Социально-политические науки
4’2014
6. ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
6.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. WHO GETS WHAT?
Материалы данной статьи были доложены на научной студенческой конференции Международного финансовоэкономического форума «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности» 27 ноября 2014, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации.
Безнюк Ольга
Место работы: Фонд Osservatorio sul sistema politico-costituzionale della Federazione Russa Место учебы: Университет «Л'Ориентале» г. Неаполь
Аннотация: В общих чертах, можем говорить, что международная политическая экономика рассматривает в качестве объекта изучения богатства и бедности: Who gets what в экономической системе и международной политике. Таким образом, политическая экономика становится посредником между изучением международных отношений и международной экономикой, возвращая отношения между политикой и экономикой, что было утеряно экономисты с течением времени.
Международная экономическая политика делится на четыре главных критерия: 1. Меркантилизм. 2. Экономический либерализм. 3. Марксизм. 4. Конструктивизм. В работе сделан вывод о значении экономической глобализации и ее интерпретации разными научными школами.
Ключевые слова: Международная политическая экономика, Адам Смит, меркантилизм, экономический либерализм, марксизм, экономическая глобализация, глобалисты, популисты, коммунитаристы, апьтергпобалисты, Томас Фридман, глобализация
POLITICA INTERNAZIONALE E GLOBALIZZAZIONE.
WHO GETS WHAT?®
Beznyuk Olha
Posto di occupazione: ricercatrice del fondo Osservatorio Russo sul sistema politico-costituzionale della Federazione Russa Posto di studio: Universit di Napoli "L'Orientale"lingue e culture orientali e africane, curriculum: Islam Magistrale: Universit di Napoli "l'Orientale" Relazioni Internazionali
Riassunto: Politica internazionale e globalizzazione. Who gets what?
Parole chiave: Politica Economia Internazionale, Adam Smith, il mercantilismo, il liberalismo economico, il marxismo, la glob-alizzazione economica, i globalisti, populisti, comunitaristi, alterglobalisti, Thomas Friedman, globalizzazione
1. Основные направления исследования.
Международная политическая экономия, а также глобальная, в Италии называется как International Political Economy (IPE), изучает связь между политической сферой и экономической на мировой арене, рассматривает сложные отношения между государствами и рынками. Этот сектор международных отношений появился как подход к международным исследованиям в начале 70-х годов, начиная с исторического заявления Ричарда Никсона 15 августа 1971: «мы должны защитить доллар от спекулянтов. Мы приняли решение временно приостановить конвертируемость доллара...», В общих чертах, можем говорить, что IPE рассматривает в качестве объекта изучения причины богатства и бедности народов: who gets what в экономической системе и международной политике, Таким образом, IPE становится посредником между изучением международных отношений и международной экономики, возвращая отношения между политикой и экономикой, то, что со временем было утеряно экономистами, Вспом-
ним, что для Адама Смита, напротив, политическая экономия представляла собой "область науки государственного деятеля и законодателя", В международных отношений теоретическая дискуссия IPE делится на четыре главных критерия, которые соответствуют главным парадигмам международных отношений:
- меркантилизм (или реализм)
- экономический либерализм
- марксизм/радикализм
- конструктивизм
Для меркантилизма, главная проблема связи политики и экономики зависит от международной стабильности, Либерализм отдает предпочтение экономической глобализации; неомарксизм рассматривает больше всего темы, которые связаны с развитием и отсталостью, Конструктивизм выделяет поведение личности в конкретных ситуациях,
1.1 Меркантилизм
Меркантилизм, это выражение стремления государства-нации (state-nation) развивать свою власть
82
Безнюк Ольга
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
в узком смысле, экономическая теория, применявшаяся в XVI-XVIII. Центральная идея этой школы -активный торговый баланс, то есть превышение экспорта и сокращение импорта даже через протекционистские меры: самый главный принцип заключался в сохранении предприятия на этапе развития. Меркантилизм снова появляется в XIX столетии как противодействие либерализма, который торжествовал в то время. Одним из видных представителей этого направления, называемого также экономичным национализмом, является немецкий экономист Daniel Friedrich List, который в отличие от классических английских либералов таких как Adam Smith, выступал представителем интересов стран late comes, (Германии, а также Италии и Японии) в процессе индустриализации. Меркантилизм как направление IPE имеет главную отличительную особенность, что экономика страны должна зависеть от политических интересов страны и, в первую очередь, вопросов её безопасности. Отсюда следует политическое управление экономикой и стремление к относительным доходам. Экономические отношения рассматриваются как конфликтные (игра нулевой сумы); действительно, мир меркантилизма - это мир победителей и проигравших. В соответствии с классификацией Роберта Гилпина (R.Gilpin), одного из почитаемых ученых IPE, меркантилизм может быть доброкачественным (если национальные интересы защищены без негативных последствий над другими странами) или же злокачественным (как, например, в империалистической политике в колониальных странах Азии и Африки)
1.2 Экономический либерализм
Экономический либерализм завоевал популярность в течении XIX от. как выражение правящей буржуазии в британской гегемонии, которая ориентировалась на оптимальное управление рыночной экономикой, что приводит к эффективной производительности, экономическому росту и увеличению индивидуального богатства. Это направление подтверждает экономическую независимость по отношению к политике. Главные тезисы:
1. Центральным моментом теории экономического либерализма является не государство, а семьи и предприятия, то есть потребители и предприниматели; спрос и предложение.
2. Рациональная личная выгода, так называемая «невидимая рука» Адама Смита, то есть рынок, который влияет на спрос и предложение то, что обращает эгоизм индивида во всеобщее благосостояние без политического вмешательства, другими словами без вмешательства «видимой руки», то есть государства.
