УДК 327
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФРАНКОФОНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МОНДИАЛИЗАЦИИ
© Дарина Владимировна НАЛЕТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка института гуманитарного и социального образования, e-mail: [email protected]
Рассмотрено влияние процессов глобализации на развитие международной организации Фран-кофония. Показано, что в современных условиях формируется Франкофония нового, третьего поколения, которая в большей степени использует для определения современных процессов термин «мон-диализация», а не «глобализация». Представители Франкофонии рассматривают мондиализацию как более широкое, социокультурное явление, которое уже включает в себя глобализацию. Она является более масштабным процессом, затрагивающим и экономическую, и политическую, и социальную сферы. Мондиализация открывает новую страницу в истории Франкофонии, меняя существующее представление о роли МОФ в современном мире. Такой взгляд позволил сравнить мондиализацию с культурой в рамках трех основных подходов, сложившихся в современной западной теории международных отношений: эйфорическое видение счастливой мондиализации, «шок цивилизаций» - пессимистический взгляд на человеческие отношения, теорию подчинения межкультурного обмена экономике. Последний подход, по мысли автора, заслуживает наибольшего внимания, т. к. помогает понять и осознать роль Франкофонии в современном мире.
Ключевые слова: международная организация Франкофония; глобализация; мондиализация; культура.
Современная система международных отношений находится в переходном состоянии. В ней взаимодействуют и переплетаются как традиционные, закономерные силы, так и новые факторы и тенденции, обусловленные глобализацией, которая во многом определяет как динамику развития отдельных регионов, так и всей системы международных отношений.
Глобализация (или процесс мондиализации в представлении франкоязычных государств) способствует тому, что границы между различными государствами и культурами либо размываются, либо вовсе исчезают. Господствующей становится англо-саксонская модель, которая не всеми воспринимается однозначно. Правительства многих стран всерьез задумываются о защите своих национальных интересов и ценностей и пытаются делать это не в одиночку, а с помощью своих партнеров и союзников, стран со схожими культурой и традициями.
Международная организация «Франкофония» (далее - МОФ) как раз и является таким союзом франкоговорящих стран, главная цель которого заключается в защите статуса французского языка на планете, продвижении идеи мира и демократии, объединении экономического и торгового пространства франкофонного мира. Она помогает развитию интеграционных процессов как
между франкоговорящими государствами и правительствами, так и странами, которые не используют французский язык как государственный или родной, но которые связаны с франкофонами долгой историей сотрудничества, партнерства и дружбы.
История развития этого сообщества свидетельствует о том, что оно прошло определенный процесс институционализации, сформировав внутренние и внешние связи, структуру, особенности, отличающие ее от других межправительственных организаций. Но сам процесс институционализации еще не завершен, поскольку наблюдается новый период эволюции МОФ, когда она заново определяет свое место в совершенно новой системе международных отношений. Продолжается сегодня и процесс становления ее идеологии, которая формирует ценностно-нормативную базу франкоговорящего мира в его взаимодействии с другими культурами. Изучение процессов институционализации МОФ под влиянием процессов глобализации и мондиализации, сопоставление этих понятий, а также анализ процессов изменения идеологической составляющей данной организации с точки зрения теории международных отношений будет способствовать не только обоснованию современных процессов функционирования МОФ, но и поможет выявить направления политики, идеалы и ценности, а
также методы работы практически новой организации, Франкофонии третьего поколения.
В наши дни МОФ - это политическое объединение 77 государств мира, которое способствует развитию и укреплению многосторонних отношений между правительствами в политической, экономической, социальной и культурной сферах, в частности, созданию и укреплению демократии, предотвращению, регулированию и разрешению конфликтов, а также интенсификации диалога между культурами и цивилизациями [1]. С каждым новым годом ее влияние на мировой арене как самостоятельного актора современных международных отношений растет, пополняется состав ее членов, расширяется сфера их политического влияния не только в союзе франкоязычных государств, но и за его пределами.
