УДК 330.101.2
JEL B15; B41; O34
DOI 10.26425/1816-4277-2019-6-115-123
Овчинников Виктор Николаевич
д-р экон. наук, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
e-mail: ovn@aaanet.ru Оганьян Александр Григорьевич
канд. экон. наук, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация e-mail: alexsander.oganyan@yandex.ru
Ovchinnikov Victor
Doctor of Economic Sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia e-mail: ovn@aaanet.ru
Oganyan Alexander
Candidate of Economic Sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia e-mail: alexsander.oganyan@yandex.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ) МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ДРАЙВЕРА ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Аннотация. Рассмотрены теоретические и методологические основания идентификации фундаментальных составляющих организационно-экономического механизма, а также сущность тенденций институциональной модернизации высшей школы как драйвера инновационной трансформации экономической системы России. Приведены концептуальные основы исследования особенностей разработки и формализации структурно-функциональной модели организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы России. В связи с этим выявлена специфика реализации глубоких институциональных изменений, которая обусловливает совершенствование организационно-экономического механизма процесса институциональной модернизации, обеспечивающего качественные изменения высшей школы, выступающие драйвером инновационно ориентированных трансформационных преобразований экономической системы России. Ключевые слова: организационно-экономический механизм, высшая школа, институциональная модернизация, инновационная экономика, инновационная трансформация, национальная экономическая система.
Цитирование: Овчинников В.Н., Оганьян А.Г. Концептуальная (структурно-функциональная) модель организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы как драйвера инновационной трансформации экономической системы России//Вестник университета. 2019. № 6. С. 115-123.
CONCEPTUAL (STRUCTURAL-FUNCTIONAL) MODEL OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF INSTITUTIONAL MODERNIZATION OF THE HIGHER SCHOOL AS A DRIVER FOR INNOVATIVE TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA
Abstract. Theoretical and methodological approaches to the evaluation of the fundamental components of the organizational and economic mechanism of institutional modernization, as well as the essence of the identification of trends in institutional modernization of higher education as a driver of innovative transformation of the economic system of Russia have been considered. Conceptual and methodological aspects of the study of the features of the development and formalization of the conceptual (structural and functional) model of the organizational and economic mechanism of institutional modernization of higher education in Russia have been adduced. In this regard, the specificity of the implementation of deep institutional changes has been identified, which leads to the improvement of the organizational and economic mechanism of the process of institutional modernization, providing qualitative changes in higher education, acting as a driver of innovation-oriented transformation of the economic system of Russia. Keywords: organizational and economic mechanism, higher school, institutional modernization, innovative economy, innovative transformation, national economic system.
For citation: Ovchinnikov V.N., Oganyan A.G. Conceptual (structural-functional) model of organizational-economic mechanism of institutional modernization of the higher school as a driver for innovative transformation of the economic system of Russia (2019) Vestnik universiteta, I. 6, pp. 115-123. doi: 10.26425/1816-4277-2019-6-115-123
Преобразование организационно-экономических отношений субъектов институциональной структуры высшей школы находит свое отражение в трансформации институциональных подходов к построению алгоритмов взаимодействия субъектов в процессе выбора и внедрения новых образовательных программ и технологий,
© Овчинников В.Н., Оганьян А.Г., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
организационной структуры, процедур учета особенностей реализации финансового механизма вуза и др. Указанные изменения коррелируют с преобразованиями, обусловливающими также наличие некоторых ограничений на используемые субъектами ресурсы институциональной структуры высшей школы.
Однако относительно характеристики особенностей реализации процесса преобразований организационно-экономических отношений в среде субъектов институциональной структуры и механизма в целом системы высшей школы можно констатировать, что этот процесс не имеет четкого алгоритма и подчинен принципу «полевых» исследований, то есть апробируется сразу без локализованных испытаний на отдельных субъектах под патронажем государственной поддержки институциональной модернизации сферы высшего образования и становления инновационной экономики в России. Это свидетельствует о недостаточной разработке теоретико-методологических основ совершенствования системы менеджмента процессов функционирования субъектов институциональной структуры высшей школы, гибкости и адаптивности ее организационно-экономического механизма, удовлетворяющего темпам форсируемой в процессе модернизации институциональной динамики.
