Научная статья на тему 'Инновация как стадия трансформации социального института высшего образования'

Инновация как стадия трансформации социального института высшего образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
382
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / TRANSFORMATION / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глухова Татьяна Павловна

Тематика социальных изменений является важным разделом социологического знания. Изменения, кардинально преобразующие облик социального института и его организаций, называются трансформациями. В соответствии с типологией Т. Г. Каммингса и К.Г. Ворли к организационным трансформациям относятся фундаментальные изменения и переориентация. Одной из ключевых стадий трансформации социального института высшего образования является инновация. Она обеспечивает участникам образовательного процесса дополнительный эффект посредством творческого преобразования научных исследований и достижений передового опыта в новые образовательные продукты, товары и услуги. В качестве примера инновации как одной из ключевых стадий трансформационного процесса социального института высшего образования в статье рассмотрена разработка инновационных образовательных продуктов, к которым отнесены инновационные образовательные программы. В рамках схемы-анализа описаны следующие элементы исследуемой инновации: сама инновация; создатели инновации; распространители инновации; восприемники инновации; причины, вызывающие необходимость разработки и внедрения инновации; преобразование институциональной сферы. Схема-анализ позволила выявить характерную динамику одного из фундаментальных изменений учебно-воспитательного процесса социального института высшего образования в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Глухова Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation as a Stage of Transformation of the Social Institution of Higher Education

The theme of social changes is an important branch of sociology. Changes, which radically transform the essence of a social institution and its organizations, are called transformations. In accordance with T. G. Cummings and C. G. Worley typology, organizational transformations include fundamental changes and reorientation. Innovation is a stage of transformation of the social institution of higher education. It provides participants of the educational process with some additional effect by means of creative conversion of scientific research and achievements into new educational products, goods and services. Development of innovational educational programs exemplifies innovation as one of the key stages of transformation of the social institution of higher education. Within the framework of a scheme-analysis the following elements of the given innovation are introduced: the innovation itself; creators of the innovation; disseminators of the innovation; recipients of the innovation; causes which provoked necessity of development and implementation of the innovation; transition of institutional spheres. The scheme-analysis helped to identify characteristic dynamics in transformation of the teaching and learning process of the social institution of higher education in the contemporary Russian society.

Текст научной работы на тему «Инновация как стадия трансформации социального института высшего образования»

философия, социология и культурология

ББК 60.524.122.115+74.48 УДК 316.4:378

Т.П. Глухова

Инновация как стадия трансформации социального института высшего образования

T.P. Glukhova

Innovation as a Stage of Transformation of the Social Institution of Higher Education

Тематика социальных изменений является важным разделом социологического знания. Изменения, кардинально преобразующие облик социального института и его организаций, называются трансформациями. В соответствии с типологией Т. Г. Каммингса и К.Г. Ворли к организационным трансформациям относятся фундаментальные изменения и переориентация. Одной из ключевых стадий трансформации социального института высшего образования является инновация. Она обеспечивает участникам образовательного процесса дополнительный эффект посредством творческого преобразования научных исследований и достижений передового опыта в новые образовательные продукты, товары и услуги.

В качестве примера инновации как одной из ключевых стадий трансформационного процесса социального института высшего образования в статье рассмотрена разработка инновационных образовательных продуктов, к которым отнесены инновационные образовательные программы. В рамках схемы-анализа описаны следующие элементы исследуемой инновации: сама инновация; создатели инновации; распространители инновации; восприемники инновации; причины, вызывающие необходимость разработки и внедрения инновации; преобразование институциональной сферы. Схема-анализ позволила выявить характерную динамику одного из фундаментальных изменений учебно-воспитательного процесса социального института высшего образования в современном российском обществе.

Ключевые слова: социальный институт высшего образования, трансформация, инновация, инновационная деятельность.

