Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ АДАПТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ АДАПТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илясова Ю.В., Димитриев А.В., Мираньков Д.Б.

В статье рассматриваются особенности инвестиционных режимов и подходы к регулированию иностранных инвестиций на государственном уровне странами, различными по экономическому развитию и принадлежащих к различным интеграционным группировкам. В частности, проводится сравнительный анализ применяемых инструментов контроля инвестиционных сделок с участием иностранного инвестора, законодательных актов и государственных институтов, регулирующих приток иностранных инвестиций, стратегических отраслей с ограниченным доступом или полностью закрытых для иностранных инвестиций. На базе проведенного анализа, даны предложения по внедрению дополнительных инструментов контроля иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и Республику Крым с целью обеспечения национальной и региональной экономической безопасности, а также усиления положительного эффекта от иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Илясова Ю.В., Димитриев А.В., Мираньков Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ АДАПТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7 (73). № 3. С. 62-78.

УДК 339.9

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ АДАПТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ

КРЫМ

Илясова Ю. В., Димитриев А. В., Мираньков Д. Б.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

e-mail: alex.dim.95@gmail.com

В статье рассматриваются особенности инвестиционных режимов и подходы к регулированию иностранных инвестиций на государственном уровне странами, различными по экономическому развитию и принадлежащих к различным интеграционным группировкам. В частности, проводится сравнительный анализ применяемых инструментов контроля инвестиционных сделок с участием иностранного инвестора, законодательных актов и государственных институтов, регулирующих приток иностранных инвестиций, стратегических отраслей с ограниченным доступом или полностью закрытых для иностранных инвестиций. На базе проведенного анализа, даны предложения по внедрению дополнительных инструментов контроля иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и Республику Крым с целью обеспечения национальной и региональной экономической безопасности, а также усиления положительного эффекта от иностранных инвестиций.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, правовой режим, режим иностранных инвестиций, общественные интересы, пороговые значения, стратегические отрасли экономики, национальный интерес, инвестиционная деятельность, государственное регулирование инвестиционной деятельности, инвестиционный климат.

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическим приоритетом страны является обеспечение высоких темпов социально-экономического роста и повышения уровня жизни населения. Привлечение иностранных инвестиций в достаточных объемах является определяющей предпосылкой успешного развития экономики страны и важным индикатором условий предпринимательской деятельности. Именно поэтому возникает необходимость сосредоточить внимание на вопросах иностранного инвестирования. Благодаря интенсивным инвестиционным потокам можно повысить эффективность функционирования национальной экономики. Кроме того, поступление прямых иностранных инвестиций в национальную экономику - важный элемент дальнейшего развития внешнеэкономических связей и является одним из показателей степени интеграции страны в мировое хозяйство.

Одним из важнейших инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности и инструментом реализации инвестиционной политики государства является надлежащее регулирование инвестиционной деятельности и создание привлекательных условий для инвесторов с помощью правового регулирования инвестиционной деятельности. Государство должно регулировать инвестиционный процесс и быть ответственным за его организацию, поскольку государственная поддержка инвестиционной деятельности будет способствовать развитию рыночных отношений и конкуренции в сфере инвестиций.

Необходимость обобщения накопленного в современных условиях опыта государственного регулирования инвестиционного процесса в рыночной экономике определяется тем, что функционирование рынка будет трудным без влияния государства, регулирующего инвестиционную деятельность, формирует и осуществляет в целом инвестиционную политику. Значительной мерой инвестиционная деятельность зависит от инвестиционной привлекательности, поскольку эффективность инвестирования определяется выгодным вложением инвестиций. Иностранных инвесторов сдерживает экономическая и политическая нестабильность. Поэтому актуально рассмотреть зарубежный опыт в направлении формирования и реализации государственной инвестиционной политики и возможность его адаптации в Республике Крым.

Вопросами регулирования иностранных инвестиций занимались многие отечественные и зарубежные ученые и исследователи.

Аксенов П.А. рассматривал инвестиционную политику США, в частности, проверку ПИИ с точки зрения национальной безопасности страны [1]. Акчурин Т.Ф. и Марченко А.В. анализировали правовое регулирование иностранных инвестиций в США и соотношение норм внутреннего законодательства США с нормами международного инвестиционного права [3]. Веселкова Е.Е. выделила льготы (преференции), предоставляемые иностранным инвесторам в ряде стран. Минькеев ОД. исследовал правое регулирование инвестиционной деятельности в странах ЕС [5]. Старостина Ю.А. провела анализ инвестиционного климата в южноафриканском регионе с целью привлечения иностранных инвестиций в страну [6]. Чжу Хэции исследовал нормы международных договоров с участием КНР и Республики Беларусь, регулирующие отношения государств по вопросу привлечения и защиты иностранных инвестиций, а также внутренние нормативные правовые акты по регулированию иностранных инвестиций [7]. Фригон М. проанализировал показатели притока иностранных инвестиций в Канаде, обозначил правовые особенности инвестиционной политики страны, а также выделил ряд отраслей с ограничениями для иностранного капитала [14]. Кроме того, важный вклад в исследование режимов иностранных инвестиций внесли К. Голдман и М. Коч, являющиеся авторами ежегодного сборника, посвященного последним нововведениям в области регулирования иностранных инвестиций на основании интервью и научных материалов ведущих экономистов и специалистов в области инвестиций со всего мира [15].

