МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ
ПРАВО
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Мацкевич Е.А.
Мацкевич Егор Александрович - магистрант, кафедра международного и гуманитарного права, юридический факультет, Северо-Западный институт управления, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация: человеческая цивилизация насчитывает длительную и богатую историю развития, в ходе которой создавались и разрушались государства, формировались нации, культуры, создавали свои творения отдельные выдающиеся представители. Без сохраняемого культурного наследия, оставленного предшественниками, на современном этапе развития цивилизации дальнейший ее прогресс станет невозможен, так как будет утерян тот пласт накопленных знаний и опыта, выраженный в творениях людей разных исторических периодов. Следовательно, каждое современное государство, вне зависимости от своего расположения, должно уделять должное внимание сохранению и передаче другим поколениям тех культурных ценностей, которые являются мировым достоянием. В связи с этим в международном правовом поле были сформированы и действуют сегодня нормы, регулирующие процедуру защиты мировых культурных ценностей. Данная статья посвящена рассмотрению обозначенного правового механизма. Ключевые слова: международное право, культурные ценности, правовая защита, нормативные правовые акты, ООН, культурное законодательство, ЮНЕСКО, Гаага.
Кодифицированные нормы права, издаваемые и принимаемые на разных этапах развития человеческого общества, вне зависимости от государственного строя, общественных традиций, ценностей всегда были направлены на защиту и сохранение наиболее значимых объектов материальной и духовной жизни. В разные исторические периоды истории общества, отношение к значимым атрибутам менялась, но суть нормотворчества оставалась неизменной, все законы выполняли и продолжают выполнять, по сути, охранительные функции. Более того, по мере увеличения числа государств, усложнения взаимоотношений между ними, с начала ХХ в. и до сегодняшнего дня, укрепляются позиции института международного права, основная задача которого - поддерживать мировой баланс, контролировать исполнение законов государствами и охранять общечеловеческие ценности от посягательств. При этом перечень охраняемых международным правом объектов растет, и проблематика их охранения продолжает быть актуальной, так как по мере усложнения социальных взаимоотношений, быстрых темпов технологического и информационного развития, возрастает вероятность вредоносного влияния [9, с. 246].
Культурные ценности, речь о которых будет идти в данной статье, так же находятся в перечне объектов охраняемых нормами международного права. При этом крайне важно с точки зрения права давать точную интерпретацию понятию «культурная ценность», так как нормы международного права выступают регулятором законодательной базы государств. Понятие культурных ценностей подробно раскрывается в тексте Конвенции Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО, института ООН, в сферу деятельности которого включены мероприятия
направленные на выявление, сохранения и правовую защиту культурных ценностей по всему миру. Итак, согласно определению Конвенции, понятие «культурной ценности» подразумевает под собой достаточно обширный перечень предметов (старинные предметы, археологические находки, редкие рукописи, старинные здания и т.д.) [5]. Однако здесь следует обратить особое внимание на общий для всех этих предметов признак. Обязательно должно быть установлено, что конкретный предмет не просто является продуктом жизнедеятельности, но представляет определенную ценность для нации, имеет связь с ее историей, культурным богатством. К примеру, здания, построенные по типовым проектам в любом из спальных районов города предназначенные для продажи с точки зрения определения приведенного в Конвенции будут «культурно обезличены» так как не будут иметь отношения к развитию истории или культуры определенного народа. В то же время жилой дом или квартира, в которой в определенное время проживал известный учёный, писатель, политический деятель, внесший значительный вклад в национальное культурное развитие, что было признано, может быть отнесен к категории культурных ценностей. При этом совершенно однозначно к категории культурных ценностей можно относить конкретные исторические свидетельства, археологические находки, специально возведённые памятные изваяния и т.д. обладающие конкретной ценностью для конкретной культуры или народа [6, с. 126].