Сторонники этой теории подчеркивают, что свободная международная коммерция позволяет увеличить не только мировое благосостояние (как глобальную сумму потребления товаров и услуг), но также и обеспеченность одиночных наций. Экономические отношения между странами носят характер кооперативных («игра с позитивной суммой»). Политические разногласия разделяют народы, в то время как экономическая деятельность (коммерция) их объединяет. Привлекательным является абсолютный заработок (аналогия с большим тортом), где все игроки могут заработать. Именно это преимущество коллективного заработка дает толчок стра-
нам сотрудничать между собой. Между 1750г. и Первой мировой войной, особенно во время господства Британского мира (Pax Britanika), доминирующей экономической доктриной была классическая либеральная экономия, представленная в трудах философов и экономистов таких как Джон Локк, Адам Смит и Вильфредо Парето. Она подчеркивает важность права на индивидуальную собственность и конкурентно свободный рынок. Как уже было сказано, отстающие страны по сравнению с Англией, такие как США и Германия, Италия и Япония, предпочитали экономический национализм, в основе которого лежит экономика, направленная на защиту внутренней индустрии. Эта стратегия в дальнейшем распространилась по всему миру как следствие британского экономического спада, отмеченного после Первой мировой войны. Действительно, многие страны отстаивали политику, так называемую «украсть пучок», основанную на соперничестве, а также политике обмена, что приводило к уменьшению импорта и увеличению экспорта. Другими словами, в какой-то мере отмечался возврат к старому меркантилизму, с предсказуемым концом: быстрым сворачиванием мирового рынка. После кризиса 1929 года мировая политика была разделена на 4 главных региональных рынка, которые находились в конфликте между собой.
- Американская система, где правили США и фундаментом был доллар.
- Рынок британского колониального Commonwelth, где базой был стерлинг.
- Европейская система, центром которой была нацистская Германия и фундаментом была марка Рейха.
- Система Дальнего Востока, находившаяся под защитой японского милитаризма.
Экономический спад тридцатых годов стал толчком для развития неортодоксального либерализма, разработанного Джоном Мейнардом Кейнсом и другими либеральными экономистами. Они поддерживали необходимость государственного вмешательства в социально-экономический процесс путем регламентации твердости рынка с целью смягчения дисбаланса, неравенства и кризиса. В качестве реакции на Национализм/Меркантилизм (оказавшие влияние на Первую и Вторую мировые войны) с распространением Марксизма, в послевоенное время стало развиваться кейнсианство (комбинированное с фордизмом), которое просуществовало "известные тридцать лет" (1945-1975гг.) и характеризовалось длинным непрерывным циклом роста. В ходе семидесятых годов наступил кризису кейнсианства, и пришел на смену неолиберализм (школа Чикаго: Фридрих Август фон Хайек и Милтон Фридман), в соответствии с которым необходимо было устранить или в какой-то мере преуменьшить роль стран, преследующих развитие социального государства (welfare state), что явилось достижением на социальном уровне кейнсианства/фордизма. В начале 80-х годов, Маргарет Тэтчер в Британии и Рональд Реган в США приняли концепцию политической экономики неолиберализма. В конце XIX столетия Альфред Маршалл, отец современной экономической теории, заменил понятие политической экономии (political economy) на термин экономика (economics), который ограничивал в большой степени сферу экономической науки, превращая ее в эмпирическую науку, лишенную ценности (value-free). Это разделение в какой-то мере было сфор-
83
Социально-политические науки
4’2014
мулировано Вильфредо Парето, что в действительности деполитизировало "политическую экономию", разъединяя экономику и политику. Формализация, сделанная Вильфредо Парето, преподавалась студентам, и политическая экономика, как-будто вытесненная, нашла убежище в теориях неортодоксальных ученых, которые акцентировались на существующих экономических и политических конфликтах. В качестве наибольшего достоинства современной IPE можно выделить взаимоотношения между экономикой и политикой и между внутренней и внешней политикой,
1.3 Марксизм.
В марксизме первые теоретические размышления об отношениях между экономикой и международной политикой относятся к трудам В,И,Ленина (Империализм, как высшая стадия капитализма, 1916) и отображают связь капитализма и империализма, Теория империализма Ленина имела большое влияние на последующее развитие IPE, не смотря на многочисленую критику и провал социализма, Сегодня выделяют видных ученых-неомарксистов в сфере IPE таких как: Иммануил Валлерстайн, который предложил теорию мир-системного анализа, Джузеппе Арригхи, Самир Амин, Роберт Кокс, Предлагаемый подход к IPE отражает следующие важные аспекты: главное в экономике состоит в том, что политика в значительной степени определена капиталистической структурой; наиболее важной единицей анализа являются социальные классы; в конечном итоге экономические отношения противоречивы (игра с нулевой суммой), Отсюда следует, что экономической целью являются интересы классов,
Что касается экономической отсталости, то эта тема является привилегированной для ученых этой школы, и она считается не фазой развития традиционного общества, которую проходят все страны (как утверждают либералы и сторонники теории «модернизации»), а следствием развития мирового капитализма, Нельзя получить развития некоторых стран без отсталости других, Экономическая отсталость вызывается внешними экономическими силами, которые приводят к кризису и искажают социальные структуры стран периферии или третьего мира,
Что касается, наконец, конструктивизма, хотелось бы напомнить, что для этой теории международной экономики характерно выделение результата отношений между личностями, где факторы принятия решений являются не материальные интересы (как утверждают реалисты или же государства, как утверждают либералы), - а личности,
2. Экономическая глобализация.
Какое значение имеет глобализация? Роберт Гил-пин (R.Gilpin), ученый-реалист, вводит понятие глобализации (global), рассматривая распределение власти между большими силами, обозначая «рост связи между национальной экономикой и торговлей, денежными потоками, прямыми зарубежными инвестициями транснациональных корпораций». Значение термина global в переводе с английского означает «вселенский», Термин globalization появился в начале 60-х годов и только в 80-е этот термин начинают употреблять в научных статьях и в научной
среде, В Италии мы также используем этот термин, но, например, французы употребляют его в более традиционном виде - mondialisation, Концептуально понятие global противостоит значению international.
2.1 Интерпретация реалистов.
Глобализация также как и международные отношения имеют множественную интерпретацию разными школами, И мы начнем со школы реалистов, В соответствии с их точкой зрения, экономическая глобализация - это не более чем изменение количества и не представляет ничего нового: вспомним глобализацию Европы в XIV веке во время, так называемого, монгольского мира (Pax Mongolica), который позволял венецианским торговцам перемещаться со своим товаром без ограничений в Пекин; и во времена более близкие к нам - период доминирования Британской империи на море и в международных отношениях (Pax Britannica), который открыл свободную торговлю и способствовал росту национальной экономики, На практике, для реалистов, глобализация - это только форма особенной экономической взаимозависимости, Вопреки либеральной теории, государство-нация не угрожает феному глобализации,а напротив в новом международном контексте влияние государства увеличивается, В свою очередь большие компании не теряют национальную идентичность, так как они остаются привязаны к своей стране. В конечном счете, глобализация интересует реалистов как система, в которой она может изменить баланс сил,
2.2 Либеральная интерпретация.
