Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Васюк А.Г. Здоровьесбережение в основе подготовки будущих социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации // Педагогика и просвещение. 2024. № 1. DOI: 10.7256/24540676.2024.1.70242 EDN: BZPKJE URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=70242
Здоровьесбережение в основе подготовки будущих социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации
Васюк Аедрей Григорьевич
кандидат психологических наук
доцент, заведующий кафедрой социальной работы, Луганский государственный педагогический
университет
291000, Россия, республика Луганская народная, г. Луганск, ул. Оборонная, 2
Статья из рубрики "Образование"
DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.70242
EDN:
BZPKJE
Дата направления статьи в редакцию:
26-03-2024
Аннотация: Предметом данной статьи является здоровьесбережение в деятельности социальных работников по преодолению рисков социальной адаптации. Объектом -подготовка будущих социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации. Рассматривая сущность социальной адаптации военнослужащих, автор называет основные этапы социальной адаптации военнослужащих, останавливается на тех, которые следует формировать в вузе, считает, что на каждом этапе должны работать разные механизмы ее формирования и развития. В статье раскрывается концептуальная суть рисков адаптации военнослужащих. Автор утверждает, что система подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий должна осуществляться в специально созданных условиях формирования субъектных качеств, психологической разгрузки, групповых и индивидуальных подходов. Здоровьесбережение, подчеркивает автор, здоровье и здоровый образ жизни должны
стать приоритетом в обучении этих студентов, делает практические рекомендации по совершенствованию здоровьесберегающих технологий в образовании как основы предупреждения рисков адаптации. Впервые автор показывает роль образования в деятельности социальных работников по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий. В статье впервые затрагивается проблема и делается обзор литературы по теме подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий. В результате анализа литературы по теме исследования автор приходит к выводу, что система подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий должна быть направлена на укрепление их здоровья, делает конкретные предложения по совершенствованию подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков адаптации у военнослужащих, называет технологии адаптации в системе подготовки социальных работников к данному виду деятельности. Особым вкладом автора является актуализация темы исследования, концептуальные подходы к ее изучению и вывод о том, что развитие культуры здоровья студентов-участников боевых действий обеспечивается практической реализацией предложенных им конкретных концептуальных положений.
Ключевые слова:
подготовка социальных работников, социальная адаптация, риски адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство, здоровьесбережение,
стрессоустойчивость, участники боевых действий, педагогический инструментарий, социальный иммунитет, адаптивный потенциал
Вполне очевидно, что от того, насколько успешной будет социальная и психологическая адаптация военнослужащих, настолько сократятся риски в сохранении их жизни, социального, психологического и психического здоровья, гражданских, общественных и законодательных норм поведения.
Зарубежные ученые, изучая сущность психологического состояния ветеранов Вьетнамской, Афганской войн, войны в Ираке, говорят о серьезных рисках развития посттравматического стрессового расстройства [Jones M., Sandin J., Goodwin L., Hull L., Fir N.T., Wessely S., et al. (2013) What explains post-traumatic stress disorder (PTSD) UK maintenance staff: deployment or something else? Psychological remedies-cine 43:17031712. doi: 10.1017/S0033291712002619 PMID: 23199850; Rona, R.J., Jones, M., Sundin, J., Goodwin, L., Hull, L., Wessely, S., et al. (2012) Prediction of persistent post-traumatic stress disorder (PTSD) in British servicemen who served in Iraq: a longitudinal study. Journal from Psychiatric Research 46:1191-1198. doi: 10.1016/j.jpsychires.2012.05.009 PMID: 226 2674], анализируют самооценку функционального здоровья и уязвимости к посттравматическому стрессовому расстройству после участия в боевых действиях [Lee Hardman urgent self-assessment of functional health and vulnerability to post-traumatic stress disorder after combat risk actors for combat-related PTSD PLOS ONE | D0I:10.1371/journal.pone.01202], прогнозируют ухудшение их состояния здоровья в случае, если не предпринимать никаких адаптационных действий со стороны государства, медицины, социальных служб [Ones, M., Roman, R.J., Hooper, Р., Havefun, С (2006) The burden of psychological symptoms in UK Armed Forces. Occupational medicine 56: 322-328. PMID: 16720583].
