Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овсянникова М. В.

В статье проанализированы основные направления инвестиционной политики России в 2020 г. Сделан обзор принятых в этот период федеральных законов и законопроектных инициатив. Автором обозначены перспективы применения нового вида инвестиционных соглашений - соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Рассмотрены изменения действующего законодательства, касающиеся стратегических областей российской экономики, а также миграционной сферы. Проанализированы предлагаемые нововведения в части снятия запрета на установление иностранным инвестором контроля в некоторых отраслях российской промышленности, а также инициативы, касающиеся упрощения процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц и процедуры получения иностранным инвестором вида на жительство в России. Автором сделан вывод о том, что инвестиционная политика Российской Федерации направлена на обеспечение благоприятного инвестиционного климата и на повышение интереса иностранных инвесторов к российской юрисдикции, в том числе к отраслям, особо нуждающимся в развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY RUSSIAN LEGISLATION IN THE FIELD OF FOREIGN INVESTMENT

The paper analyzes the main directions of the investment policy in Russia in 2020. The author makes an overview of the federal laws and legislative initiatives adopted during this period under consideration. The paper outlines the prospects for the application of a new type of investment agreements, namely, agreements on the protection and encouragement of investment. It also explores changes in the current legislation concerning the strategic areas of the Russian economy and migration. The author proposes innovations in terms of lifting the ban concerning the establishment of control in some sectors of Russian industry by a foreign investor and analyzes initiatives to simplify the procedure for the accreditation of branches and representative offices of foreign legal entities and the procedure for a foreign investor to obtain a residence permit in Russia. The author concludes that the investment policy of the Russian Federation is aimed at ensuring a favorable investment climate and at increasing the interest of foreign investors in the Russian jurisdiction, including the industries in particular need of development.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

DOI: 10.17803/1994-1471.2021.131.10.028-037

М. В. Овсянникова*

Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций

Аннотация. В статье проанализированы основные направления инвестиционной политики России в 2020 г. Сделан обзор принятых в этот период федеральных законов и законопроектных инициатив. Автором обозначены перспективы применения нового вида инвестиционных соглашений — соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Рассмотрены изменения действующего законодательства, касающиеся стратегических областей российской экономики, а также миграционной сферы. Проанализированы предлагаемые нововведения в части снятия запрета на установление иностранным инвестором контроля в некоторых отраслях российской промышленности, а также инициативы, касающиеся упрощения процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц и процедуры получения иностранным инвестором вида на жительство в России. Автором сделан вывод о том, что инвестиционная политика Российской Федерации направлена на обеспечение благоприятного инвестиционного климата и на повышение интереса иностранных инвесторов к российской юрисдикции, в том числе к отраслям, особо нуждающимся в развитии. Ключевые слова: иностранный инвестор; иностранные инвестиции; пандемия; COVID-19; инвестиционная политика; инвестиционное право; экономический кризис; инвестиционные соглашения; частные интересы; публичные интересы.

Для цитирования: Овсянникова М. В. Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 10. — С. 28-37. — DOI: 10.17803/1994-1471.2021.131.10.028-037.

Trends in the Development of Contemporary Russian Legislation in the Field of Foreign Investment

Maria V. Ovsyannikova, Postgraduate Student, Department of Business and Corporate Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

marie.ovs@yandex.ru

Abstract. The paper analyzes the main directions of the investment policy in Russia in 2020. The author makes an overview of the federal laws and legislative initiatives adopted during this period under consideration. The paper outlines the prospects for the application of a new type of investment agreements, namely, agreements on the

© Овсянникова М. В., 2021

* Овсянникова Мария Владимировна, аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 marie.ovs@yandex.ru

protection and encouragement of investment. It also explores changes in the current legislation concerning the strategic areas of the Russian economy and migration. The author proposes innovations in terms of lifting the ban concerning the establishment of control in some sectors of Russian industry by a foreign investor and analyzes initiatives to simplify the procedure for the accreditation of branches and representative offices of foreign legal entities and the procedure for a foreign investor to obtain a residence permit in Russia. The author concludes that the investment policy of the Russian Federation is aimed at ensuring a favorable investment climate and at increasing the interest of foreign investors in the Russian jurisdiction, including the industries in particular need of development. Keywords: foreign investor; foreign investment; pandemic; COVID-19; investment policy; investment law; economic crisis; investment agreements; private interests; public interests.

