Научная статья на тему 'Военно-политические аспекты развития российско-турецких отношений'

Военно-политические аспекты развития российско-турецких отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / Турция / военные аспекты / геополитика / Russian Federation / Turkey / military aspects / geopolitics

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бредихин А. В., Геккая Ф. Х.

Аннотация: вопросы безопасности входят в число самых важных глобальных проблем современности. В новом тысячелетии мир перестал разделяться на центры силы, и перешел на начальную стадию построения многополярного пространства. С изменением политической конъюнктуры, меняется и повестка дня, и проблемы вместе с ними. Военная мощь остается важной составляющей в международной политике, однако уступает экономическим факторам. Главной проблемой современной безопасности стал международный терроризм. Большинство стран мира столкнулись с этой проблемой, поэтому актуальность решения данной проблемы остается самой главной на международной повестке дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-POLITICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT RUSSIAN-TURKISH RELATIONS

Abstract: security issues are among the most important global problems of our time. In the new Millennium, the world has ceased to be divided into centers of power, and moved to the initial stage of building a multipolar space. As the political environment changes, so does the agenda and the problems with it. Military power remains an important component in international politics, but is inferior to economic factors. The main problem of modern security has become international terrorism. Most countries of the world are faced with this problem, so the urgency of solving this problem remains the most important on the international agenda.

Текст научной работы на тему «Военно-политические аспекты развития российско-турецких отношений»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Бредихин А.В.

кандидат исторических наук, советник Директора Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук

Геккая Ф.Х.

аспирант кафедры теории и истории международных отношений

Российского университета дружбы народов

bredikhin90@yandex. ru

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: вопросы безопасности входят в число самых важных глобальных проблем современности. В новом тысячелетии мир перестал разделяться на центры силы, и перешел на начальную стадию построения многополярного пространства. С изменением политической конъюнктуры, меняется и повестка дня, и проблемы вместе с ними. Военная мощь остается важной составляющей в международной политике, однако уступает экономическим факторам. Главной проблемой современной безопасности стал международный терроризм. Большинство стран мира столкнулись с этой проблемой, поэтому актуальность решения данной проблемы остается самой главной на международной повестке дня.

Ключевые слова: Российская Федерация, Турция, военные аспекты, геополитика

Россия и Турция, хоть и не имеет каких-либо серьезных договоров, регулирующих вопросы безопасности и по борьбе с международным терроризмом, прикладывают усилия для достижения мира и согласия в том или ином конфликте. Вопросы международной безопасности, связывающих две страны, до недавнего времени были ограничены постсоветским пространством. На руинах Советского Союза вспыхнули десятки различных конфликтов, по классификации очень разнородных: этнические, религиозные, культурные, экологические, территориальные и другие. В большинстве конфликтов, оба государства старались соблюдать нейтралитет. В определенных конфликтах, оба государства сами являлись стороной конфликта, что осложняло проблему мирного урегулирования. Россия как постоянный член СБ ООН, имела больше веса на решение проблемы, нежели Турция. В целом, общее сотрудничество в области безопасности отражалось в дипломатическом миротворчестве.

Ключевым конфликтом, в котором не участвовали Турция и России, но при этом имели существенный вес на стороны, является Карабахский конфликт. Турция, с момента образования независимого Азербайджана, начала активно поддерживать, финансировать и вооружать новоиспеченного тюркского союзника. В то время как Армения ориентировалась на Россию. Осложняло обстановку и тот факт, что в Армении находились военные объекты и группировка войск, которые могли попасть под удар, тем самым усугубляя данный конфликт. Продолжительность войны, сделала регион опасным, что вызвало обеспокоенность у соседней Европы. По дипломатическим каналам, удалось наладить контакты, и боевые действия были завершены. По факту, конфликт был просто заморожен на неопределенный срок. За длительное время, Армения и Азербайджан усиленно вооружались, опасаясь, что конфликт перейдет в горячую стадию. Немало важную роль играла Турция. Только при поддержке Турции, она смогла оказать влияние на несдающегося союзника. Продолжая скрыто поддерживать Азербайджан, Турция поддержала неформальную экономическую блокаду Армении. Армения осталась в определенной изоляции, связь с Россией осуществлялась через Грузию, а сильные контакты с Ираном были еще в зачаточном