Мы рассматриваем социальную адаптацию, природа которой изучается с точки зрения разных направлений науки: биологии, психологии, педагогики, социологии и др. Из этого следует, что адаптация - понятие общенаучное [Муровцева О.В. Адаптация как общенаучное понятие. Могилев, 1986.]. Однако все они сходятся в одном: по сути адпаптация - это системный механизм биологического, физиологического и психологического приспособления человека через активизацию, формирование, развитие тех субъектных качеств личности, которые помогают ему выжить в новых условиях жизни.
Для военнослужащих социальная адаптация делится на три этапа: подготовительный, в ходе службы и после службы в армии. Успешный процесс адаптации жизненно важен для тех военнослужащих, которые принимают или принимали участие в боевых действиях [Riviere LA, Kendall-Robbins A, McGurk D., Castro California, Gohe CW (2011) Returning home can do harm: risk factors for mental health disorder in American reservists after deployment to Iraq. Brit J Psychiat 198: 136-142. doi: 10.1192 / bjp.bp. 110. 084863 PMID: 21282784].
Отметим, что вуз способен наиболее успешно решать два этапа: подготовительный к службе в армии этап адаптации и после увольнения военнослужащих в запас. Образовательная адаптация трансформирует и переключает психологические проблемы уволенных в запас военнослужащих на формирование субъектной профессиональной деятельности, постепенно сглаживая риски.
Образовательная адаптация - это адаптация к системе образования, воспитательной работы и просвещения, которая формирует ценностно-ориентированную систему в развитии личности. Однако адаптация человека зависит от сложного воздействия природных, генетических и географических факторов. Однако последнее не играет решающей роли в социализации индивида. Адаптивное изменение - это сознательное изменение, которому подвергается человек в результате перемен. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого человека важно быть готовым сознательно пересматривать свою жизненную позицию в критические периоды, поворотные моменты и новые ситуации. Это реальная предпосылка для подготовки к полноценной активной адаптации [Романова, И.В., Романова, Н. П., Шарова, Т.В. Социальная адаптация как феноменологическая категория. Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. №6(73). С.122-135.].
Независимо от этапа для успешной адаптации человек должен обладать такими общими чертами субъектности, как коммуникативность, жизнестойкость (резильентность), ответственность, мобильность, организованность. Их несформированность ведет к рискам адаптации военнослужащих на любом этапе.
Риски адаптации заключаются в потере здоровья, психологической травме, ведущей к девиантному, делинквентному (антиобщественному, криминальному) или аддиктивному (алкогольная, наркотическая и другие формы зависимости) поведению, сопровождающемуся проявлениями немотивированной агрессии, жестокости, а иногда, инфантилизма, беспомощности [Разов, П.В., Евенко, С.Л. Риски социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, к условиям гражданской жизни в россии и стратегии их преодоления : монография. DOI: https://doi.org/10.12737/1078930. ISBN :978-5-16-016044-3; Leard Mann. (2020). lowercase self-assessment of functional health and vulnerability to post-traumatic stress disorder after a fight Risk factors for combat-related PTSD PLOS ONE D0I:10.1371].
Как полагает П.В. Разов: «Рискологическая концепция с момента выхода в свет знаменитой работы У. Бека об обществе риска поддерживает свой рейтинг высоковостребованной и популярной научной теории [Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000.]. К ней обращаются исследователи самых различных научных отраслей знания (социологии, политологии, культурологии, экономики, психологии и т.д.) с различными тематическими сюжетами. Разобраться в методологическом пространстве порой непросто, так как оно изобилует определениями, подходами, концептами» [Разов П.В. Стратегии самоуправления рисками социальной адаптации военнослужащих запаса в контексте модификации их адаптивной культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5. С. 156-160.].
Ученые А.П. Альгин, В.И. Зубков, Ю.А. Зубок, С.А. Кравченко, А.В. Мозговая, С.М Мягков, К.А. Феофанов, О.Н. Яницкий и др. отмечают, что в современных исследованиях российских ученых наиболее изученными являются социокультурные и психологические направления механизмов формирования субъектности во избежание рисков. Добавим, что не менее важным является социальное направление, поскольку от социального статуса, уверенности в завтрашнем дне (трудоустройство, семья, жилье и пр.) во многом зависит и психологическое и культурологическое самоопределение человека.
