4. Диев, В. С. Философия управления: область исследований и учебная дисциплина / В. С. Диев // Вестник Томского государственного
университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. - № 2. - С. 59-66.
5. Хинтикка, Я. Философские исследования и общее образование / Я. Хинтикка // Вопросы философии. - 2014. - № 4. - С. 84-89.
6. Диев, В. С. Курс «Основы принятия решений» в высшей школе России / В. С. Диев, Г. В. Сорина // Ценности смысла. - 2012. - № 2. -
С. 83-98.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00452. © Диев В. С., 2018
УДК [314.74+316.4]:001.891
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
А. И. Евдокимов
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В работе приводятся результаты анализа теорий отечественных авторов в области изучения влияния международной миграции на региональный социум. В центре исследовательской проблематики находятся авторские подходы Л. Л. Рыбаковского, Т. Н. Юдиной, В. А. Ионцева, В. М. Моисеенко, Ю. В. Арутиняна и Л. М. Дробижевой. Делается вывод о ценности использования социокультурного подхода, с точки зрения выявления и фиксирования состояния напряжённости представителей принимающего сообщества по отношению к мигрантам из-за рубежа.
Ключевые слова: миграция, миграционный процесс, международная миграция, региональный социум, этничность, идентичность.
Феномен «миграции» в XX веке стал объектом повышенного внимания со стороны исследователей и учёных самых разных социально-гуманитарных направлений. Во многом это определилось тем, что данный термин имеет довольно широкую и размытую трактовку. В научной литературе можно встретить сотни определений понятия «миграции», которые в наиболее общем виде сводятся к терминам «мобильности», «подвижности» и «движения» населения. Российский исследователь миграционных процессов Л. Л. Рыбаковский выделяет два фундаментальных подхода к трактовке понятия «миграция»: миграция представляет собой комплекс территориального и социального движения; миграция является совокупностью всяких перемещений людей в пространстве (связанных со сменой места жительства на относительно продолжительный срок) [1, с. 11].
Таким образом, миграционный процесс можно охарактеризовать в качестве совокупности событий, влекущих за собой смену места проживания. Т. Н. Юдина описывает данный процесс через призму взаимодействия таких трёх факторов, как массовый характер, устойчивость и социальное содержание [2, с. 88-89]. Массовый характер миграции связан с объёмом действий, который должен предпринять индивид для того, чтобы этот процесс запустился и состоялся. Миграционный процесс связан с решением большого количества разного рода бытовых, мировоззренческих, политических, экономических, правовых, социокультурных задач на всех стадиях и этапах миграционного движения. Устойчивость проявляется в чёткой причинно-следственной взаимосвязанности миграционных процессов. Несмотря на то, что каждый мигрант сам по себе уникален, действия, которые он совершает для миграции, являются лишь результатом выполнения некоторых заранее заданных условий и схем. С одной стороны, каждое миграционное перемещение является неповторимым событием, и каждый мигрант имеет свой особенный опыт взаимодействия с некоторым количеством акторов и институтов, воздействующих на него в ходе миграционного процесса. С другой стороны, сам миграционный процесс является процедурой довольно формализованной и строго определённой, в силу того что детерминирован набором правовых и экономических барьеров. Наконец, социальное содержание миграционного процесса заключается в том, что миграция зачастую не связана с желаниями отдельных людей, а является результатом изменений, происходящих в определённых обществах и социальных группах. В данном контексте решение о миграции не является прихотью какого-то конкретного человека, а связано с традициями и ожиданиями, присущими определённому социуму. В качестве типичных примеров можно привести трудовую миграцию из экономически неразвитых государств в более развитые, профессиональную, образовательную и даже этническую миграцию (например, возращение немцев в Германию после распада СССР).
Исследование миграции и миграционных процессов в Российской Федерации становится значительной темой социальной и гуманитарной науки в конце 1990-х - начале 2000-х годов. В это время социально-экономическая ситуация в стране начинает период стабилизации, что приводит к активизации внешних иммиграционных потоков из стран бывшего СССР. В. А. Ионцев определяет миграцию как совокупность действий, связанных с территориальным движением, которое происходит на стадии принятия решения о миграции и на стадии адаптации на новом месте: «Международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные совокупностью экономических, политических, социально-демографических и других факторов, или с пребыванием в стране въезда, имеющем долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и т. п.» [3, с. 15].
Значительный вклад в исследования международной миграции внёс Л. Л. Рыбаковский. Его концепция трёхстадийности миграционного процесса является одной из универсальных моделей изучения миграции на
постсоветском пространстве. Исследователь выделяет три основные стадии, которые проходит мигрант в ходе своего движения из страны «исхода» в страну «прихода». Первая стадия - исходная (подготовительная). На ней запускается процесс формирования территориальной подвижности, индивид принимает решение о миграции, определяет риски и возможности для переселения. Вторая стадия - основная. На этой стадии происходит непосредственно переселение мигранта из прежнего места жительства в новое. Третья стадия - заключительная (завершающая). Она связана с процессом адаптации мигранта в новых условиях, приживаемостью на новом месте [4, с. 27-29].