положении. Россия вмешалась в конфликт на стороне Армении, хотя формально выступила лишь арбитром. По инициативе группы стран, была основана Минская группа ОБСЕ, в которую вошли Россия и Турция. Поиск путей разрешения конфликта стал главной задачей данной группы. До 2016 г., дипломатический фронт данного конфликта разделился. Россия за эти годы стала фактически протектором Армении, так как за счет российских средств и поддержки, Армения спокойно развивалась. Ответом лояльности Арменией России стало вступление в Евразийский Экономический Союз. Турция с момента завершения конфликта никогда не оставляла Азербайджан, поддерживая его инициативы и право на территориальную целостность. В ходе военных действий в Нагорном Карабахе в 2016 г., Турция единственная страна, которая полностью поддерживала Азербайджан. Конфликт снова удалось избежать, а скорее всего, просто отсрочить на неопределенный срок. Россия и Турция продолжают работу по урегулированию конфликта. Также следует отметить, что Россия и Турция предоставляли место и оказывали поддержку встречам религиозных лидеров данного конфликта. Благодаря такой поддержке, религиозные лидеры Армении и Азербайджана исключили религиозную составляющую из данного конфликта.

Немало важно отметить и факт дестабилизации со стороны Турции региона в целом. До 2003 г., в турецких верхах доминировали представители светского национализма, получавших поддержку от военной касты. Армия в Турции, по завещанию Ататюрка (основатель Турецкой Республики), являлась гарантом Конституции. Не раз армия проводила государственный переворот, как только светскому строю грозила угроза. Военные группы Турции, в 90-х годах финансировали и предоставляли базы снабжений и тренировок для боевиков, которые воевали в Чечне против федеральных войск. Россия, уже давно имеет доказательства такого поведения со стороны турецкого руководства, однако в международный суд дело не дошло. С приходом к власти Эрдогана, общая турецкая политика в регионе и в частности по отношению к России кардинально изменилась. Эрдоган прекрасно понимал, что от сотрудничества больше пользы и прибыли, чем от какой-либо вражды. Именно поэтому, оба государства вместе выстраивали политику безопасности в близлежащих регионах.

Россия и Турция активно участвовали в гуманитарных акциях в Ливане. В 2006 г. произошла Вторая ливанская война. Россия отправила военный строительный батальон для восстановления инфраструктуры, а Турция позже ввела миротворцев, которые сохраняют там мир до сегодняшнего дня. Турецкий миротворческий контингент является одним из немногих, действующих за рубежом. Вообще, политика России и Турции на Ближнем Востоке во многом совпадает. Палестинский вопрос вызывает общую солидарность двух государств. Кроме того, Турция неоднократна спонсировала и поддерживала гуманитарные акции в Палестину и Сектор Газа, при помощи различных общественных организаций.

Выход двух стран к Черному морю, иногда создает определенные проблемы. Существует договор Монтрё, подписанный в 1936 г. Он определяет статус черноморских проливов в мирное и военное времена. Корабли, входящие в Черное море, ограничиваются временем пребывания (21 день), а также тоннажем водоизмещения (30 тысяч тонн). Черноморские державы не ограничены проходом через проливы, разве что, необходимо уведомить Турцию. Этот договор несколько раз нарушался, например, в годы второй мировой войны, Турция сохраняла нейтралитет, но пропустила итальянский флот в Черное море. Помимо этого, во время войны в Южной Осетии, группировка кораблей НАТО вошла в Черное море, ссылаясь на запланированные учения. Общий тоннаж кораблей США превышал допустимую норму. В 2014 г., один из американских кораблей, превысил время пребывания на 11 суток. В рамках безопасности и нейтралитета Черного моря, усилия предпринимают и другие державы. Например, Болгария, после предложения усилить группировку кораблей НАТО, ответила отказом, ссылаясь на то, что не желает милитаризации Черного моря, которая может привести к войне в регионе.