Cite as: Ovsyannikova MV. Tendentsii razvitiya sovremennogo rossiyskogo zakonodatelstva v sfere inostrannykh investitsiy [Trends in the Development of Contemporary Russian Legislation in the Field of Foreign Investment]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2021;16(10):28-37. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.131.10.028-037. (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Начало третьего десятилетия XXI в. ознаменовалось новым мировым экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19 и затронувшим все сферы жизни общества. Согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в первой половине 2020 г. снизились на 49 % по сравнению с 2019 г. Число новых инвестиционных проектов снизилось на 37 %, слияний и поглощений — на 15 %*. Кризис также замедлил ход переговоров о заключении международных инвестиционных соглашений2.

Инвестиционная политика — важная составляющая мер реагирования на пандемию. Поэтому каждое государство, заинтересованное в привлечении иностранных капиталовложений в национальную экономику, стремится создать

наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности, формируя правовой режим, определяющий основу деятельности иностранных предпринимателей в условиях национальной экономики3.

Несмотря на то что в 2019 г. Россия заняла 9-е место в топ-10 самых привлекательных для иностранных инвесторов стран Европы4, за 9 месяцев с начала 2020 г. прямые иностранные инвестиции в российские компании сократились более чем в 5 раз — до $ 4,7 млрд с $ 24,2 млрд годом ранее. При этом по итогам III квартала 2020 г. объем прямых инвестиций нерезидентов в небанковский сектор РФ уменьшился в 2,8 раза — до $ 3,1 млрд против $ 8,8 млрд в июле — сентябре прошлого года5.

На 34-м заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, состоявшемся 19 октября 2020 г., было отмечено, что

1 Прямые иностранные инвестиции по всему миру сократились на 49 процентов // Новости ООН. 27.10.2020. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/10/1389172 (дата обращения: 24.11.2020).

2 Доклад о мировых инвестициях — 2020 : международное производство после пандемии / Организация Объединенных Наций, Женева, 2020 // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2020_ overview_ru.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

3 Касаткина А. А. Иностранные инвестиции и способы привлечения их в российскую экономику // Законодательство и экономика. 2013. № 11. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1833 (дата обращения: 22.11.2020).

4 Несмотря на COVID-19, 99 % проектов ПИИ в России будут реализованы // Ernst & Young Global Limited. 06.07.2020. URL: https://www.ey.com/ru_ru/news/2020/07/ey-european-attractiveness-survey-2019 (дата обращения: 22.11.2020).

5 Прямые иностранные инвестиции в Россию упали более чем впятеро // Росбалт.ш. 09.10.2020. URL: https:// www.rosbalt.ru/business/2020/10/09/1867487.html (дата обращения: 22.11.2020).

Правительство РФ постоянно работает над повышением инвестиционной привлекательности российской юрисдикции6. С учетом современного состояния инвестиционного климата России и борьбы с экономическим кризисом данные ориентиры представляются необходимыми.

В связи с изложенным актуален анализ текущей инвестиционной политики Российской Федерации и изменений в российском инвестиционном законодательстве с начала 2020 г., в частности, с точки зрения соотношения частных и публичных интересов при осуществлении иностранных инвестиций в России.

Новый вид инвестиционного соглашения как юридический инструмент поддержки иностранных инвестиций

Сегодня существуют различные юридические инструменты привлечения внимания иностранных инвесторов к российской юрисдикции (заключение концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, создание свободных экономических зон и др.). При этом одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения стабильности инвестиционной деятельности являются соглашения с участием публично-правовых образований7.

