Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами в высшем образовании России'

Управление инновационными процессами в высшем образовании России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагирова Шивлета Викторовна

В современном мире инновации в сфере высшего образования являются одним из основных факторов повышения производительности труда, приводящего к устойчивому экономическому росту и повышению общественного благосостояния. Правительство Российской Федерации взяло курс на поддержку разнообразных программ развития инновационных процессов в секторе высшего образования в связи с его ключевым значением для обеспечения конкурентоспособности в пространстве мирового рынка. В статье освещается, каким образом Правительство РФ использует экономическую помощь и правовые рычаги для распространения инновационных процессов в России в сфере высшего образования. Также в статье содержатся рекомендации по развитию инновационных процессов в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тагирова Шивлета Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF INNOVATION PROCESSES IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Innovation processes in Higher Education are a major driver of the productivity gains that underprin sustained economic growth and contribute to enhanced social well-being. The Russian Government has started supporting for different programs developing innovation processes in this sector as it’s a principal key source of competitiveness in global markets. This article is about how Government uses procurement and regulation to promote innovation in Higher Education of Russia as well what it can do to make this sector more innovative.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами в высшем образовании России»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

Ш.В. Тагирова

Кафедра информационных технологий в образовании Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В современном мире инновации в сфере высшего образования являются одним из основных факторов повышения производительности труда, приводящего к устойчивому экономическому росту и повышению общественного благосостояния. Правительство Российской Федерации взяло курс на поддержку разнообразных программ развития инновационных процессов в секторе высшего образования в связи с его ключевым значением для обеспечения конкурентоспособности в пространстве мирового рынка. В статье освещается, каким образом Правительство РФ использует экономическую помощь и правовые рычаги для распространения инновационных процессов в России в сфере высшего образования. Также в статье содержатся рекомендации по развитию инновационных процессов в сфере образования.

Современная Россия — это страна с огромным экономическим и интеллектуальным потенциалом. Сегодня уже не вызывает никаких сомнений необходимость грамотного управления социально-экономическими процессами в стране, а не простая вера в «чудесные» саморегулирующиеся рыночные механизмы. В настоящее время реформы, проводимые Правительством Российской Федерации, затрагивают самые разные сферы и уровни государства и общества, но особого внимания требуют новшества в сфере образования. Очевидно, что данные процессы вызваны порой глубоко противоречивыми явлениями современности: от строительства единого образовательного пространства объединенной Европы до постановки вопроса о прогнозировании будущего столкновения цивилизаций. Не вызывает никаких сомнений, что исторические вызовы современности требуют постановки вопроса о формировании нового качества политики государства в сфере образования. Особое внимание необходимо сконцентрировать на действиях государства в области политики управления высшими учебными заведениями. Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [2. С. 435]. В последние годы термин «инновационный процесс» стал весьма популярен в нашей стране. Вызвано это фундаментальными изменениями в культурно-ценностных ориентациях современного человека, вынужденного с каждым днем все больше перемещаться в виртуальную среду. Россия, как представляется, начинает вновь осознавать, что приоритеты развития в интересах своего общества и каждого отдельного российского гражданина — это единственно верный ответ общемировым вызовам, брошенным нашему государству. Таким образом, роль государства становится принципиальной в определении вектора развития инновационных процессов в образовании. Говоря о семантике словосочетания «иннова-

ционный процесс», нам представляется необходимым подчеркнуть, что это многогранное комплексное понятие. Инновация (нововведение) — 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений является существенным фактором инновации (см.: [2. С. 161]). Процесс — 1) ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития и т.д.; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата; 3) судебное дело [2. С. 326]. Инновационный процесс — это процесс создания, распространения и использования новшества. Это преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (нововведений) в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институциональное оформление, интеграцию и закрепление в культуре общества (см.: [16]). Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений (см.: [11]). В «Инновационном глоссарии» инновационный процесс используется для обозначения последовательности этапов воплощения идеи в конкретный полезный результат: восприятие проблемы или возможности; первая концепция оригинальной идеи; исследование и разработка; первый выход в производство и на рынок; применение и внедрение; усовершенствования и изменения, приносящие доход (см.: [9]).