Также, Россия и Турция предпринимают шаги по установлению мира и безопасности в Африке. Действия не носят совместного характера, а осуществляются в рамках международных организаций (в особенности ООН), и руководствуясь чувствами и обязанностями гуманитарного долга. В Центральной Африканской Республике правительство плохо контролирует границы государства, особенно северные районы страны. Гуманитарная катастрофа застала и соседний ЧАД. По решению президента России Дмитрия Медведева, в 2008 г. в эти страны были отправлены миротворческие контингенты. Кроме того, Турция в рамках миротворческого контингента Европейского Союза отправила военнослужащих для обеспечения безопасности беженцев в рамках миротворческой миссии ООН. Турецкие миротворцы находятся в ЦАР до сих пор. В Судане, в годы переходного режима 2005-2011 гг., Россия и Турция, в рамках миротворческой деятельности ООН, отправили своих гражданских специалистов и полицию, для соблюдения режима прекращения огня. Слаженные действия, позволили пройти политическому процессу в Судане без кровопролития, в районах, подконтрольных силам ООН.

В рамках борьбы с терроризмом, между Россией и Турцией отсутствуют какие-либо существенные документы. Обмен разведывательными или другими данными о террористах или представителях криминальных структур, действует исключительно на фоне дружеских отношений между странами. Оба государства также действуют в рамках Интерпола. Турция столкнулась с терроризмом в прошлом веке, когда Рабочая Партия Курдистана начала вооруженную борьбу за свою независимость. Во многом, данное противостояние имеет общие черты борьбы России с террористическими и сепаратистскими группировками на Северном Кавказе. Стороны объединяет факт непризнания таких групп легитимными представителями своих этносов. Борьба носит характер военных операций, что приводит к ответным действиям террористов. Террористические акты в Турции и России, вызывают у обществ обоих государств сочувствие и полную солидарность с этими опасными вызовами современности. Оба государства также были инициаторами мирных переговоров на ранних стадиях сирийской гражданской войны. Примечательно то, что у западных стран, России, Турции, Ирана, Китая - у всех была разная позиция и политика по отношению к Сирии. Отношения между Турцией и Россией охладились на фоне этой войны, что привело почти к полному разрыву отношений. Однако, переориентация внешнеполитических ценностей, и переосмысление национальных интересов, привело к сближению. К 2017 г., стороны активно поддерживают друг друга в борьбе против террористических группировок. Заключен договор о координации в Сирии, также проводиться обмен данными. Немало важно заметить договоренность о создании зон безопасности, без участия третьих стран. В целом, дальнейшее развитие отношений в данном русле, приведет к усилению безопасности в Сирии. А общие отношения России и Турции переходят от стратегического партнерства в стратегический союз.

Еще одним камнем преткновения в ООН между Россией и Турцией является сирийский вопрос. Гражданская война в Сирии началась на фоне арабской весны в 2011 г. В результате подавления вооруженных восстаний сирийским правительством, Лига Арабских Государств начала активное вмешательство в конфликт. Помимо нарастания напряженности, заинтересованных стран в урегулировании конфликта, и защищавшие интересы в Сирии, становилось все больше. Различные стороны конфликта начали поддерживать различные группы, а также информационную войну в своих интересах, именно поэтому, данный конфликт стал международным кризисом. В январе 2012 г. ЛАГ разработала план урегулирования конфликта, который лишал власти президента Башара Асада, и фактически передавал все государственные функции ЛАГ. При этом не учитывались права руководства Сирии, и за безопасность правящих кругов никто не отвечал. Сирия отвергла резолюцию, и ЛАГ обратился в ООН. 4 февраля 2012 г., по проекту ЛАГ и США была предложена резолюция Б/2012/77, согласно которой, план Лиги должен быть реализован, а Генерального

Секретаря ООН задействовать в наблюдении за процессом. Данная резолюция была ветирована Россией и Китаем. Помимо 15 членов Совета Безопасности, было еще три государства, которые заседали в нем. Турция была одной из этих стран, которая поддержала резолюцию. Все последующие резолюции, предложенные западными странами по Сирии, были ветированы Россией. Последняя относится к маю 2014 г. Резолюция S/2014/348 предусматривали введение сирийских проблем в Международный уголовный суд, подтверждения факта нарушения прав человека и других преступлений со стороны правительства Сирии. Хоть и заседания СБ ООН было расширено до 55 членов, Россия и Китай ветировали и эту резолюцию. Турция также присутствовала на заседании, как заинтересованное лицо.