Цель статьи заключается в выявлении и обобщении правовых основ регулирования иностранных инвестиций в экономиках зарубежных стран, а также разработка рекомендаций по внедрению мирового опыта регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации и, в частности, Республики Крым.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Под режимом иностранных инвестиций в широком смысле понимаются общие положения инвестиционной политики страны, объединяющие процесс

рассмотрения иностранных инвестиций, этапы утверждения инвестиционных проектов, требования к иностранному инвестору, финансовые пороги для рассмотрения инвестиций государственными органами и ведомствами, антимонопольный режим и ограничения на иностранные инвестиции в отрасли, представляющие национальные интересы страны.

Поскольку уровень экономического развития во многом определяет инвестиционную политику страны, в том числе в отношении иностранных инвестиций, наиболее объективным будет анализ режимов иностранных инвестиций стран, различных по географическому положению, принадлежности к интеграционным объединениям, развитости экономики и т.п. В связи с этим, для сравнительного анализа были выбраны: развитые страны Европы, Северной Америки (США и Канада), развивающиеся страны Азии (Китай и Вьетнам) и Африки (ЮАР), а также Россия - как страна с переходной экономикой.

Среди развитых европейских стран были выбраны как традиционно сильные экономики - Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, так и наиболее инновационные с точки зрения подхода к инвестициям - Ирландия. Также рассмотрены особенности регулирования иностранных инвестиций в Болгарии - как одной из наиболее молодых стран ЕС. Кроме того, для анализа выбран инвестиционный режим Соединенного Королевства уже как самостоятельной страны, без привязки к инвестиционному законодательству ЕС.

Среди развивающихся стран были выбраны: Китай - как наиболее динамично развивающаяся экономика с значительным объемом зарубежных инвестиций, Вьетнам и ЮАР - как страны с близким уровнем экономического развития, но находящиеся на разных континентах.

Итак, рассмотрим режим иностранных инвестиций в упомянутых выше странах.

Отличительной чертой регулирования инвестиций в Европейском Союзе (ЕС), рассматривая регулирование на наднациональном уровне в рамках всего объединения, является баланс между защитой экономических и политических интересов объединения, с одной стороны, и автономностью государств-членов в принятии решения о привлечении инвестиционного капитала из третьих стран, с другой. В связи с этим, основным инструментом ЕС по отбору и контролю иностранных инвестиций, выступает Положение о рамочном регулировании.

«Рамочное регулирование» устанавливает общую для всех государств-членов правовую основу для обеспечения большей координации при отборе ПИИ без создания обязательного механизма отбора на уровне ЕС. Этот механизм устанавливает общую основу для проверки ПИИ в ЕС по соображениям безопасности или сохранения общественного порядка. Важно отметить, что данное положение не предполагает создание обязательного механизма проверки иностранных инвестиций на уровне ЕС, а также не налагает на государства-члены обязательства принимать установленные процедуры проверки ПИИ. Данное положение, в первую очередь, направлено на координацию и укрепление сотрудничества между странами членами и устанавливает требование к соблюдению национальных механизмов. Таким образом, проверка и отбор ПИИ остается в компетенции государств-членов.

На сегодняшний день 14 государств-членов и Соединенное Королевство приняли различные стратегии защиты своих интересов национальной безопасности от воздействия ПИИ, начиная от процедур проверки и заканчивая частичным или полным запретом ПИИ в конкретных секторах, особенно в сфере обороны.

Положение о рамочном регулировании содержит перечень факторов и критериев, которые государства-члены могут учитывать при определении того, могут ли конкретные ПИИ повлиять на их безопасность или общественный порядок. Эти факторы определяют потенциальное воздействие ПИИ на такие области, как:

а) критическая инфраструктура, физическая или виртуальная (например, энергетика, транспорт, водоснабжение, здравоохранение, связь, средства массовой информации, аэрокосмическая, оборонная, избирательная или финансовая инфраструктура, а также земля и недвижимость, прямо влияющие на использование такой инфраструктуры);

б) критические технологии и товары двойного назначения (такие как искусственный интеллект, робототехника, кибербезопасность, аэрокосмическая промышленность, оборона, энергетика);

в) поставка стратегических ресурсов (энергетических, сырьевых) или ресурсов, оказывающих влияние на продовольственную безопасность;

г) доступ к конфиденциальной информации (такой как персональные данные или возможность контролировать такую информацию);

д) свобода и плюрализм средств массовой информации.

Несмотря на то, что на национальном уровне страны-члены ЕС ориентируются, в первую очередь, на внутреннее законодательство и механизмы отбора и контроля иностранных инвестиций, рекомендации «рамочного положения» имеют определяющее значение и задают вектор развития внутреннего законодательства в области иностранных инвестиций. Таким образом, в большинстве стран союза список стратегических отраслей с ограниченным доступом для иностранного капитала схож, но, в то же время, существует и ряд особенностей регулирования иностранных инвестиций. Ниже рассмотрены особенности регулирования и отбора ПИИ в некоторых Европейских странах [4-5, 15].

Иностранные инвесторы в Болгарии попадают под действие национального режима, снимающего какие-либо ограничения на иностранную собственность или контроль над национальными компаниями. Кроме того, в большинстве секторов экономики отсутствуют жесткие механизмы контроля, проверки и отбора иностранных инвестиций.

Исключение составляют оффшорные компании, индустрия азартных игр и приобретение сельскохозяйственных угодий.

