Научная статья на тему '«Мягкая сила» как инструмент обеспечения национальной безопасности в контексте культурно-лингвистической политики Франции'

«Мягкая сила» как инструмент обеспечения национальной безопасности в контексте культурно-лингвистической политики Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2236
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / FRANCE / ФРАНКОФОНИЯ / ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК / FRENCH LANGUAGE / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / "МЯГКАЯ СИЛА" / SOFT POWER / LA FRANCOPHONIE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бокерия Светлана Александровна, Соколова Надежда Владимировна

Статья посвящена рассмотрению роли неправительственных акторов в системе внешней политики Франции на современном этапе. Проводится анализ Франкофонии в современной внешнеполитической стратегии государства как инструмента «мягкой силы» по обеспечению национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soft power in the system of french security (the exemple of la francophonie)

The article is devoted to the examination of the Francophonie organization in the system of foreign policy of France in the XXI century. It is presented the analysis of the role of the Francophonie as an instrument of soft power in the system of national security.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» как инструмент обеспечения национальной безопасности в контексте культурно-лингвистической политики Франции»

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ

С.А. Бокерия, Н.В. Соколова

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена рассмотрению роли неправительственных акторов в системе внешней политики Франции на современном этапе. Проводится анализ Франкофонии в современной внешнеполитической стратегии государства как инструмента «мягкой силы» по обеспечению национальной безопасности.

Ключевые слова: Франция, Франкофония, интересы, национальная безопасность, французский язык, культурная политика, внешняя политика, «мягкая сила».

В условиях значительной эволюции информационного пространства заметно возросла роль гибких факторов, «мягких» инструментов в системе международных отношений. Основными механизмами «мягкой силы» государства видится культурный фактор и применение культурной дипломатии по экспорту культурно-национальных ценностей государства. Согласно Дж. Наю, «мягкая сила — это понуждение других хотеть результатов, которые вы хотели бы получить» [12. С 165], что говорит о том, что именно благодаря «мягкому могуществу» происходит взаимопонимание, что предполагает сознательную политическую лояльность государству и активное добровольное сотрудничество.

В информационном обществе XXI в. применение механизмов «мягкой силы» становится неотъемлемым элементом внешней политики государства и обеспечения национальной и международной безопасности. Использование культурного компонента позволяет противодействовать культурной экспансии зарубежных стран и политическому давлению, обеспечивая сохранение национальной самобытности, формирует положительный образ государства и укрепляет международные позиции страны, а язык как базис культурно-лингвистического сотрудничества широко используется для достижения национальных интересов государства в системе международных отношений, что целесообразно рассмотреть на примере Французской Республики.

В историческом ракурсе и на современном этапе французский язык и движение Франкофонии демонстрируют взаимосвязь лингвистического фактора и политических вопросов.

Политическая речь всегда служит средством реализации определенных политических целей. При помощи языка политики управляют массовым сознанием, формируя общественное мнение, навязывают определенные стереотипы и распро-

страняют свои взгляды. Язык может влиять на мысли людей, а также трансформировать их взгляды на окружающий мир. Оказывая давление на население при помощи языка, власть провоцирует определенные действия, изменяющие мир и реальность. И в данном случае язык становится оружием более сильным, чем простое физическое воздействие.

Сегодня многие западноевропейские страны, такие как Германия и Великобритания, используют культурный потенциал и предпринимают меры по распространению языка и ценностей. Однако только во внешнеполитическом курсе Франции подобные меры представляют собой оформленный и полноценный вектор. Обладая такой «мягкой силой», как французский язык и культура, Франция умело использует ее в национальных интересах. Распространение французского языка и культуры признается одним из важнейших факторов усиления влияния Франции в мире, поэтому культура и интересы внешней политики для Франции находятся в неразрывной связи [8. С 165].

Благодаря грамотной политике Франции, ей удалось объединить вокруг себя не только бывшие колонии, но и привлечь к объединению страны, не имеющие отношения к французскому языку. При помощи Франкофонии Франция совместно с Бельгией, Канадой и Швейцарией оказывает помощь развивающимся странам Африки. Укрепляются торговые, экономические и политические связи с рядом стран Европы. Франкофония активно координирует свои действия с ООН и Советом по правам человека, Африканским Союзом (АС), ЮНЕСКО и множеством других международных организаций. МОФ приобщает к французскому языку новые страны Восточной Европы, организует специальные курсы французского языка. Если вспомнить эпоху, когда Франция владела умами всего мира, можно с полной уверенностью говорить, что активное распространение французской культуры — действенный инструмент Франции в проведении своей современной международной политики.

