В статье рассказывается о состоянии логистической системы пограничных районов России и Китая.
Международная логистическая система на российско-китайской границе
ВАН ЯНЬЦИН,
директор НИИ товарного оборота при Хэйлунцзянском политехническом институте, Харбин, КНР
Состояние логистики между Россией и Китаем характеризуется следующими обстоятельствами и процессами.
Во-первых, быстро увеличивается объем торговли между Россией и Китаем.
Во-вторых, активно развивается и совершенствуется логистическая инфраструктура в пограничных районах.
В условиях возрождения старой промышленной базы на северо-востоке Китая и крупномасштабного освоения Сибири и Дальнего Востока России центральные и региональные власти двух стран уделяют большое внимание созданию торговых переходов в своих пограничных районах, совершенствованию условий осуществления логистических операций, повышению пропускной способности торговых переходов и возможностей логистики. Большие средства направляются на строительство логистической инфраструктуры. В результате совместных усилий сформирована (в основном в пограничных районах) первоначальная российско-китайская логистическая система. Она базируется на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте.
В-третьих, ускоряется строительство логистических центров (зон) в пограничных пропускных пунктах обеих стран.
По мере превращения перевалочных центров в пограничных пропускных пунктах (городах или поселках) России и Китая в комплексные логистические центры эти пропускные пункты
© ЭКО 2008 г.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 167
сами стали интеграционными и комплексными логистическими центрами. Пограничные города РФ и КНР начали строить международные комплексные логистические зоны и центры.
В-четвертых, быстро развивается информатизация международной логистики России и Китая.
Быстрое развитие логистических производств России и Китая нуждается в повышении уровня информатизации логистики. В настоящее время крупнейший пропускной пункт г. Маньчжурия уже стал «электронным городом», эффективность логистических операций на его таможне значительно повысилась.
И, наконец, ускоряется интеграция логистических операций в пограничных пропускных пунктах России и Китая.
Говоря о концентрации международной логистической системы РФ и КНР, остановимся на нескольких моментах.
1. Региональное расположение логистических зон (центров) России и Китая и инфраструктур их узлов.
Приграничные логистические зоны России и Китая находятся в зонах Суйфэньхэ - Гродеково, Маньчжурия - Забай-кальск, а прибрежные зоны - в зонах Тунцзян - Нижнеленинское, Хэйхэ - Благовещенск. Очень важно располагать ло-гистистические зоны и центры на базе существующих сооружений транспортной инфраструктуры и планировать новые объекты логистики в соответствии с современными требованиями.
2. Создание информационной платформы логистики в пограничных районах России и Китая.
Данная платформа предназначена для сбора, обработки и передачи информации о логистической деятельности России и Китая. Следует включить данную платформу в единую региональную информационную систему в целях взаимного увеличения объема и использования необходимой информации.
3. Открытие логистического перехода между районами двух стран.
Исходя из сложившейся обстановки в российско-китайской торговле и тенденций ее перспективного развития, следует сделать упор на строительстве четырех важных логистических переходов: Забайкальск - Маньчжурия - Харбин - Суйфэньхэ -Владивосток (или Находка); Тунцзян - Николаевск - Татарский
168
ЭКО
залив - Японское море - Ниигата (Япония) или Пусан (Корея); Благовещенск - Хэйхэ - Харбин - Далянь; Чита - Логухэ -Харбин - Далянь. Эти переходы связывают пограничные районы с внутренними районами России и Китая.
4. Развитие логистических производств.
Наибольшее влияние на развитие пограничной логистики оказывают пограничные города. Именно в них и должны развиваться логистические производства. Для развития последних целесообразно мобилизовать ресурсы внутренних районов обеих стран.
5. Ускорение процессов интеграции транспорта с логистикой в российско-китайских пограничных районах.
Такая интеграция означает объединение транспортировки и логистики во внутренних районах страны с теми же процессами за ее рубежами. Цель интеграции в том, чтобы постепенно сформировать логистическую систему, которая оказывает высокоэффективные, своевременные и экономичные услуги.
Рекомендации по ускоренному развитию российско-китайской логистики
• Совершенствование ее координационного механизма.
• Интенсивное строительство транспортной и логистической инфраструктуры: ускоренная модернизация железнодорожных станций, речных портов и аэропортов и других объектов.
• Организация взаимных контактов и совместные исследования с целью обмена опытом.
• Интенсивное развитие информатизации логистики в пограничных районах обеих стран, повышение уровня управления логистикой в данных районах.
• Углубление интеграции логистики в пограничных районах России и Китая.
Органы управления в пограничных районах России и Китая должны приложить большие усилия для развития координации и связей двух стран, совместно решить возникающие проблемы, преодолеть институционные и технические барьеры.
Реализация этих мер усилит воздействие логистики на торгово-экономические связи пограничных районов России и Китая и будет способствовать их процветанию.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
169