Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО РЕФОРМЕ ООН: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО РЕФОРМЕ ООН: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / AZERBAIJAN REPUBLIC / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / INTERNATIONAL CONFLICTS / МИР / PEACE / ООН / UN / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST SOVIET SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мустафаева Наджиба Ильгар Кызы

В статье рассматривается международно-правовая позиция Азербайджанской Республики по реформе ООН, основные предложения которой были сформированы в период работы страны в Совете Безопасности ООН в качестве непостоянного члена, с фокусом на проблемы мира и безопасности, борьбу с международным терроризмом и агрессией, а также необходимостью конструктивного диалога ООН с международными и региональными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal position of the Republic of Azerbaijan on the reform of United Nations: main directions and recommendations

The article examines the international legal position of the Republic of Azerbaijan on the reform of the United Nations, the main proposals of which have been formulated in the period of a non-permanent membership of the country in the UN Security Council, with a focus on issues of peace and security, combating international terrorism and aggression, as well as the need for constructive dialogue between UN and international and regional organizations.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО РЕФОРМЕ ООН: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ»

_Международное право

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО РЕФОРМЕ ООН: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ МУСТАФАЕВА Наджиба Ильгар кызы,

аспирантка Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО). E-mail: najiba_mustafayeva@hotmail.com; сот. тел.: +994 50 363 66 99

Краткая аннотация: в статье рассматривается международно-правовая позиция Азербайджанской Республики по реформе ООН, основные предложения которой были сформированы в период работы страны в Совете Безопасности ООН в качестве непостоянного члена, с фокусом на проблемы мира и безопасности, борьбу с международным терроризмом и агрессией, а также необходимостью конструктивного диалога ООН с международными и региональными организациями.

The article examines the international legal position of the Republic of Azerbaijan on the reform of the United Nations, the main proposals of which have been formulated in the period of a non-permanent membership of the country in the UN Security Council, with a focus on issues of peace and security, combating international terrorism and aggression, as well as the need for constructive dialogue between UN and international and regional organizations.

Ключевые слова: Азербайджанская Республика; безопасность; международные конфликты; мир; ООН; постсоветское пространство. Azerbaijan Republic; security; international conflicts; peace; UN; post soviet space.

Глобальные процессы, происходящие в конце XX в., в частности, ликвидация Организации Варшавского договора, завершение «холодной войны», развал СССР, привели к серьезному изменению политической атмосферы в мире и возникновению новой геополитической ситуации. Непосредственное присоединение к системе международных отношений новых независимых государств, образованных на постсоветском пространстве, и проводимый ими внешнеполитический курс, отражающий их собственные интересы, определили новую раскладку межгосударственных отношений в мире. Если, с одной стороны, это характеризовалось спадом политической напряженности, нейтрализацией глобального противостояния, то, с другой, - сопровождалось возникновением ряда региональных центров, которые становились стратегически важными пунктами пересечения интересов с политической, экономической и военной точек зрения.

Провозглашение 18 октября 1991 г. своей независимости Азербайджанской Республикой, расположенной на важном геополитическом пространстве, а также произошедшие в конце 80-х-начале 90-х гг. в международной жизни изменения выдвинули на передний план исключительно важную задачу формирования и реализации нового, соответствующего принципам национальной государственности, внешнеполитического курса1. 2 марта 1992 г. Азербайджанская Республика, получившая за короткое время признание ряда стран мира, была принята в члены Организации Объединенных Наций (далее ООН). 6 мая 1992 г. было открыто постоянное представительство Азербайджана при ООН.

Поворотный этап в сотрудничестве Азербайджанской Республики с ООН наступил с избранием страны в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена на двухгодичный срок. Азербайджан был избран в 17 туре голосования в Генеральной Ассамблее ООН 24 октября 2011 г., получив 155 голосов из 193, представляя в Совете Безопасности Восточную Европу. В

1 Гасанов А.М. Современные международные отношения внешняя политика Азербайджана. Баку, 2000. С. 249.