Культурно-гуманитарная направленность на протяжении всей истории Французского государства была неотъемлемой составной частью внешнеполитического курса страны. С XVII столетия можно проследить тесную взаимосвязь инструментов «мягкой» и «твердой» силы Франции, когда государство было крупнейшей военной державой и в то же время представителем величайшей культуры, которая распространяла свое влияние повсеместно.

НПО очень легко трансформируются под реалии современной политики. Невозможно четко разделить их на государственные и негосударственные, они довольно успешно создают партнерские союзы с государствами и бизнесом, их функции пересекаются и меняются.

В условиях нескончаемой политической борьбы государств за завоевание позитивного имиджа на мировой арене актуальными стали исследования по индексу использования «мягкой силы» [1. С 33—44].

Французский язык, как язык дипломатии, оставался основным до 30—40-х гг. XX в., и уже с конца XIX в. Франция, осознавая важность языкового фактора, прилагала значительные усилия по его распространению, создавая специальные орга-

низации, как «Альянс Франсэз» с ее многочисленными комитетами и представительствами в более чем 136 странах.

После Второй мировой войны произошла активизация внешней культурно-гуманитарной политики Французской Республики, что было обусловлено новыми политическими и экономическими вызовами, как, например, проблема восстановления экономики и политической стабильности на Европейском континенте, поиск места в биполярной системе международных отношений, решение колониального вопроса и удерживание государств в зоне влияния Франции.

Во времена правления Ш. де Голля, в контексте провозглашенной политики восстановления имперского величия Франции, после краха колониального господства были созданы такие организации, как Международные ассоциация за французскую культуру за рубежом, ассоциации франкоязычных журналистов и франкоязычных социологов, Французский культурный союз. Все это способствовало распространению ее культуры и языка.

Точкой отчета присоединения бывших колоний к франкоговорящему движению можно считать 1962 г., когда произошел выпуск журнала «Эспри» серии «Французский язык в мире», где вступительной статьей стало обращение Л.С. Сенгора.

На актуальной волне в семидесятые годы были созданы комитет по Фран-кофонии (1973 г.), Межминистерский комитет по делам Франкофонии (1975 г.) и Служба по делам Франкофонии МИДа Франции. В конце 1980-х гг. проводится саммит франкоговорящих государств, который становится регулярным и тем самым официально оформляет организацию Франкофонии.

Уругвайский раунд ГАТТ/ВТО, который состоялся в 1993 г., повлек за собой изменения внешнеполитических основ Франции: положения о культурной исключительности Франции не были поддержаны США, которые выступили за отсутствие исключений в русле всеобщей либерализации. Неприятие Францией тенденций усиливающейся культурной экспансии США и процессов глобализации способствовало появлению новой идеи во французском внешнеполитическом измерении как тезис и поддержка культурного многообразия, диалога культур в условиях глобализации, на котором сегодня строится вся внешняя культурно-гуманитарная политика Франции [8. С. 53] и с помощью которого Франция продвигает свою культуру и ценности.

На сегодняшний день Международная организация Франкофонии объединяет 58 государств, 3 ассоциированных члена и 14 не франкоговорящих наблюдателей, таких как Армения, Венгрия, Грузия, Хорватия. Сферой влияния Франкофонии являются более 220 млн [5. С 19] франкофонов, включая лиц с родным и вторым французским языком, что в совокупности представляет 11,28% всего населения мира.

Страны Франкофонии являются привилегированной сферой сотрудничества [11. С 9] для Франции, которая выделяет Франкофонию как важнейший структурный элемент внешней политики через распространение французской культуры, языка, идеологии, способствуя дальнейшей культурной экспансии.

Именно Франкофония сегодня является стабильным элементом «мягкой силы» Франции, которая постоянно поддерживает организацию за счет реализации различных культурных программ: финансирование французских учебных центров, организация «Альянс Франсэз», выделение квот на обучение студентов различных стран.

В структуре Франкофонии главным органом является саммит глав государств — членов организации, который проводится раз в два года. Стратегия развития определяется на конференции министров франкоговорящих государств, где утверждаются четкие проекты.

Система организации Франкофонии представлена сегодня государственными и полугосударственными организациями, неправительственными организациями, среди которых значимыми являются Международная ассамблея франкоговорящих парламентариев, Международная ассоциация мэров столиц и метрополий (около 80 городов) и иные.