В. М. Моисеенко, основываясь на концепции Л. Л. Рыбаковского, особое внимание обращает на феномен международной миграции. Он выделяет четыре маркера, которые позволяют определять территориальные перемещения людей как «международную миграцию». В качестве первого маркера исследователь предлагает использовать смену административно-территориального субъекта, которая происходит при пересечении государственной границы и ведёт к перемене места жительства. Этим маркером происходит раздел между «международной» и «внутренней» миграцией. В Российской Федерации проживает огромное количество людей разных национальностей, поэтому перемещение человека определённой национальности из одного российского региона в другой регион нельзя считать международной миграцией. Так, если перемещения этнического немца с территории России на территорию Германии можно определить как международную миграцию, то перемещение этнического немца, например, с территории Республики Хакасия в г. Москву таковой считать нельзя. Вторым маркером является продолжительность проживания. Международная миграция связана с длительным периодом пребывания на новом месте, поэтому краткосрочные деловые или туристические поездки никак нельзя отнести к миграционным процессам. Третий маркер - это определённые конкретными факторами (экономическими, политическими, социокультурными) причины миграции. Международная миграция обнажает определённые проблемы и трудности, которые существует в независимых государствах в разных частях мира. Экономические кризисы, отсутствие рабочих мест, высокий уровень безработицы, низкий уровень заработной платы и коррупция являются основными экономическими причинами международной миграции. Политические причины связаны с конфликтами и войнами на территории государств, установлением авторитарных режимов, нарушением прав человека и гражданина. Наконец, социокультурные причины миграции объясняются изменением мировоззренческих установок определённых социальных групп (например, «золотой» молодёжи стран «третьего мира», стремящейся в страны Запада), религиозными мотивами, этнической консолидацией и репатриацией. Четвёртый маркер связан с наличием законодательной базы, корпуса документов, регулирующих отношения в миграционной сфере. Чем более понятным и поработанным является миграционное законодательство страны, чем с большим количеством государств установлены официальные отношения, тем большая вероятность у такой страны стать узлом международных миграционных отношений. Однако вследствие того, что международная миграция может существовать как в легальном, так и в нелегальном виде, необходимо добиваться подобных законодательных мер от как можно большего количества государств [5].
Ю. В. Арутюнян и Л. М. Дробижева являются приверженцами этносоциологического подхода к миграции. В его основе лежит концепция культуры как коллективного способа адаптации к окружающей природной и социальной среде, интегрирующая механизмы миграции с социокультурными традициями и представлениями этносов. В классических теориях миграции сообщества детерминируются особой локальной культурой, с помощью которой проводится раздел между принимающим сообществом и мигрантами. Чем ближе друг к другу располагаются отдельные локальные культуры, тем процесс ассимиляции в местную культуру становится проще для мигрантов. В полиэтничных сообществах может появиться проблема различного восприятия мигрантов отдельными этническими группами. С точки зрения философии культуры особенностью миграции является то, что она неразрывно связывает человека с процессами формирования и воспроизводства этнической идентичности. Этнический фактор играет значительную роль при миграции, сближая или отдаляя различные культуры. Таким образом, миграция становится каналом непосредственного фиксируемого взаимодействия разных культур [6, с. 32].
В результате подобных взаимодействий в условиях усложняющегося социума происходят изменения внутри региональных принимающих сообществ. Можно согласиться с С. Г. Дюкиным и И. В. Самойловой, которые определяют дихотомичность восприятия мигрантов как, с одной стороны, «отчуждаемую противоположность, исключённого Другого», а с другой - «людей, живущих рядом, а подчас тех, с кем мы вынуждены вместе работать или жить по соседству» [7, с. 181]. В такой ситуации представители принимающего регионального сообщества часто занимают свою позицию по отношению к мигрантам не на основе взвешенного анализа и рациональной аргументации, а под воздействием психосоциальной реакции [8].
Международная миграция в современном мире оказывает постоянное давление на региональный социум, поэтому властям, общественным организациям, гражданским активистам и всем связанным с мигрантами лицам необходимо подходить к решению миграционного вопроса путём консенсуса. В нашей стране до сих пор нет единого понимания в реализации концепции внешней политики, поэтому «следует с особой осторожностью относиться к национальным, этническим, культурным факторам» в каждом конкретном регионе [9, с. 74]. Миграция представляет собой особое пространство построения отношений между мигрантами и принимающей средой, в котором происходит актуализация этнического самосознания и определение доминанты отношений с другими этническими группами (аккультурация или локальность). Это провоцирует этнические конфликты, которые запускают этническую идентификацию. В свою очередь трансформация идентичности происходит под воздействием интенсивного поиска различий, в результате которого либо укрепляются представления традици-
онной культуры, либо запускается процесс модернизации под воздействием внешних социокультурных факторов.