Весной 2020 г. в России появился новый вид инвестиционного соглашения — соглашение о защите и поощрении капиталовложений, введенный Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»8 (далее — Закон о защите капиталовложений). Первоначальной причиной принятия данного Закона явилась необходимость сокращения разрыва в приросте

инвестиций между Россией и странами, находящимися в активной стадии развития (в частности, Китаем, Индонезией, Индией)9. Однако впоследствии, полагаем, основной причиной нововведений стала борьба с последствиями пандемии, о чем свидетельствует ускоренное, на наш взгляд, принятие данного Закона: 18 марта 2020 г. законопроект был рассмотрен Государственной Думой РФ во втором чтении (первое чтение состоялось в декабре 2019 г.), а уже 1 апреля 2020 г. был подписан Президентом РФ, за две недели успев пройти третье чтение в Государственной Думе РФ, рассмотрение Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

Ключевой составляющей новой договорной формы привлечения и стимулирования инвестиций является применение в отношении организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, стабилизационной оговорки. Указанный инструмент предполагает гарантию неизменности условий ведения деятельности на определенный срок, то есть неприменение актов (решений) органов власти РФ, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения. Гарантией стабилизационной оговорки является право инвестора на возмещение реального ущерба.

Данная правовая конструкция о неизменности обстоятельств известна еще со времен римского права (clausula rebus sic stantibus) и для российской правовой системы новой не является. В ряде правоотношений она выражается в неприменении к инвесторам изменений налогового законодательства, например к участникам специального инвестиционного контракта10, к инвесторам, осуществляющим

6 Новости Правительства России. 19.10.2020. URL: http://government.ru/news/40643/ (дата обращения: 22.11.2020).

7 Инвестиционное право : учебник / отв. ред. И. В. Ершова, А. Ю. Петраков. М. : Проспект, 2021. С. 126.

8 СЗ РФ. 2020. № 14 (ч. I). Ст. 1999.

9 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (регистрационный № 828237-7. 02.11.2019) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/828237-7 (дата обращения: 22.11.2020).

10 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 41.

инвестиционный проект в соответствии с Законом об инвестиционной деятельности11, в том числе приоритетный инвестиционный проект12. Имеются примеры более широкого применения стабилизационной оговорки: например, если принимаются нормативные правовые акты, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения о разделе продукции13, то в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения правовых норм.

Необходимо отметить, что Закон о защите капиталовложений ставит в зависимость срок стабилизации и число актов, которые могут стабилизироваться, от объема вложений. Например, акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин, подлежат стабилизации лишь при объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. Максимальный срок стабилизационной оговорки составляет 20 лет и применяется в случае, если капиталовложения в инвестиционный проект составили не менее 10 млрд руб. Полагаем, данная особенность призвана стимулировать инвестиции в российские инвестиционные проекты, что отражает публичную направленность инвестиционной политики на поддержку национальной экономики.

Соглашение заключается между публично-правовым образованием (оно не участвует в реализации инвестиционного проекта) и организацией, реализующей инвестиционный проект. Таким образом, инвесторы не являются напрямую стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений: они могут участвовать в соглашении только через участие в капитале российского юридического лица.

Закон о защите капиталовложений ограничил сферы российской экономики, деятельность

в которых может быть предметом нового инвестиционного соглашения. Такими сферами не могут являться, в частности, игорный бизнес, производство табачных изделий, алкогольной продукции, оптовая и розничная торговля, строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), жилых домов и др. Полагаем, что данные сферы исключены из правового регулирования нового закона, так как их развитие происходит достаточно эффективно и не нуждается в дополнительном инвестиционном стимулировании.

Законом предусмотрены два способа заключения инвестиционного соглашения: в заявительном порядке и в конкурсном. Первый предусматривает направление в уполномоченные органы заявления о заключении соглашения на реализацию инвестиционного проекта, обладающего новизной, критерий которой определен законом исходя из даты принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы и подачи заявления о реализации такого проекта. Конкурсный порядок (публичная инициатива) предусматривает опубликование заявления о проведении конкурса на право заключения соглашения в отношении конкретного инвестиционного проекта. Его победителем признают компанию, которая предложит наилучшие условия его реализации. Таким образом, данное положение обеспечивает реализацию государственных интересов по привлечению инвестиций в требующие вложений сферы экономики и поддерживает частную инициативу.

