Научная статья на тему 'Международная социальная коммуникация в социальном механизме трансформации высшего образования'

Международная социальная коммуникация в социальном механизме трансформации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / INTERNATIONAL SOCIAL COMMUNICATION / TRANSFORMATIONAL PROCESS / SOCIAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / SOCIAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глухова Татьяна Павловна

Статья предлагает результаты научного исследования, целью которого послужило определение места и роли международной социальной коммуникации в трансформационном процессе социального института высшего образования. Международная социальная коммуникация рассматривается как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного, группового и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств, где средой взаимодействия является международное социальное пространство, а взаимосвязи осуществляются между представителями разных стран. Основанием для теоретического поиска выступила специально разработанная для решения поставленной задачи теоретическая схема социального механизма трансформационного процесса исследуемого института. Рассмотренная в качестве движущей силы социального механизма и составляющей трансформационного процесса, международная социальная коммуникация способна побуждать к социально-инновационным действиям общественных и институциональных акторов, приводить к смене социальных практик и, тем самым, непосредственно изменять облик и функции социального института высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SOCIAL COMMUNICATION IN THE SOCIAL MECHANISM OF HIGHER EDUCATIONTRANSFORMATION

The paper provides the results of scientific research aimed at defining the place and role of international social communication in the transformation process of the social institution of higher education. International social communication is seen as a socially conditioned process of sending and receiving information in various situations of interpersonal, group and mass intercourse by means of various channels and through various means of communication in the international environment where communication occurs between representatives of more than one country. A specially developed theoretical scheme of the social mechanism of transformation of the social institution of higher education serves as the basis for the presented theoretical research. Considered as an external factor and as a component of the transformational process, international social communication is capable of stimulating societal and institutional actors to socio-innovative actions, leading to a change in social practices and, thereby, directly modifying the appearance and functions of the social institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Международная социальная коммуникация в социальном механизме трансформации высшего образования»

УДК 316.422

МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. П. Глухова

INTERNATIONAL SOCIAL COMMUNICATION IN THE SOCIAL MECHANISM OF HIGHER EDUCATIONTRANSFORMATION T. P Glukhova

Статья предлагает результаты научного исследования, целью которого послужило определение места и роли международной социальной коммуникации в трансформационном процессе социального института высшего образования. Международная социальная коммуникация рассматривается как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного, группового и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств, где средой взаимодействия является международное социальное пространство, а взаимосвязи осуществляются между представителями разных стран. Основанием для теоретического поиска выступила специально разработанная для решения поставленной задачи теоретическая схема социального механизма трансформационного процесса исследуемого института.

Рассмотренная в качестве движущей силы социального механизма и составляющей трансформационного процесса, международная социальная коммуникация способна побуждать к социально-инновационным действиям общественных и институциональных акторов, приводить к смене социальных практик и, тем самым, непосредственно изменять облик и функции социального института высшего образования.

The paper provides the results of scientific research aimed at defining the place and role of international social communication in the transformation process of the social institution of higher education. International social communication is seen as a socially conditioned process of sending and receiving information in various situations of interpersonal, group and mass intercourse by means of various channels and through various means of communication in the international environment where communication occurs between representatives of more than one country. A specially developed theoretical scheme of the social mechanism of transformation of the social institution of higher education serves as the basis for the presented theoretical research.

Considered as an external factor and as a component of the transformational process, international social communication is capable of stimulating societal and institutional actors to socio-innovative actions, leading to a change in social practices and, thereby, directly modifying the appearance and functions of the social institution of higher education.

Ключевые слова: международная социальная коммуникация, трансформационный процесс, социальный институт высшего образования, социальный механизм.

Keywords: international social communication, transformational process, social institution of higher education, social mechanism.

