Культура и текст №3, 2015 (21) http: //www. ct. uni-altai. ru /
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
Международная научно-теоретическая конференция «Проблемы поэтики и стиховедения VII», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения Малика Габдуллина (Алматы, 4 - 6 мая 3015 г.)
Накануне празднования Дня Победы в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая, с которым Алтайский государственный педагогический университет связывают многолетние научные и образовательные контакты, прошла Международная научно-теоретическая конференция «Проблемы поэтики и стиховедения», организованная кафедрой русского языка и литературы Института филологии.
В этом году конференция была посвящена двум знаменательным датам - 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения выдающегося казахского ученого, Героя Советского Союза Малика Габдуллина. В подготовке к конференции приняли участие все службы КазНПУ имени Абая, а также библиотека университета, Государственная детская библиотека имени С. Бегалина, Центральный государственный архив РК. Были подготовлены 3 витрины с выставкой подлинных документов М. Г абдуллина из ЦГ А РК, 8 стеллажей с выставками книг М. Габдуллина, а также книг писателей-казахстанцев, участников войны 1941-1945 гг., и детских рисунков, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Все эти выставки пользовались большим интересом участников и гостей конференции.
К началу научного форума издан сборник материалов конференции, куда вошло 114 докладов филологов, представляющих научные и образовательные центры 11 стран мира - Казахстана, России, Узбекистана, Болгарии, Польши, Эстонии, Латвии, Израиля, Швейцарии, Швеции, США.
317
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
Для участия в конференции приехали 12 ученых из России (из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Оренбурга, Челябинска), Узбекистана (из Ташкента), Швеции (из университета Гётеборга), Казахстана (из университетов Астаны и Караганды).
4 мая первое пленарное заседание конференции было посвящено теме «Малик Габдуллин - ученый, писатель, педагог, общественный деятель». Оно было открыто приветственным словом ректора КазНПУ имени Абая академика С.Ж. Пралиева и презентацией уникального издания - двухтомника трудов о Малике Габдуллине. Авторы книги С.Ж. Пралиев, Б. Сманов, Л. Омарова передали двухтомник в дар каждому участнику конференции.
На первом пленарном заседании были показаны документальные фильмы о М. Габдуллине, предоставленные Центральным государственным архивом Республики Казахстан. Прозвучали выступления ученика М. Габдуллина д.ф.н., академика С.С. Кирабаева; Председателя Правления Союза писателей Казахстана, депутута Сената парламента РК Н.М. Оразалина; директора Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова д.ф.н., профессора У.К. Калижанова. Теплыми и задушевными воспоминаниями о своем отце поделилась М.М. Габдуллина. И.В. Переверзева, представитель Россотрудничества по Казахстану и консул генерального консульства РФ в Казахстане, рассказала о значении личности М. Г абдуллина для осуществления воспитательных проектов в среде казахстанской молодежи. Выступления сопровождались презентацией, которая включала фотографии, документы и знакомила присутствующих с жизнью и творчеством М. Габдуллина.
С докладами также выступили известные казахстанские ученые Б.У. Сманов, Б.У. Азибаева, К.А. Абылкасымова, К.Л. Кабдулова, Т.Г. Тебегенов, Б. Абдигазиулы, дополнившие штрихи к портрету Малика Габдуллина - героического воина, выдающегося ученого-фольклориста, талантливого педагога, писателя и человека широкой души. Директор Центрального государственного архива Республики Казахстан Л.С. Актаева рассказала о документах М. Габдуллина, хранящихся в фондах архива. Заключительным стало
318
Культура и текст №3, 2015 (21) http: //www. ct. uni-altai. ru /
выступление правнучки М. Габдуллина, шестиклассницы Ж. Темирхан, которая написала научный проект о фронтовых дневниках своего знаменитого прадеда - писателя М. Г абдуллина.
Завершением первого пленарного заседания стало торжественное открытие на здании университета мемориальной доски, посвященной Малику Габдуллину, окончившему в 1935 в КазПИ имени Абая и проработавшего здесь в качестве ректора 10 лет (19531963 гг.). Состоялось также торжественное возложение цветов к Мемориалу Славы в Парке имени 28 Г вардейцев-панфиловцев.