Закон о защите капиталовложений трактует инвестиционный проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов. В отличие от понятия, содержащегося в Законе об инвестиционной деятельности, где инвестиционный проект рассматривается как бизнес-план («набор документов»), новый Закон ставит во

11 Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

12 Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

13 Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

главу угла не столько документально зафиксированные плановые действия, сколько фактически осуществляемые для реализации конечных целей. Подобное понимание инвестиционного проекта корреспондирует, например, понятию, закрепленному в Федеральном законе от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»14, где инвестиционный проект рассматривается как комплекс взаимоувязанных по срокам, участникам и ресурсам мероприятий, осуществляемых, как правило, с целью извлечения прибыли.

Принципиальной особенностью конструкции нового соглашения является то, что его формат предусматривает возможность взаимодействия бизнеса и государства как равных субъектов гражданско-правовых отношений и позволяет сформировать прогнозируемые условия реализации инвестиционных проектов исходя из того, что достижение поставленных задач не может быть обеспечено исключительно за счет государственных ресурсов. Однако следует согласиться с позицией Г. Д. Отнюковой о том, что соглашение о защите и поощрении капиталовложений не приобретает характер гражданско-правового договора, но на возникающее на его основе правоотношение распространены нормы о гражданско-правовых обязательствах (нормы ГК РФ о принципе надлежащего исполнения обязательств, о гражданско-правовой ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, о порядке урегулирования разногласий при заключении договора и др.)15.

В настоящее время в условиях развития информационных технологий и перехода к использованию цифровых технологий в экономике и государственном управлении возрастает значение информационных систем, включая государ-

ственные информационные системы16. В целях обеспечения информационной открытости инвестиционной деятельности такая система планируется и в сфере инвестирования: она будет содержать сведения об инвестиционных проектах, о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений.

К сожалению, Закон о защите капиталовложений так и не стал инвестиционным кодексом (это неформальное название успело войти в лексикон за период рассмотрения законопроекта). На финальном этапе из законопроекта были исключены положения о единых условиях стабилизации по концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном партнерстве; требования к регулированию территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности и др., тем самым предмет регулирования нового Закона ограничился отношениями, возникающими в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Вместе с тем можно констатировать, что в российском законодательстве появился инструмент, который способен обеспечить неприменение новых нормативных правовых актов во многих сферах экономики, что отражает тенденцию обеспечения защиты инвесторов в избранных государством сферах. Представляется, что ориентация Закона о защите капиталовложений на защиту частных интересов инвесторов, в том числе иностранных, от возможного невыгодного для них изменения российского законодательства в конечном итоге призвана обеспечить публичные интересы России, а именно эффективное развитие экономики, приток в том числе иностранного капитала, что необходимо в условиях текущего кризиса.

14 СЗ РФ. 2014. № 48. Ст. 6658.

15 Отнюкова Г. Д. Правовые формы привлечения и поощрения инвестиций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 7. С. 95.

16 Андреева Л. В. Правовой режим функционирования единой информационной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 8. С. 136.

Государственная политика в стратегических отраслях российской экономики: тенденции на обеспечение публичных интересов

Федеральным законом от 31.07.2020 № 255-ФЗ17 внесены существенные коррективы в Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»18 в целях защиты публичных интересов России. Предыдущая редакция данного Закона, определяя наличие или отсутствие контроля иностранного инвестора над стратегическим обществом, исходила из концепции фактической возможности распоряжения инвестором имеющимися у него голосами, приходящимися на голосующие акции (доли) стратегического общества, а не из юридического факта собственности на них.