мае 2012 г. Азербайджанская Республика в порядке ротации председательствовала в Совете. Именно за время работы Азербайджанской Республики в Совете Безопасности ООН были сформированы и предложены основные предложения по реформе Организации, направленные на усовершенствование ее рабочих методов и процесса исполнения решений, принятых органами системы ООН в отношении государств-членов, в частности Советом Безопасности, а также усиление сотрудничества ООН с другими международными (в том числе, региональными) организациями. Рекомендации Азербайджанской Республики по реформе ООН, озвученные еще три года назад, представляют особую актуальность сегодня, когда Организация, перешагнувшая семидесятый рубеж своего существования, как никогда ранее нуждается в усовершенствовании и модернизации своей деятельности с учетом новых вызовов и угроз международному миру и безопасности.

В нынешней, весьма сложной международной обстановке, связанной с ростом террористической активности в лице «Аль-Каиды», ИГИЛ (ДАЕШ), «Джабхат ан-Нусры» и других террористических организаций, а также возникновением новых и обострением существующих международных конфликтов, сопряженных грубыми и массовыми нарушениями прав человека, обусловливают необходимость усилий и своевременных действий Совета Безопасности ООН, как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. Вполне очевидно, что основной фокус внимания в реформенном процессе ООН должен быть сосредоточен именно на этом органе.

Проблема реформирования Совета Безопасности ООН обсуждается уже более пятнадцати лет. Этот пункт в повестке дня преобразований в ООН включает три ключевых аспекта: 1) расширение членского состава Совета Безопасности; 2) рабочие методы, используемые Советом Безопасности в своей деятельности; 3) механизм исполнения решений Совета Безопасности. При этом самым спорным из них является первый вопрос, представляющий особый интерес для государств мирового сооб-

и

щества, как представленных, так и не представленных в данном органе. Почти тогда же определились основные противоборствующие группы, каждая из которых пропагандировала свой подход, соответственно убеждая либо в целесообразности введения дополнительных мест постоянных членов, либо, наоборот, доказывая недопустимость увеличения «круга избранных». Относительно необходимости увеличения числа мест непостоянных членов сомнений ни у кого не возникало1.

За срочное расширение Совета Безопасности ратуют страны «четверки» - Германия, Япония, Индия и Бразилия, объясняющие целесообразность данной инициативы необходимостью представленности в Совете новых «центров силы». Такой подход оспаривают страны так называемого «кофейного клуба» - Испания, Южная Корея, Мексика, Канада и другие, полагая, что увеличение числа постоянных членов Совета «противоречит курсу на демократизацию и другим современным тенденциям мирового развития», существенно осложняя для других членов мирового сообщества возможность представительства в Совете Безопасности ООН в качестве непостоянных членов2. Кроме стран «кофейного клуба» против предложения «четверки» выступает и Италия, категорически возражающая против вступления Германии и Японии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянных членов. Свою позицию Италия обосновывает тем, что принятие в Совет Безопасности двух потерпевших поражение во Второй мировой войне государств, в результате которой и создавалась ООН, является дискриминационным шагом в отношении других проигравших войну стран. Своей представленности в Совете Безопасности на постоянной основе требуют и международные региональные организации, такие как Африканский Союз, Лига Арабских Государств и Организация Исламского Сотрудничества. Относительно последних двух организаций, необходимо отметить, что обсуждается вариант одного постоянного места в Совете Безопасности с правом вето для арабского мира в целом. Однако, учитывая разногласия внутри этих организаций между государствами-членами, найти компромиссное разрешение этого вопроса представляется затруднительным и маловероятным.

Что касается представленности Европейского Союза (далее ЕС), отметим, что в контексте вступления в силу Лиссабонского договора, Италия и Испания выступают за учреждение в Совете Безопасности постоянного места для ЕС с предоставлением права вето. В то же время, с учетом того факта, что два государства ЕС (Великобритания и Франция) уже представлены в ЕС, данная инициатива наталкивается на жесточайшую критику стран других регионов, практически не имеющих доступа к Совету. Вместе с тем, среди пяти постоянных членов Совета Безопасти нет

1 Заемский В.Ф. Кому нужна реформа ООН: в интересах всех и каждого. М., 2011. С. 68.

2 Мустафаева Н. Проблемы реформирования Совета Безопасности ООН // Евразийский юридический журнал. 2014. № 10(77). С. 57-58.

единства мнений по вопросу его расширения. Они имеют разные подходы и методы решения проблем, а идеологические и моральные разногласия становятся камнем преткновения в деятельности Совета и не способствуют разрешению международных конфлик-тов3. Суммируя отношение к этим идеям со стороны нынешних постоянных членов Совета, можно сказать, что все они готовы поддержать предложения, целесообразность которых не вызывает сомнений. Вместе с тем, правда, с разной степенью решимости

4

они отвергают попытки ущемления полномочий «пятерки» .