Глобализация отражается в изменении качества, а
именно переход качества в виде новой экономической системы, трансформации международного в мировое. Этот процесс носит позитивный характер, так как он несет процветание физическим лицам, семьям и компаниям, В частности, они выделяют два феномена: Государство-нация теряет власть и влияние, так как происходит эрозия сверху и снизу (государство теряет силу суверенитета в результате разрушения Вестфальской системы); Мультинациональные корпорации (MNC) превращаются в транснациональные (TNC). И это является главным объектом переживания либералов, т,к, они утрачивают международных рычаги управления,
2.3 Неомарксистская интерпретация.
Для неомарксистов/радикалов, глобализация - это усиление взаимозависимости и создание глобальной экономики как последнего этапа капитализма, Поэтому, так же как и либералы, они утверждают, что глобализация представляет новые элементы, но негативно смотрят на этот процесс, где экономическая власть всегда концентрируется в ведущих индустриальных странах, В конечном итоге возникает новая форма эксплуатации слабых стран и бедных народов, что подчеркивается социально-
экономическим неравенством, возникающим между богатым севером и бедным югом, Реалисты, также и ученые неомарксисты, признают важность государства как регулятора глобализации, ho отмечают, что оно утрачивает экономическую власть. В ответ на эту новую ситуацию были созданы 3 макрорегиона: так называемый, мировой экономический треугольник, созданный между Северной Америкой, Европой
84
Безнюк Ольга
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
и Восточной Азией, вершинами которого является США, ЕС и Япония. В настоящее время появление развивающихся экономик, лидером которой является Китай, и структурный кризис, от которого страдают все страны с сильной и развитой экономикой меняет равновесие в мировой геополитике. В результате часть теоретических анализов, проведенных неомарксистами, касающихся вопросов регулирования, становятся не очень актуальными в отношении геоэкономической реальности в условиях глубокой и быстрой трансформации.
2.4 Интерпретация конструктивистов.
Для ученых, которые отталкиваются от точки зрения идентичности, глобализация - это новый феномен, но в отличие от либералов и от марксистов, они дают ей нейтральную оценку. Действительно, конструктивисты утверждают, что её негативный или же позитивный характер зависит от поведения «авторов». В частности, эти ученые выражают обеспокоенность тем, что глобализация может способствовать распространению негативных последствий: например, консумизма с драматическими последствиями для окружающей среды.
2.5 Подход глобалистов, популистов, коммуни-таристов и алтерглобалистов.
В рамках текущей дискуссии о глобализации, Роберт Гилпин различает три основные позиции. Первая позиция, это то что способствует глобализации и поэтому представители этой позиции определены Гилпиным как «глобалисты», она отражает идеи свободного рынка, поэтому имеет либеральный характер. Следующие две позиции, которые критически относятся к глобализации, это подход популистов (или националистов) и коммунитаристов. По мнению глобалистов глобализация и постепенная универсализация западных (американских) ценностей высвобождает экономические факторы, это приводит к росту мирового благосостояния, которое выгодно для всех. Следовательно, все страны приходят к новому мировому порядку, основанному на либеральных ценностях и процветании глобализации и мира во всех уголках планеты. Поддержали идею глобализацию такие ученые как Francis Fukuyama (затем частично раскаивался), Lowell Bryan и Diana Farrell; а в наибольшей степени -Thomas Friedman, о котором я расскажу немного позже. Популисты представляют собой весьма разнородные группы такие как профсоюзы, экономические националисты и менеджеры компаний, которые остерегаются последствий конкуренции со стороны импорта и работы иммигрантов. Они подчеркивают многочисленные негативные эффекты глобализации, выделяют растущее экономическое неравенство с высоким уровнем безработицы в индустриальных странах, нелегальные иммиграции, рост преступности, уничтожение национальных культур. Их политика направлена в пользу протекционизма и региональных экономических блоков. Коммунита-ризм, используемый Робертом Гилпиным, представляет собой смесь пацифизма, радикальных теорий, экологических тезисов и охраны прав человека. Представители этой группы видят в глобализации причину всех политических, социальных и экономических бед в сегодняшнем мире. В частности, они утверждают, что глобализация насаждает
человечеству жестокую капиталистическую тиранию и ухудшение состояния окружающей среды. Большинство из них состоит в левых партиях и очень часто они принимают активное участие в социальных центрах и в политических движениях NOGLOBAL, целью которых является наведение порядка, уменьшение социального неравенства и установление экономических границ. Конструктивисты, также выражают критическую позицию. Следует отметить, что после антиглобальных движений 90-х годов и в начале нового столетия появился слоган «другой мир возможен», где предлагается исправить либеральные перегибы и продвигать правила Мирового управления (global governance). В общем можно сказать, что все критики или скептики глобализации (популисты и коммунитаристы, также реалисты и неомарксисты) высказываются против мира, которым правит невидимая рука и опасаются последствий такого управления. Также некоторые из них - особенно реалисты - отрицают, что возможно сближение национальной к глобальной экономике, а также сближение к единой системе ценностей. Вспомним Сэмюэла Хантингтона, Чалмерса Джонсона, а также Роберта Гилпина, в работах которых отрицается идея, что все экономики примут модель США и свободного рынка. Национальные ценности, коренные учреждения и столетние традиции не могут быть просто выброшены, как утверждают глобалисты. В дополнении Сэмюэл Хантингтон, Чалмерс Джонсон и другие скептики на тему гомогенизации и сближения уверены, что политические, экономические и военные конфликты между странами останутся главными факторами в международных отношениях. Однако нельзя отрицать, что процесс глобализации очень ограничен в конкретных экономических секторах и очень далек, чтоб быть по-настоящему глобальным. И к этому следует добавить, что есть несколько угроз стабильности, которые они считаются необходимым условием (Conditio sine qua non (лат.) ) развития глобализации. Среди этих угроз, возможно, самая большая представлена экономическим регионализмом, который на самом деле является одной из конкретных черт глобальной экономики. Джагдиш Бхагвати (Jagdish Bhagwati) определяет этот геоэкономический процесс как неорегионализм, чтобы отличать его от старого регионализма 50-60 годов. На самом деле, как мы видим в сегодняшней ситуации, почти все большие экономики являются частью одной из региональных экономик.
2.6. Краткая история глобализации.