Отличительной чертой регулирования ПИИ в Болгарии выступает сертификация иностранных инвестиций, а также разработанная система поощрений и стимулов для сертифицированных инвестиций. В зависимости от размера инвестиций, сектора экономики и региона страны, в которую осуществляются инвестиции, инвестор может получить сертификат о классе инвестиций. В то же время, чтобы получить сертификат, потенциальному инвестору необходимо обратиться в агентство Invest Bulgaria, которое формирует специальную рабочую

группу для каждого заявителя, которая проводит процедуру проверки и готовит мотивированное предложение для принятия решения по заявке. Таким образом, иностранный инвестор заинтересован в предоставлении полной информации о своей деятельности на территории страны [12, 15].

Большинство секторов экономики Франции открыты для иностранных инвестиций, в том числе из стран, не входящих в Европейский союз, хотя в отношении последних действуют определенные ограничения. Однако в стране действует режим предварительного одобрения иностранных инвестиций.

Для всех иностранных инвестиций, которые влияют на осуществление государственной власти или связаны с деятельностью, которая может повлиять на государственную политику, национальную безопасность или оборону, потребуется предварительное разрешение Министерства экономики. При определении стратегических секторов экономики Франция следует общим рекомендациям Европейского Союза.

Инвесторы во всех стратегических секторах должны получить предварительное разрешение до осуществления любой из операций, связанных с прямым или косвенным приобретением контрольного пакета акций или приобретением всей компании или части направления деятельности компании, зарегистрированной во Франции.

Поскольку Министерство должно удостовериться в том, что инвестиции не нанесут ущерба национальным интересам, запрос на получение разрешения должен содержать информацию об инвесторе, получателе инвестиций и самих инвестициях

[4, 15].

Режим иностранных инвестиций в Германии раздваивается на «секторальный» и «межсекторальный» режимы контроля. Отраслевые или «секторальные» правила применяются к приобретению предприятий, работающих в областях, имеющих отношение к национальной обороне или другим аналогичным чувствительным областям, влияющим на национальную безопасность. Межсекторальный обзор применяется к предприятиям всех секторов, независимо от размера компании, участвующей в приобретении. В рамках межсекторального инвестиционного режима охватываются приобретения, осуществляемые любым инвестором за пределами ЕС или Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Как и Франция, Германия не имеет официально закрытых секторов экономики для иностранных инвесторов, хотя инвестиции в стратегические секторы вряд ли будут одобрены для стран, не входящих в ЕС. Абсолютно все иностранные инвестиции подлежат добровольному уведомлению о предполагаемой сделке. В тех случаях, когда речь идет о приобретении бизнеса, работающего в стратегически важных инфраструктурах, закон требует обязательного уведомления приобретателем Федерального министерства экономики и энергетики.

Что касается проверки сделок с участием иностранного капитала, то Германия устанавливает пороговые значения, превышение которых запускает процесс проверки. Пороговые значения могут быть выражены в предельно допустимых объемах приобретения акций компании, ожидаемой прибыли от деятельности компании или просто зависеть от суммы сделки.

Например, приобретение голосующих акций или бизнеса в результате сделки с активами подлежит пересмотру, если достигнут или превышен порог в 25% прав голоса. При этом, соответствующий порог контроля значительно ниже, если рассматриваемое предприятие работает в определенных секторах бизнеса стратегической инфраструктуры [4, 15].

Ирландское правительство стремится обеспечить отсутствие существенных барьеров для международной торговли или иностранных инвестиций в Ирландии. Однако некоторые виды инвестиций в определенные отрасли промышленности подлежат утверждению, регулированию или и тому, и другому в соответствии с ирландским законодательством. Среди них: международные финансовые услуги: связь; теле и радиовещание; экспорт товаров двойного назначения. В отличие от большинства стран ЕС, список стратегических отраслей довольно узок, однако он затрагивает основные социально-экономические интересы страны.

Особое внимание в вопросе регулирования иностранных инвестиций уделяется антимонопольной политике. Под государственное регулирование подпадают следующие виды инвестиций: слияния, создание совместных предприятий и поглощения, которые подпадают под действие антимонопольного законодательства Ирландии и Европейского Союза.

В Ирландии также применяется практика установления пороговых значений для иностранных инвестиций. О таких сделках, как слияния, поглощения и учреждение полнофункциональных совместных предприятий, которые превышают предельные финансовые пороговые значения, необходимо уведомить контролирующие органы до их вступления в силу [4, 15].

Как правило, иностранные инвестиции в компании, действующие в Италии в определенных областях, которые считаются стратегически важными для национальных интересов, подлежат предварительной процедуре рассмотрения, которая, в зависимости от цели, может быть более или менее строгой.

Закон определяет четыре общие категории активов и видов деятельности, в отношении которых правительство может осуществлять свои специальные полномочия:

а) деятельность и активы, считающиеся стратегическими для системы обороны и национальной безопасности (деятельность в области стратегической безопасности);

б) сети, заводы, активы, считающиеся стратегическими для национальных интересов в области энергетики, транспорта и связи (стратегические активы);

в) услуги широкополосной электронной связи на основе технологий пятого поколения (деятельность 5G);

г) рассматриваемые финансовые инфраструктуры, здравоохранение и другие важнейшие секторы.

Уведомление об иностранных инвестициях, подпадающих под сферу специальных полномочий правительства, должно быть заблаговременно направлено правительству.