Библиографический список
1. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России» / Л. Л. Рыбаковский. - М., 2001. - 159 с.
2. Юдина, Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления / Т. Н. Юдина. - М., 2004. - 400 с.
3. Ионцев, В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В. А. Ионцев. - М., 1999. - 124 с.
4. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения. (Очерки теории и методов исследования) / Л. Л. Рыбаковский. - М., 2003. - 114 с.
5. Моисеенко, В. М. Внутренняя миграция населения / В. М. Моисеенко. - М., 2004. - 285 с.
6. Арутюнян, Ю. В. Трансформация постсоветских наций: по материалам этносоциологических исследований / Ю. В. Арутюнян. -М.: Наука, 2003. - 207 с.
7. Дюкин, С. Г. Миграция в свете проблемы Другого / С. Г. Дюкин, И. В. Самойлова // Научный альманах. - 2016. - № 7-2 (21). -С. 180-184.
8. Евдокимов, А. И. Миграция как фактор трансформации идентичности с точки зрения трансакционализма / А. И. Евдокимов // В мире научных открытий. - 2015. - № 7-10 (67). - С. 3557-3564.
9. Моджина, Н. В. Миграция населения: компаративный анализ концептуальных подходов / Н. В. Моджина // Региональная экономика. Юг России. - 2017. - № 4 (18). - С. 71-78.
Исследование выполнено в рамках гранта Президента РФ МК-587.2017.6.
© Евдокимов А. И., 2018
УДК 325.1(571.1/.5)(571.513)
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ МИГРАЦИЯ В ЮЖНУЮ СИБИРЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
А. И. Евдокимов
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В данной работе даётся характеристика Южно-Сибирскому региону как уникальному полю межэтнических отношений, в котором, помимо представителей местных этнических групп, с каждым годом всё активней начинают действовать мигранты из стран Центральной Азии. На основании данных социологических исследований делается вывод о наличии тенденции в сторону улучшения отношения к центрально-азиатским мигрантам у жителей Республики Хакасия. Мигранты из Кыргызстана выделяются в качестве фокус-группы, позволяющей фиксировать отношение к мигрантам в целом.
Ключевые слова: миграция, миграционный процесс, Центральная Азия, Южная Сибирь, Республика Хакасия, принимающее сообщество, кыргызы.
Центральная Азия (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан) - регион, который имеет давнюю историю взаимоотношений с Российской Федерации на различных уровнях государственно-территориального устройства и в разнообразных формах. В последние годы одной из наиболее популярных форм таких взаимоотношений стала миграция. Для современной России Центральная Азия является основным поставщиком внешних трудовых мигрантов. Распад СССР создал особое пространство отношений между народами, когда-то проживавшими на территории единого государства. Несмотря на наличие ряда закономерностей, связанных с движением миграционных потоков из Центральной Азии в Россию, необходимо учитывать региональные особенности взаимоотношений представителей принимающего сообщества и мигрантов. Такие особенности могут детерминироваться демографическими, экономическими, географическими, историческими и социокультурными факторами.
Специфика Южно-Сибирского региона определяется национальным составом населения. В республиках Южной Сибири проживают представители 4 крупных этнических групп, причём в каждой из республик доля русского и национального компонентов отличается. Так, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, в Республике Хакасия проживает 81,7 % русских и 12,1 % хакасов, в Республике Алтай - 56,6 % русских и 33,9 % алтайцев, в Республике Тыва - 16,05 % русских и 80,96 % тувинцев. Уникальность Южно-Сибирского региона позволяет определить влияние этнического фактора как на миграционный процесс в целом, так и на особенности восприятия мигрантов в принимающих сообществах разнородного этнического состава.
Исследования, проводимые сотрудниками Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, демонстрируют наличие определённой напряжённости в межнациональных отношениях в республиках Южной Сибири, которая определяется не только воздействием локальных межнациональных конфликтов, но социокультурными, политическими и экономическими проблемами современного периода государственного строительства [1].
Южно-Сибирский регион испытывает наибольшее давление со стороны центрально-азиатских мигрантов. Это подтверждается как статистическими данными государственных органов, фиксирующих количество въезжающих на территорию республик Южной Сибири мигрантов, так и результатами массовых и экспертных опросов, проводимыми различными исследовательскими группами в регионе. Поэтому можно утверждать, что миграция из Центральной Азии - самый серьёзный миграционный тренд в Южной Сибири [2].
Анализ результатов массовых социологических исследований в Республике Хакасия демонстрирует положительную динамику восприятия мигрантов из государств Центральной Азии местными жителями. Так, в 2014-м году [3] на вопрос «Как вы относитесь к приезду на заработки в Ваш регион людей из Казахстана,