Томас Фридман в широком смысле выделяет три фазы глобализации. Он утверждает, что глобализация имеет первичный эффект сужения мира, а точнее динамическое сужение факторов, которые разделяют социально и экономически наш мир. Первая фаза глобализации началась с открытия Нового мира и закончилась в 1800г. Период, когда Европа была центральной силой, центром знаний и богатств. И своими колониями соединила весь мир. Вторая волна глобализации с 1800г. до второй половины XX века еще больше сужает планету. Период Британского мира (Pax Britannica), где главным толчком были новые политические основы, появление глобальных рынков. Большие компании достигают снижения цен на транспорт, а позже они свя-
85
Социально-политические науки
4’2014
зывают весь мир продукцией, компаниями и рабочей силой. Они активны в коммерции, навигации и в открытии шахт, развивая конгломераты, концентрируясь на сельско-хозяйственном производстве и на фабриках. Эта волна постепенно исчезала в начале XX века, и в период Второй мировой войны верх над ней взял национальный протекционизм. Третья фаза началась в послевоенное время. Помимо того, что эта фаза превратила нашу планету в «extrasmall», глобализация выставляет все на один уровень в игре, где сталкиваются транснациональное общество, индивидуум и вообще вся планета. Эпоха, так называемого, Американского мира (Pax Americana), где все построено на интернете, который позволяет большим TNC, а также населению «какого бы цвета они не были» и где бы они не жили, участвовать в глобальном Интернет-чате (chat Room). Как пишет Фридман - это тоже самое, что золотая рубашка. Но в реальности все намного серьезней: мир не построен только на микрочипах и на технике, он также состоит из мужчин, женщин, традиций и стремлений. Блестящий обозреватель «New York Times» подтверждает, что реальность не только имеет интернет-сайты и глобальные рынки, но также столетние оливковые деревья, которые находятся на побережье Иордании, где ради их завоевания палестинцы и израильтяне рискуют жизнью. Действительно, его ранние размышления относятся к периоду, когда в Нагоя (Япония) вышла новая роскошная и полностью автоматизированная машина Lexus, в то время как в Иерусалиме и в Бейруте продолжалась оливковая борьба. Конечно оливы - это важно, так как именно они символизируют наши корни, наше общество, нашу идентичность, которая иногда сталкивается с насилием. А Lexus, наоборот, демонстрирует наш другой импульс, стремление улучшать и менять что-либо, и именно это мы видим сегодня в эпоху Глобализации. Ясно, что это лишь либеральная точка зрения, и Томас Фридман подчеркивает, что глобализация -это не просто "тарелка", она также горячая и наполненная. Фридман анализирует три проблемы, которые тесно связаны между собой: климатическая бомба (глобальное потепление), демографическая бомба и новый образ жизни людей, вызванный глобализацией.
3. Россия
Сегодня в связи с нелегким экономическим положением и переменами в международной обстановке нужны новые подходы к экономике. Россия не скатывается к холодной войне и ни в коем случае ей нельзя закрывать экономику, как утверждают некоторые политики. Россия сыграла бы на руку США в их стремлении окончательно «подчинить» себе Европу, если бы вмешалась в конфликт на юго-востоке Украины. С марта ЕС приняли девять пакетов санкций против РФ, персональные ограничения коснулись 119 физических лиц и 23 юридических лиц, были введены ограничительные меры в отношении российского энергетического, финансового и оборонного секторов. В рамках последнего пакета санкций Евросоюз ограничил доступ к рынкам капитала ЕС ряду российским компаниям, среди которых «Роснефть», «Транснефть» и «Газпромнефть».
Экономические санкции противоречат как глобальным экономическим процессам, направленным
на развитие взаимодействия в интересах всех стран, так и политическим, которые решают задачи создания различных систем противодействия реальным угрозам безопасности современного мира. С введением санкций страны ЕС поставили барьер на пути глобализации. Сейчас очень важно определить те критические точки в импортозамещении, где России нужно опережать и менять устаревшие технологии, но это направление только сейчас начинает действовать. РФ может мобилизовать свои ресурсы для ослабления санкций со стороны США и расширить торговлю в рублях и юанях. Но самим главным основанием для перемен является обеспечение роста ВВП, качественное развитие экономического процесса, особенно отраслей, базирующихся на научно-техническом прогрессе. Главной задачей, как заявил В. В. Путин, является развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири, это один из механизмов ускоренного развития регионов страны, примыкающих к Тихому океану, и это - главная задача, стоящая перед РФ в XXI в.
Список литературы:
1. R. Gilpin, Global Political Economy. Understanding the International Economic Order, Princeton, Princeton University Press, 2001 (перевод итал., Universit Bocconi editore, 2003).
2. II mondo 4 piatto. Breve storia del ventunesimo seco-lo. (Milano, Mondadori, 2007).
3. Contenute nel suo primo saggio The Lexus and the Olive Tree, New York, Farrar, Straus and Giroux, 1999 (перевод итал., Le radici del futuro. La sfida tra Lexus e I'ulivo: che cos'e la globalizzazione e quanto conta la tradizione, Milano, Mondadori, 2001).
4. Hot, Flat, and Crowded: Why We Need a Green Revolution - and How It Can Renew America, New York, Rarrar, Straus and Giroux, 2008 (перевод итал., Caldo, piatto e affollato. Com'e oggi il mondo, come possiamo cambiarlo, Milano, Mondadori, 2010).
R. Gilpin, The Challenge of Global Capitalism. The Word Economy in the 21st Century, Princeton, Princeton University Press, 2000 (перевод итал., Le insidie del capitalismo globale, Milano, Egea, 2001).
6. Gilpin, Global Political Economy, от., 41.
7. F. Mazzei, Relazioni internazionali, Milano, Egea, 2012.
8. Hunington, The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order, New York, Simon and Schuster, 1996.
Principali tradizioni di studio.
L'Economia Politica Internazionale о meglio Globale, piii nota anche in Italia nella dizione inglese International Political Economy ( IPE), studia le relazioni tra la sfera politica e la sfera economica nell'arena mondiale. In concreto esamina il complesso rapporto tra Stati e mercati. Questo settore delle relazioni internazionali e emerso come un approccio eterodosso agli studi internazionali agli inizi degli anni settanta in concomitanza con alcuni segni del de-clinismo americano, a cominciare dalla dichiarazione di non convertibilit del dollaro del 1971. In termini generali, possiamo dire che l'IPE ha come oggetto di studio la ric-chezza e la povert : "chi ottiene cosa" (Who gets what) nel sistema economico e politico internazionale. In questo modo, l'IPE diventa l'interfaccia tra lo studio delle relazioni internazionali e l'economia internazionale, avendo recu-perato la relazione tra politica ed economia che gli econo-
® ^
Статья печатается в оригинале на итальянском языке
86
Безнюк Ольга
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
misti col tempo avevano perduto. Ricordiamo che per Adam Smith, invece, I'economia politica era una " branca della scienza dello statista e del legislatore". Come nelle relazioni internazionali, anche nella letteratura specifica dell'IPE il dibattito teorico puo essere schematizzato in quattro principali approcci, peraltro corrispondenti ai princi-pali paradigmi delle relazioni internazionali:
-il mercantilismo (o realismo);
-il liberalismo economico;
-il marxismo/radicalismo;
-il costruttivismo.