В зависимости от цели иностранные инвестиции могут подлежать дополнительному рассмотрению или процессу авторизации, проводимым

отраслевыми регулирующими органами. Секторы, в которых могут потребоваться такие разрешения, включают: а) банковские, страховые и инвестиционные услуги; б) телекоммуникации; в) вещание; г) газовые сети; д) электрические сети.

Кроме того, в некоторых секторах закон устанавливает ограничения на приобретение контрольного пакета акций лицами, не являющимися резидентами ЕС

[4, 15].

На фоне регулятивных мер и процедур, осуществляемых правительством ЕС для оценки и анализа иностранных инвестиций, португальская экономика остается достаточно открытой.

Во-первых, что касается мер по регулированию прямых иностранных инвестиций, то необходимо уточнить, что правительство Португалии не ввело никаких ограничений в результате пандемии covid-19, и поэтому правовая база Португалии в области ПИИ осталась неизменной.

Как правило, португальское законодательство не налагает каких-либо конкретных ограничений на иностранный капитал. Тем не менее, ряд отраслей по-прежнему подвержены определенным ограничениям. Согласно португальскому законодательству, существуют пороговые значения для обязательного уведомления о предстоящей инвестиционной сделке, пороговые значения для пересмотра иностранных инвестиций, а также особые ситуации, касающиеся режимов, регулирующих стратегические секторы. Регулированию и обязательному уведомлению о сделке подлежат следующие секторы: банковское дело и другие финансовые учреждения; страхование; энергетика; телекоммуникации; телевизионное вещание; воздушный транспорт.

Полностью закрытыми для иностранного капитала являются отрасли, тесно связанные с обеспечением бесперебойных коммуникаций внутри страны, а также добычей и перераспределением природных ресурсов [15].

В то время как португальское законодательство довольно либерально по отношению к иностранным инвесторам, в Испании существует ряд ограничений, в первую очередь касающихся нерезидентов Испании и государств, не входящих в ЕС, а в некоторых случаях европейских инвесторов, которые не являются резидентами Испании. Несмотря на основное положение испанского закона об иностранных инвестициях, которое провозглашает либерализацию сделок с участием иностранного капитала, в стране действует режим авторизации сделок и крайне низкие финансовые пороги для запуска процедуры проверки предстоящей сделки. Например, инвестиции, в результате которых иностранный инвестор приобретает долю в размере не менее 10% акционерного капитала испанской компании, подпадают под подобные процедуры.

Среди секторов, представляющих повышенный интерес с точки зрения обеспечения национальной безопасности, Испания включает деятельность, непосредственно связанную с национальной обороной, такую как производство или торговля оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и военным оборудованием, аудиовизуальные услуги, воздушный транспорт [9, 15-16].

В Соединенном Королевстве, как правило, нет формального политического различия между внутренними и иностранными инвестициями. Несмотря на

отсутствие отечественного законодательства в области регулирования иностранных инвестиций, существует ряд особенностей рассмотрения сделок с участием иностранного капитала.

Один из них - режимы рассмотрения с точки зрения удовлетворения общественных интересов, позволяющие рассматривать сделку на основаниях, отличных от законодательства о конкуренции. В таких случаях гражданство потенциального инвестора может повлиять на результат рассмотрения сделки. Существуют три конкретные категории общественных интересов, а именно общественная безопасность, плюрализм средств массовой информации и «пруденциальные правила».

Еще одной особенностью инвестиционного режима в Великобритании являются так называемые "золотые акции". После приватизации некоторых компаний в 1980-х и начале 1990-х годов правительство сохранило "золотые акции" компаний, работающих в стратегических секторах. Золотые акции не дают правительству общего права вмешиваться в повседневные дела компании, но ни один акционер не может владеть более чем заявленным процентом (обычно 15%) акционерного капитала такой компании. Таким образом, государство оставляет за собой право отклонить предстоящий инвестиционный проект на правах акционера [10, 15].

Основным фактором, определяющим политику Соединенных Штатов в отношении иностранных инвестиций, является национальная безопасность. Таким образом, инвестиционный режим в США можно охарактеризовать как «режим национальной безопасности».

Национальная безопасность — это постоянно развивающаяся концепция, и ее расширение в последние годы было вызвано быстрым развитием технологий, растущей цифровизацией, все более глобализированными цепочками поставок и появлением Китая в качестве крупного инвестора и технологического конкурента.

Процесс обзора инвестиционных сделок в рамках режима национальной безопасности первоначально был сосредоточен на приобретениях иностранными компаниями американских предприятий, прямо или косвенно поставляющих продукцию Министерству обороны США. Однако, после терактов 11 сентября концепция национальной безопасности - и, следовательно, типы сделок, подлежащих пересмотру в рамках режима, - были расширены. Основными факторами, вызывающими озабоченность в области национальной безопасности, являются потенциальные последствия предлагаемой сделки для стратегических технологий, инфраструктуры, энергетики и международного лидерства США в военной и технологической областях.

Соединенные Штаты вводят ограничения на иностранные инвестиции в такие отрасли, как: авиационная промышленность; банковская сфера; радио и телевидение; энергетические ресурсы и судоходство. Как правило, иностранные компании, инвестирующие в данные отрасли, должны получить лицензию от правительства на осуществление деятельности в этой области, а федеральный закон, в свою очередь, ограничивает право иностранных инвесторов на получение подобных лицензий. В большинстве отраслей такие лицензии могут получить только граждане США или полностью американские компании.