Исследования трансформационных процессов общества, и в частности его социальных институтов, привлекают многих социологов нашего времени. Одним из ярких научных деятелей в данной области является Т. И. Заславская, предложившая изучение трансформационных процессов через призму социальных механизмов, при помощи которых у исследователя появляется возможность установить, в какую сторону движется общество и к чему оно вероятнее всего придет [6, с. 154]. Такое понимание социальных механизмов общественных процессов базируется на гипотезе о том, что «совокупность определяющих эти процессы явлений, факторов и зависимостей образует целостный феномен, исследование устройства которого позволяет глубже разобраться в изучаемых закономерностях» [6, с. 192].

В основе концепции Т. И. Заславской заложено следующее определение социального механизма любого общественного процесса: «устойчивая система взаимодействий социальных акторов разных типов и уровней, конечным результатом которых служит удовлетворение определенной общественной потребности» [6, с. 191].

Для социальных механизмов характерны определенные черты: 1) способность регулировать общест-

венные процессы (социальные механизмы обладают силой и устойчивостью социальных связей, обусловливающих их системность); 2) высокая инертность (в социальных механизмах присутствуют элементы прошлого и настоящего, а их обновление всегда носит частичный характер); 3) совмещение двух разнородных видов трансформационных действий: осуществляемых сознательно для достижения определенных целей (конституируются в процессе социальных преобразований) и возникающих естественно историческим путем (происходящих спонтанно в ходе общественной эволюции под влиянием различных процессов) [6, с. 192].

Концепция социального механизма получает свое дальнейшее развитие в предлагаемом исследовании, целью которого послужило определение места и роли международной социальной коммуникации в трансформационном процессе социального института высшего образования (далее СИВО). Основанием для теоретического поиска выступила специально разработанная для решения поставленных задач теоретическая схема социального механизма трансформационного процесса СИВО (рис.).

Такое видение общественных процессов помогает придать системный и более операциональный харак-

О Т. И. Глухова, 2014 | 127

тер изучению институтов в фазе трансформации, обнаружить распространение «социальных болезней» в условиях трансформации социального развития [7, с. 132], а также выявить неизвестные ранее факты и закономерности, тем самым, способствовать углублению научных знаний в данной социологической области. Несмотря на абстрактность и понимание того, что реальность регулируется множеством механизмов более конкретных процессов, изучение институциональных трансформаций посредством социального механизма оправдывается возможностью изобразить этот процесс как некоторую целостность управленческих воздействий власти, социально-инновационной деятельности инициативных групп и спонтанных действий разных сил общественности.

С помощью представленной теоретической схемы попытаемся выяснить какое место и какую роль играет такое явление современности, как международная социальная коммуникация, в трансформации высшего образования. Международная социальная коммуникация обозначает социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного, группового и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств, где средой взаимодействия является международное социальное пространство, а взаимосвязи осуществляются между представителями разных стран [2, с. 44].

В рамках исследуемого механизма международная социальная коммуникация, как активно развивающееся общественное явление, расположено в Блоке А и выступает одним из пусковых элементов социальнотрансформационной активности общества в качестве движущей силы трансформационного процесса. Указанная роль международной социальной коммуникации позволяет определять отдельные черты и свойства трансформации, побуждать к социально-инновационным действиям институциональных акторов, приводить к смене социальных практик и, тем самым, непосредственно изменять облик и функции социального института.

Для теоретического обоснования утверждаемого, рассмотрим феномен международной социальной коммуникации в составе механизма трансформационного процесса интересующего нас института. Обратимся к сущностной стороне блоков и системе взаимодействия между ними.

Блок А «Социально-трансформационная активность общества, направленная на социальный

институт высшего образования» представляет собой социально-инновационный потенциал общества, раскрывает «зависимость общественных гражданских инициатив от социальной активности населения» [8, с. 17] и является «энергетическим» узлом социального механизма [6, с. 449]. Он объединяет в себе внешние силы, факторы и тенденции социально-инновационной деятельности современного общества, которые оказывают влияние на трансформационный процесс СИВО. Сгруппируем наиболее значимые из них:

1) социокультурные общественные изменения;

2) социально-экономическое развитие;

3) расширение международных отношений и глобальных процессов современности;

4) научно-техническое и технологическое развитие;

5) деятельность общественно-политических сил.