Ciascuna di queste tradizioni di studio privilegia un parti-colare tema dell'agenda dell'IPE.
Per il mercantilismo, centrale e il problema della rela-zione tra politica ed economia ai fini della stabilit del sistema internazionale;
il liberalismo privilegia il tema della globalizzazione economica;
il neomarxismo affronta soprattutto tematiche connesse con sviluppo e sottosviluppo;
il costruttivismo e interessato a vedere come le identit degli agenti si traducano in risultati concreti.
1.1. Il Metcantilismo.
Il mercantilismo, che e I'espressione delle aspirazioni degli Stati-nazione a sviluppare la propria potenza in sen-so stretto, fu la teoria economica dominante nei secoli XVI-XVIII. Sulla base di questo approccio, gli Stati dovevano promuovere le esportazioni e limitare le importazioni anche attraverso misure protezionistiche: l'obiettivo era proteggere le industrie nazionali nascenti. Il mercantilismo riapparve nel corso del XIX secolo come reazione al liberalismo allora trionfante. Uno dei maggiori esponenti di questa tradizione di pensiero, detta anche nazionalismo economico, e I'economista tedesco Friedrich List che, a differenza dei liberali classici inglesi come Adam Smith, rappresentava gli interessi dei paesi late-comers (come la Germania, ma anche l'Italia e il Giappone) nel processo di industrializzazione, processo reso per questi paesi ancor piii difficile da realizzare a causa della concorrenza dei paesi piii avanzati e per questo maggiormente competitivi. Il mercantilismo come prospettiva dell'IPE ha come assun-to principale l'idea che l'economia di un paese debba es-sere subordinata agli interessi politici dello Stato e in primo luogo a quello della sua sicurezza. Ne consegue il primato della politica sull'economia e il perseguimento di guadagni relativi. Le relazioni economiche sono conflittuali (gioco a somma zero): infatti, il mondo del Mercantilismo e un mondo di vincitori e di vinti. Secondo la classificazione di Gilpin, uno dei prestigiosi studiosi di IPE, il mercantilismo puo essere benigno (se gli interessi nazionali sono difesi senza determinare effetti negativi sugli altri Stati) o maligno (come, per esempio, nelle politiche imperialistiche delle potenze coloniali in Asia e Africa).
1.2. Il liberalismo economico. Il liberalismo economico, affermatosi nel corso del XIX secolo come espressione della borghesia dominante e dell'egemonia britannica, mira gestione ottimale di un'economia di mercato che con-duca all'efficienza produttiva, alla crescita economica e a massimizzare la ricchezza individuale. Questa tradizione di pensiero afferma l'autonomia dell'economia rispetto alla politica. Assunti fondamentali di quest'approccio sono:
1. Gli autori al centro del l'analisi non sono gli Stati ma le famiglie e le imprese, cioe i consumatori e gli imprenditori.
2. Le relazioni sono regolate dalla razionalit economica, la cosiddetta "mano invisibile" di Adam Smith, cioe il mer-
cato o meglio la legge della domanda e dell'offerta che trasforma l'egoismo dei singoli in benessere collettivo senza interferenze politiche, in altre parole senza l'intervento della "mano visibile", cioe dello Stato.
I sostenitori di quest'approccio sottolineano che, secon-do la legge dei vantaggi comparati, il libero commercio internazionale consente di massimizzare non solo il benessere mondiale (inteso come somma globale dei consumi di beni e servizi), ma anche quello delle singole nazioni. Pertanto le relazioni economiche tra gli Stati sono cooperative (gioco a somma positiva): la politica divide i popoli, mentre I'attivit economica (il commercio) li unisce. L'accentuazione e posta, quindi, sui guadagni assoluti (la maggiore grandezza della torta) in cui tutti i giocatori pos-sono ottenere un guadagno. Proprio la prospettiva di guadagno collettivi spinger gli Stati alla collaborazione. Tra 1750 e la Prima Guerra Mondiale, la dottrina economica dominane fu l'economia liberale classica, formulata principalmente da filosofi ed economisti come John Locke, Adam Smith e David Pareto. Essa sottolineava l'importan-za dei diritti di propriet individuale e dei mercati liberi e competitivi. Come gi accennato, paesi ritardatari rispetto all'Inghilterra, come gli Stati Uniti e la Germania (ma anche l'Italia e il Giappone), a questo tipo di economia preferirono il nazionalismo economico, cioe una strategia economica che puntava sulla protezione delle nascenti industrie interne. Questa strategia successivamente si diffuse nel mondo in conseguenza dell'indebolimento dell'economia britannica, segnatamente dopo la Prima Guerra Mondiale. In effetti, molti paesi adottarono politiche dette di "rubamazzo", basate sul commercio competitivo, e su politiche di tassi di cambio che riducono le importazioni e fanno aumentare le esportazioni. In altre parole, in una certa misura si ritorno al vecchio mercantilismo, con la prevedibile conclusione di una rapida chiusura del mercato mondiale. Dopo la crisi del '29, l'economia mondiale si trovo divisa in quatto principali mercati regionali in conflitto tra loro:
- Il sistema americano guidato dagli Stati Uniti e basato sul dollaro.
- Il mercato di Commonwealth coloniale britannico ba-sato sulla sterlina.
- Il sistema europeo centrato sulla Germania nazista basato sul mercato del Reich.
- Il sistema estremo-orientale sotto l'egida del Giappone militarista.