В соответствии с международно-правовой позицией Азербайджанской Республики в отношении реформирования Совета Безопасности ООН, данный процесс должен быть нацелен на повышение эффективности его работы и обязательное исполнение государствами-членами вынесенных в их отношении резолюций. Азербайджан допускает расширение Совета Безопасности за счет новых государств, в частности, восточноевропейского региона, что полностью будет соответствовать принципу справедливого географического представительства, а также реалиям современных международных отношений.

С другой стороны, расширение членского состава Совета Безопасности с наделением новых членов правом вето, осложнит вопрос консенсуса, что в свою очередь может привести к парализации работы самого органа. Кроме этого, использование права вето, порой приводит к блокированию тех или иных проектов резолюций из-за различия в позициях постоянных членов Совета, что в свою очередь делает невозможным единоличное голосование по конфликтным вопросам и соответственно отрицательно сказывается на эффективности работы самого органа5.

В соответствии с международно-правовой позицией Азербайджана, особое внимание в процессе реформирования ООН, должно быть уделено проблеме исполнения решений, вынесенных Советом Безопасности в отношении государств-членов. Главная причина недостаточной эффективности Совета заключается именно в его неспособности в ряде случаев обеспечить осуществление своих резолюций. Так, к примеру, более 100 резолюций Совета Безопасности ООН не были выполнены за период с 1968 г. Среди этих резолюций есть и резолюции, принятые Советом Безопасности по армяно-азербайджанскому, нагорно-караба-

3 Мустафаева Н. Совет Безопасности ООН: «реликвия» или политика двойных стандартов // Материалы VIII Конвента Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ) на тему «Метаморфозы посткризисного мира: новый регионализм и сценарии глобального управления». М., 2014. URL: http://risa.ru/ru/2011-05-25-10-23-32/28-viii/238-metamorfozy-postkrizisnogo-mira-novyj-regionalizm-i-stsenarii-globalnogo-upravleniya (последнее посещение: 23.11.2015).

4 www.1news.az. Мустафаева Н. Право вето в Совете Безопасности ООН: быть или не быть? 02.10.2015//Электронный источник. URL: http://www.1news.az/authors/oped/20151002112203098.html (последнее посещение: 23.11.2015).

5 Мустафаева Н. Институт права вето в Совете Безопасности ООН: современное положение и перспективы реформы // Стратегический Анализ. 2015. № 2(13). С. 95.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2016. № 1(133)

конфликту, под номерами 822, 853, 874 и 884, в которых подтверждаются суверенитет и территориальная целостность Азербайджанской Республики, нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для изменения границ насильственным путем. Резолюции требуют незамедлительного прекращения военных действий, немедленного, полного и безоговорочного вывода всех оккупационных войск с территории Азербайджана. Несмотря на юридически обязательный характер резолюций Совета Безопасности, они до сих пор остаются на бумаге. При этом Совет Безопасности ООН наделен достаточными полномочиями вплоть до применения санкций для того, чтобы государства-члены организации исполняли принятые им резолюции.

Неисполнение резолюций Совета Безопасности повлекло за собой перевод вопроса урегулирования нагорно-кара-бахского конфликта на площадку ОБСЕ и созданную ею Минскую группу, безрезультатно работающую уже более двух десятков лет. В этой связи актуализируется вопрос усиления координационных действий между двумя организациями как по рассматриваемому конфликту, так и по другим вопросам международной жизни, касающимся обеспечения мира и безопасности. Так, вполне целесообразным представляется предложение о необходимости требования Советом Безопасности ООН отчетов Минской группы ОБСЕ о проделанной работе по разрешению карабахской проблемы. Не исключается и инициатива принятия новой резолюции Советом Безопасности ООН по данному вопросу, учитывая безрезультатность переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ.

Учитывая тот факт, что три сопредседателя Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция и США), представляющие ведущие державы и несущие одновременно большую ответственность за ситуацию в Европе, являются и постоянными членами Совета Безопасности ООН, на который, как уже было отмечено, возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности, заинтересованы в достижении стабильного мира на постсоветском пространстве, можно предположить, что они воспользуются этими международными площадками - ООН и ОБСЕ, инициировав международную (ООН) и общеевропейскую (ОБСЕ) дискуссии по широкому спектру вопросов, связанных с урегулированием этнотерриториальных конфликтов.