В ряде случаев также может иметь место дискриминация иностранных инвесторов. Несмотря на то, что законодательство в сфере контроля за слияниями в США не рассматривает иностранные инвестиции иначе, чем внутренние инвестиции, тот факт, что покупателем является иностранный инвестор, может привести к различным результатам в рамках контроля за слияниями и процесса одобрения предстоящей сделки. [1, 3, 15]

В Канаде существуют два отдельных, но при этом взаимозависимых режима иностранных инвестиций - обзор чистой прибыли и обзор национальной безопасности.

Иностранные инвестиции подлежат обзору чистой прибыли, когда нерезидент приобретает контроль над существующим канадским бизнесом, если объем инвестиций, в частности, доля в приобретаемой компании, превышает определенные предписанные финансовые пороговые значения, которые варьируются в зависимости от ряда факторов, таких как место происхождения иностранного инвестора; является ли инвестор государственным предприятием; ведет ли целевая организация культурный бизнес; является ли приобретение прямым или косвенным; вызывает ли инвестиция проблемы национальной безопасности.

В отличие от обзора чистой прибыли, который распространяется на иностранные инвестиции, сделки с участием которых превышают установленные пороговые значения, обзор национальной безопасности может быть применен к любой сделке с участием инвестора, не являющегося резидентом, независимо как от размера сделки, так и от доли участия в компании, приобретаемой иностранным инвестором.

Потенциальные иностранные инвестиции будут подлежать обзору национальной безопасности, если они затрагивают оборонный потенциал и интересы Канады; передачу стратегических технологий или ноу-хау за пределы Канады; критически важную инфраструктуру; поставку важнейших товаров и услуг.

Кроме того, канадское правительство принимает во внимание возможность использования инвестиций как инструмента для обеспечения иностранной слежки или шпионажа, препятствования текущим или будущим разведывательным или правоохранительным операциям, а также вовлечения или содействия деятельности террористических организаций или организованной преступности; и потенциальное влияние инвестиций на международные интересы Канады, включая международные отношения. В связи с этим, особое внимание уделяется инвестициям иностранных государственных предприятий и приобретениям канадских культурных предприятий.

Так, государственные предприятия, намеревающиеся инвестировать в Канаду, должны убедить канадское правительство в том, что они свободны от политического влияния и будут придерживаться канадских законов, внедрять стандарты и практику, способствующие рациональному корпоративному управлению и прозрачности, поддерживать принципы свободного рынка и вносить позитивный вклад в производительность и промышленную эффективность канадского бизнеса.

Иностранные инвестиции в культурный бизнес также подлежат особому контролю. Культурный бизнес может включать в себя предприятия, занимающиеся

публикацией или распространением книг, фильмов, музыки и радиосвязью. Сделки в данной сфере также должны соответствовать целям культурной политики Канады [11, 14-15].

За последнее десятилетие экономическая модель, применяемая в Китае, доказала свою эффективность. Не остался без изменений и подход к регулированию иностранных инвестиций, открывший многие отрасли экономики для иностранного капитала. Тем не менее, открытость китайской экономики сочетается с рядом ограничительных мер в отношении иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции могут подлежать следующим процессам пересмотра и контроля китайскими государственными органами. В зависимости от формы осуществления или особенностей, иностранные инвестиции могут быть предметом таких административных мер, как:

1) процедуры рассмотрения иностранных инвестиций. Такие процедуры применяются в отношении отраслей, которые считаются стратегически важными для обеспечения национальной безопасности страны, и осуществляются в соответствии с двумя типами негативных списков: Национальный негативный список (включает 33 отрасли) и Негативный список ЗСТ (включает 30 отраслей), которые включают в себя запрещенные и ограниченные отрасли для иностранных инвестиций.

2) предоставление информации об иностранных инвестициях. В соответствии с данной процедурой, все иностранные инвесторы обязаны предоставлять отчетность в соответствующие государственные органы или их представительства в регионах.

3) обзор национальной безопасности. В настоящее время, основным фокусом проверки в рамках обзора национальной безопасности выступают сделки по слияниям и поглощениям. Целевые предприятия, инвестиции в которые подлежат обзору национальной безопасности, делятся на две категории:

- предприятия, относящиеся к национальной безопасности (включая военно-промышленные предприятия, предприятия, расположенные вблизи ключевых и стратегических военных объектов, и других подразделений, связанных с национальной безопасностью)

- предприятия, относящиеся к национальной экономической безопасности (включая предприятия, связанные с ключевыми сельскохозяйственными продуктами, ключевыми энергоносителями и ресурсами, ключевой инфраструктурой, ключевыми транспортными услугами). Кроме того, для некоторых отраслей промышленности (например, авиационной промышленности и производства табачной продукции) требуются дополнительные отраслевые разрешения.

Более того, в отношении большинства сделок с участием иностранного капитала проводится антимонопольная проверка [7, 13, 15].

Как и все страны, Вьетнам оставляет за собой суверенное право ограничивать инвестиции в чувствительные области, устанавливая условия для "стратегических секторов", которым должны удовлетворять инвестиционные проекты в целях национальной обороны и безопасности, социальной стабильности и общественного здоровья.

Потенциальный инвестор во Вьетнаме должен пройти ряд согласований, проверок и лицензий. Особенностью режима иностранных инвестиций во Вьетнаме является «Фундаментальный тест». Он проверяет соответствие инвестиционного проекта инвестиционным условиям, плану социально-экономического развития. Также принимается во внимание вопрос зонирования, землепользования, социально-экономические последствия и эффективность инвестиционного проекта, а также технологические решения, применимые в рамках проекта. В некоторых секторах могут потребоваться дополнительные сертификаты соответствия.