Ранее ошибочно утверждалось, что данная организация по своему происхождению является утопией, т. к. изначально преимущественно представляла собой объединение, основанное лишь на языковой принадлежности, использующее идеологию противопоставления реальному миру идеальных ценностей [2, р. 147-169]. Утописты часто рассматривали Франкофонию не как единую организацию в целом, они обращали свое внимание только на отдельных ее участников, преимущественно страны третьего мира, которые, по их мнению, не могли грамотно составлять программы действий или распоряжаться ресурсами данного сообщества в особенности после процесса деколонизации [3].
Анализ современных документов, таких как Хартия МОФ 2005 г. или Политическая программа МОФ на 2013 г. [4; 5], работ Л. Сенгора, касающихся негритюда и возрождения африканских ценностей, культуры и политики, позволяет сделать вывод о том, что умозаключения утопистов были ошибочны. Это же утверждает и Д. Волтон, который в своей работе «Франкофония завтрашнего дня» отмечает, что роль франкофонии часто недооценивают, сравнивая данную организацию с простым объединением между Францией и ее бывшими колониями [6].
Геополитическая деятельность движения франкофонии прошла два этапа своего становления: один из них имел место на протяжении ХУ1-Х1Х вв., другой представляет эру колониализма XIX - начала XX в. За это время оно сильно эволюционировало. И сегодня, вследствие окончания войны между
Востоком и Западом, мы можем наблюдать за процессом становления ее новых идеалов, характерных для мира, который существует в эпоху глобализации [7].
Говоря о данном процессе, необходимо подчеркнуть, что франкофония не признает понятия «глобализация», каким мы привыкли его исследовать и анализировать. Для многих стран Европы, Азии или Америки глобализация представляет собой процесс всемирной экономической, политической и культурной унификации и интеграции. Глобализация -противоречивый процесс. Под ней обычно понимаются как всеобщие проблемы, затрагивающие мир в целом, так и последствия интеграционных процессов в виде становления единого мирового рынка, свободного движения товаров и капиталов, а также распространения информации [см.: 8; 9].
По утверждению Ж. Фарши, профессора кафедры информации и коммуникации Университета Парижа I, глобализация характеризуется одновременным ускорением и увеличением только экономического и финансового опыта между странами различных частей света [10]. Поэтому для характеристики более разнообразных современных процессов франкофония чаще использует термин «мон-диализация». Мондиализация, в понимании Ж. Фарши, это явление, которое уже включает в себя глобализацию. Она является более масштабным процессом, затрагивающим и экономическую, и политическую, и социальную сферы. Мондиализация - это т. н. «социальный фактор, приводящий к реорганизации времени и пространства социальных отношений» [11].
Существуют и другие точки зрения по поводу соотношения понятий глобализации и мондиализации. Приведем наиболее авторитетные из них. Например, согласно М. Гийу, «глобализация для франкофонного пространства означает свободную и рыночную мон-диализацию» [12]. Из чего следует вывод о том, что движение франкоязычных народов, в т. ч. и МОФ, смотрит на события, происходящие в современном мире, именно через призму «мондиализации», которая охватывает лишь часть современного мирового сообщества, не оставляя права принимать участие в международных отношениях странам без рыночной экономики и, преимущественно, с авторитарным политическим устройством.
С другой стороны, МОФ делает все возможное, строит свою политику так, чтобы
укрепить существующую систему международных отношений посредством помощи и поддержки странам с низким уровнем жизни, где мало развиты или же полностью отсутствуют демократические ценности, т. е. странам третьего мира. Не стоит упускать и тот факт, что именно население франкоязычных стран Африканского континента первыми выступили с предложением о создании единого франкофонного пространства, что объясняет идеологию открытости сообщества, его признания и защиты равенства прав и обязанностей человека, а также стремления к прямому диалогу культур и цивилизаций. Свидетельством вышесказанной политики МОФ могут послужить Хартия Франкофонии (2005 г.), Бамакская декларация (2000 г.) и План действий на 2010-2013 гг. [4; 5; 13].