В условиях становления инновационной экономики базовым фактором ее трансформационных преобразований становится повышение эффективности функционирования организационно-экономического механизма процесса институциональной модернизации высшей школы [5]. Система высшей школы, как драйвер экономики нового типа, призвана выступать лидером в институциональном обеспечении данного процесса. Существует прямая взаимосвязь между инновационной экономикой и высшей школой, которая способна генерировать интеллектуальный капитал, отвечая институциональной модернизацией на трансформационные изменения в различных секторах и отдельных параметрах национального хозяйства.
В связи с этим закономерно предположить, что наличие некоторой критической массы обозначенных аспектов процесса институциональной модернизации высшей школы позволяет преодолеть технологическую границу, характеризующую эру полноценного функционирования инновационной экономики. При этом форсирование процесса распространения инновации и трансформации национальной экономической системы обусловливает эффективность институциональной модернизации высшей школы и определяет новые требования к генерируемому ей интеллектуальному капиталу. Таким образом, генеральная задача оценки перспектив и потенциала достигаемого эффекта институциональной модернизации как драйвера инновационной трансформации национальной экономики, состоит в необходимости оперативно адаптироваться к росту институциональной динамики, поскольку это обеспечивает наращивание процесса интенсификации воспроизводства интеллектуального капитала.
Формализуя приведенные выше положения, рассмотрим научную идею формирования концептуальной (структурно-функциональной) модели организациионно-экономического механизма, институциональной модернизации высшей школы. Под обозначенным организационно-экономическим механизмом институциональной модернизации высшей школы следует понимать структурно-функциональную совокупность принципов, алгоритмов, инструментов интенсификации организационно-экономических процессов и отношений, средств обеспечения мер контроля и мониторинга воспроизводства интеллектуального потенциала в системе высшей школы на основе адаптации к институциональной динамике и оперативной реакции на трансформационные изменения национальной экономической системы под влиянием факторов различного порядка, свойственных внешней среде [4].
Далее представим аргументацию указанной идеи. Нарастающие темпы генерации знаний в системе современной высшей школы, а также определяющее значение в этом процессе инноваций в структуре формирования добавочной стоимости, объективно обусловливают необходимость институциональной модернизации высшей школы и разработки эффективного организационно-экономического механизма данного процесса.
В ходе институциональной модернизации национальной системы высшей школы, реализуемой в России, акцент сегодня сделан на процесс принудительной дестабилизации и вывода ее в режим динамичной институциональной перестройки для трансформации в условиях развития на качественно новых основаниях, определяющими при которых становятся темпы нарастания скорости адаптации субъектов высшей школы к изменениям, происходящим во внешней среде [3].
Допустимо предположить, что уровень сформировавшейся неопределенности и изменений внешней среды обусловливают необходимость институциональной модернизации высшей школы и подчинения ей процесса воспроизводства интеллектуального капитала. В этом случае, можно иерархически структурировать
инструментарий институциональной модернизации национальной системы высшей школы (рис. 1). Соответственно, для идентификации состояния неопределенности внешней среды высшей школы, более уместна оценка специфики реализации институциональной модернизации с идентификацией конкретных факторов.
У
Б Е В
С
В
А
X
Ось У - механизмы адаптации субъектов институциональной системы высшей школы; ось X - состояние неопределенности системы высшей школы; У - и-ый механизм адаптации субъектов институциональной системы высшей школы; У2 - ;'-ый механизм адаптации субъектов институциональной системы высшей школы; А - дифференцированная прямая модель адаптации; В - интегрированная прямая модель адаптации; С - дифференцированная прямая модель адаптации с системной идентификацией; Б - интегрированная прямая модель адаптации с системной идентификацией; Е - модель адаптации с системной идентификацией и структурированием факторов; Р - схема адаптации с структурно - функциональной моделью, идентифицирующей факторы.