Второе пленарное заседание на тему «Художественная интерпретация военной темы в литературе XX - начала XXI вв.» открылось докладами С.Д. Абишевой и М.С. Асылбековой (Казахстан, Алматы), в которых был представлен обширный материал о писателях и поэтах Казахстана - участниках Великой Отечественной войны. В докладе И.Л. Даниловой (Швеция, Гётеборг) были проанализированы символические образы военной лирики Ю. Левитанского. Известный ученый-стиховед С.А. Матяш (Россия, Оренбург) поделилась выводами своего исследования, посвященного стиховой структуре «Книги про бойца» А. Твардовского. К.С. Мауленов (Казахстан, Алматы), сын народного писателя Республики Казахстан Сырбая Мауленова, представил свое видение военной лирики отца - участника Великой Отечественной войны. К.С. Бузаубагарова (Казахстан, Алматы) посвятила своё выступление категории портрета как важнейшей составляющей художественного образа военной прозы Бауржана Момышулы. Взгляды Б. Момышулы на тему «война и литература» были подробно исследованы в докладе А.К. Казкеновой (Казахстан, Алматы). Третий доклад о творчестве знаменитого казахстанского воина и писателя носил сопоставительный характер: С.И. Санникова (Казахстан, Алматы) сравнила поэтику описания человека на войне в произведениях К. Воробьёва и Б. Момышулы. Известный специалист в области современной литературы Т.Н. Маркова (Россия, Челябинск) выявила в своем докладе жанровостилевые тенденции новейшей военной прозы. Опыт интерпретации
319
ХРОНИКА НАУЧНОЙ жизни
темы Великой Отечественной войны в книге Даниила Гранина «Мой лейтенант» предложила М.М. Полехина (Россия, Одинцово). В докладе В.В. Савельевой, О.Ю. Загинайко и А.А. Загинайко (Казахстан, Алматы) был представлен речевой портрет Юрия Керженцева в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
5 мая работа конференции продолжилась на трех секциях. Среди докладов, заслушанных на секции «Актуальные проблемы поэтики и современного литературоведения», обозначились два тематических блока. Первый составили доклады на тему национального образа мира в русской и казахской литературе. Открыл эту тему доклад У.К. Абишевой (Казахстан, Алматы), посвященный образу пустыни в произведениях писателей Средней Азии и Казахстана. В выступлении В.И. Габдуллиной (Россия, Барнаул) о «казахском тексте» в русской литературе XIX века был поставлен вопрос о восприятии и воспроизведении в литературе образа «другого» народа с позиции художественной имагологии. Доклад Г.М. Мучник (Казахстан, Алматы) был посвящен анализу художественных функций образа дерева в произведениях современных поэтов центральной Азии. С.В. Ананьева (Казахстан, Алматы) показала на примере литературной критики Г. Бельгера, как происходит изучение одной национальной литературы через восприятие другой. Живой
320
Культура и текст №3, 2015 (21) http: //www. ct. uni-altai. ru /
интерес вызвал доклад М.С. Костюхиной (Россия, Санкт-Петербург), посвященный проблемам школьного учебника и изучению русской фольклорной сказки.
Второй тематический блок объединил доклады по проблемам стиховедения. Глубоко научный тон разговору о стихотворном ритме был задан докладом В.Ф. Каюмовой (Узбекистан, Ташкент). Её выступление было посвящено анализу эволюции сочетаний строк с двумя мощными ударениями. В докладе С.М. Казначеева (Россия, Москва) был поднят вопрос о динамике пятистопного хорея в русской поэзии от М. Лермонтова до Ю. Кузнецова. О.И. Федотов (Россия, Москва) представил виртуозный сопоставительный анализ
стихотворений Г.Р. Державина «Снегирь» и И. Бродского «На смерть Жукова», по-новому осветив известную тему. Творчество
Нобелевского лауреата было предметом исследования и в другом выступлении - в докладе Т.Т. Савченко (Казахстан, Караганда) рассматривались проблемы циклизации стихотворных текстов на примере цикла И. Бродского «Часть речи». Н.Ж. Сагандыкова (Казахстан, Алматы) исследовала материалы из наследия Ч. Валиханова, в частности - его рассуждения о формах казахской поэзии, которые представляют собой первые образцы научных изысканий по казахскому стиху.