Многие из военнослужащих получили ранения, психологические травмы, а потому нередко перед ними встает вопрос о возможности получить новую профессию или повысить свой профессиональный уровень. Вузы должны быть к этому готовы.
В письме Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «О мерах поддержки обучающихся, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции» обращается внимание на то, что вузы обязаны обеспечить соблюдение прав этой категории граждан в период их обучения в вузе. С этой целью образовательное учреждение должно предоставить таким обучающимся льготные места в общежитии, социальную стипендию и снижение или полное освобождение от оплаты за обучение за счет вуза (Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 мая 2023 года «О мерах поддержки обучающихся, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции» № МН-7/1726). Инвалидам войны в период обучения вуз должен предоставить все льготы, назначенные государством.
Участвуя в боевых действиях, одни из них закалили свой характер, силу воли, научились достигать цели, другие - стали добрее, чутче, научились заботиться о себе и других. Однако есть то, что всех их объединяет. Они долгое время находились между жизнью и смертью, то есть находились в тяжелейших стрессовых условиях. Многие из них имеют посттравматический синдром [Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: краткая история изучения психологических последствий участия в боевых действиях // Армия и общество. 1999. № 2.]. Эти студенты требуют особого внимания, основанного на психолого-педагогическом подходе, задача профессорско-преподавательского состава вуза - адаптировать их к мирной жизни.
Современные военные операции отличаются постоянной новизной, а условия, далекие от равновесия, характеризуются динамикой, требующей непрерывной адаптации [Zoltan, Jobbagy. On adaptation in military operations: improvement and upward prospects // (October 2014). Academic and applied research in the field of military and public administration13(3): 389-396 DOI:10.32565/aarms.2014.3.1]. Развитие личностных качеств, помогающих человеку раскрывать собственные психологические,
биологические и физические резервы, - это именно та задача, которая стоит перед студентами, готовящимися к участию в боевых действиях.
Снять внутреннее напряжение, поверить в свои силы, найти себя на новом профессиональном поприще, научиться взаимодействовать с любым контингентом людей - задача, стоящая перед студентами, имеющими опыт боевых действий и как следствие получивших посттравматический синдром.
Ученые постоянно работают над этой проблемой. Однако в основном это практические советы психотерапевтического характера [Победить ПТСР методом пролонгированной экспозиции. Рабочая тетрадь клиента. — Оласов-Ротбаум Б., Фоа Э., Хембри Э., Раух Ш., 2020. 978-5-907203-50-1; Терапия комплексного посттравматического стрессового расстройства. Практическое руководство Ариэль Шварц, 2020. ISBN: 978-5-907203-45-7; Решетников, Михаил Михайлович. Психическая травма = Psychic Trauma : монография. Санкт-Петербург : Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. ISBN 5-88787038-9 и др.]. В последнее время появляются учебники для вузов по преодолению посттравматического расстройства [Кадыров, Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD) : учебник и практикум для вузов 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 644 с. (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12558-0.]. Научной и научно-методической литературы по подготовке социальных работников к деятельности по предотвращению рисков адаптации к мирной жизни, явно недостаточно.
На поле боя многое зависит от подготовленности бойцов и командиров. Как отмечают Steve Boylan и Kenneth Turner, «Командиры корпусов и дивизий должны создавать командный климат, который является инклюзивным и способствует адаптивному мышлению. Между лидерами должны существовать прочные связи, основанные на взаимном доверии и общем чувстве цели, которые обеспечивают свободный поток идей, в том числе от многонациональных союзников и партнеров. Особенно в современную цифровую эпоху старшие командиры в крупномасштабных боевых операциях должны перемещаться по полю боя, быть лидерами присутствия и вовлекать солдат в диалог. Иерархия на поле боя и совместная работа позволяют командирам корпусов и дивизий получать и поддерживать ситуационное понимание обстановки. Они могут эффективно снижать риски и обеспечивать адаптивность организаций за счет точного распределения ресурсов для ведения боевых действий [Steve, Boylan and Kenneth, Turner. Developing Organizational Adaptability to a Challenging Environment. The Journal of Leadership Education. 2017. 16(2). 184.]. Подготовка социальных работников направлена на формирование компетенций, субъектных личностных качеств, способствующих успешной адаптации бойцов в условиях военных действий.