Как заметил Ф. Олланд в своей речи на церемонии открытия Саммита МОФ в Киншаса в октябре 2012 г.: «Африка занимает уникальное место. Африка является континентом, где на нашем языке говорят больше всего. Именно вы несете французский язык людям, вместе со своими ценностями и в то же время требованиями.
Франкофония - это красивая и великая идея. Она не может жить в консерваториях и музеях, где мы могли бы защитить наши блага, наше богатство, наш язык. Нет, Франко-фония ничего не боится. Это целеустремленная организация, это продвижение ценностей, открытость, экономический и культурный обмен. Это, наконец, связующая нить между поколениями» [14].
Но, возвращаясь к анализу непосредственно процесса «мондиализации», стоит обратить внимание, что многие исследователи и идейные деятели франкофонии утверждают, что мондиализация сегодня - это и не старое, и не новое явление, объединяющее классическое и неоклассическое видение современного мира, как «естественного пристанища для обмена опытом» [15].
С точки зрения политики, она зародилась очень давно, ее истоки можно увидеть в культуре Древней Греции и Рима, когда желание завоеваний у правителей сменилось желанием укрепления цивилизационных ценностей, которые впоследствии, в нашем мире, преобразовались в демократические [7].
Схожую точку зрения представляет и Д. Волтон, который утверждает, что сегодня человечество сталкивается с процессом мон-диализации уже не в первый раз. По его сло-
вам: «Чем больше общественность обращает на нее внимание, тем сильнее она проявляется» [16]. Однако, в общих чертах, он представляет мондиализацию как «экономическую глобализацию победившего капитализма, мало беспокоящегося о человеческих ценностях» [16].
Сопоставляя данное высказывание с отрывком из декларации ЮНЕСКО 2001 г. о том, что «одна единственная сила рынка не может гарантировать защиты и продвижения культурного разнообразия» [17], мы можем заключить, что в начале XXI в. роль МОФ как никогда велика и ценна именно потому, что главными миссиями Франкофонии являются защита культурного разнообразия, развитие образования, демократических ценностей и кооперации между странами всего мира.
С другой стороны, мондиализация «не вторгается» во все сферы человеческих отношений, она не несет никаких фатальных разрушений, но в то же время является структурным феноменом окружающего мира [18].
Хорошо известно, что динамика развития современной системы международных отношений базируется на трех постулатах благосостояния: безопасности, мощи и самоопределении. При этом под благосостоянием понимается не только соотношение между понятиями «безопасность» и «территория» (геополитические приоритеты), «территория» -«экономика» (геоэкономические приоритеты), но и «территория» - «культура» (геокультурные приоритеты), постулат, который мондиа-лизация призвана определить заново [18].
С другой стороны, по нашему мнению, культура - это относительно новое звено в международной политике, поэтому Франко-фония должна не просто дать культурному аспекту новую жизнь, но и помочь закрепиться в системе современных международных отношений как одному из ведущих составляющих межгосударственного диалога наших дней. Потому что изначально, согласно Вестфальскому мирному договору 1648 г., именно национальная земля определяла статус государства, подчеркивала его независимость и суверенитет. Впоследствии к территориальному фактору присоединился еще и фактор экономики, но, что касается культурных вопросов, они дополнили направления межгосударственных отношений гораздо позднее.
Вся Вестфальская система международных отношений базируется на двух соотно-
сящихся понятиях: государство и идентичность, суверенитет. Но, по мнению многих ученых, в реальном мире их сложно объединить в одну модель. По утверждению Ж. Тар-дифа, мондиализация вообще разделяет эту концепцию на две составляющих. С одной стороны, реорганизуя время и пространство, она заставляет вновь возродиться феномену мульти-принадлежности индивида к национальной сфере. С другой стороны, вместе с процессом индустриализации приводит к столкновению культур и цивилизаций [18].
Действительно, наибольшее количество вопросов и проблем в современном мире возникает именно между такими двумя понятиями, как «культура» и «мондиализация». В процессе их примирения и разрешения существующих противоречий в современной теории международных отношений возникло три теории.