1В работе секции «Лингвистические аспекты изучения художественного текста»
принимали участие ученые, докторанты и магистранты Казахского
321
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
национального педагогического университета им. Абая. Тематическое разнообразие докладов можно свести к трем основным позициям: 1) коммуникативная лингвистика; 2) общетеоретические проблемы лингвистики; 3) языковые особенности художественного текста. В рамках первой позиции прозвучал доклад известного ученого-филолога Б.С. Мучника, в котором были затронуты современные проблемы коммуникативной лингвистики. Очевидная практическая ценность исследования ученого связана с подготовкой будущих журналистов. В контексте современной постмодернистской парадигмы прозвучал доклад докторантки 1-го курса Г.А. Куатовой, обозначившей проблемы, связанные с интерпретацией грамматического значения будущего времени в лингвокогнитивном аспекте. Теоретические проблемы когнитивной семантики были поставлены в докладе магистрантки 1-го курса Ф. Еламановой. Вопросы анализа художественного текста были затронуты в докладах профессоров С.А. Никитиной, и Л.Т. Килевой. Интерес вызвал доклад С.А. Никитиной «Языковой портрет героя романа А. Иванова «Географ глобус пропил». В поставленных к докладчику вопросах участники секции выразили свое видение речевого портрета главного героя, что свидетельствует о полноте раскрытия заявленной темы. В докладе Л.Т. Килевой на материале функционирования двух лексем в польских художественных текстах было проанализировано различие в лексическом составе польского языка по сравнению с русским языком.
Казахстанские ученые-методисты, выступавшие на секции «Научно-методические вопросы преподавания филологических дисциплин», говорили о нескольких актуальных проблемах. С методологическими задачами обучения в условиях полиязычия были связаны доклады К.Л. Кабдоловой и М.Р Кондубаевой. В первом докладе речь шла об основных задачах формирования языковых компетенций, изложенных в «Концепции языкового образования РК», во втором - о реализации основных принципов трехъязычного образования в системе подготовки вузовских специалистов. М.Р. Кондубаева предложила авторский мультимедийный курс обучения трехъязычию студентов экономических специальностей. Концепция
322
Культура и текст №3, 2015 (21) http: //www. ct. uni-altai. ru /
другого авторского курса («Основы межкультурных коммуникаций и перевода» для студентов и магистрантов полиязычных групп) была изложена в докладе А.К. Жумабековой. О важности формирования базовых лингвистических понятий у студентов всех филологических специальностей на примере термина «парадигма» говорила в своём докладе М.К. Абаева. Прозвучало предложение сохранить статус базовых либо профилирующих дисциплин за курсами «Введение в языкознание» и «Общее языкознание», которые являются в настоящее время элективными. О проблеме развития читательского интереса на основе социологического анализа литературных пристрастий студентов, выявившего у респондентов развлекательную, компенсаторную направленность чтения, рассказала Ш.Т. Кожакеева. В её докладе сформулирована мысль о необходимости выработки новых подходов, в частности, новых образовательных технологий, поддерживающих интерес к чтению художественной литературы.
На заключительном пленарном заседании 6 мая были прочитаны содержательные доклады С.Д. Абишевой (Казахстан, Алматы) «Война в жизни и поэзии Мукагали Макатаева» и Б.С. Калиева (Казахстан, Алматы) «Война в жизни моего поколения», обсуждение которых вылилось в разговор об итогах международной научно-теоретической конференции.
В заключение с отчетами выступили модераторы научных секций. В обстановке конструктивного обмена мнениями состоялся заинтересованный разговор о проблемах, волнующих современных ученых - филологов и методистов.
Выразительной эмоциональной точкой конференции стала литературно-музыкальная композиция о Великой Победе, подготовленная старшеклассниками технического лицея № 165 г. Алматы под руководством учителя лицея к.ф.н. М.С. Асылбековой.
Участникам конференции была предложена интересная культурная программа: знакомство с городом, посещение театров и выставок. Торжественный обед для приехавших на конференцию зарубежных гостей был дан ректором КазНПУ им. Абая. Для
323
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
участников конференции была организована автобусная экскурсия на Медео. По канатной дороге экскурсанты поднялись на Чимбулак. Научные встречи и приятные впечатления стали для ученых разных стран настоящим праздником.
Организаторы и участники конференции считают, что этот научный форум и публикация докладов в виде научного сборника статей внесут значительный вклад в укрепление международного статуса Республики Казахстан, а также будут содействовать обмену информацией и мировым опытом научных исследований в области лингвистики, литературоведения и методики преподавания филологических дисциплин.
Очень важно, что научный форум «Проблемы поэтики и стиховедения», являющийся брендом Казахского национального педагогического университета имени Абая, традиционно проходящий с периодичностью один раз в три года, состоялся в рамках торжественных юбилейных дат 2015 года: Победы в Великой Отечественной войне и 100-летия Малика Габдуллина, панфиловца -одного из 1500000 славных сынов Казахстана, героически защищавших мир от фашизма.
Обзор подготовили С.Д. Абишева, В.И. Габдуллина, З.Н. Поляк
324