Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (Новополоцк, 9–10 апреля 2024 г.)'

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (Новополоцк, 9–10 апреля 2024 г.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Н. Лухверчик, С.В. Андриевская

Еще в 90-х – начале 2000-х гг. сохранение здоровья учащейся и студенческой молодежи не являлось приоритетной характеристикой системы образования Республики Беларусь. Однако активное использование в образовательном процессе компьютера, усложнение содержания изучаемого материала, повышение требований к качеству знаний обучаемых на всех ступенях потребовали от законодателей и методистов более пристального внимания к данной проблеме, касающейся разработки соответствующей нормативно-правовой документации, определения целевых ориентиров, соответствующих средств их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Н. Лухверчик, С.В. Андриевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (Новополоцк, 9–10 апреля 2024 г.)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Хроника научной жизни

№ 1(41)

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»

(Новополоцк, 9-10 апреля 2024 г.)

Еще в 90-х - начале 2000-х гг. сохранение здоровья учащейся и студенческой молодежи не являлось приоритетной характеристикой системы образования Республики Беларусь. Однако активное использование в образовательном процессе компьютера, усложнение содержания изучаемого материала, повышение требований к качеству знаний обучаемых на всех ступенях потребовали от законодателей и методистов более пристального внимания к данной проблеме, касающейся разработки соответствующей нормативно-правовой документации, определения целевых ориентиров, соответствующих средств их достижения.

Организация образовательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения получила начало в системе дошкольного образования. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 35 от 16.07.2000 г. была принята Концепция дошкольного образования. Среди приоритетных впервые были сформулированы задачи, напрямую затрагивающие вопросы сохранения здоровья воспитанников. Такие как:

- формирование здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях;

- создание в детских садах условий для деятельности, укрепляющей здоровье детей.

После принятия Кодекса об образовании требование здоровьесбережения становится целевым ориентиром для всего образования Республики Беларусь. Так, в ст. 41 Кодекса Республики Беларусь об образовании (2011) указано, что учреждения образования обеспечивают охрану здоровья обучающихся. Система мероприятий должна включать следующие направления:

- оказание медицинской помощи;

- определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, продолжительности каникул;

- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;

- организация оздоровления;

- создание условий для занятий физической культурой и спортом;

- профилактика и пресечение вредных привычек.

Задача охраны здоровья обучающихся изложена и в правах обучающихся (ст. 30, п. 1.8) Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Педагогика здоровьесбережения в последние десятилетия стала не только объектом пристального внимания со стороны законодателей, но и предметом исследования ученых, педагогов-практиков. Делается попытка определить методологические основы технологии здоровьесбережения, сформулировать ее содержательные и процессуальные характеристики, разработать соответствующее программно-методическое обеспечение.

В педагогической теории и современной образовательной практике стали широко использоваться такие понятия, как «здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «образовательные технологии педагогики здоровьесбережения», «экология здоровья» и т.д. Но пока они не имеют единой трактовки.

Для обсуждения проблем в области охраны здоровья обучающихся, опыта применения соответствующих технологий в образовательном процессе в Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой 9-10 апреля 2024 г. была проведена Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберега-ющие технологии: психическое и физическое здоровье». Ее организатором выступили кафедры технологии и методики преподавания, физической культуры и спорта Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой и Академия физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (Ростов-на-Дону).

Направления работы конференции были обозначены достаточно широко:

- социально-психологические детерминанты здоровьесбережения у молодежи;

- здоровьесберегающие технологии в образовании;

- актуальные проблемы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве;

- медико-физиологические аспекты и возрастные особенности применения здоровьесберегающих технологий;

- организация здоровьесберегающего пространства в образовательных организациях для лиц с ограниченными возможностями;

- сохранение психического и физического здоровья в профессиональной среде;

- эмоции и психическое здоровье;

2024

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

- взаимодействие когнитивных и аффективных процессов: норма и патология;

- новые технологии в психологическом консультировании и психотерапии на службе психического здоровья личности;

- здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании;

- возрастные и профессиональные особенности здоровьесберегающих технологий.

Широкий тематический спектр позволил, во-первых, привлечь внимание не только педагогов, психологов, но и специалистов в области медицины, физической культуры и спорта, философии, политологии, социологии. Во-вторых, участники конференции могли выбрать наиболее удобный для себя формат выступления: офлайн, онлай или заочное участие.

Всего было представлено более 60 докладов из различных регионов Беларуси, России (11 регионов), Узбекистана, Приднестровской Молдавской Республики.

К участникам конференции с приветственным словом обратился П.В. Коваленко, кандидат технических наук, доцент, проректор по воспитательной работе Полоцкого государственного университета имени Евфроси-нии Полоцкой. Отмечая своевременность данного научного форума, он характеризовал его как «архиважный». Была отмечена определяющая роль государства в охране и укреплении здоровья молодежи, т.к. за ней - будущее. По мнению проректора, заявленная тематика должна дать начало новому направлению проведения научных исследований в университете.