Как видим, в каждый период адаптации - разные механизмы. У тех, кто только готовится служить - развитие субъектных качеств, которые являются опорой в адаптации к трудной жизненной ситуации, у тех, кто служит - включение всех личностных качеств, способствующих успешной адаптации и выживанию, у тех, уже отслужил и решил получить мирную профессию - поддержка, сопровождение, снятие стресса и посттравматического синдрома.
Обработка информации, гибкость реагирования центральной нервной системы, нарушение функции центральной нервной системы отражает глубину компенсаторного повреждения при посттравматическом стрессовом расстройстве. Одним из наиболее доступных успешных адаптационных механизмов в вузе является программа здоровьесбережения.
Сохранение и укрепление здоровья - это главная цель, которая должна сопровождать обучение студентов, готовящихся к службе в армии и уволившихся в запас с посттравматическим синдромом. Исходя из этого, в основу системы подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий в первую очередь должна быть включена здоровьесберегающая (оздоровительная) программа [Исхакова, А.Т., Исхакова, Г.Т. Здоровьесберегающие технологии как средство адаптации студентов к процессу обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020. №6(85). С.157-159.].
Профессия социального работника имеет несколько граней: она имеет гуманистическую направленность, потому близка защитникам Родины; она сама по себе травматична, поэтому социальные работники по роду своей деятельности должны владеть методами адаптации; студенты, получившие контузии или ранения в ходе военных операций, вместе с восстановлением здоровья, должны адаптироваться к гражданской жизни, условиям обучения, новому режиму дня, нагрузкам совершенно другого характера. С целью алаптации обучающихся необходимо использовать весь арсенал педагогического инструментария формирования стрессоустойчивости в подготовке социальных работников [Васюк А. Г.Педагогический инструментарий формирования стрессоустойчивости в подготовке социальных работников. ЧЕЛОВЕК. НАУКА. СОЦИУМ 2023. №4. С.33-51.].
Здоровье - это состояние, помогающее достигать своих материальных, моральных и духовных потребностей, всяческого благополучия, жизненного успеха с помощью открытия тех физических, психических и других жизнеспособных резервов организма, которые есть у каждого человека. Здоровье - это ценностная категория, гарантируемая каждому гражданину государством. Так, основной закон - Конституция Российской Федерации (Гл. 2. Права и свободы человека и гражданина, ст. 41) гласит:
1. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
С точки зрения подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий, в теории укрепления социального здоровья личность рассматривается как социальная характеристика человека, исследуются позитивные характеристики включенности личности в социальные отношения, удовлетворенность ими, своей ролью и местом в них [Голиков, В.Д. Социальный портрет ветеранов // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: юбилейный сборник. Уфа: издат. комплекс УГАТУ, 2006. С. 36-44.].
Компенсация при различных степенях посттравматического синдрома имеет различную стратегию адаптации организма к информационным нагрузкам, связанную с затратами физиологической активности во время психоэмоционального стресса.
Анализ научной литературы показывает, что одним из важнейших показателей преодоления различных социальных рисков участниками боевых действий является их успешная социальная адаптация. Возвращаясь в привычный ранее социум, участник боевых действий может первое время испытывать психологический дискомфорт, так как в социальной сфере общества формируются специфические социальные отношения, зависящие от условий, рода деятельности, возраста и характера взаимодействия. Они
играют ключевую роль в формировании и развитии социального здоровья личности, под которым понимается совокупность особых способностей и качеств личности, обеспечивающих успешную социальную адаптацию в обществе [Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв.ред. Е.В. Шорохова, М.И.Бобнева. М., 2016 - С.254-278.; Meta-analysis of risk factors for combat-related PTSD among military personnel and veterans / Chen Xue, Yang Ge, Bihan Tang, Yuan Liu. (March 2015) PLoS ONE 10(3): 0120270 D01:10.1371/ journal.pone. 0120270].