Во Вьетнаме нет четкого критерия или официального определения национальных интересов или общественных интересов в процессе обзора иностранных инвестиций. Тем не менее, бизнесу, оказывающему значительное влияние на социальные или национальные экономические интересы, такие как образование, банковское дело, страхование, ценные бумаги, больницы и клиники, газеты и телевидение, потребуется операционная лицензия.

Во Вьетнаме, в отличие от Канады, нет обзора «чистой прибыли» от потенциальных инвестиций. Однако, в ходе процесса обзора, инвесторы должны предоставить техническую и экономическую отчетность, которая включает прогнозы относительно количества созданных рабочих мест и предполагаемой суммы налоговых отчислений [8, 15].

Правительство ЮАР поощряет иностранные инвестиции и признает их значимость для поддержания целей роста и развития экономики страны. В то же время уделяется пристальное внимание, чтобы выгоды от ПИИ были сбалансированы с их издержками для экономики Южно-Африканской Республики.

По этой причине соображения общественных интересов все чаще служат критериями для одобрения или отклонения иностранных инвестиций в стране. Соображения общественных интересов разнообразны, включая необходимость защиты рабочих мест, содействия локализации и повышения способности малых предприятий или фирм, контролируемых или принадлежащих исторически обездоленным слоям населения, стать конкурентоспособными. Как правило, под такими предприятиями понимают мелкие узкоспециализированные торговые точки.

Таким образом, в ЮАР отсутствует единый надзор и контроль за иностранными инвестициями. Однако страна регулирует иностранные инвестиции в свои стратегические отрасли, а также владение и контроль над ними посредством отраслевого регулирования, в том числе в банковском, страховом, вещательном и телекоммуникационном секторах [6, 15].

Описав основные особенности инвестиционных режимов в странах Европейского Союза, Северной Америки, Азии и Африки, представим обобщенные данные в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица по ключевым особенностям инвестиционного __режима в странах мира_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна Особенности режима иностранных инвестиций

Европейский союз (наднациональный уровень) Рамочное регулирование (в форме рекомендаций) - принимается во внимание и используется как инструмент регулирования ПИИ всеми странами-участницами ЕС. Усиленный контроль инвестиций из стран, не являющихся членами ЕС или ЕАСТ - также применим ко всем странам-участницам ЕС.

Болгария Сертификация инвестиций и ряд стимулов и преимуществ для сертифицированных инвестиций.

Франция Обязательное предварительное разрешение для инвестиций в стратегические отрасли.

Германия Пороговые значения по сделкам с участием иностранного капитала, превышение которых запускает процедуру дополнительной проверки ПИИ.

Ирландия Узкий список стратегических отраслей. Также применяется практика «пороговых значений».

Италия Дополнительное рассмотрение иностранных инвестиций отраслевыми регулирующими органами.

Португалия Ряд отраслей полностью закрыты для иностранного капитала, даже для стран ЕС.

Испания Крайне низкие финансовые пороговые значения для запуска дополнительных процедур проверки ПИИ.

Соединенное Королевство (Великобритания) Рассмотрение ПИИ с точки зрения удовлетворения общественных интересов. «Золотые акции», принадлежащие государству в стратегических компаниях

Соединенные Штаты Америки (США) Расширенная концепция национальной безопасности, регулирующая порядок рассмотрения потенциальных ПИИ. Преимущества для отечественных инвесторов в ряде отраслей.

Канада Анализ «чистой прибыли» -последствий ПИИ для экономики страны. Дополнительные процедуры проверки ПИИ от государственных иностранных компаний. Усиленный контроль инвестиций в культурный сектор.

Китай Существование ЗСТ (Зон свободной торговли) Применение негативных списков (список отраслей с ограничениями или полным запретом для иностранного капитала) Обязательная отчетность для иностранных инвесторов В отношении большинства предстоящих сделок проводится антимонопольная проверка.

Вьетнам «Фундаментальный тест» Анализ «чистой прибыли» -последствий ПИИ для экономики страны. Дополнительная операционная лицензия для ряда отраслей.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) Рассмотрения инвестиций с точки зрения удовлетворения их общественным интересам. Одним из критериев общественных интересов выступает сохранение конкурентоспособности малого отечественного бизнеса.

Источник: составлено автором на основе [1-16]

Приведенная выше таблица свидетельствует о том, что несмотря на различия в геополитическом положении и уровне экономического развития, все перечисленные

страны проводят регуляторную политику в отношении иностранных инвестиций с привлечением специализированных государственных отраслевых или региональных органов, а также ограничивают инвестиции в наиболее уязвимые или стратегические отрасли деятельности.

8. Российская Федерация

Россия является подписантом 79 Двусторонних инвестиционных соглашений, участником многосторонних международных договоров в сфере инвестиций. Таким образом, наша страна стремится поддерживать международный стандарт отношений с иностранными инвесторами.

Законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, можно разделить на две группы. Первый включает в себя общие правила, применимые как к российским, так и к иностранным инвестициям. Настоящие федеральные законы регулируют общие процедуры создания юридических лиц, приобретения акций, вопросы корпоративного управления и государственной регистрации юридических лиц. В первую группу также входят антимонопольные законы.