Посредством прямых однонаправленных связей

(1а - 1д) социально-инновационный потенциал общества, создаваемый внешними силами Блока А, переходит в Блок Б и инициирует трансформационную активность института высшего образования.

Международная социальная коммуникация, как общественное явление, размещается в данном блоке, выступает в качестве внешнего фактора в составе третей группы (расширение международных отношений и глобальных процессов современности) и создает коммуникативную, активно развивающуюся сеть международного социального взаимодействия рядовых граждан, воздействуя, тем самым и на высшее образование.

Блок Б «Трансформационная активность социального института высшего образования» представляет собой совокупность социально-инновационных действий, являющихся относительно рациональным ответом институциональных акторов (индивидов, организаций и социальных групп) на изменения внешней среды, которому нередко предшествует рациональное взвешивание и выбор возможных стратегий, и который существенно меняет базовые институциональные практики. Данный блок отражает сущность взаимосвязанной институциональной активности разного уровня, отраженных в его трех модулях: целевой реформаторской деятельности элиты и высшей бюрократии; социально-инновационной деятельности средних слоев; реактивно-адаптационного поведения и деятельности массовых групп. Взаимодействие между модулями осуществляется на постоянной основе посредством двусторонних связей 2, 3, 6.

А. Социально-трансформационная активность общества, направленная на социальный институт высшего образования

Ла Л6 1# Аг

1 ' ' і і Г ' Ї ,—■— —

Б. Трансформационная активность социального института высшего образования

Б1. Целевая реформаторская деятельность

Б2. Социальноинновационная деятельность инициативных групп

3

н—н

БЗ. Реактивноадаптационное поведение и деятельность массовых групп

■і о;

В1. Управляемые 12 В2. Стихийные

трансформации трансформации

В. Многосубъектные институциональные трансформации

Д. Социетальное качество общества

Д1. Система

Д2. Социально- социальных *^20 ДЗ. Социально-

культурный йГ институтов групповая структура

потенциал 21

Рис. Социальный механизм трансформационного процесса социального института высшего образования

Модуль Б1 «Целевая реформаторская деятельность» объединяет сознательные действия правящей элиты и примыкающей к ней высшей бюрократии, осуществляемые с целью прямого или косвенного воздействия на состояние и развитие СИВО. Данный модуль охватывает не только законодательную и управленческую деятельность федеральных, региональных и местных властей, предполагающую осуществление реформ; но также и действия консервативных сил и оппозиции, тормозящие реформы с целью смены реформаторской направленности, вплоть до разворачивания контрреформ. Сфера реформаторской деятельности служит ареной напряженной борьбы различных разнонаправленных сил.

Модуль Б2 «Социально-инновационная деятельность инициативных групп» предполагает наиболее мощную и масштабную «предпринимательскую» деятельность, трансформирующую высшее образование. Этот модуль формируется из социально зрелой, дееспособной и активной части массовых институциональных групп, в первую очередь, представителей профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава высших учебных заведений. Модули Б1 и Б2 концентрируют в себе основную мощь трансформационной активности в представляемом социальном механизме.

Модуль Б3 «Реактивно-адаптационное поведение и деятельность массовых групп» предполагает ответ всех социальных акторов массовых групп на реформаторскую и социально-инновационную деятельность, осуществляемую элитами, бюрократией и инициативными группами СИВО. Реактивное поведение и реактивная деятельность - это не только принятие институциональных изменений и адаптация к ним, но и протестный отклик на ухудшение институциональных условий.

Все социально-инновационные действия, осуществляемые институциональными акторами, полезно рассматривать с позиции функционального подхода. Причиной этому служит то, что повышение социальнотрансформационной активности наблюдается, в первую очередь, при необходимости изменения существующих функций, а также в условиях дисфункциональности социального института. Дисфункция проявляется в случаях, когда институт либо перестает выполнять свои функции, либо выполняет их плохо, либо временно неспособен справляться с возложенными на него новыми функциями и нуждается в достаточно протяженном периоде времени для выработки новых социальных практик, удовлетворяющих потребности общества.

