Научная статья на тему 'Международная логистическая система на российско-китайской границе'

Международная логистическая система на российско-китайской границе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
480
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ван Яньцин

В статье рассказывается о состоянии логистической системы пограничных районов России и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ван Яньцин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Logistic System on the Russia-China Border

The author studies the State of logistic system in regions on the Russia-China border.

Текст научной работы на тему «Международная логистическая система на российско-китайской границе»

В статье рассказывается о состоянии логистической системы пограничных районов России и Китая.

Международная логистическая система на российско-китайской границе

ВАН ЯНЬЦИН,

директор НИИ товарного оборота при Хэйлунцзянском политехническом институте, Харбин, КНР

Состояние логистики между Россией и Китаем характеризуется следующими обстоятельствами и процессами.

Во-первых, быстро увеличивается объем торговли между Россией и Китаем.

Во-вторых, активно развивается и совершенствуется логистическая инфраструктура в пограничных районах.

В условиях возрождения старой промышленной базы на северо-востоке Китая и крупномасштабного освоения Сибири и Дальнего Востока России центральные и региональные власти двух стран уделяют большое внимание созданию торговых переходов в своих пограничных районах, совершенствованию условий осуществления логистических операций, повышению пропускной способности торговых переходов и возможностей логистики. Большие средства направляются на строительство логистической инфраструктуры. В результате совместных усилий сформирована (в основном в пограничных районах) первоначальная российско-китайская логистическая система. Она базируется на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте.

В-третьих, ускоряется строительство логистических центров (зон) в пограничных пропускных пунктах обеих стран.

По мере превращения перевалочных центров в пограничных пропускных пунктах (городах или поселках) России и Китая в комплексные логистические центры эти пропускные пункты

© ЭКО 2008 г.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 167

сами стали интеграционными и комплексными логистическими центрами. Пограничные города РФ и КНР начали строить международные комплексные логистические зоны и центры.

В-четвертых, быстро развивается информатизация международной логистики России и Китая.

Быстрое развитие логистических производств России и Китая нуждается в повышении уровня информатизации логистики. В настоящее время крупнейший пропускной пункт г. Маньчжурия уже стал «электронным городом», эффективность логистических операций на его таможне значительно повысилась.

И, наконец, ускоряется интеграция логистических операций в пограничных пропускных пунктах России и Китая.

Говоря о концентрации международной логистической системы РФ и КНР, остановимся на нескольких моментах.

1. Региональное расположение логистических зон (центров) России и Китая и инфраструктур их узлов.

Приграничные логистические зоны России и Китая находятся в зонах Суйфэньхэ - Гродеково, Маньчжурия - Забай-кальск, а прибрежные зоны - в зонах Тунцзян - Нижнеленинское, Хэйхэ - Благовещенск. Очень важно располагать ло-гистистические зоны и центры на базе существующих сооружений транспортной инфраструктуры и планировать новые объекты логистики в соответствии с современными требованиями.

2. Создание информационной платформы логистики в пограничных районах России и Китая.

Данная платформа предназначена для сбора, обработки и передачи информации о логистической деятельности России и Китая. Следует включить данную платформу в единую региональную информационную систему в целях взаимного увеличения объема и использования необходимой информации.

3. Открытие логистического перехода между районами двух стран.

Исходя из сложившейся обстановки в российско-китайской торговле и тенденций ее перспективного развития, следует сделать упор на строительстве четырех важных логистических переходов: Забайкальск - Маньчжурия - Харбин - Суйфэньхэ -Владивосток (или Находка); Тунцзян - Николаевск - Татарский

168

ЭКО

залив - Японское море - Ниигата (Япония) или Пусан (Корея); Благовещенск - Хэйхэ - Харбин - Далянь; Чита - Логухэ -Харбин - Далянь. Эти переходы связывают пограничные районы с внутренними районами России и Китая.

4. Развитие логистических производств.

Наибольшее влияние на развитие пограничной логистики оказывают пограничные города. Именно в них и должны развиваться логистические производства. Для развития последних целесообразно мобилизовать ресурсы внутренних районов обеих стран.

5. Ускорение процессов интеграции транспорта с логистикой в российско-китайских пограничных районах.

Такая интеграция означает объединение транспортировки и логистики во внутренних районах страны с теми же процессами за ее рубежами. Цель интеграции в том, чтобы постепенно сформировать логистическую систему, которая оказывает высокоэффективные, своевременные и экономичные услуги.

Рекомендации по ускоренному развитию российско-китайской логистики

• Совершенствование ее координационного механизма.

• Интенсивное строительство транспортной и логистической инфраструктуры: ускоренная модернизация железнодорожных станций, речных портов и аэропортов и других объектов.

• Организация взаимных контактов и совместные исследования с целью обмена опытом.

• Интенсивное развитие информатизации логистики в пограничных районах обеих стран, повышение уровня управления логистикой в данных районах.

• Углубление интеграции логистики в пограничных районах России и Китая.

Органы управления в пограничных районах России и Китая должны приложить большие усилия для развития координации и связей двух стран, совместно решить возникающие проблемы, преодолеть институционные и технические барьеры.

Реализация этих мер усилит воздействие логистики на торгово-экономические связи пограничных районов России и Китая и будет способствовать их процветанию.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.