Роль государства в осуществлении внешней культурно-гуманитарной политики Французской Республики является центральной. Так, в МИДе Франции служба по делам Франкофонии осуществляет взаимодействие с организациями движения, подготовку саммитов, реализацию стратегических проектов, в то время как генеральная дирекция по международному сотрудничеству координирует отраслевые программы.

Министерство культуры и коммуникаций Франции, а именно Генеральная делегация по французскому языку и языкам Франции DGLFLF и Отдел внешних связей, контролируют лингвистическую политику в государстве и отвечают за такие программы сотрудничества, как Международный день Франкофонии и Неделя французского языка.

Активное распространение французского языка и культурных ценностей сегодня все больше реализуется через СМИ, например через канал TV5 Monde и радио RFI. TV5 Monde вещает в более чем 203 странах круглосуточно и его слушают более 25 млн человек, что делает канал третьим в мире по рейтингу популярных каналов. А радиопередачи ежедневно находят отклик у 46 млн слушателей. Усиление присутствия французских СМИ подчеркивает укрепляющееся медиа-влияние Франции за рубежом и является одним из приоритетных стратегических проектов государственных структур Франкофонии.

Важно отметить, что проект Франкофонии ежегодно требует значительных денежных вливаний со стороны французского правительства. Активное продвижение французского языка, культуры, ценностей требует колоссального финансирования.

Сегодня Международная организация Франкофонии постепенно выходит из русла культурно-гуманитарной деятельности и политизируется. Тенденция политизации Франкофонии и постепенный выход за рамки культурно-лингвистической организации вызвана изменениями международной обстановки после холодной войны и необходимостью повышения политического веса Франкофонии и авторитета самих государств-членов в решении международных проблем. Поли-

тическая вовлеченность государств-членов, в свою очередь, позволяет Французской Республике удерживать свое влияние на франкофонные страны, распространять его на другие государства, включая их в организацию в статусе наблюдателя, и в то же время реализовывать свои национальные интересы на основе поддержки членов МОФ.

Франкофония в современном контексте видится идеальным инструментом пропаганды французских ценностей и объединения стран на этой основе во главе с Французской Республикой. Франция позиционирует Франкофонию в XXI в. как проект, который может стать альтернативой глобализации. Наряду с распространением французского языка Франция и партнеры по организации ставят перед собой такие задачи, как сохранение национального культурного потенциала в контексте усиливающейся глобализации и утверждение демократических идеалов.

Ассоциация франкофонных организаций выступает за культурный диалог, защиту демократических ценностей, способствует проектам по устойчивому развитию, борьбе с бедностью и представляет собой основу новой модели мирового устройства.

Во-первых, благодаря Франкофонии Франция обеспечивает себе присутствие в ключевой зоне геополитических интересов Франции. Влияние Франции в Северо-Западной Африке стабильно в первую очередь за счет культурно-цивилизаци-онных факторов. Французский язык с колониальных времен является основополагающим в Магрибе, что тесно связывает эти страны с Францией. После утери своего колониального господства Франция стремится распространять максимум экономического и политического влияния на основе историко-культурной доминанты на традиционные зоны своего интереса.

Однако отношения Франции с бывшими колониями носят достаточно сложный характер, который отягощен историческим прошлым. Франция использует рычаги культурной политики для распространения своего политического и экономического влияния на стратегически важные страны.

Во-вторых, стратегическая заинтересованность Франции в странах Магриба обусловлена совокупностью не только исторически колониальных, но и экономико-политических факторов. Угрозы терроризма и нелегальной миграции напрямую исходят из этого региона, вследствие чего реализация программ распространения и обучения европейским ценностям имеют огромное значение для решения насущных проблем.

Так, в условиях усиливающейся проблемы миграции и кризиса политики мультикультурализма как в ЕС, так и во Франции, распространение демократических ценностей, европейской культуры и языка представляется долгосрочной стратегией государства по разрешению вопроса интеграции мигрантов.

В-третьих, позиционируя себя лидером в ЕС, Франция обеспечивает себе лидирующее место в регионе Северной Африки на основе культурно-исторической общности. Франкофония, как основной рычаг поддержания этого лидерства, остается доминирующей.

Во время президентства Н. Саркози был перезапущен проект средиземноморского сотрудничества — Союз для Средиземноморья, главным лоббистом ко-

торого явилась именно Франция, что подчеркивает стремление французского руководства закрепиться и занимать ведущие позиции в регионе Магриба.

Сегодня рассматриваемые Международной организацией Франкофонии вопросы выходят за рамки культурно-лингвистического измерения, широко интегрируются в зону ответственности политические и экономические проблемы международной системы. Такие структуры, как Конференция женщин Франкофонии, Франкофонный деловой форум, Ассоциация франкофонных послов, Ассоциация мэров франкофонных и частично франкофонных городов и столиц давно ведут свою деятельность на постоянной основе.