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Зависимость механизмов адаптации субъектов институциональной среды высшей школы от неопределенности
состояния ее системы
В целях эффективной интенсификации исследуемого процесса институциональной модернизации высшей школы, следует обеспечить оценку возможных сценариев возникающей реакции на трансформационные преобразования внешней среды высшей школы через призму развития инновационных изменений российской экономики, что представлено в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика реакций субъектов институциональной структуры высшей школы в процессе
ее модернизации
Наименование критериев изменения внешней среды Характеристика реакции субъекта системы высшей школы
Рост контингента обучающихся по всем направлениям, реализуемым вузом (высокая степень востребованности образовательных программ на рынке образовательных услуг) Интенсификация процесса отбора абитуриентов (выбор лучших претендентов на вакантные места)
Снижение контингента обучающихся по всем направлениям, реализуемым вузом (низкая степень востребованности образовательных программ на рынке образовательных услуг) Интенсификация рекламных процессов в области презентации и продвижения вуза на рынках (образовательных у еду г, труда, инновационной продукции и др.)
Возникновение потребности экономической системы в новых основных образовательных программах, обеспечивающих ожидаемый уровень подготовки специалистов, востребованных на рынке труда Исследовать, оценить и в последующем оперативно мо-ниторить характер изменений требований рынка труда и своевременно внедрять новые основные образовательные программы.
Окончание табл. 1
Наименование критериев изменения внешней среды Характеристика реакции субъекта системы высшей школы
Рост системных требований к качественным составляющим образовательного процесса Развивать эффективность и результативность системы менеджмента качества процессов на всех уровнях функционирования субъектов институциональной структуры высшей школы
Повышение требований потенциальных работодателей к качеству и условиям функционирования интеграционных (партнерских) взаимоотношений Разработка и апробация новых форм построения интеграционных (партнерских) взаимоотношений с потенциальными работодателями
Усиление напряженности в конкурентной среде институциональной структуры высшей школы Повышение презентационных возможностей субъектов институциональной структуры через формирование индивидуализированного PR-профиля в профессиональной среде
Расширение объемов инвестиционного потока из различных источников на цели интенсификации институциональной динамики субъектов системы высшей школы Диверсификация источников инвестиционного потока, направленного на финансирование интенсификации институциональной динамики субъектов системы высшей школы
Сокращение объемов инвестиционного потока из различных источников на цели интенсификации институциональной динамики субъектов системы высшей школы Повышение уровня контроля и эффективности использования источников инвестиционного потока, направленных на финансирование интенсификации институциональной динамики субъектов системы высшей школы
Расширение объемов и спектра расходов субъектов институциональной структуры системы высшей школы Поиск и привлечение новых стратегических партнеров, в том числе и в статусе потенциальных инвесторов. Разработка и коммерциализация новых видов услуг.
Активизация системных требований к функционалу менеджмента качества субъектов институциональной структуры высшей школы через применение административных механизмов контроля (аттестация, аккредитация, лицензирование) Совершенствование механизмов и инструментария системы менеджмента качества функционирования субъектов институциональной структуры высшей школы
Диверсификация спектра дополнительных сфер приложения кадрового, ресурсного и финансового потенциала субъектов системы высшей школы, реализуемая через получение заявок на проведение НИР, консалтинговые услуги Повышение эффективности использования доходов субъектов институциональной структуры высшей школы, подученных от оказанных дополнительных услуг
Расширение автономии в деятельности субъектов институциональной структуры высшей школы, связанной с утверждением и формирование ценовой политики Формирование адаптивной ценовой политики, удовлетворяющей запросам потенциальных потребителей образовательных (основных и дополнительных) услуг с учетов обеспечения высоких конкурентах позиций на рынке
Расширение локализации сферы деятельности субъектов институциональной структуры, наращивание числа организаций (предприятий)- партнеров Усиление интеграционного взаимодействия, характеризующего эффективность и результативность формируемых партнерских связей
Источник: [1]
Таким образом, использование новых инструментов институциональной модернизации высшей школы и качественной интенсификации процесса воспроизводства интеллектуального капитала для трансформационных преобразований, реализуемых во внешней среде, фокусируя все внимание на реакции национальной системы высшей школы, аргументированной дисфункцией ее устойчивости при переходе в режим перестройки, избирательно определяя вектор развития и конкретную жизнеспособную модель организационно-экономического механизма институциональной модернизации, обусловлено исключительной ролью системы высшей школы как драйвера инновационной трансформации экономической системы России.