Успешная социальная адаптация человека в обществе предполагает, во-первых, способность и готовность приспосабливаться к постоянно меняющимся социальным условиям среды, в которой находится субъект, во-вторых, способность контролировать в этой социальной среде свое поведение в соответствии принятым установкам и нормам, в-третьих, коммуникативная способность, то есть умение взаимодействовать с окружающими его людьми. Социальное здоровье считается характеристикой человека, обладающего социально значимыми смыслами и ценностями, лежащими в основе его повседневного социально ответственного поведения.
И. С. Ларионова и соавт. подчеркивают, что здоровье как ценность состоит из двух основных составляющих [Ларионова Т.К., Даукаев Р.А., Землянова М.А., Зайцева Н.В., Аллаярова Г.Р., Зеленковская Е.Е., Фазлыева А.С.Ларионова А.Н., Тихонова И.В. Использование биологического мониторинга для оценки вреда здоровью в условиях загрязнения окружающей среды металлами. Здоровье населения и среда обитания -ЗНиСО. 2023;31(6):44-53.]:
1. Набора возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья.
2. Отношения субъекта к своему здоровью, выраженного в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью.
Здоровье - это уникальное благо, которое является ценностным смыслом в жизни отдельного человека и, следовательно, обеспечивает жизнь человечества как высшую ценность. Социальное здоровье - это показатель качества жизни, наличие социокультурной образовательной среды - формирование сознательно ответственной внутренней позиции личности по отношению к здоровью. Здоровье как социальная ценность - это важность степени реализации значимых жизненных возможностей для отдельного человека и социальной группы. Высокий или достаточный уровень социальной адаптивности придает социальности ценностную характеристику здоровья, поскольку она выражает важность определенных социальных связей, место и роль человека в решении социальных проблем.
Образование способно включить в систему подготовки оздоровительные программы, чтобы это стало возможно, поэтому одной из особенностей обучения таких студентов является организация здоровьесберегающих условий. Нельзя не согласиться с Н.Н. Малярчук [Малярчук Н.Н. Факторы и культура здоровья педагогов. Народное образование. 2013. №6. С.129-140.], которая уверена, что основой укрепления здоровья является культура здоровья как система смысловых установок, ценностей, знаний, эмоциональных и произвольных переживаний человека и его готовности проводить оздоровительные мероприятия в образовательном учреждении. Развитие культуры здоровья студентов-участников боевых действий обеспечивается практической реализацией следующих концептуальных положений:
- гуманистически ценностная направленность профессии социального работника основана, прежде всего, на сохранение и укрепление здоровья;
- позиция социального работника как субъекта оздоровительной деятельности приводит к необходимости выстраивать образовательный процесс без ущерба для здоровья личности обучающихся;
- основным условием эффективной оздоровительной деятельности студентов -участников боевых действий - является достижение психосоматического благополучия и валеокомпетентности и др.
Научные исследования последних лет показывают, что большинство работ посвящено традиционным методам укрепления здоровья, а также поддержания здорового образа жизни студентов, и лишь немногие исследователи (Р. И. Айзман, Н.П. Абаскалова, Н.М. Амосов, И. И. Брехман, Е. Н. Вайнер, В. И. Казаренков, Е. М. Казин, Н. Е. Касаткина, В В. Колбанов, А. 3. Рахимов, Е. Л. Руднева, И. А. Свиридова, Л. Г. Татарникова, Л. Ф Тихомирова и др.) говорят о необходимости создания особых условий для здоровьесберегающего образовательного процесса, а именно: применение методов саморегуляции и адаптации к условиям обучения студентов, диагностику уровня их здоровья, валеологическую подготовку педагогов, методы здоровьесберегающей деятельности и др.
Такой подход не противоречит общему настрою подготовки будущих специалистов в вузе. А.Ю. Осипов, И.А. Толстопятов, А.В. Лукин и B.C. Спирин отмечают, что в нынешних сложных социально-экономических условиях физическая подготовка и здоровье молодого специалиста станут важнейшим фактором успеха его будущей профессиональной и общественной деятельности, поскольку, к сожалению, физическое состояние здоровья большинства современных российских студентов, даже тех, кто не участвовал в боевых действиях, далеко от оптимального. Авторы рассматривают возможность сохранения здоровья студентов старших курсов и выпускников путем внедрения эффективных оценочных систем физкультурно-спортивной деятельности студентов в образовательном процессе [Сохранение физического здоровья студентов старших курсов обучения / А.Ю.Осипов, И.А.Толстопятов, А.В.Лукин, В.С.Спирин // Russian Journal of Education and Psychology.2016. №3(2)59.].