Особого внимания требует управление инновационными процессами в образовании. Это обусловливается, прежде всего, тем, что одной из главных функций образования в обществе является передача ряда культурных норм и определенного минимума общеобязательных знаний, то есть существует определенный социально-культурный традиционализм при проведении инновационной политики в сфере образования.

Исследования инновационных процессов в образовании выявили ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. (см.: [11]). Развитые страны в течение нескольких лет уже весьма деятельно работают над развитием разносторонних программ по активному и эффективному внедрению инновационных процессов в сфере образования, особенно в сфере высших учебных заведений, так как «в наше время производство знаний становится более важным, чем производство материальных ценностей. Знания дают новые технологии материальному производству и способствуют повышению его производительности» [4. С. 11]. Высокий инновационный рейтинг — залог экономического роста страны, так как является основным показателем эффективности государственной инновационной политики. «Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов

государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники» [6. С. 50]. И.А. Николаева определяет государственную инновационную политику как «систему мер, способствующих интенсивному осуществлению хозяйствующими субъектами инновационной деятельности» [8. С. 217]. Правительства ведущих западных стран осознали всю остроту необходимости построения эффективного управления развитием инновационной политики в сфере науки и образования. В частности, премьер-министр Австралии в своем докладе в 2006 году сделал заявление о том, что правительство его страны намеренно и дальше проводить активную инновационную политику в области развития науки и технологий, выделив на это 8,3 млрд долларов США. Особо подчеркивается значимость такой политики для будущего всех австралийцев. Планируется, что развитие инноваций в науке поможет Австралии завоевать лидирующие позиции на научном, образовательном и техническом рынках (см.: [17]). Правительство Великобритании, в свою очередь, также намерено приложить максимум усилий для того, чтобы Великобритания заняла одно из лидирующих мест в мире в инновационном развитии науки и образования. Тщательным образом анализируются сильные и слабые стороны системы внедрения инноваций. В частности, одними из сильных сторон считаются наличие ведущих финансовых и деловых центров на территории Великобритании, открытость и прозрачность финансирования государством инновационных процессов, активное инвестирование исследовательской работы, наличие сильной интеллектуальной базы в смежных областях (см.: [16]). Эти страны активно сотрудничают с США по данному вопросу, кооперируя свои успехи и достижения, делясь опытом. У России, при условии профессионального управления со стороны государства, сильных сторон могло быть больше: «И в России есть все: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование — от школы до университета — одним из лучших в мире» (см.: [14]). Но пока мы вынуждены только всеми способами сокращать разрыв в сфере достижения научных технологий, в том числе в процессе управления инновационными процессами в образовании. Вот почему на современном этапе развития нашей страны особого внимания требует развитие инновационных процессов в сфере образования. Именно от этого зависит будущее России и ее дальнейшая интеграция в мировую экономику. Европейская модель системы высшего образования начала складываться еще в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия, учитывая опыт всех европейских стран. Это помогает вырабатывать оптимальную модель образования для всего континента. Россия также присоединилась к европейскому процессу построения единого гармонизированного пространства высшего образования, подписав на берлинской встрече министров образования европейских стран Болонскую Декларацию, взяв на себя, таким образом, обязательство до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Это было знаковое событие, так как оно означало, что Россия выходит из изоляции и получает право на влияние принятия решений, принимаемых странами — участниками Болонского процесса. Сейчас многими учеными ведутся споры о том, нужен ли Болонский процесс России, так как оте-