Процесс политизации организации выражен в активной деятельности по ряду политических проблем. Согласно декларации Франкофонии, диалог культур является главенствующим фактором решения актуальных проблем современности: борьба с терроризмом, нелегальной миграцией, бедностью и стремление к устойчивому развитию делают ее реальным политическим инструментом.

Так, в Бейруте в 2002 г. на саммите была обсуждена проблема урегулирования ближневосточного конфликта в русле мирного разрешения проблемы. Государствами — членами организации была поддержана арабская инициатива обмена территорий, а также позиция по палестинским беженцам, что политически укрепило отношения на арабском направлении.

Во время иракского кризиса Франция, выступая против инициативы Буша по применению силы к Ираку, через организацию Франкофонии заручилась поддержкой государств-членов, которые также выступили против силовой интервенции.

В русле политики консолидации африканских государств Франция и члены организации поддержали учреждение Африканского союза. Растущая активность организации и Франции в Африке, выходящая за рамки государств — бывших колоний Франции, подтверждается тесным сотрудничеством Франкофонии с ООН, Африканским союзом и ЕС по ряду ключевых конфликтов. Так, в декларации, принятой на конференции в Шарм-эль-Шейхе в 2004 г., были обозначены позиции государств-членов по процессу мирного урегулирования конфликтов в Судане, Кот-д'Ивуаре, Гаити, Гвинее, ЦАР и т.д.

Таким образом, современная деятельность Международной организации Франкофонии обусловлена политическими тенденциями системы международных отношений. А стремление Франции усилить политическую роль организации отражает взаимосвязь культурно-лингвистических и политических факторов, где культурный вектор внешней политики Франции представлен в реальном измерении.

Окончательно сложившаяся после Второй мировой войны французская модель односторонней культурной экспансии отвечала внешнеполитической стратегии Французской Республики, основой которой было восстановление и дальнейшее укрепление международного влияния страны [8. С 68].

Благодаря организации, Франции удается поддерживать тесные отношения с бывшими колониями, сохраняя эффективное присутствие в стратегически важном регионе, а также за счет статуса наблюдателя усиливать свое политического влияние на не франкоговорящие страны, такие как Армения, Грузия и т.д. Таким

образом, МОФ отражает амбиции Франции по сохранению и распространению влияния не только в традиционных регионах, но и по всему миру.

Тесное сотрудничество Франкофонии с сетью международных, региональных, неправительственных и общественных организаций позволяет усиливать политический вес государств-членов в мировой политике.

Франция активно увеличивает политический вес организации. Сегодня Фран-кофония утверждает свою позицию по актуальным вопросам, что позволяет Франции расширять сферу влияния в контексте восстановления имперской идеологии. Проект Франкофонии успешно воплощает политические тенденции современных международных отношений, в которых культурный фактор для реализации национальных политических интересов государств имеет немаловажное значение.

Подводя итог, следует отметить, что сегодня культура и язык становятся настоящим инструментом в арсенале государств, которые стремятся сохранить суверенитет и обеспечить свою безопасность. Активное использование практики экспорта французской культуры и языка на основе Франкофонии позволяет Французской Республике не только консолидировать национальную идентичность, но и укреплять политические позиции в мире, тем самым обеспечивая национальную безопасность государства и позволяя ему выступать независимым актором на международной арене.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бокерия С.А. Неправительственные организации (НПО): особенности функционирования и развития в РФ // Вестник РУДН. Серия «Политология». — 2013. — № 2. — С. 33—44.

[2] Высоцкая Н.И. Африканская политика Франции (конец XX — начало XXI века) / Институт Африки РАН. — М., 2006.

[3] Гусаров Ю.А. Евросоюз и Средиземноморье: Барселонский процесс (обзор) // Актуальные проблемы Европы. — М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2007. — С. 101—113.

[4] Зуева К. Внешняя политика Франции в эпоху «Неоголлизма» // Мировая политика и международные отношения. — 2004. — № 1. — С. 70—79.

[5] Косенко С.И. Политика и система Франкофонии в эпоху глобализации (европейские аспекты) // Вестник МГИМО. — 2011. — № 2. — С. 21—45.

[6] Обичкина Е. О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. — М.: МГИМО, 2005.

[7] Федоров С.М. Уроки французского для Русского мира: опыт Франкофонии. 2006. Перспектива // URL: http://www.perspektivy.info/book/uroki_francuzskogo_dla_russkogo_mira_ opyt_frankofonii_2007-11-25.htm.