Вторая группа законов регулирует исключительно иностранные инвестиции. Основными законами в этой группе являются закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Закон об иностранных инвестициях определяет государственные гарантии права инвестора на инвестирование, получение дохода и прибыли, а также условия коммерческой деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Закон о стратегических инвестициях определяет порядок осуществления иностранных инвестиций в стратегические сектора российской экономики. Перечень стратегических отраслей в России достаточно широк и включает деятельность в области ядерных и радиоактивных материалов, устройств и отходов; авиации и космонавтики; природных ресурсов; разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения и использования участков недр федерального значения (нефтегазовый сектор); кодирующего и криптографического оборудования; средств массовой информации и телекоммуникаций; использования возбудителей инфекционных заболеваний.

Особенностью инвестиционного режима в России является функционирование особых экономических зон (ОЭЗ). Особая экономическая зона (ОЭЗ) предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Их деятельность регламентируется Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Всего на территории РФ функционируют 39 ОЭЗ (20 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). Особые экономические зоны (ОЭЗ) - один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности [2, 4, 15].

С 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона (Крымская СЭЗ). Несмотря на все преференции СЭЗ, предоставляемые инвесторам на территории Крыма, в настоящее время существует ряд барьеров по привлечению инвестиций в регион, среди которых:

• непризнание результатов проведенного в Крыму в 2014 году референдума о присоединении полуострова к Российской Федерации со стороны западных стран и, как следствие, запрет для западных компаний на осуществление инвестиций на территории Крымского полуострова;

• отсутствие экономической деятельности крупных российских компаний в Крыму из-за опасения санкций со стороны Запада, где находятся крупнейшие бизнес-партнеры и более крупный по сравнению с Крымом рынок;

• отсутствие развитой инфраструктуры для осуществления масштабных инвестиционных проектов, что, скорее, является следствием отсутствием экономической деятельности крупных зарубежных и отечественных компаний на территории республики.

Преодоление вышеперечисленных барьеров позволит открыть экономику региона для иностранных инвесторов и реализовать весь экономический потенциал Крыма.

Тем не менее, в России инструменты регулирования иностранных инвестиций ограничиваются в большей мере законодательными актами, гарантирующими права и защиту иностранному инвестору, а также ограничивающими инвестиции в стратегически важные секторы экономики. Данные меры, безусловно, соответствуют международным стандартам регулирования иностранных инвестиций, а также двусторонним и многосторонним инвестиционным соглашениям, членом которых является Российская Федерация. Но, кроме законодательной базы, необходимо применения дополнительных инструментов контроля инвестиционных сделок с участием иностранного капитала. Данные инструменты позволят более качественно реализовывать инвестиционные проекты на территории страны и регионов, не создавая угрозы национальной экономической безопасности.

На наш взгляд, среди мировых практик регулирования иностранных инвестиций, на территории Республики Крым и Российской Федерации могут быть реализованы следующие:

1. Внедрение практики сертификации инвестиций и разработка системы стимулов для иностранных инвесторов проходить сертификацию. В результате, инвестиционные проекты и намерения инвестора станут более прозрачными, а потенциальный инвестор, в свою очередь, получит дополнительные льготы на осуществление экономической деятельности.

2. Разработка пороговых значений финансовых показателей по предполагаемой сделке для проведения дополнительного рассмотрения регулирующими и контролирующими органами. Данные меры позволят проводить усиленный контроль по сделкам, угрожающим национальной или региональной экономической безопасности, дисбалансу в той или иной стратегической отрасли, предотвратить создание монополий и установление внешнего контроля внутреннего рынка.

3. Внедрение практики «золотых акций» для государственных компаний, функционирующих в стратегически важных отраслях. Данная практика позволит сохранить государственный контроль над деятельностью крупных отечественных компаний, деятельность которых оказывает влияние на социально-экономическое развитие региона или страны, обороноспособность или природно-ресурсный потенциал.

4. Установление дополнительных процедур предварительной проверки крупных инвестиционных сделок на примере «Анализа чистой прибыли» и «Фундаментального теста». Данные меры позволят оценить потенциальное влияние иностранных инвестиций на экономику и одобрить те инвестиционные проекты, выгоды от которых будут превышать издержки для региона или страны в целом.

Введение понятия «общественные интересы» при рассмотрении инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов. Общественные интересы должны подразумевать сохранение рабочих мест, не нанесение ущерба культурно-исторических достопримечательностям и памятникам архитектуры, защита малых региональных предприятий, деятельность которых может быть подорвана в результате предстоящей инвестиционной сделки и т.д.

ВЫВОДЫ

Безусловно, различия в экономическом развитии стран, рассматриваемых в исследовании, требуют отдельного рассмотрения особенностей их инвестиционной политики, а также мер, направленных на ее модернизацию. Тем не менее, большинство таких разработок идентичны для всех стран.

В первую очередь, это постоянная доработка законодательства, ограничивающее иностранное присутствие в стратегически важных секторах экономики. Такая необходимость обусловлена, в первую очередь, ростом общемировой инвестиционной активности, в частности, с участием государственных компаний, использующих иностранные инвестиции как рычаг воздействия на внутреннюю политику третьих стран через местные компании. Кроме этого, в последнее десятилетие наблюдается ускоренное развитие облачных технологий, ^-индустрии, в частности, технологий, связанных с защитой персональных данных. В связи с этим еще одной национальной угрозой в 21 веке стала кибер-безопасность. В настоящее время правительством большинства стран ведется работа по ограничению доступа иностранного капитала в данный сектор.

