Научная статья на тему 'Международная студенческая мобильность — инструмент повышения конкурентоспособности страны на международном рынке образовательных услуг'

Международная студенческая мобильность — инструмент повышения конкурентоспособности страны на международном рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И КУЛЬТУРЫ (ЮНЕСКО) / РЕЙТИНГ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: UNIVERSITAS 21 / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Южакова Татьяна Александровна, Каракчиева Инна Викторовна

В статье представлены информационно-аналитические материалы о динамике международной студенческой мобильности. Авторами анализируются состояние международной студенческой мобильности, а также итоги Рейтинга национальных систем высшего образования: Universitas 21 за период 2012-2014 гг. Статья содержит сравнительно-сопоставительный анализ, показывающий место Российской Федерации в общемировых процессах развития экспорта образовательных услуг в части академической мобильности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная студенческая мобильность — инструмент повышения конкурентоспособности страны на международном рынке образовательных услуг»

Международная студенческая мобильность - инструмент повышения конкурентоспособности страны на международном рынке образовательных услуг Южакова Т. А.1, Каракчиева И. В.2

1 Южакова Татьяна Александровна / Yuzhakova Tatyana Aleksandrovna - ведущий научный сотрудник;

2Каракчиева Инна Викторовна /Кarakchieva Inna Viktorovna - старший научный сотрудник,

Управление научно-исследовательских работ, Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр при

Правительстве Российской Федерации», г. Москва

Аннотация: в статье представлены информационно-аналитические материалы о динамике международной студенческой мобильности. Авторами анализируются состояние международной студенческой мобильности, а также итоги Рейтинга национальных систем высшего образования: Universitas 21 за период 2012-2014 гг. Статья содержит сравнительно-сопоставительный анализ, показывающий место Российской Федерации в общемировых процессах развития экспорта образовательных услуг в части академической мобильности. Ключевые слова: Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Организация

Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), рейтинг национальных систем высшего образования: Universitas 21, иностранные студенты, экспорт образовательных услуг, международная студенческая мобильность.

Сегодня во всем мире признается важность образования. Образование это не только фактор экономического и социального развития государства, но и инструмент в конкурентной борьбе на международном рынке образовательных услуг. Международная студенческая мобильность это одна из возможных перспектив укрепления позиций страны на международной арене. Развитие процессов международной студенческой мобильности позволяет многим студентам получать образование за рубежом, что с каждым годом становится все популярнее, несмотря на активизацию онлайн-курсов, создание зарубежных образовательных центров и филиалов вузов.

По данным отчета «Взгляд на образование» («Education at glance»), подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и опубликованного в 2013 году, международная студенческая мобильность за период 2000-2011 годов выросла более чем в 2 раза. Мировыми лидерами в сфере высшего образования по численности приема иностранных студентов в 2011 году стали США (16,5 %), Великобритания (13 %), Германия (6,3 %), Франция (6,2 %), Австралия (6,1%). В России обучались лишь 4 % иностранных студентов.

Согласно прогнозу Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), к 2025 году численность иностранных студентов во всем мире может достигнуть 7,2 миллионов человек.

Выбирая страну для обучения, потенциальным студентам хочется иметь какие-то ориентиры. Такими ориентирами могут служить результаты различных рейтингов, среди которых наиболее полезными для будущих студентов будут рейтинги, отражающие эффективность образовательной системы. В настоящее время такую информацию предоставляет рейтинг национальных систем высшего образования (Universitas 21 или U21). Данный рейтинг составляется в Университете Мельбурна (Австралия) и включает в себя 22 показателя, которые сгруппированы по четырем категориям (группам): ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов) - 25 %, конъюнктура (уровень международного сотрудничества, который демонстрирует степень открытости или замкнутости систем высшего образования) - 20 %, сетевое взаимодействие (государственная политика и регулирование, возможности получения образования) - 15%, средневзвешенные результаты достижений выпускников (научные исследования, научные публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников учебных заведений) - 40 %. В расчетах применяются данные, позволяющие осуществить всесторонний анализ системы высшего образования в разных странах. Общая оценка (рейтинг) страны определяется средневзвешенным баллом каждой категории (группы) и зависит от установленного процентного веса.