Состояние дисфункции социального института высшего образования вызывается и активным распространением международной социальной коммуникации в российском обществе, поскольку институциональным акторам необходимо развивать существующие и внедрять новые социальные практики эффективного международного взаимодействия для успешного функционирования в международной высоко конкурентной образовательной и научной среде современного глобализирующегося мира. Как показывают исследования [3; 4; 5], перевод высшей школы в международную плоскость приводит к расширению социальных (в узком понимании), культурных, научных функций, и появлению новых - экономических функций.

Расширение социальных (в узком значении) функций происходит за счет добавления таких сегментов, как

удовлетворение потребности личности в образовании для успешной интеграции в глобализирующееся общество; обеспечение социализации личности в международном пространстве; обеспечение образования в течение всей жизни; содействие выявлению и решению проблем, сказывающихся на благосостоянии общин, стран и мирового сообщества.

Культурная функция расширяется за счет появления необходимости удовлетворять потребность общества в воспитании людей на основе глобального мировоззрения; а также сохранения, расширения, развития и распространения национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях культурного плюрализма и разнообразия.

Развитие научных функций осуществляется в рамках решения таких задач, как проведение совместных международных научных исследований и совместной инновационной деятельности, распространение международной академической мобильности, актуализация международного научно-исследовательского взаимодействия.

К группе экономических отнесены функции развития автономии высших учебных заведений, повышения их конкурентоспособности, содействие в трудоустройстве своих выпускников, устойчивое развитие и оценка качества образования, ориентация на международный рынок образовательных услуг [5, с. 67 - 69].

Рассматривая отношение международной социальной коммуникации к трансформационной активности институциональных акторов, отметим ее особую причастность к расширению социальных и культурных функций высшего образования. Появление таких общественных потребностей, как необходимость наличия знаний и умений межкультурной компетенции для успешной интеграции в глобализирующееся общество или необходимость воспитания людей на основе глобального мировоззрения в условиях культурного плюрализма и разнообразия, напрямую связано с увеличением социальных практик международного взаимодействия. Представим в виде таблицы взаимосвязь социально-инновационных действий основных акторов трансформационного процесса социального института высшего образования с распространением международной социальной коммуникации в обществе (таблица).

Представленные социально-инновационные действия не ограничиваются данным списком, но их вполне достаточно, чтобы оценить масштаб распространения международной социальной коммуникации и ее роль в трансформации высшего образования.

Блок В «Многосубъектные институциональные трансформации» отражает множественные трансформационные подпроцессы, назовем их трансформациями, изменяющими базовые социальные практики СИВО. Разработка механизма трансформационного процесса с использованием подпроцессов основана на применении метода декомпозиции, позволяющего разделить целостный процесс на сегменты. Использование декомпозиции оправдано в данном случае, поскольку описываемый механизм является высоко сложной совокупностью множества процессов, обеспечивающих последовательность действий и направленных на глубинное преобразование институциональной системы.

Таблица

Социально-инновационные действия акторов трансформационного процесса СИВО, инициированные распространением Международной социальной коммуникации

Целевая реформаторская деятельность Социально-инновационная деятельность инициативных групп Реактивно-адаптационное поведение и деятельность массовых групп

Законодательная деятельность

- создание и изменение законов об образовании и международной деятельности СИВО; - проведение реформ. - внедрение новых и измененных законов об образовании; - инициирование изменений в законы об образовании. - принятие/непринятие законов об образовании, реформ, изменений правил «игры», - адаптация к ним, проте ст-ное отношение.

Международное взаимодействие

- развитие международных отношений; - увеличение количества международных организаций; - расширение доступа рядовых граждан к международному взаимодействию; - мониторинг международного сотрудничества. - развитие международного сотрудничества; - развитие деятельности международных служб; - развитие международного культурного обмена; - развитие международной академической мобильности. - повышение спроса на международные мероприятия и программы; - участие/неучастие в международных мероприятиях, программах, а также иных формах межкультурной коммуникации и международного культурного обмена.