В образовательном учреждении необходимо создавать условия для поддержания здоровья, направленные на формирование и развитие знаний, навыков, установок, убеждений, навыков и практических умений здорового образа жизни как формы социальной активности личности (Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 мая 2023 года «О мерах поддержки обучающихся, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции» № МН-7/1726).
Социальный иммунитет призван обеспечить безопасное функционирование и развитие общества, он рассматривается как [Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов [Текст] / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. - О.: Наука и техника, 2008. - 556 с.]:
- адаптивный потенциал и способность личности и общества распознавать и противостоять социальным рискам, связанным с вторжением в общество чужеродных ценностей, культурных образцов и норм, которые разрушают целостность этого общества;
- защитный механизм, который, во-первых, позволяет обществу регулировать уровень
риска за счет невосприимчивости и устойчивости к чуждым ему деструктивным элементам, а во-вторых, способствует поддержанию стабильности и высокой адаптивности внутренней среды.
Наполненность учебного процесса социальными, социокультурными, социально-экономическими, социально-политическими и правовыми регуляторами поможет совершенствованию уровня преодоления социальных рисков как совокупность мер, направленных на упорядочение процессов поддержания баланса благоприятных социальных условий.
Подготовить социальных работников к службе в армии - это не значит научить читать мысли врага или заглядывать в будущее. Это значит научиться регулировать свои эмоции и состояния в разумных пределах. Как в бою, так и в гражданской жизни есть вещи, которые не зависят от человека. Солдат не может контролировать передвижения противника или всегда предсказывать его следующую атаку. Однако он может максимально адаптироваться, воспринимая любую ситуацию, включая субъектные качества личности, которые работают ему на пользу. К ним относятся физическая подготовленность, организованность, соблюдение дисциплины и стратегическое мышление. Адаптация заключается не в том, чтобы контролировать все, главное -вовремя справиться со стрессом и уметь принять правильное решение.
Таким образом, система подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий должна основываться на создании условий для укрепления их социального, психического и физического здоровья.
Система подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации является важнейшим механизмом поддержания, укрепления и развития социального здоровья студентов, принимающих или принимавших участие в боевых действиях.
Анализ научной литературы позволяет нам сделать практические рекомендации по совершенствованию здоровьесберегающих технологий в системе подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий:
1 . Разработка программы по формированию здорового образа жизни в системе подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий.
2 . Включение в учебный план вуза по направлению подготовки «Социальная работа» дисциплин или тем-модулей, способствующих формированию теоретических знаний и практических навыков здоровьесберегающего поведения.
3 . Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе не только для студентов, но и для сотрудников вуза (конкурсов, соревнований, тренингов, коучингов, тренировок и т. п.).
4. Развитие здоровьесберегающей инфраструктуры в республике (создание нормативно-правовой базы по совершенствованию здоровьесберегающих мероприятий, создание некоммерческих спортивных сооружений, площадок, клубов, бассейнов, тренажерных залов, беговых и велосипедных дорожек и пр.) для участников боевых действий.
5 . Развитие и повышение качества научно-исследовательской и инновационной
деятельности в системе подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий.
6 . Подготовка профессорско-преподавательского состава к эффективному применению технологий здоровьесбережения в системе подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий.
Таким образом, в современных условиях развития общества возникла необходимость готовить будущих социальных работников к службе в армии, к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации бойцов, а также обучать с целью адаптации к мирной жизни военнослужащих, уволенных в запас.
Библиография
1. Jones M., Sandin J., Goodwin L., Hull L., Fir N.T., Wessely S., et al. (2013) What explains post-traumatic stress disorder (PTSD) UK maintenance staff: deployment or something else? Psychological remedies-cine 43:1703-1712. doi: 10.1017/S0033291712002619 PMID: 23199850.
2. Rona, R.J., Jones, M., Sundin, J., Goodwin, L., Hull, L., Wessely, S., et al. (2012) Prediction of persistent post-traumatic stress disorder (PTSD) in British servicemen who served in Iraq: a longitudinal study. Journal of Psychiatric Research 46:1191-1198. doi: 10.1016 / j.jpsychires. 2012.05.009 PMID: 22682674.