Comunque sia, fu la depressione degli anni trenta a fa-vore un liberalismo eterodosso, elaborato da John Maynard Keynes e altri economisti liberali. Questi soste-nevano la necessit di un significativo intervento dello Stato nel processo socio-economico, anche attraverso una regolamentazione delle forze del mercato, al fine di atten-uare squilibri, disuguaglianze, crisi. Come reazione na-zionalismo/mercantilismo (individuato come una delle cause della Prima e della Seconda guerra Mondiale) e al diffondersi del marxismo, nel dopoguerra il Keyenismo (combinato con il Fordismo) divenne il modello dominante per tutti i "gloriosi trent'anni" (1945-75), un lunghissimo ciclo di crescita ininterrotta. Nel corso degli anni Settanta, entrato a sua volta in crisi il keynesismo, si affermo il ne-oliberalismo (Friedrich Hayek e Milton Friedman della scuola di Chicago), secondo cui bisognava eliminare o quanto meno minimizzare il ruolo dello Stato con la con-seguenza di smantellare il welfare state, che e stato il piii importante prodotto a livello sociale del keynesi-mo/fordismo. Agli inizi degli anni ottanta, Margaret Thatcher in Inghilterra e Ronald Reagan negli Stati Uniti
87
Социально-политические науки
4’2014
adottarono estesamente politiche economiche ispirate dal neoliberalismo. Era stato verso la fine del XIX secolo che Marshall, padre della moderna teoria economica, aveva sostituito l'espressione Political Economy con economics, restringendo grandemente il campo della scienza economica che poi finl con il diventare una scienza empirica esen-te da giudizi di valore (value-free). La separazione fu in qualche modo formalizzata da Pareto che in pratica depo-liticizzo l'"economia politica" sostituendo normativamente la negoziazione al conflitto e l'economia alla politica. La formalizzazione fatta da Pareto fu insegnata a generazioni di studenti e I'economa politica finl con I'essere in qualche modo rimossa trovando rifugio presso studiosi eterodossi che non sottolineavano l'esistenza dei conflitti economici e politici. Uno dei meriti dell'IPE contemporanea e I'aver saldato la duplice frattura (cara ai realisti) tra economia e politica r tra politica interna e politica estera.
1.3. Il marxismo
Nel marxismo, le prime riflessioni teoriche specifiche sui rapporti tra economia e politica internazionale sono dovute a Lenin (Imperialismo fase suprema del capitalismo, pub-blicato nel 1917) che traccia il nesso strutturale tra capitalismo e imperialismo. Egli introduce una causa politica nelle contraddizioni del capitalismo: la guerra tra gli Stati (e non la lotta di classe) determinata dalla "rivalit Inter-
imperialistica", vale a dire la lotta tra le stesse potenze imperialistiche per l'accaparramento delle materie prime, dei mercato ecc. La teoria dell'imperialismo di Lenin ha avuto grandissima influenza, anche se e stata oggetto di molte critiche e recentemente, insieme al paradigma marx-ista nel suo insieme, ha subito i contraccolpi del fallimento del cosiddetto socialismo reale. Oggi importanti esponenti neomarxisti nell'ambito dell'IPE sono brillanti e apprezzati studiosi come Wallerstein, teorizzatore del sistema mondo, Giuseppe Arrighi, Samir Amin, Robert Cox. A parte gli assunti di base che sono sostanzialmente quelli del para-digma marxista delle relazioni internazionali gi esaminati, quest'approccio dell'IPE presenta i seguenti aspetti speci-fici: il primato dell'economia giacche la politica in larga misura e determinata dalla struttura capitalistica; le unit d'analisi piu importanti sono le classi sociali; infine, le relazioni economiche sono conflittuali (gioco a somma zero). Ne consegue che gli obiettivi economici sono gli interessi di classe. Per quanto riguarda il sottosviluppo, che e il tema privilegiato di coloro che seguono questo approccio, esso e considerate non una fase della societ tradizionale che tutti i paesi hanno sperimentato (come sostenuto dai liberali e piu in particolare dai sostenitori della teoria della "modernizzazione"), ma la conseguenza dello sviluppo del capitalismo mondiale. In breve non si puo avere lo svilup-po di alcuni paesi senza il sottosviluppo di molti altri. Di conseguenza, il sottosviluppo e causato da forze economiche esterne che mettono in crisi e distorcono le strutture sociali dei paesi della periferia o Terzo Mondo. Per quanto riguarda il costruttivismo, ricordiamo solo che per questa prospettiva, per la quale le interazioni economiche interna-zionali non sono obiettive (value-free) ma il risultato dei comportamenti dell'agente, i fattori determinanti dell'azione non sono gli interessi materiali (come sostengono i realisti) o le istituzioni (come ritengono i liberali), ma le identit .
2. La globalizzazione economica.
Che cosa si intende per globalizzazione? Gilpin, che come studioso realista e particolarmente interessato a come il potere relativo e distribuito tra le grandi potenze, usa questa espressione in senso essenzialmente econom-
ico per indicare "l'aumento dei collegamenti tra economie nazionali mediati dal commercio, dai flussi finanziari e dagli investimenti diretti all'estero da parte delle multinazionali.
2.1 l'interpretazione realista.
Come le relazioni internazionali nel loro insieme, anche la globalizzazione puo essere vista attraverso diverse lenti teoriche. Cominciamo come di consueto dagli studiosi della scuola realista. Secondo questa prospettiva, la globalizzazione economica non e altro che un cambiamento quantitativo che non presenta niente di realmente nuovo: basti pensare alla globalizzazione che coinvolse tutta l'Eurasia nel XIV secolo durante la cosiddetta Pax Mongol-ica che permetteva a mercanti veneziani di recarsi ripetutamente nel corso della loro vita a Pechino; e, in tempi per noi piu recenti, ai potenti flussi commerciali e all'apertura delle economie nazionali durante la Pax Bri-tannica. In pratica, per i realisti, la globalizzazione altro che non sarebbe che una forma di interdipendenza economica particolarmente intensificata. Contrariamente a quanto sostenuto dagli studiosi d'ispirazione liberale, essi riten-gono che lo Stato-nazione non sia affatto minacciato dal fenomeno della globalizzazione. Anzi, nel nuovo contesto internazionale la capacit dello Stato aumenta; le stesse grandi corporation non perdono affatto la loro identit na-zionale, rimanendo sempre legate ai loro paesi d'origine. In definitiva, la globalizzazione interessa i realisti nella misura in cui essa puo modificare I'equilibrio di potenza.