чественная система образования имеет ряд весомых преимуществ перед европейской, это, прежде всего, ее фундаментальность, потеря которой может горько сказаться на качестве знаний будущих поколений российских студентов, а в целом стать ничем не восполнимой потерей всего российского образования. Но бесспорным остается и тот факт, что Россия не может держаться вдали от европейских и общемировых процессов развития, так как это приведет к изоляции. Необходимо помнить, что присоединение к Болонскому процессу не требует от его участников слепого следования всем его положениям. У стран-участниц есть право на сохранение своей национальной специфики в развитии образовательных систем. Главное — это качество образования и соблюдение общих образовательных стандартов Европы, так как именно благодаря выработке общих единых образовательных стандартов удалось повысить мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава стран — участниц Болонского процесса. В первую очередь, мобильность вызвана требованиями интегрированного европейского рынка. Следствием явилось усиление интегрированных процессов между европейскими странами. «Система методов и инструментов сотрудничества стран — членов ЕС в сфере образования может быть полезна не только для эффективного участия России в формировании общеевропейского пространства высшего образования, но и для совершенствования механизмов и принципов сотрудничества с ключевыми партнерами России на пространстве Содружества Независимых Государств» [5. С. 11]. На современном этапе особое значение приобретает внедрение в сферу образования инновационных процессов. По важности данный процесс можно сравнить с присоединением России к Болонскому процессу, так как в наши дни внедрение инновационных процессов в образование — это общемировая тенденция.

Мировой опыт показывает, что высшие учебные заведения играют важную роль в инновационных процессах, выполняя, таким образом, комплексную задачу — развитие фундаментальной науки и разработка содержания инновационных учебных программ, направленных на повышение качества образования, отвечающего требованиям рыночной экономики. Проблемам управления инновационными процессами в образовании посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых: В. Атояна, Д. Барнала, Ю. Васильева, А. Викторова, И. Никулиной, В.А. Федорова, В. Филиппова и др. На сегодняшний день российское правительство также выработало программу по стратегическому развитию науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (см.: [14]). В данной программе четко учитываются такие важные экономические характеристики сферы образования, как долгосрочность экономических последствий и долгосрочное инвестирование при значительном количестве неокупаемых в краткосрочном отношении инноваций. Но в силу специфичности сферы образования как важного социально-экономического звена развития гражданского общества экономические критерии при внедрении инноваций не должны быть решающими. Правительства развитых стран, выделяя огромные средства на развитие инноваций в науке и образовании, учитывают это и преследуют три основных цели: активное усиление процесса генерации знаний, увеличение роста использования

новых знаний в бизнесе, и, как следствие, завоевание лидирующих позиций в глобальной экономике. Что касается России, то переходный период 90-х годов прошлого века очень сильно отразился на развитии отечественной науки. Хроническое недофинансирование сферы образования привело к разрушению материально-технической базы вузов, существенному падению качественного потенциала российской высшей школы, «утечке мозгов» за границу. Перспективы развития были весьма туманными. У российской науки было три пути развития: инерционный, экспортно-ориентированный и инвестиционно-активный [7. С. 9— 12]. В последние годы наблюдается некоторое стремление государства изменить сложившуюся печальную картину в сфере образования. Это означает, что наконец-то вновь осознан неоценимый вклад науки и образования в обеспечение национальной безопасности. Планируется увеличение доли затрат на исследования как бюджетных средств (до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г.), так и активное привлечение внебюджетных источников (до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.). Государство все еще остается гарантом и основным источником финансирования высшего образования.

Основными задачами развития инновационных процессов в российском образовании «являются:

1) создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

2) создание эффективной национальной инновационной системы;

3) развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

4) модернизация экономики на основе технологических инноваций» (см.:

[14]).

На сегодняшний день эффективное развитие национальной экономики во многом зависит от развития науки, но «несбалансированность национальной инновационной системы» (см.: [14]) привела к предельно слабой востребованности инноваций со стороны российских коммерческих структур разного профиля [7. С. 6]. Одним из существенных факторов дальнейшего эффективного развития инноваций является их коммерческая реализуемость. Этот пункт является одним из трех самых главных в программе инновационного развития Австралии. С целью его реализации австралийское правительство разработало ряд важных программ: программу коммерциализации новых технологий (COMET), на реализацию которой выделено 100 млн $; программа тесного сотрудничества исследовательских центров (CRC), на реализацию которой было дополнительно выделено еще 65 млн $, новая пятилетняя программа развития промышленности Австралии Mark 3 (New Industries Development Programme Mark III) с бюджетом в 14 млн $ и др. И такая политика проводится уже в течение последних 10 лет. «Образовательная политика ведущих развитых стран формировалась и формируется в научных центрах, в специально созданных комиссиях экспертов. Ее характерными чертами, как правило, являются не только четкость цели, задач, приоритетов, но и последовательность и преемственность. В итоге принцип приоритетности образования всегда остается незыблемым» (см.: [10]).