Так, ранее, если иностранный инвестор передал в залог (с передачей залогодержателю права распоряжения голосами) часть имеющихся у него акций, то на момент совершения сделки по приобретению дополнительных акций иностранный инвестор признавался владеющим лишь тем количеством акций, в отношении которых имел права распоряжения (то есть теми, которые не находились в залоге). Это позволяло обходить законодательное требование о необходимости согласования сделки Правительственной комиссией в случае, если по итогам сделки иностранный инвестор приобретет право собственности на контрольный пакет. Новая редакция Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение...» ввела принцип определения имеющихся у иностранного инвестора долей в стратегическом

обществе — исходя из права собственности на доли (акции) вне зависимости от передачи права распоряжения ими другому лицу.

Безусловно, принятый закон ориентирован на защиту публичных интересов России и его едва ли можно рассматривать с точки зрения непосредственной реакции на пандемию. Вместе с тем представляется, что важность рассматриваемой корректировки в сегодняшних реалиях обусловлена необходимостью недопущения потери контроля государства над стратегическими отраслями в условиях оттока иностранных инвестиций19.

Еще одним проявлением тенденции государственной политики, нацеленной на защиту публичных интересов, является законопроект, внесенный 30 октября 2020 г. в Государственную Думу РФ. Его целью является совершенствование порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, которые осуществляют виды деятельности, имеющие стратегическое значение, связанные с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и при этом указанные виды деятельности для них не являются основными. На практике к таким обществам относятся чаще всего мясокомбинаты, птицефабрики, племенные заводы, столовые, предприятия по производству парфюмерно-косметической продукции, а также оказывающие услуги по дезинфекции; предприятия стекольной, керамической, текстильной, металлургической, цементно-кирпичной и деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие деятельность по строительству или производству пластмасс, предприятия сельскохозяйственной отрасли и санаторно-курортные

17 Федеральный закон от 31.07.2020 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"» // СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5014.

18 СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1940.

19 Иностранные инвестиции в Россию рухнули в 5 раз // Finanz.ru. 13.10.2020. URL: https://www.finanz.ru/ novosti/valyuty/inostrannye-investicü-v-rossiyu-rukhnuli-v-5-raz-1029675947 (дата обращения: 24.11.2020).

20 Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1047035-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие

организации20. Законопроектом предлагается снять запрет на совершение сделок, влекущих установление контроля над такими обществами со стороны организации, находящейся под контролем иностранного государства: в отношении таких сделок будет требоваться предварительное согласование в соответствии с данным законом. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов во многих рассматриваемых сферах данный проект оценивается специалистами положительно21.

Законопроект предусматривает также расширение перечня обязательств при наличии соглашения, возлагаемых на иностранного инвестора в случае предварительного согласования сделки или установления контроля: например, обеспечение сохранения хозяйственным обществом (объектом сделки) объемов производства и поставок продукции (работ, услуг) на уровне не ниже предшествующего дате совершения сделки или установления контроля, внедрение на территории Российской Федерации инновационных технологий и др.

Полагаем, что данные обязательства направлены на стимулирование иностранных инвесторов к увеличению темпов производства продукции, на внедрение новых технических решений в российские компании. В случае заинтересованности иностранных инвесторов в контроле над обществами в новых отраслях промышленности это скажется на повышении привлекательности российских компаний как объектов вложения средств и отраслей российской промышленности в целом.

Упрощение юридической процедуры аккредитации иностранных филиалов и представительств как способ повышения инвестиционной привлекательности России

В августе 2020 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект об изменениях ст. 21 Закона об иностранных инвестициях22, который 18 ноября 2020 г. одобрен в первом чтении. Данный проект предусматривает совершенствование процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Так, предлагается сократить общий срок аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица с 25 до 15 рабочих дней, а также ввести процедуру приостановления аккредитации вместо отказа в аккредитации в случае непредставления либо представления не по утвержденным формам необходимых для аккредитации документов.