А.В. Лысенко, доктор биологических наук, профессор, член российского геронтологического общества (Ростов-на-Дону), своим выступлением задала необходимый тон научной дискуссии. В частности, было отмечено, что одним из основных индикаторов благополучия страны является продолжительность жизни ее граждан. Наука и техника развиваются быстро, но это не отражается на улучшении здоровья нации и сохранении активного долголетия. По мнению докладчика, выходом из кризисной ситуации должно стать возвращение к гуманистическим идеалам и ценностям, а не использование механизма «сглаживания технической и биологической копоненты», как это предлагают глобалисты.

Особый интерес у участников конференции вызвало выступление Т.Л. Оленской, доктора медицин-скихнаук, профессора (Полоцк), которая в своем докладе затронула проблему сохранения активного образа жизни у людей старшего возраста, особенно тех, кто перенес некоторые заболевания или травмы. Их реабилитация, в первую очередь, направлена на преодоление так называемого синдрома падения. Здесь важна слаженная работа психологов и специалистов в области физической культуры.

М.В. Белавкина, кандидат педагогических наук, доцент Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), провела анализ основных социально-психологических факторов, определяющих показатели здоровья первокурсников, подчеркнув необходимость дальнейшего изучения этих детерминант в динамике. Показав значение продуманной и организованной работы, связанной с нивелированием негативных последствий указанных факторов, она обозначила ведущую роль высших учебных заведений в реализации задачи профессионального становления и здоровьесбережения студенческой молодежи.

Н.П. Радчикова, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра PsyDATA Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва), считает, что непредсказуемость современной жизни, заставляющая постоянно делать сложные выборы, является многомерным и долговременным стрессором, который может приводить к различным негативным последствиям в психологическом и физическом здоровье подростков. Их психологическое благополучие зависит от выбора способа «совладания» со стрессом. Участники конференции ознакомились с результатами исследования, поведенного на выборке 1718 подростков из разных регионов РФ. Исследование позволило выявить наиболее адаптивные для психологического благополучия подростков способы преодоления стресса.

Н.Н. Мозговая, кандидат психологических наук, доцент Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), в своем докладе обратила внимание слушателей на понятия «суверенность психологического пространства», «граница личности и жизнестойкость», считая их важными составляющими психологического здоровья обучающихся в условиях «нестабильной реальности». В современной ситуации важно понимать, как педагог может выстраивать свою профессиональную деятельность, учитывая личностные характеристики учащихся, студентов. Раскрыта значимость обозначенных конструктов для развития личности, ее психологического здоровья.

О.В. Рудыхина, кандидат психологических наук, доцент, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), свой доклад начала с обзора исследований в области проблематики «субъектности». Был сделан вывод о том, что развитие субъектного потенциала оказывает гармонизирующее влияние на разные уровни психической организации личности, в т.ч. и в аспекте показателей здоровья человека. Исследования взаимосвязи показателей субъектности и эмоционального интеллекта у студентов-психологов, проводимые автором, позволили обнаружить положительные корреляционные связи субъектности с параметрами эмоционального интеллекта. Установлено, что будущих психологов, имеющих выраженность регуляторного компонента субъектного потенциала, характеризует умение понимать собственные эмоции и управлять ими, сопереживать другим людям.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Хроника научной жизни

№ 1(41)

Об опыте применения здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании доложили преподаватели Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой А.Е. Мысливчик, О.Ю. Молчанова, В.И. Блажевич, В.Ю. Дятлов, Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко О.А Хмырова, Новосибирского государственного технического университета М.В. Зуева.

В рамках конференции для ее участников, аспирантов, магистрантов, студентов, преподавателей и сотрудников Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой был проведен мастер-класс на тему «Конфирматорный факторный анализ в разработке опросников для диагностики психического здоровья личности». Своими умениями поделилась Н.П. Радчикова, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований «PsyDATA» Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва). Все заинтересованные данной тематикой познакомились со статистическим инструментом - конфирматорным факторным анализом, который можно использовать при разработке опросников, применяемых в исследовании психического и физического здоровья личности. Конфирматорный факторный анализ проводится для подтверждения выработанных гипотез. Предполагается, что уже выявлено какое-то количество факторов, необходимых для исследования. Анализ служит инструментом для проверки правильности выработанных гипотез, подтверждения выбранной структуры.

Особый интерес мастер-класс вызвал у аспирантов, магистрантов, преподавателей кафедры технологии и методики преподавания, т.к. полученные знания и навыки работы в программе IBM SPSS Statistics возможно использовать при подготовке диссертационных исследований по психологии. Участники высказали благодарность Н.В. Радчиковой за интересную и полезную информацию.

Т.Л. Оленская, доктор медицинских наук, профессор (Полоцк), в заключительном слове выразила общее мнение всех участников конференции, поблагодарив руководство университета и организаторов за предоставленную возможность поделиться результатами своих научных теоретических и практических наработок в удобном для докладчиков формате выступления. На высоком уровне была отмечена организация научного собрания и его техническое сопровождение.

канд. пед. наук, доц. В.Н. Лухверчик, канд. ист. наук, доц. С.В. Андриевская (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.