Психологические науки
УДК 150
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА «ПАРАДИГМА». ЛЕТО - 2015 (ВАРНА, БОЛГАРИЯ): ПРЕДИСЛОВИЕ К ТОМУ 4 «ПСИХОЛОГИЯ» И СОДЕРЖАНИЕ
Л. Ф. Чупров, «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия)., e-mail: [email protected]
Резюме. Обзорная статья по библиографии работ летней научной школы «Парадигма» (Варна, Болгария, 20-23 августа 2015 г). Предисловие к тому 4 «Психология», списки работ, опубликованных в томе 4 «Психология» и в «Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma».
Ключевые слова, психология, конференция, библиография, избранные страницы.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТОМУ 4 «ПСИХОЛОГИЯ»
Уважаемые читатели, коллеги!
Вашему вниманию предлагаются статьи авторов, приславших свои работы на конференцию по разделу психологических наук.
Международная конференция летней научной школы «Парадигма» объединила на своей площадке плеяду ученых, аспирантов, докторантов и специалистов из ряда стран.
В данной конференции приняли участие психологи, представители Болгарии, России, Украины, Узбекистана.
Интересна и тематика сообщений, охватывающая довольно широкий спектр научных направлений внутри психологических наук.
Помимо традиционных направлений, которые привычны восприятию любого специалиста этой науки, несколько авторов представили и совершенно новые, или достаточно новые темы сообщений по использованию IT в психологии.
Общие интересы, сегоднешнее реальное и будущее грядущее развития психолого-педагогических наук и является на данный момент объединяющим научное сообщество ученых, аспирантов, докторантов, магистров и практиков образования.
Мероприятие, проводимое научным журналом «Гуманитарные исследования» и НИИ «Парадигма» при активности и инициативе состава авторитетных участников «Портала аспирантов» [www.aspirantura.spb.ru], а также при участии авторитетнейших ученых, вошедших в Организационный комитет мероприятия, превратило идею в настоящий международный форум.
Нынешний опыт вселяет уверенность, что и дальнейшие мероприятия Международной научной школы «Парадигма» будут столь же успешны, и еще более расширятся географические границы нашего сотрудничества в области педагогических наук по взаимообмену опытом, наработками, идеями, применительно к решению проблем в дошкольном и школьном образовательных учреждениях, подготовки специалистов в высшей школе, а также актуальных на сегодняшний день проблем психологической науки.
СОДЕРЖАНИЕ ТОМА 4 «ПСИХОЛОГИЯ» [1]
Андронникова О.О. Специфика сценария жизненного пути у вик-
тимных мужчин и женщин различной гендерной дифференциации.............8
Арпентьева М.Р. Жизнеутверждающий потенциал взрослой личности в профилактике психических расстройств.........................................22
Арпентьева М.Р. Менеджер: профессиональный отбор и развитие
..........................................................................................................................34
Ахметова Л.В., Назарова А.М. Исследование взаимосвязи уровня учебных достижений обучающихся подростков с их когнитивными способностями ...........................................................................................................50
Балакирева В.А. Освоение продуктивной деятельности учащимися
начальной школы ..........................................................................................59
Балканска П.А., Георгиев Н.Р. Психо-педагогические методы предотвращения школьной тревожности...........................................................64
Белобрыкина О.А., Воробьева П.С. Психологические дескрипторы эмоциональной компетентности современных дошкольников...................70
Bugaitsova A.S. Self-sufficiency of a person, axiological approach .... 80 Василенко И.А. Особенности межличностных отношений у лиц с
различным уровнем агрессивности..............................................................84
Вдовиченко О.В. Экспресс-диагностика деструктивного риска .... 89 Гейдебрехт Н.А., Белобрыкина О.А. Графическая специфика рисунков младших школьников с разным типом репрезентативной системы и
ее значение в дифференциальной психологической диагностике..........100
Георгиева Жульетта Исследование уровня тревожности у пациентов с ожирением............................................................................................107
Гриднева Л.Г., Гриднев Ю.В. Одежда, головной убор, как компоненты невербального общения...................................................................115
Емельянов Ф.Г. Онлайн-игра как феномен виртуальной культуры (к
вопросу о формировании идентичности)................................................118
Ефимова А.В. Исследование психологических факторов, сопровождающих старшеклассников (8 - 11 классы) в процессе их обучения в математическом лицее.....................................................................................125
Илюшина М.И. Психологические настольные игры для родителей и
специалистов.................................................................................................132
Кабешева А.А. Изучение эмоциональных состояний студентов в зависимости от условий использования мобильного телефона...................137
Kazanzhy M.I. The role of facilitation and inhibition in human life......151
Каргина Н.В. Личностные барьеры психологического благополучия
........................................................................................................................158
Ковалева Ю.В., Плужников А.С. Социальные и индивидуальные
регуляторы поведния на разных этапах жизненного цикла семьи..........163
Костригин А.А. «Описательная психология» В. Дильтея и «Психология живой личности» В.А. Снегирева. сравнительно-исторический анализ..................................................................................................................169
Костригин А.А. Портрет идеального дошкольника-выпускника. сравнительный анализ теоретической модели Д.Б. Эльконина и эмпирической модели представлений заведующих дошкольными образовательными
учреждениями................................................................................177
Лимонченко Р.А., Белобрыкина О.А. Особенности проявления социальных эмоций у подростков с поведенческими нарушениями...........185
Мазилов В.А. Кризис психологии. существовала ли Троя?.........194
Мазилов В.А. Психологии академическая и психология практическая: поиск путей к консенсусу....................................................................212
Мантикова А.В. Факторы инициализации взрослости у современной
городской молодежи.....................................................................................250
Обухов М.А. Рекурсивная модель описания психических явлений в
клинической практике медицинского психолога........................................254
Олейник А.О. Особенности взаимосвязи самоотношения с механизмами психологической защиты и копинг-стратегиями в подростковом
возрасте........................................................................................................261
