-процессуальный кодекс той стороны, чье гражданство имеет преступник. Однако возникает вопрос: будут ли добытые ими доказательства и факты приняты казахстанской стороной при выделении в отдельное производство (как того требует договор) уголовных дел?

К сожалению, ответ на этот вопрос большей частью бывает отрицательным. К примеру, расследование уголовного дела в отношении российского военнослужащего капитана К. Аксакалова и его казахстанских соучастников. Совместная следственная группа собрала полный "набор" доказательств. Тем не менее, после того как дело в отношении граждан Республики Казахстан выделили в отдельное производство, оно было прекращено. В соответствии с определением № 6-92/2000 по делу Жумурова и Коннова к юрисдикции Российской Федерации относятся все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса "Байконур", в том числе и в отношении граждан Республики Казахстан, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан.

В обзоре кассационно-надзорной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам за 2000 год указывается, что вышеуказанные лица обвинялись в умышленном убийстве, совершенном с особой жестокостью, группой лиц по предварительному сговору из хулиганских побуждений, сопряженном с насильственными действиями сексуального характера, а также в действиях сексуального характера с применением насилия к потерпевшей, совершенных группой лиц по предварительному сговору с особой жестокостью по отношению к потерпевшей. 3-й окружной военный суд возвратил уголовное дело в прокуратуру комплекса "Байконур" для выделения дела в отношении гражданина Республики Казахстан Жумурова и решения вопроса о передаче его в правоохранительные органы Республики

Казахстан. Обосновывая свое решение, суд сослался на п. 6.12. Договора аренды комплекса "Байконур" между РФ и Республикой Казахстан от 10 декабря 1994 г., согласно которому юрисдикция РФ распространяется лишь на ее граждан - военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей. За гражданами Республики Казахстан, в соответствии с п. 10.1. этого международного Договора, без каких-либо ограничений сохраняются их конституционные права, которые должны обеспечиваться компетентными органами Республики Казахстан. В протесте прокурора комплекса "Байконур" ставился вопрос об отмене постановления судьи окружного военного суда, поскольку суд должен был руководствоваться не названным Договором, а заключенным на его основе Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан от 4 октября 1997 г. "О взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса". Статья 5 этого Соглашения относит к юрисдикции РФ все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса "Байконур", за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан, ее физических и юридических лиц (выделено Ж.К.). Согласно положениям Венской Конвенции "О праве международных договоров" - 1969 г., предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора, а при несовместимости положений, исключающей одновременное применение договоров, предыдущий договор в этой части считается прекращенным. Таким образом, в этой ситуации подлежит применению Соглашение от 4 октября 1997 г., поскольку вопросы юрисдикции оно трактует иначе, чем Договор от 10 декабря 1994 г., а поэтому прекращает его действие в этой части. Военная коллегия протест удовлетворила, и постановление судьи окружного военного суда отменила, а дело направила в тот же суд на новое рассмотрение (выделено Ж.К.).

В соответствии с постановлением Конституционного Совета РК от 7 мая 2001 года

№ 6/2 несоответствующими Конституции РК признаны некоторые нормы Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством РК от 18 ноября 1994 года, а также Соглашения между Правительством РК и Правительством Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997 года.

Суть рассмотренного вопроса заключается в том, что жители Байконура, являясь гражданами Казахстана и проживая на его территории, за совершение правонарушений на территории комплекса "Байконур" могли быть подвергнуты уголовному преследованию и осуждению российскими правоохранительными и судебными органами по законам Российской Федерации, согласно п. 6.12 Договора аренды комплекса "Байконур". Таким образом, сфера действия юрисдикции России распространяется не только на территорию комплекса "Байконур", арендуемого ею, но в определенных случаях - и на остальную территорию Республики Казахстан. Однако, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, гражданин на территории своей республики является субъектом ее действующего права. В случае нарушения его прав, свобод и законных интересов или совершения им противоправных действий, на него распространяется юрисдикция государственной власти Республики Казахстан, осуществление которой возложено на соответствующие государственные органы.