3. Lee, Hardman urgent self-assessment of functional health and vulnerability to posttraumatic stress disorder after combat risk actors for combat-related PTSD PLOS ONE | D0I:10.1371/journal.pone.01202
4. Оnes, M., Roman, R.J., Hooper, Р., Havefun, С. (2006) The burden of psychological symptoms in UK Armed Forces. Occupational medicine 56: 322-328. PMID: 16720583.
5. Муровцева, О.В. Адаптация как общенаучное понятие. Могилев, 1986.
6. Riviere, L.A., Kendall-Robbins, A., McGurk, D., Castro California, Gohe CW (2011) Returning home can do harm: risk factors for mental health disorder in American reservists after deployment to Iraq. Brit J Psychiat 198: 136-142. doi: 10.1192 / bjp.bp. 110. 084863 PMID: 21282784.
7. Романова, И.В., Романова, Н. П., Шарова, Т.В. Социальная адаптация как феноменологическая категория. Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. №6(73). С.122-135.
8. Разов, П.В., Евенко, С.Л. Риски социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, к условиям гражданской жизни в россии и стратегии их преодоления : монография / НИЦ ИНФРА-М, 2020. DOI: https://doi.org/10.12737/1078930. ISBN: 978-5-16-016044-3.
9. Leard, Mann. (2020). lowercase self-assessment of functional health and vulnerability to post-traumatic stress disorder after a fight Risk factors for combat-related PTSD PLOS ONE DOI: 10.1371.
10. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой.-М.: Прогресс-Традиция, 2000.
11. Разов, П.В. Стратегии самоуправления рисками социальной адаптации военнослужащих запаса в контексте модификации их адаптивной культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5. С. 156160.
12. Съедин С.И., Абдурахманов, Р.А. Психологические последствия воздействия боевой
обстановки: краткая история изучения психологических последствий участия в боевых действиях // Армия и общество. 1999. № 2.
13. Zoltan, Jobbagy. On adaptation in military operations: improvement and upward prospects // (October 2014). Academic and applied research in the field of military and public administration13(3): 389-396 D01:10.32565/aarms.2014.3.1
14. Победить ПТСР методом пролонгированной экспозиции. Рабочая тетрадь клиента / Оласов-Ротбаум Б., Фоа Э., Хембри Э., Раух Ш., 2020. 978-5-907203-50-1.
15. Ариэль Шварц. Терапия комплексного посттравматического стрессового расстройства. Практическое руководство. 2020.ISBN: 978-5-907203-45-7.
16. Решетников, Михаил Михайлович. Психическая травма = Psychic Trauma : монография. Санкт-Петербург : Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. ISBN 5-88787-038-9
17. Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD) : учебник и практикум для вузов 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 644 с. (Высшее образование).
18. Steve, Boylan and Kenneth, Turner. Developing Organizational Adaptability to a Challenging Environment. The Journal of Leadership Education. 2017. 16(2). 184.
19. Исхакова А.Т., Исхакова, Г.Т. Здоровьесберегающие технологии как средство адаптации студентов к процессу обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. №6(85). С.157-159.
20. Васюк, А. Г. Педагогический инструментарий формирования стрессоустойчивости в подготовке социальных работников // Человек. Наука. Социум. 2023. №4. С. 33-51.
21. Голиков, В.Д. Социальный портрет ветеранов // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: юбилейный сборник. Уфа: издат. комплекс УГАТУ, 2006. С. 36-44.
22. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв.ред. Е.В. Шорохова, М.И.Бобнева. М., 2016. С. 254-278.
23. Meta-analysis of risk factors for combat-related PTSD among military personnel and veterans / Chen Xue, Yang Ge, Bihan Tang, Yuan Liu. (March 2015) PLoS ONE 10(3): 0120270 DOI: 10.1371/ journal.pone. 0120270.
24. Использование биологического мониторинга для оценки вреда здоровью в условиях загрязнения окружающей среды металлами / Ларионова Т.К., Даукаев Р.А., Землянова М.А., Зайцева Н.В., Аллаярова Г.Р., Зеленковская Е.Е., Фазлыева А.С., Ларионова А.Н., Тихонова И.В. Здоровье населения и среда обитания // ЗНиСО. 2023;31(6):44-53.