В целом по итогу 2014 года в десятку лучших стран (в порядке убывания) вошли США, Швеция, Канада и Дания (занимают 3 позиции), Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Сингапур и Норвегия. Лидирующие позиции на протяжении трех лет занимает США. Россия ежегодно ухудшает свои результаты (в 2012 году - 32 позиция, 2013 году - 33, 2014 году - 34). По итогам 2014 года Россия разделила 33 позицию в рейтинге с Китаем, который улучшил свою позицию на 12 пунктов в сравнении с результатами 2013 года (таблица 1).

Таблица 1. Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования

№ п/п 2012 год 2013 год 2014 год

рейтинг страна индекс рейтинг страна индекс рейтинг страна индекс

1 i США 100 i США 100 i США 100

2 2 Швеция 84 2 Швеция 85.2 2 Швеция 86.7

3 3 Канада 83 3 Швейцария 81.6 3 Канада 82.9

4 4 Финляндия 82 4 Канада 80 3 Дания 82.9

5 5 Дания 81 5 Дания 79.8 4 Финляндия 82.2

6 6 Швейцария 80 6 Финляндия 79.4 5 Швейцария 81.5

7 7 Норвегия 78 7 Нидерланды 78.2 6 Нидерланды 80.4

8 7 Австралия 78 8 Австралия 77.2 7 В елико британия 79.2

9 9 Нидерланды 77 9 Сингапур 76.6 8 Австралия 78

10 9 Великобритания 77 10 Велико британия 74.9 9 Сингапур 76.3

11 11 Сингапур 75 11 Австрия 71.8 10 Норвегия 75

12 12 Австрия 74 11 Норвегия 71.8 11 Австрия 73.7

13 12 Бельгия 74 13 Бельгия 71 12 Бельгия 73.1

14 14 Новая Зеландия 73 14 Новая Зеландия 69.7 13 Г ермания 71.1

15 15 Франция 71 15 Г ермания 68.2 14 Г онконг 70.6

16 16 Ирландия 70 16 Г онконг 67.6 15 Новая Зеландия 70.4

17 17 Г ермания 69 17 Франция 67.6 16 Ирландия 69.7

18 18 Г онконг 67 18 Ирландия 66.8 17 Франция 68.7

19 19 Израиль 66 19 Израиль 63.8 18 Израиль 68.5

20 20 Япония 64 20 Испания 60.5 19 Япония 64.9

32 32 Россия 52 32 Сербия 50 31 Греция 50.3

33 33 Румыния 51 33 Россия 49.5 32 Чили 49.1

34 33 Венгрия 51 34 Венгрия 49.2 33 Сербия 48.7

35 33 Словакия 51 35 Чили 49 34 Китай 48.6

36 36 Малайзия 50 35 Украина 49 34 Россия 48.6

37 37 Чили 49 37 Словакия 47.9 36 Словакия 47.9

38 37 Аргентина 49 38 Болгария 47.7 37 Бразилия 46.1

39 39 Китай 48 39 Румыния 47.5 38 Румыния 45.4

40 40 Бразилия 47 40 Аргентина 45.8 39 Болгария 45

41 40 Таиланд 47 41 Бразилия 45.6 40 Аргентина 44.9

Источник: Сайт информационно-аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий»

(http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info).

Численность иностранных студентов - это один из важнейших показателей в рейтингах вузов на мировом рынке образовательных услуг, определяющий их успешность.

Справочно. Ежегодные мировые расходы на образование превышают 1 триллион долларов. Объем торговли образовательными услугами на мировом рынке превышает 100 миллиардов долларов, куда входят услуги по предоставлению высшего образования, дополнительного профессионального образования, школьного образования обучению на языковых курсах и пр. Потоки международной студенческой мобильности ежегодно составляют более 3-х миллионов человек.

В Советском Союзе в 1990/1991 академическом году во всех типах и видах учебных заведений (включая школы, ПТУ, техникумы, военные училища, партийные и комсомольские школы и т. д.) обучались около 180 тыс. иностранных граждан, в том числе в высших учебных заведениях - 126,5 тыс. иностранных студентов, стажеров, аспирантов, что составляло более 10 % общемировой численности иностранного студенческого контингента. По этому показателю советские вузы занимали третье место в мире, уступая лишь университетам США (419,6 тыс. иностранных студентов колледжей и вузов) и Франции (136,9 тыс.).

Численность иностранных студентов в российских вузах в 2014/2015 учебном году выросла на 9,2 % по сравнению с предыдущим учебным годом и составила около 225 тыс. человек. При этом доля иностранных студентов в общей численности студентов российских вузов составила 4,3 % (в 2013/2014 учебном году -3,6 %).