В соответствии с вышеизложенным, Конституционный Совет признал не соответствующими Конституции Республики Казахстан нормы части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 18 ноября 1994 года, а также статьи 5 и 11 Соглашения между Правительством РК и Правительством Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997 года в части юрисдикции правоохранительных органов и судов Российской Федерации в

отношении граждан Казахстана на территории Республики Казахстан.

Полагаю, что споры, возникающие в рамках правоохранительной деятельности на территории космодрома, должны разрешаться российско-казахстанской межправительственной комиссией в каждом отдельном случае. Других способов урегулирования подобных ситуаций Договор от 1995 года просто не предусматривает. Вместе с тем двустороннее Соглашение от 1997 года, которое в принципе не должно противоречить договору, разрешает искать "консенсус" путем консультаций и переговоров между правоохранительными органами двух государств. Этой же статьей предусмотрено назначение согласительной комиссии в том случае, если спор не удается разрешить таким путем. Причем решение комиссии должно иметь обязательный характер для обеих сторон.

Однако до сих пор упомянутая межправительственная комиссия так и не создана. Что, впрочем, неудивительно: ведь по смыслу Договора (который, напомним, имеет высшую юридическую силу) разрешение противоречий путем консультаций и переговоров является неправомерным. Правовая неопределенность в конечном итоге не может не сказаться на осуществлении отечественных и международных космических программ. Более того, правовой аспект проблемы усугубляется тем, что из рук правосудия уходят члены преступных группировок с межрегиональными и международными связями.

В заключении статьи приведем некоторые авторские позиции по юридическому аудиту межгосударственных и межправительственных казахстанско-российских договоров по комплексу «Байконур».

1. Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования космодрома "Байконур" (г. Москва, 25 мая 1992 года).

Предмет регулирования - порядок использования объектов космодрома "Байконур", а именно, технические, стартовые, посадочные комплексы, районы падения отделяющихся фрагментов ракет космического назначения

и баллистических ракет, находящихся на территории Республики Казахстан и Российской Федерации; также вопросы их содержания и финансирования.

Космодром "Байконур" является составной частью космической инфраструктуры.

Пробелы в договорной практике

• В соответствии с п. 2 ст. 2 рассматриваемого соглашения «Допускается передача отдельных объектов другим заинтересованным организациям по согласованию сторон» - возможность широкого толкования при определении отдельных объектов и так называемых заинтересованных лиц.

• В соответствии со ст. 4 Республика Казахстан создает на космодроме "Байконур" специальный орган для решения в соответствии с ее действующим законодательством всех имущественных и хозяйственных вопросов, вытекающих из ст.2 настоящего соглашения - необходима четкая регламентация правового статуса такого органа.

• П. 2 ст. 5 определяет долевое участие Республики Казахстан в финансировании совместных расходов на содержание и эксплуатацию космодрома "Байконур" не выше 6 процентов от объемов финансирования, выделяемых Российской Федерацией на эти цели - возникает вопрос о целесообразности и необходимости такого рода количественных критерий.

• Ст. 6 Участники Соглашения обязуются принять меры по ликвидации экологических последствий, связанных с предыду щим периодом эксплуатации космодрома "Байконур", поэтапно до 2000 года - норма декларативного характера.

• Статья 7 содержит тезис о распределении прибыли от коммерческой деятельности в соответствии с отдельными соглашениями. Здесь же законодатели определяют отчисление не менее 15 процентов от полученной коммерческой прибыли на развитие социальной сферы космодрома "Байконур" и города Ленинска - возникает вопрос о целесообразности нормативного положения о твердой процентной ставке без учета перспектив полученной коммерческой прибыли.

• Полагаем, что п. 1 статьи 8, в части прав Правительства Республики Казахстан по своему усмотрению вносить уточнения и изменения в представленные планы запусков (пусков) до их утверждения - носит дискриминационный характер.