Следовательно, институциональная модернизация высшей школы, в соответствии с научными взглядами, формализованными в положениях современной когнитивной парадигмы развития национальных экономических систем, состоит в процессе формирования достаточной критической массы интенсивных и экстенсивных составляющих интеллектуального капитала. При этом, так как ключевым институциональным
субъектами воспроизводства интеллектуального капитала являются образовательные и научные организации высшей школы, интегрирующие в себе весь спектр структурно-функциональных задач поддержания и интенсификации воспроизводства интеллектуального потенциала, уместно поднять вопрос о ядре исследуемого нами процесса институциональной модернизации высшей школы [1].
Ядром в данном случае является разработка концептуальной (структурно-функциональной) модели организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы, выступающей драйвером инновационной трансформации экономической системы России.
В соответствии с определением организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы, приведенного в исследовании, и отдельными составляющими его, выделенными в процессе анализа особенностей организационно-экономических отношений субъектов институциональной структуры высшей школы, можно отразить графически (рис. 2), концептуальную (структурно-функциональную) модель организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы.
Особенностью разработанной концептуальной (структурно-функциональной) модели организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы, является то, что институциональная модернизация высшей школы идентифицируется как сложная динамическая система, в основе которой лежит интегрированная совокупность организационно-экономических отношений и процессов, реализуемых через гармоничное сочетание мер воздействия и возвещенной оценки различных сторон его функционирования, направленных на поддержание устойчивого развития процесса институциональной модернизации высшей школы.
При этом необходимо понимать, что организационно-экономический механизм функционирования субъектов институциональной структуры высшей школы должен выступать тождественной проекцией макропроцесса организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы и всесторонне поддерживать его на микроуровне.
В связи с этим проанализированы три группы индикаторов инновационно-ориентированных преобразований экономических отношений национальной системы высшего образования в период с 2003 по 2018 гг.: социальные, экономические и правовые, идентифицируемые на уровне субъекта институциональной структуры высшей школы.
Установленные на основании результатов обобщения общедоступных статистических данных изменения, имевшие место в совокупности интегральных и партнерских взаимодействий субъектов системы высшей школы в процессе ее институциональной модернизации, стали информационно-эмпирической основой выявления ключевых составляющих данных преобразований при формировании генеральных элементов разрабатываемой концептуальной (структурно-функциональной) модели организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы, выступающей драйвером инновационной трансформации экономической системы России.
Это определило основные свойства концептуальной (структурно-функциональной) модели организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы, в числе которых целесообразно выделить:
- формирование новых институциональных рамок интегрального и партнерского взаимодействия субъектов институциональной структуры высшей школы;
- определение особой роли государства в процессе формирования новых институциональных рамок интегрального и партнерского взаимодействия субъектов институциональной структуры высшей школы;
- форсирование процесса диверсификации источников финансирования субъектов институциональной структуры высшей школы в условиях снижения удельного веса государственного участия;
- повышение уровня автономии субъектов институциональной структуры высшей школы, в том числе в использовании доходов;
- рост напряженности в конкурентной среде системы высшей школы, обеспечение стимулирования наращивания конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг [2];
- автономия в политике ценообразования субъектов институциональной структуры высшей школы в отношении отдельных направлений деятельности.