Оршацкая С.В., Белобрыкина О.А. Компаративные дескрипторы рисунков праворуких и леворуких детей и их место в проективной диагностике..............................................................................................................267
Панферова А.С. Влияние эмоционального интеллекта на эффективность работников..............................................................................277
Перов Е.В. Общественное настроение как составляющая конфлик-
тогенности общества...................................................................................284
Попов Теодор Некоторые размышления об одаренных детях, таланте и гениальности....................................................................................290
Пфау Т.В., Грачева А.А. Нервно-психическая устойчивость медицинских сестер кардиологического отделения...........................................294
Пфау Т.В., Дубовский Е.С. Возрастные особенности самосознания
женщин-педагогов........................................................................................300
Пфау Т.В., Лейман Ю.С. Личностные особенности как факторы, способствующие социально- психологической адаптации юношей - спортсменов ...........................................................................................................307
Пфау Т.В., Тепляшин С.Н. Особенности проявлений агрессивности подростков из семей мигрантов, проживающих в Республике Хакасия... 312
Пфау Т.В., Якимова Я.А. Смысложизненная концепция безработных граждан зрелого возраста....................................................................316
Сабанин П.В., Чупров Л.Ф., Ропотько Н.В. Исследование межрегиональных особенностей развития словесно-логического мышления
младших школьников...................................................................................324
Саипова М.Л. Манипулятивный подход в педагогическом общении: основные признаки и индикаторы...............................................................328
Стоюхина Н. Ю. Отражение истории советской психотехники 19201930-х гг. в научной литературе: обзор источников..................................332
Trendafilova P.D. Child sexual abuse in Bulgaria.............................347
Усманова М.Н., Бафаев М.М. Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации к обучению у студентов в высшем учебном заведении .................................................................................................................352
Устинов Д.В., Устинова Н.В. Проблема учета психологического атрибута неосознанного в формировании понятия мотива преступления.. 360
Ушакова Т.Ю. Теоретический анализ психодиагностического инструментария исследования ответственности..............................................370
Фотекова Т.А., Захаренко Н.В., Масалович Ю.М. Особенности
высших психических функций сельских и городских детей.......................377
Чиканова Н.А. Образ Н.М. Ядринцева в контексте формирования
региональной идентичности сибиряков в конце XX - начале XXI вв.......383
Чудакова В.П. Психолого-организационная технология формирования готовности к инновационной деятельности как средство развития конкурентоспособности личности..................................................................393
Чупров Л.Ф. Психологическая казуистика: анализ судебного экспертного искусствоведческого заключения (обнаружение фальсификации
работ И.С.Кона)............................................................................................402
Щукин А.С. Ретиальная коммуникация и информационная технология ............................................................................................408
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ПСИХОЛОГИЯ» в «Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria)» [2]
Psychology
Andronnikova O.Ü. The specifics of the scenario the way of life of
victimization of men and women of different gender differentiation..................72
Akhmetova L.V., Nazarova A.M. Investigation of connection of teenagers' academic achievements level and their cognitive abilities............84
Belobrykina O.A., Vorobyova P.S. Psychological descriptors of
emotional competence of modern preschool children.......................................90
Fotekova T.A., Zaharenko N.V., Masalovich Y.M. The features of the
higher mental functions of rural and urban children...........................................99
Gridneva L.G., Gridnev Y.V. Clothes, headgear, as components of nonverbal communication......................................................................................104
Perov E.V. Public mood as a component of the conflictogenity of society
......................................................................................................107
Sabanin P.V., Chuprov L.F., Ropotko H.V. Inter-regional features
research of younger schoolboys verbal thinking development........................112
Stoyukhina N.Yu. Reflection of history of the Soviet psychoequipment of
the 1920-1930th in scientific literature: review of sources...............................115
Ustinov D.V., Ustinova N.V. Problem the formation of concept motives
crime with the use of psychological attribute undeliberate...............................128
Yefimova A.V. Research of the psychological factors accompanying seniors (8 -11 classes) in the course of their training in mathematical lyceum..............................................................................................................136
Литература:
1. Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 4: Психология: сборник научни статии / под ред. А. В. Берлов, Л. Ф. Чупров.
- Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - 414 с.
2. Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria)/ Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A. V. Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L. F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E. K. Yanakieva. - Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2015.
- 144 p.
Chuprov L.F. Mezhdunarodnaja nauchnaja shkola «Paradigma». Leto -2015 (Varna, Bolgarija): predislovie k tomu 4 «Psihologija» i soderzhanie / L. F. Chuprov //«PEM: Psychology. Educology. Medicine». - №1. - 2015.
© Л. Ф. Чупров, 2015.
© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. — • —
Abstract. Review article on the bibliography of the works of the summer scientific school "Paradigm" (Varna, Bulgaria, August 20-23, 2015). Preface to volume 4 of "Psychology", a list of papers published in volume 4 of "Psychology" and "Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma".
Keywords: psychology, conference, bibliography, selected pages.
Сведения об авторе:
Леонид Федорович Чупров, Dr. h. c. mult., кандидат психологических наук, профессор РАЕ, Full Member of Eu ANH, главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).
.— • —
Подписано в печать 24.08.2015.
© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.
Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции.
При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г.
Регистрационный номер - 07N-4S-SH.