Конкретизация понятия крайне важна, так как условия современного мира, с усиливающимися процессами глобализации, уважением военных конфликтов, ухудшением экологических катастроф, при неправильном определении наиболее важных для культуры объектов сделает их обречённым на уничтожение. Кроме того, помимо выделенного понятия «культурная ценность» используется так же такое понятие как «международная охрана культурных ценностей». М.М. Богуславский трактует данное понятие как совокупность международно-правовых норм, предусматривающих сотрудничество государств, в деле сохранения и использования этих ценностей [1, с. 126]. В связи с этим мировым сообществом был разработан прочный нормативно-правовой аппарат, направленный на защиту культурных ценностей. В основе разработанного аппарата лежит Устав ООН, основной задачей которого является укрепление международной безопасности, в чем организация оказывается активное содействие в области культуры, образования и науки. Культурные ценности так же имеют прямое отношение к обозначенной задаче [11]. На основе Устава соответственно была составлена Конвенция ЮНЕСКО, о положениях которой речь шла выше. Так же следует учитывать, что Конвенция стала основой для создания и пополнения двух важных документов: «Списка всемирного наследия» и «Списка всемирного наследия находящегося под угрозой». Однако, не смотря на достаточно обширный нормативный аппарат ООН до настоящего времени на практике наглядно демонстрируется несогласованность действий международной организации и представителей правительств тех стран, чьи культурные ценности оказываются под угрозой. Так, в частности, весьма красноречивым является пример трагедии, произошедшей во Франции в связи с пожаром в Соборе Парижской Богоматери. Несмотря на то, что ЮНЕСКО организовала грандиозную благотворительную компанию, значительная утрата культурного наследия Франции успела произойти. Дело в том, что нормативная база ООН не содержит четких рекомендаций по предотвращению возможного вреда и не включает в нормативный аппарат эффективную методику по борьбе с повреждениями такого масштаба. Безусловно данная проблема так же требует своего решения, и законодатели уже обращают внимание на данный нюанс [8].
Тем не менее, такие факторы как пожары, наводнения, землетрясения и прочие не зависящие от действий правительства и населения стран обстоятельства, оказывают вред гораздо реже, чем острая проблема преступной деятельности и вооруженных конфликтов. В последние десять лет данная проблема значительно обострилась ввиду
31
усиления активности международных террористических групп, чья деятельность носит антисоциальный характер и, следовательно, под удар не редко попадают объекты культурного наследия. Так, например, во время борьбы с ИГИЛ (запрещенной на территории РФ организации) в ходе террористических акций погибли многие культурные ценности, располагавшиеся на территории Сирийского региона. В числе уничтоженных объектов находятся: руины древнего ассирийского Нимруд, Хатра, храм Бэла в Пальмире, двух тысячелетние «Врата Бога» близ Мосула, множество мечетей и храмов т.д. Без сомнений общественная реакция на содеянное, была однозначной - действия террористов были признаны военным преступлением. В суд ООН были поданы многочисленные жалобы со стороны правительств Сирии и Ирака. Находящаяся на посту генерального директора ЮНЕСКО Ирина Бокова в 2014 г. стала инициатором организации комиссии по всестороннему документированию состояния и угроз для объектов культурного наследия в Ираке и Сирии [2, с. 125].
Таким образом, процесс выработки нормативных механизмов в обозначенном аспекте так же продолжает свое развитие, поскольку базовое законодательство ООН всегда будет дополнительно нуждаться в методическом подкреплении. Трагический опыт борьбы с террористическими организациями должен стать одним из новых приоритетных направлений для институтов международного права. Поскольку на сегодняшний день действует «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» принятая в 1957 г. в Гааге. Однако к сегодняшнему дню нормативный аппарат международного права начинает остро нуждаться в конвенциях направленных на борьбу с террористической угрозой, так как в указанной конвенции не дается четких разъяснений по данному вопросу [4].
Так как борьба с внешними и внутренними угрозами способными нанести вред культурным ценностям является основной прерогативой не только для институтов международного права, но так же для отдельных государств напрямую или косвенно заинтересованных в успешном проведении рассматриваемой политики. Например, территория Российской Федерации богата многочисленными памятниками культурного наследия, так как страна по своему этнокультурному складу является многонациональной и поликультурной. Ввиду того, Россия граничит с ближневосточным регионом, где происходят частые военные конфликты, террористические акции, а так же имеет множество внутренних конфликтов, сотрудничество страны с международными нормативно -правовыми программами, направленными на защиту культурных ценностей желательно для нее. Российская Федерация активно сотрудничает с международными общественными и культурными организаторами, имеет в них свое представительство, пользуется заслуженным авторитетом.