3 Этап. Реализация стратегии развития субъектов институциональной структуры высшей школы
Разработка мероприятий, обеспечивающих достижение целевых индикативных показателей и поддержание баланса преемственности и адаптивности организационно-экономических механизмов субъектов институциональной структуры высшей школы
Инструментарий реализации:
- система управления, ориентированная на целеполагание и интенсифицируемый в прогрессии результат;
- ресурсное обеспечение достижимости целевых индикативных показателей
Рост конкурентоспособности, эффективности и результативности деятельности субъектов институциональной структуры высшей школы
Перспективы развития субъектов институциональной структуры высшей школы:
- кадровый потенциал;
- система менеджмента качества внутренних процессов;
- высокая емкость и объемы рынка по сегментам, учет требований потенциальных потребителей;
- диверсификация источников финансирования, наращивание внебюджетных доходов;
- высокая результативность образовательного, научного и инновационного потенциала;
- локализация социальной значимости субъекта институциональной структуры высшей школы
Реализация мероприятий этапа
Контроль процесса реализации мероприятий этапа
та
4 Этап. Поддержание устойчивого развития процесса институциональной модернизации высшей школы
Выявление угроз, влияющих на поддержание устойчивого развития процесса институциональной
модернизации высшей школы +
Управленческие воздействия, обеспечивающие поддержание устойчивого развития процесса институциональной модернизации высшей школы:
- использование рейтинга при оценке результатов деятельности субъектов институциональной структуры высшей школы с точки зрения эффективности использования кадрового потенциала;
- стимулирование прогрессивного наращивания коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, через учреждение эффективной системы грантовой поддержки;
- инициирование создания перспетивных бизнес-структур на условиях стратегического партнёрства и интеграции образования, науки и бизнеса, обеспечивающих производство инновационно-орентированной продукции и услуг (коворкинг, бизнес-инкубатор, технопарк);
- создание новых и укрепление действующих интеграционных связей с потенциальными стратегическими партнерами по вопросам развития механизмов эффективного взаимодействия образования, науки и бизнеса, направленных на интенсификацию процесса институциональной модернизации и генерации интеллектуального потенциала экономики России;
- ведение активной работы с представителями реальной бизнес-среды;
- создание малых инновационных предприятий по инициативе субъектов институциональной структуры высшей школы с привлечением их в качестве соучредителей;
- интенсификация процессов развития инновационной деятельности с участием и по инициативе субъектов институциональной структуры высшей школы и т. д.
Поддержание устойчивого развития процесса институциональной модернизации высшей школы
Составлено авторами по материалам исследования Рис. 2. Концептуальная (структурно-функциональная) модель организационно-экономического механизма
институциональной модернизации высшей школы
Развитие и адаптацию новых форм экономических отношений в системе высшей школы, реализуемых в условиях инновационной трансформации национальной экономической системы России следует идентифицировать как процесс радикальных, многосторонних преобразований. Оценка полученных результатов осуществленного авторами анкетирования руководителей кафедр и факультетов вузов Ростова-на-Дону и Ростовской области, научных публикаций и информационных бюллетеней позволила выявить основные элементы трансформации организационно-экономического механизма институциональной модернизации национальной системы высшей школы, происходящей в условиях становления инновационной экономики России (табл. 2).
Таблица 2
Основные индикативные критерии трансформации организационно-экономического механизма институциональной модернизации национальной системы высшей школы, происходящей в условиях инновационной трансформации экономики России
Индикативные критерии Трансформационные изменения 2003-2018 гг., % Трансформационные изменения, прогнозируемые в период 2019-2028 гг., %
Увеличение числа основных образовательных программ 100 100
Внедрение основных образовательных программ, базирующихся на дистанционных технологиях обучения 69 91
Рост контингента обучающихся на условиях целевой подготовки в рамках взаимодействия с предприятиями-стратегическими партнерами 95 68
Удельный вес оказываемых образовательных услуг на коммерческих условиях: - возрастает; - неизменен; - снижается 91 9 0 77 15 8
Удельный вес внебюджетных источников дохода: - превышает 50 %; - ниже 50 % 85 15 95 5
Удельный вес доходов от реализации коммерческой деятельности в общем объеме внебюджетных источников: - превышает 50 %; - ниже 50 % 75 25 85 15
Инновационно-ориентированная модернизация организационной структуры вуза: - преобразование, переформатирование, функциональное обновление действующих структурных подразделений; - создание новых структурных подразделений; - ликвидация действующих структурных подразделений 85 100 15 85 100 25
Дифференциация доходов от внебюджетной деятельности между централизованными и децентрализованными фондами (структурными подразделениями) : - более 50 % в централизованных фондах вуза; - более 50 % в децентрализованных фондах вуза; - равнозначное распределение в централизованных и децентрализованных фондах вуза 75 15 10 90 10 0
Окончание табл. 2
Индикативные критерии Трансформационные изменения 2003-2018 гг., % Трансформационные изменения, прогнозируемые в период 2019-2028 гг., %
Высокая степень автономии структурных подразделений в части распределении внебюджетных доходов на цели дополнительного финансирования сотрудников: - реализована; - не реализована 60 40 70 30
Источник: [1]
Укрепление влияния субъектов институциональной структуры системы высшей школы на процесс организации образовательной деятельности через изменения на макроуровне институциональной среды (апробация федеральных государственных образовательных стандартов, диверсификация уровней высшего образования, переформатирование организационно-экономических принципов функционирования вузов) и смещение фокуса экономических интересов субъектов институциональной структуры спровоцировало рост числа структурных составляющих реализуемых вузами основных и дополнительных образовательных программ, а также применение более адаптивных к потребностям рынка образовательных услуг и рынка труда современных технологий обучения.