Еще одной ограничительной мерой со стороны большинства стран стало ограничение доступа иностранного капитала к сетям 5G. Данная революционная технология передачи данных, наряду с упомянутыми выше П1 технологиями, является трендом последних нескольких лет и постепенно данный стандарт связи вводится повсеместно. Поэтому доступ иностранных инвестиций в данную отрасль также ставит под угрозу кибер-безопасность страны.

Кроме этого, бурное развитие китайской экономики и, как следствие, расширение китайских интересов и присутствия китайского капитала по всему миру, вызывают серьезные опасения со стороны большинства развитых западных стран.

Ежегодно государственные регуляторы фиксируют увеличение предложений сделок в стратегически важные сектора экономики со стороны китайских инвесторов. Такая тенденция вынуждает правительства стран разрабатывать дополнительные, граничащие с дискриминационными, меры по сдерживанию китайских инвестиций.

Наконец, глобальная пандемия COVID-19, принесшая мировой экономике убытки на сумму более 5 трлн долларов, также заставила практически все страны пересмотреть подход к регулированию инвестиций в сфере здравоохранения. Большинством стран было доработано законодательство в сфере регулирования иностранных инвестиций, включающее усиленный контроль инвестиций в сферу здравоохранения; добавление отраслей, связанных с оказанием медицинских услуг, производством лекарственных препаратов и средств индивидуальной защиты в список критически важных отраслей со специальным режимом регулирования иностранных инвестиций.

Что касается регулирования иностранных инвестиций в России, анализ мировых практик показывает, что внедрение дополнительных инструментов отбора и контроля инвестиционных сделок возможно и необходимо для экономического развития страны.

Республика Крым, закрепившая за собой статус Свободной Экономической Зоны (СЭЗ) с 2015 года, предлагает дополнительные налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов. Ввиду ограничений на экономическую деятельность на территории Крыма, наложенных на западные компании, на полуострове в настоящее время практически отсутствуют инвестиционные проекты с участием иностранного капитала. Однако, преодоление данных ограничений откроет другую проблему для экономики республики - необходимость внедрения инструментов для дополнительного отбора и контроля инвестиционных проектов.

Инструменты и меры, предлагаемые для реализации на территории Российской Федерации и, в частности, Республики Крым, носят протекционистский характер в отношении национальной экономики, отечественного бизнеса, а также социально-экономического развития страны и регионов.

Список литературы

1. Аксенов П.А. Регулирование иностранных инвестиций в США: ограничения в условиях торговой войны // Международная торговля и торговая политика. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://doi.org/10.21686/2410-7395-2019-4-31-41

2. Актуальные вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации: сборник материалов круглого стола // Оренбургский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». 12 ноября 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oimsla.edu.ru/sites/default/files/sbornik_kruglogo_stola_12.11.2020.pdf

3. Акчурин Т.Ф., Марченко А.В. Нормы международного инвестиционного права и инвестиционное право США: сравнительно-правовой анализ // Международный правовой курьер. 2018. № 3 (27). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36903373&

4. Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. Учебное пособие. М.: Анкил, 2001.128 с.

5. Минькеев О.Д. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в странах Европейского союза // Право и современные государства. [Электронный ресурс]. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti-v-stranah-evropeyskogo-soyuza

6. Старостина Ю.А. Развитие инвестиционной политики ЮАР // Журнал экономических исследований. 2016. Том 2. № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://riorpub.com/ru/nauka/article/14921 /view

7. Чжу Хэци Правовое регулирование иностранных инвестиций в Китае и Беларуси: проблемы и пути их решения: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 // Белорус. гос. ун-т. 2013. [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.miu.by/userfiles/file/Aspirantura/synopsis/2013/2013-09-10_120003_Joo.pdf

8. Юридическое руководство по инвестированию во Вьетнаме // Allens Arthur Robinson. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zarubezhexpo.ru/vietnam

9. 2019 Investment Climate Statements: Spain 2019 // U.S. Department of State [Электронный ресурс]. URL: https://www.state.gov/reports/2019-investment-climate-statements/spain/

10. 2020 Investment Climate Statements: United Kingdom // U.S. Department of State. [Электронный ресурс]. URL: https://www.state.gov/reports/2020-investment-climate-statements/united-kingdom/

11. Annual Report: Investment Canada Act 2019-2020 // Government of Canada. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/ica-lic.nsf/eng/h_lk81126.html

12. Doing Business 2020: Economy Profile Bulgaria // World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/b/bulgaria/BGR.pdf

13. Foreign Investment Law of the People's Republic of China // The US-China Business Council. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uschina.org/sites/default/files/foreign_investment_law_of_the_peoples_republic_of_chi na_-_unofficial_translation.pdf

14. Frigon M. The Foreign Investment Review Process in Canada // Library of Parliament. 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://lop.parl.ca/sites/PublicWebsite/default/en_CA/ResearchPublications/201142E

15. Goldman S. Calvin, Koch Michael The foreign investment regulation review. 2020: Law Business Research Ltd. 301 p.

16. Restrictions on Foreign Direct Investments in Spain 2019 // Ashurts Spain. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ashurst.com/en/news-and-insights/legal-updates/rdl-8-2020---suspension-of-direct-foreign-investment//files/file0010 .pdf

Статья поступила в редакцию 30.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.