Учебная деятельность

- мониторинг качества образования и образовательных услуг; - мониторинг контингента иностранных студентов в российском высшем образовании; - стратегическое планирование увеличения процента иностранных граждан, обучающихся в российских вузах. - разработка и внедрение образовательных программ для подготовки к работе в международном пространстве (напр.: «Международная социальная коммуникация в образовании» [1]); - разработка и внедрение разных форм международных образовательных программ (например: краткосрочных совместных/ долгосрочных совместных / нелинейных международных образовательных программ [5]). - увеличение спроса на образовательные программы с подготовкой к работе в международном пространстве; - участие в международной академической мобильности; - повышение спроса на международные образовательные программы; - протестное отношение к любым или определенным видам международного взаимодействия в учебной деятельности.

Научная деятельность

- мониторинг научной деятельности; - предоставление фондов для проведения международных исследований; - предоставление условий для организации международных научных исследований. - инициирование и проведение исследований с международным участием; - участие в международных конференциях, симпозиумах; - проведение исследований международного значения. - повышение/отсутствие интереса к международным научным исследованиям; - участие/неучастие в международных исследованиях, программах международной академической мобильности и др.

Блок В занимает особое место в механизме. Он преобразует массовую социально-инновационную деятельность микроакторов в макрохарактеристики СИВО. По этому поводу Т. И. Заславская пишет, что данный блок «скрывает в себе тайну» преобразования социальных действий в макропроцессы, в которых участвуют множества микроакторов, и «выглядит “черным ящиком”, содержание которого неизвестно. Выяснить его суть - значит понять конкретный механизм “переработки” индивидуальных и коллективных социальных действий в макропроцессы. Этот блок можно назвать переходным» [6, с. 195]. Наличие в нем

двух видов разнородных взаимодействующих трансформаций (связь 12), управляемых и стихийных, неслучайно. Управляемые трансформации (Модуль В1) являются целенаправленными и осознанными. Стихийные трансформации (Модуль В2) не обязательно привязаны к целевым установкам, направленным на изменения социального института, здесь чаще всего присутствует эмпирическая личностная основа, реагирование на конкретную ситуацию, когда преобразования осуществляются стихийно преимущественно через выбор личных адаптационно-поведенческих стратегий. Тесное взаимодействие Блоков Б и В обес-

печивается прямыми и обратными связями 4, 5, 7, 8, 9, 10 и 11. Как цельный агрегат эти блоки и связи образуют передаточный кластер описываемого социального механизма и характеризуют способ реализации трансформационного процесса, который можно назвать «собственно механизменным» [6, с. 195], а прямые связи 13 и 14 указывают на проникновение трансформаций непосредственно в исследуемый социальный институт.

Международная социальная коммуникация в данном блоке выступает в роли трансформационного подпроцесса, изменяющего базовые социальные практики высшего образования. Такое видение открывает возможность в более выгодных условиях осуществлять детальный анализ трансформационных закономерностей

Блок Г «Социальный институт высшего образования» означает устойчивое, крупномасштабное и обособленное объединение социальных отношений и видов деятельности, которые:

1) осуществляются посредством взаимосогласованной системы статусов и ролей, формальных и неформальных правил, принципов, ценностей и традиций, норм и установок;

2) регулируют взаимодействие людей в сфере подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства;

3) удовлетворяют потребностям личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научнопедагогической квалификации.

Обратная связь 15 отражает сдерживающее влияние социального института на преобразовательную деятельность институциональной элиты и высшей бюрократии. Прямая связь 16 и обратная связь 18 фиксируют то обстоятельство, что СИВО является частью социетального качества общества и взаимодействует с социальной структурой и социальнокультурным потенциалом общества идентично другим общественным институтам.