Подобные нововведения, хотя и касаются иностранного юридического лица, затрагивают права иностранных инвесторов, так как главным образом ими формируется капитал такого лица и они заинтересованы в расширении территории деятельности своей компании в целях получения большей прибыли. Публичная составляющая законопроекта заключается в том, что предлагается ввести ограничения на назначение руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юридических лиц с признаками фиктивной деятельности, а также установить запрет на аккредитацию нового филиала или представительства иностранному юридическому лицу,

стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"...». 30.10.2020 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1047035-7 (дата обращения: 22.11.2020).

21 Правительство России предлагает снять запрет на иностранные инвестиции в мясокомбинаты // Meatinfo. ru. 03.11.2020. URL: https://meatinfo.ru/news/pravitelstvo-rossii-predlagaet-snyat-zapret-na-414505 (дата обращения: 24.11.2020).

22 Проект федерального закона № 1013075-7 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (о совершенствовании процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц)». 25.08.2020 // URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/1013075-7 (дата обращения: 25.11.2020).

имеющему задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации.

Таким образом, предполагается, что ликвидация бюрократических сложностей, связанных с аккредитацией, повысит привлекательность российской юрисдикции для иностранных компаний (и тем самым для иностранных инвесторов), заинтересованных в деятельности на территории РФ и выполняющих требования бюджетного законодательства.

Упрощение ряда миграционных процедур как стимул к деятельности иностранных инвесторов на территории России

Политика привлечения иностранных инвесторов не всегда проводится в плоскости предпринимательского законодательства: зачастую весомую роль играют предложения принимающего государства, касающиеся социальных бонусов. В рассматриваемом случае речь идет об упрощении миграционной процедуры, позволяющей иностранцу проживать в нашей стране или въезжать на ее территорию с бизнес-визитами.

Так, законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"», вынесенным на общественное обсуждение 30 апреля 2020 г., предлагается предоставить иностранному гражданину, осуществившему инвестиции в Российской Федерации согласно критериям, установленным Правительством РФ, возможность получить вид на жительство в упрощенном порядке, минуя стадию получения разрешения на временное проживание. Как следует из пояснительной запис-

ки, необходимость нового порядка объясняется усилением конкурентной борьбы с развитыми зарубежными странами за инвесторов, предпринимателей, специалистов высокой квалификации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой23.

Вместе с тем уже подготовлен и 29 мая 2020 г. вынесен на общественное обсуждение проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения иностранного гражданина к категории инвесторов для целей получения вида на жительство в Российской Федерации»24. В настоящее время проект также проходит независимую антикоррупционную экспертизу. В текущей редакции проект постановления Правительства РФ связывает право иностранного инвестора на получение вида на жительство с суммой инвестиций, намерением осуществлять в России предпринимательскую деятельность, а также с требованиями к сумме налогов, отчисляемых в российский бюджет, и к числу трудоустроенных российских граждан.

Скорость законодательной и проектной инициативы свидетельствует об острой необходимости и о намерении российского правительства привлечь иностранных инвесторов и предпринимателей для целей ведения их бизнеса в нашей стране на постоянной основе.

В качестве еще одного способа привлечения иностранных инвесторов можно рассматривать вводимый с 2021 г. режим электронной визы на основании Федерального закона от 31.07.2020 № Э05-ФЗ25, проект которого был внесен в Государственную Думу РФ 21 апреля 2020 г. В рамках обсуждения проекта отмечалось, что эта

23 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления упрощенного порядка выдачи иностранным инвесторам вида на жительство в Российской Федерации». 19.11.2020 // URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch# (дата обращения: 22.11.2020).

24 Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения иностранного гражданина к категории инвесторов для целей получения вида на жительство в Российской Федерации». 29.05.2020 // URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch# (дата обращения: 22.11.2020).

25 Федеральный закон от 31.07.2020 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5064.

законодательная инициатива особенно важна и своевременна в условиях снятия ограничений после пандемии новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19, а распространение практики выдачи таких виз будет способствовать развитию экономики и улучшению инвестиционного климата Российской Федерации в целом26.