БОТ 10.14258/1гуа8и(2014)2.1-44

The theme of social changes is an important branch of sociology. Changes, which radically transform the essence of a social institution and its organizations, are called transformations. In accordance with T G. Cummings and C. G. Worley typology, organizational transformations include fundamental changes and reorientation. Innovation is a stage of transformation of the social institution of higher education. It provides participants of the educational process with some additional effect by means of creative conversion of scientific research and achievements into new educational products, goods and services.

Development of innovational educational programs exemplifies innovation as one of the key stages of transformation of the social institution of higher education. Within the framework of a scheme-analysis the following elements of the given innovation are introduced: the innovation itself; creators of the innovation; disseminators of the innovation; recipients of the innovation; causes which provoked necessity of development and implementation of the innovation; transition of institutional spheres. The scheme-analysis helped to identify characteristic dynamics in transformation of the teaching and learning process of the social institution of higher education in the contemporary Russian society.

Key words: social institution of higher education,

transformation, innovation, innovation activity.

Характерной чертой развития высшего образования на современном этапе является увеличение и ускорение социально значимых изменений в образовательной среде: беспрецедентно развивается международный рынок образовательных услуг и мировые рейтинги; усиливается конкуренция между вузами

внутри страны и между странами на международной арене; интернационализация образования представляет собой повсеместно развивающийся процесс; электронные коммуникации и Интернет неузнаваемо меняют способы ведения учебной и научной деятельности; стремительно обновляются естественно-на-

учные, гуманитарные и социальные технологии; сокращается объем государственного регулирования; происходят качественные и количественные изменения в составе профессионалов — сотрудников высшей школы; ощутимы сдвиги в общественных ценностях; неуклонно растет темп жизни всех участников образовательного процесса.

Указанные изменения имеют сложные и достаточно противоречивые последствия для социального института высшего образования. С одной стороны, вуз, приобретая существенную автономию относительно государственных служб, получает значительную свободу в определении своего дальнейшего пути. С другой стороны, самостоятельность и наличие этих свобод налагают весомые обязательства, при которых вуз, как экономически самостоятельный актор, оказывается напрямую зависимым от высококонкурентного рынка образовательных услуг. Более того, современный мир имеет нестабильный и непредсказуемый характер, «а крупные и локальные кризисы происходят в нем все чаще и чаще» [1, с. 46]. В результате влияния такой высокотурбулентной внешней среды мы становимся свидетелями комплексных кардинальных изменений социального института высшего образования.

Тематика социальных изменений составляет важный раздел социологического знания. По этому поводу рассмотрим позицию Л.Н. Москвичева, представленную в главе 16 «Социальные изменения» коллективного учебника «Социология. Основы общей теории» [2, с. 606-646], который считает, что термин «социальные изменения» используется социологами как ключевое исходное понятие, описывающее общественные явления и процессы через призму их возникновения, становления, роста, развития, трансформации, переходного состояния, деформации, упадка, исчезновения и др. Термин «изменение» является наиболее удачным определением, он не несет в себе ни положительного, ни отрицательного смысла, не направлен ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса. В данном случае речь идет не только о способе организации общества в целом, «но и о способе организации любых социальных систем — социальных групп, институтов, других сообществ, в том числе и мирового сообщества». Таким образом, продолжает Л.Н. Москвичев, «понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как соци-етальной системе» [2, с. 608-609].

Социальным изменениям подвергаются в первую очередь социальные структуры — социальные институты и их организации, социальные группы, общности и социальные процессы [2, с. 610]. Социальные изменения отличаются особым разнообразием. Они многомерны, многозначны и не поддаются однозначной оценке.

В рамках представленного материала внимание концентрируется на социальных изменениях, позволяющих проследить процессы, кардинально преобразующие облик социального института высшего образования в современном обществе. К таким изменениям отнесены социальные трансформации организаций высшего образования.