Взаимодействие России и Турции по сирийскому вопросу в ООН и других международных организациях и переговорных процессах с 2011 по 2016 гг. носили неизменный характер. Турция поддерживала в своих интересах определенные группы, обвиняя Россию в поддержке терроризма в лице законного сирийского правительства. Россия оказывала поддержку Башару Асаду, и в отношении Турции изъявляла взаимные претензии в спонсировании незаконных вооруженных формирований. Турция в 2012 г. инициировала создание дипломатического коллектива «Друзья Сирии». Эта группа должна была стать площадкой для урегулирования сирийского конфликта под эгидой западных стран. Турция, как ближайший союзник США возле Сирии, неформально стала лидером группы. Группа была создана в ответ на российско-китайское вето в СБ ООН. Однако, дальше дипломатических встреч делегаций участвующих стран дело не дошло. Дальнейшие попытки организовать переговоры между враждующими сторонами также потерпели неудачу. Россия хотела задействовать в переговорах курдские группировки, которые сначала войны самостоятельно вели боевые действия против террористических организаций. Турция противилась такой мягкой легитимации курдов. Россия в свою очередь, противилась участию некоторых вооруженных оппозиционных групп, которые были зафиксированы в нарушении прав человека. Таким образом, к 2015 г., дипломатические попытки урегулирования заходили все время в тупик. Женевские встречи оппозиции и правительственных кругов Сирии не привели, к какому либо политическому решению. 30 сентября 2015 г., российские вооруженные силы начала боевую операцию в САР, с целью поддержки правящего режима. В короткие сроки были нанесены ряд тяжелых поражений врагам правительства Сирии. Такое положение дел заставило пересмотреть планы переговорных процессов. Саудовская Аравия и Турция лоббировали через США созыв переговоров, которые начались в октябре 2015 г. В результате венских соглашений, был разработан план будущего переговорного процесса, а также построение режима прекращения огня. Примечательно, что в венской встрече были приглашены представители Ирана. До этого, в двух женевских встречах, единственного союзника Сирии не допускали.

Важно отметить, что в переговорных процессах под эгидой ООН «Женева-1» не были приглашены Саудовская Аравия, Ливан и Иордания, то есть непосредственные соседи Сирии. В «Женева-2», эти страны были приглашены, но приглашение для Ирана отозвали за несколько дней до переговоров. Венская встреча стала первой, на которую был приглашен Иран. Иран участвовал в конфликте с самого начала. Алавитское правительство Сирии принадлежит шиитской ветви ислама, поэтому сирийская проблема стала естественной обязанностью иранского государства. Последними переговорами стали Астанинские, которые произошли в январе 2017 г. Эти переговоры удалось провести благодаря активной поддержке Турции. Турция смогла создать благоприятную обстановку для ведения переговоров, а также поддержала Казахстан в стремлении в участии в международных процессах и укреплению авторитета в мировом сообществе. Россия, Иран и Турция выступили единым фронтом, однако сирийская оппозиция отказалась признавать права Ирана в данной конференции. Сейчас, Россия и Турция поддерживают прекращение огня в

Сирии и завершение конфликта. Только сейчас эти действия ведутся не в рамках какой-либо организации, а в рамках треугольника Турция-Россия-Иран с соблюдением Устава ООН, его принципов и правил.

MILITARY-POLITICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT RUSSIAN-TURKISH RELATIONS

Bredikhin A. V.

Candidate of Historical Sciences, Advisor to the Director Center for security research of the Russian Academy of Sciences Gekkaya F.H.

post-graduate student of the Department of theory and history of international relations RUDN bredikhin90@yandex. ru

Abstract: security issues are among the most important global problems of our time. In the new Millennium, the world has ceased to be divided into centers of power, and moved to the initial stage of building a multipolar space. As the political environment changes, so does the agenda and the problems with it. Military power remains an important component in international politics, but is inferior to economic factors. The main problem of modern security has become international terrorism. Most countries of the world are faced with this problem, so the urgency of solving this problem remains the most important on the international agenda.

Keywords: Russian Federation, Turkey, military aspects, geopolitics

Для цитирования: Бредихин А.В., Геккая Ф.Х. Военно-политические аспекты развития российско-турецких отношений// Архонт, 2018. № 4 (7). С. 29-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.