2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" (Москва, 28 марта 1994 г.)

Предмет регулирования - объекты комплекса "Байконур" передаются Республикой Казахстан в аренду Российской Федерации.

Юрисдикционные вопросы:

- о выработке и реализации механизма, обеспечивающего конституционные права граждан Республики Казахстан, проживающих в г. Ленинске;

- о совместном назначении на должность главы администрации г. Ленинска;

- о назначении командира космодрома Президентом Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Казахстан;

- о взаимодействии правоохранительных органов Российской Федерации и Республики Казахстан по осуществлению функционирования комплекса "Байконур" в условиях его аренды;

- о порядке посещения космодрома и его объектов соответствующими должностными лицами и делегациями Республики Казахстан;

- о назначении специального представителя Президента Республики Казахстан на космодроме "Байконур".

Пробелы в договорной практике - для выполнения договорных положений стороны должны заключить соответствующие соглашения, устанавливающие регламенты. Однако, Верховный Совет ратифицировал Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» со следующей оговоркой: «Договор аренды комплекса «Байконур», условия которого

определены частью второй статьи 6 Соглашения, внести на ратификацию в Верховный Совет Республики Казахстан.

3. Договор аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.)

Предмет регулирования - Статья 2 «Предмет Договора»: Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду комплекс "Байконур". Объекты комплекса "Байконур" и координаты занимаемых ими земельных участков приведены в приложениях № 1 и 2, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора

Пробелы в договорной практике - постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 7 мая 2001 года № 6/2 О представлении Кызылординского областного суда о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса "Байконур"

4. Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (г. Москва, 23 декабря 1995 года)

Предмет регулирования - Статус г. Байконур; Органы исполнительной власти, их статус и порядок формирования; Особый режим функционирования города Байконур

Пробелы в договорной практике

• п 5. ст. 4 определяет право жителей города Байконур обжаловать в российский суд, действующий в городе, решения администрации города, ее органов и должностных лиц- необходимо уточнение - в случаях подсудности

• Статья 6 определяет, на наш взгляд, некорректный принцип назначения главы городской администрации совместно Президентом Республики Казахстан и Президентом Российской Федерации по представлению Российской Стороны - необходимо уточнение - по согласованию с Российской стороной.

• Ст. 13 Платежным средством на территории комплекса "Байконур" являются национальные валюты Республики Казахстан и Российской

Федерации.

- Все виды платежей между юридическими и физическими лицами на территории комплекса "Байконур" осуществляются в казахстанских тенге и (или) в российских рублях. При этом право выбора валюты принадлежит плательщику.

- Расчеты между резидентами Республики Казахстан, функционирующими на комплексе "Байконур", и другими резидентами Республики Казахстан осуществляются в казахстанских тенге -дискриминационная норма по отношению к гражданам РК.

- Расчеты между резидентами и нерезидентами Республики Казахстан, а также между нерезидентами Республики Казахстан осуществляются в казахстанских тенге, российских рублях или в другой иностранной валюте в соответствии с условиями соглашений о расчетах между ними.

Территория г. Байконура является территорией Республики Казахстан, в силу арендных условий существуют некоторые исключения из правил. Но исключения не должны становиться правилами, поэтому, представляется верным обозначить единственное средство платежа - национальная валюта РК

5. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме "Байконур" (Алматы, 25 декабря 1993 г.)

Предмет регулирования - Урегулировать вопросы, связанные с порядком перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме "Байконур".

Пробелы в договорной практике -

• Ч. 2 ст. 3 содержит ссылку на «правила минимальной достаточности»- необходимо использование правового, а не филолого-экономичес-кого термина.

• Статья 5. Разногласия в связи с толкованием и выполнением настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между Договаривающимися Сторонами - полагаем, что переговорный процесс возможен только в связи с исполнением положений рассматриваемого Соглашения.