Социальной трансформацией, по материалам энциклопедических и справочных статей, называют приобретение социальной системой новых черт, радикальное изменение, направленное на достижение качественно нового состояния системы. Социальная трансформация понимается и как процесс изменения формы, вида, содержания, природы, характера социальной системы или отдельных ее элементов. Трансформация не предполагает обязательного наличия направленного вектора изменений, она может быть прогрессивной, регрессивной, а также может носить сложный (нелинейный) характер. Главное в трансформации — это именно преобразование форм и содержания социальной жизни, ее институциональной сферы, системы статусов и ролей, формальных и неформальных правил, принципов, ценностей, традиций, норм, установок и поведения.

Социальные трансформации, происходящие в высших учебных заведениях, называются организационными. Возникновение организационных трансформаций ассоциируется с необходимостью основательной перестройки бизнес-процессов, обновления или модернизации корпоративной культуры, внутренней структуры и деятельности, поддерживающей новое направление. Они служат ответом на изменившиеся внешние условия или комплексом действий на опережение предстоящих кардинальных изменений социального института. Новая парадигма развития организации, порождаемая трансформационными процессами, характеризуется значительным количеством нововведений и необходимостью обучения и повышения квалификации персонала. Трансформационный процесс может продолжаться безостановочно и почти безгранично. В этот период сотрудники находятся в активном поиске инновационных решений, апробируют ранее не использовавшиеся способы улучшения организационной деятельности, предлагают новые возможности адаптации учреждения к изменяющимся или уже изменившимся условиям внешней среды, и этот процесс затормаживается после нахождения приемлемого баланса между внешней и внутренней средами данной организации.

По вопросу типологии организационных трансформаций предлагаем анализ теоретической позиции Т. Каммингса и С. Ворли [3], представленной ими в совместном учебном издании «Организационное развитие и изменение» («Organization Development and Change»). Организационные трансформации,

философия, социология и культурология

по их мнению, являются особыми формами организационных изменений, принципиально отличаются от традиционно понимаемых планируемых изменений, осуществляются намного глубже и предполагают не просто улучшение организации или достижение статус-кво. Они нацелены на фундаментальную перестройку естественных, «само собой разумеющихся» процессов и переосмысление понимания того, что организация представляет собой, как она связана с внешней средой, какие социальные функции она выполняет. Смена этих представлений инициирует пересмотр корпоративной философии, ценностей внутри структур и подразделений, которые и формируют новое организационное поведение. Можно предположить, что трансформация, отличаясь своей величиной и амплитудой, глубоко и качественно перестраивает природу организации [3, с. 520-521].

Организационные трансформации, продолжают Т. Каммингс и С. Ворли, отличаются от других видов планируемых изменений по двум ключевым характеристикам: по природе и масштабу изменений. По своей природе изменения бывают инкрементными (incremental) и квантовыми (quantum). Инкрементные (увеличивающиеся постепенно, действующие по нарастающей, со стабильным подъемом) изменения имеют отношение к преобразованиям первого уровня, они влияют на ключевые организационные показатели, например, повышение эффективности, улучшение производственного процесса. Инкрементные изменения проводятся в рамках существующих стратегии и дизайна. Основная цель таких изменений — это создание слаженной деятельности между структурами внутри организации и обеспечение их согласованности с существующей стратегией.

Квантовые (множественные, существенные и быстрые) изменения относятся к преобразованиям второго уровня или созданию нового образа понимания организации, ее измерений и показателей. Квантовые изменения по своей природе многочисленны и предполагают кардинальную перестройку организации. Они нацелены на принципиальный отход от существующего дизайна, на создание абсолютно нового уклада организационных структур, поддерживающих новое стратегическое направление.

Масштаб — вторая ключевая характеристика, отличающая трансформацию от традиционно планируемых изменений. В данном случае мы имеем дело с размерами преобразований, с числом вовлеченных структур и процессов. Масштаб определяет полноту распространения изменений на организацию или на какую-либо ее часть.