Единая электронная виза в форме электронного документа дает право на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в течение 16 суток в определенных целях, к которым относятся, в частности, деловые визиты и экономические мероприятия. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 179327 утвержден порядок оформления единых электронных виз. Необходимо отметить, что с 2017 г. действует система выдачи электронных виз иностранным гражданам для посещения Дальнего Востока: такой въезд возможен через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, и аэропорты, расположенные в Дальневосточном федеральном округе. За первый год упрощенным визовым режимом воспользовались более 16 тыс. иностранных граждан из 14 стран. В 2019 г. за весь период действия данного режима количество посетителей Дальнего Востока по электронным визам составило более 100 тыс. чел.28

Представленная статистика показывает заинтересованность иностранных граждан во въезде на территорию дальневосточного региона нашей страны, следовательно, велика вероятность, что распространение данной системы на

всю территорию РФ повысит привлекательность российской юрисдикции, в том числе для иностранных инвесторов, у которых необходимость личного присутствия при ведении переговоров и оформлении сделок, связанных с инвестиционным проектом, зачастую достаточно высока.

Вывод

Российская инвестиционная политика характеризуется ярко выраженной направленностью на создание благоприятных условий для вложения инвестиций частными инвесторами на территории Российской Федерации. Стремительные темпы формирования правовой основы для системной и комплексной работы по поддержке инвестиций частных инвесторов обусловливаются текущим экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19, и одновременно направлены на обеспечение публичных задач: поддержку экономики и недопущение социальной нестабильности. Таким образом, частные интересы иностранных инвесторов и публичные интересы государства находятся в тесной взаимосвязи, и современная позиция российского правительства отражает позитивную тенденцию по обеспечению их баланса.

26 Заключение Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока) — приложение к решению Комитета от 10.06.2020 № 106п 16.06.2020 // URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/945923-7 (дата обращения: 22.11.2020).

27 Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1793 «О порядке оформления единых электронных виз и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Документ не был официально опубликован по состоянию на 25.11.2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202011110007 (дата обращения: 25.11.2020).

28 Заключение Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока — приложение к решению Комитета от 10.06.2020 № 106/1 // URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/945923-7 (дата обращения: 22.11.2020).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреева Л. В. Правовой режим функционирования единой информационной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 8. — С. 136-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Инвестиционное право : учебник / отв. ред. И. В. Ершова, А. Ю. Петраков. — М. : Проспект, 2021. — 304 с.

3. Касаткина А. А. Иностранные инвестиции и способы привлечения их в российскую экономику // Законодательство и экономика. — 2013. — № 11. — URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1833 (дата обращения: 22.11.2020).

4. Нигматулин Р. И., Нигматулин Б. И. Пандемия. Мировой кризис. Экономическое состояние России. — 2020. — 12 с. — URL: http://www.ievbras.ru/download/other/22042020.pdf (дата обращения: 22.11.2020).

5. Отнюкова Г. Д. Правовые формы привлечения и поощрения инвестиций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2020. — № 7. — С. 90-97.

Материал поступил в редакцию 17 августа 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Andreeva L. V. Pravovoj rezhim funkcionirovaniya edinoj informacionnoj sistemy v sfere gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2020. — № 8. — S. 136-145.

2. Investicionnoe pravo : uchebnik / otv. red. I. V. Ershova, A. Yu. Petrakov. — M. : Prospekt, 2021. — 304 s.

3. Kasatkina A. A. Inostrannye investicii i sposoby privlecheniya ih v rossijskuyu ekonomiku // Zakonodatel'stvo i ekonomika. — 2013. — № 11. — URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id = 1833 (data obrashcheniya: 22.11.2020).

4. Nigmatulin R. I., Nigmatulin B. I. Pandemiya. Mirovoj krizis. Ekonomicheskoe sostoyanie Rossii. — 2020. — 12 s. — URL: http://www.ievbras.ru/download/other/22042020.pdf (data obrashcheniya: 22.11.2020).

5. Otnyukova G. D. Pravovye formy privlecheniya i pooshchreniya investicij // Vestnik Universiteta imeni O.E. KyTa^afina (MGYuA). — 2020. — № 7. — S. 90-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.