Политическая линия, которую проводит правительство РФ, неизменна. Так, например, в Указе Президента РФ № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» сказано, что Российская Федерация признает главенство международных правовых организаций, стремится к миру, присоединяется к борьбе против террористической угрозы и продолжает развивать культурное партнерство цивилизаций [10]. Данные тезисы находят свое подтверждение так же в тексте «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» рассчитанной к исполнению до 2020 года. Российские власти признают, что национальные интересы на этот период будут находиться под контролем федерального законодательства, которое в свою очередь будет действовать в полном соответствии с нормами международного права.
При этом меры направленные на сохранение объектов культурного наследия внутри РФ, неразрывно связаны с внутренними процессами страны, так же как и международное сотрудничество в сфере культуры не может быть оторвано от них. Искусство, образование и наука неразрывно взаимосвязаны с идеологическими, политическими и экономическими явлениями современности. Данные элементы
32
социальных взаимоотношений нуждаются в охране и защите, так как признаются частью культурного наследия страны, что в свою очередь находит свой отклик в актах международного права [3, с. 246].
Исследователями права так же неоднократно подчеркивается, что связь дипломатии и культуры на официальном уровне служит национальным интересам государства, так как в них заложены глубокие исторические традиции обогащающие культуру страны. Многие памятники архитектуры, шедевры искусства, символы исторического прошлого, ценные археологические артефакты вовлекаются в дипломатические отношения, что без сомнения имеет одобрение на международном уровне, поскольку способствует сближению стран мирового сообщества. Существует множество примеров такого взаимодействия при участии российского дипломатического представительства. К примеру, в ходе официального визита президента России в Корею в ноябре 2010 г. состоялась церемония передачи российской стороне властями южнокорейского города Инчхон флага героического крейсера «Варяг». Отныне гюйс, поднятый с погибшего корабля еще в 1905 г., хранится в Военно-морском музее в Санкт-Петербурга. Объект культурного наследия представлен в основной экспозиции для туристов. Передача реликвии была оценена президентом как символ и великой истории, и нынешних дружественных двусторонних отношений, так как РФ идет на сближение с Южной Кореей в плане экономики и политики [1, с. 330].
Проведенный обзор обозначенной проблематики показывает, что вопрос международно-правовой защиты культурных ценностей является весьма актуальным как для мирового сообщества, так и для отдельных государств мира. По мере увеличения глобализационных процессов, роста национальной и культурной идентичности стран, защиты интересов национальных меньшинств, расширяется спектр проблем стоящих перед институтами ООН, основной задачей которых является защита объектов культурного наследия от осквернения, уничтожения, повреждения. Международные нормативно-правовые механизмы нуждаются в отработке слаженных механизмов воздействия на внешние факторы способные нанести вред культурным ценностям разного уровня, а так же продолжать поддерживать контакты с правительствами стран заинтересованными в проведении обозначенного вектора политики.
Список литературы
1. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Норма, 2012. 416 с.
2. Ватель де Э. Право народов. М.: Экос, 2016. 125 с.
3. Колосов Ю.М. Действующее международное право. Документы в 2-х томах. Т. 1. М.: Международные отношения, 2007. 768 с.
4. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14.05.1954 г. Гаага. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. 103 с.
5. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. выпуск Х^.М.: МГИМО, 1991. 81 с.
6. Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юнити-Дана, 2013. 163 с.
7. Мудрова И.А. Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир. М.: Центрполиграф, 2014. 319 с.
8. Трагедия во Франции: Собор Парижской Богоматери сгорел на глазах тысяч зевак. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kuban.kp.ru/daily/26966/4022161/ (дата обращения: 23.04.19).
33
9. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2013. 416 с.
10. Указ Президента РФ № 640 от 30.11.2016 г. «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/ (дата обращения: 24.04.19).
11. Устав Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры от 16.11.1945 г. // Действующее международное право. М.: Юрайт, 2005. 674 с.