• Статья 6. Соглашение заключено на 10 лет и продлевается на последующий десятилетний срок, если ни одна из Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании денонсировать его не позднее, чем за 6 месяцев до истечения действия настоящего Соглашения.

- стилистически правильно будет «пролонгируется» и «денонсировать».

6. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке использования земельных участков комплекса "Байконур", переданного в аренду Российской Федерации (27 апреля 1996 года)

Предмет регулирования - Определение порядка использования земельных участков, предоставленных Российской Федерации на условиях аренды под комплекс "Байконур" на территории Республики Казахстан, включая территорию г. Байконыр и космодрома "Байконур" (в том числе участки земли, отведенные под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, в дальнейшем именуемые

- районами падения), и порядок выполнения Российской Стороной мероприятий по ликвидации последствий своей деятельности, на этих земельных участках.

Пробелы в договорной практике - В соответствии с п. 3 статьи 4 Российская Сторона после проведения запусков обеспечивает очистку земельных участков и водных объектов от отделившихся частей ракет-носителей и их эвакуацию из районов падения в сроки, определяемые сезонными условиями, а также информирует, в случае необходимости, Казахстанскую Сторону об ограничениях в использовании районов падения - в редакции - определяемыми разумными сроками, а также немедленно информирует Казахстанскую Сторону об ограничениях в использовании районов падения.

7. Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности комплекса «Байконур», воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, и лиц, входящих в их состав. - 29 декабря 1994 года.

Предмет регулирования - Сотрудничество в интересах обеспечения безопасности воинских формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Казахстан, и лиц, входящих в их состав.

Пробелы в договорной практике - Нет упоминания об оказании правовой помощи по уголовным делам в контексте экстрадиции - дополнение к ст. 10.

8. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о социальных гарантиях граждан Республики Казахстан и Российской Федерации, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур"

(г. Алматы, 12 октября 1998 г.)

Предмет регулирования - Основные направления и условия взаимодействия Сторон по вопросам обеспечения социальных гарантий граждан Республики Казахстан и Российской Федерации, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур".

Пробелы в договорной практике -

• Ст. 5 содержит понятие «медико-социальная экспертиза» - возникает объективная необходимость обозначить правовое содержание данного термина.

• П. 3 ст. 10 гласит, что споры относительно толкования и применения настоящего Соглашения разрешаются путем консультации и переговоров Сторон - полагаем, что Соглашение является разновидностью международного договора, соответственно, толкование и применение положений должны осуществляться компетентным государственным органом каждой из сторон.

9. Меморандум между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса "Байконур" (Москва, 19 июня 2000 г.)

Предмет регулирования - Поручение Правительствам Республики Казахстан и Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы:

- продление срока аренды комплекса "Байконур";

- продолжение сотрудничества в рамках Программы совместных работ по исследованию и использованию космического пространства, включая совместные работы по созданию и запуску космических аппаратов Республики Казахстан, выполнение научных космических экспериментов Республики Казахстан, подготовку казахстанских космонавтов и специалистов для космической отрасли Казахстана;

- проведение совместных исследований по вопросам экологической безопасности при эксплуатации ракетно-космической техники на космодроме и информирование общественных организаций и населения о принимаемых мерах в области охраны окружающей среды и современных достижениях в области исследования космического пространства и социально-экономических выгодах от применения космической техники и технологии;

- дальнейшее упрощение процедур таможенного оформления товаров, ввозимых (вывозимых) на комплекс "Байконур" для обеспечения его функционирования;

- урегулирование вопросов социального обеспечения персонала космодрома и жителей г. Байконур с учетом особенностей законодательства Сторон, включая вопросы финансового обеспечения и механизма реализации социальных гарантий граждан России и Казахстана, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур";

- участие предприятий и организаций Казахстана в космической деятельности, осуществляемой с космодрома "Байконур", включая совместные космические проекты;

- подготовка согласованного пакета дополнений и изменений в действующую договорно-правовую базу функционирования комплекса "Байконур" с целью ее совершенствования;

- беспрепятственное использование воздушного пространства Республики Казахстан и радиочастотного спектра при запусках с космодрома "Байконур" и посадке космических аппаратов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пробелы в договорной практике - Являясь разновидностью наименования международного договора, Меморандум содержит магистральные направления , перспективы сотрудничества го-

сударств в рассматриваемом вопросе.