А российская наука и образование страдали в это время от нехватки средств, находясь на грани выживания. Это явилось следствием непрофессионализма управленцев. О слабости власти в то время говорил и Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года»: «Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов...». На сегодняшний день уже осознаются последствия такой беспечности и халатности, вот почему главной целью новой стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации явилось «формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий» (см.: [15]). «Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу» (см.: [11]).

В связи с этим был разработан ряд дополнительных программ, направленных на активное развитие образования в России:

— федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007—2012 годы;

— федеральная целевая программа «Трансфер двойных технологий»;

— ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня»;

— ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007—2009 годы;

— ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)»;

— ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007—2009 годы» и др. (см.: [14]).

Конечно, остается еще очень много параллельных проблем, требующих своего решения в ходе реализации инновационной политики, но ясна цель и позиция государства в отношении развития науки и образования: «позиционирование страны в системе международной научной и технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы» (см.: [13]).

Предполагается, что в России возможны два сценария проведения инновационной политики: инерционный и активный. Инерционный сценарий предполагает увеличение притока ресурсов в сектор исследований и разработок на базе импортных технологий, что, без сомнения, вызовет модернизацию ряда отраслей российской экономики. Но такие действия позволяют обеспечить лишь временный недолгосрочный эффект. Что касается развития ситуации при выборе активного сценария, то это предполагает «опережающее развитие среды «генерации знаний», обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на огра-

ниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов» (см: [14]). На сегодняшний день российское правительство сделало выбор в пользу последнего. Это, по сути, является подтверждением стремления Президента перевести российскую экономику с инерционного энерго-сырьевого пути развития на инновационный. Об этом говорится и в Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года: «Президент и Правительство Российской Федерации сделали выбор в пользу перехода страны от сырьевого к высокотехнологичному пути развития, к экономике, основанной на знаниях». Особо следует подчеркнуть слова Президента по поводу реалистичности и обязательности исполнения принятых на себя Правительством обязательств по социально-экономичному развитию государства (см.: [12]).

Осознана необходимость обеспечения необходимого уровня государственной поддержки фундаментальных исследований, стимулирование масштабных инвестиций российского бизнеса во все стадии инновационного цикла, что активно проводится в развитых странах. Внушает надежду стремление Правительства использовать метод прогнозирования и системного мониторинга в качестве элемента управления в ходе проведения инновационной политики, обеспечивая тем самым, в случае необходимости, своевременную корректировку действий, а также контроль качества выполнения программ. Успех всех проводимых мероприятий в данной сфере будет зависеть от того, насколько слажено удастся совместно работать Правительству, бизнесу, образованию и исследовательским институтам. Система концепций инновационного развития России отвечает всем требованиям современной глобальной экономики. Стала очевидной необходимость четко учитывать и развиваться в рамках основных тенденций в мировом образовании, так как современное общество — это, прежде всего, глобальное общество, и необходимо, чтобы Россия заняла в нем одну из лидирующих позиций. Достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов полностью зависит от качества управления государственного аппарата. Сделаны шаги, меняющие ориентацию управления образованием — система ориентирована на долгосрочные эффекты обучения. Инновационная политика направлена, с одной стороны, на максимальное усиление уже имеющихся сильных сторон социально-экономического развития общества, а с другой, на подъем слабых. Это способствует интеграции науки и образования. Предпосылки этому также были заложены программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002—2006 годы в части развития сферы генерации знаний. Планируется также реализация «в рамках федеральных и ведомственных целевых программ мероприятий по развитию сотрудничества (научно-инновационного и инвестиционного) государственного и корпоративного секторов науки, межотраслевого научно-инновационного сотрудничества образовательных учреждений и научных организаций с высокотехнологичным сектором промышленности» (см.: [14]). Данные