В российских вузах иностранные студенты обучаются на условиях общего приема или международных договоров (в том числе по квоте 1). Доля таких студентов в 2014/2015 учебном году составила соответственно 84,7 % (в 2013/2014 учебном году - 82,2 %) и 15,3 % (в 2013/2014 учебном году - 17,8 %) (таблица 2).

Таблица 2. Сведения о численности иностранных студентов в российских вузах

Учебный год

2013/2014 2014/2015

1 Численность иностранных студентов, тыс. человек 205,6 224,5

в том числе:

иностранных студентов, обучающихся на условиях общего приема, тыс. человек 169 190,2

иностранных студентов, обучающихся по международным договорам, тыс. человек 36,7 34,3

2 Доля иностранных студентов, обучающиеся на условиях общего приема, в общей численности иностранных студентов, % 82,2 84,7

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

в том числе:

доля иностранных студентов из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии в общей численности иностранных студентов, обучающихся на условиях общего приема, % 81,5 81,3

3 Доля иностранных студентов, обучающихся по международным договорам, в общей численности иностранных студентов, % 17,8 15,3

в том числе:

доля иностранных студентов из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии в общей численности иностранных студентов, обучающихся по международным договорам, % 50,7 60,8

Источник: Данные форм федерального статистического наблюдения № ВПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования» (в 2013 году - «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего профессионального образования»).

Обучению в российских вузах отдают предпочтение, в основном, студенты из азиатских и европейских стран (таблица 3).

Таблица 3. Сведения о распределении численности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, по

регионам мира, %

Учебный год

2013/2014 2014/2015

Азия 71,8 72,9

Европа 23,4 22,1

Африка 4 4,3

Латинская и Южная Америка 0,6 0,6

Северная Америка 0,1 0,1

Австралия и Океания 0,004 0,007

Источник: Данные форм федерального статистического наблюдения № ВПО -1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования» (в 2013 году - «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего профессионального образования»).

Численность студентов из Азии в 2014/2015 учебном году выросла на 14 % по сравнению с предыдущим учебным годом (с 140,6 до 160,3 тыс. человек), а из европейских стран - на 6,2 % (с 45,9 до 48,7 тыс. человек), хотя доля студентов из Европы в общей численности иностранных студентов в 2014/2015 учебном году уменьшилась на 1,3 % по сравнению с предыдущим учебным годом.

Выбор студентом страны обучения зачастую определяется стоимостью обучения и проживания, а также возможностью и простотой получения визы.

Экспорт российских образовательных услуг осуществляется по трем направлениям - привлечение на обучение иностранных граждан непосредственно в российские вузы, открытие за рубежом филиалов российских вузов и распространение российских образовательных программ за рубежом.

Учитывая, что мировой рынок образовательных услуг имеет значительное финансовое наполнение, и для целого ряда стран доход от этого рынка является важной составной частью ВВП, развитие экспорта российских образовательных услуг способно привлечь дополнительные средства в российскую экономику, прежде всего в сферу образования, а также существенно поднять уровень конкурентоспособности российского высшего образования, что может дать мультипликативный эффект, повлияв, в том числе, на развитие научных исследований, уровень профессорско -преподавательского состава, качество подготовки выпускников, что, в конечном итоге, предоставит серьезные бонусы российской экономике.

Конкуренция, существующая на международном образовательном рынке, способна стать рычагом развития российского образования и определить его переход на качественно новый уровень развития.

Необходимо использовать современные способы внедрения эффективных форм управления образовательной системой. Маркетинговая деятельность в образовательной сфере должна базироваться на анализе рынка образовательных услуг, на взаимосвязи тактического и стратегического планирования спроса и предложений, установления цен, организации продвижения и сбыта образовательных услуг на международном рынке.

Литература

1. Филип Дж. Альтбах, Дэвид Энгберг. 2014. Международная студенческая мобильность: грядущие перемены. Международное высшее образование. 77: 17-20.

2. Бенуа Милло. 2014. Лучшие университеты или лучшие образовательные системы? Международное высшее образование. 75: 12-14.

3. Горшкова Л. Ю. 2012. Экспорт образовательных услуг высшей школы: мировой опыт и Россия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 3-9.

4. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. 2014. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. 4: 23.

5. Гульнара А. К. И снова об экспорте российского образования. Электронный доступ: http://www.ng.ru/science/2014-04-23/12_education.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.