10. Меморандум между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса «Байконур» (г. Астана, 9 января 2004 года)

Предмет регулирования - Поручение Правительствам Республики Казахстан и Российской Федерации в течение 2004 года:

1. Внести согласованные изменения и дополнения в следующие двусторонние соглашения:

Договор аренды комплекса "Байконур" между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997 года по вопросам обеспечения конституционных прав и свобод граждан;

Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года по вопросам расширения перечня и участия органов государственного управления Республики Казахстан в решении вопросов жизнедеятельности города Байконыр;

Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации по экологии и природопользованию на территории комплекса "Байконур" в условиях его аренды Российской Федерацией от 4 октября 1997 года в целях приведения его в соответствие с требованиями природоохранного законодательства обоих государств.

2. Ускорить согласование решения вопроса о рекультивации земельных участков в местах расположения ликвидируемых шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет на испытательном полигоне Ленинск и месте запуска космических объектов Ленинск-1 комплекса "Байконур".

3. Разработать и согласовать программу празднования 50-летия космодрома "Байконур".

4. Правительство Республики Казахстан предпримет необходимые меры по присоединению Республики Казахстан к Режиму контроля за ракетной технологией.

Пробелы в договорной практике - В сравнении с одноименным Меморандумом от 19 июня 2000 года рассматриваемый договор содержит конкретные сроки и конкретные вопросы по внесению согласованных изменений и дополнений.

11. Соглашение меаду Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур" (г. Астана, 9 января 2004 г.)

Предмет регулирования

• Совместная деятельность по обеспечению дальнейшего эффективного использования космодрома "Байконур" в интересах Российской Федерации и Республики Казахстан, реализации программ международного сотрудничества.

• Продление срока аренды Российской Федера-

цией комплекса "Байконур" до 2050 года.

Пробелы в договорной практике - Необходима конкретизация положений Договора об аренде.

12. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации по экологии и природопользованию на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией (г. Байконыр, 2 июня 2005 года).

Предмет регулирования - Основные направления и условия взаимодействия Сторон по вопросам экологии и природопользования на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией.

Пробелы в договорной практике - в ст. 3 требуется уточнение основных понятий, использованных в Соглашении, а именно, экологическая безопасность, экологическая паспортизация, экологический мониторинг, экологический контроль.

Гражданское право

Сулейменов М.К., директор НИИ частного права КазГЮУ, академик HAH РЩ д.ю.н., профессор

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС В ИЕРАРХИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ1

1. Прежде чем говорить о Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее - ГК), хочется сделать два предварительных замечания в силу того, что мы обсуждаем общие проблемы Закона о нормативных правовых актах (далее - Закон о НПА).

Первое замечание касается истории создания Закона об НПА.

Хотелось бы выделить принятие Закона об НПА как одного из наиболее важных законов с точки зрения систематизации и упорядочения принятия нормативных правовых актов. Проект был разработан рабочей группой под руководством автора в рамках проекта

«Развитие коммерческого законодательства в Казахстане» под эгидой Всемирного банка и Министерства юстиции.

В связи с тем, что в последнее время появляются утверждения о различных разработчиках проекта данного закона, хотел бы привести состав рабочей группы, определенной в постановлении Правительства Республики Казахстан от 7 октября 1996 года № 1238, которым проект Закона «О нормативных правовых актах» был внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Состав рабочей группы по подготовке законопроекта:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.