Обозначенные две ключевые характеристики позволяют выделить четыре типа организационных изменений, к которым Т. Каммингс и С. Ворли относят адаптацию, крупномасштабное изменение, фундаментальное изменение и переориентацию.

Адаптация и крупномасштабные изменения отнесены к формам планируемых изменений. Такие изменения затрагивают создание условий для плавного, согласованного и продуктивного поступательного движения действующей организации. За трансформациями Т. Каммингс и С. Ворли закрепили фундаментальные изменения и переориентацию. Такие изменения предполагают радикальные преобразования организационных структур и процессов и представляют собой серьезную глубинную перестройку организации. Результатом трансформационных процессов становится абсолютно новый путь осуществления деятельности и взаимоотношений с внешней средой [3, с. 522-523].

Говоря о трансформациях социального института высшего образования, необходимо отметить, что агрессивное вмешательство внешней среды неизменно ориентирует вузы на необходимость своевременного реагирования и внесения изменений, обеспечивающих их адаптационную динамику, поступательное развитие и достойное место среди конкурирующих организаций. В изменившихся условиях именно трансформации позволяют вузам соответствовать новым требованиям и проводить политику на опережение, использовать инновационный потенциал, как главное преимущество современной высшей школы.

Процесс трансформации можно разделить на стадии, одной из которых чаще всего выступает нововведение (инновация). Возникновение, становление и институционализация инноваций сопровождают изменения в любой сфере жизнедеятельности. Социальный институт высшего образования не исключение и в его арсенале инновационная деятельность занимает одну из приоритетных позиций. Инновационная деятельность как научная категория во многом неоднозначна и не имеет четких границ. Причиной размытости в ее понимании служат две крайности. Во-первых, в инновационную деятельность нередко включаются все (или почти все) виды и формы активности вуза. Вторая крайность заключается в том, что инновационная деятельность отождествляется только со стадией внедрения новшества, что необоснованно сужает ее деятельностное поле, сводя весь процесс к завершающей стадии инновационного цикла [4, с. 8].

А.В. Хуторской исследовал понятие инновационной деятельности в педагогике, по его мнению, «это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д.» [5, с. 58].

В современных социологических исследованиях инновация (нововведение) нередко понимается «как определенная стадия процесса социального изменения. В самом феномене нововведения выделяют обычно следующие элементы: а) само новшество; б) новаторы, т. е. те, кто создает его, создатели; в) распространители; г) восприемники. Введение данных элементов в схему анализа социальных изменений чрезвычайно полезно и с научной, и с практической точек зрения» [2, с. 612].

Инновация — актуальная и чрезвычайно важная для социологического анализа стадия трансформации. Она обеспечивает участникам образовательного процесса и всем заинтересованным группам дополнительный эффект посредством творческого преобразования научных исследований и достижений передового опыта в новые образовательные продукты, товары и услуги.

В качестве примера инновации как стадии трансформационного процесса социального института высшего образования предлагаем рассмотреть одно из приоритетных направлений развития современного вуза, а именно разработку инновационных образовательных продуктов, к которым относятся инновационные образовательные программы. Для этого, используя изложенный материал, составим схему-анализ со следующими элементами: (1) описание инновации (нововведения); (2) создатели инновации; (3) распространители инновации; (4) восприемники инновации; (5) причины, вызвавшие необходимость разработки и внедрения инновации; (6) преобразование институциональной сферы.

(1) Описание инновации (нововведения). Под инновационной образовательной программой предлагается понимать комплект нормативно-методических документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения и воспитания, оформленный в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Инновационная образовательная программа предназначена для осуществления инновационных изменений в образовании.

Инновационные образовательные программы предполагают синтез фундаментальной науки и практики, интеграцию отечественного и международного инновационного опыта, осуществление экспорта образовательных услуг; обеспечивают согласованность функционирования науки, образования и производства; создают условия для концентрации мощного научного, технологического и кадрового потенциала.