шаги направлены на усиление взаимодействия научных и образовательных организаций, так как их совместная деятельность является одним из главных факторов по преобразованию общества. Государство создает необходимые условия для эффективного развития сектора науки. За 2003—2004 годы было реализовано 9 проектов общей стоимостью 4,6 млрд рублей, из которых бюджетных средств было выделено в размере 2,76 млрд).

Нынешняя система управления инновационными процессами в образовании должна:

— повысить конкурентоспособность российских вузов на мировом образовательном рынке;

— повысить квалификацию и оплату труда профессорско-преподавательского состава страны;

— увеличить развитие и использование современных методов и технологий обучения;

— создать эффективную инновационную инфраструктуру, направленную на трансфер результатов исследований и разработок в российскую и глобальную экономику;

— обеспечить модернизацию национальной экономики на основе технологических инноваций.

Образование является будущим России. И от того, насколько качественно и продуктивно будет осуществляться управление инновационными процессами в образовании, зависит, останется ли Россия на периферии мировой экономики в качестве эффективного сырьевого придатка или же займет подобающее лидирующее место на мировых рынках как страна, производящая высокоинтеллектуальные инновационные технологии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Андреев Г.Г., Кутузов В.М., Рыльчиков В.М. и др. Управление результатами научной и инновационной деятельности Министерства образования РФ // Инновации. — 2003. — № 1 (58).

[2] Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — С. 161—435.

[3] Государственное управление: основы теории и организации: Учебник / Под ред. В.А. Коз-баненко. — М.: Статут, 2000.

[4] Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2007. — С. 11.

[5] Ларионова М.В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. — М.: Университетская книга; Логос, 2006. — С. 11.

[6] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 50.

[7] Федоров В.А. Прогнозные модели развития науки и инноваций в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». — 2006. — № 1 (6). — С. 6—12.

[8] Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 217.

[9] Haustein H., Maier H. Innovation Glossary. — Oxford, N.Y., Toronto, Sydney, Frankfurt, 1986.

[10] Багаутдинова Н.Г. Главные задачи государственной образовательной политики: из опыта развитых стран. Проблемы современной экономики. 2002 // http://www.m-economy.ru/ art.php3?artid=13647

[11] Хуторской А.В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 26 марта. http://www.eidos.ru/ journal/2005/0326.htm

[12] Вступительное слово Президента РФ на совещании по экономическим вопросам // http://www.kremlin.ru/appears/2008/04/25/1654_type63378_164373.shtml

[13] Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года // http://www.mon.gov.ru/work/nti/dok/

[14] Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Протокол от 15 февраля 2006 г. № 1 // http://www.mon.gov.ru/work/nti/dok/

[15] Философский словарь // http://mirslovarei.com/content_fil/INNOVACIONNYJ-PROCESS-13386.htm

[16] Background analysis: strengths and weaknesses of the UK innovation system // http://dius.dialoguebydesign.net/bgo/Innovation%20Nation%20White%20paper%20download %20page.asp

[17] Innovation report 2004-05: Backing Australia's Ability — real results real jobs // http://www.dest.gov.au/sectors/science_innovation/publications_resources/profiles/ innovation_report_2004_05.htm

THE MANAGEMENT OF INNOVATION PROCESSES IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Sh.V. Tagirova

The Department of Information Technologies in Education Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10а, Moscow, Russia, 117198

Innovation processes in Higher Education are a major driver of the productivity gains that under-prin sustained economic growth and contribute to enhanced social well-being. The Russian Government has started supporting for different programs developing innovation processes in this sector as it's a principal key source of competitiveness in global markets. This article is about how Government uses procurement and regulation to promote innovation in Higher Education of Russia as well what it can do to make this sector more innovative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.