[8] Чернов И.В. Международная организация Франкофонии: лингвистическое измерение мировой политики. — СПб.: СПБУ, 2006.

[9] Goutte Brune F. La France et l'Afrique: le crépuscule de l'ambition stratégique? // PE. — Hiver 2002—2003. — N 4. — P. 1033—1050.

[10] Kristeva-Joyau J. Le message culturel de la France et la vocation interculturelle de la Francophonie. 2009. Avis er rapports du Conseil économique, social et environnemental // URL: www. enssib. fr/bibliotheque-numerique/ document-40675.

[11] L'impact économique de la langue française et de la Francophonie.2012. Observatoire de la langue française de l'Organisation internationale de la Francophonie // URL: www.francophonie.org/IMG/pdf/Impact_economique_de_la_langue_francaise_et_de_la_Franc ophonie.pdf.

[12] Nye J.S. Soft Power. The Means to success in world politics. — N.Y: Public Affairs, 2004. [31] France et la promotion du francais dans le monde. 2012. Direction générale de la mondialisation, du développement et des partenariats/Direction de la politique culturelle et du français // URL: www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/FR_la_promotion_du_francais_dans_le_monde_cle4136a 1.pdf.

SOFT POWER IN THE SYSTEM OF FRENCH SECURITY (the exemple of la francophonie)

S.A. Bokeriya, N.V. Sokolova

Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the examination of the Francophonie organization in the system of foreign policy of France in the XXI century. It is presented the analysis of the role of the Francophonie as an instrument of soft power in the system of national security.

Key words: France, La Francophonie, security, French language, cultural policy, foreign policy, soft power.

REFERENCES

[1] Bokeriya S.A. Nepravitel'stvennye organizatsii (NPO): osobennosti funktsionirovaniya i razvitiya v RF // Vestnik RUDN. Seriya «Politologiya». — 2013. — № 2. — S. 33—44.

[2] Vysotskaya N.I. Afrikanskaya politika Frantsii (konets XX — nachalo XXI veka) / Institut Afriki RAN. — M., 2006.

[3] Gusarov Yu.A. Evrosoyuz i Sredizemnomor'e: Barselonskiy protsess (obzor) // Aktual'nye prob-lemy Evropy. — M.: Institut nauchnoy informatsii po obshchestvennym naukam RAN, 2007. — S. 101—113.

[4] Zueva K. Vneshnyaya politika Frantsii v epokhu «Neogollizma» // Mirovaya politika i mezhduna-rodnye otnosheniya. — 2004. — № 1. — S. 70—79.

[5] Kosenko S.I. Politika i sistema Frankofonii v epokhu globalizatsii (evropeyskie aspekty) // Vestnik MGIMO. — 2011. — № 2. — S. 21—45.

[6] Obichkina E.O. Frantsiya v poiskakh vneshnepoliticheskikh orientirov v postbipolyarnom mire. — M.: MGIMO, 2005.

[7] Fedorov S.M. Uroki frantsuzskogo dlya Russkogo mira: opyt Frankofonii. 2006. Elektronnyy resurs Perspektiva // URL: http://www.perspektivy.info/book/uroki_francuzskogo_dla_russkogo_ mira_opyt_frankofonii_2007-11-25.htm

[8] Chernov I. V. Mezhdunarodnaya organizatsiya Frankofonii: lingvisticheskoe izmerenie mirovoy politiki. — SPB: SPBU, 2006.

[9] Goutte Brune F. La France et l'Afrique: le crépuscule de l'ambition stratégique? // PE. — Hiver 2002—2003. — N 4. — P. 1033—1050.

[10] Kristeva-Joyau J. Le message culturel de la France et la vocation interculturelle de la Francophonie. 2009. Avis er rapports du Conseil économique, social et environnemental // URL: www.enssib.fr/bibliotheque-numerique/document-40675.

[11] L'impact économique de la langue française et de la Francophonie. 2012. Observatoire de la langue française de l'Organisation internationale de la Francophonie // URL: www.francophonie.org/ IMG/pdf/Impact_economique_de_la_langue_francaise_et_de_la_Francophonie.pdf.

[12] Nye J.S. Soft Power. The Means to success in world politics. — N. Y: Public Affairs, 2004.

[13] France et la promotion du francais dans le monde. 2012. Direction générale de la mondialisation, du développement et des partenariats/Direction de la politique culturelle et du français. — URL: www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/FR_la_promotion_du_francais_dans_le_monde_cle4136a 1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.