Во-первых, метафора «глобального мира», эйфорическое видение счастливой мон-диализации. Главной своей задачей такая теория видит примирение «стран-культуры», таких как Япония, Дания, Франция и подобных для создания «мира-культуры».
Во-вторых, теория «шок цивилизаций», пессимистический взгляд на человеческие отношения, исчезающие обратно тому, как увеличивается мощь одного из акторов. Здесь уже речь идет о существовании, или точнее отсутствии, всякого диалога между арабским, европейским или американским миром.
В-третьих, теория подчинения межкультурного обмена триумфу экономики, которая анализирует деятельность «лингво -культур -ных» пространств, таких как франкофония или испанофония [18]. Такая теория, на наш взгляд, заслуживает наибольшего внимания, т. к. помогает понять и осознать роль такого сообщества и организации, как Франкофо-ния, МОФ в современном мире.
Таким образом, для МОФ глобализация характеризуется одновременным ускорением и увеличением только экономического и финансового опыта между странами различных частей света. Процесс мондиализации уже включает в себя глобализацию. Он является более масштабным процессом, затрагивающим и экономическую, и политическую, и социальную сферы. Мондиализация коренным образом меняет сущность МОФ. Она открывает новую страницу в истории фран-кофонии, тем самым рисуя и новые контуры
новой международной организации, Фран-кофонии третьего поколения, меняя существующее представление о роли МОФ в современном мире.
1. Qui sommes-nous? URS: http://www.franco phonie.org/Qui-sommes-nous.html (accès: 15.03.2014).
2. Massart-Pierard Fr. La Francophonie: la fin de l'Histoire, l'Utopie ou le désordre international? Louvain-la-Neuve, UCL, Presses universitaires de Louvain, 2007.
3. Barrea J. L'Utopie ou la guerre d'Erasme: à la crise des euromissiles. Louvain-la-Neuve, CIACO, 1984.
4. Хартия МОФ. URS: http://www.francophonie. org/IMG/pdf/ charte_francophonie.pdf (accès: 15.03.2014).
5. План действий МОФ 2010-2013 гг. URL: http://www.francophonie.org/IMG/pdf/OIF_prog ramme-2010-2013.pdf (дата обращения: 15.03.2014).
6. Wolton D. Demain de la Francophonie. P., 2006.
7. Wolton D. L'identité francophone dans la mondialisation. P., 2006.
8. Налетова И.В. Социокультурные особенности современных процессов глобализации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 1998. Вып. 12.
9. Захаров А.В., Копытова Н.Е., Налетова И.В., Пронина Л.А. Вызовы глобального мира // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 5.
10. Tardif J., Farchy J. Globalisation et mondialisation. URS: http://agora-2.org/franco phonie.nsf/Documents/Mondialisation-Globali sation_et_mondialisation_par_Jean_Tardif_et_Jo elle_Farchy ^ccès: 15.03.2014).
11. Guiddence O. Mondailisation URS: http://agora-2.org/francophonie.nsf/Dossiers/Mondialisation ^ccès: 15.03.2014).
12. Guillou M. La Francophonie dans la mondialisation. P., 2005.
13. Бамакская декларация. URL: http://www. francophonie.org/IMG/pdf/Declaration_Bamako _2000_modif_02122011.pdf (дата обращения: 15.03.2014).
14. Выступление Ф. Олланда на церемонии открытия XIV Саммита МОФ. URS: http://www. francophonie.org/Discours-de-M-Francois-Hol lande-a.html (accès: 15.03.2014).
15. Issaoui F. Francophonie et mondialisation: vers une cimentation économique // Global journal of human social science. USA. 2012.
16. Wolton D. La nouvelle Francophonie. URS: http://www.wolton.cnrs.fr/spip.php?article97 ^ccès: 15.03.2014).
17. Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. URS: http://www.un.org/russian/events
/literacy/decl_diversity.pdf (дата обращения: 15.03.2014).