2.2. L'interpretazione liberale.
Secondo l'interpretazione liberale, la globalizzazione comporta invece un cambiamento qualitativo, un salto di qualit verso un nuovo sistema economico caratterizzato appunto dall'essersi trasformato da internazionale a glob-ale. Per di piu e un processo positivo in quanto porter una crescente prosperit agli individui, alle famiglie, alle im-prese. In particolare, si sottolineano due fenomeni: lo Stato-nazione perde potere e influenza, perche e eroso dall'alto e dal basso; le societ multinazionali (MNC) si trasformano in transnazionali (TNC). Cio che della globalizzazione preoccupa i liberali e che essa possa sfuggire alla capacit del controllo delle regole e delle istituzioni internazionali.
2.3. L'interpretazione neomarxista.
Per gli studiosi neomarxisti/radicali, la globalizzazione e nello stesso tempo sia interdipendenza intensificata sia creazione di una economia globale in quanto ultimo stadio del Capitalismo. Quindi, come i liberali anch'essi sostengono che la globalizzazione presenta elementi di novit , ma il giudizio che ne danno e negativo in quanto la con-siderano un processo ineguale e gerarchico, in cui il potere economico e sempre piu concentrate nei maggiori paesi industrializzati. Insomma, una nuova forma di sfruttamento degli Stati piu deboli e dei popoli piu poveri in quanto ac-centua la diseguaglianza in termini socio-economici tra il Nord ricco e il Sud povero. Come per i realisti, anche per questi studiosi gli Stati restano importanti regolatori della globalizzazione. Si riconosce, tuttavia, che essi stanno perdendo potere sull'economia; e la risposta a questa nuova situazione e la creazione di tre macroregioni: e il cosiddetto triangolo economico, formato da America del Nord, Europa e Asia orientale, i cui vertici sono costituiti rispettivamente dagli USA, dall'UE e dal Giappone, il quale a partire dalla fine degli anni novanta ha ceduto il testimo-ne della crescita asiatica alla Cina. Piu recentemente, I'as-cesa delle cosiddette economie emergenti, in primo luogo
88
Безнюк Ольга
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
proprio della Cina, e la grave crisi strutturale che attanaglia tutti i paesi a economia avanzata, stanno cambiando gli equilibri e la stessa configurazione della geoeconomia mondiale. Di conseguenza, parte dell'analisi teorica prodotta dai sostenitori di questo approccio, segnatamente quella concernente gli aspetti normativi, risulta poco aderente alia realt geoeconomica in profonda e rapida trasformazione.
2.4. L'Interpretazione costruttivistica.
Per gli studiosi che si pongono da una prospettiva identi-taria la globalizzazione e un fenomeno nuovo ma, a differ-enza dei liberali e dei marxisti, essi ne danno una valuta-zione neutra. Infatti, sostengono i costruttivisti, il suo carat-tere positivo о negativo dipender dal comportamento degli agenti (degli autori). In particolare, questi studiosi paventano che la globalizzazione possa favorire il diffond-ersi di valori sbagliati: per esempio, il consumismo e la crescita fine a se stessa, con conseguenze drammatiche.
2.5. Gli approcci globalista, populista, comunitarista, al-terglobalista.
Nell'esaminare il dibattito in corso sulla globalizzazione, Robert Gilpin distingue tre diverse posizioni fondamentali, che solo in parte ricalcano le interpretazioni accademiche appena presentate. La prima posizione, che e favorevole alla globalizzazione e per questo i suoi sostenitori sono definito da Gilpin "globalisti", e la prospettiva di Libero mercato, quindi sostanzialmente di ispirazione liberale. Le altre due, che sono invece critiche della globalizzazione, sono la prospettiva populista o nazionalista e la prospettiva comunitarista. Secondo i globalisti, la globalizzazione e la graduale universalizzazione dei valori occidentali (ameri-cani) liberano forze economiche a lungo represse che portano a massimizzare la ricchezza mondiale, recando benefici economici a tutti. Conseguentemente, tutte le nazioni convergeranno verso un nuovo ordine mondiale basato sui valori liberali, su una diffusa prosperit globale, sulla pace mondiale. Entusiasti della globalizzazione sono studiosi come Francis Fukuyama (poi parzialmente penti-to), Lowell Bryan e Diana Farrell; ma soprattutto Thomas Friedman. I populisti costituiscono un gruppo molto etero-geneo, comprendente sindacalisti, nazionalisti economici e responsabili di aziende che temono gli effetti della compe-tizione delle importazioni e del lavoro degli immigrati. Essi sottolineano i numerosi effetti negativi della global-izzazione. Tra questi, la crescente diseguaglianza economica con elevata disoccupazione nei paesi industrial-izzati, l'immigrazione illegale e l'aumento della criminalit , i'abbandono del welfare in nome della competitivit inter-nazionale, la distruzione delle culture nazionali. Le politiche proposte sia da sinistra sia da destra sono fa-vorevoli al protezionismo e ai blocchi economici regionali, a limitare il libero scambio, l'immigrazione e i'attivit degli investitori e delle multinazionali. Il comunitarismo, nell'ec-cezione usata da Gilpin, e connotato da un misto di paci-fismo, di teorie radicali, di test ambientaliste, di difesa dei diritti umani, di localismo. Gli appartenenti a questo gruppo tendono a vedere nella globalizzazione un po' la causa di tutti i mali economici, sociali e politici del mondo di oggi. In particolare, essi sostengono che la globalizzazione impon-ga all'umanit una brutale tirannia capitalista e un pericoloso degrado ambientale. La maggior parte di essi sono collocati a sinistra, spesso attivamente impegnati in centri sociali e movimenti politici no-global, aventi come obiettivo un ordine piii umano, socialmente meno disegua-le ed ecologicamente sostenibile. Una posizione critica
hanno anche i costruttivisti. Da rilevare che dopo l'anti-globalismo degli anni novanta, nei primi anni del nuovo secolo e apparso lo slogan di stampo costruttivistico "Un altro mondo e possibile", per cui si possono correggere gli eccessi liberali e promuovere le regole di una buona global governance. Piii in generale possiamo dire che tutti i de-trattori o scettici della globalizzazione (sia populisti che comunitaristi, sia realisti che neomarxisti) sono contrari a un modo dominato dalla mano invisibile, di cui temono le conseguenze. Inoltre, alcuni di essi - soprattutto realisti -negano che sia in atto una convergenza delle economie nazionali verso un'unica economia globale, come pure una convergenza verso un unico sistema di valori. Tra questi ricordiamo Samuel Huntington e Chalmers Johnson e in misura minore lo stesso Robert Gilpin. Piii concretamente, si rifiuta l'idea che tutte le economie starebbero adottando il modello USA di libero mercato. Valori nazionali, istituzio-ni radicate e secoli di tradizione non possono essere spazzati via cosi facilmente, come invece ritengono i globalisti. Inoltre, Johnson, Huntington e altri scettici in tema di omogeneizzazione e di convergenza, sono convinti che i conflitti politici, economici e militari tra le nazioni rimarran-no fattori fondamentali nelle relazioni internazionali. Co-munque sia, e innegabile che la globalizzazione sia forte-mente disomogenea, limitata a particolari settori economici e ben lontana dall'essere realmente globale. A cio va ag-giunto che non poche sono le minacce alia stabilit , con-siderata una conditio sine qua non perche la globalizzazione si sviluppi. Tra queste minacce forse la maggio-re e rappresentata dal regionalismo economico, che peral-tro costituisce uno dei tratti specifici dell'economia globale. Jagdish Bhagwati definisce questo processo geoeconomi-co come neoregionalismo per differenziarlo dal vecchio regionalismo degli anni cinquanta e sessanta, che ovvia-mente aveva ben minore incidenza su scala globale. In effetti, come vedremo, quasi tutte le grandi economie oggi fanno parte di un area economica regionale. 2.6 Una breve storia della globalizzazione.