Критерии, определяющие потенциал инновационной образовательной программы в соответствии с современными тенденциями и требованиями общества, выглядят следующим образом: междисциплинарность; практикоориентированность; наличие курсов

по выбору; ориентация на международный рынок образовательных услуг; ориентация на академическую мобильность; международное партнерство в разных видах и формах; балльно-рейтинговая система учета успеваемости и кредитно-модульное планирование; использование инновационных образовательных технологий и интерактивных методов обучения; электронное обучение с образовательно-дистанционными технологиями; авторский вклад в разработку программы; соответствие содержания и оформления инновационной образовательной программы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; планирование и учет самостоятельной работы студентов; использование современных источников информации, современных достижений науки и образовательной практики.

(2) Создатели инновации. Круг разработчиков инновационных образовательных программ расширяется. Традиционно эту группу составляли коллективы преподавателей и научных сотрудников вуза. В современных условиях активное участие начинают принимать работодатели, общественные организации и иные заинтересованные лица. Работа осуществляется в направлении модернизации, совершенствования и существенной перестройки образовательной и научной деятельности; создания программ, позволяющих работать в инновационном режиме; развития ресурсного (научно-образовательного, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, материально-технического и др.) обеспечения.

(3) Распространители инновации. В данную группу включены разработчики инновационного продукта; структуры образовательной организации, для которой разработана инновация (учебные подразделения, советы по профориентационной работе и др.). К этой же категории следует отнести и распространителей информации об инновации (печатные информационные и научные издания, конференции, Интернет, радио, телевидение, реклама и др.), а также участников образовательного процесса: обучающихся, преподавателей, работодателей, общественные организации, заинтересованные в реализации инновационных образовательных программ.

(4) Восприемники инновации. К группе восприемников следует отнести абитуриентов, обучающихся, выпускников, их семьи и работодателей, заинтересованных в выпускниках такой программы.

(5) Причины, вызвавшие необходимость разработки и внедрения инновации. Список причин, вызвавших необходимость разработки инновационных образовательных программ, сформируем в соответствии с изложенной в данной научной статье позицией. К таковым были отнесены следующие: смена общегосударственной политики относительно высшего образования, модернизация системы высшего обра-

философия, социология и культурология

зования в России, необходимость ориентации на развитие инновационного потенциала вуза, получение большей самостоятельности вузов в ведении образовательной деятельности; необходимость соответствия современным требованиям к качественному образованию, усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг, борьба за абитуриентов, смена общественных интересов.

(6) Преобразование институциональной сферы. Внедрение инновационных образовательных программ существенно влияет на пересмотр целей, задач, содержания образования, а также форм, методов, технологий и средств обучения. Анализируемая инновация имеет отношение к преобразованию учебно-воспитательного процесса—основного бизнес-процесса высшей школы.

Вышеописанные элементы демонстрируют явную направленность на необходимость коренных преобразований или на их наличие в подсистемах высшего учебного заведения. Данная инновация выступает

как одна из ключевых стадий трансформационного процесса и позволяет выявить характерную динамику фундаментальных изменений социального института высшего образования.

Итоги

Тематика социальных изменений является важным разделом социологического знания. Изменениям подвергаются в первую очередь социальные институты и организации. Изменения, кардинально преобразующие облик социального института, называются трансформациями. К организационным трансформациям, в соответствии с типологией Каммингса и Ворли, относятся фундаментальные изменения и переориентация. В условиях трансформации наиболее актуальным является использование инновационного решения проблемы. Инновация, как стадия трансформационного процесса, позволяет выявить характерную динамику фундаментальных изменений социального института высшего образования.

Библиографический список

1. Дафт.Р. Менеджмент. — 10-е изд.: пер. с англ. — СПб., 2013.

2. Социология. Основы общей теории : учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. — М., 2002.

3. Cummings T.G., Worley C.G. Organization Development and Change. — St. Paul, MN, 1993.

4. Пономарев Н.Л., Смирнов Б.М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. — М., 2007.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. — М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.