УДК 340.1
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А. С. Бондаренко Научный руководитель - В. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Раскрывается тема международно-правовой ответственности за деятельность в космическом пространстве и на рассмотрение ее видов.
Ключевые слова: международное право, международно-правовая ответственность, международные правонарушения, космическое право, космическое пространство.
INTERNATIONAL-LEGAL RESPONSIBILITY FOR ACTIVITIES IN OUTER SPACE
А. S. Bondarenko Scientific supervisor - V. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article is aimed at exploring the topic of international-legal responsibility for activities in outer space and consideration of its species.
Keywords: international law, international-legal responsibility, international crimes, space law,
space.
Несмотря на то, что доктрина конца XX в. все более склонялась к концепции автономизации отраслевой ответственности, общие положения отрасли ответственности в международном праве, касающиеся квалификации правонарушений, видов и форм ответственности, случаев освобождения от ответственности, применимы и к космическому праву.
Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в этом Договоре [2].
Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям (преступлениям) относятся:
- развязывание и ведение военных действий в космосе (Договор о космосе 1967 г.);
- использование космоса для ведения военных действий против Земли (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.);
- милитаризация космоса - испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера; вывод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием массового уничтожения (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о космосе 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г.);
- военное или любое иное использование средств воздействия на космос, которое может иметь широкие, долгосрочные или иные серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесе-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ния ущерба или причинения вреда любому другому государству (Конвенция о запрещении военного или любого иного воздействия 1977 г.).
В этих и аналогичных случаях виновные государства или межгосударственные организации несут ответственность нематериального и материального характера, связанную с применением как вооруженной силы, так и иных способов ограничения суверенитета и дополненную ответственностью физических лиц, персонифицирующих государство [3].
Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающие в результате нарушения иных, чем основные принципы, норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; не регистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).
Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба, но причиненного без умысла, в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Обязанность возмещения ущерба и в этом случае не отрицается, но касается только возмещения причиненного ущерба и не отягощается санкциями.
Вопросы возмещения ущерба от космической деятельности детально регламентируются Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 г.). Согласно этой Конвенции, запускающее государство несет ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Вместе с тем если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
Исходным документом, по которому потерпевшее государство может возбудить вопрос о возмещении ущерба запускающему государству, является претензия о компенсации ущерба. Обычно она предъявляется по дипломатическим каналам в течение года с даты причинения ущерба [1].
Освобождение от ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб увился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца либо физических или юридических лиц, которых оно представляет. Однако освобождение от ответственности не предоставляется в случаях, когда ущерб явился результатом деятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву, включая, в частности, Устав ООН и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [2].
В известной мере можно говорить и о связанном с отраслью космического права институте уголовных преступлений международного характера. По крайней мере, два состава можно считать сложившимися - присвоение и последующая контрабанда метеоритов и ярко проявившееся в связи с аварией «Колумбии» в 2003 г. «космическое мародерство, т. е. присвоение упавших на Землю частей космического объекта физическими лицами с целью последующей наживы.
В Соглашение о Международной космической станции 1998 г. вводится новое для космического права понятие - уголовная ответственность космонавтов (по Соглашению - «персонала») за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государства. При определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место совершения преступления - внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица, а его гражданство. В порядке исключения может быть поставлен вопрос об осуществлении уголовной юрисдикции потерпевшим государством по его просьбе.
Особенности института ответственности в отрасли космического права обусловлены особыми характеристиками космоса, в первую очередь - признание его территории зоной особого риска как относительно Земли, так и относительно находящихся в нем космических объектов.
В настоящее время международных и иных конфликтов в связи с применением рассмотренных ранее договоров не возникало, что свидетельствует об известной достаточности нормативного регулирования.
Библиографические ссылки
1. Валеев Р. М., Курдюков Г. И. Международное право. Особенная часть : учебник для вузов. М. : Статут, 2010. 624 с.
2. Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право : учебник. М. : Эксмо, 2004. 688 с.
3. Бекяшев К. А. Международное публичное право : учебник. 5-е изд. перераб. и доп. М. : Проспект, 2013. 114 с.
© Бондаренко А. С., 2015