Thomas Friedman identifica tre fasi della globalizzazione intesa in senso lato. Egli sostiene che la globalizzazione ha come effetto primario il rimpicciolimento del mondo: in concreto, una riduzione dinamica dei fattori che dividono il mondo economicamente e socialmente. La prima fase della globalizzazione inizia con la scoperta del Nuovo Mondo e si conclude nei 1800. E i'et in cui I'Europa, diventa centro del mondo per potere, conoscenza e ric-chezza, con l'espansione colonialista unifica il mondo. Il vol no in questa fase e costituito dai "muscoli" (navi e cannoni), dall'energia eolica, da quella ottenuta dal vapore e soprattutto da come creativamente queste energie sono impiegate. La seconda ondata della globalizzazione, dal 1800 alia met del XX secolo, rimpicciolisce ulteriormente il pianeta. E I'et della Pax Britannica, in cui la spinta e data dalle nuove istituzioni, in particolare dell'emergenza dei mercati globali e delle multinazionali. Queste grandi compagnie sfruttano la riduzione dei costi di trasporto e poi di comunicazione per tessere intorno al mondo una rete continua di prodotti, di capitali e di forza lavoro. Sono attive soprattutto nei settori del commercio, della navigazione e delle miniere, sviluppando conglomerati su scala mondiale concentrati sulla produzione agricola e manifatturiera. Questa ondata globalizzante scema gradualmente con l'inizio del XX secolo, fino a bloccarsi quasi del tutto nel periodo tra le due guerre mondiali, durante il quale prevale il protezionismo nazionalista. La terza fase iniziata nell'im-mediato dopoguerra, ha visto negli ultimi decenni un'accelerazione. Oltre a ridurre il nostro pianeta alla taglia
89
Социально-политические науки
4’2014
"extra-small", la globalizzazione livella o meglio appiattisce il territorio di gioco su cui si incontrano/scontrano le societ transnazionali, aziende e individui di tutto il mondo, E I'et della Pax Americana, in cui il vol no non e costituito ne dai muscoli ne dalle istituzioni, ma essenzialmente da internet, la quale consente alle grandi TNC ma anche al singolo individuo di "qualsiasi colore dell'arcobaleno umano" e a ogni paese appartenente a qualsiasi civilt di partecipare alla chat room della globalizzazione, Questa e per I'ap-punto, afferma Friedman, come una camicia d'oro. La realt , si sa, e molto complessa: non e composta soltanto di microchip e computer ma anche di uomini, donne, tradizioni e aspirazioni. Il brillante editorialista New York Times afferma infatti che la realt non ha solo internet e mercati globalizzati ma anche nodosi e secolari alberi di ulivo come quelli che si trovano sulle rive del Giordano, per la conquista dei quali palestinesi e israeliani rischiano la vita. In effetti, le sue riflessioni iniziali nascono dall'osservazione che mentre a Nagoya, in Giappone, si produce la lussuosa e completamente automatizzata au-tovettura Lexus, a Gerusalemme e a Beirut invece si con-tinua a combattere per il controllo di un albero di ulivo. Certamente, gli ulivi sono importanti perche rappresentano le nostre radici, la nostra comunit , la nostra identit che se concepita in maniera essenzialistica puo portare alla violenza. Al contrario, la Lexus rappresenta l'altro nostro impulso, quello al cambiamento e al miglioramento, che oggi ha la sua piii evidente manifestazione nel fenomeno della globalizzazione, Chiaramente d'ispirazione liberale e l'interpretazione che della globalizzazione d Thomas Friedman che ammette che il mondo non e solo "piatto" ma e anche "caldo e affollato", Friedman analizza tre problemi interconnessi: la bomba climatica (il sur-riscaldamento globale), la bomba demografica e lo stupe-facente livellamento degli stili di vita di un numero cres-cente di persone indotto dalla globalizzazione.
Lista di referenze::
1. R. Gilpin, Global Political Economy. Understanding the International Economic Order, Princeton, Princeton University Press, 2001 (перевод итал,, Universit Bocconi editore, 2003).
2. II mondo e piatto, Breve storia del ventunesimo seco-lo. (Milano, Mondadori, 2007).
3. Contenute nel suo primo saggio The Lexus and the Olive Tree, New York, Farrar, Straus and Giroux, 1999 (перевод итал., Le radici del futuro. La sfida tra Lexus e I'ulivo: che cos'e la globalizzazione e quanto conta la tradizione, Milano, Mondadori, 2001).
4. Hot, Flat, and Crowded: Why We Need a Green Revolution - and How It Can Renew America, New York, Rar-rar, Straus and Giroux, 2008 (перевод итал., Caldo, piatto e affollato, Com'e oggi il mondo, come possiamo cambiar-lo, Milano, Mondadori, 2010).
R. Gilpin, The Challenge of Global Capitalism. The Word Economy in the 21st Century, Princeton, Princeton University Press, 2000 (перевод итал., Le insidie del capitalismo globale, Milano, Egea, 2001).
6. Gilpin, Global Political Economy, ct., 41.
7. F. Mazzei, Relazioni internazionali, Milano, Egea, 2012.
8. Hunington, The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order, New York, Simon and Schuster, 1996.
90