25. Малярчук Н.Н. Факторы и культура здоровья педагогов // Народное образование. 2013. №6. С. 129-140.
26. Сохранение физического здоровья студентов старших курсов обучения / А.Ю.Осипов, И.А.Толстопятов, А.В.Лукин, В.С.Спирин // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №3(2)59.
27. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов [Текст] / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. - О.: Наука и техника, 2008. - 556 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование представлена работа «Здоровьесбережение в основе подготовки будущих социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации».
Предмет исследования. Автором была рассмотрена проблема подготовки будущих социальных работников к службе в армии и деятельности по преодолению рисков социальной адаптации бойцов, а также обучение с целью адаптации к мирной жизни военнослужащих, уволенных в запас.
Методологией исследования являются подходы отечественных и зарубежных ученых, которые рассматривают особенности подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации.
Актуальность исследования. Затронутая автором проблема является актуальной. Научная новизна исследования заключается в том, что авторами:
- предложены практические рекомендации по совершенствованию здоровьесберегающих технологий в системе подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий,
- проведен теоретический анализ затронутой проблемы и конкретизированы определяющие понятия;
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы не прослеживается четко. Автором не выделены основные смысловые части.
В работе не представлена вводная часть, не выделены объект, предмет, цель и задачи, а также методы.
Основной раздел содержат теоретическое описание. Автором описаны подходы зарубежных ученых, которые изучают сущность психологического состояния ветеранов Вьетнамской, Афганской войн, войны в Ираке, а также их серьезные риски развития посттравматического стрессового расстройства. В работе определены феномены «социальная адаптация», «адаптация», «образовательная адаптация», а также описано содержание основных этапов социальной адаптации военнослужащих. Особое внимание в работе уделено описанию общих черт субъектности, а также рисков адаптации (потеря здоровья, психологическая травма и пр.).
Проведенный анализ позволил отметить дефицит теоретических и практических подходов к работе с посттравматическим синдромом военнослужащих и сопровождения каждого этапа адаптации военнослужащих. В то же время, анализ научной литературы показывает, что одним из важнейших показателей преодоления различных социальных рисков участниками боевых действий является их успешная социальная адаптация. Одним из важнейших разделов статьи является раздел, который рассматривает здоровье как ценность, развитие культуры здоровья и ее формирования у военнослужащих, а также особенности поддержания социального иммунитета.
Следующий раздел посвящен описанию практических рекомендаций по совершенствованию здоровьесберегающих технологий в системе подготовки социальных работников к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации среди участников боевых действий, которые были разработаны на основе анализа научной литературы.
Проведенное исследование позволило отметить, что в современных условиях развития общества возникла необходимость готовить будущих социальных работников к службе в армии, к деятельности по преодолению рисков социальной адаптации бойцов, а также обучать с целью адаптации к мирной жизни военнослужащих, уволенных в запас.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 27 отечественных и зарубежных источников, незначительная часть которых издана за последние три года. В списке представлены, в основном, статьи и тезисы. Помимо этого, имеются также монографии, методические и учебные пособия и интернет-источники. Источники оформлены, в основном, некорректно и неоднородно. Апелляция к оппонентам. Рекомендации:
- требует уточнения и продолжения фразы: «Вполне очевидно, что от того, насколько успешной будет социальная и психологическая адаптация военнослужащих, настолько сократятся риски в сохранении их жизни, социального, психологического и психического здоровья, гражданских, общественных и законодательных норм поведения»;
- необходимо структурировать статью, выделить вводную, основную и заключительные ч а с ти;
- определить актуальность, выделить проблему; обозначать объект, предмет, цель, задачи, методологию и методы исследования;
- в соответствии с требованиями оформить ссылки на источники;
- оформить библиографический список в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- более подробно представить и описать полученные результаты, а также предлагаемые рекомендации.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью; будет интересна специалистам, которые занимаются проблемами подготовки социальных работников, в частности, в ситуации преодоления рисков социальной адаптации. Статья может быть рекомендована к опубликованию, важно учесть выделенные рекомендации. Это позволить представить в редакцию научно-исследовательскую статью, отличающуюся научной новизной и значимостью.