Блок Д «Социетальное качество общества» задается социальной структурой со свойственными ей социальными и культурными отношениями, он описывает социетальные характеристики трансформирующегося общества: систему социальных институтов, человеческий социально-культурный потенциал и социально-групповую структуру общества. Данный блок, анализируемый в статике, дает целостное представление о состоянии конкретного общества в опре-

деленный момент времени. Рассматриваемый в динамике, он раскрывает происходящие в нем социеталь-ные сдвиги. Двусторонние связи 19, 20, 21 фиксируют то обстоятельство, что институциональная система, социальная структура и социально-культурный потенциал общества представляют разные срезы целостного общественного устройства. Причем институты в этой системе играют роль ведущего, а социальная структура роль ведомого. Социально-культурный потенциал общества служит обобщающим показателем личностного фактора развития общества.

Обратные связи 17 и 22 демонстрируют обратную реакцию общества на произошедшую трансформацию социального института, придают социальному механизму относительную замкнутость и отражают воспроизводственный характер механизма.

Блоки Г и Д представляют собой результативный кластер исследуемого социального механизма, они отражают содержание и основные итоги трансформационного процесса. В рамках этих блоков международная социальная коммуникация обнаруживает себя в измененных социальных практиках, получивших свое начало в ходе трансформационных преобразований (Блок В) под влиянием многосубъектных перекрестных взаимодействий общественных (Блок А: социально-трансформационная активность общества) и институциональных (Блок Б: трансформационная активность социального института высшего образования) акторов.

Итоги. Проведенное научное исследование позволило определитьместо и роль международной социальной коммуникации в трансформационном процессе социального института высшего образования. Основанием для теоретических выводов выступила специально разработанная с целью решения поставленной задачи теоретическая схема социального механизма трансформационного процесса исследуемого института. Такой подход придал системный и более операциональный характер изучению социальных институтов в фазе трансформации, а также помог выявить ранее неисследованные факты и закономерности институциональных преобразований.

Рассмотренная в качестве движущей силы социального механизма и трансформационного подпроцесса высшего образования, международная социальная коммуникация способна побуждать к социальноинновационным действиям общественных и институциональных акторов, приводить к смене социальных практик и, тем самым, непосредственно изменять облик и функции социального института высшего образования.

Литература

1. Глухова, Т. П. Методические и методологические основы подготовки магистров по программе «Международная социальная коммуникация в образовании» / Т. П. Глухова // Мир науки, культуры, образования. -2012. - № 2(33). - С. 229 - 231.

2. Глухова, Т. П. Теоретические аспекты формирования понятия «международная социальная коммуникация» / Т. П. Глухова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4.

3. Глухова, Т. П. Междисциплинарный подход в изучении проблем международного сотрудничества в образовании / Т. П. Глухова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 5 - 6 (95). - С. 69 - 74.

4. Глухова, Т. П. Проблемы адаптации иностранных студентов в российском обществе: образовательные инновации в исследованиях социологов Санкт-петербургского государственного университета / Т. П. Глухова // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2/1(78). - С. 309 - 311.

5. Глухова, Т. П. Международные образовательные программы в трансформации социальных функций высшего образования / Т. П. Глухова // European Social Science Journal. - 2013. - № 11 - 1(38).

6. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция / Т. И. Заславская. - М.: Дело, 2002. - 568 с.

7. Максимова, С. Г. Социально-экономические и социально-политические угрозы безопасности в оценках населения приграничных регионов России / С. Г. Максимова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2012. - № 12.

8. Попов, Е. А. Социальная активность населения и общественные гражданские инициативы / Е. А. Попов, С. Г. Максимова // Политика и Общество. - 2012. - № 7.

Информация об авторе:

Глухова Татьяна Павловна - кандидат педагогических наук, доцент, соискатель кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий Алтайского государственного университета, г. Барнаул, 8-913-220-39-37, [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tatiana P. Glukhova - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, doctoral student at the Department of Psychology of Communications and Psychological Technologies, Altai State University.

Статья поступила в редколлегию 03.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.