Можно было бы приступить к конкретным обсуждениям механизма принятия решений в ОБСЕ, в основу которого положен принцип консенсуса. Понимая чувствительность этого вопроса, особенно в свете обсуждений права вето в Совете Безопасности ООН, можно было бы предложить в особых случаях использовать принцип консенсус минус один (консенсус минус два), сделав соответствующее и вполне логичное исключение для членов Совета Безопасности ООН. Как показывает недавняя история, это может способствовать принятию действенных решений со стороны ОБСЕ, особенно в процессе

урегулирования ряда этнотерриториальных конфликтов1.

Кроме ОБСЕ необходима координация и сотрудничество ООН и с другими региональными организациями, в частности по вопросу поддержания международного мира и безопасности. Определенные успехи в этом направлении предприняты в рамках сотрудничества ООН с Африканским союзом, в ходе которого были реализованы операции по поддержанию мира в Судане (Дарфуре), Мали, ЦАР и Сомали, а также предприняты шаги по постконфликтному восстановлению и реконструкции. Совет Безопасности ООН приветствует решение Африканского союза провозгласить десятилетие 2014-2024 гг. «Десятилетием примирения в Африке» в память о Нельсоне Манделе и готов к принятию совместных мер для содействия примирению как средству обеспечения мира и стабильности в африканском регионе.

Необходимо отметить тот факт, что Совет Безопасности ООН неоднократно подчеркивал необходимость расширения сотрудничества ООН с другими международными межправительственными, в том числе и региональными организациями, с учетом того, что знание своих стран и регионов дает другим международным организациям преимущество, «в плане понимания коренных причин вооруженных конфликтов, которое может повысить эффективность усилий, прилагаемых ими для их разрешения»2.

С этой точки зрения, а также учетом географии современных негативных трендов вполне своевременным и закономерным представляется расширение сотрудничества ООН с Организацией Исламского Сотрудничества (до 2011 г. - Организация Исламская Конференция (ОИК)), являющейся второй после нее крупнейшей международной межправительственной организацией, охватывающей четыре географических континента и объединяющей 57 стран исламского мира. С 1975 г. ОИС имеет статус наблюдателя при ООН, в штаб-квартирах которой в Нью-Йорке и Женеве функционируют миссии постоянных наблюдателей ОИС. Особо следует отметить принятую в ходе 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию А/РБ8/36/23 «О сотрудничество между ООН и Организацией Исламской Конференции»3, призывающую к активизации сотрудничества между двумя организациями в поисках решений глобальных проблем, связанных с международным миром и безопасностью, разоружением, а также обеспечением прав человека4.

Азербайджанская Республика в октябре 2013 г., в период своего второго председательства в Совете Безопасности ООН,

1 Пашаева Г. Европейская безопасность и перспективы ОБСЕ, взгляд из Баку // Индекс Безопасности. 2015. № 3(114). С. 132.

2 S/PRST/2014/27, 16 Dec. 2014.

3 ООН. Генеральная Ассамблея. Резолюция «О сотрудничество между ООН и Организацией Исламская Конференция». 09.11.1981. A/RES/36/23.

4 www.newtimes.az. Мустафаева Н. Расширение сотрудничества между ООН и ОИС как залог обеспечения международного мира и безопасности. 27.01.2016 // Электронный источник. URL: http:// newtimes.az/ru/politics/4152/ (последнее обращение: 29.01.2016).

организовала первое в истории двух международных организаций специальное заседание Совета, в ходе которого было одобрено заявление Председателя, в котором отмечалась приверженность налаживанию глобального диалога с целью поощрения терпимости и укрепления мира. Совет констатировал выраженное представителями обеих организаций намерение укреплять сотрудничество в областях общей заинтересованности, таких как предотвращение конфликтов и посредничество в урегулировании конфликтов, права человека, гуманитарная помощь и положение беженцев, межкультурный диалог и борьба с терроризмом.