В ходе исследования выявлены экономические последствия институциональной модернизации системы высшей школы в период с 2003 по 2018 гг. В первую очередь сегодня предъявляются качественно новые системные требования к ресурсному обеспечению субъектов институциональной структуры высшей школы, формируется необходимая база для оптимизации использования ресурсов через возможности, связанные с полученной автономией по привлечению потенциальных и реальных потребителей к проведению оценки, разработке рекомендаций к качеству услуг и инновационно-ориентированной трансформации образовательных технологий, удовлетворяющих требованиям радикальных перемен во внешней и внутренней институциональной среде системы высшей школы. Кроме того, происходит изменение издержек, сопровождающих процесс оказания образовательных услуг субъектами институциональной структуры высшей школы. Также очевидно наличие изменений в части подходов к оплате труда профессорско-преподавательского состава вузов, например, введение института «эффективный контракт» (данная практика широко и эффективно применяется в ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» [5]).
Библиографический список
1. Долятовский, В. А. и др. Конкурентоустойчивость и технология управления развитием вуза на рынке образовательных услуг: монография / В. А. Долятовский, Т. Н. Рябченко, О. А. Мазур. - Невинномысск: НИЭУП, 2006. - 242 с.
2. Долятовская, В. Н. и др. Современные методы управления системой образования: монография / В. Н. Долятовская, Л. Г. Сущенко, В. А. Колесник. - Отрадная: РГЭУ-ОГИ, 2008. - 248 с.
3. Оганьян, А. Г. Высшее образование как институциональный фактор интенсификации воспроизводства интеллектуального капитала в условиях инновационной трансформации российской экономической системы: монография / А. Г. Оганьян. -Ростов-на-Дону, изд-во РСЭИ, 2016. - 271 с.
4. Оганьян, А. Г. Некоторые аспекты теоретико-методологических подходов к инновационной трансформации системы высшей школы как императива становления экономики знаний//Вестник университета. - № 7. - 2018. - С. 30-37.
5. Официальный сайт Южного федерального университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// https://sfedu. ru/ (дата обращения: 15.04.2019).
References
1. Dolyatovskii V A., Ryabchenko T. N., Mazur O. A. Konkurentoustoichivost' i tekhnologiya upravleniya razvitiem vuza na rynke obrazovatel'nykh uslug: monografiya. [Stability and control technology development of the University in the market of educational services: monograph]. Nevinnomyssk: NIUP, 2006. 242 p.
2. Dolyatovskaya V. N., Sushchenko L. G., Kolesnik V. A. Sovremennye metody upravleniya sistemoi obrazovaniya: monografiya. [Modern methods of management of the educational system: monograph]. Otradnaya: RGEU-OGI, 2008, 248 p.
3. Ogan'yan A. G. Vysshee obrazovanie kak institutsional'nyi faktor intensifikatsii vosproizvodstva intellektual'nogo kapitala v usloviyakh innovatsionnoi transformatsii rossiiskoi ekonomicheskoi sistemy: monografiya. [Higher Education as an Institutional Factor of Intensification of the Reproduction of Intellectual Capital under the Conditions of Innovative Transformation of the Russian Economic System: monograph]. Rostov-on-Don, from the RSEI, 2016. 271 p.
4. Ogan'yan A. G. Nekotorye aspekty teoretiko-metodologicheskikh podkhodov k innovatsionnoi transformatsii sistemy vysshei shkoly kak imperativa stanovleniya ekonomiki znanii [Some aspects of theoretical and methodological approaches to the innovative transformation of the higher school system as a imperative of becoming a knowledge economy]. Vestnik universiteta, 2018, I. 7, pp. 30-37.
5. Ofitsial'nyi sait Yuzhnogo federal'nogo universiteta [Official site of Southern Federal University]. Available at: http: //sfedu. ru/ (accessed 15.04.2019).