18. Tardif ./.Mondialisation et cultures: enjeux marginaux ou enjeux géoculturels? Monréal, 2002.
1. Qui sommes-nous? URS: http://www.franco phonie.org/Qui-sommes-nous.html (accès: 15.03.2014).
2. Massart-Pierard Fr. La Francophonie: la fin de l'Histoire, l'Utopie ou le désordre international? Louvain-la-Neuve, UCL, Presses universitaires de Louvain, 2007.
3. Barrea J. L'Utopie ou la guerre d'Erasme: à la crise des euromissiles. Louvain-la-Neuve, CIACO, 1984.
4. Khartiya MOF. URS: http://www.francophonie. org/IMG/pdf/ charte_francophonie.pdf (accès: 15.03.2014).
5. Plan deystviy MOF 2010-2013 gg. URL: http://www.francophonie.org/IMG/pdf/OIF_prog ramme-2010-2013.pdf (data obrashcheniya: 15.03.2014).
6. Wolton D. Demain de la Francophonie. P., 2006.
7. Wolton D. L'identité francophone dans la mondialisation. P., 2006.
8. Naletova I.V. Sotsiokul'turnye osobennosti sovremennykh protsessov globalizatsii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 1998. Vyp. 12.
9. Zakharov A.V., Kopytova N.E., Naletova I.V., Pronina L.A. Vyzovy global'nogo mira //
Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2010. № 5.
10. Tardif /., Farchy /. Globalisation et mondialisation. URS: http://agora-2.org/franco phonie.nsf/Documents/Mondialisation-Globali sation_et_mondialisation_par_Jean_Tardif_et_Jo elle_Farchy (accès: 15.03.2014).
11. Guiddence O. Mondailisation URS: http://agora-2.org/francophonie.nsf/Dossiers/Mondialisation (accès: 15.03.2014).
12. Guillou M. La Francophonie dans la mondialisation. P., 2005.
13. Bamakskaya deklaratsiya. URL: http://www. francophonie.org/IMG/pdf/Declaration_Bamako _2000_modif_02122011 .pdf (data obrashcheniya: 15.03.2014).
14. Vystuplenie F. Ollanda na tseremonii otkrytiya XIV Sammita MOF. URS: http://www.franco phonie.org/Discours-de-M-Francois-Hol lande-a.html (accès: 15.03.2014).
15. Issaoui F. Francophonie et mondialisation: vers une cimentation économique // Global journal of human social science. USA. 2012.
16. Wolton D. La nouvelle Francophonie. URS: http://www.wolton.cnrs.fr/spip.php7article97 (accès: 15.03.2014).
17. Deklaratsiya YuNESKO o kul'turnom raznoobrazii. URS: http://www.un.org/russian/ events/literacy/decl_diversity.pdf (data obrashcheniya: 15.03.2014).
18. Tardif /. Mondialisation et cultures: enjeux marginaux ou enjeux géoculturels? Monréal, 2002.
Поступила в редакцию 26.04.2014 г.
UDC 327
INTERNATIONAL ORGANIZATION OF FRANCOPHONIE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND MONDIALIZATION
Darina Vladimirovna NALYOTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Humanitarian and Social Education Institute, e-mail: [email protected]
The influence of globalization processes on the development of an international organization of Francophonie is considered. It is shown that in modern conditions Francophonie of a new, third generation, which is largely used to determine the term "mondialisation" of modern processes and not "globalization" is formed. The representatives of Francophonie consider mondialization as broader socio-cultural phenomenon that already includes globalization. It is a more extensive process involving both economic and political, and social spheres. Mondialisation opens a new page in the history of the Francophonie, changing an existing view on the role of IOF in the modern world. Such a view is allowed to compare mondialization with the culture within the three main approaches prevailing in modern Western theory of international relations: euphoric vision of happy mondialization, "shock of civilizations" - a pessimistic view of human relations, theory of subordination of intercultural economy exchange. The latter approach, according to the author, deserves the most attention, because it helps to understand and recognize the role of the Francophonie in the modern world.
Key words: International Organization of Francophonie; globalization; mondialisation; culture.