Именно проблеме терроризма Азербайджанская Республика уделяла первостепенное внимание в ходе своего председательства в Совете Безопасности. Так, 4 мая 2012 г. под председательством Президента Азербайджанской Республики Ильха-ма Алиева состоялась встреча высокого уровня на тему «Угрозы, создаваемые террористическими актами международному миру и безопасности: усиление международного сотрудничества, выполнение обязательств по борьбе с терроризмом», в которой участвовали Генеральный секретарь ООН, министры, заместители министров и другие высокопоставленные лица. Президент Азербайджана выразил твердую политическую волю относительно участия нашей страны в вопросе поддержания международного мира и безопасности, решительно осуждая все формы и проявления терроризма. «Мы считаем, что все террористические акты являются тяжким преступлением, они должны быть осуждены, а их виновники - наказаны. Никогда нельзя позволять террористам обосновывать свои деяния. Никакой террористический акт, независимо от причин, не может быть обоснован. У терроризма меняющиеся суть и облик, во многих случаях он связан с агрессивным сепаратизмом, экстремизмом и организованной преступностью»1.

И. Алиев подчеркнул, что несмотря на то, что международная общественность добилась больших успехов в предотвращении терроризма, предстоит еще многое сделать, чтобы пресечь эту беду, вести борьбу с ней. Отсутствие в международном праве четкого определения терроризма препятствует усилиям международной общественности по привлечению к ответственности не только отдельных террористов и террористические организации, но и государства, поощряющие и финансирующие террористическую деятельность. С этой точки зрения Азербайджан подчеркивает важность достижения согласия по всеобъемлющей конвенции относительно международного терроризма, которая станет эффективным средством в борьбе с терроризмом.

Президентом Азербайджана было отмечено, что четкое определение терроризма и конвенция о международном терроризме могут внести вклад в решение ряда нерешенных вопросов, в том

1 www.trend.az. Алиев И. Азербайджан решительно осуждает все формы проявления терроризма //

http://www.trend.az/news/politics/2022656.html (последнее посещение: 25.11.2015).

числе вопросов отказа от организации, финансирования, поощрения, инструктирования террористических действий, поддержки их другими прямыми или косвенными путями. Достижение такого согласия должно основываться на развернутом и открытом обсуждении основных причин терроризма. Особо была отмечена необходимость усиления внимания вопросу социального и экономического развития, уровню образования, в рамках международных институтов, в частности, механизмов Организации Объединенных Наций. «Ограниченные возможности образования, сопровождаемые экономическими трудностями, во многих случаях могут считаться факторами, создающими почву для ведения террористической пропаганды под видом толкования религий. Борьба с террором не может использоваться для нападок на какую-либо конкретную религию или культуру»2.

В период председательства Азербайджана в Совете Безопасности прошли встречи, посвященные вопросам, создающим угрозу международному миру и безопасности в странах Африканского региона - Судане и Южном Судане, Демократи-четической Республике Конго, Гвинее-Бисау, Ливии, Западной Африке, Сомали, Азиатского региона - в Афганистане, по Европе - по миссии временного управления в Косово, Боснии и Герцеговине. За время председательства страны в Совете были приняты три резолюции в отношении стран Африки (Судан и Гвинея-Бисау), что показывает, что Азербайджан весьма чувствительно относится к событиям в Африке и внимательно отслеживает процессы, идущие в этом регионе3.

Интерес к проблемам других стран мирового сообщества в условиях глобализации, когда происходит постепенное преобразование мирового пространства в единую зону и формируется общее для всех акторов международных отношений международно-правовое и культурно-информационное поле, является залогом обеспечения не только добрососедских отношений государств в международной политике, но и средством обеспечения мира и стабильности в международных отношениях.

Вместе с тем, растет осознанность всех народов мира о необходимости коллективного решения глобальных проблем и совместного противостояния новым угрозам и вызовам, стоящим сегодня перед всем мировым сообществом. По сути, человечество возвращается сегодня к решению задачи, которой задались отцы-основатели ООН, заложив в ее Устав идею коллективного сотрудничества государств. Именно такой подход, опирающийся на фундамент международного права, может стать гарантом обеспечения стабильности, мира и безопасности в международных отношениях, центральную роль в которых будет играть единственная универсальная международная площадка сотрудничества государств - Организация Объединенных Наций.

2 Там же.

3 Макили-Алиев К., Мустафаева Н. Инициатива Азербайджанской Республики в Совете Безопасности ООН // Право и Политология. 2013. № 23. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.